Определение рефлексии в психологии: что это такое

Для саморефлексии есть два важных компонента:

1. Подумайте о себе.

Кто вы и что вы хотите для своей жизни. Это часть самосознания, о которой мы говорили раньше.
Многие древние философы от Аристотеля до Сократа и Пифагора говорили о преимуществах «познания себя».

Вот несколько вопросов, чтобы «задуматься», когда вы размышляете о СЕБЕ:

Каковы мои основные ценности? Каковы убеждения, руководящие принципы или идеи, которые очень важны для меня? Каковы мои приоритеты?
Каковы мои уникальные способности, навыки, сильные стороны или таланты?
Каковы недостатки или слепые пятна, на которые я должен обратить внимание?
Кем я хочу быть?
Какую энергию я хочу приложить ко всему, что я делаю?
Какое влияние или различие я хочу сделать? Как я могу служить, вносить или добавлять ценность?
Какие мои страсти? Что я люблю? Что заставляет меня заниматься, мотивировать и возбуждать?
Есть ли какие-то убеждения, которые ограничивают меня?
Что я хочу для своей жизни? (в конце концов, если вы не знаете, чего хотите, как вы ожидаете туда добраться?)
Что в моих силах?

2. Подумать о важных областях вашей жизни

Это может включать в себя ваши отношения, дом и семью, карьеру, здоровье и благополучие, финансы, цели, духовность и рост личности, а также развлечения и отдых.

Вот несколько вопросов, которые нужно задать себе в процессе саморефлексии:

Как я чувствую себя в целом в этой области моей жизни? По шкале от 1 до 10, как бы я оценил уровень удовлетворенности и успеха?
Что работает? Что не работает?
Чего я хочу больше – или меньше?
Каковы мои достижения / победы / успехи? (Люди часто по умолчанию ошибаются или не работают – так же важно сосредоточиться на том, что происходит!)
Чего я хочу? Каковы мои надежды или цели?
За что я благодарен?
Как мне улучшить эту область в моей жизни? Какие действия я могу предпринять?

Мы учимся не на опыте

Рефлексия — это определенный этап в процессе обучения, позволяющий зафиксировать образовательную деятельность. Речь идет не о самих знаниях, которые вы приобретаете, а о том, как вы учитесь, является ли сам процесс эффективным и удобным для вас. В личной траектории развития рефлексия, основанная на анализе прошлого, направляет вас к будущему. Она относится к осознанности, это навык, которому нужно учиться.

Благодаря рефлексии мы понимаем, что наше, а что — нет, какие методы, способы, форматы в обучении нам подходят. Причем рефлексировать нужно не однократно (например, по окончании одного курса), а периодически. Это этап в любом процессе обучения, к которому нужно возвращаться постоянно, так как меняемся мы, наши цели, мотивы, преподаватели, траектории развития, форматы.

Рефлексия может быть  — что происходит «здесь и сейчас». В определенный момент времени мы делаем краткий анализ: какую информацию я получаю сейчас, для чего она мне необходима, комфортно ли мне ее воспринимать, запоминаю ли я сразу, что мне нужно для повышения эффективности и качества обучения.

рефлексия — это обращение к прошлому. В процессе обучения это не обязательно делать ежедневно. Мы делаем ретроспективу по логически завершенным блокам обучения, которые могут быть определены нами самими или же обусловлены самой формой обучения, например учебный семестр.

рефлексия направлена на будущее — как мы будем обучаться, каких целей хотим добиться. Этот этап необходим в построении индивидуальной траектории развития и обучения.

Что дает рефлексия в обучении?
  1. Повышение мотивации

  2. Анализ проблем и поиск способов их решения

  3. Оценка субъективной эффективности образовательного процесса

  4. Понимание своих познавательных особенностей

Качественная рефлексия поможет извлечь пользу даже из «неудачного» курса. Допустим, вы ошиблись в выборе образовательной программы — не подходит формат, не нравится преподаватель, атмосфера в группе. В таком случае нужно не просто поругать себя или окружающих в том, что вы пошли не по своему пути. Рефлексия здесь необходима для того, чтобы понять, какие форматы вам не подходят, как избежать этой ошибки в будущем. Можно задать себе следующие вопросы:

  • Где я потерял мотивацию?

  • Что мне помешало достичь цели?

  • Как действовать дальше?

Рефлексия — часть нашего префронтального наследия, и этот интегративный участок также отвечает за поддержание отношений и за адаптивную устойчивость, то есть за пятый и шестой компоненты базового образования.

В экономике

Экономический философ Джордж Сорос , под влиянием идей, выдвинутых его учителем Карлом Поппером (1957), активно пропагандировал актуальность рефлексивности для экономики, впервые публично заявив об этом в своей книге 1987 года «Алхимия финансов» . Он считает, что понимание рыночного поведения на основе применения этого принципа является основным фактором успеха своей финансовой карьеры.

Рефлексивность несовместима с теорией общего равновесия , которая гласит, что рынки движутся к равновесию и что неравновесные колебания — это просто случайный шум, который скоро будет исправлен. В теории равновесия цены в долгосрочном периоде равновесия отражают лежащие в основе экономические основы , на которые цены не влияют. Рефлексивность утверждает, что цены на самом деле влияют на фундаментальные факторы и что эти недавно подвергшиеся влиянию наборы фундаментальных факторов затем продолжают изменять ожидания, таким образом влияя на цены; процесс продолжается по самоусиливающейся схеме. Поскольку модель является самоусиливающейся, рынки склонны к неравновесию. Рано или поздно они достигают точки, когда настроение меняется на противоположное, и негативные ожидания становятся самоусиливающимися в нисходящем направлении, тем самым объясняя знакомую модель циклов подъемов и спадов. Примером, который приводит Сорос, является процикличность кредитования, то есть готовность банков, чтобы упростить стандарты предоставления кредитов на недвижимость, когда цены растут, затем повысить стандарты, когда цены на недвижимость падают, усиливая цикл бума и спада. Он также предполагает, что инфляция цен на недвижимость является, по сути, рефлексивным явлением: на цены на жилье влияют суммы, которые банки готовы авансировать для их покупки, и эти суммы определяются на основе оценки банками цен, которыми будет управлять недвижимость.

Сорос часто заявлял, что его понимание принципа рефлексивности — это то, что дало ему «преимущество», и что это основной фактор, способствующий его успехам в качестве трейдера. В течение нескольких десятилетий не было никаких признаков того, что этот принцип будет принят в основных экономических кругах, но после краха 2008 года, когда академические журналы, экономисты и инвесторы обсуждали его теории, интерес к нему повысился.

Экономист и бывший обозреватель Financial Times Анатоль Калецкий утверждал, что концепция рефлексивности Сороса полезна для понимания того, как западные аналитики считают, что экономика Китая «не только замедляется, но и падает с обрыва». Представление о том, что Китай является самым слабым звеном мировой экономики, доминировало на ежегодном собрании Международного валютного фонда в Перу в октябре 2015 года. На самом деле ВВП Китая в 2005 году составлял 2,3 триллиона долларов, а в 2015 году — 10,3 триллиона долларов, юань стабилизировался в октябре, бегство капитала истощились, и, по словам Калецкого, «7 октября Народный банк Китая опубликовал« лучше ожиданий ». Калецкий утверждает, что подозрительное, но мощное восприятие финансовой обратной связи постоянно «самоусиливается», но не отражает экономической реальности. Согласно концепции рефлексивности Сороса, «финансовые рынки могут создавать неточные ожидания, а затем изменять реальность в соответствии с ними. Это противоположно процессу, описанному в учебниках и встроенному в экономические модели, которые всегда предполагают, что финансовые ожидания адаптируются к реальности, а не наоборот «. Политика китайского правительства «постепенного перехода к рыночному обменному курсу» показывает, что Китай может лучше понимать «рефлексивные взаимодействия между финансами, реальной экономикой и правительством, чем« западные приверженцы капитализма свободного рынка ». Калецкий предостерег от того, чтобы делать то же самое. ошибки, подобные тем, которые были допущены в 2008 году, когда «финансовые ожидания», основанные на рефлексии, взаимодействовали с «ошибками политики, превращая скромные экономические проблемы в крупные катастрофы, сначала в США, а затем в еврозоне».

В 2009 году Сорос профинансировал открытие Института нового экономического мышления в надежде, что он будет развивать рефлексивность и дальше. Институт работает с несколькими типами гетеродоксальной экономики , особенно с посткейнсианской ветвью.

История

Принцип рефлексивности был, вероятно, впервые провозглашен социологами Уильямом I. Томасом и Дороти Суэйн Томас в их книге «Ребенок в Америке», 1928 г. «Если люди определяют ситуации как реальные, они реальны по своим последствиям». Теория была позже названа « Теорема Томаса ».

Социолог Роберт К. Мертон (1948, 1949) основывался на принципе Томаса, чтобы определить понятие самоисполняющегося пророчества : как только предсказание или пророчество сделано, акторы могут приспособиться к своему поведению и действиям так, чтобы утверждение, которое было бы false становится истинным или, наоборот, утверждение, которое было бы истинным, становится ложным — как следствие сделанного предсказания или пророчества. Пророчество оказывает определяющее влияние на исход или результат, изменяя исход по сравнению с тем, что в противном случае произошло бы.

Рефлексивность была рассмотрена как проблема науки в целом Карлом Поппером (1957), который в своей книге «Бедность историзма» подчеркнул влияние предсказания на предсказываемое событие, назвав это « эффектом Эдипа » в отношении греческого сказка, в которой последовательность событий, исполняющих пророчество Оракула, во многом зависит от самого пророчества. Поппер первоначально считал такое самозаполняющееся пророчество отличительной чертой социальных наук, но позже пришел к выводу, что в естественных науках, особенно в биологии и даже молекулярной биологии, вступает в игру нечто, эквивалентное ожиданию, и может действовать, чтобы вызвать то, что было ожидается. Этим также занялся Эрнест Нагель (1961). Рефлексивность представляет проблему для науки, потому что, если прогноз может привести к изменениям в системе, в отношении которой делается прогноз, становится трудно оценивать научные гипотезы, сравнивая прогнозы, которые они влекут за собой, с событиями, которые действительно происходят. В социальных науках проблема еще сложнее.

Рефлексивность рассматривалась как проблема «рефлексивного прогнозирования» в экономической науке Грюнбергом и Модильяни (1954) и Гербертом А. Саймоном (1954), обсуждалась как основная проблема в связи с Критикой Лукаса и была поднята. как методологическая проблема в экономической науке, возникающая из проблемы рефлексивности в литературе социологии научного знания (ССК).

Рефлексивность возникла как проблема и как решение в современных подходах к проблеме структуры и деятельности , например, в работе Энтони Гидденса в его теории структурации и Пьера Бурдье в его генетическом структурализме .

Гидденс , например, отмечал, что конститутивная рефлексивность возможна в любой социальной системе и что это представляет собой отдельную методологическую проблему для социальных наук. Гидденс подчеркнул эту тему своим понятием « рефлексивной современности » — аргументом о том, что со временем общество становится все более самосознательным, рефлексивным и, следовательно, рефлексивным.

Бурдье утверждал, что социолог по своей природе подвержен предубеждениям , и только рефлекторно осознавая эти предубеждения, социологи могут освободиться от них и стремиться к практике объективной науки. Поэтому для Бурдье рефлексивность — это часть решения, а не проблема.

Можно сказать, что «Порядок вещей» Мишеля Фуко затрагивает проблему рефлексивности. Фуко исследует историю западной мысли с эпохи Возрождения и утверждает, что каждая историческая эпоха (он выделяет 3, предлагая 4-ю) имеет эпистему или «исторический априор », который структурирует и организует знание. Фуко утверждает, что концепция человека возникла в начале 19-го века, в том, что он называет «веком человека», с философией Иммануила Канта . Он заканчивает книгу постановкой проблемы возраста человека и нашего стремления к знанию, где «человек является одновременно знающим субъектом и объектом своего собственного изучения»; таким образом, Фуко утверждает, что социальные науки, далекие от объективности, порождают истину в своих собственных взаимоисключающих дискурсах .

Какие экзамены нужно сдавать

Если собираетесь поступать по направлениям «пожарная безопасность» или «техносферная безопасность», придется сдавать следующие предметы:

  • профильная математика,
  • русский язык,
  • физика,
  • ДВИ (дополнительные испытания в вузе обычно в виде письменной математики и физических нормативов на подтягивание, бег 100 метров и 3 км).

Если претендуете на место гражданской специальности с гуманитарным уклоном, вместо физики сдается обществознание. При этом дополнительный внутренний экзамен не сдается.

Рефлексия для самопознания

Данный процесс имеет сходство с механизмом идентификации. С раннего детства ребенок может идентифицировать себя, а первые зачатки рефлексии появляются у детей дошкольного возраста. В процессе жизни рефлексия мало развивается и остается чаще всего на низком уровне. Так можно объяснить искаженное восприятие сознанием внешнего мира, в том числе и слабое самоосознание.

Можно различить три уровня рефлексии:

  • отражение и последующее самостоятельное конструирование личностных образов;
  • осознание себя как отдельной личности, отличной от остальных;
  • отношение к себе как к субъекту коммуникативной связи, при этом ведется анализ возможностей и результатов личного влияния на окружающий мир.

Замечание 3

В итоге процесса проведения рефлексии происходит глубокое понимание личностных особенностей другого человека и собственных черт и свойств личности.

Способы обучения

Для развития способности потребуются каждодневные тренировки. Любое решение нужно подвергать анализу и выделять его сильные, слабые стороны. Необходимо размышлять над тем, можно ли было поступить иначе и что для этого потребовалось бы сделать.

Важно! Нельзя предаваться излишнему самокопанию и самоуничижению. Что такое рефлексия, определения в психологии и философии могут подсказать

Для ее применения достаточно обычного рабочего дня. Нужно проанализировать события, выделить ошибки и способы их исправления

Что такое рефлексия, определения в психологии и философии могут подсказать. Для ее применения достаточно обычного рабочего дня. Нужно проанализировать события, выделить ошибки и способы их исправления.

Виды Рефлексии.

Систематизация рефлексий, приводимая ниже, одна из самых признанных и распространенных в психологии. Каждый вид характеризуется присущими лишь ему оригинальными свойствами, несхожим набором черт и достоинств:

  • рефлексия личностная. Объект познания – личность рефлексирующего человека. Объект комплексно анализирует себя, свои деяния, все признаки и проявления души, интеллекта, отношение к себе, другим членам социума, социуму в целом и к Космосу;
  • рефлексия коммуникативная. Человек пытается познать «братьев по разуму». Оценивает и анализирует их поступки, поведенческую линию, распознает реакции и эмоции. Исследует причинно-следственные связи, чтобы разобраться в подоплеке поступков окружающих – для лучшего понимания их внутреннего мира;
  • рефлексия интеллектуальная. Возникает «по вызову», когда «хозяину» приходится решать какую-либо «умную» задачу. Польза данной саморефлексии в том, что можно её «вызывать» многократно, возвращаться к начальным параметрам задания или проблемы, доискиваясь самого рационального решения;
  • рефлексия научная. Правильнее сказать, науковедческая, поскольку занимается изучением знаний, составляющих научные базы, методов и инструментов получения результатов научных работ, теорий и обоснований, гипотез, точек зрения, доказанных законов;
  • рефлексия социальная. Редкий, нечасто встречающийся вид. Похож на эмпатию: и тут, и там намерение понять чувства и деяния других людей, размышляя и ощущая за них, «влезая в их шкуру». Этот вид называют еще «внутренним предательством». Точно так же, как актер, играющий роль, человек «входит в образ» выбранного им объекта из окружающих, пытаясь уяснить, что думает о нем объект, как он его представляет, его отношение.

Есть еще пару видов рефлексий, которых одни психологи не выделяют как вид, а относят к частным случаям иных видов, другие же включают в общую классификацию:

  • рефлексия философская. Естественное «орудие труда» для размышлений о смысле жизни;
  • рефлексия психологическая. В социологической практике изучение общения и совместных действий отдельных личностей в социуме.

Откуда взялось значение слова Рефлексия?

Геродот рассказывает, что на стене храма Аполлона в Дельфах было написано: «Гноти се аутон!» — «Познай самого себя!». Античные философы «родили» понятие рефлексии. Еще не существовало как такового самого термина – его придумали намного позднее, от латинского reflexio – «обращение назад» (потому что определялось, как обращение внимания на самого себя и свое сознание, на его деяния), но Сократ, а вслед за ним и Платон оперировали определениями: самопознание, самонаблюдение, самосовершенствование. В своих «Диалогах с Сократом» Платон давал сократовскую трактовку: размышления о человеческом бытии и собственном Я в нем, и их взаимосвязи на основании наблюдений за собой – есть единственный путь к самосовершенствованию, к внутреннему духовному развитию через освобождение от хаоса навязчивых мыслей и предрассудков. Инструмент же для достижения этой свободы (также единственный) – внутренний диалог. Подразумевалась, естественно, рефлексия человека, предлагались к практике интуитивные приемы рефлексии.

Новое видео:

Как использовать рефлексию с пользой?

Любой навык эффективно развивается только при регулярном применении. Для развития рефлексии, необходимо регулярно её практиковать. Есть несколько упражнений, которые позволят делать это максимально осознанно:

1. Осознавайте актуальные чувства

. Это полезная привычка, которую следует применять при любой смене обстановки. Почувствовали, что эмоциональное состояние переменилось? Прислушайтесь к чувствам, попытайтесь понять, что ощущаете в данный момент, что вас беспокоит. Довольно часто обнаруживаются неочевидные вещи.

2. Выделите ситуации, на которые реагируете наиболее болезненно

. Понимание того, какие события вызывают сильную эмоциональную реакцию, поможет выявить проблемные области и целенаправленно поработать над ними.

3. Научитесь намеренно прекращать самокопание

. В большинстве случаев самокопание не приносит пользы, а только ухудшает настроение и снижает продуктивность. К счастью, этот процесс вполне можно контролировать намеренно. Просто скажите себе, что подумаете об этом позже, а сейчас нужно заниматься делом.

4. Не стремитесь контролировать всё

. Невозможно контролировать всё, некоторые вещи действительно лучше пустить на самотёк. Позвольте неожиданностям и сюрпризам периодически случаться, а сами сосредоточьтесь на контроле наиболее важных аспектов жизни.

5. По вечерам обдумывайте прожитый день

. Это полезная привычка, которую практикуют многие успешные люди. Просто подумайте, чем этот день был примечателен, какие полезные дела были сделаны и какие ошибки совершены.

6. Подробно обдумывайте всё, что вам интересно

. Выберите любой интересующий вас предмет и подумайте над его природой. Благодаря интересу этот процесс будет несложным и приятным, при этом вы разовьёте навыки глубокого анализа.

Характеристика индивидуальности

Рефлексия — что это?

Специалисты говорят, рефлексия – это некое обращение внимания определенного субъекта на себя, а также на собственное сознание, продукты своей активности и их переосмысление. В традиционном понимании – на содержание и функции своего сознания, в которые входят личностные структуры, мышление, механизмы восприятия, принятия решений, эмоционального реагирования, поведенческие шаблоны и многое другое.

Рефлексия в философии

Под рефлексией принято понимать философский термин, характеризующий форму мыслительной деятельности индивида, направленную на осмысление своих действий. Рефлексия в философии – это метод, благодаря которому можно раскрыть специфику душевного и духовного мира человека

Важно понимать, что данное понятие вместе с применением категориального языка способно охарактеризовать философское мышление. Если обобщить, то можно утверждать, что вся философия и есть рефлексия разума, которая является размышлением про такие категории как мысли и представления

В рамках отдельных философских теорий и концепций рефлексию рассматривают как самое существенное свойство сознания. Благодаря этому становится понятно, что исключительно способные быть осведомленными про состояние собственной психики существа можно называть сознательными. Однако подобные подходы не принимают сторонники интенциональной концепции сознания.

Рефлексия в психологии

Принято считать, что рефлексия — это в психологии одна из форм самоанализа и является обращением сознания личности к анализу своих мыслей и поступков. Одним из первых начал работать с этим термином в психологии А. Буземан. Ему принадлежит идея выделить рефлексию в отдельный раздел. По его мнению данное понятие означает перенесение переживаний с внешнего на внутренний мир человека. С. Рубенштейн утверждал, что зрелая полноценная личность может сформироваться, если человек сможет осознать границы своего «я». Такой процесс предусматривает способность к самоанализу.

Под рефлексивным актом понимают остановку всего потока мыслительных процессов и состояния. Осуществляется некий переход от автоматизма до осознанности, процесс понимания личностью собственного внутреннего мира. Результат такой деятельности – формирование у личности только ей характерного способа не только думать, размышлять, а и в целом жить.

Понятие рефлексии

Определение 1

Рефлексией называют разновидность сознания личности. Точнее говоря это процесс сознания, направленный на знание.

Философ Джон Локк дал такое понятие рефлексии — это процесс наблюдения, в котором ум осознаёт свою деятельность.

Замечание 1

К рефлексии можно отнести процессы мышления, сомнения, веры, рассуждения, познания, желаний и других внутренних чувств.

Существует два уровня рефлексии:

  • 1 характеризуется восприятием, мыслями и желаниями;
  • 2 уровень характеризуется наблюдением или созерцанием структур 1 уровня.

Таким образом рефлексия занимается изучением закономерностей, которые свойственныпсихологическим особенностям человека и включает в себя самонаблюдение.

Замечание 2

Многие авторы занимаются исследованиями понятие рефлексии. Они считают что рефлексивные функции ставят личность человека в позицию наблюдателя в отношении своей мыслительной деятельности.

Рефлексия может выполнять следующие функции:

  • благодаря ей человек сознательно планирует, регулирует и контролирует свое мышление, таким образом осуществляется взаимосвязь мышления с саморегуляцией;
  • оценивает и исследует не только истинность умозаключения, но и логическую последовательность;
  • находит решения и ответы на сложные поставленные задачи.

Что происходит, когда вы не рефлексируете?

Мы остаемся на рабочих местах, которые (буквально) убивают нас.Отношения, которые задерживают нашу энергию. Обстоятельства, которые оставляют нас напряженными, несчастными, разочарованными и усталыми.

Возможно, вы слышали высказывание:

Но это то, что так многие из нас делают — продолжают жизнь, делая то же самое, и задаваясь вопросом, почему нет другого результата.

Когда проект или что-то не работает хорошо, что вы делаете? Вы уделите немного времени, чтобы отступить и посмотреть, что пошло не так, и что вы можете сделать по-другому в следующий раз. То же самое должно быть справедливо с жизнью, но мы не часто уделим время размышлениям. 

За многие годы я слышал много причин. Может быть, вы чувствуете, что у вас нет времени. Или, может быть, у вас нет энергии. Вы устали и чувствуете, что это еще одна пустая трата времени. Возможно, вы не понимаете значимости и того, как это может положительно изменить вашу жизнь. Или, может быть, вам просто кажется, что это слишком сложно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector