Воспитание в процессе обучения как ресурс развития современ

Исторические аспекты гражданского воспитания

Само понятие «гражданское воспитание» неотделимо от понятия «гражданское общество», которое своими корнями уходит в эпоху античности. Древние философы понимали гражданское общество и политическую жизнь страны как взаимозависимые определения. Быть членом политики значило быть членом страны и, тем самым, обязанным жить и работать согласно с его законами и без нанесения ущерба иным гражданам.

Большое внимание этому вопросу уделял Аристотель. Он напрямую связывал исполнение гражданских обязанностей с нравственностью человека и его воспитанием

Он, как и Плутарх, считал, что правительство обязано заниматься воспитанием ряда добродетелей, главными из которых являлись мужество, рассудительность и ответственность.

Почти все положения о гражданском воспитании, высказанные древнегреческими философами, были поддержаны философами Нового времени. Так, например, Д. Локк применял понятия «гражданское общество» и «государство» как взаимозаменяемые и взаимодополняемые. Он считал, что человек обязан жить по законам естественным и законам своей страны.

В зарубежной педагогике наиболее полно теория гражданского воспитания была разработана немецким педагогом Г. Кершенштейнером, отмечавшим необходимость целенаправленного формирования у детей гражданственности. В то же время опорой гражданского воспитания, по его мнению, должно быть трудовое воспитание.

В России у истоков гражданского воспитания стоял советский педагог В.А. Сухомлинский. Но целенаправленное исследование «граждановедческих дисциплин» в нашей стране стартовало с 1990 года, когда в школе началось преподавание «Граждановедения». Целью данного курса стало формирование гражданских качеств личности школьника и подготовка к его самоопределению в существующих условиях через становление нравственной, политической и правовой культуры.

В современном мире проблема гражданского воспитания приобретает особую значимость для государства и общества в целом. Наше время ставит перед исследователями процесса гражданского воспитания новые задачи, при выяснении которых следует исходить из позитивного опыта, теоретических положений, применения инновационных технологий, социальных характеристик современного подрастающего поколения.

Показатели гражданского воспитания

Основным показателем воспитания человека считается гражданственность, под которой понимают интегративное качество личности по таким аспектам, как мировоззрение, поведение, оценка, культура

Постоянное отслеживание уровня гражданской воспитанности учащихся — важное звено педагогического процесса, дающее информацию о реализации воспитательных целей, которые имеют значение для последующего программирования и регулировки воспитания

Гражданские качества весьма обширно проявляются в дополнительном образовании (всевозможные краеведческие и патриотические кружки). Собственные гражданские качества показывают учащиеся и при самоуправлении. Основным условием эффективности гражданского воспитания считается системность проведения мероприятий в этой сфере.

Главная роль в гражданском воспитании принадлежит учителю. Убеждённый друг молодёжи, интеллигентный гуманист-интеллигент, любящий Отчизну, ценитель отечественной культуры — вот далеко не полный список качеств, которыми обязан обладать педагог. Воспитывая граждан своего отечества, наставник, в первую очередь, должен и сам быть им.

Что такое «личность»? Понятие

Абсолютно все существующие базовые теории воспитания и развития личности исходят из особенностей этого понятия. Что же такое «личность»? Согласно обобщенному определению, под данным термином понимается социальная сущность человека, сочетание определенных индивидуальных качеств характера и черт, соответствующих нормам и традициям общества.

То есть личность – это не физиологическая природа индивидуума, а то, что проявляется в рамках социальных взаимоотношений с другими людьми. К примеру, реакция на голод или холод – это не свойства личности, а индивидуальные особенности человека, такие как и манера разговаривать, походка и многое другое. А вот его умение договариваться с другими, учитывать специфику ситуации, проявлять героизм или же, наоборот, трусость при чрезвычайных обстоятельствах – это черты, характеризующие личность.

Таким образом, понятие личности сочетает в себе психологическую, социальную и философскую основу и является предметом изучения в этих дисциплинах.

Класс Млекопитающие

Первое, что позволяет отнести человека к классу млекопитающих – наличие у него молочных желез и вскармливание детенышей молоком.

Строение позвоночника. Всего у человека, как и других млекопитающих, пять позвоночных отделов, шейный отдел состоит из 6-7 позвонков.

Кожа из двух слоев, эпидермиса и дермы, выполняет защитную и терморегулирующую функцию. Характерно наличие потовых и сальных желез.

Все представители данного класса, как и человек, обладают альвеолярными легкими и диафрагмой. Это специальная мышца, которая помогает легким раздуваться. Собственно, диафрагма позволяет нам дышать.

К особенностям млекопитающих относится сердце, состоящее из четырех камер и кровообращение по большому и малому кругу. Благодаря этому, температура тела не зависит от внешних факторов.

Как и у остальных животных, вскармливающих своих детей молоком, зубы у нас имеют различное строение в зависимости от их функций. Есть резцы, клыки, коренные, моляры и премоляры.

Сущность нравственного воспитания

«Нрав» на латинском языке звучат как «moralis», т.е. мораль. Нравы являются эталонами и нормами, на которые основываются люди в своем поведении и поступках. Нравы — категория изменяющаяся, они воспроизводятся обществом и поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правом. Они основываются на представлении о том, как надо человеку жить, вести себя в обществе и т.д. Мораль исторически обусловлена. Со сменой общественно-экономических форм менялись нравственные нормы и правила поведения в обществе.

Разные ученые давали свое определение понятию нравственность. По Григоровичу, нравственность — это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта и порядочность, дисциплинированность и коллективизм. И.С. Марьенко в свою очередь определял нравственность, как неотъемлемую сторону личности, обеспечивающую соблюдение ею существующих норм, правил, принципов поведения.

Из определений нравственности вытекает определение понятия нравственные нормы. Это правила, которые определяют, как человек должен поступить в определенной ситуации.

Нравственные нормы могут побуждать человека к конкретным поступкам и действиям, а могут запрещать их.

На основании описанных категорий и понятий легко сформулировать, что же такое нравственное воспитание. Это процесс целенаправленного развития нравственных качеств личности, соответствующих нормам общечеловеческой морали.

Нравственное воспитание включает в себя:

  • формирование сознания взаимосвязи с обществом и согласование своего поведения с его интересами;
  • получение знаний о нравственных идеалах и требованиях общества;
  • трансформация нравственных знаний в нравственные убеждения, организация системы убеждений;
  • проявление уважения к окружающим людям посредством формирования устойчивых нравственных чувств и культуры поведения;
  • формирование нравственных привычек.

Нравственное воспитание выполняет три основные задачи:

  • формирует нравственное сознание;
  • воспитывает и развивает нравственные чувства;
  • помогает выработать умения и привычки нравственного поведения.

В нравственном поведении личность, как правило, следует определенной последовательности:

  1. порождение чувственных переживаний определенной жизненной ситуацией;
  2. формирование мотива поведения;
  3. принятие решений;
  4. поступок.

В реализации нравственного воспитания можно выделить три основных этапа:

  1. формирование нравственных чувств;
  2. формирование нравственных представлений;
  3. формирование привычки нравственного поведения.

Особенности нравственного воспитания

Особенность нравственного воспитания заключается в том, что к семи годам желательно, чтобы первые два этапа в формировании нравственного поведения были пройдены. Безусловно, и позже можно оказать влияние на формирование нравственных чувств и вызвать новые эмоции, но это более сложный процесс.

Еще одной сложностью и особенностью нравственного воспитания является несоответствие прививаемой человеку морали, исходящей от разных групп воспитателей. Ведь человек получает нравственное воспитание в образовательном учреждении, в семье, в окружающем социуме

Здесь важно насколько едины морально-нравственные нормы во всех этих группах. В противном случае воспитанник оказывается в ситуации двойной морали

Только при соблюдении правила единства нравственное воспитание может быть эффективным и полным.

Нравственное воспитание – это особая категория воспитательной деятельности. Оно предполагает непрерывное, постоянное участие воспитателя в жизни воспитуемого с целью поддержки, когда это необходимо.

Нравственное воспитание – это непрерывный процесс, оно начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь.

Пойми, что нужно именно тебе

Они либо тратят время впустую — лежа на диване в ожидании мужа, либо идут в другую крайность — живут по принципу «я должна»/ «мне надо»:

  • «…приготовить сегодня первое, второе и компот»
  • «…сделать уроки с сыном»
  • «…помыть полы».

А потом настолько устают, что из этого появляется еще  одно «должна и обязана» — заняться сексом. Обязаловка в сексе вместо удовольствия — один из самых разрушающих моментов в отношениях.

Основы гражданского воспитания

Как известно, воспитание представляет собой процесс регулярного и целенаправленного воздействия на человека, на его духовное и физическое становление в целях подготовки к производственной, социальной и культурной деятельности.
Эффективная деятельность по гражданскому воспитанию обусловлена совместными усилия семьи, школы и государственных органов. Последние призваны поддержать и обеспечить соблюдение прав людей, контролировать исполнение законов, без которых жизнедеятельность гражданского общества невозможна.

Человек, воспитанный в духе гражданственности – это самостоятельная личность, способная без помощи других подвергать анализу различные действия, а также имеющая собственную точку зрения.

Воспитание гражданственности осуществляется в ходе всей жизни ребёнка, но основным средством воспитания считается учение. Поэтому основным условием успешности гражданского воспитания детей и подростков считается верная организация их процесса обучения. В ходе учебного процесса складывается целостная картина мира, исследуются закономерности и механизмы существования общества и человека

Система познаний, в свою очередь, занимает важное место в формировании гражданских убеждений учащихся и закладывает прочный фундамент гражданского мировоззрения. Для этого разрабатываются гражданские концепции и идеи, положенные в базу различных дисциплин через программы и учебные пособия

Немаловажную роль в формировании гражданских основ имеет также принцип народности, связанный с языком, культурой, традициями, обычаями народа. Этот принцип учитывает государственные отличительные черты и осуществляется через деятельностное становление подростков.

Культивирование гражданственности в различных видах работы содействует ее производительности. К ключевым видам такой работы вполне можно отнести: аудиторную, кружковую, краеведческую, поисково-исследовательскую, экологическую, правоохранительную, патриотическую, общественно-политическую деятельность. Одним из главных начал воспитания гражданина считается воспитание человека-труженика, значимым качеством которого считается трудолюбие.

Зарубежные ученые в качестве главных направлений гражданского воспитания выделяют политическое, правовое и воспитание культуры межэтнического общения. Однако, при организации любого мероприятия, направленного на формирование тех или иных гражданских достоинств, необходима чёткая его целенаправленность и постановка соответствующих задач.

Так, основные задачи в гражданском становлении личности представлены в следующем перечне:

  1. мировоззренческая подготовка молодёжи, определение смысла жизни, ценностного отношения к ней;
  2. приобщение подростков к законам страны, раскрытие беспристрастной потребности их исполнения;
  3. приобщение учащихся к культуре своего отечества и народа;
  4. формирование общечеловеческих норм морали; формирование чувства собственного достоинства и возможности к беспристрастной самооценке и регуляции в поведении;
  5. воспитание трудолюбия;
  6. приобщение к здоровому образу жизни.

Показатели гражданского воспитания

Основным показателем воспитания человека считается гражданственность, под которой понимают интегративное качество личности по таким аспектам, как мировоззрение, поведение, оценка, культура

Постоянное отслеживание уровня гражданской воспитанности учащихся — важное звено педагогического процесса, дающее информацию о реализации воспитательных целей, которые имеют значение для последующего программирования и регулировки воспитания

Гражданские качества весьма обширно проявляются в дополнительном образовании (всевозможные краеведческие и патриотические кружки). Собственные гражданские качества показывают учащиеся и при самоуправлении. Основным условием эффективности гражданского воспитания считается системность проведения мероприятий в этой сфере.

Главная роль в гражданском воспитании принадлежит учителю. Убеждённый друг молодёжи, интеллигентный гуманист-интеллигент, любящий Отчизну, ценитель отечественной культуры — вот далеко не полный список качеств, которыми обязан обладать педагог. Воспитывая граждан своего отечества, наставник, в первую очередь, должен и сам быть им.

Современные теории воспитания

В теории воспитания раскрывается сущность, закономерности, движущие силы воспитания, структурные элементы, рассматриваются различные концепции воспитания и воспитательные системы.

В отечественной педагогике основы теории воспитания заложены К. Д. Ушинским еще в конце XIX века. В двадцатые-тридцатые годы XX в. Над теорией воспитания работал А. С. Макаренко.

В современной педагогической науке существуют многочисленные теории и концепции воспитания. Основой современных концепций воспитания служат философские учения или психологические теории:

  • психоаналитическая теория;
  • когнитивная теория;
  • поведенческая (бихевиористская) теория;
  • биологическая (генетическая) теория;
  • социоэнергетическая (культурно-родовая) теория;
  • гуманистическая психология.

Социоцентрический подход определяет цель развития личности, как социализацию. В данном случае гармоничное и всестороннее развитие личности обусловлено внешними заданными нормативами. Фактор саморазвития личности при этом не учитывается.

Другое направление в педагогике в центр научной картины мира выдвигает человека. Развитие таких гуманистических идей способствовало рождению гуманистической теории воспитания. Целью воспитания в гуманистической педагогике является полное культурное развитие человека, способного к духовному и физическому саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.

Цели воспитания не являются постоянными. С изменением системы общественного устройства и социальных отношений, изменяются и цели воспитания. Они формулируются в виде требований, которые предъявляют к личности человека новые тенденции развития общества. Но общечеловеческие нравственные ценности являются неизменными. Они связаны с понятиями о добре и зле, порядочности, гуманности и любви к природе. К таким не приходящим нормам относятся духовность, свобода, ответственность личности, порядочность, скромность, человечность, бескорыстие и доброта. Духовность выражается в постоянном стремлении человека к нравственному самосовершенствованию. Свобода определяется стремлением к внутренней и внешней независимости человека, но с учетом соответствующих прав за любой другой личностью. Спутник свободы –ответственность.

Методы нравственного воспитания

Что такое концепция воспитания?

Концепция — это конкретный метод восприятия, система взглядов на действие или предмет. Это понятие можно спутать с планом, но план – это совокупность конкретных, продуманных до мелочей шагов, которые приведут к определенному результату. Концепция же – это система принципов, которые должны ложиться в основу для осуществления конечного замысла.

Воспитание – результат действий, направленных на прививание индивиду школой, семьей, окружающей средой желаемых черт, свойств и навыков поведения, которые он будет проявлять в дальнейшей жизни.

Воспитательный процесс – это организованное профессионалами взаимодействие между субъектами, которое характеризуется совместной деятельностью, взаимоуважением и имеет целью перенос чужих для воспитанника ценностей, норм и опыта во внутренний план его личности.

Суждение развития личности

Педагогические теории раскрывают следующие суждение развития личности:

  • Когнитивные теории
  • Психоаналитические теории
  • Теория привязанности
  • Бихевибристкая теория
  • Гуманистические теории
  • Деятельностный подход

По содержанию, современные педагогические теории реализуют принцип интеграции. Эта сторона педагогических теорий находится в стадии научного осмысления и экспериментирования.

Сегодняшние научные исследования раскрывают положительную тенденцию сближения различных видов активности, используя средства и формы интересные для детей по содержанию и сосредоточенных на этом содержании. Изучение различных видов программ происходит параллельно, что позволяет экономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности ребенка и достигнуть желаемого образовательного эффекта за оптимальное время.

Кем был Руссо?

Жан Жак Руссо – выдающийся мыслитель, философ, писатель, живший во времена эпохи Просвещения. Его считают французским деятелем, хотя родился этот человек в Женеве. На свет он появился в 1712 году. Умер же Руссо близ Парижа, в одном из столичных предместий в 1778 году.

Помимо философии, педагогики и социальных вопросов, его интересовали музыковедение и ботаника. Современники считали Руссо неплохим композитором, хотя мыслитель к собственным музыкальным опытам относился с долей иронии.

Среди его наследия для педагогики наибольшую ценность представляют такие труды:

  • «Элоиза».
  • «Эмиль или о воспитании».
  • «Исповедь».

Идеи Руссо о свободном воспитании личности нашли отклик во многих выдающихся умах, к примеру, Лев Толстой считал себя последователем французского мыслителя.

Принципы воспитания

Воспитание личностных качеств начинается с раннего детства. В этом сходятся все существующие педагогические и психологические теории. Каждая из них выдвигает собственные принципиальные идеи в отношении воспитания человека. Но если рассмотреть существующие методики не по отдельности, а как единое целое, то можно выделить главные принципы, присущие каждой из теорий в той или иной степени.

Основополагающими принципами воспитательного процесса можно считать следующие тезисы:

  • четкое понимание того, что требуется «вложить» в детскую голову, то есть, цели процесса;
  • правильно определить допустимые и эффективные способы донесения информации и методы воздействия;
  • соответствовать тому, что пропагандируется, быть авторитетом в детских глазах;
  • понимать последствия своих действий;
  • не допускать физических наказаний и панибратства;
  • уважать и любить личность ребенка, направлять ее, а не подавлять.

Под последствием своих действий следует понимать абсолютно все

К примеру, если человек разъясняет ребенку необходимость проявления уважения к пожилым людям, но при этом не считает нужным выслушать бабушку или дедушку с вниманием, хотя и не забывает уступать место в транспорте пенсионерам, то последствием станет осознание ребенком относительности догматов. Малыш усвоит, что в определенных ситуациях нравственными нормами вполне можно и пренебречь

Другим примером последствий может стать прерывание занятий с малышом ради ответа по телефону

Ребенок усвоит, что общение через гаджет более важно, чем непосредственный контакт. Именно этот тип поведения можно наблюдать практически всюду в наши дни

При воспитании личности ребенка и ее развитии не столь важно, какой именно из базовых теорий станет придерживаться педагог или же родитель. Гораздо важнее не забывать о следовании главным педагогическим принципам воспитательного процесса

Если их не принимать во внимание, то ни одна воспитательная методика или же теория не принесут желаемого результата, какими бы они ни были

К примеру, желая воспитывать ребенка в соответствии с идеями свободного становления, которые впервые сформулировал Руссо, нельзя забывать о том, что и самому придется им соответствовать. Нельзя говорить детям одно, а делать ежедневно другое. Это приведет к развитию двуличности, лицемерия. К примеру, развивая личность ребенка в соответствии с теорией свободного воспитания, не следует заставлять малыша учить алфавит в три года или же идти в пять лет в балетную школу, если только ребенок сам этого не захочет.

Цели воспитание в западных странах

В США и некоторых странах Западной Европы традиционно придерживаются концепции воспитания «адаптация личности к жизни». Например, в США эта концепция под влиянием философии и педагогики прагматизма (инструментализма) Д. Дьюи (1857-1952) существует с 20-х годов до настоящего времени, правда, в измененной форме. Его идеи поддерживают и другие деятели психологии и педагогики — А. Маслоу, Л. Комбс, Э. Колли, К. Роджерс и др. По этой концепции цели образования сводятся к тому, чтобы выпускник средней школы был эффективным производителем, ответственным гражданином, разумным потребителем и хорошим семьянином. Эти идеи оказали значительное влияние на педагогику многих зарубежных стран. На идеях педагогов-прагматистов (Е. Херст, Р. Финли, М. Уорнок и др.) определилась основная цель воспитания: формирование чувства собственного достоинства гражданина и самоутверждение личности каждого (США).

Школа выполняет еще одну задачу по подготовке гражданина: воспитание законопослушного патриота, который гордится своей страной. В последнее время в большинстве стран мира утверждается еще одна концепция и цель воспитания — гуманизация воспитательной системы. Это проявляется в утверждении идеи педоцентризма, культа ребенка, в защите его прав. (Идея педоцентризма имеет, как известно, многовековую историю, яркими представителями ее были, например, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци и др. В соответствии с необихевиористской концепцией в психологии и педагогике выдвигается задача формирования «управляемого индивида». Известно, что в основе учения бихевиористов лежит идея реакции человека на соответствующие стимулы. Путем организации серии стимулов можно добиться поведения индивида по заданной программе. Но авторы этой концепции совершенно не учитывают, что личность — существо сознательное, самоактивное и вряд ли она согласится быть только объектом манипулирования ею, разве что в состоянии внушения. Например, мы сами ищем в интернет магазин парфюмерии нужные нам вещи, никто не может навязать свою волю.

Надо сказать также о целях воспитания, опирающихся на различные религиозные философские учения. В соответствии с учением педагогов-неотомистов, задача заключается в воспитании богобоязненной личности. Через христианскую этику формируется истинно добродетельная личность. Так, идеалом воспитания в Англии является джентльмен, физически крепкий и закаленный, ответственный, с высокой культурой поведения. В Германии и северных странах Европы стало традицией воспитание аккуратности, дисциплинированности, трудолюбия

В Японии и Китае особое внимание уделяется развитию группового духа, сотрудничества, послушания старшим. В США характерно развитие самостоятельности, независимости, деловитости, индивидуализма

Таковы особенности целей воспитания в некоторых зарубежных странах.

Три этапа образования

Педагогическая теория правового воспитания детей дошкольников аргументируют важность, содержание, периоды, преподавательские условия. Авторы выделяют три этапа образования:

  • базовый этап — знакомство с моральными нормами и принципами (этические беседы, создание нравственных ситуации, видеозаписи нравственных поступков детей и т.п.);
  • основной этап – знакомство с личными правами: на отдых, на образование, на имя, на любовь (чтение художественных произведений, этические беседы, рассказы-коллизии, упражнение в практических навыках поведения в различных видах деятельности);
  • заключительный этап — рассказ о Конвенции, о правах ребенка, которые приняты для всех детей земли, чтение художественной литературы, разработка коллажа о правах ребенка, нравственные беседы и т.п.

Нынешняя концепция патриотического образования рассматривается в контексте всестороннего формирования личности. Под словом патриотизм понимается любовь к Родине и Земле. Средства патриотического воспитания:

  • мезосреда,
  • литература и искусство,
  • фольклор,
  • практика,
  • обычаи и т.п.

Этапы патриотического развития используют все стороны и методы воспитания (экскурсии, игры-путешествия, создание музеев, выставки детских рисунков и т.п.).

Следовательно, нынешние педагогические теории исследуют вопросы обучения, обучения и развития ребенка дошкольного возраста, связывая данные понятия. Изучение иностранных педагогических теорий помогает обогатить собственную систему дошкольного образования.

Дошкольная преподавательская наука как комплекс педагогических теорий непрерывно совершенствуется и обновляется. Здесь учитывается накопительный позитивный опыт деятельности дошкольных образовательных учреждений.

Звуковое кодирование

улиткуСхема ухакортиев органСхема улиткаЗависимость положения в кортиевом органе места с максимальной амплитудой от частоты (Eberhard Zwicker, Das Ohr als Nachrichtenempfanger, 1967)преобразованием ФурьеКартина исходного звука (сверху), картина восстановленного после бинарного кодирования звука (снизу) (Дмитрий Кашицын)Исходный звук.Восстановленный звук.

Каковы современные взгляды педагогов и психологов?

Современные теории воспитания и развития личности отличаются от учений прошлого гибкостью тезисов и понятий. То есть современные педагоги и психологи сегодня стараются брать из работ своих предшественников лучшее, синтезировать, совмещать их, а не следовать лишь одному учению.

Эта тенденция возникла еще в конце 80-х годов прошлого столетия. В то время особой популярностью пользовалась теория воспитания личности в коллективе, возникшая на базе трудов:

  • А. С. Макаренко.
  • С. Т. Шацкого.
  • В. М. Коротова.
  • И. П. Иванова.

Продолжает свое развитие эта теория и сегодня. Влияние общества, воздействие коллектива на воспитание и развитие отдельной личности – вот основа этого педагогического направления

Но наряду с ролью общества, современными специалистами уделяется внимание и раскрытию индивидуальных талантов, качеств, заложенных в каждом человеке от рождения

Воспитательный процесс, согласно взглядам современных специалистов, складывается из получения ребенком навыков, опыта и знаний как в семье, так и в образовательных учреждениях. То есть коллективное и индивидуальное влияние на развитие личности человека взаимно дополняется.

Таким образом, в настоящее время на практике воспитателями и педагогами совмещается два подхода – коллективный и индивидуальный. Их сочетание позволяет добиться максимально полного раскрытия качеств личности человека и сформировать ориентированность на интересы всего социума в целом. То есть, если обобщить: подобный подход к воспитанию позволяет личности человека развиваться всесторонне, находясь в полной гармонии с собой, окружающим миром, социумом. А это, в свою очередь, является гарантом того, что человек всегда сможет найти собственную нишу в обществе и занятие по душе, приносящее пользу людям и позволяющее самореализоваться.

Цели воспитания в российской педагогике

Из отечественных педагогов назовем Н.И. Пирогова (1810-1881), который видел цель в воспитании гражданина Отечества. По К.Д. Ушинскому (1823-1870), цель — это воспитание труженика и патриота. Л.Н.Толстой (1828-1910) полагал важнейшей задачей развитие творческих дарований крестьянских детей, он мечтал «Об университете в лаптях». О развитии всех человеческих способностей и соединении обучения с производительным трудом мечтали социалисты-утописты К. Маркс и Ф. Энгельс (XIX вв.).

КПСС провозгласила целью воспитание «поколения, способного окончательно установить коммунизм», «подготовку всесторонне развитых членов коммунистического общества». На практике эта идея о всестороннем развитии молодежи не была реализована. Представляют интерес взгляды современных педагогов-исследователей на формулировку целей воспитания. Проф. А.А. Радугин берет за идейную основу всей системы воспитания принцип гуманизма. С позиции гуманизма, по его мнению, конечная цель воспитания состоит в том, чтобы каждый человек мог стать полноценным субъектом деятельности, познания и общения; свободным и самодеятельным, ответственным за все происходящее в этом мире.

Чем характеризуются основные типы теорий?

Основные характеризующие моменты ясны из направления, к которому относится та или иная теория воспитания. Иными словами, краткая характеристика базовых теорий воспитания и развития личности заложена в их названиях.

К примеру, методики, в основе которых лежат принципы гуманизма, характеризуются тем, что в приоритете стоит развитие таких свойств:

  • гармония;
  • способность к сопереживанию;
  • защита обществом интересов и нужд каждого его члена;
  • доброта и прочее.

Идеи гуманизма также подразумевают и особую заботу государства о воспитательных и образовательных структурах. В целом же в чистом виде принципы гуманизма в практической педагогике не применяются ввиду их оторванности от реальности и некоей утопичности.

Авторитаризм – это теория развития социализации и воспитания личности, способной адекватно воспринимать жизненные обстоятельства и уметь принимать во внимание интересы, культурные особенности и нужды окружающих. К этому направлению многие специалисты относят теорию прагматизма в воспитании

Также к этому направлению относят и методики Макаренко.

Свобода становления – это понятие о теориях воспитания и развития личности без применения специальных педагогических приемов. То есть речь в них идет о так называемом естественном воспитании и обучении ребенка. Во многом эти теории родственны принципам гуманизма, поэтому, как правило, рассматриваются во взаимосвязи. За естественное воспитание ратовал Лев Толстой и многие другие выдающиеся мыслители прошлого.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector