Мудрик а.в. социальная педагогика — файл n1.doc
Содержание:
Социальный педагог в школе и его должностные обязанности
Основная задача социального педагога – благотворное влияние на психическое состояние своего воспитанника. С этой целью специалист организует мероприятия, проводит воспитательную работу, выступает защитником прав детей. В ходе работы специалист создает комфортные условия для своих подопечных, выстраивает доверительные отношения с ними, помогает воспитанникам преодолеть психологический барьер и т.д. В случае с благоприятными семьями педагог работает и с родителями, помогает им наладить отношения с ребенком и т.д.
Работа социального педагога подразумевает взаимодействие с полицией (в частности, по делам несовершеннолетних), психологами, органами опеки, школьными учителями, судами (при необходимости), родителями воспитанников и т.д.
Таким образом, обязанности социального педагога – предотвратить усугубление психологических проблем у детей и возможные негативные последствия психологической травмы, полученной ребенком.
ГЛАВА II. СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ
О понятии «социализация». Ф.Г.Гиддингс,субъект-объектным Эмиль ДюркгеймТалкот Парсонс.субъект-субъектный.Чарльза КулиДжорджа Герберта Мида.развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах.Сущность социализации. Сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества.адаптация — это процесс и результат становления индивида социальным существом.(ценностная автономия),(эмоциональная автономия),(поведенческая автономия).обособление — это процесс и результат становления человеческой индивидуальности.конфликт между мерой адаптации человека в обществе и степенью обособления его в обществе.Этапы социализации. Факторы социализации. мегафакторымакрофакторымезофакторымикрофакторы.Агенты социализации. Средства социализации. Механизмы социализации.Габриэль ТардУри БронфенбренерВ.С. МухинаА.В. Петровский —ИмпринтингЭкзистенциальный нажим —Подражание —ИдентификацияРефлексия —ЯТрадиционный механизм социализацииИнституциональный механизм социализации,Стилизованный механизм социализациисубкультуры.комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы.Межличностный механизм социализацииСоставляющие процесса социализации.
Социализация | ||
стихийная | относительно направляемая | относительно социально контролируемая-воспитание |
Самоизменение человека |
общества,государство обществомгосударствомВоспитание. социальное действие. Макс Вебер,непрерывный,дискретныйВоспитание — относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека, более или менее последовательно способствующее адаптации человека в обществе и создающее условия для его обособления в соответствии со спецификой целей групп и организаций, в которых оно осуществляется.объемсодержательнуюхарактера отношенийстилю отношенийeducare —Вопросы и задания для самоконтроляТемы для углубленного изученияЛитература для самостоятельной работыАндреева Г.М.Кон И.С.Мид М.Мудрик А.В.Смелзер Н.
2 …
ГЛАВА II. СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ
Справочная информация
ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной
Обучение
Подготовка соответствующих специалистов проводится на основании образовательной программы 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование».
Для того, чтобы поступить на данный профиль, абитуриенту необходимо сдать следующие экзамены:
- Русский язык;
- Математика (базовый уровень);
- Биология (профильный предмет).
Сроки обучения по выбранному направлению подготовки для очного отделения составляют 4 года (бакалавриат), а для заочного – 5 лет. При наличии среднего профессионального образования, срок обучения в ВУЗе составит 3,5 года.
Подготовка по программе «Психолого-педагогическое образование» осуществляется с изучением следующих направлений:
- «Психология личности и группы».
- «Формирование педагогической деятельности».
- «Психология развития».
- «Психологическое сопровождение педагогического процесса».
Во время учебного процесса студент изучает как общеобразовательные дисциплины, так и профильные, а именно:
- Общая психология;
- Психология управления;
- Психодиагностика;
- Индивидуальная и социальная психология;
- Психологическое консультирование;
- Возрастная психология;
- Социальный и психологический тренинги;
- Социальная педагогика.
- Теория и методика обучения и воспитания;
- Психология в коммерции и образовании;
- Менеджмент организации;
- Управление персоналом;
- Конфликтология;
- Иностранный язык.
Как видно из данного перечня, студент получает не только знания по психологическим и педагогическим наукам, но и изучает менеджмент и управление персоналом, что расширяет круг мест для трудоустройства.
Получить диплом о соответствующем образовании можно в следующих ВУЗах страны:
- Московский социально-педагогический институт (средний балл ЕГЭ – 56.8, стоимость обучения 110 тыс. руб. в год);
- Московский городской педагогический университет (средний балл ЕГЭ – 72.12, стоимость обучения 199,6 тыс. руб. в год);
- Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (средний балл ЕГЭ – 67.07, стоимость обучения 138,7 тыс. руб. в год);
- Российский государственный профессионально-педагогический университет
- (средний балл ЕГЭ – 62.5, стоимость обучения 108 тыс. руб. в год);
- Уральский государственный педагогический университет (средний балл ЕГЭ – 63.81, стоимость обучения 108 тыс. руб. в год);
- Новосибирский государственный педагогический университет (средний балл ЕГЭ – 61.73, стоимость обучения 87 тыс. руб. в год);
- Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина (средний балл ЕГЭ – 63.10, стоимость обучения 95,3 тыс. руб. в год).
Напоследок следует сказать, что доля трудоустройства выпускников рассматриваемой профессии по стране составляет 79.1%.
Ф (продолжение)
Факультет дистанционного обученияФакультет журналистикиФакультет иностранных языков и регионоведенияФакультет иностранных языков и филологииФакультет информационной безопасностиФакультет информационных технологийФакультет историиФакультет компьютерных систем и сетейФакультет лингвистикиФакультет математики и информационных технологийФакультет математики, механики и компьютерных наукФакультет математических методов и анализа рисковФакультет машиностроенияФакультет международного бизнесаФакультет международных отношенийФакультет менеджмента и маркетинга
Факультет мировой политикиФакультет политических наук и социологииФакультет политологииФакультет почвоведенияФакультет права и психологииФакультет прикладной математики и информатикиФакультет психологии и социальной работыФакультет радиотехники и кибернетикиФакультет радиофизикиФакультет радиоэлектроникиФакультет регионоведенияФакультет славянской и западноевропейской филологииФакультет социальных наукФакультет социологии и политологииФакультет строительного материаловеденияФакультет технологии и исследования материаловФакультет управления и экономикиФакультет философии и культурологииФакультет химии и экологииФакультет экономикиФакультет електроенерготехники и автоматикиФакультет ядерной физикиФакультеты заочной учебыФизико-математический факультетФизико-механический факультетФизико-технический факультетФизико-технологический институтФизико-химический факультетФизический факультет
Бизнес и финансы
БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством
Важные качества
Помимо профессиональных знаний и умений в сфере психологии, специалист должен обладать рядом личностных качеств. Одними из основополагающих черт, присущих педагогу-психологу, является высокая духовная организация и чувство ответственности.
Немаловажное значение в работе такого сотрудника играет то, как человек «владеет словом». Ведь ему необходимо донести до слушателя либо воспитанника необходимую информацию, сделав это с помощью огромного лексического запаса и литературных, исторических и других примеров; добиться, чтобы она стала личным убеждением слушателя
Из этого следует, что к личным качествам относится:
- Богатый лексический запас;
- Знание литературы, истории, искусства;
- Умение приводить аргументы, используя примеры известных личностей и литературных персонажей.
Также в связи с тем, что специфика данной профессии состоит в предоставлении услуг людям любого возраста, социального статуса, половой и гендерной принадлежности, специалист должен обладать такими качествами:
- Гуманитарный и аналитический склад ума;
- Воспитанность и тактичность;
- Гуманность и деликатность;
- Уравновешенность и спокойствие;
- Учтивость и вежливость;
- Общительность и умение располагать к себе человека;
- Человеколюбие;
- Наблюдательность и проницательность;
- Обладать даром убеждения.
Требования к социальному педагогу
Должностные обязанности нового сотрудника определяются уставом, принятым организацией, в которой специалист планирует работать. Профессиональными требованиями к социальному педагогу являются:
-
наличие высшего профильного образования;
-
знание трудового и семейного законодательства;
-
знания в области общей и социальной педагогики, психологии;
-
знание социально-педагогических и диагностических методик;
-
организация работы по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите воспитанников;
-
умение анализировать проблему, искать ее причины и следствие, помогать преодолеть трудности воспитанникам;
-
практическая реализация социально-педагогической работы;
-
умение взаимодействовать с детьми и их родителями, вести диалог с учителями, специалистами социальных служб и пр.
Таким образом, социальный педагог обязан выполнять множество различных функций, которые требуют психоэмоциональной устойчивости, коммуникабельности, терпения. Как правило, деятельность социального педагога определяется рабочим договором, подписанным сотрудником и администрацией.
Общие сведения
Педагогика и психология входят в число одних из древнейших профессий. В Древней Греции этим двум профессиям дали трактовку. Так, под педагогикой понималось искусство воспитания, а под психологией – наука о познании души
С течением времени данные трактовки не изменились, как и важность самой профессии
Педагог-психолог – это специалист, несущий ответственность за социальную адаптацию детей, их психологическое развитие и поведение. Часто человека, профессия которого связана с данной областью психологии, называют «воспитателем человеческих душ»
Такое прозвище акцентирует важность профессии для общества и отражает высокую степень ответственности за выполнение специалистом своей работы
Преимущества профессии:
- Рост заработной платы в связи с увеличением интереса к данной профессии в последнее время;
- Возможность оказывать помощь людям и быть полезным социуму;
- Полученные знания можно применять не только на работе, но и в личной жизни;
- Большой выбор сфер деятельности для трудоустройства.
Недостатки профессии:
- Размер оклада у начинающего специалиста;
- Эмоциональные нагрузки и переживания за подопечных;
- Коммерческая сфера не развита в России.
Обязанности
Специалист, желающий занять должность «Педагога-психолога» должен иметь диплом о высшем или среднем специальном образовании по направлению «Педагогика и психология». Должностные обязанности данной профессии могут отличаться в зависимости от выбранной области деятельности. Ниже приведены основные пункты из должностной инструкции:
- Проведение работ по сохранению психического, соматического и социального благополучия обучающихся в процессе воспитания и обучения в учебных заведениях;
- Участие в охране прав в соответствии с «Конвенцией по охране прав ребёнка»;
- Проведение анализа факторов, оказывающих негативное воздействие на развитие личности учащихся и воспитанников, а также принятие мер по оказанию различного рода психологической помощи;
- Составление психолого-педагогических заключений на основании материалов исследовательских работ;
- Оказание психологической поддержки творчески одарённым детям;
- Ведение документации по установленной форме;
- Осуществление работы по устранению проблем в развитии личности;
- Проведение различных социально-психологических тренингов;
- Консультирование и оказание психологической помощи сотрудникам учреждений;
- Проведение занятий по профилактике социальной дезадаптации.
Социальная педагогика
Рекомендовано
Министерством
образования Российской Федерации
в качестве
учебника для студентов высших
педагогических
учебных заведений
3-е издание,
исправленное и дополненное
УДК 37.013.42(075.8)
ББК 74.04я73
М893
Рецензенты:
доктор педагогических
наук, профессор, действительный член
РАО Л.И.
Новикова;
кафедра педагогики
высшей школы МПГУ
Мудрик А. В.
Социальная
педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов /
Под ред. В.А. Сластенина. — 3-е изд., испр.
и доп. — М.: Издательский центр «Академия»,
2000. — 200 с.
ISBN
5-7695-0640-7
В учебнике воспитание
рассматривается в контексте социализации:
показывается влияние различных
факторов на развитие детей, подростков,
юношества; характеризуется государственная,
региональная, муниципальная и локальная
системы воспитания; раскрываются
особенности и содержание семейного,
религиозного и коррекционного видов
воспитания; представлена методика
социального воспитания в образовательных
учреждениях.
Может быть
использован также студентами педагогических
колледжей.
УДК 37.013.42(075.8)
ББК 74.04я73
ISBN 5-7695-0640-7
Мудрик А.В., 2000
Издательский
центр «Академия», 2000