Что такое мышление в психологии?

Польза системного подхода

Системное мышление по-другому еще можно назвать системным подходом. На первый взгляд может показаться, что системный подход полезен только для руководителей, ученых, исследователей или творческих людей. Но это не так. Обычный человек тоже может развить системное мышление и тем самым улучшить качество своей жизни. Какую же пользу приносит системный подход в повседневной жизни?

  • Помогает лучше понять устройство мира и уменьшить количество совершаемых ошибок.
  • Способствует грамотному построению целей и нахождению методов их достижения.
  • Учит понимать устройство любой системы и эффективно управлять этими системами, например, организовывать работу других людей.
  • Помогает в создании новых систем (технических, организационных и пр.).
  • Позволяет в разы увеличить качество принимаемых решений и снизить затраты времени и сил на их поиск.
  • Учит объединять знания из разных научных теорий.
  • Дает возможность видеть объект сразу со всех сторон и объективно оценивать его. Человека, обладающего этим качеством, трудно ввести в заблуждение.
  • Позволяет правильно анализировать события, излагаемые в СМИ, зачастую искажающих информацию в своих целях.
  • Дает возможность прогнозировать события.

Биография

Функции и процессы мышления

Любая разновидность мышления реализует определённый набор процессов, которые обеспечивают познание окружающего мира:

  • Сравнение – сопоставление предметов и явлений, выделение у них сходств и различий;
  • Анализ – разделение предмета или явления на составляющие;
  • Синтез – обратный анализу процесс, при котором из отдельных элементов восстанавливается целое с помощью установления связей и отношений;
  • Абстракция – выделение одного отличительного свойства предмета при игнорировании всех остальных, менее значимых;
  • Обобщение – отбрасывание единичных признаков для сохранения и осмысления общих, установление существенных связей.

При этом маленькому ребёнку необходимо производить указанные действия буквально: разбирать, складывать предметы, раскладывать их по определённым признакам. Взрослому человеку достаточно мысленно представить все эти действия.

По своим функциям разновидности мышления в психологии разделяются на репродуктивное, продуктивное и творческое. Первый вид – повторение усвоенных правил по заданному алгоритму; таким образом, например, решаются типовые задачи в учебниках. Здесь мыслительные процессы направлены не на получение нового знания, а на закрепление имеющегося материала. Вторая разновидность – продуктивное мышление, при котором человек выходит за рамки имеющихся знаний и получает некие новые сведения; при этом новыми они являются только для данного индивида, но не для человечества. Если же полученная таким способом информация является новой и для человечества, то здесь задействована третья разновидность – творческое мышление. Мыслительные процессы в данном случае приобретают особую сложность и структуру.

Наглядно-образное мышление подчиняется единому алгоритму. Сначала человек приводит одно суждение, потом добавляет к нему другое, и на их основе делает третье суждение – умозаключение. Оно и является целью мыслительных процессов.

Наглядно-действенный тип

Это самая ранняя форма мыслительной деятельности, которая развивается у человека. Она характерна для детей младше 3 лет. Мыслительные операции основываются на манипуляциях с реально существующими осязаемыми предметами. Каждая задача решается сразу на практическом этапе, во время манипуляций с предметами. Нарушения мышления подобного типа встречаются редко. В основном при глубокой умственной отсталости. Они приводят к тому, что процесс развития мозговой активности в целом замедляется или прекращается.

Как и когда развивается, нарушения развития

Это первый этап становления мыслительной деятельности. Сроки, в которые должно начаться его развитие, варьируются. Некоторые специалисты указывают, что ребёнок способен к простейшим мыслительным операциям с рождения. Другие – что развитие мыслительных процессов тесно связано с возможностью двигаться и появляется одновременно со снижением гипертонуса мышц. Ориентировочные сроки — 6 месяцев — 1 год.

Яркие и неконтролируемые проявления наглядно-действенного мышления у детей старше 3 лет, подростков и взрослых говорят о серьёзных нарушениях психики – умственной отсталости, регрессе при психозах. Пациент проявляет ярко выраженное желание хватать, ломать и прятать окружающие предметы.

Ручное или наглядно-действенное мышление детей и способы его развития

Этот вид решения жизненных задач получил своё название из-за того, что ребёнок постоянно производит какие-либо манипуляции с окружающими предметами. Наиболее яркие проявления – малыш хватает игрушки, стучит ими, пробует на зуб, облизывает, пытается разобрать и собрать.

Отучать ребёнка от этих манипуляций не имеет смысла, гораздо более важная задача родителей – обеспечит малыша игрушками, которые он смог бы разобрать и собрать, не повредив. Отличный вариант — сортеры. У этой развивающей игрушки множество функций и модификаций. Принцип действия, как правило, схож — собрать, разобрать, соотнести цвета, грани, формы. Это и пазл, и конструктор в одной игрушке. Посмотрите подборку умных игрушек в различных ценах и вариациях .

Наглядно-действенный тип мышления у взрослых

У взрослых подобные мыслительные операции задействуются в тех случаях, когда результат действий нельзя предугадать на основе имеющихся умозаключений. Яркий пример – освоение незнакомой техники. Расстановка мебели в комнате или предметов на столе, выбор необходимых материалов по форме, текстуре, субъективным ощущениям.

Обращение по имени.

Узнав имя человека, сразу же используйте его в каком-либо из предложений

Людям нравится слышать свое имя, это придает им чувство важности. Взамен они скорее с вами сблизятся

Об этом курсе

Недавно просмотрено: 21,525

Системное мышление является общим навыком, необходимым всем специалистам, которые участвуют в коллективной работе по выполнению сложных проектов, оно лежит в основе деятельности системных инженеров, менеджеров и технологических предпринимателей. Знания и навыки системного мышления незаменимы для выстраивания междисциплинарной работы, и позволяют проектной команде эффективно общаться на общем для всех системном языке.

Предыдущие поколения системного подхода в инженерии не учитывали важность стейкхолдеров, представления жизненного цикла не как последовательности стадий, а как набора практик. В данном курсе предлагается вариант, основанный на стандартах и публичных документах последних пяти лет, изложение строится на схемах и поддержано задачами по практическому использованию понятий системного подхода. Курс научит проводить системные размышления, определять целевую систему проекта (в том числе, для сложных случаев сервиса и программного обеспечения), различать проверочные и приёмочные тесты и испытания, осознанно подходить к организации междисциплинарных предпринимательских, инженерных и менеджерских работ для сложных проектов

Курс научит проводить системные размышления, определять целевую систему проекта (в том числе, для сложных случаев сервиса и программного обеспечения), различать проверочные и приёмочные тесты и испытания, осознанно подходить к организации междисциплинарных предпринимательских, инженерных и менеджерских работ для сложных проектов.

Вы узнаете: − О различиях потребностей, требований и ограничений − О представлении деятельности в виде набора практик − Об архитектуре системы − Как пользоваться системной схемой проекта (возможности, стейкхолдеры, определение и воплощение системы, работы, технологии, команда) для уменьшения проектных рисков − Как отличать важные решения от менее важных − Как бороться со сложностью в самых разных проектах − Как определить свою систему среди чужих − Как объединять в мышлении продукт и деятельность по его созданию − Какие бывают виды жизненного цикла − Как объединить деятельности техпредпринимателя, инженера, менеджера

Курс разработан (входит в группу РОСНАНО и является разработчиком дистанционных образовательных курсов и программ по нанотехнологиям и технологическому предпринимательству) — образовательным партнером МФТИ. Рекомендован Русским отделением международного совета по системной инженерии (INCOSE), https://incose.ru.

Способность к системному мышлению можно развить

Прежде всего, следует выяснить для себя суть и область применения этого навыка. Ведь системное мышление – это качество, полезное не только на рабочем месте, но и в любых жизненных обстоятельствах. Даже если речь идет о таком банальном деле, как конфликт за семейным ужином, бывает необходимо взглянуть на ситуацию со стороны, проанализировать ее предпосылки и оценить возможные последствия.

Литература, аудиофайлы и видеоролики становятся источниками уникальной информации, помогающей изучить системное мышление. Книги (электронные, из бумаги или в аудиозаписи) позволяют в полной мере окунуться в мир переживаний автора

Важно пройти вместе с ним все ступени на пути к овладению полноценным системным мышлением

Среди достойных авторов в этой области — Джозеф О’Коннор («Искусство системного мышления»). Его книга для многих стала откровением. Повествуя об элементарных и, казалось бы, всем известных, совершенно привычных вещах, этот писатель смог указать основные барьеры, мешающие мыслить системно, а также пути их устранения. Кроме того что «Искусство системного мышления» О’Коннором написано на основании серьезных разработок, его язык предельно доступен и понятен. Пользуясь изложенными в этой книге рекомендациями, можно самостоятельно сформировать и развить необходимые навыки.

Системное мышление Коннор преподает на многочисленных примерах, в которых каждый читатель может рассмотреть себя, своих знакомых и различные жизненные ситуации.

Из русскоязычных писателей вопросом развития системного мышления занимается академик В. Толкачев. Правда, его книга «Роскошь системного мышления» значительно сложнее написанной Коннором. Она предназначена для студентов или интернов психологических факультетов и развивает идеи, затронутые З. Фрейдом. Продолжая теорию Фрейда, а также наработки его последователей, разделение личностей на восемь психотипов ввел именно Толкачев. Системное мышление он называет системно-векторным.

Мифы профессии

  • Сисадмины — рабочая профессия. Нет, это интеллектуальная, сложная работа с многозадачностью и нагрузками, потому что в современном мире ИТ-инфраструктура значит слишком много в любой компании.
  • Сисадмины злые. Нет, обычные — по мере характера обладателя профессии. Но их реально раздражают пользователи, которые не могут описать проблему или, чего доброго, считают себя почти что хакерами и перед тем, как позвать на помощь, усугубляют проблему донельзя.
    Не злые, а опасные!
  • Сисадминам не нужно образование. Если вы не хотите всю жизнь «починять примусы» и заниматься базовыми вещами типа установки антивируса и других программ, учиться нужно постоянно, как самостоятельно, так и на профессиональных сертифицированных курсах. Высшее образование поможет ускорить процесс самообучения и восприятия сложной технической информации. 
  • Сисадмины бездельники. О, это мой самый любимый миф! Хороший сисадмин работает с программными средствами управления ИТ-инфраструктурой и держит всю систему в порядке. Это занимает огромное количество времени, нередко требует сверхурочной работы, но внешне да, кажется, что сисадмин просто сидит за ПК, как и все мы. На взгляд обывателя это непорядок: админ же должен обернуться проводами и носиться с кримпером и стриппером наперевес. Глупость, короче. Хотя никто не безгрешен — но ленивого сисадмина вы сразу почувствуете на своей шкуре.
  • Сисадмины неопрятны, ходят в растянутых свитерах и с бородой. Внешность сисадмина не продиктована никакими стандартами и зависит исключительно от его личных предпочтений.

Виды кофеварок гейзерного типа

Устройства гейзерного типа могут быть:

  • Электрическими. Устройство нужно включать в розетку. В зависимости от дизайна вашей кухни, вам могут пригодиться наши советы, как установить розетку на фартуке.
  • Газовые обычные. Приборы можно ставить на плиту, как обычный чайник.

Полезные советы:

При выборе устройства гейзерного типа, обратите внимание на ручку: она должна быть изготовлена из теплоизоляционных материалов.
Верхнюю часть кофеварки выбирайте прозрачной, чтобы все время следить за процессом приготовления напитка.
Для приготовления качественного напитка необходимо правильно подбирать температурный режим и помол кофе.

Системное мышление для всех — Как всё связано? От атома к Вселенной.

У любой системы есть три основных свойства: целостность, иерархичность и синергичность. Сейчас мы разберемся, что скрывается за этими терминами…

Очевидно, что система нормально работает только тогда, когда все её части собраны вместе. То есть, когда система целостна

Попробуйте снять у автомобиля колесо и прокатиться на этом авто, как вы немедленно поймете важность целостности для любой системы

Любая часть системы состоит, в свою очередь, из взаимосвязанных и взаимодействующих частей. То есть, по определению, сама есть система. Одновременно, любая система является частью какой-то более крупной системы, в которой она взаимосвязана и взаимодействует с другими системами. Так образуется иерархия систем. Вода, которую вы пьёте во время, например, завтрака является частью этого завтрака наравне, скажем, с бутербродом. В свою очередь вода состоит из молекул, которые состоят из отдельных атомов. Так можно продолжать в обе стороны, двигаясь от элементарных частиц к Вселенной и назад.

Каждый из органов, составляющих ваше тело, сам по себе, в отдельности, не может думать, чувствовать, двигаться, изменять окружающий мир. Только все органы вместе, во взаимосвязи и взаимодействии, приобретают эти свойства человека. Получается, что функционал системы — это не простая сумма свойств и возможностей её частей. В этом объединении рождается что-то новое, несвойственное частям. В результате, возможности системы превосходят сумму возможностей её частей, а общая производительность или функциональность системы получается лучше, чем у её частей по отдельности. Это свойство и называется синергичностью (от греческого συνεργία — сотрудничество) или эмерджентностью (от английского emergent — неожиданно появляющийся) системы.

Как работает системное мышление?

Системное мышление помогает увидеть процесс развития реальности. Любая система предполагает существование во времени – в настоящем, прошлом и будущем, поэтому такой тип мышления дает возможность проследить развитие того или иного объекта.

Противоположностью СМ является предметное мышление. Оно предполагает рассматривание каждого объекта в отдельности без учета связей, существующих между ними. В качестве иллюстрации к такому типу мышления хорошо подходит известная притча про трех слепых и слона.

Трое слепых встретили слона и стали его ощупывать, чтобы понять, как он выглядит. Первый слепой нащупал хобот и решил, что слон похож на змею. Второй слепой потрогал бивень и решил, что он похож на палку. Третий слепой, исследовав ногу животного, пришел к выводу, что слон похож на колонну. Таким образом, они долго спорили и каждый пытался доказать свою правоту, хотя все трое были и правы и неправы одновременно.

Причиной этого стало то, что они исследовали слона по частям, а не полностью, как единую систему. Поэтому каждый из них, не имея возможности увидеть всю систему в целом, приписал ей свойства отдельных ее частей.

Автор многих, получивших известность во всем мире книг по нейролингвистическому программированию Джозеф О’Коннор написал превосходную книгу: «Искусство системного мышления». В ней он описывает особенности этого типа мышления и дает немало полезных рекомендаций по его развитию.

Способности людей с системным мышлением

Люди, обладающие системным мышлением, могут добиться успехов в разных видах деятельности, потому что их решения будут наиболее эффективными и лучшими. Это связано с целым комплексом индивидуальных качеств, к которым можно отнести следующие:

  • способность оценивать ситуацию в целом, комплексно;
  • восприятие объекта (ситуации, проблемы) с разных точек зрения, под разными, часто неожиданными углами;
  • умение замечать все связи между элементами, деталями, частями системы, а также с объектами, находящимися вне ее;
  • способность создавать модели реальности, которые помогают обнаружить причинно-следственные связи и возможные варианты развития событий;
  • умение прогнозировать развитие событий и выбирать наилучшую тактику поведения в любой ситуации.

Для людей с системным мышлением характерен высокий творческий потенциал. Их креативность поддерживается способностью устанавливать связи-ассоциации между явлениями и событиями, на первый взгляд, ничем не связанными друг с другом. Но это креативность в широком понимании, дающая возможность для самореализации не только в науке и искусстве, но и в других сферах жизни: бизнесе, менеджменте, образовании, политике и т. д.

Системное мышление позволяет увидеть перспективы развития, отличить правду от лжи. Поэтому личности, обладающие этим типом мышления, реже становятся жертвами обмана и манипуляций.

Значение системного подхода в управлении

Значение системного подхода заключается в том, что менеджеры
могут проще согласовывать свою конкретную работу с работой организации в целом,
если они понимают систему и свою роль в ней

Это особенно важно для генерального
директора, потому что системный подход стимулирует его поддерживать необходимое
равновесие между потребностями отдельных подразделений и целями всей
организации

Он заставляет его думать о потоках информации, проходящих через всю
систему, а также акцентирует внимание на важности коммуникаций. Системный подход
помогает установить причины принятия неэффективных решений, он же предоставляет
средства и технические приемы для улучшения планирования и контроля

Современный руководитель должен обладать системным мышлением,
так как:

  • менеджер должен воспринимать, перерабатывать и систематизировать огромный
    объём информации и знаний, которые необходимы для принятия управленческих
    решений;
  • руководителю необходима системная методология, с помощью которой он мог бы
    соотносить одно направления деятельности своей организации с другим, не
    допускать квазиоптимизации управленческих решений;
  • менеджер должен видеть за деревьями лес, за частным — общее, подняться над
    повседневностью и осознавать, какое место его организация занимает во внешней
    среде, как она взаимодействует с другой, большей системой, частью которой
    является;
  • системный подход в управлении позволяет руководителю более продуктивно
    реализовывать свои основные функции: прогнозирование, планирование,
    организацию, руководство, контроль.
  • Системное мышление не только способствовало развитию новых
    представлений об организации (в частности, особое внимание уделялось
    интегрированному характеру предприятия, а также первостепенному значению и
    важности систем информации), но и обеспечило разработку полезных математических
    средств и приемов, значительно облегчающих принятие управленческих решений,
    использование более совершенных систем планирования и контроля. Таким образом,
    системный подход позволяет нам комплексно оценить любую
    производственно-хозяйственную деятельность и деятельность системы управления на
    уровне конкретных характеристик. Это поможет анализировать любую ситуацию в
    пределах отдельно взятой системы, выявить характер проблем входа, процесса и
    выхода

    Применение системного подхода позволяет наилучшим образом организовать
    процесс принятия решений на всех уровнях в системе управления

    Это поможет анализировать любую ситуацию в
    пределах отдельно взятой системы, выявить характер проблем входа, процесса и
    выхода. Применение системного подхода позволяет наилучшим образом организовать
    процесс принятия решений на всех уровнях в системе управления.

    Несмотря на все положительные результаты, системное мышление
    все еще не выполнило свое самое важное предназначение. Утверждение, что оно
    позволит применять современный научный метол к управлению, все еще не
    реализовано

    Это происходит отчасти оттого, что крупномасштабные системы очень
    сложны. Нелегко уяснить те многие способы, при помощи которых внешняя среда
    влияет на внутреннюю организацию. Взаимодействие множества подсистем внутри
    предприятия не совсем осознается. Границы систем устанавливать очень трудно,
    слишком широкое определение приведет к накоплению дорогостоящих и непригодных
    данных, а слишком узкое — к частичному решению проблем. Нелегко будет
    сформулировать вопросы, которые встанут перед предприятием, определить с
    точностью информацию, необходимую в будущем. Даже если самое лучшее и самое
    логичное решение будет найдено, оно, возможно, будет невыполнимо. Тем не менее,
    системный подход дает возможность глубже понять, как работает предприятие.

    Что можно сделать уже сегодня

    Даже если нет времени на чтение и прослушивание книг, можно применить простейшие методы для постепенного развития системного мышления. В первую очередь стоит заняться определением своих ментальных моделей. Так называют все, во что человек верит, и то, в чем он твердо убежден. Эти модели служат основой для принятия решений и своеобразными «стеклами», из-за которых человек разглядывает мир. Нередко они позволяют ему видеть только то, что он хочет. К основным ментальным моделям можно отнести:

    • Процесс вычеркивания информации, которая не укладывается в рамки существующей модели.
    • Способность к конструированию, то есть мысленному достраиванию недостающих частей. Такой прием позволяет человеку избегать возникшего непонимания.
    • Искажение в сторону преуменьшения или преувеличения компонентов системы.
    • Представление опыта, имевшего место однажды, в качестве типичного.

    Знание того, какие ментальные модели влияют на собственное поведение, позволяет расширить их для учета особенностей системы и большего количества факторов.

    Казбеков Бекет

    02 / 02 / 2013 — 18:52
    Рассмотрены модели экономического поведения индивидуума в контексте принятия им управленческих решений. Выводится понятие «человека — системного», способного решать управленческие задачи на трех качественных уровнях состояния сознания – индивидуальном, групповом и массовом. В этом ключе автором выполнена оригинальная постановка проблемы управления на основе «понятий» и «суждений» о них наблюдателя. Для решения данного класса задач им разрабатываются основы «теории управления гармоничным развитием систем в экономике». Дальнейшее развитие разработок предполагает формирование «Методики прогнозирования эффективности принятия управленческих решений на основе психофизических характеристик менеджера». Работа перспективная и нуждается в поддержке beket

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Adblock
    detector