Йотированные гласные. урок «письмо слов с йотированными гласными»

Буквы а, у после шипящих

Употребление термина «шипящие согласные» довольно распространено. Что же он обозначает? Это те звуки, которые при артикулировании сопровождаются характерным шипящим оформлением. Это ж, ш, щ, ч, ц.

Следует сказать, что изначально они имели пару по мягкости либо были всегда твердыми, однако с развитием языка утратили либо пару (например, , ) либо из исконно твердых стали мягкими ().

Этим и объясняется стоящая после них гласная. После гласной стоящий шипящий, как правило, ни на что не влияет. Так, после шипящих всегда пишется только а или у (употребление я или ю считается грубой ошибкой). Например: Жаклин, жасмин, жуткий, шуруп, шаль, щавель, щука, чаща, чайка, цапля, цунами.

Это правило не касается слов иноязычного происхождения, некоторых фамилий и топонимов: брошюра, Жюль, Цяньцзянь, парашют, жюри, Коцюбинский, Степонавичюс.

Йотированные гласные

Учимся вместе: русский язык

Выпуск № 86 от
2010-10-20   www.clearwords.ru Количество человек, получивших этот
выпуск: 1875

«Чтобы цивилизация выживала, необходимо ещё в школе воспитывать у детей привычку и способности к обучению. Школа – это не то место, куда отдают детей, чтобы они не путались под ногами у взрослых в течение дня. Это было бы слишком дорогим удовольствием. Школа также не предназначена для того, чтобы делать из детей попугаев. Школа – это место, где развивают умение учиться и где детей можно подготовить к встрече с реальной жизнью, научить их компетентно справляться с ней и подготовить к тому,
чтобы взять в свои руки завтрашний мир, в котором сегодняшние взрослые будут уже пожилыми людьми и стариками
»
— Л.Рон Хаббард.

Определение

Йотированные гласные — это гласные, которые в определённых случаях составляют 2 звука (е, ё, ю, я). Соответственно: е=йэ, ё=йо, ю=йу, я=йа.

Пример: Йотированные гласные буквы всегда обозначают только два звука.

Давайте рассмотрим случаи, когда эти гласные состоят из двух звуков.

1. В начале слова. Например, когда вы произносите слово «яма» .

Еще несколько примеров, когда гласная стоит в начале слова: Ёжик, Енот, Юла, Яблоко.

2. После гласных, например в слове «заяц» .

Еще несколько примеров: заявка, приют, Пелагея.

3. После букв ъ, ь, например в слове «вьюга»

Еще примеры, когда гласная стоит после Ь или Ъ:въезд, вьюнок, Наталья.

Задание

Составьте несколько предложений с этим словом, чтобы до конца усвоить это понятие.

В следующих уроках мы рассмотрим и другие слова, которые используются в русском.
Шаг за шагом мы с вами разберем все основные слова, и вам станет многое понятно
в этом предмете, и он перестанет быть чем-то запутанным и сложным.

Бесплатная лекция «Как превратить учёбу в удовольствие «Узнать дату проведения бесплатной лекции можно на нашем сайте
Заявку на участие вы можете отправить или позвонить по телефонам: 507-86-83 и 8(901)572-50-88

Образовательные материалы и услуги,
основанные на работах Л. Рона Хаббарда

Виды гласных (как учат в школе)

В школе эти звуки делятся на две большие группы:

  1. Ударные – на них в слове падает ударение, поэтому определить ударный звук легко уже по произношению: сАбля, подУшка, птИца – А, У, И в этих словах ударные.
  2. Безударные – все остальные гласные слова, ударение на них не падает. Например, в слове коробка первый О и последний А безударные.

Когда мы ставим ударение на гласный, мы произносим его долго. Дольше, чем все прочие звуки. Поэтому ударные слышатся очень отчетливо и не вызывают трудностей в написании. Кроме случаев, когда они находятся после шипящих и ц.

А вот с безударными все сложнее. Из-за того, что на них не падает ударение, мы их сокращаем и даже изменяем. И не можем потом понять, какую же букву надо писать. Возникает орфограмма.

Читайте отдельную статью про безударные гласные, там все подробно описано, даны советы, как легко и быстро разобраться во всех орфографических правилах.

Буквы а, у после шипящих

Употребление термина «шипящие согласные» довольно распространено. Что же он обозначает? Это те звуки, которые при артикулировании сопровождаются характерным шипящим оформлением. Это ж, ш, щ, ч, ц
.

Следует сказать, что изначально они имели пару по мягкости либо были всегда твердыми, однако с развитием языка утратили либо пару (например, , ) либо из исконно твердых стали мягкими ().

Этим и объясняется стоящая после них гласная. После гласной стоящий шипящий, как правило, ни на что не влияет. Так, после шипящих всегда пишется только а
или у
(употребление я
или ю
считается грубой ошибкой). Например: Жаклин, жасмин, жуткий, шуруп, шаль, щавель, щука, чаща, чайка, цапля, цунами.

Это правило не касается слов иноязычного происхождения, некоторых фамилий и топонимов: брошюра, Жюль, Цяньцзянь, парашют, жюри, Коцюбинский, Степонавичюс.

Этимология

От согласного звука «йот», который изображается в русском алфавите буквой «й».

Задание

Составьте несколько предложений с этим словом, чтобы до конца усвоить это понятие.

В следующих уроках мы рассмотрим и другие слова, которые используются в русском.
Шаг за шагом мы с вами разберем все основные слова, и вам станет многое понятно
в этом предмете, и он перестанет быть чем-то запутанным и сложным.

Бесплатная лекция «Как превратить учёбу в удовольствие «Узнать дату проведения бесплатной лекции можно на нашем сайте
Заявку на участие вы можете отправить или позвонить по телефонам: 507-86-83 и 8(901)572-50-88

Образовательные материалы и услуги,
основанные на работах Л. Рона Хаббарда

О и е в безударном положении

Что касается правописания о или е в безударном положении, то необходимо запомнить, что в слабой позиции следует писать ту букву, которая слышится в сильной. Это касается как корней: жестянка – жесть; шерстянка – шерсть; желтеть – желтый; так и суффиксов: ключевой, плащевой, бичевой; и окончаний: мужем, сторожем, рыжему.

Следует запомнить иноязычные слова, в которых в безударной позиции пишется о: мажордом, шоссе, шокировать, лечо, Шопен, пончо, банджо и другие. Их написание следует сверять с орфографическим словарем.

Если у слова есть приставка меж-, а корень начинается с гласной в слабой позиции, то следует писать о: межотраслевой, межорбитальный. Также это правило распространяется для сложносокращенных слов: кожобувной.

Найти значения слов

С помощью сайта вы быстро узнаете смысловое содержание словарных единиц, толкование профессиональной лексики, терминов, родных фразеологизмов. Подберёте онлайн сходные по смыслу обороты или замените на синонимы. Наш словарь-толкователь объединяет в общую статью формулировки из известных справочников и энциклопедий. Посмотрим значение «Йотированные гласные»
— что это, как определяет «Словарь лингвистических терминов»
.

«Словарь значения слов»

Структура справочника исключает алфавитный рубрикатор. Просто впишите нужное словечко в поисковую строку и найдите значение выражения. При вводе сработает функция автодополнения. Перемещайтесь по списку стрелочками ↓ или клавишей Tab.

Лексический словарик выдаст трактовки из нескольких источников, а так же родственные семантические единицы, близкие по написанию паронимы. Статьи помогут определить суть термина, установить стилистическую оценку, интерпретируют различные случаи употребления с примерами, альтернативное толкование, если оно есть, а так же историю происхождения. Выберете подходящий вариант интерпретации.

Обратите внимание, что корректное истолковывание содержания, что обозначает слово, зачастую зависит от контекста предложения. Например, «Препод завалил на зачёте пол курса», — это многозначная двусмысленная фраза

Из семантических связей в тексте становится ясно, что речь о требовательном преподавателе. Еще вариант: «Флагманский смартфон Samsung стал лидером продаж в России». Речь ведется не о морском судне или командующем штабе, а о гаджете из ТОПовой линейки, который заинтересовал покупателей лучшей камерой, с n-ым разрешением мегапикселей, продвинутыми опциями и прочими наворотами.

Русский толковый словарь значений how-to-all

  • Пригодится при написании реферата, курсовой и дипломной работы, при разгадывании кроссворда;
  • найдет и объяснит значение выражения;
  • расширит ваш лексикон;
  • поможет понять, что обозначает словцо;
  • истолкует профессиональную терминологию;
  • объяснит смысл фразеологизма и подберет схожие по семантике единицы;
  • выявит исторический подтекст устойчивых словосочетаний;
  • подскажет в каком контексте их следует употреблять;
  • пояснит фразы, употребленные в переносном значении;
  • будет полезен для изучающих другой язык: подберет семантические единицы в английском, немецком и прочем иностранном словарике;
  • установит этимологию лексикографической единицы.

И.БУКРИНСКАЯ,
О.КАРМАКОВА

Ударное положение о, е в сочетании с шипящим

В сильной позиции для передачи звука после шипящих следует писать е
. Например: жемчуг, жесть, шепчет, шелест, щель, щебень, цель, центнер, челюсть, честь.

Гласные о/е
после шипящих подчиняются своим правилам.

Для начала разберем, когда следует писать о
.

  1. Если она является частью окончания имен существительных или прилагательных (баржой, межой, плечо, ружьецо, чужой, большой), а также суффиксом наречий: горячо, свежо.
  2. Если является суффиксом имени существительного. Перечислим варианты таких морфем: -ок- (дружок, кружок, пирожок, прыжок); -онк- (книжонка, бумажонка, деньжонка, девчонки, мальчонки, бочонки); -онок-/-чонок- (бочонок, галчонок, зайчонок, барсучонок); -оныш (как правило, это просторечные слова: ужоныш, малышоныш); -овк- (плащовка, бойцовка, мелочовка); -об- (трущоба, чащоба); -отк- (трещотка) и последний суффикс -овщин- требует при себе окончания а
    : поножовщина.
  3. Если является -ов-: грошовый, моржовый, парчовый. Сюда же относятся существительные, произошедшие от этих слов, оканчивающиеся она -овка-/-овник-: циновник, парчовка, грошовка, грушовка, речовка. также суффикс -ов- часто встречается и в фамилиях. Здесь стоит ориентироваться на документы, данные при рождении. Так, может писаться Борщов и Борщев, Хрущов и Хрущев, Кумачов или Кумачев.
  4. Если является наречием или прилагательным с суффинксом -охоньк-: малехонький (малехонько), свежохонький (свежохонько). Эти слова являются просторечными.
  5. Если является беглым в существительных и наречиях: жор (жрать); ожог (жгу); рожон (рожна); кишки (кишок — родительный падеж).
  6. Если слово является заимствованным и гласные после шипящих у него в корне: джокер, шорты, анчоус, мажор, Джойс (имена собственные также подчиняются этому правилу).

И или ы в сочетании с ц

Разберем, какие следует писать гласные после ц
. Буква ы
пишется в следующих случаях:

  1. Если она стоит в окончании существительного либо прилагательного. Например: три столицы, молодцы-удальцы, куцый мех, узколицый человек, соленые огурцы.
  2. В именах собственных и нарицательных, имеющих суффикс -ын либо -цын-: Царицыно, Голицын, лисицын хвост, куницын мех.
  3. В некоторых словах-исключениях: цыган (и все его производные), цыпленок, цыкнуть, на цыпочках.

В фамилиях и
либо ы
после ц
не регламентируется правилом, только правоустанавливающими документами, в которых и указано корректное написание. Допустим, в фамилиях Куницын, Старицын пишется ы
, а Ельцин или Вицин необходимо писать через и
.

Теперь разберем случаи, когда после ц
требуется употреблять и
. Это все те, которые не попадают под перечисленные выше правила.

  • Корни слов (кроме исключений, перечисленных в пункте 3 предыдущего правила). Например: цифра, цирк, цигейка, специфический, цилиндр, Циолковский, вакцина.
  • Суффиксы иноязычного происхождения: конституция, революция, организация, интерпретация, медицина, маршрутизация, кальцит.
  • В качестве связки между частями сложного слова и в аббревиатурах также пишется и
    : ВЦИК, специнтервью, блицинформ.

Придыхательные согласные

В этом разделе мы изучим придыхательные согласные ㅋ, ㅌ, ㅊ, и ㅍ (а так же другую согласную ㅎ). Глядя на рисунок справа, видите сходство между буквами, которые мы уже изучили (верхняя строка) и буквами в нижней строке?

Прежде чем продолжить, необходимо пояснить, что значит «придыхание». Придыхание — это произношение звуков с одновременным выдыханием большого потока воздуха.

Новые буквы, которые мы сейчас изучим являются всего лишь придыханными версиями уже известных нам букв, мы произносим их так же за одним только исключением — мы выдыхаем больше воздуха. Как вы уже заметили, эти буквы пишутся просто с добавлением еще одного штриха.

Когда под ударением следует писать е?

Перечислим случаи, когда в корне после шипящей следует писать е:

  1. В глагольных окончаниях 1 лица –ем (печем, стрижем, лжем), 2 лица -ешь/-ете (обожжешь, лжешь, печешь, обожжете, лжете, печете) и 3 лица -ет (печет, лжет, обожжет).
  2. Если глагол оканчивается на -евывать: дожевывать, размежевывать; в причастиях, образованных от подобных слов: размежеванный, дожеванный; отглагольных существительных: размежевка, затушевка.
  3. Если слово – существительное, образовавшееся от глагола: ночевать – ночевка, корчевать – корчевка, тушить – тушенка, перекочевать – перекочевка.
  4. Если у слова суффикс -ер (как правило, он означает какую-либо деятельность): ухажер, дирижер, коммивояжер, стажер, тренажер.
  5. Если слово страдательное причастие: запеченный, приглушенный, погруженный, подожженный.
  6. Если можно подобрать слово, где в корне будет четко слышаться е. Решетка – решето; щетка – щетина; шерстка – шерсть; жеванный – жевать; жесткий – жесть; печенка – печень; жердочка – жердь; желудь – (нет) желудей; челка (чело – устаревшее «лоб»); шепот – шептать; щеголь – щеголять; щечки – щека. Следует отметить, что существуют имена собственные, не поддающиеся данному правилу.
  7. В вопросительно-относительном местоимении что, употребленном в предложном падеже (о чем), также производных слов (нипочем, ни о чем, причем).

Начнём урок

ЙО. Для полной информации о букве см. ㅛ.

Male
Female

Придыхательный звук /к/. Произносится так же как ㄱ но с большим количеством воздуха. Для полной информации о букве см. ㅋ.

Практика

Ю. Для полной информации о букве см. ㅠ.

Male
Female

Придыхательный звук /т/. Для полной информации о букве см. ㅌ.

Практика

Ё. Для полной информации о букве см. ㅕ.

Male
Female

Придыхательный звук /п/. Для полной информации о букве см. ㅍ.

Практика

Я. Для полной информации о букве см. ㅑ.

Male
Female

Звук /ч/. Для полной информации о букве см. ㅊ.

Практика

Произносится как ㅔ с /й/. Для полной информации о букве см. ㅖ.

Male
Female

Звук /х/. Для полной информации о букве см. ㅎ.

Практика

Произносится как ㅐ со звуком /й/ (так же как ㅖ). Для полной информации о букве см. ㅒ.

Male
Female
Практика

Презентация к уроку


Назад
Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию

Цель:
закрепить знания о йотированных гласных стоящих в начале слова.

II. Основная часть

Однажды братья-звуки Й пошли в лес. Бродили-бродили и заблудились.

Один вышел на полянку и встретила звук А, он тоже заблудился. Взялись они за руки и пошли вместе искать дорогу домой.

Й+А…./дети произносят хором слитно звуки/.

Какой буквой мы можем обозначить эти два звука? (Я) /выставляется картинка/

По дороге к дому они собирали ягоды.

Другой братец Й вышел к речке и встретила там звук Э, который рыбачил. Он согласился проводить Й до дома. И они пошли вместе
Й+Э…/дети произносят хором слитно звуки/.

Какой буквой мы можем обозначить эти два звука? (Е) /выставляется картинка/

Домой они взяли наловленных ершей.

Третий брат в чаще леса повстречала звук О, который собирал грибы.

Вместе они пошли по тропинке, встретили ёжика и он показал им дорогу к дому.

Й+О…./дети произносят хором слитно звуки/.

Какой буквой мы можем обозначить эти два звука? (Ё) /выставляется картинка/

А еще один Й вышел к ручью, где набирал воду звук У. Он с радостью согласился вывести Й из леса.

Й+У…/дети произносят хором слитно звуки/.

Какой буквой мы обозначаем эти два звука? (Ю) /выставляется картинка/

Повстречали они юрких мышек и белку, которая крутилась как юла.

Все братья-звуки удачно добрались до дома и были очень рады встрече. Познакомили они друг друга и с новыми звуками-друзьями.

Рассказали, что видели по дороге. /Предложения записываются на доске/

Давайте повторим какие два звук могут обозначать буквы Е, Ё, Ю, Я. /Разбор на доске и в тетрадях/

А теперь вспомним, когда наши буквы обозначаются двумя звуками.

В начале слова (приведите примеры слов)

После гласной буквы (приведите примеры слов)

После Ь и Ъ знаков (приведите примеры слов)

Потренируемся.

Найдите в предложениях наших братцев слова, в которых их друзья гласные будут обозначать два звука.

Ягоды, ершей, ёжика, юрких.

В тетрадях, с раскладыванием гласных на два звука (Й – пишем зеленой ручкой, гласную рядом – красной):

1) Дети по цепочке придумывают слова, которые начинаются на Е, Ё, Ю, Я. Записывают и раскладывают буквы на звуки.

Например: яблоко, якорь, ядро, ясень, Егор, енот, ель, ёж, ёлка, ёмкость, юла, юность, Юпитер, юнга…

2) Запись в тетрадь предложений с последующим разбором наших гласных на звуки.

3) Выкладывание слов из разрезных букв.

4) Разделить слова на два столбика: 1 – где наши гласные будут обозначать один звук, 2 – обозначают два звука. Слова могут быть даны на карточках, записаны на доске или продиктованы.

Например: яма, лето, Егор, юнга, лютик, лёд, ёжик, пряжа…

иНРХПНБЮММШЕ ЦКЮЯМШЕ

жЕКХ:
ЮЙРХБХГХПНБЮРЭ ГМЮМХЪ ДЕРЕИ Н ИНРХПНБЮММШУ ЦКЮЯМШУ Х АСЙБЮУ, ХУ
НАНГМЮВЮЧЫХУ;
ЯНБЕПЬЕМЯРБНБЮРЭ СЛЕМХЕ ДЕКХРЭ ЯКНБЮ МЮ ЯКНЦХ; ПЮГБХБЮРЭ СЛЕМХЕ
ЙНМЯРПСХПНБЮРЭ
ОПЕДКНФЕМХЕ ХГ ЯКНБ.

уНД
СПНЙЮ

I.
юЙРСЮКХГЮЖХЪ НОНПМШУ ГМЮМХИ.

!
хЦПЮ
«йРН АШЯРПЕЕ ЯНАЕП╦Р?».

мЮ
ДНЯЙЕ
БШЯРЮБКЕМШ ОПЕДЛЕРМШЕ ЙЮПРХМЙХ Я НДМН-, ДБСУ- Х РП╦УЯКНФМШЛХ МЮГБЮМХЪЛХ
ОПЕДЛЕРНБ.

дЕРХ,
ЯХДЪЫХЕ МЮ ОЕПБНЛ ПЪДС, ОНДАХПЮЧР ЙЮПРХМЙХ Я
НДМНЯКНФМШЛХ МЮГБЮМХЪЛХ ОПЕДЛЕРНБ, МЮ БРНПНЛ ПЪДС – Я
ДБСЯКНФМШЛХ, МЮ РПЕРЭЕЛ –
Я РП╦УЯКНФМШЛХ.

йХР,
РНОНП, ЛНЯР, ЙЮПЮМДЮЬ, ЮБРНАСЯ, ПЮЙ,
ОХКЮ, ЯРЮЙЮМ, ЦНКСАХ, БНПНАЕИ, РХЦП, ЙНМЭ, ПЮЛЮ, ЬЮПШ, АЮПЮАЮМ, ЯНБЮ,
ЯРНК, ЙСПШ,
ОНОСЦЮИ, ЯКНМ, КЮЯРНВЙЮ, ЛЮЙ, ЙСЙКЮ, ЯЮЛНК╦Р, ВЮИМХЙ, КХМЕИЙЮ, КСЙ,
ДНЛ, КНФЙЮ,
ЯНПНЙЮ.

II.
яКНБЮПМЮЪ ПЮАНРЮ.

1.
пЕАЪРЮ
– ЛЮКЭВХЙХ Х ДЕБНВЙХ Б
ПЮММЕЛ БНГПЮЯРЕ.

&щРХЛНКНЦХЪ
ЯКНБЮ.

яКНБН
ПЕАЪРЮ ОПНХГНЬКН НР ЯКНБЮ ПЕА╦МНЙ.
б ЯРЮПХМС ПЕА╦МНЙ НГМЮВЮКН
«ЛЮКЕМЭЙХИ».

– гЮОХЬХРЕ
ЩРН ЯКНБН, ОПНЦНБЮПХБЮЪ ОН ЯКНЦЮЛ,
БШДЕКХРЕ НПТНЦПЮЛЛС, ПЮГДЕКХРЕ МЮ ЯКНЦХ, ОНЯРЮБЭРЕСДЮПЕМХЕ.

2.
уНПНЬ?
– РЮЙ, ЙЮЙ МЮДН.

дНФДЭ ОНЙЮОЮК
Х ОПНЬ╦К,

яНКМЖЕ Б
ЖЕКНЛ ЯБЕРЕ.

щРН НВЕМЭ
УНПНЬН

х АНКЭЬХЛ
Х ДЕРЪЛ.

б. лЮЪЙНБЯЙХИ

&щРХЛНКНЦХЪ
ЯКНБЮ.

оПНХЯУНФДЕМХЕ
ЯКНБЮ МЕЪЯМН. бНГЛНФМН, Б ДПЕБМНЯРХ НМН
ХЛЕКН ГМЮВЕМХЕ «ВХЯРШИ» ХКХ
«УПЮАПШИ».

III.
тНПЛХПНБЮМХЕ МНБШУ
ГМЮМХИ.

1.
яКНБН
СВХРЕКЪ.

б
ПСЯЯЙНЛ ЪГШЙЕ ЕЯРЭ ХМРЕПЕЯМШИ ЯНЦКЮЯМШИ ГБСЙ и
(ИНР). нМ КЧАХР «ХЦПЮРЭ Б ОПЪРЙХ» –
«ОПЪРЮРЭЯЪ» ГЮ ДПСЦХЕ АСЙБШ. оПНВХРЮИРЕ ЯКНБН.

– б
ЙНМЖЕ ЩРНЦН ЯКНБЮ ЕЯРЭ ГБСЙ Х ЯОЕЖХЮКЭМЮЪ АСЙБЮ ДКЪ МЕЦН – и (х
ЙПЮРЙНЕ).
ю РЕОЕПЭ ХГЛЕМХЛ ЯКНБН:

– аСЙБШ
и Б ЩРХУ ЯКНБЮУ СФЕ МЕР, МН ГБСЙ
НЯРЮКЯЪ! цДЕ ФЕ НМ ОПХРЮХКЯЪ? ю НМ ЯОПЪРЮКЯЪ ГЮ АСЙБШ ъ, ч, е, ╗,
ЙНРНПШЕ
НАНГМЮВЮЧР ЯПЮГС ДБЮ ГБСЙЮ:

2.
бШОНКМЕМХЕ
СОПЮФМЕМХЪ 30.


яЙНКЭЙН ЯКНЦНБ Б ЙЮФДНЛ ЯКНБЕ?


яЙНКЭЙН АСЙБ Б ОЕПБНЛ ЯКНЦЕ ЙЮФДНЦН ЯКНБЮ?


йЮЙХЕ ЩРН АСЙБШ?


йЮЙХЕ ГБСЙХ НМХ НАНГМЮВЮЧР?


б ЙЮЙХУ ЯКСВЮЪУ ЦКЮЯМШЕ Е, ╦, Ч, Ъ ЯНЯРНЪР ХГ
ДБСУ ГБСЙНБ?

бШБНД:
ИНРХПНБЮММШЕ ЦКЮЯМШЕ Е, ╦, Ч, Ъ ЯНЯРНЪР ХГ ДБСУ
ГБСЙНБ, ЕЯКХ ЯРНЪР:

ЭБ
МЮВЮКЕ ЯКНБЮ;

ЭОНЯКЕ
ЦКЮЯМШУ;

ЭОНЯКЕ
Э Х З ГМЮЙНБ.

гБСЙНАСЙБЕММШИ
ПЮГАНП НДМНЦН ХГ ГЮОХЯЮММШУ ЯКНБ:

чКЮ
– Ч – КЮ

Ч –
– ЯНЦКЮЯМШИ, ЛЪЦЙХИ, ГБНМЙХИ.

– ЦКЮЯМШИ, АЕГСДЮПМШИ.

К – – ЯНЦКЮЯМШИ, ГБНМЙХИ, РБ╦ПДШИ.

Ю – – ЦКЮЯМШИ, СДЮПМШИ.

– оНВЕЛС
АСЙБ ЛЕМЭЬЕ, ВЕЛ ГБСЙНБ?

тХГЙСКЭРЛХМСРЙЮ

IV.
яНЯРЮБКЕМХЕ ПЮЯЯЙЮГЮ ОН ЙЮПРХМЙЕ.

1.
бШОНКМЕМХЕ
СОПЮФМЕМХЪ 32.

2.
пЮАНРЮ МЮД ЙНМЯРПСХПНБЮМХЕЛ ОПЕДКНФЕМХИ.

бШОНКМЕМХЕ
СОПЮФМЕМХЪ 33.

V.
хРНЦ СПНЙЮ.

– йЮЙХЕ
ЦКЮЯМШЕ МЮГШБЮЧРЯЪ
ИНРХПНБЮММШЛХ? оЕПЕВХЯКХРЕ
ХУ.

– уКНОМХРЕ
Б КЮДНЬХ, ЙНЦДЮ СЯКШЬХРЕ ЯКНБН, Б ЙНРНПНЛ
ГБСЙНБ АНКЭЬЕ, ВЕЛ АСЙБ.

чАЙЮ,
ЪПЛЮПЙЮ, ЕМНР, ЛЕК, ИНД, БЕПЕРЕМН,
ЪАКНЙН, ╦КЙЮ, ЛНПЪЙ.

дНЛЮЬМЕЕ
ГЮДЮМХЕ:

СОПЮФМЕМХЕ 34.

Вузовская классификация – для участников олимпиад и будущих лингвистов

В вузе гласные классифицируются иначе: по рядам, подъему, лабиализации. Вузовскую классификацию надо знать, если вы хотите участвовать в олимпиадах по русскому, стать в будущем лингвистом/филологом или если вам надо с нуля выучить английский или другой иностранный язык.

Гласные могут относиться к переднему, среднему или заднему ряду. Это зависит от положения языка. Когда мы произносим И или Э, язык чуть выдвинут вперед – они относятся к переднему ряду. Когда произносим А или Ы – язык находится примерно в середине ротовой полости – А и Ы относятся к среднему ряду. Чтобы произнести О и У мы “задвигаем” язык к гортани, поэтому они относятся к заднему ряду.

Однако при произнесении гласных мы не только “выдвигаем” и “задвигаем” язык, мы еще поднимаем его или опускаем. Сильнее всего язык поднят, когда произносятся У, И, Ы – они относятся к верхнему подъему. Чтобы произнести О, Э нужно чуть опустить язык – они среднего подъема. А вот при произнесении А язык и челюсть вообще в самом низу – это гласный нижнего подъема.

Когда мы произносим О и У – наши губы напрягаются. Причем в случае с У – сильнее, мы даже вытягиваем их в трубочку. О и У из-за этого относятся к лабиализованным звукам – таким, в образовании которых задействованы губы. Когда произносятся А, И, Э, Ы – губы почти не задействованы, поэтому эти звуки – нелабиализованные.

Вот таблица, которую я очень хорошо помню с практикумов по фонетике на первом курсе филологического факультета:

Однако в лингвистике кроме переднего, среднего и заднего рядов выделяются еще первый и второй ряд.

Гласные первого ряда указывают на твердость предшествующего согласного, так же, как твердый знак. К ним относятся: А, У, О, Ы, Э. Когда мы видим буквосочетания с ними, мы понимаем, что читать надо без мягкости: кРЫСА, СОВОк, СЭКОНОмить.

Звуки второго ряда: Е, Ё, Ю, Я, И. Они указывают на мягкость предшествующего согласного: НЕбо, ТЁтя, НЯНЯ, НИть, НЮНИ.

Попробуйте произносить разные звуки и понаблюдайте за артикуляцией. Пригодится, когда будете работать над произношением слов в иностранных языках.

Вам нужен сборник, в котором была бы вся теория по русскому – для подготовки к ЕГЭ, ГИА или просто для систематизации знаний? Я нашел в интернете вот эти четыре пособия, на мой взгляд – идеальные варианты. Весь материал есть, много таблиц, главное выделено подчеркнутым/полужирным – воспринимается очень легко.

  1. Е. С. Симакова. Русский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ.
  2. Гераськина В. И. Сборник учебно-справочных материалов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку (г. Саранск).
  3. Чмирь О. Б. МАТЕРИАЛЫ К ЕГЭ—2019. Справочный материал по русскому языку (г. Алдан).
  4. Нестерова С. Л. Справочник для подготовки к ГИА по русскому языку (п. Советский Выборгского района Ленинградской области).

Пригодится и ученикам, и учителям. Напишите свой электронный адрес здесь, я вышлю вам все 4 пособия одним архивом сразу же. Файлы проверены, вирусов нет.

Как заработать, если знаешь русский

Если у вас все ок с орфографией и пунктуацией (или в целом ок, несмотря на небольшие недочеты) – вы можете зарабатывать в интернете на текстах.

Поначалу доходы будут маленькие – 40-60 руб. за страницу, но постепенно вы найдете свою нишу, выйдете на заработки минимум в 200-400 руб. за страницу. Это действительно так, потому что я сам этот путь прошел, от текстовых бирж, где платят копейки, до индивидуального сотрудничества с веб-мастерами.

Если вы не знаете, с чего начать – приходите на курс “Копирайтинг с нуля”, который мы создали с Василием Блиновым. Мы расскажем простыми словами, что такое в принципе копирайтинг, как правильно писать статьи в интернет, как делать оптимизацию, проводить семантический анализ текстов.

Курс включает пять практик – вы будете писать статьи на сайты vsvoemdome.ru и iklife.ru. Мы оплачиваем каждую практику. Ученики, которые полностью проходят курс, окупают половину его стоимости и имеют в портфолио 5 текстов, опубликованных на блогах-тысячниках.

Записаться на курс “Копирайтинг с нуля”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector