Мышление образами — обязательная составляющая познания. мышление образами — определение, особенности и виды

Виды мышления в психологии

Выделяется несколько видов мышления в психологии.

Все они представляют собой как бы различные уровни представления действительности, разные уровни абстрагирования:

  • Наглядно-действенное мышление. Это первичный уровень осмысления действительности. В данном случае мыслительные процессы ещё не отделяются от действий. Человек как бы «мыслит руками». Такое мышление является преобладающим у детей до трёхлетнего возраста. Так, ребёнок сравнивает предметы, прикладывая их друг к другу; синтезирует и анализирует, строя из кубиков «домик» и ломая игрушки; обобщает и классифицирует, раскладывая кубики по цвету, форме и размеру. У взрослых такое мышление не исчезает, а лишь отходит на второй план; оно задействуется в тех случаях, когда точно предсказать события не представляется возможным: при освоении малознакомой техники, перестановке мебели и т. д.
  • Наглядно-образное мышление. Это более высокий уровень осмысления действительности. Здесь уже мыслительные процессы опережают действия, а не наоборот, как было в предыдущем случае. Чтобы представить предмет и охарактеризовать его свойства, человеку уже не нужно трогать его руками. Такое мышление преобладает у ребёнка от четырёх до семи лет. У взрослых же оно проявляется, когда они, к примеру, планируют ремонт квартиры: человек уже заранее может представить, как будет выглядеть комната, какого цвета будут обои и потолок и т. д.
  • Словесно-логическое мышление. Это полностью абстрактные мыслительные процессы, оперирующие понятиями, логическими конструкциями; такие конструкции иногда могут вообще не иметь наглядного образа – таковы, скажем, понятия вроде «честность», «стоимость» и др. С помощью такого мышления человек определяет общие закономерности разнообразных явлений природы, обобщает наглядный материал. Понятно, что такое мышление не может быть доступно маленькому ребёнку, поскольку в раннем возрасте у человека ещё не накопилось достаточного количества образного материала.

Упражнение «Праздничный ужин»

Терпение, труд и регулярная практика – вот что поможет развить мышление образами. Примеры упражнений многочисленны. Самое популярное — воображаемое представление праздничного ужина.

Прикрыв глаза на одну-две минуты, надо представить панораму недавнего пира. Припомнить гостей, вкус пищи, посуду, стоявшую на столе. После чего дать ответы на несколько вопросов:

  • Какая получилась образная картинка – четкая или смазанная?
  • Ярче образ в реальности или в голове?
  • Отчетливы ли детали или некоторые бросаются в глаза больше других?
  • Каких оттенков больше: цветных или серых?
  • Создается единый оптический образ всей комнаты?
  • Представляется своя тарелка, ложка, вилка? А лицо человека, находящегося напротив? И всё ли синхронно?
  • Чувствуется вкус блюд?
  • Под силу вспомнить, во что одеты присутствующие на том празднике?

Чем больше будет положительных ответов – тем лучше дела обстоят у человека с образами. Чтобы тренировки не наскучили, можно менять обстановку и вспоминать другие события.

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Понятие как форма мышления

Понятие отображает любые характерные признаки окружающих человека предметов и явлений. По объему в понятии выделяют общие и единичные признаки. Примеры общих: умение говорить, двигаться, читать, писать. Примеры единичных: манера говорить, жестикулировать, фигура, походка.

По содержанию в понятии приводят конкретные и абстрактные признаки. Примеры конкретных: объекты, имеющие право на самостоятельное существование (страна, уклад).Примеры абстрактных: дополнение, изменение, характеристика признака (отзывчивость, внимательность).

Различают также непосредственное и опосредованное понятие. Первое относят к происходящему в данный момент, второе является результатом споров и дискуссий.

Формулировка понятия всегда выражается словами либо словосочетаниями. Понятийный процесс формируется за счет образования терминов, отражающих суть объектов или явлений. Пример: «Психологическая дисциплина» сформулировала термины «личность», «сознание», «характер», «темперамент».

Понятию свойственны познавательная и коммуникативная функции

Немаловажное значение имеет способность осознавать полученную информацию

Что такое мышление

Под мышлением в психологии понимают процесс моделирования реальности с помощью аксиоматических положений, лежащий в основе познавательной деятельности человека. Мышление является обобщённым и опосредованным способом отражения действительности.

Многие учёные и философы разных эпох делали упор на то, что мыслительные процессы являются отличительной чертой человеческого сознания и являются самой сущностью человека. «Я мыслю, следовательно, существую», — утверждал Декарт. Паскаль говорил, что человек – это «мыслящий тростник».

Результатом мышления является мысль – понятие, идея, смысл. Мыслительные процессы противопоставляются низшим формам познания реальности, свойственным и животным – ощущению и восприятию.

То, что мышление является содержанием и сущностью человеческой деятельности, можно понять по тому факту, что оно окружает нас буквально повсюду. Мышление лежит в основе всей человеческой науки, искусства, политики, религии. Так, многие человеческие постройки обладают не только утилитарным назначением, но и символическим: определённое значение имеют архитектура здания, его расположение, характер подсветки, даже материалы, из которых оно было построено.

Мышление имеет одну отличительную особенность по сравнению с другими формами познания. С его помощью можно получить такую информацию о предмете, которая не может быть воспринята непосредственно. Это достигается с помощью таких мыслительных процессов, как дедукция и аналогия.

Природа и основные виды

Основные характеристики

  1. Обобщение отражения действительности — осуществление поиска отдельных предметов и явлений и переход к общему;
  2. Опосредованное познание объективной реальности — на основе непрямой информации мы можем судить о свойствах предметов и явлений;

Физиология

И. П. Павлов — академик, лауреат Нобелевской премии; он и его школа разработали свою теорию процесса мышления

Мышление является функцией головного мозга. Существует несколько теорий физиологии мышления. Следуя работам И. П. Павлова мысль — следствие рефлекторной связи между человеком и реальностью. Для её осуществления требуется работа нескольких систем мозга.

Первая из них — подкорковая область. Её активизируют безусловные стимулы внешнего или внутреннего мира. Вторая система — полушария головного мозга без лобных долией и отделов речи. Принцип её работы: стимулы временной (условной) связью «подключаются» к безусловной реакции. Это — первая сигнальная система.

Физиологическая основа мышления — работа коры больших полушарий. Ей характерны процессы, общие для нервной системы, в основном, сочетание доминирующего возбуждения с окружающим его торможением.

Нейрофизиология

В настоящее время нейрофизиологические основы мышления до конца не известны.

Определённые сведения были получены при помощи ЭЭГ. Так, при умственной деятельности в лобных отведениях возникает усиление пространственной синхронизации. Это в своих экспериментах впервые установил М. Н. Ливанов в . Сверхмедленные потенциалы усиливаются и учащаются при некоторых видах мыслительной деятельности, а именно, при умственном напряжении становятся короче дзета-волны. По временным характеристикам они показывают готовность к мыслительной деятельности. Однако метод ЭЭГ остаётся в плане исследования мышления крайне ограниченным.

Учёные пытаются понять, может ли деятельность совокупности нейронов характеризовать конкретный мыслительный процесс. Вероятно, это возможно, если учитывать, что мозг — материальный субстрат процессов мышления. Здесь идёт речь о так называемых «констелляциях» по А. А. Ухтомскому или «паттернах». Трудность заключается в перекодировании информации нейрофизиологической в психологическую. Изучать это начала ещё в Н. П. Бехтерева.

Процесс мышления часто связан с принятием решений. Исследования поиска выбора проводились при помощи регистрации ВП с помощью ЭЭГ. Наблюдалась кросс-корреляция потенциалов ЭЭГ между передними и задними отделами головного мозга, а именно: лобных, теменных и затылочных долей, то есть охват мозга очень широкий. На параметры ВП влияло информационное содержание стимула. В принятии решений важна мотивация — взаимодействие восприятия и ассоциаций по П. С. Симонову. Однако, из-за того, что в реальности мозг не имеет достаточной информации обо всех альтернативах, используются качественные словесные понятия — лингвистические переменные.

Из более новых методов для исследования мышления используют методы нейровизуализации. Так, для распознавания мыслей можно использовать функциональную МРТ. В эксперименте с точностью 72 %—90 % ФМРТ смогла установить, какой набор картинок смотрит испытуемый. Скоро, по мнению авторов исследований, благодаря этой технологии можно будет установить, что именно видит перед собой испытуемый. Эту технологию можно будет использовать для визуализации снов, раннего предупреждения болезней головного мозга, создания интерфейсов для парализованных людей для общения с окружающим миром, маркетинговые рекламные программы и борьба с терроризмом и преступностью. Также в экспериментах используют ПЭТ.

  • Наглядно-действенное мышление (Форма мышления, манипулирующая предметной сферой. Имеется у детей с рождения до полутора лет)
  • Конкретно-предметное мышление (Задачи решаются с помощью существующего, реального объекта. Формирование в возрасте от 1,5 до 7 лет)
  • Наглядно-образное мышление (Осуществляется при непосредственном восприятии окружающей действительности, образы представляются в кратковременной и оперативной памяти. Доминирует от 3 летнего до младшего школьного возраста).
  • Абстрактно-логическое мышление (Мышление абстракциями — категориями, которых нет в природе. Формируется с 7 лет. Считается, что у животных нет абстрактного мышления.)

Виды использования

Образы возникают из сохраненных в памяти событий, знаний, или воссоздаются воображением. Человек опирается на них при планировании своих действий, восприятия действительности, поиске выхода из проблемных ситуаций, при решении задач.

В музыке

Музыкально-образное способствует пониманию музыки на уровне чувств, ее сопоставлению со знакомыми объектами, явлениями природы, событиями.

В профессии

Людям с развитой способностью мыслить образами подходят профессии:

  • дизайнера;
  • изобретателя;
  • режиссера;
  • художника;
  • архитектора;
  • другие профессии, связанные с творчеством и мощной визуализацией.

Они могут представить задуманное еще на этапе идеи.

В искусстве

Произведения искусства отражают отношение автора к чему-либо. Это синтез чувств, ощущений, мыслей творца.

Умение передать свой внутренний мир через художественный образ – свойство разных видов образного мышления.

В учебе

Создает цепочки знаний, соединяя информацию, полученную на разных уроках. Помогает применять их в разных ситуациях.

Возникновение «картинок»

Итак, что значит мыслить образами, ясно. Теперь можно остановиться и на теме, касающейся их формирования.

Просмотрев картинку, впоследствии разделенную на части, можно восстановить её, применив образное мышление. Благодаря этому, мы извлечем новый образ. Собираясь на работу, можно представить различные комбинации одежды — и воображение создаст новые очертания.

Но сложившиеся «картинки» возникают не только как сочетание уже имеющихся, но и путем их видоизменения. Исходя из этого, можно выделить две группы образов – комбинационные и трансформационные.

К первым относятся задачи, заключающиеся в следующем: из исходного представления составить что-то существенно новое или воссоздать исключенный элемент.

К трансформационным относятся задачи, когда необходимо использовать уже завершенный образ и модифицировать его так, чтобы извлеклось что-то новое. Например, взять фотографию человека и мысленно изменить внешность (цвет волос, прическу, размер носа и т. п.).

В формировании мышления данного типа стоит обратить внимание на два основных момента:

  • Развитие старания к образованию новых образов.
  • Раскрепощение фантазии.

Легче всего формируется образное мышление во время рисования. Или любой другой художественной деятельности.

Что это такое?

На самом деле, каждый человек потенциально обладает творческим мышлением. Иногда его приравнивают непосредственно к творчеству, но в действительности данное понятие охватывает более широкую область мышления, а именно – способность нахождения альтернативных путей решения любой поставленной задачи. В психологии такое мышление называют дивергентным (от лат. divergere – расходиться), подразумевая снятие любых ограничений и зашоренности, отказ от шаблонов и любых привычных ходов, выход за рамки рутины.

Рассмотрим основные особенности такого мышления:

  • любая идея, возникшая у индивидуума с развитым творческим мышлением, является нетривиальной и оригинальной, во всяком случае он стремится к этому;
  • творческая личность способна рассматривать объект с другого ракурса, использовать его по-новому, находить иные функции и применять их на практике;
  • творческий характер мышления означает наличие способности у индивидуума к продуцированию идей даже тогда, когда ничто во внешней среде не располагает к этому и не является ориентиром.

Факторы, которые влияют на творческую деятельность:

  • визуализация;
  • метафора;
  • аналогия;
  • юмор;
  • эмоциональность.

От людей, чья профессия так или иначе связана с творчеством, часто можно услышать, что самые важные и интересные идеи приходят к ним внезапно, а не после многочисленных раздумий и рассуждений. Таким образом работает механизм сверхсознания, отвечающий за сферу эмоций, чувств, интуиции.

Этапы творческого процесса:

  • появление идеи, интересной задумки;
  • использование различных умозаключений, даже самых невероятных, для объяснения данного явления;
  • проведение анализа и выбор лучших решений.

Стоит ли развивать образное мышление?

Ответ очевиден – разумеется, да! Ведь мышление образами — обязательная составляющая познания. Да, оно может «дремать» до тех пор, пока человек не разбудит его и не научится развивать эту способность. Каждый приходит к этому по-разному. Но чем раньше человек начнет и научится развивать способность мыслить образами, тем быстрее достигнет успехов.

Вообще, конечно, это изначально задача родителей, которые обязаны заниматься своими детьми и направлять их во всём. Нельзя недооценивать роль мышления в познании. Мышление образами – это база для формирования устного (вербального) и логического (последовательного) мышления, что необходимо для успешного обучения в школе и вузе. Человек, который выявляет у себя способность к этому и пытается её развивать, начинает по-другому решать задачи, поставленные перед ним обществом или им самим.

Мышление образами — обязательная составляющая умственной деятельности в целом. У человека, которому оно свойственно, развиваются интуитивные способности. Оно создает много ассоциаций, что очень полезно для людей, связанных с искусством. Такое мышление доминирует у всех творческих людей.

Упражнение «Фактический объект»

Ещё одна неплохая методика. Необходимо представить все из перечисленных ниже объектов:

  • Чьё-нибудь лицо на фотографии.
  • Товарища юности.
  • Пробегающее животное.
  • Собственную гостиную.
  • Рассвет.
  • Парящую птицу.
  • Бегущего спортсмена.
  • Звездное небо.
  • Картину на стене.
  • Лес.
  • Достопримечательность.

Если сформированные в голове образы не столь ясные, как в реальной жизни, не стоит создавать их ярче. Просто надо концентрироваться на самом представлении восприятия образа. Необходимо сперва сфокусироваться на форме, а потом окунуться в элементы. Не стоит торопиться, образ должен сделаться стабильным и четким.

Как развивать образы?

И об этом стоит сказать пару слов. Описание мышления образами позволяет понять, что без умения формировать «картинки» у себя в голове привить его себе не получится. Но как данную способность выработать? Многим сложно поверить, но не у всех она есть.

А чтобы понять, насколько развито воображение, на минуту надо взглянуть на линии, узоры или родинки на своей ладони. Потом, прикрыв глаза, попытаться воссоздать изображение в голове. Стоит запомнить сформировавшееся визуально. Открыв глаза, снова взглянуть на ладошку и отметить, до какой степени совпала действительность с «восстановленной» в памяти картинкой.

Дабы воображаемое было видно резче и чётче, важно отключить словесное размышление. Нужно просто взирать, но не обрисовывать речевыми оборотами

Как избавиться от магического мышления

Избавление от негативного влияния магического мышления происходит так же как от навязчивостей и фобий. Прежде чем это делать подумайте насколько это актуально, т.к. если подобные действия выполняет ребёнок, это является вполне нормальным периодом развития психики, даже в подростковом возрасте могут встречаться такие элементы. Когда даже взрослому человеку какие-то действия придают уверенности, но в целом не влияют на жизнь, не снижают адаптивные способности, то нет необходимости искоренять такие традиции. У каждого могут быть ритуалы, придающие уверенности или счастливый брелок, одним своим видом напоминающий о случившихся победах. Символизм невозможно полностью убрать из культуры, необходимо только поддерживать его благоприятное влияние.

Чего точно не стоит делать, так это пытаться полностью контролировать свои мысли и пытаться себе запрещать или не запрещать какой-то ход. Тут лучше погрузиться в медитативное состояния и отстранённо наблюдать насколько действительно объективно то, что сейчас происходит в голове.

Даже самые ужасные мысли на отдалении можно рассмотреть оценочно и тогда приходит понимание, что картинки смерти собственного ребёнка можно не отгонять, зато после того как они прошли в голове приходит ясность их причины, например накопленная злость. Прежде чем повторять навязчивые действия возьмите небольшую паузу и оцените, насколько влияет на качество закрывания двери то, что это делается именно левой рукой. Не обязательно прекращать это делать, с одного раза страх и вера в контроль не уйдёт. Но задумавшись о последствиях объективно, приходит расширение картины и в другой раз уже можно ставить эксперимент, поступая иначе и наблюдая последствия те же самые.

Хорошо работают списки, куда заносятся наиболее пугающие моменты, ведь все магические действия направлены на избегание катастроф и привлечение удач. Потом можно совместно с психологом или самостоятельно приближать такие ситуации, но не входить в них – больше читать, узнавать детали, противодействия. Так появляется полная картина мира и возможно процессы перестают быть пугающими, кроме того в голове появляется план действий, например знание того, что при контакте с ВИЧ-позитивным у вас есть сутки на введение сыворотки и вы не заразитесь, может очень сильно снизить количество молитв при вхождении в специализированные центры и т.д.

Важна терапевтическая работа с инфантильными частями личностями, способностью брать ответственность за своё развитие и безопасность. Когнитивная психология поможет отделить неконструктивные мысли от конструктивных, выстроить новые модели поведения, телесно ориентированная психотерапия поможет больше опираться на свои физические ощущения, получить заземление и уверенность, как базовое состояние.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Оптический результат

Каждый человек знает: посмотрев на предмет и прикрыв потом глаза, какое-то время можно ещё видеть его очертания. Это тоже можно использовать, как упражнение! Непосредственно в данном случае нужно связать оптические воспоминания с воображаемым образом.

К примеру, рассмотреть нарисованную картину, после прикрыть глаза и налюбоваться образом, запечатленным в памяти. После того как изображение притупится, открывая взор, опять взглянуть на художественное произведение и вновь опустить веки. При неоднократном повторении прорисовывается яркий образ. Впоследствии этот прием с легкостью можно повторить и с другими предметами. Чем чаще повторяется такое упражнение, тем быстрее ум учится мыслить образно.

Мыслительные процессы

Мыслительная деятельность человека представляет собой решение разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие сущности чего-либо. Мыслительная операция — это один из способов мыслительной деятельности, посредством которого человек решает мыслительные задачи.

Мыслительные операции разнообразны. Это — анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация
. Какие из логических операций применит человек, это будет зависеть от задачи и от характера информации, которую он подвергает мыслительной переработке.

Анализ и синтез

Анализ и синтез — две взаимосвязанные логические операции. Синтез, как и анализ, может быть как практическим, так и умственным.

Анализ и синтез сформировались в практической деятельности человека. В люди постоянно взаимодействуют с предметами и явлениями. Практическое освоение их и привело к формированию мыслительных операций анализа и синтеза.

Сравнение

Сравнение основано на анализе. Прежде чем сравнивать объекты, необходимо выделить один или несколько признаков их, по которым будет произведено сравнение.

Сравнение может быть односторонним, или неполным, и многосторонним, или более полным. Сравнение, как анализ и синтез, может быть разных уровней — поверхностное и более глубокое. В этом случае мысль человека идёт от внешних признаков сходства и различия к внутренним, от видимого к скрытому, от явления к сущности.

Абстрагирование

Человек мысленно выделяет какой-нибудь признак предмета и рассматривает его изолированно от всех других признаков, временно отвлекаясь от них. Изолированное изучение отдельных признаков объекта при одновременном отвлечении от всех остальных помогает человеку глубже понять сущность вещей и явлений. Благодаря абстракции человек смог оторваться от единичного, конкретного и подняться на самую высокую ступень познания — научного теоретического мышления.

Конкретизация

Конкретизация есть возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания.

Мыслительная деятельность всегда направлена на получение какого-либо результата. Человек анализирует предметы, сравнивает их, абстрагирует отдельные свойства с тем, чтобы выявить общее в них, чтобы раскрыть закономерности, управляющие их развитием, чтобы овладеть ими.

Обобщение, таким образом, есть выделение в предметах и явлениях общего, которое выражается в виде понятия, закона, правила, формулы и т.п.

Что это такое?

В психологии уделяется большое внимание когнитивным механизмам, составляющим основу образного мышления личности. Умение мыслить образами является обязательной составляющей познания

Содержание мыслительной задачи базируется на образном материале. В хранилище человеческой памяти имеется огромное количество чувственных образов, которые люди используют с целью отражения жизненных процессов. На основе зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых образов строится внутренний мир человека. Во время решения любых проблем субъект анализирует, сравнивает, обобщает разные образы явлений и событий.

Образному мышлению характерны важные особенности.

  • Осмысление ситуации происходит в целом, без дробления на отдельные детали. Увлечение конкретными элементами не даёт человеку увидеть целостную картину, то есть за волнами он может не разглядеть моря. При переработке новой информации этот тип мыслительной деятельности предполагает непосредственное извлечение из памяти или воссоздание посредством воображения различных образов, а не суждений или умозаключений.
  • Между объектами и их свойствами устанавливаются непривычные соответствия. Своеобразная мысленная картина решения проблем возникает в виде озарения. Ни одна личность не может управлять бессознательными процессами. Иной раз в мозгу индивида мелькают непонятные и даже самые невероятные образы. На самом деле они приносят пользу, формируя и развивая образное мышление.
  • Образному мышлению свойственны ассоциативность, динамичность, подвижность. Это скоростной тип мыслительного процесса. Порой человек не успевает облекать возникшие образы в слова.

Отражение реальности в образной форме наиболее характерно для произведений искусства и литературы.

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Другие упражнения

Ещё одна тактика, которую стоит опробовать, если хочется понять, что такое осознанно мыслить образами, называется «Удаленное воображаемое чувство».

Надо вообразить перед собой некий небольшой предмет, например карандаш. Что дальше? Перемещаем мысленно его сначала влево, затем вправо. Можно усложнить задачу и перемещать по кругу, ускоряя процесс. После вернуть карандаш на прежнее место.

Ещё можно попытаться восстановить всех людей в памяти, которые встречались на пути в течение дня. Кто они? Какая у них профессия? Одежда? Возраст? Чем они занимались? Натренировавшись на этой методике, можно воссоздать то же, но со вчерашним днем. Это будет сложнее, но ведь нужно прогрессировать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector