Американский писатель и психолог лири тимоти: биография

ИЗУЧЕНИЕ МАЛОЙ ГРУППЫ

Для изучения структуры малой группы, будь то
рабочий коллектив, класс или команда, в
социальной психологии нередко используется
процедура социометрии, впервые предложенная Дж.
Морено. Однако при исследовании
социометрических структур отдельные члены
группы, приобретая определенный статус,
воспринимаются как некая абстракция, безликая
единица

Высвеченная социометрией структура
группы отвечает лишь на вопрос: какова эта
структура, кто оказался в какой роли, в то
время как очень важно понять, почему
именно так сложилась структура отношений и какие
личности ее
сформировали. Именно на эти вопросы
позволяют дать ответ результаты тестирования
ДМО.
После того как испытуемый оценит себя и свое
идеальное Я, предлагается оценить таким же
образом всех членов группы

Испытуемый должен
обозначить среди них того, кого считает
фактическим лидером, затем — наилучшего для
сотрудничества и наихудшего для сотрудничества
члена группы, наилучшего для приятельских
отношений и наименее подходящего для этой роли.
Такое исследование проходит каждый член группы,
оценивая себя и свой идеал, затем —
конъюнктивные (притягивающие) и дизъюнктивные
(разделяющие, отталкивающие) выборы как в плане
сотрудничества, так и в плане дружеских
отношений, а также выделяя наиболее сильную,
инициативную, лидирующую личность в группе.
Анализ полученных данных позволяет сделать
выводы о сложившейся структуре отношений, о
взаимных притяжениях и отталкиваниях.

Детство Тима Лири

Тим появился на свет в Спрингфилде. Его родители были потомками некогда иммигрировавших ирландцев. Мать являлась ревностной католичкой. Она настояла, чтобы сын обучался в Иезуитском колледже. Тимоти в её мечтах должен был стать пастырем. Однако сын не оправдал ожиданий матери. Молодой человек неприязненно относился к ортодоксальной религии.

Под влиянием отца Тим оказался в военной академии. Офицер из него не вышел. Частенько он сидел на гауптвахте, где с удовольствием читал литературу на тему восточной философии. В дальнейшем, он сравнивал себя, находящегося в академии, с послушником буддистского храма. Молодой человек понимал, что дважды ошибся, выбирая жизненный путь по совету родителей, поэтому он решил, что сам выберет себе стезю. Лири выбрал психологию.

I. Авторитарный тип отношений

От 13 до 16 баллов. Тип сильной личности, отличающейся властным, диктаторским характером. Предпочитает лидировать во всех видах групповой деятельности. Полагается только на собственное мнение, не любит слушать советы других, при этом сам постоянно всех наставляет. Окружающие, в свою очередь, предпочитают признавать властность со стороны данного индивида.

От 9 до 12 баллов. Характерно для энергичной доминантной личности, требующей к себе уважения. Она успешна в делах, пользуется авторитетом, любит давать советы окружающим.

От 0 до 8 баллов. Также отличает уверенную в себе личность, для которой свойственны настойчивость и упорство. При этом данная личность необязательно должна являться лидером.

Лири – психоделический гуру

Хиппи считали учёного своим гуру, ему поклонялись, его превозносили. Из Гарварда Лири был уволен за якобы нарушенное учебное расписание. В конце шестидесятых Лири баллотировался на губернаторских выборах в штате Калифорния.

В 1970-ом учёного посадили в тюрьму за хранение ЛСД, которое к тому времени уже более 3-х лет было под запретом. Спустя три месяца он бежал и оказался в Алжире.

Спецслужбы Америки арестовали беглого Лири в Афганистане. За побег ему добавили несколько лет. После того, как Лири сдал нескольких своих «спасителей», устроивших его побег, срок значительно сократился. Он вышел досрочно. К тому времени он был уже полузабыт и не столь знаменит.

VII. Дружелюбный тип отношений

От 9 до 16 баллов. Данный тип отличается направленностью на социальное принятие и одобрение, старается быть для всех хорошим, не учитывая при этом особенности ситуации. По отношению к окружающим дружелюбен и любезен. Среди защитных механизмов преобладают вытеснение и подавление. Характерна эмоциональная лабильность. Возможен истероидный тип характера (также возможно дополнительное использование теста MMPI).

От 0 до 8 баллов. Гибкий в решении проблемных ситуаций. В конфликтах стремится к сотрудничеству и компромиссу. Сознательно проявляет признаки конформности, так как стремится достигать согласия с окружающими. Подчиняется условностям, соблюдает правила хорошего тона. Инициативен, готов помогать другим. Также отличается стремлением быть в центре внимания, получать признание и любовь окружающих. Общительный и дружелюбный.

VIII. Альтруистический тип отношений

От 9 до 16 баллов. Отличается выраженной гиперответственностью, а также ответственностью за других – часто неоправданной. Готов помогать другим в ущерб собственным интересам. При этом в своей помощи может проявлять чрезмерную активность и даже навязчивость. Однако в отдельных случаях данное поведение может быть также своего рода маской. В таком случае мы имеем дело с противоположным типом отношений.

От 0 до 8 баллов. Для данного типа характерны бескорыстие и отзывчивость. Он ответственен по отношению к другим людям, проявляет к ним отзывчивость и сострадание. Мягкий, деликатный и заботливый.

Психоделическая психотерапия

Психоделическая терапия относится к терапевтическим практикам, включающим использование психоделических препаратов для облегчения полезной эмоциональной обработки и исследования психики . В отличие от обычных психиатрических препаратов, которые пациент принимает регулярно или по мере необходимости, в психоделической терапии пациенты остаются на длительном сеансе психотерапии во время острой активности препарата и проводят ночь в учреждении. На сеансах с препаратом терапевты не директивны и поддерживают пациента в исследовании его внутреннего опыта. Пациенты проходят психотерапию перед сеансами лекарственной психотерапии, чтобы подготовить их, и после лекарственной психотерапии, чтобы помочь им интегрировать свой опыт с наркотиками.

Важным практиком в этой области является Станислав Гроф , который первым применил ЛСД в психотерапии. Гроф охарактеризовал психоделическое переживание как «неспецифическое усиление бессознательных психических процессов», и он проанализировал феноменологию переживания ЛСД (особенно переживания психодуховной смерти и возрождения) с точки зрения теории Отто Ранка о неразрешенной памяти о первобытном. родовая травма.

Психоделический опыт и безопасные трансцендентальные техники

«На духе с самого лежит проклятие — быть отягощенным материей», — написал однажды Карл Маркс и попал в яблочко. Чем больших вершин достигает разум, тем менее он довольствуется обыденностью, тем сильнее гложет тоска по чему-то большему, неуловимому и непостижимому. Утолить неосознаваемую, но настойчивую жажду может психоделический опыт — переживание измененных состояний сознания. Иная реальность открывает новые горизонты самопознания, освобождает от внутренних конфликтов и открывает доступ к интуитивным прозрениям невероятной силы. Обычно ищущие неофиты начинают с медитаций и нидра йоги.

Психоделический опыт может случиться в древних местах силы

Теоретические основы

Методика создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.

При исследовании межличностных отношений наиболее часто выделяются два фактора: доминирование-подчинение и дружелюбие-агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия. Они названы М. Аргайлом в числе главных компонентов при анализе стиля межличностного поведения и по содержанию могут быть соотнесены с двумя из трех главных осей семантического дифференциала Ч. Осгуда: оценка и сила. В многолетнем исследовании, проводимом американскими психологами под руководством Б. Бейлза, поведение члена группы оценивается по двум переменным, анализ которых осуществляется в трехмерном пространстве, образованном тремя осями: доминирование-подчинение, дружелюбие-агрессивность, эмоциональность-аналитичность.

Для представления основных социальных ориентации Т. Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на секторы. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирование-подчинение, дружелюбие-враждебность. В свою очередь, эти секторы разделены на восемь – соответственно более частным отношениям. Для еще более тонкого описания круг делят на 16 секторов, но чаще используются октанты, определенным образом ориентированные относительно двух главных осей.

Схема Т. Лири основана на предположении, что чем ближе оказываются результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикальная (доминирование-подчинение) и горизонтальная (дружелюбие-враждебность) оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения.

Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суждения, направленные на выяснение какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они группируются по 4 и повторяются через равное количество определений. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа.

Т. Лири предлагал использовать методику для оценки наблюдаемого поведения людей, т.е. поведения в оценке окружающих («со стороны»), для самооценки, оценки близких людей, для описания идеального «Я». В соответствии с этими уровнями диагностики меняется инструкция для ответа. Разные направления диагностики позволяют определить тип личности, а также сопоставлять данные по отдельным аспектам. Например, «социальное «Я», «реальное «Я»», «мои партнеры» и т.д.

Ваше мнение?

Предшественники



Проповедь Яна Гуса на Козим Градку (na Kozim hradku). \ Фото: pragagid.ru.

Интерпретативные рамки

Линк Р. Свонсон разделяет научные основы понимания психоделических переживаний на две волны. В первую волну он включает теорию модельного психоза ( психотомиметическую парадигму), теорию фильтрации и психоаналитическую теорию . Олдос Хаксли был сторонником теории фильтрации. В своей книге «Двери восприятия» он представляет идею ментального редукционного клапана, чтобы объяснить значение психоделического опыта. Согласно Хаксли, основная функция центральной нервной системы — закрывать большую часть того, что мы воспринимаем; мозг фильтрует те представления, которые полезны для выживания. Общество помогает в этой фильтрации, создавая символическую систему, которая структурирует нашу реальность и снижает нашу осведомленность. Хаксли постулировал, что психоделики уменьшают силу редукционного клапана разума, позволяя более широкому спектру общего опыта войти в сознательный опыт.

Во вторую волну теорий Суонсон включает теорию энтропийного мозга, теорию интегрированной информации и прогностическую обработку.

Випашьяна: выход за пределы сознания

Не следует путать медитацию с психоделическими трипами хиппи, для которых главное — словить кайф от острых ощущений. Духовные учителя расценивают удовольствие от медитации как соблазн, мешающий достичь просветления. По-настоящему выйти за рамки собственного «Я» можно только ценой полного распредмечивания бытия и растворения личности в океане мировой души.

Своим психоделическим опытом Льюис Кэрролл поделился в знаменитой книге

Мистические и космические образы появляются на более глубоких уровнях транса, которые достигаются с помощью випашьяны — концентрации на мантрах, мудрах и воображаемых объектах, которые сливаются в едином безграничном Абсолюте. Современному человеку поначалу страшно чувствовать себя крошечной песчинкой живой пульсирующей Вселенной, но постепенно он начинает понимать, что его личность намного больше, чем пустое мелочное эго — и ужас метафизической смерти сменяется радостью от возвращения домой. Осознание скоротечности индивидуального бытия уже не ранит так, как прежде — быть искрой Мирового духа не в пример круче!

Эзотерические фестивали для тех, кто выходит за пределы сознания

После выхода из транса сознание конструирует личность заново — но уже без балласта в виде страхов, стереотипов, внутренних конфликтов и чужих установок. Сбросив с души многолетний груз, вы ощутите небывалый подъем и, быть может, откроете в себе дремавшие таланты и необыкновенные способности!

Продолжение разбора трансцендентальных техник читайте во второй части статьи Выход за пределы сознания: психоделический опыт без «веществ».

СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ

При изучении личностных свойств большой
интерес представляет разница между показателями
реального и идеального образа Я конкретного
человека. Наиболее простой и часто встречающийся
вариант — наличие незначительных
количественных различий, которые позволяют
судить о том, какие особенности своего стиля
межличностного поведения индивида не
устраивают.
Опыт показывает, что образы реального и
идеального Я являются неотъемлемой частью
структуры целостного Я. Это те противоречивые
тенденции, которые нередко затрудняют
самопонимание, заставляя человека до конца дней
своих размышлять о том, какой же он на самом деле.
Окружающими человек чаще воспринимается
согласно его идеальному Я, а его актуальное Я
нередко представляет собой его внутренние
проблемы, в какой-то степени осознанные и взятые
под контроль.
Умеренное (неконфликтное) расхождение или,
скорее, неполное совпадение должно
рассматриваться как необходимое условие для
дальнейшего развития личности и
самосовершенствования.
Неудовлетворенность собой чаще наблюдается у
лиц с заниженной самооценкой (V, VI, VII октанты), а
также у лиц, находящихся в состоянии
затянувшегося межличностного конфликта (IV
октант).
Противопоставление в реальном и идеальном Я
октантов I и V свойственно лицам с проблемой
болезненного самолюбия, нереализованной
авторитарности; то же в отношении IV и VIII: они
выявляют конфликт между стремлением личности к
признанию группой и собственной спонтанной
агрессивностью (проблема подавляемой
враждебности), III и VII октанты выявляют борьбу
разнонаправленных мотивов — самоутверждения и
аффилиации (стремления к слиянию с другими); II и VI
октанты противопоставляются в реальном и
идеальном Я у лиц с проблемой
независимости-подчиняемости, возникающей в
служебной, учебной или семейной ситуации и
вынуждающей повиноваться вопреки внутреннему
протесту.
Личности, у которых по данным ДМО обнаруживаются
доминантные, агрессивные и независимые черты
поведения, значительно реже проявляют
недовольство своим характером и межличностными
отношениями, однако и у них может выявляться
тенденция к совершенствованию своего стиля
межличностного взаимодействия с окружением; при
этом возрастание показателей того или иного
октанта в образе идеала Я определит направление,
по которому развивается личность в целях
самосовершенствования. Это имеет большое
значение для психолога при выборе методов
коррекции поведения индивида с учетом
личностных ресурсов и степени осознания
имеющихся проблем. Наличие выраженного
внутриличностного конфликта, проявляющегося
значительным расхождением показателей ДМО при
оценке реального и идеального Я, является
свидетельством высокой невротизации.

ВЫЯВЛЕНИЕ САМООЦЕНКИ

Для того чтобы найти правильный подход к
коррекции того или иного типа межличностного
поведения, создающего конфликтную ситуацию, при
разработке индивидуализированных мер
воспитания и руководства, важно определить такой
ключевой фактор, как самооценка. У лиц с преобладающим стилем межличностных
отношений по типу лидирующе-властного или
независимо-соперничающего (I и II октанты)
самооценка высокая, а реакция на мнение других —
игнорирующая

Прямолинейно-упорствующий и
недоверчиво-подозрительный тип поведения (III и VI)
сочетается с преобладанием критического и
негативного отношения к иным мнениям при
тенденции к завышенной самооценке.
Покорно-застенчивый и зависимо-послушный тип
поведения (V и VI октанты) характеризуется
заниженной самооценкой и избыточным уважением к
мнению других, сотрудничающе-конвенциальный и
ответственно-великодушный — VI и VIII октанты —
отличаются колебаниями самооценки в связи с ее
неустойчивостью («ищущие признания») и
выраженной ориентацией на мнение значимых
окружающих.
При низкой самооценке (преобладание V, VI октантов)
и выраженной внутренней неудовлетворенности
собой (разница по октантам реального и
идеального Я более 4 баллов) реакция на мнение
окружающих позитивная, если это мнение больше
согласуется с субъективным идеалом индивида, чем
с оценкой своего Я. В процессе внутренней
переработки критических замечаний окружающих
при сопоставлении самооценки с идеальным Я у
такой личности под влиянием императивного
нажима формируется безоговорочная
соглашательская реакция, нивелирующая любую
творческую активность и подавляющая
самостоятельность решений.
Напротив, при совпадении актуального и
идеального Я, что чаще наблюдается у лиц с
преобладанием властно-лидирующего или
независимо-доминирующего стиля межличностного
поведения, выявляется полная удовлетворенность
собой (самодостаточность), завышенная самооценка
и критическое отношение к мнению окружающих, что
затрудняет коррекцию извне. Если в варианте с
заниженной самооценкой метод поддержки и
поощрения повышает мотивацию достижения и
готовность к ответственному выполнению указаний
руководства (воспитателя), то у самодостаточных
личностей такой подход мало результативен, в то
время как императивные способы воздействия
наталкиваются на протест и реакции эмансипации.
Особенно это касается импульсивных и ригидных
личностей. Критическое мнение других в этих
случаях должно опосредоваться через внутреннюю
интегративную оценку индивида таким образом,
чтобы оно не ощущалось им как навязанное извне, а
воспринималось как свое собственное,
подмеченное и подсказанное другими в
уважительной форме.
Наиболее распространенным является третий
вариант, когда самооценка не полностью совпадает
с идеалом Я, то есть отсутствует полная
удовлетворенность собой (разница по октантам
актуального и идеального Я в пределах 4 баллов),
когда при достаточно выраженном самоуважении и
позитивной в целом оценке своей личности имеется
тенденция к дальнейшему самосовершенствованию и
известное недовольство собой. В этом случае
реакция на критику окружающих наиболее
адекватная, как это свойственно зрелой
адаптивной личности, уровень достоинства и
гибкости которой может служить мерилом
гармоничных межличностных отношений. Такие
личности осуществляют в коллективах
бесконфликтное противодействие неразумным
формам авторитарно-императивного давления и
способствуют реализации других, более
демократичных методов руководства или
воспитания. Они как бы составляют устойчивое
ядро коллектива, на которое может опереться
организационная лидирующая «верхушка».
Таким образом, применение теста ДМО в социально-психологическом
исследовании
малой группы позволяет
дифференцированно подойти к решению сложных
проблем комплектования эффективно
взаимодействующих коллективов и формирования
благоприятного психологического микроклимата.

Биография Тимоти Лири

Биография и жизнь Тимоти Лири началась с того что он родился 22 октября 1920 года в штате Массачусетс. Родился у довольно полярной во взглядах семейной пары. Мать, для которой главными жизненными принципами были семейные ценности, и которая отвергала все, что выходило за рамки «привычного». Отец, напротив, человек сумасбродный, неутомимый ко всему, что приносит удовольствие.

Маленький Тимоти очень любил читать, и излюбленным местом стала дедовская библиотека, где он проводил уйму своего времени. Возможно, на его последующую жизнь подействовало, в том числе, наставление деда о том, чтоб он не действовал так, как написано в сотни этих книг, а шел своим оригинальным путем.

Тимоти Лири психолог

В те времена психология была на пике популярности, и после окончания школы Лири поступает в университете Алабамы, где и изучает эту науку. Затем докторантура в калифорнийском университете в Беркли.

Казалось Тимоти Лири стал психологом. Читая Фрейда, пишет множество работ по психологии, фонтанирует новаторскими идеями (некоторые из которых, по правде сказать, потом приписывали его современникам из-за сомнительной репутации, приобретенной позже). Но, в конце концов, на практике он разочаровывается в психотерапии, называя ее просто иллюзией, которая ничем не помогает людям.

В итоге Тимоти бросает свой пост в университете и переезжает в Европу. Там его посещает давний приятель, который рассказывает о невероятном опыте проводимым им в Мексике по поеданию психоделических грибов.

Психоделические эксперименты Тимоти Лири

Особо не разделяя восторга своего друга, Тимоти все-таки свой ближайший отпуск проводит в Мексике, где и пробует «ритуальные грибы» и проводит свои психоделические эксперименты на себе. Этот яркий опыт произвел неизгладимое впечатление на ученого и задал русло всей его дальнейшей деятельности.

По возвращению в Гарвардский Университет, где он в то время работал, Тимоти Фрэнсис Лири уговаривает администрацию выдать ему разрешение на проведение исследований действия псилобицина на мозг человека.

Библиография

Работы на английском языке

  1. The Interpersonal Diagnosis of Personality. — 1957.
  2. The Psychedelic Experience: A Manual Based on the Tibetan Book of the Dead. — 1964.
  3. The Psychedelic Reader. — 1965.
  4. Psychedelic Prayers from the Tao Te Ching. — 1967.
  5. High Priest. — 1968.
  6. Politics of Ecstasy. — 1968.
  7. Jail Notes. — 1971.
  8. Confessions of a Hope Fiend. — 1973.
  9. Neurologic. — 1973.
  10. What Does WoMan Want? — 1976.
  11. Exo-Psychology. — 1977.
  12. Intelligence Agents. — 1979.
  13. The Game of Life. — 1979.
  14. Changing My Mind — Among Others. — 1982.
  15. Flashbacks. — 1983.
  16. Surfing the Conscious Nets. − 1995.
  17. Chaos & Cyberculture. — 1995.

Русскоязычные переводы

  1. Переводы книги «The Psychedelic Experience: A Manual Based on the Tibetan Book of the Dead»:
    • Лири Т., Метцнер Р., Олперт Р. Психоделический опыт: Руководство на основе «Тибетской книги мертвых» / пер. с англ. Г. А. Лубочкова. — Львов: Инициатива; К.: Ника-Центр, 2003. — 244 с. — (Серия «Новейшая психология»; вып. 4). — ISBN 966-521-203-6.
  2. Лири Т. История будущего. — Киев: Янус Букс, 2000. (Это частичный перевод книги «The Game of Life».)
  3. Лири Т. Семь языков бога. (Это частичный перевод книги «Chaos & Cyberculture».)
  4. Лири Т., Стюарт М. и др. Технологии изменения сознания в деструктивных культах. Пер. с англ. / под ред. И. Митрофановой. — Санкт-Петербург: Экслибрис, 2002. — 224 с. (Не указан источник и оригинал англоязычной работы, в работах Лири на английском языке ничего похожего нет, требуется уточнение)

Значение

Биографы Лири говорят, что в свою яркую и насыщенную жизнь он сумел вместить тысячи жизней, предстать во множестве образов. Известной стала фраза Лири, высказанная в интервью журналу The Realist: «Каждый получает такого Тимоти Лири, какого заслуживает».

Взгляды Лири разделял английский писатель Олдос Хаксли, тоже являвшийся сторонником теории «расширения сознания». Творчество Лири повлияло на формирование взглядов многих известных людей, среди них Роберт Уилсон и Роберт Турман. Известная американская прог-рок-группа Tool использует запись речи Лири, начинающуюся словами «Think for yourself, question authority» на концертных выступлениях перед исполнением песни «Third Eye».

Упоминается в книге Мартина Пажа «Стрекоза её детства» (ISBN 978-5-17-065858-9) сначала на 97-98 страницах: «В начале осени, узнав из репортажа о хипповском папе ЛСД Тимоти Лири, что он попросил заморозить его голову после смерти и разослал повсюду флакончики своей крови в надежде, что однажды воскреснет или же будет клонирован, Зора пришла в тихое бешенство, шокированная его глупостью и манией величия. Словно генерал, разрабатывающий широкомасштабную военную операцию, она вывесила карту, на которой флажками отметила места, где хранилась кровь Лири».

Библиография

Работы на английском языке

  1. The Interpersonal Diagnosis of Personality. — 1957.
  2. The Psychedelic Experience: A Manual Based on the Tibetan Book of the Dead. — 1964.
  3. The Psychedelic Reader. — 1965.
  4. Psychedelic Prayers from the Tao Te Ching. — 1967.
  5. High Priest. — 1968.
  6. Politics of Ecstasy. — 1968.
  7. Jail Notes. — 1971.
  8. Confessions of a Hope Fiend. — 1973.
  9. Neurologic. — 1973.
  10. What Does WoMan Want? — 1976.
  11. Exo-Psychology. — 1977.
  12. Intelligence Agents. — 1979.
  13. The Game of Life. — 1979.
  14. Changing My Mind — Among Others. — 1982.
  15. Flashbacks. — 1983.
  16. Surfing the Conscious Nets. − 1995.
  17. Chaos & Cyberculture. — 1995.

Русскоязычные переводы

  1. Переводы книги «The Psychedelic Experience: A Manual Based on the Tibetan Book of the Dead»:
    • Лири Т., Метцнер Р., Олперт Р. Психоделический опыт: Руководство на основе «Тибетской книги мертвых» / пер. с англ. Г. А. Лубочкова. — Львов: Инициатива; К.: Ника-Центр, 2003. — 244 с. — (Серия «Новейшая психология»; вып. 4). — ISBN 966-521-203-6.
  2. Лири Т. История будущего. — Киев: Янус Букс, 2000. (Это частичный перевод книги «The Game of Life».)
  3. Лири Т. Семь языков бога. (Это частичный перевод книги «Chaos & Cyberculture».)
  4. Лири Т., Стюарт М. и др. Технологии изменения сознания в деструктивных культах. Пер. с англ. / под ред. И. Митрофановой. — Санкт-Петербург: Экслибрис, 2002. — 224 с. (Не указан источник и оригинал англоязычной работы, в работах Лири на английском языке ничего похожего нет, требуется уточнение)

Тимоти Лири ЛСД

Изучая и воодушевляясь тем, какую «внутреннюю свободу» от своего собственного «Я» дают психоделики, он приходит к уже известному на тот момент препарату ЛСД.

Фрэнсис Тимоти Лири конечно не придумал ЛСД, и даже не был первопроходцем, этот препарат несколько лет ранее был открыт профессором Альбертом Хофманом, о котором мы тоже еще напишем. Но по факту ЛСД уже использовалось в секретных службах США, и даже применялось в официальной психотерапевтической практике.

Лсд Гуру

Однако именно Тимоти Лири хиппи назовут «ЛСД-гуру». И вот он уже активно ставит опыты на выпускниках Гарварда, позже на студентах, изучающих богословие. Целью было выяснить, могут ли подобные препараты вызвать более яркие мистические переживания.

Результаты поражали подопытных. Таких переживаний они еще не испытывали. Потом к своим опытам он подключает заключенных в тюрьмах. А самое интересное что результатом было то, что большинство преступников после «лечения» этого ЛСД гуру не шло на рецидив, и далее не совершали преступлений.

Однако эффект того, что люди теперь могут общаться с Богом напрямую, без «посредников», не могло быть пропущено религиозными учреждениями. Эта система общества бунтует, наряду с преподавателями ВУЗов и родителями студентов.

Естественно, ведь они столько средств и надежд вложили в будущее поколение, а молодежь, вырываясь из ненужной им опеки, и подсевшая на «кислоту», мечтает о поездке в Индию и твердит о глубочайших духовных переживаниях.

О ходе экспериментов с ЛСД и удачных экспериментов с освобождением сознания конечно быстро стало известно ЦРУ, организация всерьез стала интересоваться деятельностью Тимоти Лири. В конечном итоге его сняли с поста в Гарварде. Эксперименты со студентами прекратились.

Ученый переехал в особняк неподалеку от Нью-Йорка. Там регулярно собиралось модное молодежное движение того времени. И с подачи Тимоти оно прочно подсело на наркотик.

Психоактивные вещества — первое приближение к трансценденции

После угарных 60-х о психоделике трудно говорить всерьез: тут же начинаются шуточки о «веществах» и «синих чертиках». Тем не менее, ни Тимоти Лири, ни «отец ЛСД» Альберт Хофман не изобрели ничего нового, а всего лишь выделили активные компоненты из зелья индейских шаманов.

Кактус Сан-Педро помог Кастанеде выйти за пределы сознания

Во многих примитивных культурах используются ритуальные снадобья, содержащие галлюциногены:

  • пейотль и кактусы Сан-Педро (мескалин)
  • грибы рода псилоцибе (псилоцин и псилоцибин)
  • аяуаска (гармалин, гарнин, дипропилтриптамид)
  • красные мухоморы (иботеновая кислота и мусцимол)
  • дурман (атропин)
  • туя, можжевельник, полынь, кипарис (туйон)

Большинство психоделиков — структурные аналоги нейромедиатора серотонина, вызывающего чувство эйфории и умиротворения. Попадая в русло кровотока, психоактивные вещества связывают рецепторы нервных клеток и нарушают восприятие зрительных, слуховых и пространственных сигналов. Создается впечатление, будто законы времени и пространства перестали действовать.

Шаманские трансцендентальные техники глазами художника

Психоделики не вызывают привыкания, но из-за непредсказуемости действия и возможных флэш- беков не стоит ими увлекаться. Существуют проверенные трансцендентные техники, позволяющие добиться того же результата абсолютно легально и без риска поймать бэд-трип и укатить в желтый дом.

В России аяуаска относится к запрещенным психоактивным веществам

Схематическое представление факторов

Для схематического представления основных социальных ориентаций индивида методика диагностики межличностных отношений Лири включает в себя условную схему: круг, разделенный на 8 секторов — октантов. В круге выделяются две оси (соответствующие описанным выше факторам межличностных отношений): «доминирование – подчинение» и «дружелюбие – враждебность». При этом Лири предполагал, что взаимосвязь этих переменных тем сильнее, чем ближе расположены результаты респондента относительно центра окружности. Сумма баллов по каждой из ориентаций, которые определяет методика диагностики межличностных отношений Лири, переводится в индекс соответственно доминирующей оси. Расстояние, получаемое между показателями и центром окружности, определяет адаптированность межличностного поведения.

Качественную характеристику выделенных секторов (октантов), которые определяет методика межличностных отношений Т. Лири, можно представить следующим образом:

I. Хороший руководитель, наставник и советчик.

II. Уверенный тип, независимый и соперничающий.

III. Искренний, непосредственный, настойчивый в своих достижениях.

IV. Скептический, нонконформистский, реалистичный в своих суждениях.

V. Скромный и застенчивый, охотно выполняющий чужие обязанности.

VI. Нуждающийся в помощи и доверии со стороны окружающих.

VII. Дружелюбный, стремящийся к сотрудничеству.

VIII. Сопереживающий и способный помогать другим.

Описание и предназначение методики

Тест исследует представления личности о себе. При этом его возможно использовать для оценки представлений как о реальном «Я», так и об идеальном. Также возможно использование для оценки других, если необходимо выяснить видение одного индивида в глазах другого. В процессе диагностики выделяется доминирующий тип отношения индивида к окружающим. Речь идет о двух ключевых факторах, определяющих межличностные отношения:

1) доминирование – подчинение;

2) дружелюбие — агрессивность.

Данные факторы были выделены М. Аргайлом в качестве основных характеристик межличностного поведения. Также они соотносятся с двумя осями семантического дифференциала Ч. Осгуда, использовавшего для исследования психологических переменных биполярные шкалы (например, горячий-холодный, сильный-слабый и др.) с фиксированным количеством делений на каждой из них.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector