Пидкасистый п.и., краевский в.в., миняев а.ф. педагогика — файл n1.docx

Фундаментальные основы построения традиционной дидактической концепции

Замечание 1

Традиционная дидактическая концепция базируется на приоритетной роли, функциях и авторитете педагога в организации образовательного процесса. Преподавание играет первостепенную роль в процессе обучения.

Идеи традиционной дидактики содержатся в трудах педагогов: А. Коменского, И.Г. Песталоцци, А. Белла, Д. Ланкастера, И.Ф. Гербарта.

Концепция традиционной дидактики была основана в XIX веке знаменитым дидактом, философом, педагогом и психологом И.Ф. Гербартом. Труды ученого основывались на стремлении разработать научную систему педагогики. Он отрицательно относился к воззрениям своих предшественников в области образования и воспитания. Научная система педагогики Гербарта базировалась на теоретических концепциях этического научного направления, его достижениях и инновациях, а также тенденциях развития психологической науки на данном временном этапе.

Дидактические воззрения были изложены И.Ф. Гербартом в двух основных трудах:

  1. «Общая педагогика, выведенная из цели воспитания» от 1806 года.
  2. «Педагогические лекции» от 1835 года.

В обоих трудах, дидактика рассматривалась в качестве составной части педагогического научного знания и соответственно включала в свой состав элементы, цели, задачи, направления деятельности педагогики, методики преподавания и воспитания.

В качестве приоритетных целей воспитания, Гербартом были выделены этические идеи, отождествляемые им с моральными нормами и ценностями. Для достижения, поставленных воспитательных целей предполагалось использовать основные концепции психологии, показывающей пути, возможности и варианты их достижения.

Учебно-воспитательный процесс и его организация был нацелен на формирование основных нравственных свойств личности, развитие духовных качеств и формирование нравственных ориентиров деятельности, нравственного характера. Основу нравственного характера составляет особая направленность поведения личности, базирующаяся на моральных принципах, идеях, нормах, конкретизирующих целевые установки жизнедеятельности человека. Поведение личности, наделенной нравственным характером, базируется на следующих моральных идеях:

  • Идея совершенства – сочетание силы, воли, энергии личности, позволяющей ей развиваться гармонично;
  • Идея доброжелательности – подчинение своих волевых установок воле других людей, обеспечение волевого согласования и взаимодействия;
  • Идея права – регулирование взаимоотношений на основе правовых норм, которые способствуют предотвращению развития конфликтов, столкновения интересов, возникающих противоречий отдельных граждан, из-за разницы в их стремлениях, целевых установках и ценностных ориентациях;
  • Идея справедливости – каждому достается по заслугам т.е. человек, который трудится на благо общества получает вознаграждение, а человек, нарушающий законы, ведущий себя противоправно и асоциально получает соответствующее наказание. Каждая личность должна нести ответственность за свое поведение и поступки, компенсировать ущерб, нанесенный обществу, правам и свободам других граждан;
  • Идея внутренней свободы – согласование воли человеческой личности с его желаниями, потребностями, интересами и стремлениями, характеризующая цельность личности, его духовных, нравственных, интеллектуальных начал.

Замечание 2

В основе традиционной дидактики лежит идея о том, что формирование нравственного характера возможно только посредством руководства, интенсивного педагогического воздействия на детей, формировании их дисциплинированности и подчинении авторитетному влиянию.

Обучение должно носить воспитывающий характер т.е. его нельзя отделять от обучения. Нужно организовать учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы развитие волевых качеств, характера личности, находилось в единстве с развитием мыслительных, интеллектуальных процессов. Знания, полученные в процессе обучения, должны быть взаимосвязаны с развитием чувственной сферы личности т.е. мотивационно-потребностной.

Традиционная дидактическая концепция требует развития в ходе обучения умственных, теоретических знаний, представлений, понятий, которые должны быть освоены, посредством построения ступенчатой структуры обучения. Обучение должно проходить последовательно, освоив каждую ступень: ясность, ассоциация, система, метод.

Данная теория позволила шагнуть вперед педагогической науке и ее важному разделу -дидактике. Организация процесса обучения была качественно преобразована, особенно в плане организации проведения отдельных учебных занятий

Внутренний уровень дидактической системыПравить

Формы организации обучения и сопутствующие элементы, дидактические закономерности и принципы с одной стороны; дидактические условия с другой стороны. Формы обучения всегда носят конкретно исторический характер с одной стороны и обладают искрой универсальности с другой.
К современным организационным формам относятся учебные занятия, урок, лекция, семинар, консультация, конференция, диспут, экзамен.
Дидактические принципы и закономерности есть результат обобщения всего культурно-исторического опыта человечества в организации процесса воспитания и обучения накопленного человеком за всю его эволюцию. Дидактические принципы и закономерности задают определенную стратегию образованию.
Дидактические условия характеризуют в целом преломление конкретных исторических, социальных и культурных условий в составляющей Целостного педагогического процесса.
Ядро дидактической системы состоящие из основных субъектов образовательного процесса Ученик-учитель. Основной вид учителя преподавателя и воспитателя является учение и самообучение.
В современной дидактической системе учитель-ученик находятся в субъектно-субъектных отношениях, однако направленная деятельность учителя как приобретения направленности его профессиональной работы всегда сохраняется.
Динамичная система работает в двух разных режимах:

  • 1. Функционирования (компонентный состав и связей между элементами системы работ, в устойчивом режиме, который может переходить в консервативный вариант).
  • 2. Развитие или творческая самореализация (Обновление) компонентный состав и связей между элементами дидактической системы, испытывающий на себе обновляющее влияние инновационных процессов, происходящих как в отдельных компонентах, так и во всей системе в целом. Такой режим переходит в режим комплекс инноваций.

Динамичная система есть система процессов и результатов обучения, сложная по составу, центральными элементами (ядро) которыми является деятельность учителя как преподавателя и воспитателя и учебная деятельность ученика.
Преподавание является педагогической деятельностью учителя по организации учебно-воспитательной деятельности ученика.
Учение, обучение или деятельность учащегося есть целенаправленная, организованная учителем с помощью дидактических средств прямого или косвенного управления деятельностью ученика по решению определенного класса учебных задач, в результате которой ученик развивает личные качества и овладевает навыками, умениями и знаниями.
Предметом исследования является процесс и результаты функционирования и самореализации дидактических систем

В этих исследования важно учитывать основные противоречия теории и практики обучения между ходом обучения познавательных и дидактических задач и на личном уровне знаний, умений и умственной реализацией школьников. Это противоречит постоянно преодолеваемой совместной деятельности учителя и ученика и одновременно вновь рождается возникающее несоответствие между достижимым уровнем учащихся знаний и требуемым в ближайшей перспективе одной главной условием решения основных дидактических задач и одновременно движущей силой творческого реализационного и самореализации дидактической системы является разрешением этих противоречий:

1. Учителям следует дать глубокие и прочные знания и весьма разного уровня подготовки учащегося их уровнем мотивации и творческих способностей.

2. Между намерением учителя повышенного качества и эффективности преподавания и несоответствие качества дидактических средств и условий.

3. Между желанием учителя повысить эффективность своей деятельности и недостаточными профессиональными умениями и знаниями.

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Концепции развивающего обучения

Определение 1

Развивающее обучение – это организация учебно-воспитательного процесса с ориентацией на развитие ребенка, раскрытие его потенциальных возможностей и получение эффективной ответной реакции.

Отечественная педагогика имеет ряд разных концепций в направлении развивающего обучения:

Концепция развивающего обучения Л.В. Занкова. Данная концепция возникла в конце 50-х годов XX столетия. В ней происходит сопоставление процесса обучения, его принципов и методов, соответствующих развитию ребенка, его возрастным этапам и индивидуальным особенностям. Занков рассматривал процесс обучения, как систему деятельности по передаче научной информации, практических навыков и раскрытии природных задатков, базирующуюся на следующих принципах:
Принцип обучения высокого уровня сложности. Он означает ориентацию обучения на духовное развитие ребенка, формирование его нравственности и предоставление широкого простора в различных направлениях деятельности;
Принцип изучения образовательной программы в ускоренном темпе. Единообразное изучение и повторение пройденного исключается. Необходимо расширять объем и содержание информационных данных;
Принцип приоритета теоретических знаний. Он означает, что нельзя ограничиваться только терминами и определениями при изучении научных данных

Важно, дать учащимся понимание зависимостей и законов;
Принцип осознанного обучения. Учащиеся должны понимать для чего им необходима та или иная учебная информация, важность ее изучения и возможности практического применения;
Принцип систематизации обучения и постепенного развития каждого учащегося

Концепция развивающего содержательного обучения В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина. Они рассматривали взаимосвязь между возрастным развитием ребенка и становлением его психики и соответствующей организации учебно-воспитательной работы, ориентированной на развитие у учащихся мышления, логики, навыков контроля поведения и определения возраста ребенка, ориентированного на решение специфических учебных задач. В основе развивающего обучения положена теория построения учебного процесса и ее субъекта при освоении теоретического материала за счет наличия навыков анализа, планирования и рефлексии.

Концепция Н.Н. Поспелова. Им было исследовано построение учебного процесса, ориентированного на развитие мыслительных операций, выступающих основой развивающего обучения. Он рассматривал ход развития любой мыслительной операции, как ряд стадий: стихийное – неосознанное совершение операции, полустихийное – выполнение операции с понимание того, как она совершается, но без понимания правил ее совершения и содержания, сознательное- осознанное выполнение операции, с пониманием ее сущности и правил выполнения
Поспелов выдвигает теорию о том, что в ходе обучения необходимо уделять особое внимание развитию навыков анализа и синтеза, которые развивают практические навыки деятельности.

Становление дидактики

Для воссоздания и развития общества есть одно условие, а именно, общественная потребность в обеспечении усвоения подрастающим поколением нажитого социального опыта. Из-за существующих противоречий между нарастающей величиной содержания образования и недостаточным его освоением появилась дидактики как отрасль знания и науки. Слово «дидактика» упоминал немецкий педагог В. Ратке, который назвал свой курс выступления «дидактикой» или « искусством преподавания». Впервые Я. Коменский разработал дидактику как целостную систему научных знаний. В своей книге «Великая дидактика» Коменский дал обоснованное описание принципов и правил обучения детей. Система обучения великого педагога основана на принципе природосообразности воспитания. Во времена Просвещения, когда гуманистическое начало приобрело особенное значение в философии, Ж.Ж. Руссо повлиял на распознавание дидактикой нужд ребёнка, его требований, современных интересов. И.Г

Песталоцци уделил огромное внимание к такой цели обучения, как формирование всех сил и способностей человека, осуждая все виды одностороннего образования

В конце 18 — начале 19 вв. в классической педагогике появились две теории школьного воспитания. Сторонники теории формального воспитания основной проблемой воспитания считали умственное развитие учащихся. Считая особо важным психолого-дидактическое рассмотрение процесса овладение знаниями детьми, которые проходят под управлением учителя, Гербарт указал на два основных акта умственной работы — углубление и осмысление.

В середине 19 в. Ф. Дистервег изложил передовую для своего времени концепцию о том, что формирование человека проходит лишь в его труде, и тем самым стал основателем развивающего обучения.

В России вопросы обучения обсуждались в трудах просветителей и писателей-демократов А.Н. Радищева, В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, которые сыграли немалую роль в приближении русской педагогики к прогрессивным дидактическим мыслям конца 18 — начала 19 вв.

Во 2-й половине 19 в. единую дидактическую систему основал К.Д. Ушинский. Основываясь на просветительских философских идеях, он изобразил ограниченность формального и материального воспитания, показал равенство и отличие познания и учения, подготовил круг вопросов восприятия, изучения и закрепления знаний, формирование познания в процессе обучения, возникновение причин стремления школьников к учению, проблемы соединение преподавания и самостоятельной работы школьников.

На границе 19 и 20 вв. с рождением прямых способов экспериментальной психологии взаимодействия дидактики с другими смежными предметами стала более четкой.

Для западной педагогики 1-й половины 20 в. присуща педоцентрическая дидактика Дж. Дьюи (США), которая развивалась в рамках прагматистской педагогики. Основной её закон — воспитание на основании собственного опыта ребёнка. Назначение школы — помочь ребёнку учиться «путём делания» на собственном практическом опыте. В деятельности школы такой способ приводит к тому, что учебные планы не дают достаточно полного и регулярного освоения учениками теоретических познаний. Был подготовлен план обучения как основа постоянного умственного развития учащихся в процессе осознанного усвоения основ наук, общественного опыта в целом и их практического использования под руководством учителя. Наравне со знаниями, умениями и навыками в состав содержания образования введены новые элементы, которые обеспечивают расширение улучшенной и развивающей функций обучения — опыт творческой работы и эмоционально-ценностного отношения к миру и друг к другу.

Требование оживленного осваивание знаний учениками приобрело новое подтверждение и усвоило характер обязательного условия развития самостоятельности учащихся в их познавательной деятельности. С этой направленностью связано построение дидактами и психологами системы проблемного обучения. Изучена проблема развития у учащихся познавательного интереса, тяги к знаниям, потребности в самообразовании.

Особый интерес с 50-х гг. вызывают проблемы методологии и методики дидактических усвоений, начинают разрабатываться проблемы педагогической диагностики. Проведены расследования по истории дидактики. Огромную ценность для дидактики получили работы психологов, открывшие психологические условия организации усвоения и выстраивания содержания образования. Безусловную роль выполняет обобщение передового, в том числе новаторского опыта.

Происхождение дидактики

Всем известно, что дидактика развивалась исторически, как и педагогика в целом. Дидактика развивалась, при этом выполняла те задачи, которые возникали перед учебным заведением на конкретных этапах развития всего человеческого общества.

Нынешняя дидактика есть сформировавшаяся, развитая отрасль педагогической науки, которая характеризуется особенным предметом и соответствующей системе методов и задачами, которые выдвигаются перед дидактикой ходом научно — технической революции, а также развитием не только культуры, но и экономики современного социалистического общества.

Рассмотрим важнейшие и самые главные этапы исторического развития дидактики, чтобы как можно глубже раскрыть дидактику, как теорию обучения и образования нового поколения.

Потребность в создании условий, при которых молодые поколения могли овладевать добытыми их предками знаниями и опытом, возникала по мере того, как в историческом развитии всего человечества происходило обобщение материальной и духовной жизни, обобщение практического опыта человечества в сфере труда, а также развитие искусства и науки. Такие условия созревали очень и очень редко на первых этапах культурного развития человечества. Это было обусловлено тем, что темп эволюции человечества в условиях примитивной трудовой деятельности был очень замедлен, кроме этого, человеческая способность к учению формировалась крайне трудно.

Как известно, способность к учению формировалась наряду с человеческой способностью изготовлять орудия. Это значит, что способность к учению формировалось и развивалось одновременно с усложнением человеческой трудовой деятельности.

Непрерывное развитие обучения как сферы человеческой деятельности в средние века, да и в древнем мире было вызвано ростом производства, развитием наук, а также ростом торговли. Это привело к тому, что начали создаваться определенные условия для возникновения теории обучения.

Это произошло в XVII веке, когда Яном Амосом Коменским (1592—1670) был создан его величайший капитальный труд «Великая дидактика». Коменский первым выдвинул задачу, которая заключалась в том, чтобы «всех учить всему». Кроме этого, он изложил последовательно все правила и принципы обучения детей. Педагог, несмотря на борьбу между новыми идеями в области науки и философии и между идеологией феодального общества, которые были так характерны для семнадцатого века, создал дидактику, которая не только содержала в себе новые идеи обучения и воспитания, но и продолжила их практики . Хотя при этом дидактика и не смогла освободиться от влияния религиозной идеологии.

Коменский в своих педагогических трудах опирался и на своих идейных предшественников, и на труды английского философа Френсиса Бэкона (1561—1626).

Дидактика Яна Амоса Коменского построена на идее природосообразности воспитания (педагог утверждал, что человек — часть природы и подчиняется ее универсальным законам). Он стремился выявить закономерности, проявляющиеся в процессе обучения и воспитания человека, исходя из своего смелого для того времени утверждения.

Коменский ставил перед собой задачу раскрыть «естественный порядок вещей» в обучении, который всегда и во всем приводит к успеху. Это и было также главной задачей его дидактики.

Критерии формирования

Рассматриваемая в статье концепция основывается на основании двух основных критериев: результативности и эффективности обучения. При этом обязательным условием является организация этого процесса согласно конкретной теории или дидактической концепции.

Основными показателями результативности обучения являются полнота знаний и то, насколько полученные результаты близки к заданным нормам. Нормы обучения определяют цели и результаты, которые, в свою очередь, могут быть представлены:

  • психическими изменениями;
  • новообразованиями личности;
  • качеством имеющихся знаний;
  • доступными способами деятельности;
  • уровнем развития мышления.

Таким образом, характеристика дидактической концепции представляет собой совокупность, включающую принципы, цели, содержание и средства обучения.

Группирование этих концепций основывается на понимании предмета дидактики.

Развитие дидактики

Обучение — это процесс, в котором главную роль играет чувственное восприятие вещей. Коменский говорил, что ощущения являются источником всех знаний, поэтому он и считал, что учить детей нужно так, чтобы дети приобретали знания не из словесных рассуждений и книг, а путем изучения причинных связей и наблений за окружающими их вещами. При обучении, как говорил педагог, нежно равномерно развивать у учеников все органы чувст, а также подводить их к следующим, тонким наблюдениям явлений и предметов окружающего мира.

Такие положения давали дальнейшую дорогу для развития дидактики, но в них были и существенные недостатки.

Чувственное познание само по себе не может привести к истине, а одностороннее увлечение им, приводящее к формуле: «вещь — ядро, слова — кора и шелуха», не может стать основой теории обучения, обеспечивающего движение к истинным знаниям.

Ян Амос создал не только учебные пособия и учебники для детей, но и разработал методы обучения наукам и языкам. Эти методы значительно повысили успешность обучения детей.

Значение Коменского, как педагога, в истории самой педагогики заключается в том, что, он раскрыл в обучении две стороны: объективную (законы обучения) и субъективную (искусное применение этих законов), а также положил начало теории обучения (дидактики) и искусству преподавания.

Следующим великим педагогом стал Жан Жак Руссо (1712- 1778). Он боролся за свободное развитие каждого человека, а также за идею всемерной активности ребенка. Педагог критиковал и был недоволен существовавшим в то время обучением в школе, его книжным характером, скованностью действий детей и отрывом их от жизни. Руссо выдвинул концепцию обучения, которая опиралась на непосредственные запросы ребенка и его потребности.

Согласно этой концепции, нельзя в угоду подготовке ребенка к будущей жизни игнорировать его потребности и интересы; в действительности, наилучшую подготовку к будущей жизни ребенок получит в том случае, если в детстве будет заниматься тем, что имеет важное значение в его сегодняшней жизни. Только в этих условиях, как считал педагог, произойдет умственное развитие ребенка

Но есть и отрицательная сторона концепции Жан Жака Руссо. Она заключается в том, что педагог пришел к выводм о том, что ребенок сам определяет свой путь учения и развития.

Однако идеи Руссо получили дальнейшее развитие и практическое воплощение в трудах великого швейцарского педагога-демократа Иоганна Генриха Песталоцци (1746—1827). Его дидактика неразрывно связана с педагогикой. Высшую цель воспитания Песталоцци видел в том, чтобы пробуждать спящие силы народа, развивать в нем уверенность в своих силах. Для этого он предлагал три средства: культуру сердца, развитие ума, заключающееся в расширении круга наблюдений, в анализе наблюдений и приведении их в логические связи, в ознакомлении с языком для их выражения, и нравственное развитие.

Обучение Песталоцци считал важнейшим путем воспитания. Общее образование, по его мнению, должно предшествовать специальному. Цель обучения — в развитии человечности, в гармоническом развитии всех сил и способностей человека, в воспитании трудолюбия. Обучение должно сообразовываться с психологией ученика, развивающегося в процессе обучения.

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector