Невербальное мышление

Роль и важность средств общения для человека

Общение само по себе является одним из главных атрибутов человеческой жизнедеятельности. И важными являются все средства: как вербальное общение, так и невербальное. Каждое средство выражает свою «долю» информации, и умение считывать разные «коды» помогает оценить ситуацию в целом.

Внеречевое общение, в частности, становится необходимым тогда, когда речевое взаимопонимание невозможно. Например, если собеседники разговаривают на разных языках или кто-то из них глухонемой. Для таких целей разработаны различные языки жестов. Любопытно, что в Новой Зеландии местный язык жестов имеет статус официального языка; на этом языке англоязычное белое население общается с маори – коренным народом, представители которого далеко не всегда соглашаются учить английский язык.

Что же касается обычных ситуаций, то важность внеречевой «части» разговора показал австрийский писатель Алан Пиз; он утверждает, что только семь процентов информации мы получаем из речевого компонента общения, а остальное мы воспринимаем через невербальные сигналы. Исследователи также заметили, что в последние годы роль внеречевого общения существенно возросла

Одной из причин тому может быть осторожность: собеседник вполне может солгать, скрыть информацию, и установить его истинные намерения можно только посредством «считывания» жестов и мимики. Повышенная толерантность также не позволяет людям применять эмоционально окрашенные выражения в речи, и тогда на помощь приходят невербальные сигналы

Распознавание лжи – одно из самых важных умений. Эффект строится на том, что большинство людей не управляет своими эмоциями, поэтому они могут не соответствовать сказанным словам. Слова могут обмануть, но их жестовое «сопровождение» на такое не способно. Если, конечно, собеседник не научился владеть собой и использовать мимику и жесты, чтобы дополнительно запутать того, с кем он разговаривает.

Чтобы научиться распознавать внеречевую информацию, может потребоваться довольно длительное время. Ведь существуют не только всем известные и понятные сигналы, которые отражены даже во фразеологии («головою поник», «стоит разинув рот» и др.), но и довольно тонкие и неочевидные знаки.

Американский писатель Джулиус Фаст как-то описал любопытный случай. В одной школе училась девочка из Пуэрто-Рико, которую однажды директор застал среди компании курящих сверстниц. Все эти девушки отличались наглым и недисциплинированным поведением, кроме этой пуэрто-риканской девушки. Тем не менее директор решил её наказать, потому что уличил её, как он считал, в «подозрительном поведении»: при разговоре она старательно отводила глаза. Спас девушку местный учитель испанского, который объяснил директору, что в Пуэрто-Рико воспитанные девочки никогда не смотрят взрослым людям в глаза, что является знаком уважения.

Очевидно, что язык жестов, мимики, интонаций имеет более древнее происхождение, чем «обычный человеческий» язык. Действительно, членораздельная речь – довольно сложное явление, требующее не только развитого речевого аппарата, но и необходимого уровня абстрактного мышления. А вот невербальная коммуникация широко доступна животным. От них, по-видимому, нам и досталась большая часть внеречевых сигналов.

У животных позы, интонации голосовых выкриков, мимика выражают отношения превосходства и подчинения, выбор партнёра для спаривания, дружеское расположение или вражду и другую информацию. Часто обмен угрожающими позами и выкриками помогает избежать драки, которая может быть невыгодна обеим сторонам. Наиболее богатой системой жестов, поз и мимики обладают, конечно же, приматы, однако и у многих других животных существуют свои наборы сигналов.

Внеречевое общение даже позволяет контактировать с братьями нашими меньшими. Положение хвоста кошки или собаки может многое рассказать о настроении животного в данный момент. Пристальный взгляд для собак и кошек является зловещим сигналом, особенно если смотреть им прямо в глаза.

Диагностика вербального и невербального интеллекта

Вербальный и невербальный интеллект диагностируют различными способами. Есть отличия в заданиях и материале, на котором эти задания даются. Диагностика вербального интеллекта проводится с помощью заданий на сравнение, анализ и синтез словесного материала. Кроме того, материал подобран с учетом возраста испытуемого. Чаще всего для диагностики вербального интеллекта используют вербальный тест интеллекта Г.Айзенка.

Для диагностики невербального интеллекта используют задания на наглядном материале, без использования речи. В тестовых заданиях человек манипулирует объектами, составляет фигуру из отдельных элементов, сравнивает наглядный материал. Для определения уровня развития невербального интеллекта применяют «кубики Коса», тест в виде доски форм Сегена, прогрессивные матрицы Равена.

Существуют и тесты, задания в которых позволяют оценивать уровень развития и вербального и невербального мышления одновременно. Это, например, тест Векслера на интеллект. Диагностика в этом случае занимает достаточно большой отрезок времени, около 1,5 – 2 часов.

Подведем итоги

Вербальное и невербальное мышление взаимосвязаны. Сниженный уровень развития одного из этих видов мышления оказывает влияние и на другой вид. Например, если недостаточный уровень развития пространственного мышления не позволяет хорошо ориентироваться в размере, форме и соотношении предметов, пострадает и развитие речи. В этом случае человек может путать похожие по изображению буквы (см. Дизартрия). Недостаточное развитие вербального мышления отразится на понимании любого вида информации.

Внимание!

Что такое вербальный тип мышления

Для начала давайте определимся с тем, что такое вербальный и невербальный интеллект. Интеллектом называется способность человека к обучению и адаптации к различным ситуациям. Вербальный тип интеллекта дает способность человеку изучить и провести тщательный анализ полученной информации. После систематизации человек получает возможность повторно воспроизвести полученные знания в виде набора слов. Вербальный тип способностей отвечает за отражение выраженности словесно-логического мышления. Именно этот вид способностей определяет грамотность применения различных речевых оборотов, для демонстрации своих мыслей.

Чем выше уровень вербального мышления, тем легче человеку получить новые знания и использовать их в дальнейшей жизни. Таким образом, люди с вербальным типом мышления являются прекрасными ораторами и с легкостью разбираются в гуманитарных предметах. При проведении психологической диагностики и оценки мышления, используются специальные методы, которые имеют направленность на анализ возможностей человека в сравнении, обобщении, исключении лишнего и поисков синонимов.

Зная об уровне развития вербального мышления можно определить склонность к изучению иностранных языков и способностью усвоить изучаемый материал. Данный тип мышления развивается в детские годы, в то время, когда ребенок пытается связать изученные слова в первые, самостоятельно произнесённые предложения. Определенная ступень развития данного вида интеллекта – изучение письменной грамоты. Для того чтобы облегчить процесс обучения чтения для ребенка, следует правильно подойти к анализу усвоения полученной информации. В большинстве случаев, ребенок проявляет признаки готовности к этой форме обучения в возрасте от пяти до семи лет.

Вербальное мышление — это неотъемлемая составляющая успешного усвоения полученных знаний. Это касается как гуманитарных, так и технических предметов. Когда уровень развития ребенка имеет определенное значение, процесс усвоения новых знаний протекает достаточно легко. Ребенок не только понимает смысл полученной информации, но и обладает способностью пересказать усвоенное своими словами.

Каждый из видов интеллекта, будь то вербальный интеллект или невербальный, обладает высоким значением для человека

Невербальный вид интеллекта – основывается на базе пространственных объектов и зрительных образов. Здесь оперируют наглядные объекты. Умение найти сходство и различие предметов и изображений, а также способность правильно определить их положение, является ярким примером невербального мышления. Данный вид развития помогает человеку читать различные схемы и чертежи, создавать конструкции и писать живопись.

Упор на развитие вербальных способностей способствует освоению различных языковых систем. Каждая из языковых систем состоит из определенных элементов и правил создания конструкций из этих деталей. Большинство языковых систем включает в себя:

  • синтаксис;
  • фонетику;
  • лексику;
  • грамматику.

Фонетика – звуковая составляющая языка. При развитых вербальных способностях, человек демонстрирует легкость в различении звуков и способность с первого раза правильно произнести незнакомое слово. Грамматика подразумевает правильное построение фраз, где слова имеют согласованность между собой. Синтаксис – правильное оформление предложений, позволяющее связать их между собой. Таким образом, вербальные способности — это одна из главных составляющих богатого словарного запаса.

Все вышеперечисленное позволяет человеку наладить коммуникацию с другими людьми. Высокое развитие интеллекта дает возможность не только грамотно объяснить свои мысли собеседнику, но и обосновать свою точку зрения. Недостаточное развитие коммуникативных способностей приводит к затруднению в общении с другими людьми. Невербальная коммуникация также имеет огромное значение, так как жесты, мимика и положение тела является частью выражения собственных эмоций.

Вербальный интеллект – это тот вид интеллекта, который позволяет анализировать и систематизировать полученную словесную информацию

Значение вербального общения

Наверняка вы слышали утверждение, что на невербальное общение приходится до 93% всей передаваемой информации. Действительно, в определенных ситуациях жесты, мимика и интонация имеют гораздо большее значение, чем всё, что произносится при этом вслух

Но важно учитывать, что невербальные механизмы передают в основном сопутствующую информацию: отношение к собеседнику или предмету разговора, сомнения, иронию, скепсис или одобрение

Но если необходимо что-то объяснить, грамотно и последовательно изложив все факты, основным каналом становится вербальное общение

При этом важно строить фразы максимально однозначно, избегая сленга и эмоциональных высказываний, чтобы избежать неоднозначного понимания

Вербальное общение – это важнейший инструмент для выстраивания взаимопонимания с другими людьми. Умение пользоваться данным инструментом позволяет стать более успешным как в карьере, так и в личной жизни. Поэтому каждый человек, заинтересованный в успехе, должен работать над собой: учиться грамотно говорить и слушать, работать над своими манерами, пополнять словарный запас и как можно больше читать. И главное – никогда не прекращать совершенствоваться в данном направлении.

Что такое дискурсивное мышление?

Понятие «дискурсивное» происходит от латинского «discursus», что переводится как «рассуждение». То есть в процессе такого мышления человек находит ответ на интересующий его вопрос в результате диалога с самим собой. Он подбирает нужный ключ к решению так же, как действует ребенок, когда собирает мозаику. Поочередно «подставляя» то одно, то другое свое предположение, основываясь на логических выводах, человек и делает свое умозаключение. И при этом может использоваться как дедукция, так и индукция:

  • дедукция предполагает переход от общих понятий к частному случаю;
  • индукция предполагает движение от некого частного суждения к общему выводу.

К примеру, несложно догадаться, что если в школе у ребенка объявили карантин, на работе большинство коллег чихает, а в аптеках — очереди, то в город пришла эпидемия гриппа или ОРВИ. Однако подобные выводы не всегда столь однозначны. Утверждения типа «все мужики – козлы», «все бабы – дуры», «все дети капризны», «все продавцы – воры» и так далее тоже делаются на принципах индукции.

Чтобы их избежать, нужно действовать согласно следующей инструкции.

  • Собирайте информацию на «холодную» голову. Не привязывайте к ней собственные чувства и предубеждения.
  • Проанализируйте полученные сведения. Возможно, удастся вывести некие закономерности. Проведите сравнение — найдите сходства и отличия.
  • Теперь можно делать вывод о заинтересовавшем событии, явлении или человеке.
  • Проверьте полученные данные. Чтобы вынести окончательный вердикт, найдите подтверждение вашим выводам. Для этого еще раз исследуйте факты и обстоятельства или просто понаблюдайте за происходящим.

Подобные приемы помогают не только правильно оценивать ситуацию, но и влиять на нее. Дискурсивное мышление может пригодиться как в бытовых вопросах, так и в бизнесе.

Рассмотрим несколько ситуаций. Ваш сын никак не хочет наводить порядок у себя в комнате. Вы уже не раз говорили ему, что он нечистоплотен и требовали убираться на его шести квадратных метрах. Однако воз с его носками, дисками, книгами, тетрадками, штанами и майками и ныне там.

Давайте попробуем зайти с другой стороны: «Милое чадо, посмотри, как приятно бывать в комнате твоих сестер. Там все разложено по полочкам, они быстро находят свои вещи и не спотыкаются о различные препятствия, не пора ли и тебе создать уют?» Вероятнее всего, такое предложение возымеет куда больший успех, чем сравнение с поросенком и приказы, отданные в ультимативной форме.

Дочка проплакала весь день, когда вы отменили поход в зоопарк из-за дождя. Вспомните, что вы ей сказали. Вероятнее всего, это звучало приблизительно так: «В зверинец не идем — на дворе сыро». Если в следующий раз «небесная канцелярия» снова встанет на вашем пути, рекомендуется следующая формулировка: «Сегодня ожидаются сильный ветер и ливень, в таких условиях гулять ужасно некомфортно, давай перенесем прогулку на следующий выходной». Вот увидите, дочурка еще спасибо скажет, что вы так о ней позаботились.

Вы никак не можете продать партию мыла, которую разработали лучшие специалисты вашей фирмы. Что говорят продавцы покупателям? «Это наша самая удачная продукция. В ее составе только натуральные ингредиенты. Она дарит прекрасный аромат телу и свежесть коже».

«Переверните» презентацию. Это мыло сделает кожу гладкой, подарит незабываемый аромат, не вызовет аллергических реакций, так как сделано из натуральных компонентов, и, кстати, это одна из самых успешных наших находок. Очередь у прилавка уже стоит?

Для этого должны быть хорошо развиты память, наблюдательность, способность концентрироваться и аналитические данные. В психологии этот вид мышления называют медленным, быстрым же считается другой вид — интуитивный.

Различия между видами общения

Если кошка виляет хвостом – она недовольна, если собака – испытывает радостные эмоции. Получается, что даже на уровне зверей нужно уметь правильно трактовать подаваемые ими знаки, учитывая, кто именно стоит перед тобой. Что уже говорить, если перед тобой стоят разные люди.

Стоит подметить, что язык жестов является более искренним, поскольку мы его почти не контролируем. Поэтому так легко обмануть человека по телефону или переписке. Но если мошенник будет пытаться это сделать стоя перед вами, то есть вероятность, что вы прочитаете по его мимике о том, что ему верить не стоит.

Почти каждый наш день связан общением с теми или иными людьми. Поэтому стоит научиться как правильно выражать свои мысли, подавать информацию в нужном порядке. Так и изучать сигналы от других, чтобы получить больше знаний о собеседнике, или обезопасить себя от обмана.

Мы люди, а значит для нас открыты оба вида общения (вербальное и невербальное), поэтому стоит использовать их по максимуму в своих целях. Это отличный инструмент, позволяющий добиться желаемого и получить от жизни все, что вам требуется.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Использую для заработка

Словарь методических терминов

ВЕРБАЛИЗАЦИЯ. Реализация намерения субъекта выразить свою мысль в словесной форме; завершающая фаза порождения речевого высказывания, переход от внутренней речи к внешней речи.ВЕРБАЛЬНАЯ (от лат. verbalis – словесный) РЕАКЦИЯ. Использование речи в качестве реакции на стимул.ВЕРБАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ. Мышление, основой которого являются слова. Использование в мышлении лексических единиц иностранного языка достигается в результате систематической практики в иностранном языке.ВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ. Форма социального взаимодействия людей посредством языка. В непосредственном устном общении В. о. – это говорение и аудирование, в опосредованной письменной форме – чтение и письмо.ВЕРБАЛЬНЫЕ ОПОРЫ. Слова, словосочетания, предъявляемые для создания благоприятных условий стимулирования речевой деятельности. Часто оформляются в виде вопросов, плана к тексту и др.ВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ. То же, что речевые средства общения.ВЕРБАЛЬНЫЙ. Относящийся к способу передачи информации в устной и в письменной словесных формах.МЫШЛЕНИЕ ВЕРБАЛЬНОЕ. См. вербальное мышление.НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ. То же, что неречевые средства общения и экстралингвистические средства общения. Невербальными считаются такие средства общения, которые обеспечивают процесс общения без использования языковых средств. Психологи считают, что в процессе взаимодействия людей 60–80% коммуникации осуществляется за счет невербальных средств и только 20–40% – за счет вербального общения (Гойхман, Надеина, 2001). Поэтому язык невербального общения является объектом изучения при овладении языком как средством общения. Основными Н. с. о., которые сопровождают сообщение и оказывают влияние на его эффективность, являются: жест – социально отработанное движение, передающее психическое состояние человека; мимика – динамическое выражение лица в момент общения; поза говорящих – положение коммуникантов относительно друг друга; облик (внешний вид), часто раскрывающий состояние человека. Н. с. о. часто сочетаются с речью или заменяют ее, их роль вспомогательна, однако, по данным некоторых психологов, с их помощью передается значительная часть информации. Н. с. о. органически входят в коммуникативную систему того или иного языка и должны быть включены в программу обучения иностранному языку как элемент лингвострановедения, поскольку у разных народов одни и те же Н. с. о. могут иметь различные значения, сферы употребления. Н. с. о. входят в состав социокультурной компетенции, формируемой на занятиях по языку как части компетенции коммуникативной. См. также речевые средства общения.ОБЩЕНИЕ ВЕРБАЛЬНОЕ. См. вербальное общение.СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ ВЕРБАЛЬНЫЕ. См. вербальные средства общения.СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ НЕВЕРБАЛЬНЫЕ. См. невербальные средства общения.

Правила вербального общения

Если вы хотите стать успешным собеседником, который может всегда добиваться большего за счёт грамотного общения, вам необходимо уделить внимание развитию вербальных навыков

В частности, важно приучить себя соблюдать следующие правила:

Всегда демонстрировать доброжелательность к собеседнику и не забывать использовать речевые обороты, выражающие уважение.
Не стремиться навязать собственную точку зрения

Если становится очевидным расхождение взглядов в определенном вопросе, всегда можно найти способ избежать спора или навязывания мнения.
В разговоре важно всегда быть последовательным и логичным. Высказывания не должны противоречить сказанному ранее.
Рассказывая что-то другому человеку, важно помнить, что он может недостаточно хорошо знать все обстоятельства

Поэтому важно избегать неоднозначных высказываний, которые он может понять неправильно.
Все фразы должны быть краткими, емкими и однозначными. Нельзя перегружать свою речь сложными составными предложениями.
Важно всегда говорить правду, не приукрашивая и не преувеличивая. Кроме того, лучше избегать недостоверной или неточной информации.
При построении фраз желательно учитывать принадлежность собеседника к определенной субкультуре, его национальность, социальный статус, возраст и прочие особенности. Иначе можно обидеть человека и даже не заметить этого.

Ещё один важный навык вербального общения – умение не перебивать собеседника. Необходимо позволить ему высказаться, после чего, сделав небольшую паузу, медленно и уверенно озвучить собственные мысли.

Способы преодоления

Корректировать поведение ригидной личности сложно. Трудоёмкий процесс может иметь эффект только при грамотном подходе психотерапевта к пациенту. Человек должен быть уверен, что рациональные идеи исходят от него самого, а не от специалиста.

Для развития гибкости мышления нужна перестройка нейронных связей. Индивид способен раздвинуть границы, расширить свой кругозор посредством получения доступа во внешний мир, увеличения собственного жизненного пространства. Для этого надо пересмотреть свои прежние установки. Необходимо вспомнить отвергнутые желания и изучить новый возможный ресурс их исполнения. Нужно попытаться посмотреть на ситуацию свежим взглядом и с этой позиции оценить её.

Человеку важно научиться концентрироваться на мысли, что всё происходит здесь и сейчас. Постепенный отход от системы сложившихся стереотипов происходит только у наловчившихся действовать в текущем временном отрезке

Следует регулярно размышлять над происходящими событиями и теми, что остались в прошлом. В таком случае может прийти понимание, что жизненный опыт и теоретические установки не всегда подходят к конкретной ситуации.

Умение подстраиваться под обстоятельства приносит больше пользы. Выработка собственной стратегии, новых формул на основе старых знаний даёт возможность достичь значительных высот.

Словарь имён собственных

АВЕРБАХ Илья, Авербаха Ильи (рос. кинорежиссёр и сценарист)АВЕРБАХ Михаил, Авербаха Михаила (рос. офтальмолог)Агдамский р-н (Азербайджан)Агдашский р-н (Азербайджан)Агджабединский р-н (Азербайджан)Астаринский р-н (Азербайджан)Ахсуинский р-н (Азербайджан)Бардинский р-н (Азербайджан)Бейлаганский р-н (б. Ждановский р-н) (Азербайджан)БЕРБАНК Лютер,Бербанка Лютера Билясуварский р-н (б. Пушкинский р-н) (Азербайджан)Верба, -ы (с., Ровненск. обл., Украина)Габалинский р-н (б. Габелинский) (Азербайджан)Газахский р-н (Азербайджан)Гахский р-н (б. Кахский) (Азербайджан)

Большой толковый словарь

АДВЕРБИАЛИЗАЦИЯ, -и; ж. Лингв. Переход слов других частей в разряд наречий (например: вначале, справа, замуж). ВЕРБА, -ы; ж. Дерево или кустарник сем. ивовых с гибкими ветвями и пушистыми почками. ●Верба — символ церковного праздника «Вербное воскресенье», т.к. именно она заменила на Руси ветви пальм, размахивая которыми, по библейскому рассказу, народ приветствовал Иисуса Христа при въезде в Иерусалим; издавна существует поверье, будто верба обладает магическими свойствами: охраняет от злых духов, от всяких бед и напастей. Вербочка, -и; ж. Ласк. Вербный (см.). Вербовый, -ая, -ое. ВЕРБАЛЬНЫЙ, -ая, -ое; -лен, -льна, -льно. Спец. Словесный; глагольный; устный. Мысль в её вербальном выражении. В-ая нота (дипломатическая нота без подписи, приравниваемая к устному заявлению). ВЕРБЕНА, -ы; ж. Южное травянистое или кустарниковое цветущее растение сем. вербеновых (разводится как декоративное). Лимонная в. (субтропический кустарник, из которого извлекают эфирное масло). Вербеновый, -ая, -ое. В-ое масло. ВЕРБЕНОВЫЕ, -ых; мн. Биол. Семейство двудольных растений. ВЕРБЛЮД, -а; м. Жвачное парнокопытное млекопитающее с одним или двумя горбами, обитающее в пустынях и сухих степях. Азиатский в. Вынослив, как в. (очень вынослив). Доказывай, что ты не в. (разг.; о невозможности доказать необоснованность какого-л. обвинения). Откуда? — От верблюда (разг.-сниж.; насмешка по поводу недогадливости, неосведомлённости собеседника; грубоватый отказ в объяснении; из сказки К. И. Чуковского «Телефон»). Верблюжий (см.). ВЕРБЛЮДИЦА, -ы; ж. Самка верблюда. ВЕРБЛЮДОВЫЕ, -ых; мн. Зоол. Семейство жвачное парнокопытных животных, к оторым относятся верблюды, альпака, ламы и др. ВЕРБЛЮЖАТИНА, -ы; ж. Разг. Мясо верблюда. ВЕРБЛЮЖИЙ, -ья, -ье. 1. к Верблюд. В-ья шерсть. В-ье молоко. // Сделанный из верблюжьей шерсти. В-ье одеяло. 2. В составе названий растений. В-ья колючка (род полукустарников и многолетних трав сем. бобовых, служащих кормом верблюдам). По-верблюжьи, нареч. Кричать по-верблюжьи. ВЕРБЛЮЖОНОК, -нка; мн. -жата, -жат; м. Детёныш верблюда. ВЕРБНЫЙ, -ая, -ое. к Верба. Вербное воскресенье. Одно из названий праздника православной церкви Входа Господня в Иерусалим. Вербная неделя. Неделя, предшествующая вербному воскресенью. Вербная, -ой; ж. =Вербная неделя. ВЕРБОВАТЬ, -бую, -буешь; вербованный; -ван, -а, -о; нсв. (св. завербовать). кого. 1. Нанимать, набирать для несения воинской службы или работы где-л. В. добровольцев в действующую армию. В. наёмников. В. рабочих на стройку. 2. Неодобр. Привлекать на свою сторону. В. агентов. В. сторонников, единомышленников. Вербоваться, -буется; страд. Вербование, -я; ср. Вербовка (см.). ВЕРБОВАТЬСЯ, -буюсь, -буешься; нсв. (св. завербоваться). Наниматься для несения воинской службы или работы где-л. (обычно с переездом на другое место и на определённый срок). В. в действующую армию. В. на Север. В. за границу. ВЕРБОВКА, -и; ж. Разг. к Вербовать (1 зн.) и Вербоваться. Работать по вербовке. Вербовочный, -ая, -ое. В. пункт.

Как развить навыки невербального общения?

Невербальное общение – это важная часть межличностного взаимодействия. Человек, способный хорошо замечать и правильно трактовать чужие невербальные сигналы, гораздо лучше понимает любого собеседника. Он видит, как люди реагируют на его слова, быстро замечает попытки манипулировать собой. Не менее полезно и умение следить за собственными невербальными сигналами. Человек, хорошо контролирующий свою мимику и жесты, всегда создаёт приятное впечатление.

Развить способность лучше замечать и контролировать невербальные сигналы совсем не сложно. Достаточно начать более внимательно смотреть на людей, с которыми приходится общаться. Старайтесь замечать каждое невольное движение, позволяющее сказать что-то о мыслях или переживаниях собеседника

Уделяйте внимание всему: выражениям лица, движениям глаз, жестам, смене позы и осанки, интонации и тембру голоса

Со временем это превратится в увлекательную игру, которая позволит почти каждый день совершать новые открытия. С каждым днём ваши навыки будут совершенствоваться. Постепенно вы научитесь замечать определенные невербальные сигналы и в собственном поведении. Это позволить своевременно предотвращать нежелательные и подчеркивать те, которые вы посчитаете правильными.

Упражнения на развитие словесно-логического мышления

Существует огромное количество упражнений для развития разных типов мышления. Для развития вербального мышления рекомендуется использовать логические задачки. К примеру, посмотрите на предметы вокруг вас и попробуйте дать им новые названия (у детей это получается лучше всего). К примеру чашка — выпивалка, ручка — писалка и т. п. Отличное упражнение на развитие вербального мышления – скороговорки. Можно заучивать старые, а можно придумывать новые. Проговаривайте их как вслух, так и про себя.

Очень хорошо помогает в развитии вербального мышления игра в шахматы. Во-первых, в процессе игры, как правило, играющие общаются между собой, а во-вторых, игра заставляет человека думать и просчитывать шаги наперед. Вербальное мышление — это словесное мышление, поэтому любые занятия на развитие его рекомендуется проводить в группе. Можно развивать такое мышление всей семьей. Особенности мышления человека связаны с его знаниями в разных областях. Дискуссии со знакомыми и друзьями помогают не только узнать много новой и полезной информации, но и развить вербальное мышление.

Как развить?

Словесное мышление помогает людям познавать и совершенствовать себя, общаться и взаимодействовать с другими людьми. Развивать его нужно у детей с младенческого возраста. Малышам свойственно наглядно-образное мышление, то есть преобладает невербальный компонент

Маленькие дети обращают внимание на внешние и часто несущественные признаки. Неумение выразить свою мысль словами означает, что вербальный образ ещё не сформирован

Для развития словесно-логического мыслительного процесса дошкольникам нужно предлагать сочинение сказок, разгадывание загадок, пересказ мультфильмов. Они должны решать несложные логические задачки, объяснять значение поговорок и пословиц. Со временем ребёнок приобретает способность пересказывать смысл полученной информации. От уровня, сложившегося в младшем возрасте, зависит дальнейшее обучение. Чем раньше начинается формирование вербального мышления, тем легче даётся ребёнку усвоение учебного материала.

Развитие мыслительной деятельности у младших школьников проходит ряд этапов.

  • Сначала дети свои умозаключения строят на основе наглядных предпосылок, полученных непосредственно в наблюдении.
  • Затем умозаключения создаются на базе абстрактных постулатов. При этом школьники опираются на знакомые примеры и наглядный материал.
  • И, наконец, ученики обучаются самостоятельному обобщению данных и извлечению соответствующих выводов.

Результативность прохождения всех этапов напрямую зависит от развития вербального мышления. Речь ребёнка складывается под влиянием общения с окружающими. Развитие речи отражается на формировании мыслительного процесса. Существует немало эффективных способов его совершенствования. Незатейливые групповые игры хорошо подходят для детей и взрослых.

  • Организация мыслей с помощью кластеризации подразумевает подбор темы, которая фиксируется на листке и обрамляется. Затем записываются ассоциации и эмоции, связанные со словом. Каждую из них заключают в рамку и стрелками указывают связь между ними.
  • Объяснение инопланетянину значения слова является эффективным упражнением для развития вербального мыслительного процесса. Участникам игры предлагают представить разговор с инопланетным существом. Надо доступным языком раскрыть содержание какого-нибудь явления или предмета. Начинают с объяснения смысла простых слов таких, как «пчела», «мёд», «полёт». Затем берут более сложные понятия: «успех», «удача», «счастье».
  • Скороговорки знакомят с богатством русского языка, помогают ощутить красоту чистой речи, вникнуть в новые поэтические образы. Для совершенствования вербального мышления рекомендуют придумывать продолжение 3–4 скороговорок. Коллективная игра строится на передаче скороговорки по цепочке. Хорошо развивает этот вид мышления самостоятельное придумывание новой скороговорки.
  • Инакомыслие предполагает переименование предмета. Например, шкаф – хранилище, радио – громкоговоритель. Допускаются несуществующие слова. Лучше всего задание выполнять в процессе соревновательной игры. Выигрывает команда, которая сочинит больше слов для предмета.
  • Существует игра «Аббревиатура». Заранее на карточках записывают любые не слишком длинные слова, выполняющие роль аббревиатуры. Игроки вытягивают одну из них. Через минуту выдают расшифровку слова. Например, в итоге составленная фраза может выглядеть так: «фонтан» – фокусник оригинально напилил трубочками ароматные нарциссы.
  • Внутренний диалог с самим собой в различных бытовых ситуациях хорошо тренирует вербальный мыслительный акт. Присутствие внутреннего собеседника может быть при выполнении уборки квартиры, приготовлении пищи, выборе одежды для прогулки.
  • Тренировочное чтение, сопровождающееся охватом большого обзора слов, способствует развитию этого вида мышления.
  • Шахматы заставляют личность размышлять и просчитывать ходы на несколько шагов вперёд.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector