Произвольное и послепроизвольное внимание: что это такое в психологии, чем характеризуется, примеры

Содержание:

Содержание

Постпроизвольное сосредоточение

Определение послепроизвольного внимания в психологии – это процесс, возникающий, если во время осуществления какой-либо деятельности, значимым и интересным для человека становится не столько результат, сколько сама работа. 

Говоря простым языком, нас настолько захватывает какое-то дело, что прилагать даже самые маленькие волевые усилия для успешного его завершения не требуется. Желание сделать больше, достичь новых результатов, решить задачи – все усиливается.

Обычно об этом виде говорят как о продолжении произвольного. Примером послепроизвольного внимания является обучение в школе – изучая новую тему на уроке, ученикам приходится заставлять себя слушать слова учителя, следовать его инструкциям, но в какой-то момент процесс изучения становится настолько интересным, что прикладывать усилия уже не требуется. Школьник полностью концентрируется на решении задачи не для получения ответа или хорошей оценки, а потому что ему интересен сама мыслительная деятельность.

Все хобби человека с самого первого дня требовали от него намеренного сосредоточения и лишь через какое-то время стали увлекать и захватывать так, что этому делу хотелось уделять все больше своих сил. Музыкант играет на пианино не для того, чтобы собирать концертные залы, а потому что ему нравится сама процедура создания новой музыки своими руками.

Особенности 

Поскольку эта форма сосредоточения буквально вытекает из произвольной, они во многом имеют схожие черты. Но есть и уникальные признаки, характеризующие познавательный процесс:

  1. Увлеченность человека выполняемой деятельностью.
  2. Отсутствие волевого усилия.
  3. Удержание сознания на объекте действия. Все вокруг как будто перестает существовать, кроме единственного предмета.
  4. Практически полное отсутствие реакции на внешние раздражители. Это значит, что, взявшись за интересное дело, индивид не отвлекается на посторонние разговоры. Чтобы отвлечь его от занятия, необходимо очень постараться.

Главная черта этого вида кроется в том, что оно исходит из самых глубин личности человека, строится на особенностях характера, предпочтениях, желаниях.

Формирование 

Поскольку оно всегда берет начало в намеренном сосредоточении, можно с уверенностью сказать, что развитие его начинается с тех же самых механизмов, затрагивающих те же физиологические структуры мозга. Но в какой-то момент на первый план выходят другие факторы. Постепенно преодолевая возникшие трудности, заставляя себя и, возможно, переступая через свои желания, индивид фактически привыкает к деятельности.

Появляется некоторый интерес, если его удержать на таком же уровне или даже усилить, он полностью захватит человека. Воля ослабевает, поскольку организму уже не нужно тратить собственные силы на поддержание работы. При этом результат не становится хуже, продуктивность не падает, а, наоборот, возрастает с каждой минутой. Два вида познавательных процессов объединяет полная осознанность своих действий и постоянный их контроль.

Единственное, что может нарушить сформированное постпроизвольное внимание  – это утомление. Уставший индивид не способен поддерживать внутренний интерес, особенно явно это заметно у школьников

Сложная образовательная программа, большое количество предметов и факультативов, недостаток сна и отдыха – все это провоцирует изнеможение, а оно ведет к отказу от использования любых психических навыков.

Условия

Такой механизм моментальной реакции формировался в процессе эволюции, он помогал слабым животным вовремя убежать от хищников, также он позволял хищным представителям фауны выслеживать добычу. Конечно, люди не боятся зверей, а чтобы добыть еду, они посещают магазины. Однако при неожиданном раздражителе мы откликаемся на него. Теперь я перечислю, что является условием возникновения непроизвольного внимания

  • движения – предмет, который находится в покое, не несет в себе никакой опасности, поэтому не выступает в роле раздражающего фактора; 
  • воздействие – сильный звуковой сигнал или тихий шорох в пустой комнате, яркий неожиданный свет наше сознание воспринимает как угрозу; 
  • неизвестность – она может привести к неприятностям, поэтому мы реагируем на это событие. 

Формирование произвольности у детей и мыслительной деятельности?

Управлять мышлением в детском возрасте очень сложно. Например, решая головоломку, ребенку приходится перебирать различные варианты. Ребенок от одного варианта переходит мысленно к другому варианту, и этот процесс происходит произвольно.

Понятие психических процессов

Определение

Психические процессы представляют собой определенные структурные элементы, которые могут быть выделены из психики в целом; динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений.

Особенность психических процессов в их кратковременности.

Виды психических процессов

Все психические процессы можно разделить на познавательные, эмоциональные и волевые.

Что входит в состав каждого раздела, мы можем увидеть на рисунке 1.

Рисунок 1. «Виды психических процессов»

Рассмотрим наиболее подробно каждый их видов.

Познавательные психические процессы:

  1. Ощущение — определенный процесс отражения отдельных свойств внешнего мира. Ощущение является простейшим психическим процессом. Способность к ощущениям имеется у всех живых организмов, обладающих нервной системой. Осознаваемые ощущения характерны только для живых существ, имеющих головной мозг. Механизм формирования ощущений будет рассмотрен в подразделе 4.3. «Информационная структура нервных процессов и психические образы».
  2. Восприятие — целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Основные свойства восприятия: целостность, предметность, константность, осмысленность, избирательность.
  3. Представление – процесс отражения явлений внешнего мира, воссоздающихся на основе прежнего опыта. Основные свойства представлений:
  • фрагментарность – в представляемом образе часто отсутствуют какие-либо его черты;
  • неустойчивость;
  • изменчивость – при обогащении человека новым опытом и знаниями происходит изменение представлений об объектах окружающего мира.

Воображение – создание новых образов на основе имеющихся представлений. Простейшая классификация воображения: продуктивное и репродуктивное.
Мышление — высший познавательный процесс, порождение нового знания, обобщенное и опосредованное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях. Основные виды мышления:

  • предметно-действенное мышление осуществляется во время действий с предметами при непосредственном восприятии предмета в реальности;
  • наглядно-образное мышление происходит при представлении предметных образов;
  • абстрактно-логическое мышление является результатом логических операций с понятиями.

К основным мыслительным операциям относятся: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизация, систематизация (или классификация).

  1. Память – форма психического отражения, основными функциями которого являются: закрепление, сохранение и воспроизведение опыта.
    К процессам памяти относятся следующие:
  • запоминание – такой процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее; запоминание всегда избирательно – в памяти сохраняется не все, что воздействует на наши органы чувств, а только то, что имеет значение для человека или вызвало его интерес и наибольшие эмоции;
  • сохранение – процесс переработки и удержания информации;
  • воспроизведение – процесс извлечения из памяти сохраненного материала;
  • забывание – процесс избавления от давно полученной, редко используемой информации.

Внимание – определенная сосредоточенность психической деятельности на объекте восприятия.

Эмоциональные психические процессы представляют собой переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, к тому, что он познает, к себе и другим людям.

Волевые психические процессы — психические процессы сознательного управления своими мыслями, чувствами, желаниями, поведением, деятельностью, общением, выраженный в умении преодолевать внешние и внутренние трудности, принимать решения и придерживаться определенного курса при совершении целенаправленных действий.

Таким образом, мы рассмотрели основные виды психическим процессов. В данном разделе главную роль будет играть ощущение как психический процесс.

Обсуждение

ТОП-21 открытка с неожиданным и смешным концом

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Методы исследования произвольности поведения детей дошкольного возраста

Прежде чем начать формировать произвольное поведение ребенка старшего дошкольника, нужно провести тщательное исследование уровня его сформированности у малыша. Для этого можно подобрать доступные для данного возраста методики.

Исследования проходят ряд этапов. Сначала нужно выделить критерии и показатели сформированности произвольного поведения.

Определить уровни его развития.

Затем можно приступать к самому исследованию. Детям предлагается выполнить ряд заданий, после выполнения которых подсчитывается балл для каждого ребенка.

Конкретное количество баллов показывает уровень сформированности произвольного поведения у каждого дошкольника. Итоги исследования покажут, на каком уровне развития или сформированности находится ребенок. И тогда уже начинаем работу по формированию произвольности на специально разработанных занятиях.

О методиках исследования произвольного поведения детей старшего дошкольного возраста можно прочитать в следующих статьях.

Причины агрессивного поведения

Причин для агрессии много – это стыд, чувство вины, страх, или гнев. Порой, эти чувства сидят так глубоко в человеке, что ему невозможно без посторонней помощи увидеть их у себя. И агрессия чаще всего, направлена на того, кто вызывает в агрессивном человеке эти чувства.

Один из способов выживать

Агрессивным поведением чаще всего страдают люди, интеллектуально менее развитые. Но они, как правило, придерживаются активной жизненной позиции и имеют большие возможности. При помощи агрессии люди отстаивают свои принципы и интересы, пытаются выжить в жестоком мире, если не видят других, более гуманных и цивилизованных средств.

Внутренние переживания

Если человек впадает в состояние агрессии, то проблема кроется в его душе. Переживания накапливаются внутри человека, и ему все труднее владеть собой. В такие моменты что угодно может стать поводом для агрессии. Наоборот, чем человек уравновешенней и гармоничнее, тем меньше он поддается агрессивному настроению.

Неправильное воспитание

Причины раздражительности и агрессии нужно искать с младенческого возраста.

Давление, обида и унижение, перенесенные в раннем детстве, порождают агрессию. Если ребенок испытывал негатив со стороны родителей, подвергался физическому и моральному насилию, высока вероятность, что, повзрослев, он начнет мстить, выплескивая агрессию на окружающих.

Детскую психику очень легко сломить. Например, некоторые родители проводят такие «воспитательные» эксперименты: не подходят к кроватке с плачущим младенцем. Если у ребенка сильный характер – родители не выдержат и подойдут первыми; если у ребенка слабый, склонный к невротическому, характер, — он сдастся. Таким образом, еще с пеленок у малыша закрепляется в мозгу обида.

Порой родители неосознанно обижают ребенка словами: «отойди», «не лезь», «не мешай», «не трогай», «уйди в другую комнату». При этом, не объясняя ребенку, почему нельзя трогать ту или иную вещь, почему он не может помочь что-либо сделать своим родителям.

Но, даже приобщая ребенка к совместной работе по дому, некоторые родители ругают своего малыша, если у него что-то не получается. Вместо того, чтобы помочь и поддержать, родители срываются: «У тебя не получается! Что ты наделал! Уйди!».

С детского возраста накапливается обида, которая потом выливается в агрессию. Человека настолько переполняет обида, что даже посторонний взгляд способен вызвать в нем гнев. В этот момент агрессором движет желание отомстить.

Общественная травля

Нередко психическую травму ребенку наносит и общество: публичное унижение, оскорбления, травля ожесточают людей.

Игра как средство формирования произвольного поведения детей старшего дошкольного возраста

Лучшей деятельностью для ребенка является игра, еще лучше, если это игра с правилами. Через конкретные правила дети учатся контролировать свои желания, регулировать поведение.

Сознательно действуя по правилам, дети учатся ограничивать себя в чрезмерной активности, идет развитие осознанности ситуативность поведения.

Каждая игра, даже самая простая, имеет определенные правила, управляющие и регулирующие действия детей старшего дошкольного возраста.  В игре дети находятся в интересной совместной деятельности, им естественно подчиняться игровым правилам. Эти правила дают развитие своеобразным регулятором действий ребенка. Как это происходит? Сначала дети следят друг за другом, контролируют, как другие соблюдают правила игры, а затем стараются следить и за своим поведением. Сначала за поведением в игре. Постепенно это переходит на жизненные поступки.

Ручка с ответами

3. Теории воли

Психологические
исследования воли в настоящее время
оказались разделенными между
разными научными направлениями
:

в
бихевиористски ориентированной

науке изучаются соответствующие формы
поведения,

в
психологии мотивации

в центре внимания находятся внутриличностные
конфликты и способы их преодоления,

в
психологии личности
основное внимание сосредоточено на
выделении и изучении соответствующих
волевых характеристик личности. Поскольку
развитие регуляторных процессов проходит
большой путь на протяжении школьного
возраста, ближайшие взрослые на разных
этапах должны
по-разному контролировать поведение
ученика, переходя от достаточно жесткого
контроля к контролю смягченному и
эпизодическому, побуждающему ребенка
к самоконтролю

Поскольку
развитие регуляторных процессов проходит
большой путь на протяжении школьного
возраста, ближайшие взрослые на разных
этапах должны
по-разному контролировать поведение

ученика, переходя от достаточно жесткого
контроля к контролю смягченному и
эпизодическому, побуждающему ребенка
к самоконтролю.

Без
самоконтроля, умения управлять собой
невозможно развитие воли
.
Продолжая тотальный контроль
за поведением
и учебной работой подростка и старшего
школьника, родители
обрекают его или на трудное, конфликтное
становление воли и характера, или на
безвольную исполнительность
.

Родители
и учителя, передавая функции контроля
самому ребенку, делают это на основе
доверия
к нему
.
Благодаря этому они создают благоприятные
условия для развития его волевой
саморегуляции
.
Важным моментом является и эмоциональная
поддержка волевых усилий

ученика при решении им трудных учебных
задач, стремление к тому, чтобы он получал
удовлетворение от
сделанного .

Подарок маме – советы по выбору и оформлению лучших подарков на праздники (110 фото)

Что относится к ВПФ

В научном мире общепринято относят к высшим психическим функциям:

  • восприятие;
  • память;
  • мышление;
  • речь.

Остальные виды психических функций (такие как внимание, воля, социальные эмоции, внутренние мотивация и чувства) остаются под вопросом в силу своей неоднозначности. 

Восприятие

Окружающая действительность, воздействуя на органы чувств человека, отпечатывается в его сознании. Эта особенность человеческого мозга называется восприятием. Не секрет, что каждый человек по своему воспринимает окружающий мир и на основе своих впечатлений рисует собственную картину бытия.

Восприятие может быть непреднамеренным, когда внешний фактор является раздражающим и невольно вызывает к себе интерес. 

Преднамеренное же восприятие обусловлено поставленной индивидом перед собой задачей изучить какой-то предмет или явление, получить о нем определенные знания.

Память

Память выполняет поочередно три функции: запоминание, хранение и извлечение информации.

Запоминание является следствием восприятия, и точно так же может быть непроизвольным и произвольным. Восприятие оставляет отпечатки в коре головного мозга и формирует представление о том или ином событии, явлении, предмете.

Полученные сведения попадают на хранение в определенную ячейку памяти, которая может быть как кратковременной, так и долговременной.

В подходящий момент, когда это необходимо, данные извлекаются из своих ячеек, происходит процесс узнавания либо воспроизведения.

В процессе запоминания формируются устойчивые связи между образами предметов или явлений. Помимо этого память устанавливает связь между прошлым, настоящим и подготовительным состояниями психики, обеспечивая непрерывность и взаимосвязанность жизненного опыта. Этот процесс способствует осознанию человеком своей индивидуальности и формированию личности.

Мышление

Мышление в качестве высшей психической функции является познавательным процессом, происходящим на основе сбора, анализа, сопоставления фактов окружающего мира. Это своего рода обобщенное и опосредованное отражение действительности человеческим мозгом.

Мышление помогает индивиду постичь внешнюю и внутреннюю сущность и содержание предметов, явлений, событий.

Речь

Речь является уникальной психической функцией, свойственной только человеку, главным орудием в социализации личности, незаменимым средством общения.

Именно речь, в том числе письменная, обеспечивает поступление и хранение в памяти основного количества информации. С помощью речи можно передать мысли, чувства, абстрактные понятия, сохранить исторические факты и события.

Благодаря речи человек способен усваивать опыт других людей и обогащать им свое сознание. В определенных ситуациях передача знаний через речь гораздо эффективнее неречевых процессов познания (наблюдения, восприятия, воображения, мышления).  

Что из себя представляют эти два процесса

В психологии разные мнения насчет данные познавательные процессы. Например, некоторые эксперты считают, что внимания как отдельного элемента нет, а есть только один из моментов психических событий

Однако на основании исследований ученые говорят, что оно существует как отдельная единица психологии, и мозг воспринимает внимание именно так

Память же, напротив, не вызывает у них никаких разногласий. Это важный элемент работы, который связан с другими психическими процессами. Именно память обеспечивает связь прошлого с настоящим, а мозг расценивает ее как важную познавательную функцию. Память представляет собой накопление, закрепление и сохранение опыта человека. Поэтому она залог нормального психического функционирования организма. Мышление отказывается быть ясным, когда память подводит.

О внимании подробно

В психологии рассматривают внимание как некую концентрацию на объекте восприятия и описывают как действие, которое отражает динамические особенности познания. Связь его с другими психическими процессами до конца не установлена, но эксперты в психологии не сомневаются – она есть

Ведь от сосредоточенности и умения переключаться с одного объекта на другой или с одного действия на другое зависит многое, например, общение. Мозг отправляет сигналы и при помощи движения нейронов удается этого добиться.

К основным функциям внимания относят умение фильтровать лишнее, концентрируясь на главном и важном. А это значит, что человек сохраняет способность в любой ситуации выбирать для себя что-то важное и фиксироваться на нем

Мозг сам подскажет, на что лучше обратить внимание

Внимание обеспечивает надежную связь между мышлением и соотнесенностью образов, пока длится какой-то акт или действие до полного достижения цели. В психологии внимание измеряется по тому количеству объектов, которое человек видит перед собой одновременно

При этом мозг «видит» объединенные объекты в количестве большем, чем раздельные, и внимание распределяется между другими, но не менее важными объектами или действиями

В психологии внимание измеряется по тому количеству объектов, которое человек видит перед собой одновременно. При этом мозг «видит» объединенные объекты в количестве большем, чем раздельные, и внимание распределяется между другими, но не менее важными объектами или действиями

Классифицируют следующие виды внимания:

  • непроизвольное;
  • произвольное;
  • послепроизвольное.

В первом случае речь идет о том действии, которое возникает само, когда мышление не завязано. Мозг видит что-то необычное, эмоционально сильно окрашенное и реагирует на это

Под произвольным вниманием понимают способность человека направлено фокусироваться на чем-то. Мозг и мышление настраиваются на сознательную оценку действия и концентрацию на нем

Такой вид внимания тесно связан с другими психическими процессами, например, с волей. В психологии это объясняется так: человек в момент сосредоточения на объекте прилагает волевое усилие, поддерживающее концентрацию на весь процесс.

Под послепроизвольным вниманием в психологии понимают начало конкретной деятельности и возникающий в связи с этим интерес. Такое отношение легко прослеживается, а мозг создает необходимые условия для сохранения целенаправленности

Стоит учитывать, что циркуляция внимания происходит циклично, и через каждые 10 секунд мозг отключается

Это необходимо помнить, чтобы не утерять часть важной информации

Подробнее о памяти

Память представляет собой некое отражение событий, которое закреплено и надежно сохранено в сознании человека. Она делится на 2 вида:

  1. непроизвольная;
  2. произвольная.

В первом случае говорят об особенности запоминания без специального заучивания. Обычно такой вид развит в детстве, а ко взрослому возрасту угасает. Во втором — закрепление информации с помощью специальных приемов.

Произвольная память зависит от целей и видов заучивания. Например, может работать механическая память, логика, мышление. Связь процессов крайне важна для успешного запоминания информации.

Память дополнительно делят на типы. Обычно упоминают о кратковременной и долговременной памяти. Кроме того, часто говорят об оперативной и промежуточной памяти, когда наблюдается связь между другими процессами и запоминанием как из долговременной памяти, так и кратковременной.

Понятие и особенности произвольной регуляции

Исследователи признают, что ребёнок в дошкольном возрасте владеет произвольными формами поведения в случае, когда у него есть умение регулировать собственные действия в зависимости от правил, образцов и норм, которые выработаны обществом.

Замечание 1

Произвольное поведение — это произвольная регуляция деятельности, которая представляет собой способность ребёнка целенаправленно и осознанно осуществлять планирование, управление и оценку своих действий.

Еще Д. Б. Эльконином было выделено несколько параметров, которые можно отнести к компонентам произвольности:

  • Осознанное подчинение правилам;
  • Умение ориентироваться на систему требований, которая задана в обществе;
  • Навык внимательного слушания говорящего и воспроизведения заданий, которые предложены в устной форме;
  • Самостоятельное выполнение задания на основе представленного зрительного образца.

Произвольность представляет собой не только характеристику познавательных процессов, но и является важнейшим этапом становления волевого поведения, среди которых необходимо выделить:

  • Появление первых движений младенца, сконцентрированных на предмете;
  • Становление регуляционной функции речи;
  • Речь переходит из интер — в интрапсихологическую функцию;
  • Выделяются и осознаются правила в качестве средств овладения своим поведением;
  • Происходит осознание поведения.

Волевое действие представлено произвольным действием. Но ещё Сеченов показал рефлекторную природу всех произвольных действий, а более точное и правильное понимание физиологических механизмов волевых действий смогло дать учение Павлова.

Замечание 2

Произвольное движение осуществляется через формирование сложных систем. Появление способности к волевым действиям берет начало в раннем детстве, когда ребёнок овладевает произвольными движениями, манипулируя игрушками и доступными предметами.

Произвольное поведение начинает проявляться в тех случаях, когда дети выполняют простые действия, имеющие отношение к преодолению трудностей, а также те, которые могут быть продиктованы необходимостью (ребенок в первый раз делает не то, что хочет, а то, что надо). Большую роль в этом плане играют систематические указания и требования взрослого человека.

Взрослый умело может поставить ребёнка перед необходимостью преодолеть посильные препятствия и трудности, проявляя при этом волевые усилия. Дети получают возможность контролировать собственную позу (например, спокойное сидение на занятиях таким образом, как этого требует воспитатель).

Управление собственным телом для дошкольника — непростая задача. Сначала это действие может потребовать внешнего контроля над собой, поэтому ребёнок может остаться относительно неподвижным только тогда, когда смотрит на положение своих частей тела, отслеживая, чтобы они не вышли из подчинения. Лишь со временем ребенок переходит к контролю положения своего тела на основе мышечных ощущений.

Регуляция мыслительной деятельности проявляется у детей среднего и старшего дошкольного возраста. В этот период они уже могут пытаться решать головоломки, пробуя различные варианты соединения частей в целое и последовательно переходя от одного варианта к другому.

Приемы и методы самовоспитания воли

Самовоспитание особенно важно в подростковом и юношеском возрасте. Ведь подросткам очень важно проявить свою независимость и самостоятельность

Однако не всегда они знают правильные методы воспитания воли. Некоторые истязают себя, считая, что это поможет им стать более волевыми.

Для воспитания воли следует соблюдать следующие правила:

Проявлять силу воли в экстремальных ситуациях и в обычной жизни.

Устанавливать исключительно достижимые цели. Не стоит пытаться выполнить задачи, которые являются заведомо невыполнимыми.

Непременно добиваться заданной цели, не откладывая выполнение задач на потом.

Не стоит сразу же пытаться выполнить очень сложные задачи. Стоит начинать с простых заданий, постепенно увеличивая их сложность. Если что-то прошло неудачно, следует проявить настойчивость и упорство.

Не стоит сразу же бросать начатое дело, если что-то не получается. Следует проявить терпение, проанализировать ситуацию и исправить свои ошибки, выбрав наиболее подходящие методы достижения цели.

При попадании в экстремальную ситуацию не стоит терять самообладание. Следует мобилизировать все силы и найти выход из нее

Важно выполнить решение, невзирая на трудности.

Перед началом активных действий следует тщательно все продумать, учесть возможность возникновения трудностей и варианты их решения. Также следует продумать возможные последствия проделанных действий.

Обычная шпаргалка

Другие виды и свойства внимания

Кроме этих вышеописанных, относящихся к основным, существует еще несколько:

Природное внимание – дается человеку с рождения

Оно выражается в избирательном реагировании индивидуума на стимулы с элементами новизны
И неважно внутренние они или внешние. Основной процесс, обеспечивающий данные типы внимания, частности их деятельность – это ориентировочный рефлекс;
Социально обусловленное внимание является результатом обучения и воспитания человека

Имеет тесную связь с регуляцией поведения при помощи воли и сознательно-избирательным реагированием на объект внимания;
Непосредственное внимание – управляется только тем объектом, на которое оно направлено и если объект внимания полностью соответствуют потребностям и интересам человека в данный момент;
Опосредствованное внимание. Ее регуляция происходит при помощи специальных средств, в число которых входят жесты, слова, указующие знаки или предметы;
Чувственное внимание – является частью с эмоциональности человека и избирательной деятельностью его органов, отвечающих за чувства;
Интеллектуальное внимание контактирует направленностью и сосредоточенностью человеческой мысли.

Свойства и проявления внимательности не подвержены классификации. А наблюдать их можно в ходе интеллектуальной деятельности. Так, это способность к сосредоточенности, переключения с одного вида деятельности на другую работу. Учитывается и такая характеристика, как интенсивность

Она зависит от психологической значимости и важности для индивидуума интеллектуальной или иной деятельности

Концентрированность – способность сосредоточения на конкретном объекте в течение длительного периода времени, является одним из основных признаков внимательности.

Произвольное

Сущность произвольного внимания заключается в полном всестороннем контроле той или иной ситуации либо конкретного объекта. Деятельность головного мозга в таком случае целенаправленна и часто поддерживается второй сигнальной системой.

Примечание

Именно благодаря такому свойству, у ребенка закладываются навыки поведения из устных указаний родителей.

Такой вид внимания исторически связан с ролью труда в появлении вида «человек разумный». С современной точки зрения, его главная функция — регулировать процессы, происходящие в психике человека.

Постановка задачи

Произвольное внимание характеризуется целенаправленностью и осознанностью. Осуществление задуманных планов начинается с определения задач и способов их решения

При этом с помощью анализа определяются оптимальные пути и варианты достижения цели.

Постановка задачи является обязательным условием произвольного внимания. В дальнейшем, характеристика процесса подразумевает конкретную направленность действий, которая, по собственной оценке, обязательно приведет к решению задачи. Такой механизм управляемый, но эмоционально и физически строгий. Поэтому часто требует много сил и ведет к утомлению.

Ставя перед собой задачу, человек начинает действовать организованно, координирует свои умственные и физические усилия

Поэтому организованность считается второй отличительной чертой действий, которыми руководит произвольное внимание

Достижение поставленной цели требует достаточного времени. Поэтому такой вид внимания не может исчезнуть внезапно, как непроизвольный.

Направленность

Признаки, характеризующие произвольное внимание, могут привести к позитивным и негативным последствиям. Так, направленная концентрация внимания в определенном направлении ведет к уверенному достижению цели, изысканию наиболее выгодных и оперативных способов решения поставленных задач

В то же время такая форма психической деятельности требует большого волевого усилия, истощающего психический потенциал. Длительное напряженное внимание ведет к переутомлению и, в конечном итоге, недовольству выполненной работой.

По направленности умственного напряжения разделяют:

собственно осознанное внимание для получения намеченного результата;
волевое напряжение для изоляции сознания от отвлекающих факторов и концентрации внимания на основной цели;
внимание, проявляющееся в ожидании.

Направленность внимания — селективный характер познания, выделяющий из существующих факторов предпочтительные для достижения поставленной цели.

Направленность произвольного внимания может иметь непосредственный характер или выражаться в опосредованном воздействии на объект

В первом случае это внимание, направленное непосредственно на поставленную цель. Во втором — желаемый результат достигается путем опосредованного воздействия на различного рода дополнительные средства

К ним можно отнести слово, мимику, знаки (например, стрелки).

Большое значение в направленности сознания имеют эмоциональные составляющие. Под ними подразумеваются мотивирующие стимулы и желание сохранить событие в памяти.

Механизм действия

Классификация формирования сознания предполагает различные механизмы его развития. Для управляемой формы установлено, что ведущая роль отводится второй сигнальной системе, выражаемой словами или речью. Описание механизма развития произвольного внимания у детей приводят в своих работах Л.С.Выготский и А.Н.Леонтьев. По их мнению, способы организации внимания ребенка побуждает определить взрослый человек. Делает это он с использованием слов, жестов, привлечением внимания ребенка к факторам окружающей среды.

Конформное поведение

Теперь поговорим о чересчур дисциплинированном поведении. Специалисты называют его конформным. Как правило, взрослые гордятся подобным поведением своих детей, однако оно так же, как и все вышеперечисленное, является отклонением от нормы. Беспрекословное послушание, слепое следование правилам вопреки своему мнению в некоторых случаях может привести даже к более серьезным расстройствам психики ребенка.

Причиной чрезмерного подчинения может быть авторитарный стиль воспитания у родителей, гиперопека и контроль. Дети в таких семьях не имеют возможности развиваться в творческом плане, так как все их действия ограничиваются родительскими установками. Они очень зависимы от чужого мнения, склонны к быстрой смене точки зрения под чужим влиянием. И как вы уже поняли, очень большую роль в определении поведения играет именно психология человека. По поведению можно определить, имеются ли у ребенка проблемы с психикой, как у него обстоят дела в общении с родными, близкими и друзьяи, насколько он уравновешен и спокоен.

Виды и характеристики произвольного внимания

Внимание может представляться следующими видами:

Природное – связанное с человеком с момента рождения, так называемые ориентировочные рефлексы, отражающие внешние и внутренние стимулы.
Социально обусловленное – развивается с течением воспитания, обучения, получением жизненного опыта

Это внимание, связанное с избирательным реагированием на объекты и явления.
Непосредственное – складывается на базе интересов, основных потребностей индивида.
Опосредствованное – наступает, благодаря специальным средствам: жестам, словам, указателям и т. п.

Обратите внимание! Если некое явление или объект не вызывает интереса, на нем тяжело сфокусироваться. С другой стороны, бывают моменты, когда внимание приковывается вопреки воли человека

Чем интереснее дело, тем глубже концентрация

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector