Лекции — политическая культура и идеология — файл 1.doc

Как проходит социализация человека: этапы


Стадии социализации

Социализация человека не проходит сразу. Это достаточно сложный процесс, который проходит в несколько этапов. Для начала должна пройти социальная адаптация. Другими словами, человеку надо еще приспособиться к условиям социальной среды, в которой он находится. Вообще, считается, что адаптация проходит в три уровня — физиологический, психологический и непосредственно социальный.

  • Физиологический. На этом этапе человек присматривается к новой обстановке, начинает вступать в какие-то связи и оценивать собственные возможности. Это все ему в будущем поможет самореализоваться. В это время человек активно общается и привыкает к новым для себя правилам, ну а потом уже начинает прилагать некоторые усилия, принимаемые в данном коллективе.
  • Индивидуализация. На этом этапе человек уже принимает себя как часть общества. Собственно, в это время уже формируется личность. У человека появляются какие-то собственные убеждения, навыки, он начинает по-своему оценивать происходящее. Если на первом этапе человек учится быть похожим на других, то на втором он уже учится отличаться. Хотя, этот процесс считается субъективным. Дело в том, что каждый по-своему усваивает общие правила и опыт. Кто-то их соблюдает неукоснительно, а кто-то наоборот. Некоторые стараются преодолеть стереотипы, а кто-то даже разрушить основы группы, в результате чего человек либо оказывается вне ее или разрушает ее.
  • Интеграция. Данный термин означает, что личность принимается другими членами общества, то есть она становится полноправной его частью. Общество как бы принимает человека и старается принимать его как есть, если он хотя бы живет по общим правилам. Более успешно процесс проходит, если человек оказывается полезным для общества. Тогда ему будут прощены даже недостатки.

Важно отметить, что полное отсутствие несоответствий крайне нежелательно, хотя бы в развитых обществах. Дело в том, что конформизм является одной из форм девиантного поведения, потому что никакой пользы от человека для общества нет

В каждом обществе есть определенная степень свободы, но только в рамках устоев группы. Однако в неразвитых обществах такое поведение только приветствуется, а попытка повести себя иначе пресекается.

Микрофакторы

Определение

Микрофакторы — группа факторов социализации, детерминированная воспитанием и обучением индивида в малых группах.

К микрофакторам социализации относятся:

  1. Семья.
  2. Общественные нормы.
  3. Государственные, общественные учреждения.

Микрофакторы определяют бытовое устройство и качество жизни человека и основное влияние на формирование личности оказывают на этапе первичной социализации.

Семья

Важнейшим институтом социализации личности является семья. До достижения определенного возраста эта малая группа выступает для индивида единственным источником получения информации об окружающем мире, а также единственным фактором, оказывающим на него влияние, дающим опыт социального взаимодействия и формирующим его жизненный опыт.

Общественные нормы

Именно в семье человек впервые сталкивается со следующим микрофактором социализации — с общественными нормами как базовыми правилами взаимодействия с окружающим миром. В той или иной мере человек будет овладевать этими правилами на протяжении всей жизни, но самые главные из них закладываются в малых группах и формируются под влиянием воспитания — в семейном и дружеском окружении, в детских и учебных, позже — в трудовых коллективах.

Государственные, общественные учреждения

Немаловажными факторами социализации личности выступают государственные и общественные (в том числе религиозные) учреждения. Знакомство с ними происходит в раннем детском возрасте, когда ребенок начинает посещать детский сад, досуговые учреждения, спортивные секции. Здесь он впервые может столкнуться с чем-то, что отсутствует в жизни его семьи или даже противоречит прививаемым ему нормам и правилам.

Взаимодействуя с другими членами коллектива, человек расширяет круг своего общения, наращивает социальные связи, постигает особенности ролевых отношений.

Понятие и уровни политической социализации личности

Субъектом и объектом политики одновременно является личность, одни личности проявляют большую политическую активность, другие – меньшую, а третьи стараются быть от неё подальше.

Одни люди стремятся утвердить существующий политический строй, а другие предпринимают меры на его ниспровержение, поэтому демонстрируют деструктивную позицию. Но, есть ещё и третья категория людей, легко приспосабливающаяся.

Политическое поведение людей очень разнообразно и зависит от характера политической социализации.

Замечание 1

Под политической социализацией личности понимается процесс активного воспроизводства политического опыта, норм, ценностей и установок политической деятельности. Говоря другими словами – это процесс формирования определенной политической картины мира.

Она имеет две фазы:

  1. политическая адаптация, что означает интеграцию индивида в политическое сообщество с помощью опыта предыдущих поколений;
  2. политическая интериоризация, т.е. включение политических норм и ценностей во внутренний мир человека.

Таким образом, политическая социализация формирует политическое сознание и поведение личности. Политическая социализация является процессом двусторонним, с одной стороны личность на себе испытывает воздействие политических субъектов, а с другой стороны сама может оказывать влияние на политическую жизнь общества.

Политическая социализация включает различные уровни, механизмы и факторы, самым широким из которых является международный уровень. Он охватывает международные сообщества и организации.

На международном уровне на личность оказывают воздействие те ценности, которые приняты в международном сообществе. К ним относятся запрещение распространения ядерного оружия, международных конфликтов, предотвращение глобальных катастроф, международных финансовых кризисов и др.

На социальном уровне политическая социализация охватывает общество в целом. На личность в этом случае оказывается государственное, правительственное воздействие, а также уровень преступности, безработица, социально-экономические кризисы и др.

Самый низкий уровень политической социализации – личностный. На личность воздействуют те, кто входит в круг её общения и, естественно, оказывает непосредственное на неё влияние. В этом случае механизмами политической социализации можно назвать подражание, внушение, заражение, помогающие человеку адаптироваться и сформировать политическую идентификацию.

Функции политической социализации

Важнейшей функцией политической социализации является формирование политической культуры. Надеюсь, вам известно, что она бывает подданнической, парокиальной и партиципаторной. Если вам этого не известно… то, тогда не знаю, как вы готовились к экзаменам. Вам тогда нужен наш видеокурс «Обществознание: ЕГЭ на 100 баллов», да и практикум к нему не повредит.

Вторая функция политической социализации — формирование правосознания и политического участия. Гражданин должен выбрать ту или иную политическую силу для своей поддержки, или создать такую силу.

Третья функция — рекрутирование элит. Если люди осознали свои интересы в политике, они участвуют в распределении власти, то есть в рекрутировании элит.

Ну а про такие функции политической социализации как формирование общественного мнения, политического поведения я вообще молчу, вы это должны лучше меня знать. Если до сих пор не знаете, то что делать уже в курсе:

Поделиться в соц. сетях

[править] Источники

Этапы политической социализации (по принц личного участи или не участия):

включения
его в систему школьного образования,
заклад основы усваемой полит культуры.
Первичная.

(Д.Истон,
Дж.Деннис) 4 стадии:

«политизации»
(полит власть важнее власти родителей),
«персонализации» (ч/з фигуры крупных
полит лидеров, полиция), «идеализации»
(более устойчивое отношение к полит
системе) и «институализации»
(усложнение полит представлений

Усвоение
на эмоц-ом уровне т к ещё не понимает
всей сути. Политич и непотичи (семья,
школа, как дисциплины и в соответсвии
от хар-ра полит системы; внесемейное
окружеие- негритянские гетто, chinatownж;
СМИ) агенты политической социализации.

Партиципаторный —
начинается еще на дотрудовой стадии
общей социализации и посуществу
охватывает несколько циклов человеческой
жизни — овладение профессией, служба в
армии, трудовая деятельность, создание
семьи. В целом ряде стран учащиеся
старших классов и студенты принимают
участие в политической жизни общества.
Это довольно сложный период становления
личности. В этом возрасте происходит
осознание собственного «Я» как
осмысления своего места в жизни,
сопровождающееся подчеркнутым стремлением
к независимости и самостоятельности,
непослушанием взрослым, в том числе и
родителям. В результате выстраивается
параллельная система ценностей, не
пересекающаяся с взглядами родителей,
а частично и с взглядами сверстников.

Для
этого этапа характерна так называемая
«вторичная» политическая социализация.
Ее особенности заключаются в том, что
индивид уже освоил приемы переработки
информации и модели политического
поведения и способен противостоять
групповому воздействию. Поэтому главную
роль начинает играть так называемая
обратная социализация, которая
характеризуется тем, что человек сам
может выбирать и усваивать определенные
политические ценности и установки.
Таким образом, индивид становится
субъектом собственной политической
социализации. В силу этого вторичная
политическая социализация выражает
непрерывную само коррекцию человеком
своих ценностных представлений,
предпочтительных способов политического
поведения.

На
партиципаторной стадии число агентов
политической социализации расширяется.
В формировании политических взглядов
индивида важную роль начинают играть
политические партии и движения,
общественные организации, церковь,
деловые круги, армия.

Постпартиципаторный —
начинается у разных индивидов и социальных
групп в различные периоды жизни, чаще
всего в пенсионном возрасте. Он
характеризуется значительным ослаблением
политической социализации. В этом
возрасте люди, если не происходит
каких-либо экстраординарных событий в
личной жизни или в жизни общества, обычно
не меняют сложившихся и устоявшихся
политических взглядов.

Состояние здоровья

Задания[править | править код]

Подобно Янусу, один лик которого обращен и в прошлое, а другой в будущее, политический процесс связан с прошлым, направлен на то, что будет в будущем, но все действия совершаются в настоящем. Политический процесс, в целом, это ход развития политических явлений, совокупность действий различных политических сил (субъектов политики), течений, добивающихся осуществления определенных политических целей. Без прошлого нет будущего. Корни событий и политических процессов лежат в прошлом и если их не решать в настоящем, они переходят в будущее. Наглядным примером может служить Перестройка в РФ в 90-е годы. С одной стороны, это «вход» в новый политический режим — демократию, становление гражданского общества, политический плюрализм; «лицо» перестройки обращено в будущее, так как это начало строительства новой России, страны сильной в условиях глобализации, открытой экономики.

С другой стороны, перестройка — это выход из тоталитарного режима, с монополией политической власти. Лицо обращенное в прошлое символизирует то, что власть должна всегда опираться на опыт неудач, случившихся с экономикой и строем в целом.

На примере какого-либо политического процесса в России охарактеризуйте его стадии.

Охарактеризуем стадии политического процесса на примере развития российского государства последних веков:

  1. Конструирование полит. системы общества (сначала монархия, а затем коммунизм изжил себя, поэтому пришлось искать новые методы управления государством. Этот процесс происходит непрерывно).
  2. Воспроизведение компонентов и признаков полит. системы (сейчас в России регулярно проводятся прямые, тайные, свободные выборы, являющиеся неотъемлемыми признаками демократического государства: выборы президента, проводимые через каждые 6 лет).
  3. Принятие и исполнение политико-управленческих решений (от принятия которых зависит устойчивость полит. системы общества. Они должны отвечать интересам народа, а не личным целям субъектов власти).
  4. Контроль над функционированием и направлением развития полит. системы (координация, распределение властных полномочий среди органов гос. власти, их взаимное регулирование, ответственность друг перед другом и обществом в целом: власть в РФ делится на 3 ветви: законодательная (Фед. Собрание), исполнительная (Правительство) и судебная).

Учёными установлены причины политической активности и пассивности граждан. В их числе осознание своих социально-экономических и политических интересов; понимание общественного долга и забота о всеобщем благе; разочарование в эффективности политической системы, крушение господствующих в ней ранее Ценностей; недоверие к власти; отсутствие прочных политических знаний и убеждений; стремление повысить свой социальный статус; политико-правовой нигилизм. На основе анализа этих причин выявите, что стимулирует политическую активность, а что мешает ей. Свой ответ поясните.

Политическую активность вызывают:

  • осознание заботы о всеобщем благе, так как человек расценивает свою уникальную роль в этом процессе
  • недоверие к власти, которое подкрепляется желанием от нее избавиться
  • осознание социально-экономических и политических интересов, ведь человек знает чего желает и устремляется получить это
  • рвение повысить свой соц статус, если человек устремляется угодить главенствующему политическому режиму

Политической активности мешают:

разочарование в эффективности политической системы, человек осознает, что власть персонифицирована, коррумпирована и базирована на кумовстве, и он никак не может повлиять на принятие каких-либо решений, которые могут сделать лучше его положение
крушение господствующих ценностей, если человек ратовал на демократические университеты, но единожды сообразил, что все университеты были псевдодемократическими
не имея политических знаний и убеждений, человек не знает о важности высочайшей политической активности либо ему все равно, он аполитичен
политико-правовой нигилизм распространен в России: человек не доверяет ни государству, ни праву, потому старается жить аполитично и не участвовать в политической жизни сообщества.

Функции политической социализации

Политическая социализация, как и многие другие процессы, обладает рядом своих ключевых функций:

  1. Вовлечение индивида в систему общественной и политической самореализации личности.

    Это значит, что каждому гражданину при рождение уже отдается свой статус, но зависит он не только от политического строя государства, где он родился и вырос, но еще и от происхождения его семьи. Например, если ребенок родился в просто семье, то при рождении у него есть только один статус – будущий избиратель (по достижению совершеннолетия). Если ребенок родился в семье политических деятелей, то, вероятнее всего, в будущем он пойдет по стопам своих родителей – станет политиком, и теперь не только сам будет отдавать голос за какого-то кандидата, но и сможет баллотироваться на высокие должности и получать поддержку от остальных. Тем не менее, даже находясь на разных ступенях социальной лестницы, каждый обладает своими ценностями, которые должны также соответствовать ценностям государства, в котором они проживают.

  2. Формирование способностей и свойств индивида, которые необходимы для выполнения ими ключевых общественных функций.

    Этот аспект означает, что функции одной сферы могут напрямую влиять на успешное функционирование остальных систем. Всем известно, что каждый элемент в обществе связан с остальными, и успех или неудача в одном будет оказывать воздействие на жизнедеятельность других (принцип домино).

  3. Замещение индивидами социальных позиций в системе политических отношений. Человеку дается своя роль в политической системе (политический деятель, избиратель, кандидат).

Также в ходе политической социализации происходит демократизация политических отношений, а также сохранение целей и ценностной системы общества, их трансляция. Эта функция принадлежит не только политической социализации, но и первичной (в рамках семьи), а затем в процессах социализации, происходящих в других социальных институтах.

В целом, процесс политической социализации сводится к механизму освоения предписанной политической роли. Она, как правило, не учитывает способность личности определять свое отношение к ней: то есть, человек может неосознанно принять то, что противоречит его внутренним соображениям морали. Таким образом, есть смысл затронуть проблему объективности и субъективности.

Объективно человек всегда должен принимать на себя те роли, которые соответствуют его взглядам и мнению, но политическая социализация зачастую происходит под воздействием сторонних факторов. Среди них, например, мнение семьи, авторитетное мнение родителей, влияние друзей, коллег, руководства с места работы.

Замечание 1

Политическая социализация зависит от того, в каком обществе человек проходит ее. Это может быть страна, где правит монархия, а значит и критерии социализации будут выстраиваться в одном порядке. Если это демократическое государство, то порядки, ценности, законы будут другими, то же касается и коммунистических стран, где правят свои ценности и мировоззрение.

Школа-интернат для детей I типа

Главная составляющая учебного процесса в таких учреждениях – это формирование и развитие устной и письменной речи. В таких школах обучаются и дети, не полностью лишенные слуха. Задача педагогов – научить их использовать для восприятия речи остатки слуха с применением специальной аппаратуры. В интернате регулярно проводятся индивидуальные и групповые занятия. Обучение ведется на жестовой речи.

Критерии политической социализации

Выделение и исследование критериев политической социализации является целью работ многих авторов, как отечественных, так и зарубежных. В качестве критериев выбираются разные показатели, мы представим их в виде нескольких основных групп.

Процессы усвоения личностью политического опыта, который складывался в течение многих десятков лет (В.Н. Иванов, Г.Ю. Семигин, В.П. Пугачев). Их работы коснулись политической социологии в общем, а также политологии и ее предпосылок ее исторического развития с самых древних времен и до наших дней.

Уровень осознания индивидом норм и ценностей (К.С. Гажиев). Его работа затрагивает концептуальный аспект политической культуры и каждого ее элемента (нормы, ценности, мировоззрение, установка, понимание целей и задач политической деятельности в неразрывной связи с культурным наследием).

Наличие собственных взглядов на политические события (Н.Б. Пугачева). Автор одна из первых рассмотрела как теоретическую, так и практическую стороны политической социализации личности. Она выделила много теоретических элементов, эмпирических предположений, которые затем напрямую применила на практике, проведя ряд социально-политических исследований.

Наличие потребности в участии в политических процессах и решениях (Б.Н. Бессонов). Автор опирается на понятие «гражданское общество». Именно на основе своих изысканий он рассматривает духовное развитие личности в процессе принятия важных решений, которые будут оказывать влияние не только на его жизнь, но и на жизнь всего народа.

Наличие установок, с помощью которых личность может влиять на политическую систему (Е. Б. Шестопал). Рассматривается понятие «личность», ее место в политике и политической деятельности. Работа весьма критически рассматривает западные концепции, предлагая свой взгляд на политическую социализацию на примере советского общества (поскольку была написана и издана в 1988 году, во времена СССР).

Функции ПС

Цель ПС – это воспитание гражданина своего государства. В результате чего должна получиться личность, имеющая стабильные цели и предпочтения в политике и применяющая их на практике.

Основные обязанности политической социализации – это такие функции, как:

  • информационная – информирование личности о существовании определённых знаний в области политики, которые она может использовать для развития своих политических взглядов и образа мышления;
  • ценностно-ориентировочная – ознакомление с существующими и исторически сформированными общественно-политическими связями и направленная ориентация на приобщение человека к ним;
  • установочно-нормативная – помогающая личности принимать и воспринимать политическую информацию при помощи конкретных установок, что способствует формированию у человека своего политического стиля поведения.

Кроме того, СП помогает человеку составить своё представление о разумности и позволительных способах политических действий применимо к конкретной ситуации.

Значения ПС

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector