Восприятие: понятие, виды, свойства

Тест для исследования детей

Детской апперцепции тест был создан Л.Беллак и С.С.Беллак. Исследование по этой методике проводится с детьми в возрасте от 3 до 10 лет. Суть его в демонстрации различных картинок, на которых изображены животные, занятые разной деятельностью. Ребенку предлагается рассказать историю, опираясь на картинки (чем заняты животные, что происходит на изображении и так далее). После описания психолог переходит к уточняющим вопросам

Важно показывать картинки в определенной последовательности, в порядке их нумерации

Данная методика дает возможность выявить следующие параметры:

  1. Ведущие мотивы и потребности.
  2. Отношения с родственниками (братьями, сестрами, родителями).
  3. Внутриличностные конфликты.
  4. Особенности защитных механизмов.
  5. Страхи, фобии, фантазии.
  6. Поведение среди сверстников.

Беря за основу понятие «апперцепция» (это осознанное, осмысленное, вдумчивое восприятие реальности исходя из прошлого опыта), важно вовремя подкорректировать влияние полученных знаний у ребенка, чтобы в дальнейшем у него сложились правильные понятия об объектах мира

Перцепция и апперцепция

Человек воспринимает окружающий мир. Как именно он это делает? Здесь может прослеживаться не только апперцепция, но и перцепция. В чем их отличие?

  • При апперцепции человек воспринимает мир осознанно, четко, в зависимости от прошлого опыта, имеющихся знаний, целей и направленности своей деятельности. Она является активной формой познания окружающего мира с целью дополнения собственных знаний и опыта.
  • При перцепции человек является «невключенным». Ее еще называют «бессознательной перцепцией», когда мир воспринимается просто так, нечетко, независимо.

Перцепция может не нести в себе никакого смысла и значения. Человек видит и чувствует окружающий мир, однако поступающая информация является настолько незначительной, что человек не обращает на нее внимания, не запоминает.

При апперцепции человек действует осознанно, выискивая из окружения то, что поможет ему в решении некой когнитивной задачи.

Простым примером перцепции и апперцепции является звук, который раздается недалеко от человека:

Если индивид обращает на него внимание, анализирует, осознает, запоминает произошедшее, тогда говорится об апперцепции.
Если индивид услышал, но не обратил внимания, не потрудился осознать происходящее, говорится о перцепции.

Перцепция и апперцепция взаимосвязаны

Часто бывают ситуации, когда человек сначала не обращает внимания на какие-то явления или людей, а потом нуждается в их воспроизведении, когда в процессе апперцепции осознает важность их запоминания. К примеру, человек знал о наличии какого-то сериала, однако не смотрел его

Познакомившись с интересным собеседником, заходит разговор о данном сериале. Человек вынужденно вспоминает о той информации, на которую он ранее не обратил внимания, теперь делая ее осознанной, четкой и нужной для себя.

Социальная перцепция характеризуется восприятием другой личности, соотнесением сделанных выводов с реальными факторами, осознание, интерпретация и прогнозирование возможных действий

Здесь происходит оценка объекта, на которого было направлено внимание субъекта. Самое главное – данный процесс является взаимным

Объект со своей стороны становится субъектом, который оценивает личность другого человека и делает вывод, ставит оценку, на основе чего формируется определенное отношение к нему и поведенческая модель.

Функциями социальной перцепции становятся:

  1. Познание самого себя.
  2. Познание партнеров и их взаимоотношения.
  3. Установление контактов эмоционального характера с теми, кого человек считает надежными и нужными.
  4. Готовность к общей деятельности, где все будут достигать определенных успехов.

Что представляется в вашем сознании, когда слышите то или иное слово, так вы и реагируете, видите окружающий мир. Мир сам по себе ни плохой, ни хороший. Он такой, какую оценку вы ему даете.

Здесь можно услышать: «А как же люди, которые постоянно мешают жить, обижают, предают?». Почему бы по мере своего успокоения после негативной ситуации или расставания не смотреть на своего обидчика с улыбкой? Ведь в другом человеке есть что-то хорошее, что вам когда-то нравилось, вместе с ним у вас в жизни происходили приятные события. Пока вы смотрите на своих обидчиков с улыбкой, они не могут вам причинить вреда и отнять у вас счастье. Более того, вы можете взять от них те качества, которые вас когда-то привлекали, и воспитать их в себе. Ведь пока вы стараетесь избегать своих обидчиков, пытаетесь их забыть, они причиняют вам боль при каждом воспоминании или напоминании о них. Вы тратите силы на то, чтобы убежать, вместо того чтобы просто не реагировать и развиваться, становиться лучше и сильнее.

Если вам что-то не нравится, просто измените свое отношение. Перестаньте бояться, прятаться, бегать. Начните не реагировать на неприятные вещи, но видеть их, а время уделять лишь тому, что вас радует. Ведь мир зависит от вашего видения его

Он может быть красивым и счастливым, если вы будете акцентировать внимание именно на этом. А может быть серым и скучным, если будете уделять время именно депрессивному состоянию

Мир нужно видеть таким, каков он есть.

Перцепция и апперцепция

Апперцепция – это одно из принципиальных психологических параметров человека, действием которого является условное восприятие предметов и явлений в внешнем мире, зависимо от его взглядов, интересов и опыта. Что касается перцепции, то это понятие содержит в себе прием и преобразование сенсорной инфы, при помощи которой формируется личный образ объекта. Понятие разъясняет осознание себя и другой личности, и на этой базе установление взаимодействия и взаимопонимания. Эти два термина поделил узнаваемый ученый Г.Лейбниц. Психолог показал, что апперцепция является главным условием самосознания

И добавил в понятие память и внимание. Таким макаром, апперцепцией именуется сочетание основных психологических процессов

Апперцепция

Замечали хоть раз, что люди могут говорить об одном событии, в котором они принимали участие, однако каждый будет рассказывать свою историю, будто это два разных события? Апперцепция — это условное восприятие окружающего мира (предметов, людей, событий, явлений), в зависимости от личного опыта, знаний, представлений о мире и т. д. К примеру, человек, который занимается дизайном, попав в квартиру, в первую очередь будет оценивать ее с точки зрения обстановки, сочетания цветов, расположения предметов и т. д

Если в эту же комнату зайдет человек, который увлекается флористикой, он в первую очередь обратит внимание на наличие цветов, их ухоженность и пр

Одна и та же комната – разные люди с различным опытом, профессиональными навыками и интересами – разное восприятие комнаты, которая по сути остается одинаковой для всех, кто в нее попадает.

Вдумчивое и внимательное восприятие окружающего мира на основе собственного опыта, фантазий, знаний и прочих взглядов называется апперцепцией, которая у людей разная.

Апперцепцию называют «избирательным восприятием», поскольку в первую очередь человек обращает внимание на то, что соответствует его мотивам, желаниям, целям. На основе своего опыта он пристрастно начинает изучать окружающий мир

Если же человек находится на стадии «хочу», тогда он начинает выискивать в окружающем мире то, что соответствует его желаниям, поможет в их реализации. Также на нее влияют установки и психическое состояние человека.

Данное явление рассматривалось многими психологами и философами:

  • И. Кант сочетал возможности человека, выделяя эмпирическую (познание самого себя) и трансцендентальную (чистое восприятие мира) апперцепцию.
  • И. Гербарт воспринимал апперцепцию как процесс познания, где человек получает новые знания и объединяет их с имеющимися.
  • В. Вундт характеризовал апперцепцию как механизм структурирования личного опыта в сознании.
  • А. Адлер знаменит своей фразой: «Человек видит то, что хочет видеть». Человек замечает лишь то, что соответствует его концепции мира, из-за чего формируется определенная модель поведения.
  • В медицине данное понятие характеризуется как способность человека интерпретировать собственные ощущения.

Отдельно выделяют социальную апперцепцию – личное отношение или оценка окружающих людей. К каждому человеку, с которым общаетесь, вы испытываете то или иное отношение (чувства). Это и называется социальной апперцепцией. Также сюда входит влияние людей друг на друга через идеи и мнение, ход совместной деятельности.

Выделяют такие виды апперцепции:

  1. Биологическая, культурная, историческая.
  2. Врожденная, приобретенная.

Апперцепция представляет важное значение в жизни человека. Сайт психологической помощи psymedcare.ru выделяет две функции:

  1. Способность человека меняться под влиянием новой информации, которую он осознает и воспринимает, дополняя тем самым свой опыт и знания. Меняются знания, меняется сам человек, поскольку мысли влияют на его поведение и характер.
  2. Способность человека выдвигать гипотезы в отношении людей, предметов, явлений. Основываясь на имеющихся знаниях и получая новый материал, он предполагает, предвосхищает, выдвигает гипотезы.

https://youtube.com/watch?v=YuEE825NwU0%250D

Основные свойства

Предметность

Способность живых организмов отображения объектов и явлений в реальном мире не в форме отдельных предметов. Не является врожденным свойством перцепции, а появляется и совершенствуется в процессе индивидуального развития организма, начиная с первого года жизни.

Целостность

Перцепция дает целостный образ предмета или явления, в отличие от ощущения. Это происходит путем обобщения информации о свойствах, качествах предмета или значении явления, полученной в виде различных ощущений. Составляющие ощущения прочно связаны между собой, что создает единый образ объекта, который возникает, даже если на организм действуют только отдельные компоненты предмета. По-другому, целостность перцепции выражена в том, что происходит достраивание полученной информации до полноценного образа даже при отсутствии некоторых характеристик.

Структурность

Восприятие чаще всего не является суммой мгновенных ощущений организма, а также их проекцией. Воспринимается обобщенная структура, сформированная в течение определенного отрезка времени. В качестве примера структурности может приводиться мелодия, ноты которой будут еще долго оставаться в сознании, когда поступает информации о звучании следующей ноты. Чаще всего воспринимается в целом структура мелодии.

Постоянство

Константность – это относительное постоянство определенных признаков объектов при изменении их восприятия

Пример: движущийся вдали грузовик все равно будет восприниматься как большой объект, не беря во внимание то, что его изображение на сетчатке глаза будет гораздо меньше, чем то же самое изображение, но непосредственно возле грузового автомобиля

Иллюзия восприятия – это ошибочное или искаженное восприятие. Данный процесс определяется:

  1. По субъективным причинам (эмоциональное отношение, направленность и т.д.).
  2. По физическим факторам и явлениям (положение предмета в пространстве, освещенность и т.п.).

Апперцепция – это восприятия на основе прежних представлений об объекте. При этом процессе значительную роль играют знания организма, опыт и практика, связанные с данным объектом. Также влияют эмоции и установки, изменяющие содержании перцепции.

Активность

Воспринимается только отдельный предмет или группа предметов, остальные же объекты реального мира не отражаются в сознании и служат фоном восприятия. 

Осмысленность

Образы восприятия всегда имеют определенный смысл и\или значение. Процесс осмысления информации может проходить в структурно-логической форме. Выделяют четыре этапа осмысленности:

  1. Выделение комплекса стимулов из общей информации и осознание, что данные стимулы относятся к одному определенному объекту.
  2. Поиск аналогичного или близкого по составу ощущений комплекса стимулов, с помощью которых можно провести идентификацию предмета.
  3. Приписывание объекта к определенной категории и поиск дополнительных свойств, которые будут подтверждать или опровергать правильность данного приписывания.
  4. Формирование вывода об объекте и добавление ему еще не воспринятых признаков, которые характеризуются для предметов из его категории.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что восприятие является в большей степени интеллектуальным процессом.

Перцепция и апперцепция

Апперцепция – это одно из важных психических свойств человека, действием которого является условное восприятие предметов и явлений в окружающем мире, в зависимости от его взглядов, интересов и опыта. Что касается перцепции, то это понятие включает в себя прием и преобразование сенсорной информации, с помощью которой формируется субъективный образ объекта. Понятие объясняет понимание себя и другой личности, и на этой основе установление взаимодействия и взаимопонимания. Эти два термина разделил известный ученый Г.Лейбниц. Психолог показал, что апперцепция является основным условием самосознания

И добавил в понятие память и внимание. Таким образом, апперцепцией называется сочетание главных психических процессов

О чем книга «Квадрант денежного потока»

Многие люди, хорошо знакомые с автором легко поняли, что «Квадрант денежного потока» Роберт Кийосаки это продолжение его известного бестселлера «Богатого папы, Бедного папы». Конечно, их можно читать отдельно, но общую картину удастся нарисовать только после совместного изучения. А еще изучите 11 способов стать богаче.

Главной идеей стало желание познакомить читателей с принципами управления финансами. Он уверен, что при соответствующих знаниях, каждый желающим может разбогатеть. Имея необходимые средства, люди становятся независимыми.

Роберт разработал собственную теорию, по которой общество делится на несколько групп: работника, специалисты и люди умеющие заставлять деньги работать. Только последняя категории граждан способна наслаждаться жизнью, жить, имея возможность управлять собственной свободой.

Требуемые ингредиенты для крема

Торт «Опавшие листья», рецепт которого мы рассматриваем, будет намного мягче и нежнее, если крем для него сделать жидким. В связи с этим для приготовления такой начинки мы решили использовать следующие компоненты:

  • сметана свежая 30% жирности — 300 мл;
  • пудра сахарная — 1 стакан;
  • какао-порошок — 1,5 больших ложки;
  • без орехов и прочих включений — большая плитка (для украшения десерта).

Выращивание

Механизмы социальной перцепции

Перцептивная сторона общения включает в себя несколько важных инструментов, позволяющих наладить эффективное межличностное взаимодействие.

Рефлексия

Это умение анализировать свои действия, делать выводы из произошедшего и видеть возможные пути развития ситуации. В построении коммуникации она является актуальной в момент, когда мы пытаемся визуализировать впечатление, которое производим на оппонента. Результат может отвечать или не соответствовать ожиданиям.

Рефлексировать, значит – суметь посмотреть на процесс со стороны, проанализировать происходящее и попытаться дойти до сути проблемы посредством рационального осмысления.

Идентификация

Отождествление себя с собеседником, попытка поставить себя на его место и посмотреть на проблему через призму его восприятия. Такой механизм позволяет лучше понять и принять позицию говорящего.

Эмпатияp

Представляет собой способность сопереживать и сочувствовать. Чем тоньше душевная организация человека, тем сильнее у него развита эмпатичность. Такие люди могут анализировать внутреннее состояние оппонента, просто наблюдая за его поведением.

Антропологическая, социальная и эстетическая стереотипизация

На основе различных стереотипов строится оценка психологических особенностей индивида. Так, многие считают, что глубоко посаженные глаза говорят о жесткости и скрытности, а слабые руки – об отсутствии трудолюбия

Во внимание также принимаются статус личности, материальное положение, внешняя привлекательность

Аттракция

Оценивание индивида, которое базируется на устойчивом, продолжительном позитивном чувстве по отношению к партнеру. Она способствует образованию более тесных межличностных связей: дружбы, любви, привязанности.

Казуальная атрибуция

Трактовка фраз и действий собеседника на основе личных предположений, пережитого ранее опыта. Это попытка выяснить причины того или иного поведения, но не посредством наблюдения и получения информации, а опираясь на собственные предубеждения, выводы.

Очная консультация

Каковы особенности и преимущества очной консультации?

Консультация по скайпу

Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?

Виды и уровни

Перцепция в психологии сильнее всего связано с восприятием. Перцептивными действиями называют поступки, которые нужны для чувственного познания окружающего мира. Они зависят от восприятия. Окружающий мир познается с помощью:

  • осязания;
  • слуха;
  • зрения.

Наиболее значимой считается зрительная перцепция. В мире мало людей, у которых хорошо развиты все виды перцепции. Чаще одна из разновидностей преобладает над другими.

Зрительная

Люди с обостренной зрительной перцепцией остро реагируют на визуальные раздражители, зрительные стимулы, яркие цвета. Чаще они интересуются картинами, живописью. Отличаются от других хорошей зрительной памятью. Увидев лицо другого человека, они запоминают его на длительное время.

Слуховая

Люди с обостренной слуховой перцепцией имеют абсолютный слух. Они могут воспроизводить любые интонации. Чаще такие личности становятся музыкантами. Главный минус обостренного слухового восприятия — высокая чувствительность к громким или негармоничным звукам.

Осязательная

Некоторые индивиды для лучшего запоминания объектов, предметов должны их потрогать. Про таких личностей можно сказать о том, что у них обостренная осязательная перцепция. Ученые смогли доказать, что сильнее всего она развита в раннем детстве. В этот период нужно больше заниматься с ребенком развитием мелкой моторики.

Социальная

Социальная перцепцией называется умение воспринимать других людей сквозь призму стереотипов, социальных установок. Далеко не всегда они адекватны. Развитая социальная перцепция нужна педагогу, психологу, социологу.

Тест для исследования малышей

Детской апперцепции тест был сотворен Л.Беллак и С.С.Беллак. Исследование по этой методике проводится с детками в возрасте от 3 до 10 лет. Сущность его в демонстрации разных картинок, на которых изображены животные, занятые разной деятельностью. Ребенку предлагается поведать историю, делая упор на рисунки (чем заняты животные, что происходит на изображении и т.д.). После описания психолог перебегает к уточняющим вопросам. Принципиально демонстрировать рисунки в определенной последовательности, в порядке их нумерации.

Данная методика дает возможность выявить последующие характеристики:

  1. Ведущие мотивы и потребности.
  2. Дела с родственниками (братьями, сестрами, родителями).
  3. Внутриличностные конфликты.
  4. Особенности защитных устройств.
  5. Ужасы, фобии, фантазии.
  6. Поведение посреди сверстников.

Беря за базу понятие «апперцепция» (это осознанное, осмысленное, вдумчивое восприятие действительности исходя из прошедшего опыта), принципиально впору подкорректировать воздействие приобретенных познаний у малыша, чтоб в предстоящем у него сложились правильные понятия об объектах мира.

Трансцендентальный схематизм и трансцендентальное обоснование ньютоновской физики

Мы говорили, что интуиция, по Канту, чувственна, рассудок не способен интуировать, непосредственно видеть суть вещей. Значит, интуиции и понятия неоднородны. Возникает проблема опосредования: есть между ними переход или нет? Возможно ли сведение интуиций к понятиям, категорий — к явлениям? Должен быть, следовательно, третий термин, сродный категориям, с одной стороны, и явлениям, с другой. Промежуточное представление должно быть рассудочным и чувственным одновременно. Такова задача трансцендентальной схемы.

798 Иммануил Кант

Что же это за схема? Пространство — форма интуитивного постижения внешних явлений, время — интуитивная форма освоения внутренних событий. Внешние явления, однажды помысленные, становятся внутренними, поэтому время можно считать формой интуиции, связывающей все чувственные представления. Поскольку время — свойство всех явлений, будучи формой и правилом чувственности, априорной чистой интуицией, оно сродни и категориям. Время есть также общее условие применимости категории к предмету. Трансцендентальная схема становится априорной детерминантой времени, к которой любая категория применима.

Схема, по Канту, сходна с образом и одновременно отлична от него. Пять точек в ряд, например, дадут образ пяти. Но если мы представим пять точек в качестве множества (из любого числа), то получим не просто образ, а образ с указанием на метод с определенным пониманием числа, а значит, некую схему. Аналогично, рисуя треугольник, я имею образ, но стоит мне помыслить треугольник по правилам рассудка, я получу понятие треугольника вообще, а значит, и схему. Схема категории

субстанции — это «пребывание во времени». Схема категории причины и следствия (дано А, значит, следует В) есть последовательность во времени. Схема взаимодействия — одновременность существования. Схема категории действительности дает факт существования в определенное время.

Схема категории необходимости — существование объекта во всякое время. В отличие от трансцендентальных схем как продукта неэмпирического воображения, эмпирический образ — продукт вполне эмпирического воображения.

По Канту, схематизм нашего рассудка по отношению к явлениям и их простой форме скрыт в глубинах человеческой души, его не так просто раскрыть. Сложности не помешали предпринять такую попытку. Следует заметить, что Канта подвинули на это некоторые элементы физической динамики, как верно подметил неокантианец Коген. Понятия материи, силы, взаимодействия в физической динамике того времени были тесно связаны с понятием времени. Так что загадочную «любовь к метафизике» Кант успешно сочетал с восхищением и владением научными методами в целом. В трактовке синтетических принципов чистого рассудка Кант постоянно искал естественнонаучные основания (ньютонианского типа, разумеется), необходимую связь явлений, ведь только тогда природу можно понять априорно и всеобщим образом, в совокупности ее основоположений. Ограничимся тремя такими основоположениями.

«Критика чистогоразума» 799

Аналогия опыта остается общим принципом. «Опыт возможен только посредством представления о необходимой связи восприятий». Первая аналогия соотносится с категорией субстанции. «При любой смене явлений субстанция постоянна, количество ее в природе не увеличивается и не уменьшается». Вторая аналогия соотносится с категорией причинности: «все изменения происходят по закону связи причины и действия». Третья гласит: «все субстанции, поскольку они могут быть восприняты в пространстве как одновременно существующие, находятся во взаимодействии». Очевидно, здесь кантианская метафизика природы становится эпистемологией галилеевской науки. Она сознательно ограничивает себя горизонтом феноменов, ноумены остаются за скобками.

Учителя

Перцептивные способности учителя – это умение:

  • воспринимать психологическое состояние ученика;
  • держать в поле зрения одновременно весь класс и конкретного воспитанника;
  • дифференцировать характерные черты учащегося от проявления сиюминутного состояния;
  • оценивать деятельность учеников по результату выполнения (положительный, отрицательный, нейтральный), озвучивая комплексный анализ.

Следует отметить, что требования к умениям, навыкам и компетентности учителя меняются в зависимости от сферы деятельности: школа, колледж, университет. Разные исследователи по-разному классифицируют компетенции педагога. Неизменным остается вывод о значении педагогической направленности личности в деятельности (при высоком уровне развития общих и специальных способностей).

Лариса Максимовна Митина в своих исследованиях выделяет рефлексивно-перцептивные способности педагога и их составляющие:

  • педагогическая рефлексия;
  • педагогический такт;
  • педагогическая направленность.

Все перечисленные умения — это составляющие педагогической культуры. Структура ее включает значимые качества:

  • профессионально-личностные;
  • профессиональные знания;
  • профессиональные умения;
  • активная педагогическая позиция;
  • опыт творческой деятельности.

Ценностью педагогической культуры является ребенок – его развитие, обучение, защита и поддержка достоинства. Развитые перцептивные способности педагога – это фундамент для совместной направленной деятельности учителя и ученика в рамках педагогической культуры.


Смотреть галерею

Физиология восприятия

Предметы мира вокруг нас имеют способность повлиять на анализаторы людей. Чтоб информация переродилась в целостный образ, задействуются сложные нервные связи. Осмысление восприятия осуществляется во вторичных корковых полях. Связь всех анализаторов дает возможность при работе только 1-го из их собрать весь образ предмета полностью. К примеру, лицезрев камень, мы ощущаем его твердость, холод, гладкую либо шероховатую поверхность, хотя даже не прикасались к нему

Важной частью деятельности восприятия является движение. Так, если особым прибором приостановить глаза, то человек закончит созидать предмет

Умение именовать объект, другими словами пользоваться речью, дает возможность вызвать образы и с легкостью выяснить их. Таким макаром, апперцепция – это связь восприятия и ранее приобретенных познаний, опыта, интересов и установок человека.

Роль социальной перцепции и ее основные способы реализации

При развитии процесса социальной перцепции происходит обязательное оценивание другого человека. Этот процесс неизбежен и необходим. Он позволяет человеку понять, какие физические, нравственные, духовные свойства ему присущи. В результате оценки осуществляется формирование впечатления, служащее фундаментом развития того или иного отношения к данному человеку.

Всем нам известна фраза «Нельзя дважды произвести первое впечатление». Первое впечатление невозможно повторить и очень сложно изменить. Если изначально сложилось отрицательное впечатление, то исправить его практически нереально.

Замечание 1

Роль социальной перцепции проявляется в ее функциях. Выделяют следующие функции: познание собственного «Я», познание своего коммуникативного партнера и построение совместной деятельности, нацеленной на что-то значимое для обоих партнеров.

Построение совместной деятельности бессмысленно без осознания и формирования чувственной и эмоциональной связи. Такая связь помогает понять и познать своего партнера, еще раз осмыслить цели вашего сотрудничество и значимость их достижения, при необходимости поменять целевые ориентиры и направления деятельности. Такое взаимодействие будет иметь наибольший эффект.

В процессе построения системы взаимодействия, происходит развитие взаимопонимания между партнерами. Оно является специфическим параметром социальной перцепции, ключевым моментом которого выступает эмпатия.

Определение 2

Эмпатия – это умение человека проявлять сочувствие и сопереживание другому человеку. Она отражает стремление поставить себя на место другого человека, чтобы понять насколько хорошо или плохо он чувствует себя в физическом и эмоциональном плане в данный временном период и, при данных обстоятельствах.

Реализация социальной перцепции на практике происходит несколькими способами. Они являются механизмами перцепции и помогают в понимании и познании своего партнера, интерпретации его поведения и анализа деятельности с различных сторон: собственных моральных принципов, норм и правил общества, его убеждений и ценностей.

К механизмам социальной перцепции относятся:

Первое впечатление — восприятие внешнего облика партнера и его линии поведения. Сюда входит то самое первое впечатление, которое невозможно повторить и сложно изменить восприятие к себе, произведенное им. Здесь происходит только восприятие тех параметров личности, которые человек видит визуально т.е. он замечает его внешность, мимику, эмоции, настроение, определенные черты характера, убеждения

Также, человек может обратить внимание на то, как его партнер относится к другим людям, каким образом он общается и проявляет интерес к человеку. Здесь происходит как бы наблюдение со стороны

Восприятие внутренних свойств личности. На этой стадии происходит оценка социальных и психологических параметров личности. Здесь происходит уже более глубокое знакомство с человеком, применяется эмпатия для его приближения к себе. Также, на данной стадии применяется рефлексия, атрибуция, идентификация и стеретипизация, позволяющие оценить и проанализировать личностные параметры.

При социальной перцепции, часто, происходит предоставление человеку в своем сознании тех свойств и качеств, которыми он не обладает. Это осуществляется при применении идентификации т.е. переноса своих свойств и линии поведения на объект оценки. Еще возможно применение общественного опыта и стереотипов поведения в различных ситуациях. Этот процесс носит название стереотипизации и предполагает навешивание определенного типа поведения личности, характеризующейся конкретными параметрами и условиями развития.

Таким образом, познание другого человека и оценка его действий, а также его личности напрямую зависит от уровня развития представлений человека о самом себе (так называемая «Я-концепция»), о партнере по общению («Ты-концепция»), а также о группе, к которой принадлежит индивид («Мы-концепция»).

Человек может познавать себя, посредством восприятия другого человека. Таким образом он сравнивает себя с ним, свои черты характера и личностные качества с его, сопоставляет линии поведения. Если человек способен осознанно относится к своей личности, то он может адекватно и грамотно оценить другого человека, понять его поведение и реакции. Этот процесс отражает рефлексия.

Трансцендентальное единство апперцепции

Каждый человек обладает навыком трансцендентального единства апперцепции, которое понимается как объединение новых знаний с имеющимся жизненным опытом. Другими словами, это можно назвать обучением, развитием, изменением. Человек постоянно получает новые знания, информацию, нарабатывает навыки. Это объединяется с тем, что уже было получено ранее, создавая новое представление о себе, о людях, о мире в целом.

Трансцендентальное единство апперцепции включает в себя три фактора:

  1. Дедукцию – выделение частного вывода на основе общей информации. Через перцепцию человек переходит к апперцепции – познанию той информации, которая ему необходима.
  2. Созерцание – наблюдение, которое может потом быть предано разбору и анализу.
  3. Воображение – представление той информации, которая является дополняющей.

Человек заблуждается, когда думает, что видит окружающий мир таким, каким он есть на самом деле. В действительности человек видит все в искаженном спектре по причине влияния на мировосприятие некоторых факторов. Это могут быть убеждения того, что хорошо и что плохо, целенаправленность на одни идеалы и отвержение других, предрассудки и комплексы относительно каких-то жизненных явлений. На ошибочное мироощущение влияет множество факторов. Как это проявляется во внешнем мире?

Люди печально известны тем, что часто заранее принимают решения, а затем создают условия, в которых сделанные ранее выводы находят подтверждение. Человек сознательно замечает случаи, подтверждающие его подозрения и ожидания. Он замечает только то, что хочет видеть – примеры, подкрепляющие его предубеждения. Например, мужчина, подозревающий свою женщину в измене, будет видеть в каждом ее общении с другими представителями противоположного пола доказательства измены. Такой мужчина будет видеть не простое деловое общение его женщины и другого мужчины, а явные признаки флирта, которые в конечном итоге приведут к сексу. Он видит то, что хочет, а не то, что есть на самом деле.

Стереотипы играют свое. Очень ярко это проявляется в желании расположить к себе какого-либо человека. Например, женщина приносит мужчине пиво, потому что считает, что все мужчины пьют, с учетом того, что ее же первый брак рухнул по причине алкоголизма. Спрашивается: зачем продолжать стереотип дальше, если он уже разрушил предыдущие отношения? Так, к сожалению, поступают многие люди. В обычном состоянии духа они могут осуждать либо поощрять некоторые действия человека, но когда дело доходит до расположения к себе другого, они забывают о том, что стереотипы могут сыграть злую шутку, если ими воспользоваться. Как вы думаете, из-за чего разрушится брак женщины с этим мужчиной, которому она принесла пиво? Правильно, из-за алкоголизма, как и в первом случае.

Человек, критикуя другого человека, говорит не о нем, а о том, что увидел в нем самого себя. Он критикует те качества, которые присущи ему самому. И он реагирует на них отрицательно потому, что сам в себе эти качества ненавидит. Человека всегда раздражает в других то, что есть в нем самом. Большое количество осуждений говорит о принципиальности. Чем более вы принципиальны, тем больше вы осуждаете других. Данная игра является прекрасным защитным механизмом эго человека. Эгоизм никогда не позволяет своему хозяину замечать свои ошибки и недостатки, так как это убивает его. Прикрываясь несовершенством окружающего мира и людей, эго защищает человека от рассмотрения своих недостатков.

Еще одним прекрасным искажением мировосприятия являются так называемые ошибки. Человеку привычнее говорить о том, что что-то было сделано неправильно, нежели посмотреть на ситуацию с другой стороны. На самом деле ошибок не бывает! Их просто не существует! Есть всего лишь ситуации, к которым человек относится, как к ошибкам. Но сами по себе они не являются ошибочными.

Перцепция и апперцепция

Апперцепция – это одно из важных психических свойств человека, действием которого является условное восприятие предметов и явлений в окружающем мире, в зависимости от его взглядов, интересов и опыта. Что касается перцепции, то это понятие включает в себя прием и преобразование сенсорной информации, с помощью которой формируется субъективный образ объекта. Понятие объясняет понимание себя и другой личности, и на этой основе установление взаимодействия и взаимопонимания. Эти два термина разделил известный ученый Г.Лейбниц. Психолог показал, что апперцепция является основным условием самосознания

И добавил в понятие память и внимание. Таким образом, апперцепцией называется сочетание главных психических процессов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector