Гласные после шипящих
Содержание:
- Автоматизация шипящих Ж и Ш в связной речи (пословицы, стихи, скороговорки)
- История
- Диагностика
- Что это за звуки и как их произносить
- Другие типы согласных
- И/Ы, А/Я, У/Ю, О/Е (Ё) после шипящих и Ц
- Ход занятия.
- Шипящие в речи ребенка
- Обучение буквам
- Сонорные, шумные, шипящие и свистящие согласные
- 1.12.2. Гласные Е, Ё, О после шипящих Ж, Ш, Ч, Щ
Автоматизация шипящих Ж и Ш в связной речи (пословицы, стихи, скороговорки)
После того, как поставленный звук будет автоматизирован в изолированном положении, слогах (прямых, обратных и со стечением) и словосочетаниях — его можно внедрять в связную речь.
Дополнительная информация! Следует помнить, что в бурном потоке мыслей, малыш не следит за своей речью. В результате, после длительных мучений по постановке звука, ребенок все равно «съедает» его. По этой причине стоит наблюдать и контролировать речь дошкольника не только на занятии, но и в повседневной жизни.
Пословицы, стихи и скороговорки должны быть насыщены изучаемым . В данном виде автоматизации уже можно смешивать свистящие и шипящие.
Скороговорки:
- «Шла Саша по шоссе и сосала сушки».
- «Кукушка кукушонку купила капюшон, как в капюшоне он смешон!»
Пословицы:
- «У всякой пташки свои замашки».
- «Знай кошка свое лукошко».
Стихи:
«На лугу поспела кашка. Кашку ест корова Машка Машке нравится обед — Ничего вкуснее нет.»
Домашнее логопедическое занятие с дошкольником
Звук — один из самых распространенных нарушаемых в речи дошкольников. Поставить его, выполняя необходимую артикуляционную и дыхательную гимнастику совсем несложно
После успешной постановки звука, важно следить за автоматизацией его в изолированном виде и связной речи
История
В разговорном русском ударное «е» в закрытых слогах начало твердеть по сравнению с открытым начиная с XII в. Новая фонема (звук членораздельной речи) окончательно обособилась в царствование Ивана Грозного, но на письме приживалась с большим трудом. В первую голову – из-за сопротивления православного клира, яростно противившегося любым реформам, посягавшим на монополию церковнославянского (то есть, монополии церковников на грамотность и образование), равно как заимствованию из него надстрочных знаков – закрытое ударное «е» поначалу предлагалось обозначать титлом.
В течение XVI – XVIII вв. Россия провела несколько больших войн со Швецией и её сателлитами, что сопровождалось интенсивной дипломатией. В ходе того и другого многие русские познакомились со шведской азбукой, в которую надстрочное двоеточие привилось издавна. После ряда пертурбаций в верхах, история которых отдельная тема, буква «ё» была введена в русский алфавит в конце XVIII в. по инициативе Е. Р. Воронцовой-Дашковой и благодаря стараниям Н. М. Карамзина.
Однако простой народ долгое время не очень-то жаловал «супостатскую» букву, тем более, что кровопролитные войны всей своей тяжестью ложились на плечи простолюдинов. Что же касается большей части творческой интеллигенции, то её оппозиция любым нововведениям «сверху» была, как сейчас выражаются, стабильным трендом.
Буквы «ять» такая спонтанная трансформация едва коснулась, потому что она обозначала «е» в открытом слоге. Скорее всего, тут сыграли роль и тогдашние письменные принадлежности: трудно без помарок поставить гусиным пером горизонтальное двоеточие над буквой.
Когда вошли в обиход стальные перья для письма, первыми, насколько можно судить, полностью восприняли «ё» Салтыков-Щедрин и Некрасов. От них же, похоже (возможно, также от Островского и Григоровича), идёт факультативное (необязательное) употребление полного «ё», которое, если нет сомнений в написании конкретного слова, по умолчанию заменяется на «е». Окончательно же писать «ё» массово начали только благодаря реформе письменности после октябрьской революции – большевики со «старорежимщиной» не церемонились. Букве «ы» повезло ещё меньше – её употребление было нормализовано не ранее 1940 г. В «Петре Первом» вполне советского А. Н. Толстого попадаются «панцырь», «в панцыре», и т.п.
***
ПишемПравильно.ру
Правописание этих слов надо знать:
Диагностика
Речь формируется в период с 3 до 5 лет. Если возникают проблемы, родителям необходимо отвести чадо к логопеду. Диагностика у специалиста осуществляется в игровой форме. Врач определяет, с произношением каких звуков у ребенка наблюдаются проблемы. Также проводится визуальное обследование артикуляционного аппарата. В него входит осмотр ротовой полости. Оцениваются строение челюсти, зуб, губ и неба. Во время осмотра ребенку предлагается выполнить следующие действия:
- попытки дотянуться языком до подбородка и носа;
- перемещения языка из левой части рта в правую, периодически меняя ритм движений;
- выдвигание нижней челюсти вперед, а затем – назад;
- пощелкивания языком;
- формирование трубочки из губ после их растягивания в улыбке.
Что это за звуки и как их произносить
Шипящие звуки выделяются среди остальных тем акустическим шумом, которые производят, то есть шипением. Произнести их правильно можно только с разомкнутыми и немного вытянутыми вперед губами, а зубы при этом почти сомкнуты. Таким образом получается щель, проходя через которую, воздух шипит. Так, ярким примером шипящего согласного звука является звук , который четко произносится именно таким образом, без добавления голоса. Все четыре таких звука всегда произносятся на выдохе. При этом с боков звук не проходит: его блокирует язык, прижавшийся к коренным зубам и твердому небу. То есть, для того, чтобы произнести шипящий звук правильно, нужно из языка “сделать” ковшичек
.
Можно сказать, что они имеют непростой характер – произносить их сложно не только детям, но и многим взрослым. Чтобы научиться правильно это делать, нужно следить не только за постановкой языка и губ, но и за выдыхаемым воздухом: его струя проходит примерно посередине и должна быть достаточно широкой. Проверить это можно, поднеся ко рту руку.
Если последить за своей артикуляцией, то можно заметить, что все шипящие звуки имеют в своей основе один – . Так, появляется, если добавить к нему голос, то есть дрожание голосовых связок. При поднимается средняя часть языка, а при к такому поднятию добавляется еще и смычка перед губно-зубной щелью.
Другие типы согласных
Есть еще несколько названий, которые надо помнить, чтобы легко понимать правила.
Непроизносимые
В связи с особенностями произношения в нашем с вами языке, некоторые согласные в словах “выпадают”: солнце – , лестница – , здравствуйте – .
Чтобы проверить непроизносимый звук, надо подобрать такое однокоренное слово, в котором после сомнительного согласного будет гласный или не будет сочетания нескольких согласных. Например, “здравствуйте” мы проверяем словом “здоровье”, “солнце” – “солнечный”, “солнышко”.
Удвоенные
Это когда рядом два одинаковых согласных. Самый известный пример – правило на удвоенное НН.
Слова, у которых есть удвоенные согласные в корне, как правило, заимствованные: аммоний, тонна, килограмм.
И/Ы, А/Я, У/Ю, О/Е (Ё) после шипящих и Ц
В русском языке четыре шипящих: Ж и Ш всегда твёрдые, а Ч и Щ – мягкие.
С начальной школы мы помним правила:
- ЖИ, ШИ пиши с буквой И (ширина, жир, машина, жираф);
- ЧА, ЩА пиши с буквой А (очарование, щавель, колчан, чаща);
- ЧУ, ЩУ пиши с буквой У (чудеса, щука, чума, пращур).
Во всех остальных случаях после твёрдых гласных пишутся У, А (жуть, шумный, жара, шарик), а после мягких – И, Е, Ё (щи, чистота, щебень, черёмуха).
Исключения!
Исключение, где после твёрдых Ж и Ш пишутся Я и Ю, составляют иностранные заимствования (преимущественное из французского языка) и сложносокращённые слова: брошюра, жюри, парашют, Жюстин.
В случае с Ц нужно руководствоваться следующими правилами:
- Ы после Ц пишется только в окончаниях и суффиксе ЫН: лисицын, курицын, сестрицын, улицы, молодцы, Царицыно, бледнолицый;
- Ы после Ц пишется в корнях следующих словах, которые лучше запомнить как одну фразу: «Цыган на цыпочках к цыплёнку подкрался и цыкнул: «Цып-цып, цыц!»»;
- И после Ц пишется во всех остальных случаях: станция, цирк, циркуль, скептицизм, цифра.
Исключения!
Я, Ю после Ц могут писаться только в иностранных словах: Цюрих, Цяньшань.
В остальных случаях после Ц как твёрдой непарной согласной употребляются соответственно А, У: цапля, царицу.
В корнях слов
- После шипящих в корнях слов под ударением пишется буква Ё, если можно подобрать однокоренное слово с Е: шёпот – шепчет, жёлудь – желудёвый, чёлка – чело, бечёвка – бечева.
- После шипящих пишется буква О, если однокоренное слово подобрать нельзя, а также в иностранных словах: шоколад, шов, крыжовник, шорох, капюшон, шомпол, шоры, шорник, чопорный, шорты, шоссе, жокей.
В суффиксах и окончаниях слов
- Под ударением пишется буква О, без ударения Е:
- в окончаниях имён существительных (душо՛й, пи՛щей);
- в суффиксах –ок, –онок, –онк (без ударения –еньк) у имён существительных (порошо՛к, девчо՛нка, но՛женька, ре՛ченька);
- в окончаниях имён прилагательных (большо՛го, ста՛ршего);
- в суффиксах –ов и –ев у имён прилагательных (парчо՛вый, кумачо՛вый, плю՛шевый);
- на конце и в суффиксах наречий (хорошо՛, про՛ще; исключение – ещё);
- Под ударением пишется буква Е (Ё), хотя произносится :
- в суффиксе –ёр у существительных (стажёр, дирижёр; исключение – мажор);
- в суффиксах –ёвк и –ёнк у отглагольных существительных (ночёвка, тушёнка, сгущёнка);
- в суффиксах и личных окончаниях глаголов в форме 2-ого и 3-его лица единственного числа (выкорчёвывать, влечёшь, стережёт);
- в суффиксах –ённ, –ён у страдательных причастий и отглагольных прилагательных. Если ударение не падает, то пишется Е (копчёный, сражённый, огоро՛женный);
- в предложном падеже местоимения что (в чём, на чём) и в словах причём, нипочём.
Слова-омофоны (одинаково звучащие), относящиеся к различным частям речи, пишутся по-разному: согласно правилу под ударением в суффиксах и окончаниях в существительных пишется О, в глаголах – Ё (обвинение в поджо՛ге – существительное; поджёг дом — глагол).
После Ц под ударением пишется О, без ударения – Е (овцо՛й, у՛лицей).
Пример: камыш…вый. Это отыменное прилагательное, образованное от слова камыш, пропущенная буква расположена в суффиксе. Ударение падает на суффикс, поэтому согласно правилу пишем О: камышо՛вый.
Ход занятия.
— Ребята, сегодня к нам в гости пришёл Буратино. Он принёс «Букварь» и хочет нас познакомить с новой буквой и новым звуком. А вот что это за буква и звук вы узнаете, если посмотрите на эти картинки. Что изображено на этих картинках? Правильно, щука, щенок, ящерица, щавель. Какой звук слышится во всех этих словах? Правильно, звук «Щ». Давайте произнесём этот звук все вместе. Звук «Щ» — глухой, согласный звук, всегда произносится мягко, не поётся. Кончик языка находится за верхними зубами. Произнесём этот звук ещё раз. Так шипит яичница на сковороде, такой звук издаёт щётка, когда ею чистят вещи.
— А теперь посмотрите, как пишется буква «Щ». Скажите, а почему эта буква изображена синим цветом. Правильно, потому что звук «Щ» — согласный. Чем же отличается звук от буквы. Да, звук мы слышим и произносим, а букву мы пишем и видим. На что же похожа буква «Щ».
Послушайте стихотворение.
На расчёску «Щ» похожа.
Три зубца всего?
Ну что же!
— А теперь посмотрите на доску. Я помещаю сюда ещё три буквы, они обозначают звуки «Ч», «Ш», «Ж». Эти звуки шипящие, так как при произношении мы издаём шипение.
2. А теперь возьмите, пожалуйста, счётные палочки и выложите букву «Щ». Не забудьте про «коготок» на конце.
3. А теперь повторите за мной чистоговорки.
Ща-ща-ща – мы несём леща.
Щу-щу-щу – я грибы ищу.
Ещи-ещи-ещи – складываю вещи.
Ащ-ащ-ащ – купили новый плащ.
Орщ-орщ-орщ – мама варит борщ.
Щи-щи-щи – собирали овощи.
4. А теперь попробуем произнести скороговорки.
Щетинки у чушки, чешуя у щуки.
Щиплем мы щавель на щи.
5. Физкультминутка.
Ща-ща-ща — (три хлопка)
Кто ходит без плаща. (шагаем с высоким подниманием ног)
Щи-щи-щи — (три хлопка)
Щиплем мы щавель на щи. (приседаем, имитируем сбор травы)
6. А теперь поиграем в игру. Я буду говорить слова, в которых звук «Щ» стоит в начале, в середине, в конце. Если он в начале слова, то вы хлопаете один раз, если в середине – два раза, а если в конце – три раза.
(Щенок, овощи, плащ, щука, ящик, лещ, щётка, ящерица, клещ, площадь, клещи, щит). Молодцы!
7. Буратино предложил поиграть ещё в одну игру. Она называется «Доскажи словечко».
Письмо опускают в почтовый (ящик).
На огороде выросли сочные (овощи).
У собаки сынок (щенок).
Емелины желания исполняла (щука).
Зубы чистят зубной (щёткой).
В древние времена люди жили в (пещере).
Молодцы!
8. А теперь следующее задание, очень сложное. Надо с помощью суффикса «ищ» образовать новое слово.
У большого чудища не глаза, а (глазищи, не усы, а (усищи, не нос, а (носище, не руки, а (ручищи, не ноги, а (ножищи).
9. А теперь – викторина. Разделимся на две команды. Эта команда «буква», а эта команда «звук». Команды выбирают капитанов.Задание: назвать слова, в которых имеется звук «щ». (За правильный ответ воспитатель даёт команде фишку).
10.Последнее задание: необходимо раскрасить букву «Щ».
— Буратино очень доволен тем, как вы изучили букву и звук «Щ». В следующий раз он придёт с новыми заданиями. На этом наше занятие закончено.
Шипящие в речи ребенка
К шипящим относятся — , , , . Формирование их правильного произношения происходит между третьим и пятым годом жизни малыша.
Неправильное произношение «Ш»: виды, причины
Искажение или полное отсутствие в речи ребенка шипящих называется сигматизмом. В зависимости от вида неправильной постановки, выделяется 4 вида сигматизма:
- Парасигматизм — устойчивая замена другим звуком. Губно-зубной — зубной — замена на . Призубной — замена на . Шипящий — замена на . Свистящий — замена на или . Происходит при неправильном прикусе или нарушенном фонематическом слухе. Пример: шапка — тапка.
- Сигматизм межзубный — тот самый «шепелявый» звук. Происходит из-за укороченной уздечки или узкого мягкого неба.
Занятие со специалистом
- Сигматизм боковой — звук звучит не твердо, как должен, а хлюпающе, как будто малыш набрал в рот воды. Наблюдается из-за бокового открытого прикуса или слабых языковых мышц.
- Сигматизм носовой — у дошкольника сильно напрягается задняя спинка языка, и получается произнести с носовым «отзвуком».
Прежде чем разбираться, как научить ребенка выговаривать букву ш, следует понять причины нарушения. Часто обычный визит к ортодонту, в процессе которого происходит коррекция прикуса или верхнего неба, заканчивается долгожданным «шипением» малыша. В ином случае появляется необходимость вырабатывать правильный артикуляционный уклад на логопедических занятиях.
Артикуляционная гимнастика для постановки шипящих
Прежде чем требовать от малыша выговорить шипящий звук, необходимо провести подготовительную артикуляционную гимнастику. Время ее проведения — не более 10 минут. Несмотря на быстрый темп (чтобы дошкольник не заскучал), ребенок должен выполнять каждое упражнение тщательно, т. к. от гимнастики напрямую зависит, как быстро получится научить ребенка говорить звук .
Основные задания в артикуляционной гимнастике:
- Заборчик — широкая улыбка с зубами.
- Трубочка — губы собираются в трубочку, между губами небольшой просвет.
- Чередование заборчик — трубочка.
- Бегемот — широко открыть рот и подержать некоторое время.
- Лопатка — широкий распластанный язык положить на нижнюю губу. Можно «прикусывать» языком, чтобы сделать его шире.
- Домашнее варенье — облизать кончиком языка верхнюю, а затем нижнюю губу.
- Кисточка — кончиком языка поводить по мягкому небу — от горла к зубам и обратно.
Артикуляционная гимнастика
Задания на определение позиции звука в слове
В начале занятия можно также заниматься развитием фонематического слуха — определять положение звука в слове. Для этого понадобится богатый речевой и предметный материал.
- Ребенку предлагается хлопнуть, если он услышит «песенку змеи (звук )». При этом произносятся слова, содержащие нужный звук, либо не содержащие. Не стоит произносить слова с другими шипящими или смешиваемыми свистящими звуками.
- Малышу выдается небольшая табличка с 3-мя окошечками, обозначающими начало, середину и конец слова. А также фишку (кубик/нарисованный звук). Педагог говорит условие: «Я буду называть слово, а ты положи фишку туда, где находится звук ».
Гимнастика для четкого произношения
Чтобы верно произносить шипящие звуки, в логопедии в комплексе используется артикуляционная и дыхательная гимнастика. При этом обязательно следует помнить о правильном положении органов артикуляции: губ и языка.
Дополнительная информация! Дыхательная гимнастика направлена на развитие плавного выдоха. Чтобы приучить малыша выполнять дыхательные упражнения, нужно изготовить яркий и интересный дидактический материал. Например, цветок с сидящей на нем бабочкой, которую по условию задания нужно сдуть.
Методические основы для родителей
Важно знать правильное положение языка и губ при произнесении звука, чтобы проработать упражнения дома
- Губы в положении «трубочка»;
- Язык широкий, кончик приподнят кверху;
- Боковые части языка соприкасаются с зубами верхней челюсти;
- Между небом и языком образуется небольшая щель в районе верхних резцов.
Обучение буквам
В истории рус. языка и подверглись отвердению, а [ч»\
сохранился как мягкий согласный; отвердение Ш. с. относится к 14 в.: в этот период
в памятниках появляются написания ш и ж с последующей буквой ы: живите, де-ржыть,
Шышкина (Духовная грамота Дмитрия Донского, 1389). Совр. орфография сохраняет традиционные
написания букв и и ъ (в конце
существительных жен. рода и нек-рых форм глаголов) после ш и
ж: шить, жир, мышь, рожь, несёшь, не тревожь.
Современные долгие Ш. с. и возникли из
Древне -русские сочетаний , (восходящих к сочетаниям
соответственно «stj, «skj, *sk и «zdj, *zgj. «zg) в результате утраты взрывного
элемента в этих сочетаниях в таких словах, как ищу — > >, леща —
>, дрожжи — , дождик —
\д6ж»д»ж»ик]>. Они сохраняют мягкость во многих рус.
диалектах и в старомоск. произношении, лёгшем в основу устной формы лит. языка (см.
Московское произношение); в других говорах они подверглись отвердению, а
иногда сохраняются в виде или , . В совр.
рус. лит. языке наблюдается тенденция к произношению твёрдого , ,
или сочетания
Как известно, русский алфавит включает в себя 33 буквы. Причем, нужно отличать понятие «буква» от звука. Буква — это то, что мы пишем и видим, а звук — это то, что мы слышим и произносим.
Из 21-й согласной буквы две (это «Ь» и «Ъ») звуковых эквивалентов не имеют. Другие подразделяются на несколько категорий по звукам, одна из них — это шипящие. С первого класса все изучают простое правило о них: «жи» и ши» пишется с «и», «ча» или «ща» пишется через «а», а сочетания «щу» или «чу» через «у».
Фонетика русского языка включает в себя гласные и согласные, обозначающиеся в письме теми или иными буквами.
Ключевых гласных звуков
, которые находятся под ударением, существует всего шесть:
Поскольку согласных звуковых образований в русском языке больше, они классифицируются по следующим признакам:
- способу образования;
- месту;
- по степени участия шума и голоса.
- сонорные и их мягкие пары (р, м, л) и «й» без пары;
- шумные (звонкие и глухие);
- шипящие (щ, ч, ш и ж).
При этом Ж и Ш всегда являются твердыми, а Ч и Щ — только мягкими.
Сонорные, шумные, шипящие и свистящие согласные
В русском языке также выделяют сонорные, шумные, а также шипящие и свистящие согласные звуки. Приведем определение каждого из названных вида согласных, а также перечислим какие именно согласные относятся к тому или иному виду.
Сонорные согласные
Сонорные согласные звуки — это звонкие непарные согласные.
Всего существует 9 сонорных звуков: , , , , , , , , .
Шумные согласные звуки
Шумные согласные звуки делятся на звонкие и глухие. К глухим шумным согласным относятся 16 звуков: , , , , , , , , , , , , , , , , а к шумным звонким согласным звуком относятся 11 звуков: , , , , , , , , , , .
Шипящие согласные звуки
Всего в русском языке 4 шипящих согласных звука: , , , . Все они напоминают на слух шипение, именно поэтому их и называются шипящими согласными.
Шипящие согласные
Свистящие согласные звуки
Свистящие согласные
Свистящие согласные звуки являют по своему произношению переднеязычными, щелевыми. При артикуляции твердых звуков , и зубы обнажаются, кончик языка прислоняется к нижним зубам, а спинка языка слегка выгибается, боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам. Воздух при этом проходит, создавая трением шум.
При артикуляции мягких звуков происходит тоже, однако спинка языка поднимается к твердому нёбу.
При произнесении звонких звуков и голосовые связки сомкнуты и вибрируют, а вот нёбная занавеска поднята.
1.12.2. Гласные Е, Ё, О после шипящих Ж, Ш, Ч, Щ
Пишется Е (Ё) | Пишется О |
---|---|
А) В корнях слов под ударением | |
1. Можно подобрать однокоренное слово с е, например: шёрстка – шерсть, чёрт – черти, шёпот – шепчет; жёлтый – желтеть. | 1. Нельзя подобрать однокоренное слово с е, например: крыжовник, трущоба, шорох, шоры, шорник, шоркать, чокаться, чопорный, чохом; Шолохов, Щорс, Печора, Печорин, Ижора. |
2. При изменении слова или в однокоренных словах есть беглость гласных (например: шов – шва, обжора – жрать, жом – жму, жмых). | |
3. Во многих заимствованных словах (причем как в ударных, так и в безударных слогах), например: шок, шомпол, шорты, артишок, капюшон, крюшон, шоу, шоколад, Шотландия, шоссе, шофёр, шовинист, боржом, джонка, пижон, мажор, мажордом, креп-жоржет, жонглёр, анчоус и др. | |
Б) Слова, образованные от глагола жечь | |
Глаголы и отглагольные прилагательные, причастия, например: ожёг руку, поджёг крышу, сожжённый, жжённый. | Существительные, например: ожог руки, поджог дома, изжога. |
В) В окончаниях и суффиксах | |
1. В безударном положении в окончаниях имён существительных и прилагательных, например: с пейза́жем, с да́чей, ры́жего (котёнка), хоро́шего (друга). | 1. Под ударением в окончаниях имён существительных и прилагательных, например: под лучо́м, со свечо́й, большо́го (успеха), с чужо́го (плеча). |
2. В безударном положении в суффиксах имён существительных и прилагательных, не образованных от глаголов, например: до́ченька, горо́шек, плечево́й, плю́шевый. | 2. Под ударением в суффиксах имён существительных и прилагательных, не образованных от глаголов, например: казачо́к, девчо́нка, чащо́ба, моржо́вый, грошо́вый. |
3. Без ударения на конце наречий, например: неуклю́же, бога́че. | 3. Под ударением на конце наречий, например: свежо́, общо́. |
4. Без ударения в существительных и прилагательных с беглым гласным, например: гре́шен – грешна, стра́шен – страшна. | 4. Под ударением в существительных и прилагательных с беглым гласным, например: княжо́н – княжна, смешо́н – смешна. |
5. Под ударением в суффиксе существительных -ёр, например: дирижёр, стажёр. | |
6. Под ударением в окончаниях глаголов, например: печёт, жжёт. | |
7. Под ударением в глагольном суффиксе -ёвыва-, например: разжёвывать, выкорчёвывать. | |
8. Под ударением в отглагольных существительных с сочетанием суффиксов -ёвк-а, например: корчёвка (от корчевать), ночёвка (от ночевать). | |
9. Под ударением в суффиксе страдательных причастий -ённ- (-ён-), а также в производных от них существительных, например: копчёный – копчёности, тушёный – тушёнка, сгущённый – сгущёнка. | |
10. В предложном падеже местоимения что: о чём, а также в словах нипочём, причём, ни при чём. |
Обратите внимание!
1) Слово шероховатый не воспринимается как однокоренное со словом шорох.
2) Слово трещотка, хотя и образовано от глагола, но не имеется сочетания суффиксов -ёвк-а, поэтому пишется с гласным о.
3) В наречии ещё нет суффикса, поэтому на конце пишется ё.
4) В фамилиях и географических названиях под ударением после шипящих в суффиксах может писаться как -ов, так и -ёв (зависит от традиции).
Ср.: Лихачёв, Пугачёв, Сычёвка, но: Ромашов, Балашов, Межовск.
Упражнения к теме «1.12. Правописание гласных после шипящих»
- 1.1. Звуки речи
- 1.2. Фонетическая транскрипция
- 1.3. Гласные и согласные звуки
- 1.4. Графика. Буквы. Алфавит
- 1.5. Звуки речи и буквы
- 1.6. Слог. Правила переноса слов
- 1.7. Ударение
- 1.8. Гласные звуки в ударном и безударном положении
- 1.9. Правописание гласных, обусловленное их произношением
- 1.10. Согласные звуки
- 1.11. Употребление букв Ь и Ъ
- 1.12. Правописание гласных после шипящих
- 1.13. Правописание гласных после Ц
- 1.14. Изменения согласных в речи
- 1.15. Правописание звонких/глухих и непроизносимых согласных
- 1.16. Полный фонетический разбор слова