Формирование команды проекта

Содержание

Классификация проектов по критериям менеджера и экономиста. Экономичная модель проекта.

Ответ:

Классификация
проектов по критериям менеджера и
экономиста:

По
масштабу проекта:

  • Малые
    – небольшие объемы работ, не большая
    стоимость, простота технологических
    процессов, небольшая номенклатура
    необходимых ресурсов.

  • Средние
    – больший объем работ и затрат по
    сравнению с малыми проектами, а также
    имеют более сложные процессы проекта
    и больший масштаб капитального вложения.

  • Крупные
    проекты

    — превышают по своим параметрам средние
    в несколько раз.

  • Мега-проекты
    – это целевые программы, содержащие
    множество взаимосвязанных проектов,
    объединенных общей целью, выделенными
    ресурсами и временем выполнения.

В
зависимости от срока реализации проекта
и объема необходимых инвестиций:

  • Краткосрочные
    – продолжительность до 1 года;

  • Среднесрочные
    – длится от 1 – 3 лет;

  • Долгосрочные
    – длятся свыше 3 лет.

  • Промышленные;

  • Строительные;

  • Транспортные;

  • Здравоохранительные;

  • Туризм
    и т.д.

  • Простые;

  • Организационно
    сложные;

  • Технически
    сложные;

  • Ресурсно
    сложные;

  • Сложные
    в комплексе
    .

  • Уникальные
    проекты
    ;

  • Повторные
    проекты
    .

  • Существенно
    значимый проект
    ;

  • Средне
    значимый проект
    ;

  • Незначительно
    значимый проект
    .

В
зависимости от особенностей условий
реализации процессов, предусмотренных
проектом:

  • адекватные
    основным параметрам условий внешней
    среды
    ;

  • требующие
    специальных мер с учетом факторов
    среды
    ;

  • невыполнимые
    в имеющихся условиях и (или) требующие
    изменения этих условий
    .

Классификация
проектов в зависимости от ограничения
по ресурсам и срокам для тех или иных
работ проекта
устанавливаются применительно к ряду
факторов различной природы:

  • климатические
    условия
    ;

  • обеспечение
    устойчивого функционирования

    всех обслуживающих подсистем проекта
    по сути, по времени, по уровню качества;

  • создание,
    поддержание на нужном уровне и
    резервирование

    ресурсного комплекса проекта.

В
зависимости от требований к качеству
работ и результатов проектов:

  • Бездефектные
    проекты

    – устанавливаются пределы требований
    качества;

  • Проекты
    с повышенным качеством

    – с предъявлением и соблюдением
    сверхнормативных требований к качеству;

  • Стандартные
    проекты

    – выполняются на основе соблюдения
    всех нормативных положений.

Проекты
по степени охвата этапов инновационного
процесса:

  • Полные
    инновационные проекты;

  • Неполные
    инновационные проекты.

Экономическая
модель проекта

Экономическая
модель проекта

показывает распределение результатов
и затрат по стадиям реализации.

Она
служит инструментом ресурсного
обеспечения и является основой для
создания плановых документов,
регламентирующих привлечение и
распределение ресурсов в ходе реализации
проекта.

Общее
представление об экономической модели
проекта:

Менеджмент проектов

В настоящее время в России усиливается интерес к проектному менеджменту (ПМ) как к наиболее эффективной организационно-деятельностной парадигме и управленческой культуре осуществления проектов. Однако в силу новизны сам ПМ, как профессиональная область деятельности, часто интерпретируют в понятиях и связях системного анализа, управления системами, информационных технологий и др. или путают с такими видами управленческой деятельности, как администрирование, руководство, контроллинг.

ПМ не получил пока широкого распространения в России в силу того, что является принципиально новой организационной и профессиональной рыночной культурой для российских руководителей, управленцев и менеджеров. Для того же, чтобы люди изменили свою культуру профессиональной деятельности — а это изменение системы ценностей, ментальности и образа действий, — требуются значительное время и целенаправленные усилия.

Существуют различные определения проекта, управления проектом, менеджмента проекта и других терминов из области проектного менеджмента в источниках, носящих нормативный характер (базы знаний, стандарты) по отношению к деятельности профессиональных менеджеров проектов .

В частности, проектный менеджмент, как вид профессиональной деятельности, включает планирование, организацию, мониторинг и контроль всех аспектов проекта в ходе непрерывного достижения его целей . А менеджмент проекта является:

  • с одной стороны — процессом (процессами) использования при осуществлении проекта менеджерами проекта знаний, навыков, методов, средств и технологий проектного менеджмента при осуществлении проекта с целью эффективного достижения поставленных целей с заданным качеством, в сроки и в пределах утвержденного бюджета и в соответствии с ожиданиями участников;
  • с другой стороны — группой людей (ролей), управляющих проектом, то есть обеспечивающих процессы управления, коммуникаций и принятия решений по осуществлению проекта.

Менеджмент проектов в более широком понимании — это профессиональная деятельность, ориентированная на получение эффективных результатов путем успешного осуществления проектов как целенаправленных изменений.

Одним из основных понятий в ПМ является понятие «команда», а в управлении проектами — менеджмент человеческих ресурсов проекта, включающий в себя процессы планирования, формирования и создания команды (Team Building), ее развития и обеспечения деятельности (Team Development), трансформации или расформирования команды. (Вопрос целесообразности образования новых терминов и словосочетаний в таком количестве, тем более являющихся прямой калькой с английского, спорен. Здесь отметим лишь, что в данной статье автор различает управление штатом и трудовыми ресурсами как формально измеримыми величинами от того, что в гораздо меньшей степени формализуется и что часто обозначается тоже не очень-то радующим слух сочетанием слов: «человеческий фактор». — Прим. ред.)

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Помощь, если команда не работает

/help

Дает дополнительную информацию о любой команде консоли. Если вы пытаетесь выполнить команду, и она не работает должным образом, введите приведенную выше команду перед названием команды, которая не работает, и вам будет более подробно рассказано о том, как она работает.

Пример: /help kill

Особенности проектной команды

Команда проекта выполняет две основные функции. Во-первых, ее действия направлены на решение задачи проекта: поиск информации, выработку решений, участие в итоговых обсуждениях и т.д. Во-вторых, команда действует в поддержку руководителя проекта и товарищей (важнейшее здесь – умение слушать, поддерживать и ободрять других).

Эффективность команды следует определять, как соотношение результата решенной задачи и совокупности усилий, направленных на создание команды и руководство. Экономическая целесообразность командных методов работы далеко не всегда позволяет применять их. Но особенности проектной задачи весьма благоприятны для успешности командной деятельности.

Формирование и управление проектной командой – трудоемкие и дорогостоящие мероприятия. Затрачивается время, средства на планирование и подбор участников команды. Сформированную группу необходимо развить до командного уровня, а затем управлять ею, что также влечет определенные издержки.

PM должен все выполнить правильно и в нужные моменты времени вкладывать энергию в построение командного духа. В таком случае синергия не заставит себя ждать, а лучшие черты команды проявятся. Ниже вашему вниманию предлагаются основные особенности команды проекта и ее отличия от рабочей группы.

Основные особенности команды проекта

При реализации проекта очень важны моменты прорывных решений и действий, когда усилия участников мобилизуются. В командном коллективе, в силу его природы, проще сгенерировать инновационные идеи. Команда проекта способна лучше решать замысловатые проблемы и задачи, возникающие на стыке отраслевых и управленческих компетенций. Возможностей смелых, вероятно, даже рисковых решений у проектной команды больше, чем у каждого ее члена в отдельности, так как в совокупности в команде сильнее опыт и видение ситуации. Продолжим список особенностей командной работы:

  • совместно легче выходить из запутанных тупиковых ситуаций;
  • более рационально распределяются роли, уменьшаются межличностные трения;
  • возникают психологические преимущества: ощущение товарищеской поддержки, чувство гордости за совместные достижения, признание в коллективе;
  • обеспечивается прямой доступ к информации без искажений;
  • особенности участников команды, всплывающие в форме недостатков, быстро переводятся в конструктивное русло;
  • члены команды оперативно извлекают уроки из допущенных ошибок;
  • команда способна легко переработать и впитать внешнюю инициативу, идеи, помощь, обращая их на пользу общему делу;
  • если кто-то из членов команды начинает испытывать неуверенность, это быстро фиксируется и компенсируется.

Методика тестирования

Мередит Белбин — американский психолог, которая свыше десяти лет посвятила изучению условий, необходимых для успешной деятельности управленческих команд. Предположение Белбин состоит в том, что каждый член рабочей группы играет двойную роль. Первая роль, функциональная, связана с формальной спецификой деятельности группы. Вторая, которую Белбин назвала «командной ролью», гораздо менее очевидна, однако именно она важна для успешной деятельности группы.

Белбин удалось создать модель, подтвержденную необычайно большим массивом экспериментальных данных. В результате масштабных и тщательно спланированных экспериментов с рабочими группами она выделила и описала восемь командных ролей, которыми характеризуется все ролевое разнообразие группы. Эти восемь ролей условно были названы так: «исполнитель» (И), «председатель» (П), «формирователь» (Ф), «мыслитель» (М), «исследователь ресурсов» (ИР), «оценивающий» (О), «коллективист» (К) и «доводящий до конца» (Д).

При подборе команды следует включать в нее людей, личностные характеристики которых охватывают диапазон качеств, необходимых для того, чтобы все восемь ролей могли быть реализованы. Это не означает, что группа должна состоять непременно из восьми человек, кто-то из работников может совмещать психологические роли, главное — чтобы все функции выполнялись. Полная ролевая структура создает предпосылки для эффективного партнерского взаимодействия, обеспечивающего результаты трудовой деятельности, соответствующие интересам команды проекта. В случае если группа работает неэффективно, полезно проанализировать ее состав в свете рассматриваемых восьми ролей. Возможно, что в коллективе не хватает сотрудника, который мог бы играть какую-либо из важных ролей. Тогда необходимо подобрать такого человека или попытаться обучить других членов группы выполнять соответствующие функции.

Основные аспекты формирования проектной команды

Создание проектной команды обуславливается необходимостью реализации проекта. По факту достижения этой цели она распускается. Количество ее участников зависит от имеющихся объемов работ и отражает требуемое разделение функций, обязанностей и ответственности за принимаемые решения в процессе их выполнения.

По содержанию команда проекта состоит из высококвалифицированных специалистов, обладающих определенными знаниями и навыками, приведенными ранее и необходимыми для успешного закрытия проекта.

Формально же она представляет собой иерархическую структуру, во главе которой стоит менеджер проекта, имеющий в подчинении отдельных исполнителей, отделы и специалистов, действующие в узких функциональных сферах. Он назначается руководителем проекта (чаще всего, юрлицом-заказчиком). Задачей заказчика является грамотный подбор команды, обеспечивающий:

  1. соответствие ее состава имеющимся целям и выдвинутым требованиям;
  2. продуктивную командную работу над задачами;
  3. психологическую совместимость участников;
  4. эффективное общение внутри нее и поиск оптимальных групповых решений тех вопросов, что возникают в процессе реализации проекта.

В обязанности менеджера входит общее руководство проектом, контроллинг его основных параметров и координация командной работы. По согласованию с руководителем он набирает требуемое количество специалистов.

Члены команды проекта могут называться проектным персоналом. В процессе реализации проекта их число может варьироваться по сравнению с первоначально заявленным.

Корректировка проекта, управленческой структуры, завершение определенных стадий, замена одного участника другим – вес это является предпосылками наступления реорганизационной стадии (речь о ней пойдет далее), в рамках которой менеджер обязан адаптировать новых членов к выработанному стилю командного общения, помочь определить им их профессиональной роли, вмененные обязанности и т.д.

Базисом команды являются проектные разработчики, которые, в случае необходимости, могут привлекать интересующих их специалистов.

Важной частью проектной команды является команда управления, выполняющая управленческие функции (планирование, управление и завершение). В случае с небольшими проектами управленческие обязанности распределяются между проектным персоналом или закрепляются непосредственно за руководителем.

В случае с небольшими проектами управленческие обязанности распределяются между проектным персоналом или закрепляются непосредственно за руководителем.

Еще одним важным участником проектной команды является спонсор, участвующий в решении финансовых вопросов, влияющих на экономическое обоснование проекта.

Что касается основных этапов жизненного цикла проектной команды, можно выделить следующие:

  1. Знакомство. Характеризуется знакомством участников команды друг с другом, формированием благоприятных отношений как внутри коллектива, так и вне его, сплочением членов, выработкой общих норм и согласованием стратегии действий.
  2. Притираемость. Распределение ролей, выявление различий в подходах и методах проектной работы, урегулирование возникающих конфликтов и трудностей в понимании путем формирования конструктивных позиций.
  3. Функционирование. На этом наиболее продолжительном и продуктивном этапе у команды уже выработаны определенные взаимосвязи, участники понимают, что от них требуется, и выполняют это.
  4. Реорганизация. Этап обуславливает определенные количественные и качественные корректировки.
  5. Расформирование. После завершения проекта команда расформировывается. Дальнейшие события могут развиваться по одному из двух сценариев: участники возвращаются к выполнению привычных для них обязанностей в организации, либо, в случае, если они были приглашены извне, получают объективные рекомендации для их дальнейшей работы или заключают трудовые договора.

Практика показывает, что оптимальный период продуктивной работы проектной команды составляет 1,5–2 года. После эффективность снижается. Решением этой проблемы становится периодическое возвращение участников проекта в их функциональные подразделения и привлечение новых специалистов.

Ознакомление с нюансами командообразовния невозможно без изучения функциональных ролей каждого участника проектной кооперации.

Роли в команде

Для любой рабочей группы характерны два типа ролей, каждая из которых критически важна:

  • функциональная – ее выполняет каждый игрок команды в соответствии с должностными обязанностями, профессиональной компетенцией или требованиями бизнес-процесса;
  • неформальная – присуща каждому человеку с учетом его психоэмоциональных и поведенческих особенностей, проявляется в характере и способах взаимных влияний в процессе сотрудничества.

Отсутствие ясности функциональных ролей порождает конфликты внутри коллектива. Поэтому задача руководителя – четко распределить обязанности и область ответственности каждого участника процесса.
Неформальные роли – более размытая категория, у которой много различных типологий и интерпретаций. Распределение по
Роберту Хогану (Robert Hogan) выделяет пять основных ролей:

  • драйверы – нацелены на результат;
  • коннекторы – ориентированы на выстраивание отношений и атмосферы в команде;
  • инноваторы – внедряют новые процессы, технологии, идеи;
  • практики – твердо стоят на ногах и помогают придерживаться заданного направления;
  • контролеры – ориентированы на процесс, следят за соблюдением дедлайнов и технических заданий.

В идеале команде необходима сбалансированность этих ролей, но нужно понимать, что совершенных команд не существует. Зато есть запросы под конкретную задачу или индустрию

Например, для продавцов важно быть нацеленными на отношения и результат и менее существенны соответствие стандартам качества и прагматизм. Производственники, задействованные на опасных работах, наоборот, должны четко соблюдать стандарты и требования, им не нужны сверхрезультат и инновации

Также есть команды, где межличностные отношения критически важны, а их отсутствие порождает конфликты. 
Другая известная концепция – британского профессора Мередит Белбина (Dr. Meredith Belbin) – выделяет девять категорий ролей:

Здесь не существует плохих или хороших ролей, в каждой есть свои преимущества и недостатки. Человек зачастую совмещает 2–3 роли, со временем они могут меняться или плавно перетекать из одной в другую.
Некоторые концепции изучают негативные роли в команде, например: саботажник, паникер, пожиратель времени, козел отпущения. Без таких ролей коллектив не может существовать. Если, предположим, уйдет козел отпущения, то команде не на кого будет «сливать» промахи и ошибки. Психология группы такова, что на эту роль негласно будет выбран другой человек

В такой ситуации руководителю важно выявить этого сотрудника и поддерживать межличностный и профессиональный баланс, не давая команде «задавить» коллегу.

Пищевая и энергетическая ценность:

Целевые роли

Они связаны с выполнением работы. Сотрудники, выполняющие эти роли, помогают продвигать проект от первоначальной концепции к действию. Люди могут менять свои роли в течение работы над проектом.

  • Инициатор – предлагает оригинальные идеи и различные способы решения проблем и достижения целей. Человек в этой роли инициирует дискуссии и побуждает команду обратиться к новым областям исследования.
  • Ищущий информацию – уточняет комментарии с точки зрения их фактического соответствия, ищет экспертную информацию или собирает факты, имеющие отношение к проблеме; определяет, какой информации не хватает и какую нужно найти, прежде чем двигаться вперед.
  • Тот, кто предоставляет информацию, – предоставляет фактическую информацию и в соответствующих случаях описывает собственный опыт; воспринимается как авторитет.
  • Ищущий мнения – просит уточнить ценности, взгляды и мнения членов группы; старается учитывать разные точки зрения.
  • Выражающий мнения – выражает свое мнение и убеждения относительно обсуждаемой темы. Часто высказывает мнения с позиции «группе следовало бы сделать…».
  • Разработчик – принимает идеи других и опирается на них с примерами, соответствующими фактами и данными; рассматривает последствия предлагаемых идей и действий.
  • Координатор – определяет и объясняет отношения между идеями и предложениями; может объединить несколько разных идей (комбинирует).
  • Контролер – уточняет позицию группы, предоставляет краткое изложение того, что было достигнуто; отмечает, где группа отклонилась от курса, и предлагает, как вернуться к цели.
  • Оценщик/Критик – оценивает предложения на основе заранее определенного или объективного стандарта, оценивает их целесообразность и определяет, являются ли они обоснованными и приемлемыми в качестве решения.
  • Активизатор – мотивирует на продвижение вперед, бросает вызов и стимулирует группу к дальнейшим действиям.
  • Техник – облегчает групповые обсуждения, заботясь о материально-техническом снабжении, как, например, где будет проводиться собрание и какие материалы потребуются.
  • Регистратор – записывает идеи и следит за тем, что происходит на каждой встрече (что-то вроде секретаря).

Учет характеристик и функций исполнителей

Проектная группа, ставшая командой, определяет силу реализации задачи развития компании. Данный коллективный элемент системы управления опирается на личностную силу и ответственность каждого участника-исполнителя. Когда проектная команда собрана воедино, прошло первое рабочее совещание, можно с уверенностью говорить, что состав участников проекта сформирован полностью.

Руководителю проекта нужно быть точным с выбором в члены команды в каждом из случаев рассмотрения кандидатов

Для этого в момент определения состава команды ему важно учесть основные характеристики подбираемых людей, исходя из диагностических установок. Вашему вниманию предлагается один из примеров таких вопросов-установок

  1. Однозначны ли формулировки задач, которые следует предложить потенциальным исполнителям?
  2. Какие роли потребуется установить в команде, чтобы все задачи и мероприятия получили по ответственному ресурсу?
  3. Какими навыками и опытом должен владеть участник-претендент?
  4. Какие функции и задачи допустимо предложить претенденту при включении в команду?
  5. Какие основные черты характера, психотип и ценностные ориентации исполнителей являются предпочтительными?
  6. Какую загруженность и бюджет времени можно предположить для участия исполнителя?
  7. Достаточно ли число кандидатов на исполнение задач для обеспечения минимального уровня конкурентной среды между потенциальными участниками группы?

Представленные характеристики отталкиваются от специальной методический позиции. В ней предполагается, что дефицит ответственных ресурсов под декомпозированные задачи проекта является заблуждением. Человеческие ресурсы, способные стать участниками команды, потенциально всегда есть как внутри компании, так и за ее пределами. Поэтому, соблюдая задачную и проектную методологию, PM всегда имеет возможность созвать оптимальные по составу группы участников для успешной работы.

Помимо задач, каждому из участников команды придаются функции, обязательные к исполнению в периоды коллективных действий. Например, проектные совещания, регулярно проводимые для отчетно-аналитической работы, выработки оперативных решений требуют исполнения ряда административных действий. Секретарские операции являются обязанностью любого члена команды, назначенного РМ. Планирование и отчетность по проекту также является функциональной обязанностью каждого участника. Учет действительных функциональных навыков кандидатов в команду является прерогативой менеджера в момент ее созыва.

В настоящей статье мы рассмотрели багаж результатов, наработанных куратором и PM при работе над уставом. Последовательно возникают: проектные группы в форме рабочей группы, команды управления проектом и команды проекта. Задачный контекст ответственности PM обременяет обязанностью передать ее на плечи исполнителей, что является мощным управленческим навыком

Менеджер проекта, осознавший важность и освоивший на практике такую способность, несомненно, становится успешным руководителем

Ролевые конфликты

Внимательно приглядевшись к четырем ролям PAEI, вы обнаружите, что они конфликтуют друг с другом. Это не означает, что различные роли взаимоисключают друг друга. Просто, если руководитель прекрасно справляется с одной ролью, другие ему даются с трудом.Рассмотрим примеры.

  • Те, кто хорош в (E) – роли, хотят перемен. Это вступает в противоречие с (A) – ролью, требующей контроля и консервативности.
  • Те, кто склонен к (P) – роли, отставляют в сторону чувства, сосредотачиваясь на цели, и упускают межличностные аспекты взаимодействия. Это автоматически ведет к ущемлению (I) – роли.
  • Исполнители (E) – роли хотят постоянных новшеств, и их мысли направлены на долгосрочную перспективу, что в свою очередь вступает в противоречие с качествами (P) – роли, которая направлена на выполнении текущих процессов.
  • Чем больше вы стремитесь к систематизации и установлению правил (А), тем больше страшитесь перемен и новшеств (E), и наоборот.

Как видите, каждая роль действует в своем направлении, поэтому играть несколько ролей одновременно невозможно. И это ведет к следующему выводу.

Исследование анатомии команды

Доктору психологических наук Рэймонду Мередиту Белбину (Великобритания) удалось удалось выделить и идентифицировать в общей сложности восемь ролей, которые могут взять на себя члены команды. В течение семи лет он с коллегами формулировал свои гипотезы, тестировал их, отвергал, пересматривал и вновь тестировал, пока не смог получить внушительное исследование анатомии команды, которое подтверждалось необычайно большим объемом экспериментальных данных.

Выводы, к которым пришли ученые при прогнозировании поведения участников команд, делает их открытия необычайно убедительными, хотя Белбин и указывает, что гораздо проще правильно предсказать, какая команда потерпит неудачу, чем удачно выступившую команду. Доктор Белбин и его коллеги разработали хитроумную процедуру формирования успешных команд по результатам теста без необходимости встречаться с тестируемыми.

С некоторым допущением можно сказать, что представленный онлайн-тест — это фрагмент этой процедуры.

User Interface Designer (UI)

Характеристики:

  • занимается производством графической составляющей интерфейсов;
  • не несёт ответственности за применение результата и по финансовым рискам;
  • нанимается на позицию.

Эта роль разрабатывает визуальную часть пользовательского интерфейса. Основными целями работы UI дизайнера я вляются: интуитивность восприятия, простота, юзабильность и эстетика интерфейса ПО.

Инфекционные и паразитарные заболевания

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector