Виды восприятия

Содержание

«Как мне вырезали аппендикс»

Несколько лет назад мы с друзьями решили сходить на шашлыки. В пятницу после работы отправились в магазин, купили пива, и тут выяснилось, что на шашлыки денег не хватает. Поэтому в рюкзаки отправились хлеб, самые дешевые сосиски, кэтчуп и майонез.

Когда пиво выпили, еды осталось еще прилично. Я сожрал больше всех и чувствовал, что мой живот вот-вот лопнет.

В субботу немного отпустило, в воскресенье живот продолжал набухать.

«Все дело в дешевых сосисках», – подумал я, собираясь в понедельник на работу. Когда я вечером вернулся домой, живот продолжал вздуваться. «Отравление сосисками» было странным: ни газов, ни срыва днища. Было чувство, что в животе кто-то завелся, и сейчас стремительно растет. Я очканул и позвонил в «скорую».

– Примите «Ношпу», через час звоните, – ответили мне.

Тогда я еще не знал, что при аппендиците «Ношпа» не действует, и это является одним из методов диагностики, если так можно сказать, на дому, когда врач не может пощупать больного. Так как я этого не знал, то забил на совет и сам поехал в хирургию, где у нас располагается и травмпункт.

Врачи травмпункта сидели и скучали над кроссвордом. В нашем городке мало что происходит. И поэтому, когда я появился на пороге и заявил о своем животе, медики оживились и даже обрадовались.

– Давай на кушетку! – скомандовал хирург. – Так больно? А так? Ну все, аппендицит. АППЕНДИЦИТ!!! У НАС АППЕНДИЦИТ!!! – закричал он коллегам в приемную.

В дверях появился еще один медик. Он взял у меня кровь, провел какие-то манипуляции и подсунул мне под нос чашку Петри:

– Вот! Видишь, какая реакция? Аппендицит!

Я видел только разводы в чашке, но на всякий случай с пониманием кивал головой.

Меня передали медбрату, который сначала зафигачил нехилый укол антибиотика, а потом повел к ванне и начал засовывать в рот прозрачную трубку, ободрав все горло. По сценарию, мне нужно было блевануть, но через трубку я этого сделать почему-то так и не смог.

Сейчас я чувствовал себя гораздо хуже, чем в тот момент, когда ехал в больницу.

Потом меня отправили брить живот и пах. Я разделся и залез в ванну, в которую несколько минут назад блевал.

– Сам, или помочь? – я обернулся и увидел огромную женщину-врача на пороге. Такая может сбрить не только волосы. От ее помощи я вежливо отказался.

После меня завернули в простыню, отобрали все вещи, посадили на каталку и по длинному коридору повезли в операционную.

– А у нас аппендицит! А мы на операцию! Аппендицит, коллеги, посмотрите! – раздавался за спиной бас огромной женщины-врача. Коллеги, улыбаясь, выглядывали из-за дверей. Я так и не понял, почему мой воспаленный аппендикс вызвал у медиков столько радости.

Как король я доехал до операционной на пятом этаже, а у дверей был пренебрежительно вывален из каталки.

– Дальше сам, – скомандовала женщина-врач и удалилась, громыхая каталкой. Я сделал несколько робких шагов в операционную. Играло радио, было уютно и светло.

– Так вот где людей режут…, – поздоровался я.

– Режут в подворотне, а здесь оперируют. На стол ложись, – сказали мне.

Я лег на операционный стол, а врачи начали привязывать мои руки и ноги.

– Зачем вы меня привязываете, я никуда не убегу, – сказал я.

– Знаем мы вас.

Тут пришел анестезиолог.

– Лекарства все переносишь?

– Не знаю, я все не пробовал, – ответил я.

– Сейчас ты попробуешь самое главное лекарство, – сказал анестезиолог и опустил на мое лицо маску. Я начал интенсивно дышать — это же наркоз, и я не хотел, чтобы его вдруг оказалось слишком мало и я проснулся на самом интересном моменте.

– Ты дурак? Ты че делаешь? – спросил анестезиолог и убрал маску.

– Но наркоз… – ответил я.

– Это кислород.

– А где наркоз?

– А вот, – анестезиолог загадочно улыбнулся и нажал на поршень шприца. Я только сейчас заметил в вене катетер.

– Чувствуешь что-нибудь? – спросил он.

– Да.

– Что?

– …

___

– Эй, просыпаемся! Перебирайся сюда.

– Самое интересное я пропустил, – я перелег на каталку и снова вырубился.

Я окончательно отошел от действия «самого главного лекарства». В палате я лежал с двумя пузатыми мужиками, которым делали операцию по удалению желчного пузыря.

Один уже вернулся, а второго еще только ждала очередь в операционную. Второй постоянно спрашивал первого, как все прошло. А первый просыпался от наркоза, нес всякую чушь и снова забывался.

Справа лежал тощий мужик, который круглосуточно слушал «Дороооожное радиуууооо», чем неимоверно бесил.

В туалете везде были поручни. Я подумал, что кому-то, должно быть, очень тяжко справлять свои дела, раз здесь столько поручней. Не то что мне. Я встал напротив унитаза и засунул мешавшую трубочку в труселя. Уже в процессе я осознал, что изначально мне все-таки стоило сесть. С каждой каплей силы покидали меня, и от падения на унитаз спасли эти самые поручни.

Через пару дней мой сон был был прерван медиками, которые сорвали одеяло и уже отлепляли лейкопластырь от трубочки в том месте, где она уходила в мой живот.

– Глубокий выдох!

Я успел сделать только вдох, но медсестра уже тянула дренаж. По моим подсчетам, трубка уходила внутрь сантиметров на десять. Она оказалась раза в три длиннее. Если бы я знал заранее, достал бы телефон и снял на видео. Потом бы медсестра достала из меня связку платков, кролика и еще какую-нибудь хрень. Но все это фантазии.

Операция Аппендицит Аппендикс Медицина Врачи Длиннопост Текст

Ниже мы рассмотри управленческую парадигму: «идеальный руководитель = идеальный подчиненный».

Цитата из книги «Догнать зайца» Стивена Спира: «Руководитель самого высшего ранга является самым подчиненным работником».

Данный тезис, больше гипотеза, чем реальный факт, ибо идеального не существует. Правда, этот принцип имеет небольшое противоречие с тезисом Аристотеля, который утверждает, что «качество властвовать в принципе отличается от природы подчиняться»(«Политика» Аристотель), хотя цитата «нельзя хорошо управлять не научившись повиноваться»  тоже его. Очень близок к вышеизложенному  еще один тезис: «идеальное управление=отсутствию управления»(по Лао Цзы), но оно не требует доказательств, из-за своей очевидности, т.е. подчиненные управляются, но воспринимают «акт управления» не как управление. 

С точки зрения Гегеля «идеальный руководитель = идеальному подчиненному», это норма, и чем дальше от этого идеала тем будет ниже качество и руководителя, и подчиненного. Кстати, логика Аристотеля(формальная логика) и логика Гегеля(диалектическая логика)являются противоположенностями, т.е. взаимоисключают друг друга . Аристотель утверждает, что человек может быть или женщиной или мужчиной. Согласимся, что тут все верно. а Гегель утверждает, что человек является одновременно и мужчиной и женщиной. На первый взгляд это выглядит ложным, но если чуток задуматься, то выясняется,что в каждом человеке есть и женское начало и мужское, каждый человек независимо от пола носит в себе оба начала.

Давайте рассмотрим принцип/гипотезу «идеальный руководитель = идеальному подчиненному» с практической точки зрения, попробуем найти где там практическая польза. 

Представим себе, что данный принцип не гипотеза, а реальность. Допустим такой подчиненный работает в организации, т.е. подчиненный «который обладает  компетенциями идеального руководителя». Если мы сравним кую-нибудь типичную ситуацию, когда руководитель компании ставит задачу подчиненным разница между «обычными» подчиненными и тем кого мы имеем ввиду будет отчетливо выявятся. Практика нам показывает, что большинство подчиненных. достаточно лояльных плохо справляются со сложны задачами, если задачи новые и не разбиты на простые шаги с постановкой навыка у подчиненного. Как мы с вами можем судить в реальной жизни компании возникает много «мелочей», который руководитель по объективным и субъективным причинам не может предусмотреть. В итоге, выполнение сотрудники плохо выполняют поставленные перед ними задачи, и руководство нужно тратить много усилий и времени, постепенно приучить их к правильным действиям. Теперь вопрос: «Как вы думаете, кто из сотрудников лучше понимает руководителя и лучше решит поставленную задачу, обычный сотрудник или тот сотрудник. о котором мы говорим (тот который обладает компетенциями идеального руководителя) ?». Думаю, ответ очевиден. Кстати, по этим причинам и стоит обучать сотрудников управленческим компетенциям. А ситуацию, когда руководитель сталкивает со сложной задачей, со многими неизвестными, когда токовый совет разбирающегося компетентного человека явно не было бы лишним и говорить не стоит. Сотрудники обладающими управленческими навыками явно будут полезнее для руководителя, чем обычные сотрудники, без таких компетенций. 

Если мы зададимся вопросом: «А есть ли вред от такого подчиненного, который обладает компетенциями управленца?», то ответ будет двояким. Будет только польза, если руководитель и такой подчиненный придерживаются высоких этических норм и ценностей. Будет вред, если такой подчиненный обладает деформированными нравственными качествами. *деформированными нравственные качества — корыстолюбие, жадность, гордыня, тщеславие и т.д. являются для этого человека чем-то вполне нормальным. Как мы видим, как только уровень профессионализма доходит до высоких степеней, основным оценочным критерием сотрудника служит уже нравственные ценности. Честно говоря эти ценности важны на любом уровне, но на профессиональном уровне они становятся критичными.

А теперь рассмотрим, какая может быть польза от руководителя, который обладает качествами идеального подчиненного. Тут чуть проще, найти нам практическую пользу, в свете вышесказанного. Достаточно поставить риторический вопрос и все встанет на свои места. Вопрос: «Как вы думаете, в каком случае эффективность руководителя будет выше, когда он ставит задачи свои подчиненным » как обычно» или когда руководитель идеально знает все нюансы исполнения сотрудника(где какие проблемы возникают, как их обычно решают и т.д.)?» Думаю ответ тоже очевиден. Руководитель, который идеально знает проблемы исполнения задач сотрудниками, как все это должно быть и как на самом деле это бывает, и как эту дельту уменьшит, будет явного более эффективным руководителем.

А как можно стать таким руководителем? 

Очевидно, что если мы станем подчиненным своего подчиненного, то и управления не будет(тут стоит посмотреть отрывок про «суслика»).

Тут ничего странного нет, хотя все так выглядит. Если мы хотим улучшить качество выполняемых работ нашими сотрудниками, то естественным будет им помочь(банально, но это так). Первым кто должен беспокоится об эффективности сотрудников, это руководитель и он же кто ДОЛЖЕН ПОМОЧЬ сотруднику. А как лучше помочь(управлять), чтобы это не воспринималось как управление, это помочь в качестве подчиненного — «спрашивая, как мне вам помочь улучшить работу».

Данный постулат имеет более далеко идущие последствия, которые можно дополнить вопросом » Что мне лично сделать, чтобы помочь вам стать более эффективным?» или выражаясь более простым языком «Чем я смогу вам помочь, в стоящих перед вами задачах?»

Близко к этому выразился Питер Друкер в требованиях к управленцам Качества эффективных управляющих по Питеру Друкеру: «Самородки постоянно спрашивают себя и своих коллег: «Что мне нужно сделать, чтобы максимизировать мой вклад в фирму?»

***

Виды перцепции

Перцепция классифицируется в зависимости от работающих органов восприятия:

  1. Зрительная. Светочувствительность, особое строение глаза инициирует возбуждение, которые регулируются в коре головного мозга посредством зрительных нейронов. Так человек различает цвета, воспринимает расстояние, пространство.
  2. Осязательная. Кожные и двигательные анализаторы отражают такие свойства предметов как пространственные и физические. Тактильные, болевые, температурные ощущения участвуют в данном виде перцепции. Происходит осязательное восприятие с помощью рук.
  3. Слуховая. Слуховое восприятие мира происходит за счет человеческого уха. С его помощью мы слышим и различаем звуки, получаю полную картину мира. А звук – это один из регуляторов человеческого поведения и его деятельности.

Перцептивный процесс может проходить по отдельно взятым видам. Целостное восприятие мира происходит за счет комплексной работы всех видов восприятия.

Свойства восприятия

  • Предметность — объекты воспринимаются не как бессвязный набор ощущений, а как образы, составляющие конкретные предметы.
  • Структурность — предмет воспринимается сознанием уже в качестве абстрагированной от ощущений смоделированной структуры.
  • Апперцептивность — на восприятие оказывает влияние общее содержание психики человека.
  • Константность — постоянство восприятия одного и того же дистального объекта при изменении проксимального стимула.
  • Избирательность — преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими.
  • Осмысленность — предмет сознательно воспринимается, мысленно называется (связывается с определённой категорией), относится к определённому классу.
Осмысление состоит из этапов:

  1. Селекция — выделение из потока информации объекта восприятия
  2. Организация — объект идентифицируется по комплексу признаков
  3. Категоризация и приписывание объекту свойств объектов этого класса

Константность восприятия

Константность — постоянство восприятия одного и того же дистального объекта при изменении проксимального стимула, способность распознавать один и тот же объект на основе различающейся сенсорной информации (ощущений). Воспринимаемый в различных обстоятельствах и условиях объект рассматривается как один и тот же. Так, яркость объекта как величина характеризующая отражённый свет изменяется если переместить его из слабо освещённой комнаты в комнату с хорошим освещением. Тем не менее объект при изменении проксимальной стимульной информации в обоих случаях рассматривается как один и тот же. Можно выделить константность таких свойств объекта как размер, форма, яркость, цвет. Константность восприятия формы исследуется на установке, основными элементами которой являются квадрат-эталон (со стороной 10 см) и прямоугольник-измеритель (шириной 10 см). Квадрат-эталон всегда в опыте наклонён к наблюдателю, а плоскость прямоугольника-измерителя должна быть перпендикулярна оси зрения испытуемого. Высота прямоугольника-измерителя может изменяться испытуемым с помощью специальной кнопки. Испытуемого просят подобрать такую высоту прямоугольника-измерителя, чтобы он имел ту же видимую форму, что и наклонённый квадрат-эталон. В опыте варьируется наклон квадрата-эталона (25°, 30°, 35° и 40°). Для каждого значения наклона эталона испытуемый четыре раза подравнивает высоту измерителя. Таким образом получаются данные для вычисления коэффициента константности.

Константность восприятия измеряется коэффициентом константности по формуле Брунсвика — Таулесса:

K=V−PR−P{\displaystyle K={\frac {V-P}{R-P}}}

где V{\displaystyle V} — высота прямоугольника-измерителя, которую установил испытуемый в стремлении подравнять видимые формы измерителя и эталона,
R{\displaystyle R} — высота квадрата эталона, P=R⋅cos⁡α{\displaystyle P=R\cdot \cos \alpha },
где α{\displaystyle \alpha } — угол наклона квадрата-эталона.

Константность восприятия формы в опытах с инверсией поля зрения с помощью инвертоскопа падает до нуля, а в процессе адаптации восстанавливается, достигая доэкспериментального уровня. Эксперименты с инверсией поля зрения человека проводятся для исследования механизмов константности зрительного восприятия.

Одно из объяснений константности восприятия основывается на различении восприятия и чувствительности (ощущения). Восприятие действительных свойств объектов это субъективный психический процесс связывающий ощущения (чувственный опыт) свойств объекта с другой стимульной информацией.

Пример иллюзии Понцо. Обе горизонтальные линии имеют одинаковый размер.

Так свойство размера объекта связывается с расстоянием до объекта, яркость объекта связывается с освещенностью. Субъективный психический процесс восприятия, который позволяет человеку признавать объект одним и тем же даже если он располагается на разном расстоянии от него (у объекта в таком случае различный угловой размер — если он на большом расстоянии — малый угловой размер, если на маленьком расстоянии — большой угловой размер) в некоторых случаях сопровождается «регрессом к действительным объектам». Примером регресса к действительным объектам как следствия константности восприятия являются оптические иллюзии. Так иллюзия Понцо показывает, как осуществляемая восприятием регрессия к действительным объектам, которые располагаются в трехмерном мире, в случае с двухмерным объектом — рисунком — заставляет человека воспринимать горизонтальный отрезок у сходящихся концов вертикальных линий как более длинный, чем отрезок, расположенный у расходящихся концов тех же вертикальных линий, как будто последний расположен «ближе» к наблюдателю.

Факторы восприятия

Внешние

  • размер
  • интенсивность (в физическом или эмоциональном плане)
  • контрастность (противоречие с окружением)
  • движение
  • повторяемость
  • новизна и узнаваемость

Внутренние

  • стереотипность восприятия, установка восприятия: ожидание увидеть то, что должно быть уви́дено по прошлому опыту
  • потребности и мотивация: человек видит то, в чём нуждается или что считает важным
  • опыт: человек воспринимает тот аспект стимула, которому научен прошлым опытом
  • я-концепция: восприятие мира группируется вокруг восприятия себя
  • личностные особенности: оптимисты видят мир и события в позитивном свете, пессимисты, напротив, — в неблагоприятном

Три механизма селективности восприятия:

  • принцип резонанса — соответствующее потребностям и ценностям личности воспринимается быстрее, чем несоответствующее
  • принцип защиты — противостоящее ожиданиям человека воспринимается хуже
  • принцип настороженности — угрожающее психике человека распознаётся быстрее прочего

Восприятие — что это?

Термин «восприятие» можно рассматривать в двух контекстах. В одном из них:

В данном случае понятие представляет собой глагол, то есть действие.

Чаще всего наука (что это?) использует первый вариант значений. На него мы и будем опираться в этой статье.

Восприятие является синонимом слова перцепция, которое, в свою очередь, в переводе с латинского perceptio означает субъективное, чувственное познание окружающей среды. Также равнозначно используются такие слова, как: оценка, приятие, созерцание и другие.

Что такое восприятие простыми словами? В процессе жизни человек не перестает заниматься познанием мира. Например, в магазине вас заинтересовала какая-то вещь: вы возьмете ее в руки, чтобы понять, какой она текстуры, веса, плотности, цвета, запаха, вкуса и так далее, то есть задействуете необходимые органы чувств (еда – вкус, книга – зрение).

Все эти характеристики вызывают разные ощущения, которые в совокупности рождают образ предмета. Процесс познания, таким образом, и есть восприятие.

Важно отметить, что восприятие в психологии – это не только сумма ощущений. Сюда также входят наши индивидуальные знания и представления о мире

Данный феномен тесно связан с другими психическими процессами: памятью, мышлением, речью, мотивационной сферой и вниманием

Восприятие времени

Этот вид восприятия стоит особняком не только потому, что мало изучен, но и потому, что сложно определить, с какой сенсорной системой он связан. Скорее всего, восприятие времени зависит от разных рецепторов – чувствительных нервных клеток, в том числе расположенных во внутренних органах.

Наше тело может существовать только в настоящем, а вот разум способен «путешествовать» в прошлое и прогнозировать будущее. Ощущение времени – это полностью продукт работы головного мозга, поэтому оно так субъективно и завит от множества факторов:

  • настроения,
  • заинтересованности,
  • чувства тревоги,
  • состояния ожидания.

Наиболее распространенная точка зрения объясняет, что наше представление о промежутках времени связано с биоритмами, то есть с ритмическими процессами в нашем организме. Это и сокращение сердца, и дыхание, и процессы обмена веществ в клетках, и время прохождения сигнала по нейронным цепям и т. д.

Эти явления важны, но недостаточны для понимания сущности восприятия времени, так как оно связано не только с внутренними процессами, но и с событиями внешнего мира. Чем больше интересного и значимого случается в нашей жизни, тем короче кажется временной промежуток.

  • Неделя, заполненная интересной работой или активным, увлекательным отдыхом, пролетает мгновенно.
  • А пустое время, когда скучно и ничего интересного не происходит, тянется как резина. Думаем, все помнят, как долго тянулся скучный урок в школе.
  • Еще продолжительнее кажется промежуток, связанный с ожиданием и тревогой.

Восприятие как психический процесс возникает в момент непосредственного контакта с реальностью. Оно сиюминутно и неустойчиво. Но благодаря ему, нам доступно все многообразие окружающего мира, данного в ощущениях. Информация, поставляемая восприятием, сохраняется в нашей памяти в виде ярких образов и служит необходимым материалом для мышления.

Виды восприятия

Мир огромен и разнообразен: каждый предмет или явление воспринимается посредством разных приемников или анализаторов, один из которых всегда ведущий.

При чтении печатной информации мы в большей степени опираемся на зрение, в еде – на вкусовые ощущения, обнимая человека, воспринимаем его через тело, тактильный контакт.

Существует несколько классификаций видов восприятия:

По модальности:

  1. зрительное – создание зрительного образа:
  2. слуховое – восприимчивость звуков;
  3. осязательное восприятие – считывание информации о среде через тактильные ощущения;
  4. обонятельное – различение запахов;
  5. вкусовое – построение образа с помощью вкусовых ощущений.

В зависимости от ведущего анализатора:

  1. Простой вид – это зрение, слух и осязание. Такой вид восприятия есть у всех здоровых людей. В зависимости от того, какой анализатор человек использует чаще всего, его относят к группе людей с соответствующим типом восприятия:

    1. кинестетический (ощущения, движение) – человек (его называют кинестетик) считывает информацию, опираясь больше всего на движение предметов, ощущения, которые эти предметы вызывают. В его речи постоянно звучат слова «взять», «ухватить», «пробовать», «ощутить», «почувствовать»;
    2. аудиальный (звук) – большая часть восприятия мира происходит с помощью слуха. Такие люди часто говорят «я слышу», «послушайте», «слушать», «звучит» и другие;
    3. визуальный (зрение) – ведущим приемником являются глаза: «я вижу», «смотрю», «представляю».

    Таким образом, прислушавшись к тому, как человек говорит, можно вычислить его индивидуальный тип простого восприятия. Это знание поможет решить вечную проблему взаимодействия – неспособность понять друг друга. Последнее происходит именно из-за разных способностей «видения» мира.

  2. Сложный – представляет собой сочетание двух и более типов восприятия в разной комбинации: например, зрительно-слуховой или зрительно-двигательно-слуховой. Так происходит, если индивид использует конкретную пару или тройку анализаторов одинаково часто.
  3. Специальный вид – это специфическое восприятие, процесс которого зависит от воспринимаемого объекта: слушаете ли вы музыку, что-то едите или стараетесь высчитать время и пространство, а может анализируете чье-либо отношение к вам – каждая ситуация «требует» своего подхода. Вы не можете попробовать музыку на вкус, понюхать текст и рассказать о чем он, сделать вывод о мягкости предмета, не дотронувшись до него.

По способу актуализации:

Восприятие в психологии также может быть произвольным и непроизвольным. Первое обязательно имеет цель, намерение и осознанность действий. Например, ребенок читает книгу и понимает, зачем он это делает

Он направляет в эту деятельность все свое внимание, сосредотачивает зрение на буквах, держит учебник в руках

Непроизвольное восприятие вызвано средой, а не целями индивида. Яркий пример: реакция ноги на молоточек невропатолога, которым он ударяет под коленную чашечку, чтобы проверить физиологические реакции.

II. По форме существования материи:

– пространства,

– времени,

– движения.

4.Восприятие социальных объектов.Восприятие людей друг друга в обществе
называетсясоциальной перцепцией.

Восприятие социальных объектов – себя
и других – подчиняется тем же механизмам,
о которых говорилось ранее, но некоторые
из них имеют свои специфические
проявления. Так, например, фактор
«предшествующий опыт» проявляется в
феноменах приписывание, установка,
стереотипизация и предубеждение.

Приписывание начинает действовать в
условиях дефицита информации о другом
человеке. Оно осуществляется либо на
основе сходства поведения воспринимаемого
человека с каким-либо другим образцом,
имевшимся в прошлом опыте субъекта
восприятия, либо на основе анализа
собственных мотивов, предполагаемых в
аналогичной ситуации.

Приписывание включается в более общий
план – установку. Особенно значительна
ее роль при формировании первого
впечатления о незнакомом человеке.
Экспериментальные исследования показали,
что воспринимающий субъект первоначально
«видит» другого именно таким, какова
была установка. Стереотип возникает
при тенденции «извлекать смысл» из
предшествующего опыта, строить заключения
по сходству с этим предшествующим
опытом, не смущаясь его ограниченностью.
Одним из следствий стереотипизации
являются предубеждения. Если суждение
строится на основе прошлого ограниченного
опыта, а опыт этот был негативным, всякое
новое восприятие представителя, например,
той же самой группы, окрашивается
неприязнью. Восприятие других людей
преломляется также через профессиональную
принадлежность: когда говорят о восприятии
окружающего мира, то в какой-то мере
можно вести речь о профессиональном
видении человека.

Выработанные в детстве установки могут
определить не только то, что и как надо
видеть, но они во многом обусловливают
все виды восприятий, формируют глубоко
своеобразный вариант картины мира, и в
этот мир легко входит только то, что
соответствует его законам. Те впечатления,
которые им противоречат, нередко
видоизменяются или вообще отбрасываются.
Когда человеку приходится воспринимать
какую-то несовместимую с его внутренними
убеждениями информацию, у него возникает
неприятное переживание психологического
дискомфорта – когнитивный диссонанс.
Дальше человек сознательно или
несознательно старается как-то выйти
из этого тревожного состояния: новая
информация либо просто отбрасывается,
либо обесценивается

Важно понять, что
существует барьер восприятия, возникающий
благодаря нашей внутренней позиции

Советский историк и психолог Б.Ф. Поршнев
считал, что информация между людьми
проходит через фильтр доверия или
недоверия. Информация может быть
абсолютно истинной и полезной и всё-таки
остаться непринятой, не пропущенной
фильтром, и, наоборот, информация может
быть ложной и вредной, но принятой в
силу доверия. На учёте личностных
факторов восприятия основаны все
проективные методы изучения внутреннего
мира человека. Например, что испытуемый
увидит или чего не увидит в причудливых
пятнах Роршаха зависит от того, что у
него на душе. Короче говоря, скажи мне,
что и как ты воспринимаешь, и я скажу,
кто ты. Содержание данной темы отражено
в рис. 6, 7, 8.

Вопросы для повторения

  1. Что общего и различного у ощущения и
    восприятия? Приведите примеры.

  2. Какие свойства ощущений Вы знаете?

  3. Какие основания классификаций и виды
    ощущений Вы знаете?

  4. Назовите свойства восприятия.

  5. Охарактеризуйте виды восприятия.
    Приведите примеры.

  6. Расскажите о роли социальной перцепции
    в жизни людей.

Рис. 6. Ощущение и восприятие (студентка
Е. Лесова, ЭиУ-329)

Рис. 7. Ощущение и восприятие (студентка
Е. Мальцева, ЭиУ-329)

Рис. 8. Ощущение и восприятие (студентка
Ю. Гоглидзе, ЭиУ-428)

Что такое восприятие: определение понятия

Восприятием называют познавательный процесс, который формирует в нашем сознании определённую картину окружающего мира.

Причём, картина эта не объективная, а носит характер субъективный, то есть, окрашенный личными впечатлениями.

Процесс этот ещё называют перцепцией, начинается он с действия наших органов чувств: зрения, слуха, осязания и пр, когда мы получаем первичную информацию о каком-нибудь предмете или явлении.

На этой стадии восприятия, который называется нижним уровнем, останавливается познание мира простейшими.

Но позвоночные, например, способны не только получать определённую информацию, но и анализировать её, оценивать с точки зрения предполагаемой опасности, полезности или побуждения к какой-то деятельности или движениям.

У человека этот процесс выражен наиболее полно. Осмысление информации, полученной от органов чувств, имеет достаточно много этапов и видов.

Такое воистину разумное восприятие окружающего мира — это его высший уровень, его называют апперцепцией.

Вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, называется наглядно-действенным.

Качество и интенсивность ощущений

Качество и интенсивность – главные характеристики реакции на раздражение рецепторов. Качество дает исследователю информацию о том, чем данная реакция рецепторов отличается от других аналогичных реакций. Так, например, вкусовые ощущения очень разнообразны: человек точно может отличить горький вкус от сладкого. Та или иная характеристика вкуса зависит от химического состава продукта, именно этим определяется качество вкусовых ощущений.

Дополнительная информация. Качество ощущений часто отождествляют с их модальностью, так как она отражает основное свойство того или иного анализатора.

Количественной величиной рецепторных реакций является интенсивность. Она определяет силу действия раздражителя и силу работы рецептора. Примером изменения интенсивности впечатлений может служить способность человека воспринимать запахи: во время простудного заболевания, сопровождающегося заложенностью носа, она снижается.

Формы и принципы восприятия

  • Фигура — фон — восприятие выделяет фигуру из фона.
  • Константность — объекты длительное время воспринимаются одинаково.
  • Группировка — однообразные стимулы группируются в структуры.
Принципы группировки:

  • Близость — расположенное рядом воспринимается вместе.
  • Подобие — схожее по каким-то признакам воспринимается вместе.
  • Замкнутость — человек склонен заполнять пробелы в фигуре.
  • Целостность — человек склонен видеть непрерывные формы, а не сложные комбинации.
  • Смежность — близкое во времени и пространстве воспринимается как одно.
  • Общая зона — стимулы, выявленные в одной зоне воспринимаются как группа.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector