Цели и задачи воспитания

Содержание, принципы воспитания

Формирование личности ребенка происходит под воздействием педагогов, родителей и прочих субъектов. Содержание воспитания может быть выражено в его основных принципах, которые звучат следующим образом:

Социальная направленность воспитания подразумевает, что дети должны понимать важность труда в жизни человека и общества. Ребенок с ранних лет должен учиться уважать чужую работу, а также выполнять ряд действий самостоятельно

Кроме того, содержание социального воспитания должно быть выстроено таким образом, чтобы выработать у детей нетерпимость к безответственности, безделью и прочим негативным явлениям.
В процессе взаимодействия с ребенком воспитатель должен опираться на положительные эмоции, а также примеры, на основании которых у детей должны сформироваться определенные черты и качества. Здесь крайне важно проявить заинтересованность в будущем ребенка, а не просто формальное выполнение обязанностей.
Гуманизация воспитания состоит, прежде всего, в человечном и участливом отношении педагога к воспитанникам. Также необходимо проявлять уважение к мнению детей, даже если оно расходится с общепринятым. В процессе обучения ребенка нельзя унижать или принуждать к чему-либо. Чтобы воспитательный процесс был результативным, важно создать дружелюбную и доверительную атмосферу.
Личностный принцип воспитания заключается в том, что педагог должен учитывать, уважать и развивать индивидуальные особенности каждого отдельно взятого ученика. Для этого стоит хорошо ознакомиться с уровнем воспитанности, жизненными принципами, а также предпочтениями и вкусами детей.
Принцип единства воспитательных воздействий состоит в том, что общество, семья, а также образовательные учреждения должны работать в одном направлении, а не противоречить друг другу. При этом должный уровень культуры может привить ребенку только тот воспитатель, который сам обладает соответствующими характеристиками.

Стоит отметить, что комплекс данных принципов является содержанием воспитания. Они обязательны к исполнению и должны применяться в равной степени в образовательном процессе. Не стоит выделять отдельные принципы или пренебрежительно относиться к ним.

С чего начинается воспитанность?

Чем занимаются денно и нощно родители, а в их отсутствие – весь персонал детского сада? Правильно, воспитывают. Сеют доброе и вечное, прививают хорошие манеры – кнутом, пряником, собственным примером и длительными беседами.

Во многом воспитанность – это выработанная с годами привычка, устойчивый навык грамотного поведения в социуме.

С детства в малыше взращиваются самые славные его черты, подпитываются достоинства, искореняются недостатки.

Параллельно с этим идет работа по обучению крохи должному поведению в социуме.

Но не стоит думать, что воспитанный человек – это реальный пример качественной родительской дрессировки. Отнюдь!

Невозможно просто сделать ребенку «прививку хороших манер» и рассказать, какие нормы поведения в обществе нынче в моде.

Многие мамы и папы полагают, что достаточно обучить кроху этикету и внедрить в мозг уважение к другим (как правило, старшим), и дело сделано – воспитание прошло успешно!

Возможно, такой ребенок будет говорить «волшебные слова», правильно пользоваться вилкой и убирать локти со стола, но будет ли он по-настоящему воспитанным – внутри, под наносной вежливостью и тактичностью?

Похожие:

Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины > 1 Автор…«Основы профориентологии» с такими дисциплинами как «Общая психология», «Возрастная психология», «Педагогическая психология», «Социальная… Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 10 Клиническая психологияСинкевич И. А., зав кафедрой психологии мггу, кандидат педагогических наук, доцент
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины б19 Психология…Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины б19 Психология социальной работы Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. В 1, сд. В…«050703-Дошкольная педагогика и психология». В данном комплексе представлены программа курса, методические рекомендации по изучению…
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины (модуля)…Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины (модуля) в. 9 Психологическая диагностика развития младших школьников (с… Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 3 Организационная психологияМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины Организационная психология
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины б 1 психология дошкольного возраста Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины в. 2 «Психология делового общения»
Методические рекомендации по изучению дисциплины б в нейропсихологияСинкевич И. А. – кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии Мурманского государственного гуманитарного университета Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины б 5 Теоретические…
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины б 1 теоретические…Цель освоения дисциплины Общая и экспериментальная психология реализация социально-психологических компетенций в области психолого-педагогического… Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины Автор-составитель…Программа по гендерологии и феминологии является междисциплинарным предметом и требует знаний по таким научным дисциплинами как биология,…
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины в. 4 Психологическая…Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины в. 4 Психологическая готовность ребенка к школе (с практикумом) Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах…Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины в. 13 Психология управления
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах…Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины в. 5 Психология управления Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины (модуля) в. 11 Детская психологияА. В. Прялухина – к психол н., доцент, зав каф психологии и социальной работы ргсу

Школьные материалы

Школьные материалы

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Воспитанный человек или нет – как понять?

Воспитанного человека видно по его действиям: все его поведение расценивается окружающими одобрительно, как положительное, уважительное и адекватное.

Не доставлять другим дискомфорта, не мешать чужой деятельности, не нарушать свободу – важные навыки такой личности.

К примеру, выйти голым на улицу – невоспитанно и неэтично, противоречит нравственным законам, общественным догмам и нарушает права других людей.

Если в действиях персоны социум усмотрит неуважительное отношение, негативный подтекст, оскорбительные намерения, чрезмерный эгоизм и показушность, неуемное желание пренебрегать границами и общественными правилами, то поскорее постарается изгнать из круга этого «нарушителя спокойствия».

Воспитанность – это и умение держать себя в руках в моменты сильных эмоций, и способ спокойно и без лишнего эгоцентризма и эпатажа преподносить себя обществу, и талант читать по лицам других и искренне увлекаться общением с ними.

Кроме того, воспитанный человек обязателен (делает, что обещал), ответственен, доброжелателен и не имеет привычки опаздывать. Именно в этом проявляется его уважение к собеседникам или коллегам.

Он отвечает с достоинством, не опускается до грубости и оскорблений, с честью принимает бой и обладает недюжинной выдержкой. Он приветлив и заботлив, легок в общении и приятен со всех сторон!

Вопрос №21

В какой последовательности федеральным законом установлены приоритетные направления государственной политики в области обращения с отходами?
Выберите один вариант ответа:

  • предотвращение образования отходов; снижение класса опасности отходов в источниках их образования; обработка отходов; утилизация отходов; обезвреживание отходов
  • максимальное использование исходных сырья и материалов; предотвращение образования отходов; сокращение образования отходов и снижение класса опасности отходов в источниках их образования; обработка отходов; утилизация отходов; обезвреживание отходов
  • максимальное использование исходных сырья и материалов; сокращение образования отходов; обезвреживание отходов; утилизация отходов
  • максимальное использование исходных сырья и материалов; предотвращение образования отходов; сокращение образования отходов и снижение класса опасности отходов в источниках их образования; обработка отходов; утилизация отходов; обезвреживание отходов; захоронение отходов

Правильный ответ: максимальное использование исходных сырья и материалов; предотвращение образования отходов; сокращение образования отходов и снижение класса опасности отходов в источниках их образования; обработка отходов; утилизация отходов; обезвреживание отходов (обсуждение ответа)

Классификация критериев воспитанности

Как уже упоминалось выше, эталонными характеристиками являются критерии воспитанности, которые на данный момент делятся на разные подвиды. Наиболее популярные типы будут представлены в этой статье.

Первая классификация подразделяет критерии на 2 группы:

1. Те, которые имеют связь с явлениями, не заметными для воспитателя, – планы, мотивационная сфера и убеждения человека.

2. Те, которые связаны с выяснением внешней формы продуктов воспитания – суждения, оценки и поступки.

Вторая классификация делит критерии на следующие:

  • Содержательные. Они определяют то, насколько была усвоена содержательная сторона воспитания (знания, общественное поведение, положительные черты характера и полезные привычки).
  • Оценочные. Они направлены на четкую диагностику отдельного качества, то есть определяется уровень его сформированности.

Третья классификация выделяет такие критерии воспитанности:

  1. Частные. Они применяются для получения промежуточных результатов в процессе воспитания.
  2. Общие. Они выражают уровень воспитанности, которого достиг коллектив или личность.

Современные цели воспитания

Исходя из вышесказанного, стало понятно, какого гражданина хотели получить в ту или иную эпоху. Но как же обстоят дела с целью воспитания в современном мире?

В настоящее время упор делается на гуманистическое направление. Согласно ему, нужно создавать условия для формирования всесторонне развитой и гармоничной личности. Именно она сегодня является ориентиром формулировки целей и задач педагогики.

Гуманистическое направление считает, что для всестороннего развития важно акцентировать внимание на умственном, физическом, трудовом, экономическом, нравственном, экологическом и эстетическом воспитании. Рост ребенка в интеллектуальном плане можно назвать ключевым. Именно ум помог человечеству отделиться от животного мира, создать все блага цивилизации и обеспечить социально-экономический прогресс

В ходе усвоения знаний дети получают определенные умения и навыки, учатся понимать окружающую действительность, явления природы, пробуют выстраивать свою жизнь, используя на практике полученную теоретическую информацию

Именно ум помог человечеству отделиться от животного мира, создать все блага цивилизации и обеспечить социально-экономический прогресс. В ходе усвоения знаний дети получают определенные умения и навыки, учатся понимать окружающую действительность, явления природы, пробуют выстраивать свою жизнь, используя на практике полученную теоретическую информацию

Рост ребенка в интеллектуальном плане можно назвать ключевым. Именно ум помог человечеству отделиться от животного мира, создать все блага цивилизации и обеспечить социально-экономический прогресс. В ходе усвоения знаний дети получают определенные умения и навыки, учатся понимать окружающую действительность, явления природы, пробуют выстраивать свою жизнь, используя на практике полученную теоретическую информацию.

Также важной целью воспитания является физическое развитие. Оно способствует укреплению здоровья и формированию таких качеств, как смелость, дисциплинированность, настойчивость, решительность и ответственность

Трудовое воспитание прививает любовь к любой работе, будь она бытовой или профессиональной. Знание основ экологических дисциплин поможет сберечь окружающую среду и понять детям, как можно уменьшить расход природных ресурсов.

Эстетическое воспитание вырабатывает умения создавать прекрасное вокруг себя своими руками. У детей уже в раннем возрасте формируются взгляды, вкусы и идеалы, которые основаны на национальных особенностях и достижениях цивилизации. Цель нравственного воспитания – это создание высокоморального человека, который понимает убеждения, привычки поведения и нормы, принятые в социуме

Детей важно научить уважительно относиться к обществу, людям, самому себе и труду. Подрастающее поколение должно ценить честность, ответственность, порядочность, милосердие и другие качества, которыми должен обладать гражданин страны

Похожие термины:

  • гр. – против алкоголя) – составная часть нравственного и духовного воспитания человека. Оно выражается в применении специальных форм и методов воздействия на сознание и поведение детей с целью п

  • гр. – против курения) – это воспитание неприятия табака и табакокурения, воспитание убеждения в его вредности, просвещение в вопросах влияния табакокурения на организм, о последствиях вредной пр

  • так в 30-е годы ХХ-го столетия в отечественной педагогике называлось воспитание, направленное против религии и религиозных убеждений. В послевоенные годы оно стало одним из основных направлений си

  • гр. – воспитание неверия в Бога) – одно из направлений содержания коммунистического воспитания и образования населения и, в первую очередь, детей, основанное на атеизме как государственной идеол

  • audiovisual education) – составная часть художественного, культурологического воспитания, состоящая в совместной деятельности воспитателя и воспитанника и направленная на усвоение аудиовизуальной культ

  • семейное и общественное воспитание детей дошкольного возраста.

  • формирование сознания и поведения посредством серии уроков по специальным учебным курсам. Например, курс обучения разрешению конфликтов.

  • организация и обеспечение ухода и целенаправленное воспитание детей в условиях интернатного учреждения, подготовка их к самостоятельной жизни.

  • воспитание, основанное исключительно на слепом признании авторитетов и предусматривающее беспрекословное подчинение воспитанников.

  • воспитание, основанное исключительно на слепом признании авторитетов и предусматривающее беспрекословное подчинение воспитанников их воспитателям.

  • направление в педагогической теории и практике США, Канады и стран Западной Европы (1960-1970-е гг.); основная цель-не прямая передача воспитанникам общечеловеческого ценностного опыта, а формирование

  • гр. – народ, описывать) – это воспитание демографической культуры и поведения сознательного отношения человека к формированию семьи, деторождению и самосохранению. Такое воспитание возможно на

  • Процесс воспитания приемных детей после усыновления или помещения в приемную семью требует от приемных родителей определенных педагогических знаний. П.д.в. протекает легче, если ребенок берется

  • имеющее иерархическую структуру, хронологически очерченную учебновоспитательную систему, охватывающее учебные заведения от дошкольных до высших. -Воспитание неформальное – процесс, посредство

  • форма организации учебной деятельности учащихся, основанная на учете их интересов, способностей, мотивации, диспозиции личности и других половозрастных особенностей. Суть формы состоит в делени

  • (от лат. dis приставка, сообщающая понятию противоположный смысл + социальное воспитание) — целенаправленное формирование антисоциальных созна ния и поведения у членов криминальных и тоталитарных

  • естественный процесс влияния на ребенка и его развитие условий семьи, домашнего окружения, родителей и близких. Домашнее воспитание – это и результат влияния на ребенка всех факторов семьи и дома

  • направление в пед. теории и практике, имеющее целью социальную, духовную и нравств. подготовку к сознательному и активному участию в решении важнейшей проблемы современности — установления мира,

  • формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоническое развитие человека. В. д. — это воспитание чувства долга, справедливости, искренности, ответственности и др.

  • следует рассматривать как: -развитие навыков составления и реализаций планов действий по достижению совместных результатов, успехов в воспитании здорового образа жизни; -как систему достижения с

Выражение воспитанности

Воспитание личности сочетает в себе общий и индивидуальный аспекты, которые имеют выражение в потребностях, ценностях, желаниях, мотивах и ориентациях. Они имеют поведенческую форму, проявляющуюся в следующем:

  • Отношениях человека с внешним миром и своей жизнью.
  • Отношении к достижениям цивилизации и культурным ценностям.
  • Стремлении к реализации своих целей и потенциальных возможностей.
  • Чувстве общности с окружающими людьми.
  • Уважении прав и свобод ближнего.
  • Активной жизненной и социальной позиции.
  • Отношении к себе как к носителю индивидуальности.

Определение уровня воспитанности должно касаться не только отдельно взятого человека, но и целых групп людей и народов. Чтобы достичь этой черты характера, используют системную деятельность государственных и общественных институтов, отличающуюся целенаправленностью, для создания специальных условий, культивирующих воспитанность. Этот процесс называется воспитанием.

Воспитанность – это та характеристика, которая дает человеку больше возможностей сделать много хорошего для других людей, для себя

Социализация индивида включает в себя процесс воспитания, и ему отводится немаловажное значение

Факторы, определяющие выбор цели воспитания

Прежде всего, выбор цели воспитания определяет потребность общества в людях определенного типа. С другой стороны, результат воздействия на ребенка будет отражать достигнутый уровень развитости социума. Доказательством является тот факт, что в различных общественно-экономических формациях были свои цели воспитания. Это проиллюстрируем на примере изменения приоритетов в такие эпохи, как первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная и капиталистическая.

Так, в доисторическом обществе всех детей учили готовить пищу, мастерить одежду и охотиться на животных. То есть цель воспитания сводилась к вооружению знаниями и навыками, которые просто необходимы для выживания. При рабовладельческом строе в приоритет ставилась роль обладателя, знатных детей учили завоевывать чужие земли и защищать свои. Простой же люд воспитывал свое поколение, исходя из ценности покорности и физического труда. В эпоху феодализма прививали качества джентльмена и рыцаря-добродетеля. Период капитализма развивал активных и деятельных людей-предпринимателей. Вместе с тем во все времена высоко ставили такие вечные ценности, как добро, истина и красота.

Также в большинстве своем цель воспитания определяет политика и идеология государства. В любой стране развитие ребенка всегда направлено на укрепление сложившихся общественных отношений. Кроме того, на выбор целей воспитания оказывает влияние социальное развитие, научно-технический прогресс, возможности образовательных учреждений и становление педагогической науки. Помимо перечисленных факторов немалое значение имеет психическое созревание и физиологические особенности человека.

Все это, конечно, просто необходимо учитывать в работе педагога и при определении результата развития ребенка.

Задачи воспитания в образовательном учреждении

Цель достигается путем решения определенных задач. И сфера образования имеет немалое значение в воспитании детей. Перед дошкольными учреждениями стоят следующие задачи:

  • Охрана жизни, укрепление психического и физического здоровья.
  • Проведение коррекционных занятий для устранения недостатков в развитии.
  • Воспитание в детях с учетом возрастных особенностей любви к природе, семье, родине, чувства гражданственности и уважения к другим.
  • Осуществлять гармоничное развитие в разных направлениях: познавательно-речевом, физическом, социально-личностном и художественно-эстетическом.
  • Взаимодействовать с семьями ребят и оказывать им консультативную помощь для полноценного формирования детей.

Цели и задачи воспитания школьного образования сводятся к следующему:

  • Приобщение учащихся к национальной культуре, ценностям народа, языку, обычаям и традициям.
  • Развитие физических данных, привитие любви к здоровому образу жизни.
  • Создание условий для профессионального самоопределения детей.
  • Профилактика преступлений и правонарушений несовершеннолетними.
  • Способствование проявлению потенциала одаренных ребят.
  • Поддержка самостоятельности, инициативности и творчества школьников через создание детских движений и ученического самоуправления.
  • Проведение воспитательной работы посредством взаимодействия педагогов, учеников и родителей.

Стоит отметить, что решение этих задач актуально для любой возрастной группы. Однако содержание и приоритет цели обучения, воспитания отличаются в разные периоды школьной жизни.

Отражая воспитательность

Если воспитанный человек благополучно прошел важные для себя “курсы” и с ним приятно иметь дела, как со сведущим в добром деле, то воспитательный давно перестал учить самого себя и сосредоточен на поиске возможностей поучать кого-нибудь другого.

Откровенно говоря, к такой воспитательности особенно склонны бабушки (пожилые читательницы этой статьи, не примите это исключительно на свой счет).

На днях я задал простой вопрос одной бабушке. После ее ответа вторая, сидящая рядом, решила ее ответ отредактировать, мол, ты говори не так, а вот так. Наверное, подобное происходит из безобидного желания поделиться (при чем бесплатно) собственными знаниями. Ведь чувство невостребованности своей копилки одно из самых трудноудержимых.

Не важно какими знаниями или опытом мы обладаем не стоит встревать в чужой диалог без разрешения. Потому что в таком случае воспитанность имеет большую ценность, чем воспитательность

Именно воспитанность вовремя напомнит правило трёх «Не»:

1. Не ты создал человека таким; 2. Не тебе его судить; 3. Не тебе его переделывать.

Стремление повоспитывать исчезает, если мы учитываем чужое право на уважение с нашей стороны… если уважаем чужое право выражать собственные чувства, мнения и желания, без разницы насколько правильны они или ошибочны…

Воспитательность отступает в тень, если мы уважаем чужое право устанавливать свои личные приоритеты, выражать свои, отличающиеся от других взгляды. Если уважаем чужое право защищать себя от моральных и эмоциональных угроз, даже если способы защиты очень отличаются от наших. Если уважаем право строить свою жизнь в соответствии со своей степенью понимания счастья.

Но если воспитательность словно гангрена уже слишком распространилась по внутреннему миру, надо приготовиться к потерям. Я не знаю к каким именно, но уверен, что потери будут.

От упорства в споре больше потеряешь, чем выгадаешь. Побеждая, ты не истину отстаиваешь, а свою невоспитанность

Бальтасар Грасиан-и-Моралес

Определение и суть того, что такое воспитание

Воздействие подразумевает под собой внедрение позитивных привычек в форме психологических новообразований.

Данное понятие можно рассматривать с двух сторон: воздействие общества (что это такое?) на формирование взглядов индивидуума и целенаправленное воздействие педагогов.

Воспитание — это бесконечный процесс социализации

Если говорить об этом понятии в социальном аспекте, то обнаружится, что человек воспитывается кем-либо практически всю жизнь: родители воспитывают детей, начальник — подчиненного, сестра — брата, жена — мужа, друзья – друг друга и так далее.

Сюда входят:

  1. средства массовой информации;
  2. родители;
  3. другие значимые взрослые;
  4. друзья;
  5. соседи;
  6. учителя и одноклассники;
  7. художественные произведения;
  8. дополнительные развивающие учреждения.

Поэтому можно сделать вывод о том, что степень эффективности жизнедеятельности взрослого человека зависит от качества воспитания.

Трудный, неуправляемый или забитый ребенок – это всегда результат неблагоприятного климата в семье и неправильного подхода к нему со стороны прежде всего родителей. Однако, такие проблемы поддаются психологической коррекции при условии изменения психологической среды в лучшую сторону.

Воспитание — это еще и задача педагогики

С точки зрения педагогики (воспитание как процесс является предметом ее изучения) воздействие на индивида осуществляется воспитательным коллективом учебного заведения с целью формирования у него специальных навыков и умений.

Каждое образовательное учреждение ставит перед собой задачи по воспитанию в человеке тех или иных качеств (если вы учитесь на программиста, вас обучат всему, что должен знать и делать именно программист, а не слесарь, бухгалтер или психолог).

Воспитательный процесс направлен на развитие и на него же опирается, так как зависит от его уровня. Методология (это что?) и целеполагание воздействия должны соответствовать той стадии развития, на которой находится человек в данный период времени, а также на ближайшие ступени его роста.

Например, учить годовалого малыша чтению бессмысленно, так как в это время он только учится ходить. А вот в 5-6 лет такое мероприятие будет адекватным и полезным. Есть, конечно, уникумы, которые начинают читать в 3 года, но это исключение, а не правило.

Дошкольное воспитание

Содержание воспитания дошкольников включает в себя два основных момента. Первым делом у ребенка должны быть выработаны определенные личные качества. Также происходит подготовка к обучению в школе. Стоит отметить, что данный процесс может проходить как в специальных образовательных учреждениях, так и в домашних условиях.

Стоит отметить, что в детских садах содержание дошкольного воспитания строго регламентировано и соответствует установленным стандартам. Если же говорить о домашнем обучении, то здесь родители могут допускать ряд ошибок. Так, ни в коем случае не стоит отменять «тихий час» в послеобеденное время. Ребенок непременно должен отдыхать от нагрузок. Также недопустимо имитировать школьный режим со звонками, уроками и переменами. Не стоит преждевременно вовлекать малыша во «взрослую» жизнь, пытаясь освоить с ним программу первого или второго класса.

Дошкольное воспитание основывается на следующих принципах:

  • формирование личности происходит в процессе активной деятельности;
  • требования к ребенку не должны перевешивать уважение к нему;
  • в строгом педагогическом процессе всегда должно быть место творчеству и детской инициативе;
  • содержание, средства воспитания должны полностью соответствовать не только возрасту ребенка, но также его индивидуальным способностям и уровню развития.

Дошкольным считается возраст с 3 до 7 лет. Это достаточно сложный и ответственный период, когда ребенок должен быть подготовлен к строгому режиму и восприятию значительных объемов информации.

Какие задачи решает воспитание в семье?

Наверное, никто не сомневается, что семья оказывает самое сильное влияние на воспитание ребенка. В окружении близких людей, родителей и родственников формируются все личные качества.

Семейное воспитание представляет собой сложную систему, так как большое значение имеет целый ряд факторов. Это биологическое здоровье родителей и ребенка, наследственность, материально-экономическое состояние, социальное положение, образ жизни, место проживания, родственные взаимоотношения. В каждом отдельном случае все эти факторы проявляются по-разному и переплетаются в уникальную цепочку, создавая конкретные условия для воспитания. Исходя из этого, можно сказать, что семьи по-своему понимают цели воспитания. Это, к сожалению, не всегда верное представление, и оно зачастую вредит детям.

Семья как ячейка общества должна выполнять несколько функций, чтобы ребенок вырос здоровой и полноценной личностью:

  • Создание максимальных условий для развития детей.
  • Социально-экономическая и психологическая защита ребенка.
  • Обучение полезным навыкам, которые направлены на помощь близким и самообслуживание.
  • Передача успешного опыта создания семьи и воспитания детей.
  • Формирование чувства собственного достоинства и ценности своего «Я».

При реализации этих задач в семье родителям важно помнить, что наиболее полно раскрыть детский потенциал можно через использование привлекательных для ребенка видов деятельности

Самовоспитание – главный способ развития

Этот метод связан с ситуациями, когда ребенок сам учится понимать, какая основная цель воспитания, ставить ее перед собой, предвидеть результаты и двигаться к ним. Детей просто необходимо подталкивать к такому способу развития. Человек изначально активен с рождения и способен к самовоспитанию. Осуществляя его, ребенок может самообучаться, самообразовываться и самосовершенствоваться.

Чтобы помочь детям в этом непростом деле, педагогам и родителям нужно только наметить общий план и отдельные действия в работе

При этом важно делать упор на самооценку, самоанализ, самоконтроль, самоотчет и личные обязательства. При таком методе воспитания у ребенка формируются нравственные и волевые качества личности, которые в будущем очень помогут в жизни

Подводя итог, можно сказать, что ведущее место в развитии детей занимают задачи, цели, принципы и методы. Их правильный выбор поможет сформировать гармоничную и всестороннюю личность.

Особенности нравственного воспитания

Содержание нравственного воспитания состоит в целенаправленном воздействии, которое призвано сформировать у ребенка определенный набор моральных и эстетических чувств, а также навыков поведения, являющихся общепринятыми в обществе. Оно преследует определенные задачи, основными среди которых являются:

  • формирование сознания, соответствующего нравственным нормам;
  • воспитание соответствующих чувств;
  • выработка навыков поведения, соответствующего представлениям о морали и нравственности.

Методы данного типа воспитания можно разделить на три основные группы:

  • формирование нравственного сознания (достигается посредством рассказов, лекций, бесед, внушений, объяснений, примеров и так далее);
  • формирование поведенческого опыта (могут использоваться упражнения, моделирование ситуаций, а также поучение со стороны педагогов);
  • стимулирование дальнейшего развития (может быть достигнуто путем поощрений и наказаний, а также создания условий соревнования).

В процессе нравственного воспитания должны быть достигнуты следующие цели:

  • понимание необходимости соблюдения моральных принципов во всех сферах жизни;
  • выработка ощущения совести;
  • стимулирование дальнейшего нравственного развития и самосовершенствования;
  • стойкость и сопротивление аморальным явлениям, публичное их осуждение;
  • терпимость и милосердие по отношению к окружающим.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector