Формирование

Виды воспитания

Выделяют воспитание умственное, физическое, трудовое. По другой классификации – нравственное, физическое, трудовое, эстетическое. Часто добавляется правовое, гендерное, экономическое, экологическое.

Какие качества воспитывать? Основой можно считать содержание, предложенное российским педагогом Караковским, выделившим общечеловеческие ценности: Человек, Семья, Знания, Труд, Культура, Земля, Отечество, Мир. Принятие ценностей рождает положительные черты, нравственные качества, правильные потребности, поступки.

Разделяется воспитание личности по моделям, зависящим от развития общества на различных исторических этапах, соотношения социальных групп, социально-политической ориентации. Достаточно вспомнить основы тоталитарного и демократического общества, отличающиеся по системам ценностей и требующие формирования разных качеств личности.

Воспитание проходит двумя способами:

  • Путем сообщения, объяснения общественно значимых целей, принципов, ценностей, норм поведения. Способ исключает возможность поиска, совершения ошибок. Основывается на переработке имеющихся у человека мотиваций по осмыслению отношения к действительности.
  • С помощью специальных условий, созданных для формирования познавательного интереса, стимулировании активной общественно-полезной деятельности.

Первый способ – традиционный, второй – современный. Оба они эффективны при совместном применения, взаимодополняемости.

Становление личности в образовании

Исследование механизмов личностного развития требует четкого уяснения содержания этого процесса, а также необходимых условий его протекания. Содержанием личностного развития является генезис функций, выполняемых личностью в процессе жизнедеятельности, функций избирательности, рефлексии, смыслоопределения, построения образа «Я» и принятия ответственности в избранной деятельностной сфере.

Развитие названных функций, как и любое развитие, может осуществляться только при условии, что они будут востребованы ситуацией в жизни индивида, найдут в ней своей место. То есть, потребность в признании, характерная для личности, будет соответствовать уровню признания; стремление личности к экспансии в окружающий мир отвечает разнообразию творческих задач, которые предоставляет конструирование педагогического процесса.

Такая экспансия распространяется на образовательную деятельность, то есть на его цели, содержание, формы и методы превращаются в предмет сотрудничества между его субъектами — учеником и учителем. Никто не может принять решение за самого человека, каким ему быть.

Внутренний мир личности представляет своего рода отражение архитектоники того жизненного пространства, в котором протекает ее становление. Это затрагивает даже пространство в физическом понимании.

При конструировании пространства развития личности ребенка, учителю необходимо определить также свое место и свое поведение внутри этого пространства, так как при работе с другой личностью, он будет работать и с самим собой. Данный процесс протекает в качестве взаимной реализации, взаимораспределенного действия. Такая содеятельность характеризуется эмоционально-смысловой общностью, свойственной обоим субъектам при различии операциональноо состава действий и функций, которые при этом выполняются.

Природа и механизмы личностного развития обусловлены средствами и факторами, которые данный процесс обеспечивают. В данном случае в качестве средства может быть рассмотрена определенная ситуация – пространственно-временная, социальная, жизненная, психологическая и пр., которая способна создать внутреннюю коллизию, дать изменениям импульс, помочь в осознании себя в новой системе отношений, помочь обрести новый опыт и смысл.

Ситуация средство может быть разделена на несколько событий и факторов, одни из которых находятся в зависимости от самой личности, субъективно принадлежа ей, а другие существуют как внешняя данность и необходимость. В ситуации личностного развития они вступают во взаимодействие, создавая определенное пространство развития. То есть выбор линии поведения делает личность, но объективные условия среды предлагают выбор.

Педагогическое влияние на личность идет через посредство целенаправленной и последовательной реконструкции того пространственно-временного континуума, в котором личность может реализовать сама себя. Такой жизненной ситуации в соответствии с собственными законами личностного развития характерна неопределенность, открытость и имманентность. Создавая их, учитель варьирует меру свободы и необходимости, возможность выбора и интерес, обыденное и логико-системное восприятие ситуации, свободу мнения и инстинкт безопасности.

Методы и формы воспитания личности в спорте

Спортивные занятия, помимо эмоционального удовлетворения, при условии правильной педагогической организации, дают ребятам нравственный опыт, являются средством воспитания.

Во время деятельности, направленной на достижение спортивных результатов, совершенствуются нравственные качества юных спортсменов, их мысли и чувства. Мудрый тренер во время тренировок помогает расширить кругозор воспитанников, повысить их знания, пробудить интерес к практическим и научным исследованиям.

Во время спортивной тренировки тренерами применяются упражнения и приучения, которые тренируют ребят:

  • преодолевать трудности;
  • действовать в коллективе и на его благо. Читайте «Роль коллектива в воспитании личности»;
  • соблюдать дисциплину;
  • проявлять инициативу, действовать самостоятельно.

Биологические процессы не происходят изолированно от социальных функций. Феномен спорта именно в том, что он объединяет в одно целое биологическое и социальное в человеке. Телесное развитие, совершенствование функций организма проходит параллельно с усвоением основных ценностных общественных установок.

Физическая культура имеет уникальные возможности в деле формирования личности в физическом, моральном, эстетическом плане.

Отличительные черты современного воспитателя

  • старается не воспитывать, находясь в плохом настроении;
  • ставит перед ребенком ясные цели, всегда пытается объяснить непонятное, интересуется мнением воспитанника;
  • тренирует в детях самостоятельность, не пытаясь контролировать каждый шаг;
  • вместо «рыбы» дает «удочку»: решения ребенок принимает сам, взрослый только обрисовывает пути к ним;
  • не скупится на похвалу;
  • критика наставника уместна сразу после совершения ошибки, похвала высказывается за конкретные действия;
  • оценивает не личность воспитанника, а высказывает свое отношение к его действиям;
  • несмотря на допущенные ошибки, высказывает уверенность в ученике, сочувствует ему, настраивает оптимистично;
  • воспитательные действия рассчитывает на перспективу, к цели идет поэтапно, не задирая планку;
  • воспитатель строг, но справедлив.



Наследственность и среда в развитии и формировании личности

На формирование качеств личности влияют биологические и социальные факторы. Влияние наследственности и среды неоспоримо, так как они внешние и внутренние факторы развития. Еще их можно назвать природными и социальными. Над тем, какой из них является ведущим фактором в развитии личности, бьются профессора всего мира.

Наследственность как фактор развития личности

Что же мы наследуем от родителей, помимо цвета глаз, кожи и волос? Есть ли ген, отвечающий за будущий интеллект ребёнка? И да, и нет. В наследство нам передаются лишь способности к какому-либо виду деятельности (спорту, языкам, творчеству), но никак не готовые данные, с помощью которых можно сразу с пелёнок превратиться в талантливого художника или гениального писателя. Эти склонности следует развивать, обеспечить ребёнка правильной образовательной средой, тогда они принесут плоды. Иначе – останутся глубоко запрятаны даже от самого обладателя способностей. Необходимость воспитания и развития определяют условия развития личности.

Генетик Н.П. Дубинин настаивает, что уровень интеллекта не передаётся от родителей к детям. Это может расстроить академиков, но дать надежду тем, кто не осилил даже школьную программу. Однако передаётся тип мышления, без привязки к качеству мыслительных способностей.

Среде как фактор развития личности

Помимо наследственности есть другие факторы, имеющие значение в формировании человека. Влияние общества на развитие личности колоссально. Все знают истории о случайно найденных детях-«маугли», живущих годами вне социума далеко в лесах, вскормленных волками, обезьянами. Они не приспособлены к нормальной жизни, степень зрелости остаётся на уровне 4-5-летних детей даже после долгих лет реабилитации с коррекционными педагогами, психологами.

Человек постоянно взаимодействует с окружающим его социумом таким, как друзья, знакомые, школа, институт, рабочий коллектив. Индивид не может сформироваться без общения. Как вещают все школьные учебники: человек — существо биосоциальное, в нём соединилась природа и дух. Отсутствие влияния общения на развитие личности чревато психическими отклонениями.

Кроме обретения условий обучения, коммуникация позволяет человеку умственно обогащаться. Новые знания невозможно получить без ведения диалога с интеллектуальной собственностью (устной или письменной) другого человека.

Среда, помимо социальной, бывает домашней (семейной). Семья очерчивает круг интересов, формирует ценности и нравственные качества человека. Здесь пока не идёт речь о воспитании, только о влиянии семьи на развитие личности с точки зрения среды:

  • материальное положение;
  • психологический климат внутри ячейки общества;
  • условия для самореализации.

Также существует географическая среда (место рождения, проживания индивида), которая учитывает:

  • плотность населения;
  • климат;
  • экологические условия.

Заметьте, как разительно отличаются жители Норвегии от коренного населения Зимбабве, причём не только внешне.

Отдельно выделяют влияние социальной роли на развитие личности

Важно не только нахождение в обществе как таковое, но ещё роль, которую в этом обществе играет конкретный человек: отец семьи или холостяк, директор или подчиненный, ребёнок или уже взрослый мужчина. Каждая роль влияет по своему, формируя качества индивида, необходимые в данный момент бытия

Об отношениях в семье и обществе подробно читайте здесь.

Нравственный человек – продукт воспитания моралью

Любое воспитание имеет свою конечную цель. В нашем случае целью является личность, обладающая определенным набором качеств, таких как доброта, честность, трудолюбие, щедрость, эмпатия, надежность, а также верность. Нравственность есть качество индивидуальное для каждого. Каждый из нас вносит в это понятие свои характеристики. Определенные моральные качества диктует человеку его профессия: солдат должен быть смел, доктор и педагог – добрым, человечным, судья – честным, а пожарный – самоотверженным.

Стоит ли намеренно заниматься нравственным воспитанием? Об этом писал Л.С. Выготский, утверждая, что попытки намеренного обучения нравственности бессмысленны. Такое воспитание должно осуществляться незаметно, как бы растворяясь в повседневной жизни. Нельзя воспитать лекцией нравственности. Лучший метод – пример родителей и педагогов. Воспитание нравственностью происходит в процессе просмотра фильма, беседы или чтения рассказа с последующим анализированием поведения и чувств героев. Невозможно представить специального занятия «по морали», это было бы просто нелепо. Претворяя в жизнь идею нравственного воспитания, педагог должен уметь «растворить нужную порцию воспитательной деятельности» в привычный учебный процесс. Уметь правильно и четко организовать свою нравственно-воспитательную деятельность так, чтобы ребенок об этом не знал, а только чувствовал и впитывал, как губка – это признак мастерства педагога. А результатом станет зрелая, нравственно воспитанная личность, богатая духовно и выносливая психически – отличная основа для нашего «светлого завтра».

Влияние общества, экономики, морали и других факторов на личность человека

На формирование и становление личности оказывают влияние:

  1. Генетика, наследственные особенности. Каждый человек с рождения является носителем индивидуального набора генов, которые влияют на внешность, здоровье, темперамент, врожденные способности и некоторые другие компоненты индивидуальности.
  2. Индивидуальный опыт. Это совокупность всех событий, происходящих с человеком. Некоторые из них способны коренным образом поменять направление развития жизни, изменить процесс формирования личности, направив его по другому пути. Сталкиваясь с различными трудностями, человек закаляет волю и характер, пересматривает жизненные ценности и ориентиры, развивает способности, теряет старую мотивацию и находит новые стимулы для самосовершенствования.
  3. Влияние социума (или общества). На формирование свойств личности огромную роль оказывает его социальное окружение — родители, близкие, друзья, одноклассники, коллеги, соседи.
  4. Влияние культурной среды (морали). Каждый народ выработал собственную культуру с характерными для нее нравственными ценностями и нормами морали, которые зачастую связаны с религиозным воспитанием. Они прививаются детям с рождения и таким образом задают вектор развития личности.
  5. Влияние окружающей среды. Помимо культурных особенностей, разные страны отличаются менталитетом, на который оказывают влияние климат и другие условия окружающей среды. В южных странах люди более открытые, темпераментные, эмоциональные, стремительные. Северяне отличаются спокойствием, выдержанностью, невозмутимостью, неспешностью.
  6. Влияние экономики. Связано с противоречием между потребностями индивида и его возможностями. Чем больше у человека материальных возможностей, тем больше растут его потребности. Зачастую в гонке за высокими доходами и удовлетворением потребностей, он перестает развиваться духовно, деградирует. И наоборот — умение жить по средствам приносит индивиду удовлетворение, появляется возможность и желание уделять время саморазвитию.

Сочетание факторов дает удивительные результаты, что не раз подтверждалось на примере близнецов, выросших в разных культурных, социальных, природных условиях.

Кто сказал, что будет легко?

Процесс формирования личности не сиюминутный, он продолжается лет до 18 (пока длится и юридическая ответственность родителей или опекунов за подрастающего человека).

Интересно, что славянский менталитет не ограничивается такими возрастными рамками. Это становится ясно, когда заботливые мамы и бабушки готовят перекусы любимым «деткам» в институт, советуют уже после замужества, как лучше пеленать их младенцев, и как правильно подбирать наряд, когда их отпрыски уже вышли на пенсию. Такая преемственность поколений, с одной стороны, не дает взрослой личности «созреть», с другой – институт семьи в странах постсоветского пространства никогда не перестанет существовать. И для каждого ребенка в роду найдется свой воспитатель.

Этапы становления личности совпадают со сменой важных психологических периодов жизни.

Перинатальное развитие (условно можно назвать этот отрезок «Я уже есть»). Согласно учению Станислава Грофа, еще в утробе малыш начинает развиваться как индивидуум. Ему нравится определенная музыка или картины, созерцаемые матерью, некоторые продукты. Карапузу только и остается в знак согласия или нежелания толкать маму изнутри.

0 – 3 года. В это время весь мир для детей – это их окружение (родители, старшее поколение родственников, братья и сестры). Этот период соответствует девизу: «Я – зеркало семьи». Все привычки и другие поведенческие реакции копируются до неузнаваемости. Если старшим людям не по душе характер младшенького, нужно попытаться объяснить, что не так, а самим мотать на ус: настало время корректировать себя!

«Школьная пора», куда входит дошкольная категория детей от 4 до выпускного класса начального звена – 11 лет. Это время детства и осознанного поведения

Например, в саду малыши стараются проявить себя со стороны хорошо воспитанных и отзывчивых деток, а если выходит, что «хорошими делами прославиться нельзя», привлекают внимание шалостями. Внимание и похвала воспитателя (далее – учителя) являются лакмусовой бумажкой идентификации ребенка.

Период «кокона» (отрочество)

С 12 лет до 15 подросток, с одной стороны, начинает общение и раскрытие своих способностей в новых социальных группах – классе, кружках, секциях. С другой стороны, происходит накапливание необходимого опыта, развитие возможных способностей.

«Трудный возраст» (юность) от 16 до 18 лет, причем период сложный не только для любимого сына или дочери, но и родителей. С удивлением старшее поколение начинает замечать, что им дерзят, не повинуются, сбиваются с пути (нередко пропускают занятия по причине «ненужности» школьных знаний или влюбляются и забрасывают уроки). Это становление личности без тяжелого времени, когда набиваются шишки и приобретается бесценнейший опыт – свой, личный, невозможно. Но иногда не все так болезненно. Бывает, случается первая любовь, которая юность превращает в романтическую «весну жизни». Оценки юному возрасту будут меняться, но яркие впечатления и нужные выводы помогут сформировать человека.

С 18 лет – «да здравствует, Личность!». Теперь невозможно кардинально перестроить индивидуума, только скорректировать уже имеющееся поведение. Выбор учебного заведения по интересам или «свободного плавания» поможет дальше продумать свою жизнь и добиться успеха.

С достоинством и минимальными «потерями» родители, а также их маленькие наследники, выходят из кризисных периодов только тогда, когда присутствует поддержка, самоуважение и предоставленная детям возможность самостоятельно пройти все три фазы каждого этапа:

  • Адаптационная. Дети овладевают навыками, необходимыми для оптимального существования в своей группе. Например, учатся говорить, чтобы их понимали, или держать ложку, потому что в детском саду все карапузы едят только так.
  • Стадия индивидуализации. Каждый должен правильно отнести себя к той или иной группе, понять, что он может справляться с задачами («Все сверстники одеваются на прогулку сами, я тоже постараюсь, я же большой, я мальчик»).
  • Интеграционная фаза. Образно говоря, это возможность впервые сесть за руль после того, как выдали права. Это время управлять собой, эмоциями, чувствами, иногда – подчиняться, а порой – и пытаться самому надавить на кого-то.

Если ребенок какую-то из фаз пропустит (на любом этапе), у него возникнет внутренний конфликт. Помочь избавиться от него (а лучше – дать возможность все пережить) под силу любящим родителям, которые прививали ему культуру поведения и воспитывали духовность.

Принципы гармоничного развития

Формирование гармоничной личности направлено на достижение целей:

  • формирование сознания гражданина, патриота;
  • приобщение к общечеловеческим ценностям;
  • развитие креативности, способности к творчеству;
  • формирование адекватной Я-концепции, способности самореализации.

Принципы, которые нужно соблюдать:

  • уважительные, доверительные отношения между педагогами, воспитанниками;
  • природосообразность (учет возрастных, гендерных, других природных особенностей);
  • культуросообразность (опора на культурные традиции народа);
  • гуманизация, эстетизация среды воспитательного учреждения.

Воспитание и формирование личности ребенка

Первой культурной средой для детей, включающей их предметно-пространственное, событийное, социальное, информационное окружение является семья.

Близкие лица в разной степени выраженности создают индивидуальную воспитательную среду (например, обеспечивают полноценное питание, покупают одежду, приобретают раскраски, игрушки, и др.). От того, каким образом организована воспитательная среда, зависят способы воздействия на малыша, их действенность для личностного развития и насколько безболезненно для него будут протекать кризисы и этапы формирования личности ребенка.

Вопреки распространенному суждению специфические воспитательные меры в семье, устремленные на развитие или коррекционное воздействие некоторых личностных качеств детей, занимают незначительное место. Естественно, в домашнем воспитании существуют определенные требования, запреты, система наказания и поощрительного воздействия. Однако при этом ежедневно случаются различные ситуации с участием родителей, через которые вплетаются меры воспитательного или обучающего характера. Поэтому, чем в более младшем возрастном периоде находится кроха, тем органичнее сочетается обучение и воспитание, присмотр и забота. Домашнее воспитание характеризуется сугубо индивидуальным и персонализированным воздействием, конкретностью, вследствие чего оно благоприятно воздействует на инициирование активности, посредством которой происходит формирование личности ребенка дошкольного возраста.

Детская активность, реализуясь в видах деятельности, является базисом для выработки социальных и психологических новообразований в его личностной структуре, ведь специфические индивидуальные особенности и качества образуются только в процессах взаимодействия малышей со средой, в их инициативной деятельности.

Семья выступает основополагающим фактором воспитательного воздействия вследствие того, что является организатором для детей всевозможных видов деятельности. Ведь кроха от рождения не обладает навыками, обеспечивающими его самостоятельную жизнь. Взаимодействие с миром для него организовывают родители и прочие участники семейных отношений. Именно в этом и состоит огромный педагогический смысл. Так как даже малыш, которому повезло появиться на свет в благоприятствующей среде, не в состоянии полноценно развиваться при ограничении или лишении его возможностей активно взаимодействовать с ней.

Семейным воспитанием называют целенаправленное взаимодействие взрослых участников семейных отношений с младшими, которое основывается на любви, уважении достоинства крохи, а также предполагает психологическую и педагогическую поддержку, защиту малыша и формирование личности ребенка дошкольника с учетом его потенциала и соответственно семейным ценностям и моралью общества.

Специфичность семейного воздействия воспитательного характера состоит в его возможности выступать одновременно положительным фактором и отрицательным феноменом становления личности. Благоприятное влияние на личность выражается в любви. Так как никто не будет больше любить кроху, чем его близкое окружение. Наряду с этим и большего вреда в воспитании и личностном формировании не может причинить никакой иной социальный институт.

Ключевыми условиями, обеспечивающими оптимальное семейное воспитания, являются: неподдельная любовь к крохе, последовательность в воспитательном воздействии, единство принципов и требований, адекватность воспитательных воздействий. Соблюдение этих перечисленных требований является залогом внутреннего спокойствия малыша и стабильности его психики.

Понятие социализации

Социализация – вхождение индивида в общественную, социальную среду, окружение через приобщение его к социальным нормам, общественным ценностям сложившегося строя. Социализированный человек – основа полноценного общества, активно осуществляющий функции, возложенные на него обществом, государством.

На социализацию влияют группы факторов:

  • макрофакторы – планета, страна, общество, космос;
  • мезофакторы – этнос, средства массовой коммуникации, регион, поселение;
  • микрофакторы – семья, социум, воспитательное влияние.

Социализация личности в психологии – планомерное вхождение индивида в существующую социальную среду, приобщение к комплексу социальных взаимосвязей, приобретение индивидуальности. Процесс двусторонний: с одной стороны – усвоение социального опыта, психологических установок, с другой – активное его воспроизводство. Первое – воздействие окружающего пространства, среды на человека, второе – человека на среду.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector