Урок 2. позиции восприятия и фрейминг в нлп

Содержание:

Элементы метамодели

Удаление

Мы просто не в состоянии обращать внимание на все
раздражители, которые существуют вокруг нас. В противном случае наш
разум просто взорвался бы

Джордж Миллет и другие ученые обнаружили, что
человек одновременно способен реагировать только на семь раздражителей
(плюс-минус два), хотя его сознание располагает гораздо большими
возможностями. В результате в каждый конкретный момент мы настраиваемся
лишь на определенные аспекты жизненного опыта, полностью отсекая
остальные. Таким образом, мы снижаем нагрузку до допустимого предела.
Человек может видеть и слышать то, что происходит на экране телевизора,
даже в том случае, если вокруг него громко разговаривают.

Искажение

Процесс упрощения опыта неизбежно приводит к искажению.
Иногда у нас просто нет всей информации, и мы делаем выводы, которые по
сути своей являются неправильными. Но это не означает, что искажение
недопустимо. Искажение — это творческий процесс, позволяющий нам
фантазировать и воображать то, что еще не случилось, а также делать
открытия и изобретения.

Обобщение

Способность человека обобщать позволяет ему существовать в
нашем сложном мире. Использование прежнего опыта в качестве исходной
точки помогает нам быстро обучаться. Однако порой наш разум проводит
неточные обобщения, мешающие правильно воспринять реальность. Один
элемент опыта мы воспринимаем как всю категорию в целом. Нам плохо
починяли машину — и мы решаем, что все автомеханики грубы и
невежественны. В экстремальном случае подобное мышление может привести к
стандарту «все или ничего», и тогда человек начнет воспринимать мир в
черно-белом изображении.

Упражнения

Калибровка раппорта по наличию ведения

Самый простой способ проверить наличие раппорта — попробовать повести. Если ведение получается — раппорт есть, если ведение незаметно — стоит подстроиться получше. Удобнее для этого использовать ведение по движению — вы двигаете рукой и смотрите, двинет ли собеседник. Или пальцем. Или стопой. Несколько полезных правил. При простом небольшом движении — пальцем, кистью, стопой — реакция, скорее всего, будет достаточно быстрой. Но если вы подняли руку или отклонились назад, то тут реакция может быть более замедленной — движение более сложное и требует больше времени. Реакция не всегда будет абсолютно симметричной: вы двигаете кистью правой руки — собеседник двигает кистью левой руки, вы двигаете левой стопой — собеседник правой. Проверьте реакцию несколько раз — люди могут двигаться по каким-то своим причинам, совершенно не связанным с вами. Если есть ведение, то задержка реакции и тип движения будут приблизительно одинаковыми. Лучше тренироваться неофициально и незаметно — большинство людей, когда замечают, что их пытаются вести, начинают либо «партизанить», либо помогать. И то, и то, сильно мешает. Так что тренируйтесь незаметно: во время лекции, корпоратива, в аэропорту, в ресторане.

Да, тренируйтесь на людях, которые «не имеют над вами власти»: случайные прохожие, продавцы, люди за соседним столиком в кафе и так далее. А вот тренироваться на начальниках, полицейских и родственниках не стоит — их реакция, если что-то пойдёт не так, может быть совершенно асимметричной.

Самокалибровка раппорта

С раппортом есть одна интересная штука: он симметричный. То есть если вы с человеком в раппорте, то и он с вами тоже в раппорте. Так что можно калибровать и себя. Есть много ситуаций, когда вы точно знаете, что у вас хороший раппорт: вы делаете что-то вместе (например, танцуете парный танец), вы беседуете с приятным человеком и вам хорошо вместе, вы идёте с кем-то точно в ногу.

Здесь можно тренироваться и на родственниках — вы же просто анализируете собственное состояние.

Определите, как вы ощущаете внутри себя эту связь. Сравните с человеком, который может быть рядом, но безразличен. Попробуйте с несколькими людьми — не менее семи человек и в разных ситуациях — и найдите общее. Это должно быть что-то вполне сенсорное.

  • ощущение тепла и расслабления в области солнечного сплетения;
  • ощущение распирания в груди;
  • ощущение лёгкой вибрации, которая идёт снизу живота вверх.
Да, это скорее всего будет ощущение. Причём эти ощущения, сообщающие о раппорте, у разных людей разные. Но при желании можно сделать воображаемую лампочку — появился раппорт, лампочка зажглась. И с усилением раппорта горит ярче.

Ограничивающие и расширяющие убеждения

Ограничивающие убеждения жить «мешают» , поддерживающие – «помогают».

Учтите, что в разных контекстах и в разное время одно и то же убеждение может быть расширяющим (полезным) и ограничивающим (вредным). Убеждение «нельзя на улице разговаривать с незнакомыми мужчинами» может быть поддерживающим для девочки-подростка и ограничивающим для взрослой женщины.

Есть некоторые типы убеждений, которые чаще всего оказываются вредными (ограничивающими).

Безнадёжность

Убеждённость в том, что желанная цель не достижима, вне зависимости от ваших возможностей.

— Никто не может быть полностью счастлив.

— В этой стране невозможно быть свободным.

— Люди не могут не лгать.

Беспомощность

Убеждённость в том что желаемая цель достижима, но вы не способны достичь её.

— Я уже не в том возрасте, чтобы начинать свой бизнес.

— Некоторые могут радоваться жизни, а я — нет.

— Я не способен контролировать себя.

Никчёмность

Убеждённость в том, что вы не заслуживаете желаемой цели из-за собственных качеств или поведения.

— Я недостоин тебя.

— Я не заслужил быть счастливым.

— Я недостаточно хорош для этой должности.

Зависимость

Убеждённость в том, что цель можно достигнуть только с чьей-то помощью.

— Ты будешь счастлива только со мной.

— Только в нашей фирме вы сможете реализовать свой потенциал.

— Только наше лекарство поможет вам вылечить рак.

Резюме

Метамодель — это самая суть НЛП. Хотя на протяжении многих
лет было разработано множество разнообразных моделей, она остается самым
мощным и гибким средством. Если вы хотите получить по-настоящему
качественную информацию, вам необходима метамодель. Она позволяет
достичь желаемых результатов и значительно повысить эффективность
процесса мышления.

НЛП в действии

  • Понаблюдайте за окружающими,
    выявите в их речи удаления, искажения и обобщения, не привлекая их
    внимания (вы же не хотите свести их с ума!).
  • Большинству людей очень трудно,
    почти невозможно одновременно связно говорить и проверять сказанное с
    точки зрения нарушения метамодели. Единственное решение — это
    магнитофон. Найдите спокойное место, где вас никто не потревожит,
    включите магнитофон на запись и несколько минут говорите сами с собой.
    Вы можете говорить на любую тему, но лучше всего рассказать себе о том,
    что вас действительно волнует. Говорите с обычной скоростью, не
    планируйте заранее то, что хотите сказать. Просто говорите — и все.
    Затем перемотайте ленту и прослушайте запись. Какие шаблоны вы
    заметили? Как можно проверить себя? Что в будущем следовало бы сказать
    по-другому, чтобы более эффективно донести свои мысли до собеседника?
  • Используйте проверку метамодели в
    повседневной жизни в моменты установления взаимопонимания.

Пользователь, раз уж ты добрался до этой строки, ты нашёл тут что-то
интересное или полезное для себя. Надеюсь, ты просматривал сайт в браузере Firefox,
который один правильно отражает формулы, встречающиеся на страницах. Если тебе понравился
контент, помоги сайту материально. Отключи, пожалуйста, блокираторы рекламы и нажми
на пару баннеров вверху страницы. Это тебе ничего не будет стоить, увидишь ты только
то, что уже искал или ищешь, а сайту ты поможешь оставаться на плаву.

Проверка искажения

Мы привыкли считать, что наше представление о мире является
верным и единственно правильным. Но в действительности реальность в
нашем представлении очень сильно искажается. Иногда нам кажется, что мы
понимаем чувства и мысли других людей, но на самом деле это всего лишь
предположения. Говоря терминами НЛП, мы занимаемся чтением мыслей. Людям
свойственно проводить причинно-следственные связи между различными
опытами, не подтверждаемые доказательствами. Мы часто воспринимаем
собственные суждения как непреложную истину. Одна из наиболее
распространенных форм искажения — это превращение процесса, то есть
глагола, в предмет, то есть в существительное. Такой процесс называется
номинализацией. Существительные являются фиксированными и статичными. Но
стоит нам превратить существительное обратно в глагол, как становится
ясно, что возможны перемены.

Причина и следствие

Нарушение: утверждение устанавливает причинную связь.
Цель: прояснить причинную связь.
Пример: «Он просто сводит меня с ума!»
Реакция: «Как конкретно он сводит вас с ума?»

Чтение мыслей

Нарушение: человек утверждает, что знает, о чем думает другой человек.
Цель: выявить мысли, приведшие к подобному утверждению.
Пример: «Она считает меня ленивым».
Реакция: «Как вы узнали о том, что она думает именно так?»

Сложное равенство

Нарушение: два различных опыта приравниваются друг к другу.
Цель: установить ценность взаимосвязи.
Пример: «Я провалил экзамен — я полный неудачник».
Реакция: «Как провал на экзамене может сделать вас неудачником?»

Упущенные доказательства

Нарушение: утверждение выражает мнение, подаваемое как факт.
Цель: выявить критерии, использованные для формирования суждения.
Пример: «Это неправильно, что женщины, имеющие детей, работают».
Реакция: «Неправильно в соответствии с чем?»
«Кто так считает?»

Номинализация

Нарушение: глагол превращается в существительное.
Цель: превратить утверждение в процесс.
Пример: «Здесь слишком много путаницы!»
Реакция: «Что именно вас путает?»

Техника «Зачем я это делаю»

Одна из довольно полезных практик – определение цели поведения (намерения) и поиск других вариантов достижения этой цели. Это позволяет стать более гибким и заодно разобраться в себе. Но для начала немного вспомним о том, что такое намерение.

По шагам

1. Контекст и поведение

Выберите какое-то поведение, с которым вы хотите поработать. Это может быть что-то в формулировке «я делаю», так и «я не делаю»: «я не занимаюсь спортом», «я сижу за компьютером до полуночи», «я много сижу в соцсетях» и т.п.

Более полезно брать варианты поведения, которые вас не совсем устраивают. Но и поработать с вполне приемлемыми вариантами тоже может быть вполне полезно.

2. Определите терминальную ценность

Выясните терминальную ценность, которую удовлетворяете таким способом. Для этого задавайте вопросы:

— Зачем мне это нужно? — Что мне это даёт? — Что я от этого получаю?— Для чего я это делаю?— Какой в этом смысл?

до тех пор, пока не найдёте ценность, которая важна сама по себе.

3. Найдите ещё три способа удовлетворения этой ценности

А теперь творческий процесс: найдите ещё несколько способов, как можно эту самую терминальную ценность удовлетворить. Не менее трёх вариантов.

Сделать это удобно так:

Придумайте (или измените) вариант поведения , который бы вас устраивал для реализации вашей терминальной ценности в этой ситуации.

Представьте со стороны (диссоциированно), как это будет выглядеть и слышаться. Нравиться ли вам то, что вы видите и слышите? Достигаете ли вы своего намерения? Если нет, то вернитесь на шаг а).

Шагните в картинку и проживите эту ситуацию изнутри (ассоциируйтесь). Утраивает ли вас то, как это чувствуется внутри? Если нет, то на шаг а).

Экологическая проверка: не повредит ли вам этот новый вариант поведения? Если может повредить – на шаг а).

4. Встраивание

Несколько раз мысленно проиграйте ситуацию (которую выбрали в пункте 1), используя новые варианты поведения.

Демонстрация

Оператор: — Выбери какое-то поведение, намерение которого ты хотел бы определить. И найти новые способы реализации этого намерения. Это может быть как поведение, которое тебя вполне устраивает, так и такое, которое тебе не слишком нравится.

О: — Хорошо. А для чего ты это делаешь?

К: — Наверно, я так отвлекаюсь.

О: — От чего отвлекаешься?

К: — Ну, от окружающей действительности.

О: — А зачем ты от неё отвлекаешься?

К: — Чтобы она не раздражала.

О: — А что тебе даёт то, что тебя не «раздражает окружающая действительность»?

К: — Расслабление, наверно.

О: — А какой смысл в расслаблении? Зачем оно тебе нужно?

К: — Думаю, оно нужно мне для получения спокойствия.

О: — Хорошо. А зачем тебе спокойствие? Что оно тебе даёт?

К: — А вот спокойствие мне даёт состояние умиротворения.

О: — А состояние умиротворения тебе что даёт?

К: — Да особо ничего не даёт. Это вроде само по себе нужно.

О: — Точно?

К: — Да, вполне.

О: — Хорошо. Подумай, как ты ёщё можешь получить состояние умиротворения?

К: — Я могу посмотреть интересный фильм, почитать книгу, погулять, помедитировать.

О: — Отлично. Сейчас пойдем последовательно. Представь со стороны, как выглядит один из вариантов твоего поведения – например, просмотр фильма.

К: — Да, представил.

О: — Нравится ли тебе, как это выглядит со стороны?

К: — Да, вполне.

О: — Хорошо, а теперь шагни внутрь картинки. Прочувствуй это изнутри. Какие впечатления?

К: — Неплохо.

О: — Подумай, не повредит ли тебе этот вариант поведения?

О: — Хорошо, тогда попробуй изменить образ просмотра фильма так, чтобы ты мог остановиться, когда захочешь.

К: — Да, я добавил контроль. Мне так даже больше нравится.

О: — А внутри как?

К: — И внутри хорошо.

О: — А в таком варианте, может повредить?

К: — Нет, в таком варианте не повредит.

О: — Хорошо. С остальными ты делаешь аналогично: смотришь со стороны – проверяешь, нравится или нет – если не нравится, меняешь картинку до тех пор, пока не начнёт нравится (если это возможно) – потом заходишь в картинку – проверяешь, нравится или нет – меняешь, если не нравится. В конце, делаешь экологическую проверку – смотришь, не повредит ли новый вариант поведения. Если может повредить – пытаешь изменить – если не получается, отказываешься.

К: — Да, сделал. Единственно, медитировать не получилось – там какое-то другое состояние получается. Но зато я подправил сидение в соцсетях – как в просмотр фильмов добавил контроль. Получилось хорошо.

О: — Замечательно. Теперь представь, как ты завтра приходишь с работы – чем ты занимаешься?

К: — Ну, могу почитать, кино посмотреть, могу погулять пойти, посмотреть, что ВКонтакте написали.

О: — Ложишься вовремя?

К: — Да, если захочу.

О: — Тоже самое, например, через неделю.

К: — Да, нормально.

О: — Через месяц?

К: — Вполне.

О: — Спасибо.

Техника

АвиацияАвтоВычислительная техникаОборудование(Электрооборудование)РадиоТехнологии(Аудио-видео)(Компьютеры)

Основная информация

ID

271796648

Можно редактировать:
нет

Можно скрыть настройками приватности:
нет

Уникальный идентификатор пользователя, определяется при регистрации ВКонтакте.

Домен

id271796648

Можно редактировать:
да

Обязательно к заполнению:
нет

Можно скрыть настройками приватности:
нет

Домен служит для установки красивой запоминающейся ссылки на страницу пользователя ВКонтакте.

Имя

Александр

Можно редактировать:
да

Обязательно к заполнению:
да

Можно скрыть настройками приватности:
нет

Фамилия

Дырочка

Можно редактировать:
да

Обязательно к заполнению:
да

Можно скрыть настройками приватности:
нет

Отчество

не указано

Можно редактировать:
нет

Обязательно к заполнению:
нет

Можно скрыть настройками приватности:
нет

ВКонтакте больше нельзя редактировать отчество для пользователей, у которых оно не было указано ранее.

Пол

мужской

Можно редактировать:
да

Обязательно к заполнению:
да

Можно скрыть настройками приватности:
нет

Дата рождения

29 июня 1993

Можно редактировать:
да

Обязательно к заполнению:
да

Можно скрыть настройками приватности:
да

ВКонтакте присутсвует возможность скрыть дату рождения полностью или частично (при этом будут отображены только день и месяц рождения).

20 недорогих подарков на Новый год

Общая схема смены субмодальностей

Общая схема при смене субмодальностей достаточно стандартна. Есть то, что мы хотим изменить, и то, что мы берём за эталон. Если мы меняем отношение к ситуации из прошлого: «рабочая» ситуация (неприятная), «эталон» — приятная ситуация. Дальше нам нужно просто найти различия в субмодальностях между «рабочей» и «эталонной» ситуацией. И субмодальности «рабочей» сделать такими же, как у «эталонной». Такая схема будет подходить для изменения оценки ситуации в прошлом, для создания мотивации, изменения отношения к человеку и т.д.

Закрепление результата

В некоторых случаях желательно результат «закрепить». Это может быть полезным, если при изменении обнаруживается, что новый образ «неустойчив», и образ ситуации постоянно пытается вернуться в старое, нежелательное состояние. Предположим, что вы уже нашли субмодальные различия между «рабочей» и «эталонной» ситуацией.

Процесс описан для В канала, для А канала надо заменить слова «образ» и «картинка», на «разговор» или «звук», а «вид» на «что вы слышите».

2. Процесс смены

Посмотрите на старую картину «рабочей» ситуации, резко смените её на новую картинку  «рабочей» ситуации, отвлекитесь: посмотрите вокруг. Повторите процесс 5-7 раз.

3. Проверка работоспособности

Проверьте, насколько устойчиво изменение. Если вы представляете себе старую картинку «рабочей» ситуации, она должна стать менее «устойчивой»: расплываться, удаляться, меняться на новую. Иногда говорят, что «её трудно удержать».

Метамодель и фокусы языка

Паттерны метамодели описывают нарушения правильности метамодели языка. А получаются эти самые нарушения в процессе «познания мира» при помощи трёх основных способов работы с информацией: искажения, обобщения и опущения.

В принципе, обобщение и опущение – это частные случаи искажения информации, но здесь это разделение будет полезным.

При обобщении мы расширяем опыт на другие контексты – по опыту наблюдения за несколькими людьми делаем выводы о том, как ведут себя люди «вообще»: «Все люди врут».

При опущении происходит исключение какой-то информации, например субъекта или объекта действия: «Окно разбили». А при искажении (в данном случае) мы преобразуем структуру – строим связи между событиями: «Депрессия приводит к пьянству». С одной стороны это позволяет обработать информацию и привести её в удобоваримую форму, с другой – часть информации при этом теряется. Вот метамодель как раз и описывает, как проверить правильность структуры. Для обобщения – проверить правильность установленных границ, для опущения – восстановить утерянную информацию.

Для восстановления опущений обычно задаётся два основных вопроса: — Кто что с кем/чем сделал? – для восстановления потерянных субъекта и/или объекта действия. — Как конкретно? – для уточнения информации. Для выхода за границы и проверки обобщения можно либо проверить правильность обобщения: — Что действительно все/всегда/везде?
Либо выясняем последствия выхода за границы:
— Что будет, если ты это сделаешь/не сделаешь? Для восстановления структуры (исправления искажений) мы выясняем, на основе чего человек сделал этот вывод: — А с чего ты это взял? — Каким образом…? Либо просто предлагаем «восстановленный» вариант, как с номинализациями: любовь – любить, разговор – разговаривать.

Но

убеждения точно так же образовались при помощи обобщений, искажений и опущений.
Так что «фокусы языка» вполне можно рассматривать как расширение метамодели. Собственно, исходя из это идеи и была предложена модель .

Соответственно, метамодельные вопросы вполне можно использовать для раскручивания убеждений. Но подход будет несколько отличаться от «фокусов языка», которые суют клиента носом в противоречие и вызывают разрыв шаблона.

Метамодельные вопросы предлагают клиенту самому проверить правильность суждения

что действует с одной стороны более мягко, с другой часто вызывает больше доверия у клиента, так как он как бы сам приходит к нужным выводам.

Итак.

Большинство метамодельных вопросов вполне эффективно можно использовать для раскручивания убеждений. Различие, если оно вообще есть, только в уровне обобщения того, к чему мы вопросы задаём: в описании метамодели обычно приводят примеры работы с конкретными ситуациями: «Он не позвонил мне на день рождения – он меня совсем не любит», — здесь же мы работаем с правилами, на основе которых этот вывод сделан: «Если мужчина не звонит тебе по праздникам – значит он тебя не любит».

При этом часть паттернов метамодели практически описывают структуру убеждений и вопросы, при помощи которых с такими нарушениями правильности метамодели языка, как убеждения, можно бороться. Да, я про паттерны относящиеся к восстановлению структуры: «причина-следствие» и «комплексный эквивалент».

Напоминаю, что убеждения как раз и делятся на две группы: убеждения о причине-следствии и убеждения о комплексном эквиваленте.
Убеждения первого типа, как ясно из названия, описывают причинно-следственные связи: «для успеха нужно много работать», «будешь много пить – станешь алкоголиком», «только самоконтроль поможет тебе стать самодостаточным».
Второй тип описывает сопоставление (эквивалентность): «любовь – это красота», «ты не звонил мне всю неделю – ты меня не любишь», «если есть хорошая семья и любимая работа – это счастье».

Зачем выяснять намерение

Намерение – одно из базовых понятий в НЛП. И им постоянно пользуются.

Выяснять намерение, а особенно разделять намерение и поведение, может быть полезным в совершенно разных контекстах.

Это задаёт определённую рамку восприятия ситуации, позволяет найти более эффективный вариант его реализации (для себя) и более удачную реакцию на чужое поведение.

В коммуникации зачастую более полезно реагировать на намерение, а не на поведение. Даже просто понимание того, что за опозданием, обидой, криком стоит какая-то позитивная цель, меняет процесс общения. А уж реакция на намерение, а не поведение, может просто в корне изменить ситуацию.

Девушка (ну как девушка — за тридцать хорошо) жила с мамой, которая каждый раз как она приходила поздно начинала ей высказывать свои претензии. — Где была? Почему так поздно? — искреннеМама, я тебя люблю! И стандартный вечерний скандал даже не начался.

При переговорах важно не только удовлетворить основные критерии собеседника, но и его текущие намерения. То есть с одной стороны человеку может быть важно добиться результата, что для него обозначает личную эффективность, но в процессе переговоров ему так же важно проявление уважения, дружественность, подтверждение статуса, ответственность и прочие забавные вещи

То есть непринципиальное снижение цены на одну десятую процента может обозначать как раз уважение или гибкость.

Так же в переговорах (в широком смысле этого слова) мы можем найти вариант действий, который удовлетворяет намерениям обеих сторон.

Собственно, это определение переговоров win-win.

При продажах удобно думать, что люди покупают не телефоны, машины или мебель, а удобство, свободу, стабильность или комфорт.

Реальная история: ко мне на тренинг ходила девушка, которая работала продавцом в салоне элитной сантехники. Узнав о позитивном намерении и обучив напарницу, она вместо унитазов, биде и прочих ванн, начала продавать комфорт, престиж, удобство. И выручка в среднем выросла почти в два раза.

Для изменения часто весьма полезно выяснить позитивное намерение нежелательного поведения, вроде страха, курения, опозданий или чувства неловкости при комплиментах — это позволит найти более эффективные и экологичные способы реализации этого намерения. Иногда даже просто выяснение намерения помогает человеку самостоятельно изменить проблемную ситуацию.

Определение намерения обязательный шаг во многих техниках НЛП: «Интеграция конфликтующих частей», «Взмах», «Шестишаговый рефрейминг», «Решение коммуникативной проблемы при помощи трёхпозиционного описания» и многих других.

Если во время выступления вам кто-то мешает: разговаривает с соседом, постоянно задаёт глупые вопросы, отвлекается — для «утилизации» как раз полезно удовлетворить его намерение

Дать ему внимание, информацию, подтвердить его значимость или продемонстрировать уважение

Часть 3. Выход из манипуляции: Я-послание, открытый вопрос,метамодельные вопросы.

Шаги:

  1. Осознать свою эмоцию.
  2. Осознать свою цель, увидеть сквозь время. И что дальше?
  3. Частичное Да — понижение агрессии.
  4. Я-послание: Когда ты {уровень действий}, то я чувствую {чувства}.
  5. Чего ты хочешь?
  6. Метамодельные вопросы при необходимости. (Разбивать нарушения).
  7. Коммуникация: предложить, запросить новый способ взаимодействия.

Если цель есть и ответ на 4 вопрос конструктивный, то — переговоры. Если цели нет, то назначение и выполнение санкций! Не играть!

Метафора: Когда учимся печатать вслепую, то сначала играем странными словами типа АРАП, ОЛДЖ, АВЫФ. 

Метафора: В темной комнате ориентируется лучше тот, кто в ней чаще бывает.

Обзор

Метамодель / суррогатная модель — это модель модели, то есть упрощенная модель реальной модели схемы, системы или программного обеспечения, подобного объекту. Метамодель может быть математическим соотношением или алгоритмом, представляющим входные и выходные отношения. Модель представляет собой абстракцию явлений в реальном мире ; метамодель — это еще одна абстракция, выделяющая свойства самой модели. Модель соответствует своей метамодели так, как компьютерная программа соответствует грамматике языка программирования, на котором она написана. Различные типы метамоделей включают полиномиальные уравнения, нейронную сеть, кригинг и т. Д. «Метамоделирование» — это построение набора «концепций» (вещей, терминов и т. Д.) В определенной области. Метамоделирование обычно включает изучение выходных и входных отношений, а затем подгонку правильных метамоделей для представления этого поведения.

Обычно метамодели используют:

  • Как схема для семантических данных, которые необходимо обменивать или хранить
  • Как язык, поддерживающий определенный метод или процесс
  • Как язык для выражения дополнительной семантики существующей информации
  • Как механизм для создания инструментов, которые работают с широким классом моделей во время выполнения
  • В качестве схемы для моделирования и автоматического изучения предложений языка с приложениями для автоматического синтеза тестов.
  • В качестве приближения к модели с более высокой точностью для использования при необходимости сокращения времени, затрат или вычислительных усилий

Из-за «мета» характера метамоделирования и практика, и теория метамоделей имеют отношение к метанауке , метафилософии , метатеориям и системности , а также метасознанию. Эта концепция может быть полезна в математике и имеет практическое применение в информатике и компьютерной инженерии / разработке программного обеспечения

Последним и будет уделено основное внимание в данной статье.

Выражения с квантором всеобщности.

Искажение опыта, его неправильная интерпретация может быть связана не только с опущением, элиминацией, но и с необоснованным «достраиванием», «обогащением» представлений о реальности. Типичный источник искажения такого типа – неправомерная генерализация, обобщение. В естественном языке выражения типа Всегда P интерпретируются либо в «ослабленном» кванторном смысле ‘Обычно P/Чаще всего P/Как правило P’, либо в «сильном» логическом смысле (нечто вроде ‘для любого момента времени из выбранного временного интервала имеет место P’). Понятно, что высказывания с квантором всеобщности в слабом смысле всегда можно поставить под сомнение с точки зрения собственно логического значения

Это очень важно для психотерапевтической процедуры, поскольку генерализованные высказывания клиента, как правило, относятся к его негативному опыту и представляют собой интерпретацию его эмоций, впечатлений о действительности, а не фактическое знание. Так, высказывание Я никогда не был в Париже вполне верифицируемо, поскольку отражает реальный опыт субъекта («знание по знакомству» – в терминах Рассела)

Однако высказывания клиента типа Меня никто не понимает представляет собой результат «наивного, естественного вывода» и отражает катастрофическое восприятие действительности. Для снижения значимости отрицательного опыта клиента и фокусировки внимания на позитивном опыте психотерапевт ставит под сомнение высказывание клиента с точки зрения логического понимания: Вы действительно уверены, что вас никто не понимает?; Неужели не было случая, когда вас хоть кто-нибудь понял?

Краткая история создания метамодели

Как известно, НЛП появилось в начале 70-х годов XX века как результат совместной работы лингвиста Джона Гриндера, работавшего в то время ассистентом профессора лингвистики в университете Калифорнии в городе Санта Круз, и Ричарда Бэндлера, в то время – студента психологии этого же университета. Сообща они изучали особенности работы трёх успешных психотерапевтов: Фрица Перлза – основоположника гештальтпсихологии, Вирджинии Сатир – выдающегося семейного терапевта, и Милтона Эриксона – известного гипнотерапевта.

Ещё в 60-х годах Гриндер на протяжении нескольких лет изучал и развивал трансформационную грамматику – науку о том, как кодирование, наделение смыслами и значениями глубинных структур (на уровне нервной системы) трансформируется в язык (на лингвистическом уровне). И уже в 1975 году Гриндер вместе с Бэндлером создали свою особую психотерапевтическую модель языка, моделируя техники Перлза и Сатир

Гриндер и Бэндлер обратили внимание на то, что при сборе информации эти психотерапевты использовали определённый набор вопросов, а при помощи другого набора вопросов они помогали людям реорганизовывать свой внутренний мир. Опираясь на их лингвистический опыт, Гриндер и Бэндлер и разработали свою метамодель, которую можно применять в эффективном общении, ускоренном обучении, личностном изменении и улучшении жизни. Приставка «мета» пришла из греческого языка и означает «вне, сверх, около, на другом уровне»

Метамодель определяет то, как мы можем использовать язык для пояснения опыта. Она делает это посредством повторного соединения речи говорящего человека и опыта, на котором основана эта речь. Давайте подробнее разберёмся в том, что же такое метамодель

Приставка «мета» пришла из греческого языка и означает «вне, сверх, около, на другом уровне». Метамодель определяет то, как мы можем использовать язык для пояснения опыта. Она делает это посредством повторного соединения речи говорящего человека и опыта, на котором основана эта речь. Давайте подробнее разберёмся в том, что же такое метамодель.

Заключение

Собственно, эта статья про моделирование и про обучение. А так же про расширение представления. То есть одна и та же модель может быть описана разными способами — и в виде последовательности действий, и в виде реакции на паттерны, и в виде ролевых переходов, и в виде дигитальной структуры, и, как в этой статье, в виде графической структуры. Что удобнее использовать сильно зависит от контекста применения, цели, личных пристрастий, привычных паттернов мышления и т.д. и т.п., — короче, каждый выбирает себе по вкусу. Паттерны метамодели можно отнести к трём группам – как это сделано в «Структуре магии», — но в то же время они могут одновременно относиться к разным категориям. И к ним можно применять разные способы восстановления информации. И это можно показать в виде графической структуры. Для фокусов языка даётся описание, которое помогает лучше понять, что именно нужно получить в результате использования этих стратегий. И разобраться, как вообще эти штуки работают. Ну и, конечно, более удобное для запоминания графическое представление. Как для метамодели, так и для фокусов языка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector