Самые разные теории развития личности от передовых ученых

Содержание:

Эрик Хомбургер Эриксон – биографическая справка

Судьба исследователя складывалась необычным образом. Эриксон родился в г. Франкфурт-на-Майне в 1902 г. В 1928 году начал обучаться психоанализу. Он был сыном от внебрачной связи Карлы Абрахамсен – еврейки из богатой семьи – с мужчиной-датчанином. Мать Карлы умерла, когда той было пятнадцать. Большей информацией о его отце биографы не располагают. Поскольку Карла была замужем за евреем Вальдемаром Саломонсеном, ребенок получил фамилию Саломонсен. Потом мать Эриксона получила профессию медсестры, переехала в город Карлсруэ и вышла замуж повторно. Эрик Саломонсен стал Эриком Хомбургером, которого усыновил ее второй супруг, педиатр Теодор Хомбургер. В 1930 году Эриксон женится на Джоэн Серсон – танцовщице и художнице из Канады, и затем переезжает из Европы в Америку. Наконец, Эрик Хомбургер меняет фамилию на «Эриксон» — «усыновив самого себя», как он объяснял это шутя. А прежнюю фамилию Эриксон оставил как второе имя.

Возможно, именно из-за своей нелегкой судьбы Эриксона так волновал вопрос идентичности. В детстве ему не рассказывали об отце. В еврейских школах сверстники дразнили Эриксона за светлые волосы и голубые глаза («нордическую внешность»), а в светской школе – за иудаизм. Все больше он догадывался, что его отец имел нееврейские корни.

После переезда в Америку ученый продолжил свои исследования в Гарвардском университете, а затем – в Йельском. С 1960 по 1968 годы Эриксон работает профессором Гарварда. Эриксон был учеником Анны Фрейд. Но фрейдовской теории Эриксон решил противопоставить собственную. Человеческую жизнь ученый разделил не на 5, а на 8 ступеней. «Генитальную стадию» он переименовал в «Юность». Также Эриксон добавил еще три стадии, относящиеся к периоду взрослости. Он считал, что влияние развития личности на ее становление в обществе – это заслуга не подсознательных влечений, а работы Эго. Эрик Эриксон также является автором концепции «Эго-психологии». В ней Эго – это не служанка бессознательных побуждений. Эриксон был убежден, что именно человеческое Эго отвечает за организацию жизни, общение с людьми, личностный рост.

Развитие личности и аналитическая психология Юнга

Как известно, Карл Густав Юнг был учеником Фрейда. Но он значительно отдалился от центральной идеи фрейдовского психоанализа. В теории Юнга борьба с животной частью себя не занимает главного места. Концепция развития личности Юнга, помимо индивидуального бессознательного, включает в себя коллективное бессознательное. Коллективное бессознательное – это «память поколений». Она включает все те переживания, которые могли испытывать люди, жившие до нас.

Коллективное бессознательное проявляется в архетипах – тех образах, которые являются общими для всего человечества. Повторяющиеся среди различных народов образы Юнг считал прямым доказательством теории коллективного бессознательного. К примеру, во многих мифах и легендах встречается фигура богини плодородия, которая является архетипом Матери.

Другие понятия в концепции Юнга – это «Эго», «Персона», «Анима»,«Анимус» и «Тень». «Я» — это центральная часть сознательной деятельности человека. «Персона» является маской, которая одевается на публике, в обществе. Женский архетип внутри мужской психики называется «Анимой», а мужской архетип в психике женской – «Анимусом». «Тень» — это те черты характера, наличие которых сам индивид не признает в себе. «Эго» имеет две стороны: светлую – то, что человек в себе самом признает, а также темную – «Тень».

Концепция духовно-нравственного развития личности

Главным в формировании смысловой характеристики человеческой жизни является его отношение  к другим субъектам или социуму в целом. Именно отношение и составляет сущность жизни человека. Вся жизнь субъектов зависит от отношений с другими людьми, от стремлений индивида к отношениям, какие конкретно отношения способен индивид устанавливать.

Воспитание является неотъемлемой частью образования и концепции духовно-нравственного развития личности. Именно благодаря семейному воспитанию и школьному образованию происходит процесс приобщения к культурным и моральным ценностям социума. Необходимо привить детям способность проживать в культурном социальном пространстве. Такое пространство должно отвечать интересам и потребностям учащихся, тем самым толкая их на созидание и осуществление принятых нравственных ценностей.

В нынешних условиях акцент в концепции  духовно-нравственного воспитания делают на целенаправленность воспитательного процесса, а также на универсальную этику, а это означает, что нужно не допустить сведение воспитания к узко национальным, корпоративным, групповым и другим интересам. Следует воспитывать развитую личность по всем направлениям культуры, религии, касаясь абсолютно всех социальных классов и групп, этносов.

Важно сочетание в воспитательном процессе целенаправленности универсальных ценностей людей и опоры на традиционные, национальные духовные ценности социума. Данное сочетание должно лечь в основу жизнедеятельности нынешнего социума, а также в основу оптимального диалога между разными сообществами, группами

Смещение ориентации происходит с внешних ограничений моральности на внутренние установки нравственности и направленность субъекта в сторону приумножающейся роли нравственных установок в качестве внутренней саморегуляции личности, а не в сторону моральности, которая больше представляет собой внешние регуляторы поведения.

Важна проблема способности личности к самоопределению, целенаправленности на смысловую и ценностную составляющую воспитательного процесса. Она должна заключаться в том, чтобы учащийся сам смог вырабатывать ценностные смыслы посредством приобретения нравственных знаний, их эмоционально прочувствовать, опробовать на персональном опыте построения взаимоотношений с другими индивидами и окружающей средой, и занять активную позицию в таком процессе. Именно усвоение, постепенность развития, приобретение опыта и знаний поведенческих отношений должно составлять базис духовно-нравственного развития.

Целью духовно-нравственного развития является воспитание и развитие грамотных, высоконравственных, культурных личностей, обладающих общечеловеческими и национальными ценностями индивидов, деятельность которых направлена на созидание.

К общечеловеческим ценностям причисляют принимаемые всеми людьми ценности в условиях абсолютно любых общественных и исторических изменений развития цивилизации. К ним относят: равенство, добро, красоту, жизнь, сотрудничество и другие. А национальные ценности определяются общечеловеческими, воспринятыми субъективным сознанием через национальную культуру и национальное самосознание.

1.2 Взгляды С. Л. Рубинштейна на структуру личности

Первое, на что специально обращает внимание С. Л

Рубинштейн, приступая к характеристике личности, это зависимость психических процессов от личности . По мнению автора, этот принцип выражается, во-первых, в индивидуально-дифференциальных различиях между людьми. У разных людей, в зависимости от их индивидуальных, т. е. личностных особенностей имеются различные типы восприятия, памяти, внимания, стили умственной деятельности.

Во-вторых, личностная зависимость психических процессов выражается в том, что сам ход развития психических процессов зависит от общего развития личности. Смена жизненных эпох, через которые проходит каждая личность и происходит ее развитие, приводит не только к смене жизненных установок, интересов, ценностных ориентации, но и приводит к смене чувств, волевой жизни. Личностные изменения в ходе ее развития приводят к изменениям в психических процессах (познавательных, аффективных, волевых).

В-третьих, зависимость психических процессов от личности выражается в том, что сами эти процессы не остаются независимо развивающимися процессами, а превращаются в сознательно регулируемые операции, т. е. психические процессы становятся психическими функциями личности

Так, внимание в своей специфически человеческой форме оказывается произвольным, а мышление – это совокупность операций, сознательно направляемых человеком на решение задач. Исходя из данного контекста, вся психология человека является психологией личности

Следующее важное для психологической концепции личности положение состоит в том, что любое внешнее воздействие действует на индивида через внутренние условия, которые у него уже сформировались ранее, также под влиянием внешних воздействий . Раскрывая это положение, С

Л. Рубинштейн отмечает: «чем «выше» мы поднимаемся, – от неорганической природы к органической, от живых организмов к человеку, – тем более сложной становится внутренняя природа явлений и тем большим становится удельный вес внутренних условий по отношению к внешним». Именно это методологическое положение, выведенное С. Л. Рубинштейном, делает понятным хорошо известную формулу: «личностью не рождаются – ею становятся». Психические свойства личности – не изначальная данность; они формируются и развиваются в ходе деятельности.

Итак, для понимания психологии личности, с точки зрения С. Л. Рубинштейна становятся важными следующие положения :

1) психические свойства личности в ее поведении, в действиях и поступках, которые она совершает, одновременно и проявляются, и формируются’,

2) психический облик личности во всем многообразии ее свойств определяется реальным бытием, образом жизни и формируется в конкретной деятельности;

3) процесс изучения психического облика личности предполагает решение трех вопросов:

· Чего хочет личность, что для него привлекательно, к чему он стремится? Это вопрос о направленности, установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах;

· Что может личность? Это вопрос о способностях, о дарованиях человека, о его одаренности,

· Что личность есть, что из его тенденций и установок вошло у нее в плоть и кровь и закрепилось в качестве стержневых особенностей личности. Это вопрос о характере.

Выделив эти аспекты психического облика личности, С. Л. Рубинштейн подчеркивал, что они взаимосвязаны и взаимообусловлены, что в конкретной деятельности они сплетены в единое целое. Направленность личности, ее установки, порождая в однородных ситуациях определенные поступки, переходят затем в характер и закрепляются в нем в виде свойств. Наличие же интересов к определенной области деятельности стимулирует развитие способностей в этом направлении, а наличие способностей, обусловливая успешную работу, стимулирует интерес к ней.

Также тесно связаны между собой способности и характер. Наличие способностей порождает у человека уверенность в себе, твердость и решительность или, напротив, самомнение или беспечность. Равно и свойства характера обусловливают развитие способностей, поскольку способности развиваются посредством их реализации, а это в свою очередь зависит от свойств характера – целеустремленности, настойчивости и т. п. Таким образом, в реальной жизни все стороны, аспекты психического облика личности, переходя друг в друга, образуют неразрывное единство.

Классификация теорий

Типы личности в психологии — разновидности

Психологи составляют личностные теории на основе вышеописанных вопросов. На сегодняшний день имеется довольно устойчивая классификация теорий, которая раскрывает разные стороны личности, ее поведение в обществе.


Психологи занимаются личностными проблемами

Человек как индивидуальность

Краткое описание понятия индивидуальности гласит, что это своеобразная личностная форма человека, имеющая уникальные особенности, отличающие его от других представителей социума. К ним относятся такие личностные элементы, как темперамент, интересы, интеллект, потребности и навыки человека. Кроме индивидуальности, данные качества личности определяют место и роль человека в социальном обществе, а также его стремление к социальной мобильности.

Теории, изучающие классы людей

Изучением классов людей занимается социология. Отмечается отдельная ее отрасль – социальная стратификация, которая разделяет людей на «слои», объединяя социальные статусы по некоторым обособленным критериям. Людей делили на классы уже очень давно, началось все с сословий, основанных на происхождении человека, статусе семьи и т. д. После индустриального периода возникло понятие социальной мобильности, т. е. возможности «перемещаться» между классами, отныне это стало зависеть только от индивида.

Основные концепции развития личности

Во все века человек хотел понять, как развивается личность. Основные концепции развития говорят о том, что это является непрерывным процессом, где усматривается закономерность количественных и качественных изменений в психике. Это не сиюминутное изменение, а конкретно направленное движение, при котором человек растет.

Основными направлениями в изучении концепций являлись:

  1. Социогенетические. Рассматривают человека как пассивное существо, которое поддается внешнему воздействию социума. Внешние факторы формируют личность. Только остается непонятным, почему в одних условиях вырастают люди с различной психикой.
  2. Биологизаторские. Рассматривают человека как генетически запрограммированного индивида. Его гены диктуют ему, какими эмоциональными реакциями, поступками и наклонностями он будет обладать.

Однако данные концепции являются ограниченными. Поэтому принято их объединять, когда на развитие личности влияют как генетические, так и социальные факторы. Вместе с тем начинают возникать все более новые направления в изучении развития личности:

  • Психоаналитическое – индивид адаптируется к внешней среде, вырабатывает нужные защитные механизмы и навыки для удовлетворения своих потребностей.
  • Концепция черт – человек вырабатывает те или иные качества и навыки по мере жизни.
  • Биосоциальное – отдельные качества определены биологически (мышление, ощущение, восприятие и пр.), а другие – социальным воздействием (направленность, интересы, способности).
  • Гуманистическое – индивид постоянно занимается утверждением своего «Я».

Деятельностная теория личности Л. Божович

Теория Божович Л. охватила период личностного формирования, начинающийся с раннего детства и заканчивающийся на юношеском этапе. Для описания личности автор концепции использовал понятия, характеризующие внутренние аспекты и особенности индивида.

Она полагала, что личностью может стать индивид, достигший соответствующего уровня развития психических процессов. Человек наделен способностью восприятия и переживания собственной «персоны» в качестве неделимого целого, которое отлично от окружающих людей и проявляется через категорию «Я». Говоря иначе, на данном уровне сформированности психических процессов люди получают возможность осознанно влиять на окружающую реальность, модифицируя и меняя самого себя.

Божович взяла за основу дефиницию «социальная ситуация формирования» и принцип «ведущая деятельность», которые ранее были введены Л. Выготским. Она показала, как в непростой динамике взаимодействия деятельности ребенка и межличностного развития на разных стадиях жизни происходит выработка определенного взгляда на окружающую действительность (так называемая внутренняя позиция). Внутренняя позиция рассматривалась сторонниками подхода как одну из самых значительных характеристик личности и предпосылку ее развития.

Таким образом, по деятельностному аспекту описываемой концепции составляющими личности выступают некоторые личностные характеристики или свойства. Сторонники теории полагали, что образование свойств личности происходит вследствие деятельности, которая осуществляется всегда в социально-историческом контексте. По этой причине личностные черты рассматривали как социально-детерминированные (нормативные) элементы. Так, например, выработка настойчивости происходит в видах деятельности, в которых индивид способен проявлять независимость.

2.1 Психоаналитическая теория З.Фрейда

Психоаналитическая теория Фрейда представляет собой пример психодинамического подхода к изучению поведения человека. При таком подходе считается, что неосознаваемые психологические конфликты контролируют поведение человека.

Зигмунд Фрейд, основатель психоанализа, строил психоаналитические концепции почти полностью на своих обширных клинических наблюдениях над больными неврозами, а также на психоанализе.

Фрейд выделял три уровня сознания — сознание, предсознательное и бессознательное — с целью описания степени доступности психических процессов осознавания. Наиболее значительные психические события происходят в бессознательном (которое по своей природе является инстинктивным и отделено от реальности).

В теории Фрейда личность человека
включает в себя три структурных компонента: ид, эго и суперэго . Ид, представляющее собой инстинктивное ядро личности, является примитивным, импульсивным и подчиняется принципу удовольствия. Ид использует рефлекторные реакции и первичные представления с целью получения немедленного удовлетворения инстинктивных побуждений. Эго представляет собой рациональную часть личности и руководствуется принципом реальности. Его задачей является разработка для индивидуума соответствующего плана действий, чтобы удовлетворять требованиям ид в рамках ограничений социального мира и сознания индивидуума. Эту задачу эго решает при помощи вторичных процессов представления. Суперэго, формирующееся последним в процессе развития личности, представляет собой ее моральную сторону. Суперэго состоит из двух структур — совести и эго-идеала.

Теория мотивации
Фрейда основана на концепции инстинкта, определенного как врожденное состояние возбуждения, которое ищет разрядки. В теории психоанализа различают две категории инстинкта: инстинкт жизни (Эрос) и инстинкт смерти (Танатос). Инстинкт имеет четыре основные параметра: источник, цель, объект и стимул.

Данное Фрейдом объяснение стадий психосексуального развития
основано на предпосылке о том, что сексуальность дается от рождения и развивается дальше, охватывая ряд биологически определенных эрогенных зон, вплоть до достижения зрелости. В представлении Фрейда развитие личности проходит через четыре следующие стадии: оральную, анальную, фаллическую и генитальную. Латентный период не является стадией психосексуального развития. Фрейд предполагал, что в процессе психосексуального развития неразрешенные конфликты приводят к фиксации и образованию определенных типов характера. Так, взрослые с фиксацией на анально-удерживающей стадии становятся негибкими, скучными и непреодолимо аккуратными.

Фрейд выделял три типа тревоги: реалистическую, невротическую и моральную. Он полагал, что тревога играет роль сигнала, предупреждающего эго о надвигающейся опасности, исходящей от инстинктивных импульсов. В ответ эго использует ряд защитных механизмов, включая вытеснение, проекцию, замещение, рационализацию, реактивное образование, регрессию, сублимацию и отрицание.

Защитные механизмы действуют неосознанно и искажают восприятие реальности индивидуумом .

Предпринимались попытки установить валидность некоторых концепций психоанализа. Наиболее характерные исследования фокусировались на экспериментальной оценке вытеснения и подпороговой психодинамической активации неосознаваемого конфликта, а также на их влиянии, на патологическое поведение. Эти исследования предоставили эмпирическую поддержку определенных ключевых психоаналитических гипотез

Однако в отношении результатов каждого исследования следует проявлять осторожность и критичность

Школьный возраст и формирование умелости

Четвертый этап – школьный возраст (6-11 лет). В школьном возрасте у детей формируются способности к дедукции, организации развлечений и обучающих мероприятий. Малыши продолжают играть, но соблюдают определенную очередность и свод правил. На этой стадии человек может приобрести умелость или неполноценность.

В школьном возрасте ребенок активно интересуется окружающим миром. Он изучает принципы работы разных предметов, ищет способы адаптировать их для своих целей. Индивид приобретает трудовые навыки, он с восхищением относится к изобретению новых приспособлений. Среди литературных персонажей ему наиболее близок Робинзон Крузо.

Если поощрять занятия детей (моделирование, рукоделие, готовка и прочее), позволять завершить начинания, хвалить за достижения, тогда формируется умелость и креативное мышление. Когда к интересам ребенка относятся с презрением и недовольством, развивается чувство неполноценности.

В школьном возрасте ребенок уже не ограничен исключительно семейным кругом. В жизни появляются разные общественные места, что учитывает в своей теории Эриксон. Отношения со сверстниками и старшими ребятами в школе значительно влияют на психику человека. Если дома малыша продолжают хвалить, но в школе он встречается с систематическими издевками, то в итоге он приобретет отрицательное качество.

Каждый ребенок требует индивидуального подхода. Он может быть не глупым, но медленнее усваивать материал, что становится причиной для издевательств (дети всегда объединяются против личностей, которые положительно или отрицательно выделяются из общей массы).

Если дома ребенок поддается постоянным насмешкам, он может приобрести необходимую уверенность в школе, если попадется наставник, поверивший в его силы. Именно от взрослых людей зависит развитие талантов подрастающего поколения и формирование умелости.

Кем был Руссо?

Жан Жак Руссо – выдающийся мыслитель, философ, писатель, живший во времена эпохи Просвещения. Его считают французским деятелем, хотя родился этот человек в Женеве. На свет он появился в 1712 году. Умер же Руссо близ Парижа, в одном из столичных предместий в 1778 году.

Помимо философии, педагогики и социальных вопросов, его интересовали музыковедение и ботаника. Современники считали Руссо неплохим композитором, хотя мыслитель к собственным музыкальным опытам относился с долей иронии.

Среди его наследия для педагогики наибольшую ценность представляют такие труды:

  • «Элоиза».
  • «Эмиль или о воспитании».
  • «Исповедь».

Идеи Руссо о свободном воспитании личности нашли отклик во многих выдающихся умах, к примеру, Лев Толстой считал себя последователем французского мыслителя.

Развитие личности по Адлеру

Альфред Адлер был первым из психологов, кто ввел понятие «комплекс неполноценности». В отличие от психоаналитической теории, разработанной Фрейдом, Адлер уделяет главную роль не сексуальности, а социальным факторам. Основная концепция развития личности по Адлеру заключается в том, что личность формируется благодаря «жизненному стилю». Жизненный стиль представляет собой набор психологических установок, которые несут компенсаторный характер. Например, древнегреческий оратор Демосфен в юности страдал от заикания. Многие из полководцев – Наполеон, Суворов – были невысокого роста.

Адлер считал, что все дети с рождения ощущают себя неполноценными перед всемогущими родителями. Поэтому задача борьбы с комплексом неполноценности стоит перед каждым ребенком. Она может осуществляться как позитивно, так и негативно – в этом случае человек растет со стремлением к власти над другими. Но обычно стремление компенсировать свою неполноценность является двигателем развития.

Главную роль в развитии личности по Адлеру играет «Эго» человека – именно с его помощью человек выбирает определенный тип поведения, индивидуальные установки. Препятствием к развитию являются общественные правила. Однако ни один человек не может существовать без общества, поэтому конфликт между творческой самореализацией и общественными нормами неизбежен. Альфред называет этот конфликт «вечным стремлением получить одобрение общества и перестать быть его частью».

Абрахам Маслоу – основоположник теории самоактуализации

Еще один ученый, благодаря которому сегодня гуманистические теории развития личности получили свое применение – это Абрахам Маслоу. Маслоу – американский психолог и основатель теории самоактуализации личности. Также он является автором всем известной «Пирамиды потребностей».

Будущий ученый родился в Нью-Йорке в 1908 году. Его семья имела русские корни. Несмотря на хорошее материальное положение, детство Маслоу нельзя назвать счастливым. Родители постоянно конфликтовали, отец подолгу отсутствовал дома. Юный Абрахам к тому же начал испытывать серьезные комплексы по поводу своей внешности. Интересно, что сам Маслоу имел счастливую семейную жизнь. Взаимная любовь оказала настолько сильное влияние на ученого, что частично легла в основу его теории.

Впервые ученый сформулировал собственные взгляды в 1934 году. Пытаясь увидеть «человеческое в человеке», Маслоу начинает конструировать собственную теорию и критиковать теорию Фрейда. Но его и взгляды подверглись серьезной критике. Работы Маслоу отказывались принимать к печати.

Главное исследование ученого – книга «Мотивация и личность» — увидело свет в 1954 году. Гуманистические теории развития личности других исследователей имеют немало общего с теорией Маслоу. В своих работах он изучает психологически здорового человека. Ученый отмечает: таковых всего 2-4% от общей массы населения. Главная концепция, которую выдвигал Маслоу, состояла в изучении человека как единого целого. Его теория противопоставлялась бихевиоризму, где предметом изучения были отдельные поведенческие паттерны. Маслоу считал, что мотивация – это движущая сила, которая оказывает влияние на поведение человека в целом. А саморазрушительное поведение – результат неудовлетворенных потребностей.

Закономерности и гуманистические теории развития личности, выявленные ученым

Что касается «пирамиды потребностей» Маслоу, то ученый выяснил следующие закономерности, которыми обладают потребности и мотивы:

  • Относительно друг друга они расположены иерархически;
  • Чем более высокую ступень занимает потребность, тем менее физиологически необходимой она является;
  • До того момента, пока не будут удовлетворены нужды низшего порядка, нужды высшего порядка не имеют большого значения.

Человек на стадии самоактуализации обладает рядом качеств. Для теории развития личности Маслоу они суть следующие:

  • Такая личность полностью и без искажения принимает имеющуюся реальность. Человек не «прячется от жизни»;
  • Принимает себя таким, какой он/она является, а также принимает особенности других людей;
  • Независим от социума, имеет свои взгляды на вещи;
  • Увлечен своим делом, жизнь направлена на профессиональную реализацию;
  • Постоянно открыт для новых переживаний;
  • Хорошо развитое чувство юмора;
  • Готовность решать сложные проблемы и задачи.

Маслоу, как и все гуманисты, стремился не только разработать свою теорию, но и дать ответы на возникающие практические вопросы. Почему людей, которые находятся на этапе самореализации, так мало? Ученый считал, что этому может быть несколько причин. Во-первых, это неблагоприятная социальная среда, в которой не удовлетворяются потребности низших блоков «пирамиды». Во-вторых, может препятствовать элементарное незнание человеком своих возможностей – психологический «комплекс Ионы». Третьей причиной, полагал Маслоу, является высокий уровень тревожности, или же повышенная потребность в безопасности. Личность, у которой эта потребность гипертрофирована, будет больше других бояться ошибок и рисков, сопровождающих процесс самоактуализации.

Психоанализ как теория развития личности

Термин «психоанализ» можно рассматривать в трех значениях:

  1. как теорию личности и психопатологий;
  2. как метод терапии личностных расстройств;
  3. как метод изучения неосознанных мыслей и чувств личности.

Ведущая роль в данной теории принадлежит взаимодействию инстинктов, мотивов и влечения, конкурирующих друг с другом в процессе регуляции поведения человека. Согласно этой теории личность – это динамичный и непрекращающийся конфликт процессов и в соответствии с этим поведение человека является непостоянным и детерминированным.

Согласно психоаналитической теории каждый человек является сложной энергетической системой, и поведение его активизируется благодаря единой энергии согласно закону о сохранении энергии. Источник данной энергии для человека – это состояние возбуждения. Каждый человек обладает определенным количеством энергии, подпитывающим его психическую активность, целью же любой поведенческой модели человека является уменьшение напряжения, которое вызвано скоплением данной энергии.

Отечественная психология

Отечественная психология пронизана идеей взаимоотношений человека и мира.

Теория Н. А. Бердяева

Согласно концепции, личность нельзя отождествлять с обществом. Общество – часть личности. Сама личность – этическая и духовная категория. В каждой личности заключено что-то общее для всех людей и что-то отличное.

В восприятии личности как чего-то духовного есть доля мистицизма, однако эта теория послужила базой для многих нынешних положений о феномене человека как личности.

Теория отношений В. Н. Мясищева

Согласно концепции, человек как личность характеризуется через систему сознательных отношений. Автор выделяет отношение человека к миру природы и вещей, людям и обществу, к самому себе как личности. При этом система отношений подчинена определенной иерархии, где отражена значимость объектов отношений для человека.

Вместе с этим любое отношение человека наделено следующими признаками:

  • возникает, развивается, оформляется и распадается в процессе жизни человека;
  • всегда выражает личность в целом;
  • содержательно (имеет предмет);
  • на определенном уровне осознанно;
  • носит непосредственный или опосредованный характер (связано с процессом или местом);
  • связано с потребностями;
  • имеет три аспекта (волевой, когнитивный, эмоциональный);
  • избирательно;
  • в разной степени обобщено;
  • отличается по значимости и устойчивости.

На первый план автор выдвигал отношения с людьми.

На развитие любых отношений, то есть самой личности оказывает влияние воспитание и самовоспитание на базе врожденных особенностей, а также социальные условия развития и сознательная деятельность человека.

Теория В. С. Мерлина

Мерлин продолжил теорию Мясищева, но дифференцировал понятия «отношение» и «отношение личности», или психические свойства. В концепции автора это звучит так: «Свойствами личности являются только такие свойства, в которых выражаются отношения личности».

Автор одним из первых отечественных исследователей стал рассматривать личность как единство свойств, а не совокупность отдельных элементов. В итоге психолог отметил обобщенность, активность и устойчивость отношений. Это характеристики, отвечающие за то, как именно и как скоро меняется симптомокомплекс (определенные  взаимосвязанные свойства личности) в зависимости от изменения внешних условий.

Автор определил, что целостность личности зависит от равного развития и влияния 3 факторов (мотивов):

  • идейная направленность;
  • стремление к самовыражению;
  • удовлетворение материальных потребностей и органических влечений.

Такой подход полезен в изучении природы неврозов, расстройств характера, личности и психики.

Что такое психоанализ?

В понятии психоанализа, по признанию самого Фрейда, переплелись философия с психологией и психиатрией. Его основные положения невозможно продемонстрировать или доказать. Тем не менее, он является связующим звеном между состоянием человеческого организма и его психики в тот момент, когда возникает телесное заболевание, вызванное психическим расстройством.

Слово лечит, им можно расстроить, словом можно обрадовать или убить. В психоанализе основной метод воздействия и лечения — беседа врача с пациентом. Именно в беседе, умело ведомой в нужном направлении психотерапевтом, пациент раскрывает свои тайны, обнаруживает комплексы, обнажает источники своего состояния, спрятанные в глубинах его подсознания.

Таким образом, психоанализ – это набор методов и приемов исследования и воздействия на психику человека. Главное в психоанализе – влияние бессознательного на осознанные поступки человека. Именно определение того, насколько инстинкты, заложенные в человеке, определяют его поведение и проявления личности, и является основой теории психоанализа.

Важное место в психоанализе занимает личность человека. Через психоанализ Фрейд дает определение личности и описывает воздействие на нее

Основой психоанализа является теория психосексуального развития личности. Как психиатр, Фрейд вообще все явления, связанные с развитием личности, воспринимал через призму сексуальности – явной или скрытой.

Концепция развития личности Выготского

Л.С. Выготский рассматривал социальную среду как важный фактор в развитии личности. В данной концепции рассматриваются и естественное созревание, и овладение нормами поведения и мышления, и изучение языку и письму. Все это сказывается на том, в каком направлении развивается личность.

  1. Сначала взрослый воздействует на ребенка, направляя его на совершение непроизвольных действий.
  2. Далее ребенок использует по отношению к себе такие же приемы, которые использовались родителями.
  3. Затем он начинает применять их к взрослым.

В развитии ребенка активно участвуют обучение и образование. Человек не рождается готовой личностью, а становится ею по мере своего взросления. Здесь участвуют как биологически заложенные факторы, так и те нормы культуры, которые принято вкладывать в ребенка.

Автобаза Министерства культуры и туризма Удмуртской Республики

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector