Преувеличение. 8 паттернов ограниченного мышления
Содержание:
- Примеры фузии, агглютинации и аналитизма из русского языка?
- Разница между воображением и фантазией
- Агглютинация
- Воображение и творчество
- Развитие воображения у взрослых
- Развитие воображения у детей
- Функции воображения
- Что это за явление
- Гипербола в литературе, примеры из художественных произведений и из бытовых бесед
- Парадокс Буриданова осла
- Что такое агглютинация?
Примеры фузии, агглютинации и аналитизма из русского языка?
На самом деле всё это очень лёгкие понятия, элементарные, просто не нужно бояться незнакомых терминов.
Для начала об аналитизме в русском языке. О том, что такое аналитизм, чем он отличается от синтетизма и агглютинации, приходилось рассказывать неоднократно, подробно, наглядно, просто. См. , , и . В последнем случае как раз рассматривается пример аналитизма в русском языке. К примеру
можно добавить
Причина аналитизма в русском языке проста и неизменна: когда падежные формы конкретных имён существительных совпадают с другими их падежными формами (явление омоформии), тогда лишь прямой порядок слов даёт представление об отношении слов в предложении. В приведённых примерах мать и день являются подлежащими, а дочь и ночь — прямыми дополнениями именно из-за их места в предложении.
Агглютинация представляет собой систему нанизывания аффиксов вокруг корня, чаще всего — именно постфиксов после корня. Каждому аффиксу свойственно как определённое грамматическое значение, так и смысловое. При этом границы между морфемными единицами очень чёткие.
и этим русский язык отличается от большинства сугубо агглютинативных языков. Примеры агглютинации будут довольно многочисленными и простыми:
- ехать — уехать, где грамматическое значение — образование формы совершенного вида, а смысловое — удаление от какого-либо объекта.
- ехать — приехать, грам. знач. — такое же, как и в предыдущем случае, а см. зн. — антонимично, поскольку обозначает приближение к объекту.
- ехать — переехать, грамм. — как и в предыдущих примерах, а см. зн. — перемещение в пространстве без указания приближения или удаления.
Точно такие же примеры можно привести с отглагольными существительными,
- ход — уход
- ход — приход (исключая значение «церковный приход»)
- ход — переход
Когда границы между морфами стираются и мы уже не можем не только чётко провести их, но и представить друг без друга, тогда речь идёт о фузии. Происходит это в силу фонетических процессов, поэтому фузию называют морфонологическим явлением.
- приду — из при+иду — фузия префикса и корня
- печь (из пек+ти), стеречь ( из стерег+ти), беречь (из берег+ти), лечь (из лег+ти) — фузия корня и постфикса.
Разница между воображением и фантазией
Воображение – это вид мышления, когда мы создаем “в своей голове” новые идеи и образы на основе имеющихся у нас знаний. При этом они формируются на основе реальных знаний, то есть теоретически их можно воплотить в жизнь. Этим воображение отличается от фантазии.
Фантазируя, взрослые и в особенности дети придумывают тоже новые, но нереальные пока образы и ситуации. Фантазия позволяет нам создать абсолютно любой сюжет, даже сказочный. Чтобы фантазировать, не надо учитывать никакие физические законы, обладать большими познаниями.
Допустим, нам надо решить задачу. Воображение подскажет нестандартное, но реальное и вполне выполнимое решение, основанное на нашем опыте и знаниях. А вот с помощью фантазии мы можем решить ее как угодно. Ограничений нет. Поэтому у детей начинать развивать мышление лучше всего с фантазий.
Воображение у взрослых развивается благодаря расширению кругозора, накоплению информации, опыта и образов. У него бывают периоды спада и подъема. Последние еще называют вдохновением. Однако ученые пришли к выводу, что вдохновение чаще всего посещает нас в процессе работы, когда мы уже приложили немало усилий и труда.
Агглютинация
Агглютинация – это в психологии важнейший инструмент оценки состояния личности и ее виденье окружающей реальности. Явление агглютинации очень распространено в человеческой натуре и в целом в мире.
Иногда наблюдается у больных шизофренией или обнаруживается у людей, страдающих расстройствами речевых функций.
Термин агглютинация описывает явление, что представляет собой сплавление в единое целое разных элементов (слов, мыслей, образов).
Агглютинация в психологии это воображение, которое создается путем комбинирования объектов, имеющихся в реальности. Это особый вид соединения или вернее слияния, в котором соединяются абсолютно несоединяемые в объективной реальности характеристики и черты.
Воображение человека – это по своей сути диалог, который личность ведет с различными частями своего “я”. Стимуляторами являются различные мотивы жизненной необходимости.
Стимуляция самого воображения совершается за счет психических действий человека, которые представляют собой формирование образов.
Агглютинация в психологии – примеры представлены в сказочных образах: кентавры (соединение черт человека с характеристиками коня), сфинксы (черты человеческого лика сливаются с характеристиками льва), русалки (присоединение к туловищу красивой женщины рыбьего хвоста), также другие разнообразные мифологические образы.
Все эти образы появились благодаря богатому человеческому воображению. Так, этот самый образ кентавра, скорее всего, сформировался в условиях при плохой видимости прыгающего на лошади человека, поэтому он мерещился, как некое фантастическое животное.
Так же образ человека с крыльями возник, по-видимому, сознательно, ведь он символизирует саму идею передвижения человека по воздуху, сформирован в таком чувственном образе.
Явление агглютинация это процесс, который имеет отношение к психологии, встречается в медицине и лингвистике.
Процесс агглютинация в лингвистике означает слияние разных слов в одно, с сокращением морфологической структуры, сохраняя первоначальный смысл. То есть агглютинация в лингвистике – это процесс, в котором разные морфологические элементы языка объединяются в целое, создавая слова.
Причины агглютинации
Чтобы понять, что такое понятие агглютинация, необходимо узнать, какие причины её возникновения. Процесс агглютинации в воображении имеет не случайный характер. Слиянию различных компонентов в единый цельный образ способствует возникновение идеи, мотива, которые иногда существуют также в подсознании.
Весь процесс базируется на опыте человека. Чем более разнообразным и широким будет опыт, тем более богатым будет воображение.
Также стоит понимать разницу между механическим прорабатыванием ранее известных элементов и созданием цельного жизнеспособного и нового образа.
Процессы, находящиеся в основании агглютинации, довольно разнообразны, их также можно распределить на группы. Первую группу составляют процессы, что связанны с недостатком критичности, или нехваткой аналитичностью восприятия. Вторая группа состоит из произвольных процессов, имеющих связь с мыслительными обобщениями, контролируемых сознательно.
Агглютинация является способом творческого воображения, посредством которого можно создавать новые образы. Здесь понятие «новый» имеет двойное значение. Новый образ, новое представление могут быть, объективными, или субъективными.
В объективном представлении эта идеи еще вовсе нет, ни в каком из миров. Это очень оригинальный образ. Также новизна может быть очевидной лишь конкретному человеку, если образ субъективный.
Выходит, что субъективно новый образ может полностью открыться только своему автору.
Агглютинация не просто метод образования художественных образов в литературных произведениях, это также возможность воплотить абсолютно новые замыслы в технике и науке. Творческое воображение изобретателя позволяет ему мысленно соединить в одно целостное разнообразные совершенно детали и позже применять это практически, двигая прогресс, совершая для этого открытия.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Воображение и творчество
Творчество – это процесс создания принципиально новых или усовершенствованных методов решения заданий и проблем. Становится очевидным, что воображение и творческий процесс очень взаимосвязаны.
Воображение здесь определяется, как преобразование представлений о действительности и произведении на этом основании новых образов. Оно работает каждый раз, когда человек думает о каком-то предмете или явлении, даже не вступая с ним в прямой контакт. Благодаря творческому воображению осуществляется преобразование этого представления.
Творческое мышление и воображение имеет собственные специфические особенности. С помощью этого процесса существует возможность создавать совершенно новые уникальные представления на основании собственных идей и мыслей субъекта, в которых выражается индивидуальность создателя. Оно может быть произвольным и непроизвольным. В большей степени творческое представление или склонность к нему обусловливается с рождения, но его можно также развивать.
Развитие творческого воображения происходит в три этапа. На первом возникает творческая идея. В сознании создателя появляется сначала нечеткий образ, первоначальный замысел, который может, создаться произвольно, без целенаправленного осмысления идеи. Второй этап предполагает вынашивание замысла. Человек размышляет о стратегиях воплощения идеи в действительность, мысленно усовершенствует ее. Третий этап завершает вынашивание идеи и воплощает ее в жизни.
Развитие творческого воображения осуществляется в процессе перехода от непроизвольного к произвольному, от воссоздающего к творческому. В период детства и юности творческое воображение имеет характерные признаки, оно особенное своей волшебностью, фантастическими суждениями о мире и отсутствием критического компонента мышления и рациональности. В период юности происходят сложные изменения в организме, соответственно в сознании также. Вырабатывается объективность, восприятие становится более критическим. Рациональность восприятия появляется еще немного позже, когда человек становится взрослым. Взрослый рассудок начинает управлять воображением, часто слишком большая критичность и практичность ослабевает процессы фантазирования, слишком переполняя их смыслом, нагружая их какой-то ненужной, на самом деле, информацией.
Существуют определенные методы развития творческого мышления. Самым практическим методом является чтение литературы и просмотр научных фильмов, расширение круга своих знаний, черпать знания из разных областей жизнедеятельности, запоминать и анализировать информацию. В таком случае появляется большое количество материалов для творческих процессов.
Представлять себе воображаемые объекты, пробивать проводить различные манипуляции с ними. Например, представить себе море, услышать звук бьющихся волн, почувствовать дуновение морской свежести, представить себе вхождение в воду, ощутить ее температуру и так далее. Или другой пример, вообразить себе грушу. Представить ее форму, размер, цвет. Задействовать тактильное восприятие, представить, ее, когда она в руке, ощутить ее поверхность, аромат. Можно мысленно откусить ее кусочек, представить вкус.
Чтобы воображение было произвольным, над ним необходимо работать, регулярно проводя тренировки. Чтобы эффект был еще больше, нужно поискать источники вдохновения, попросить помощь у знакомых, расспросить об их идеях. Попробовать групповые работы над созданием идей, иногда результаты получаются очень уникальными, и человек становится более активным, если процесс воображения происходит в кругу других творческих личностей.
Развитие воображения у взрослых
Наиболее активно воображение работает у взрослых людей, чье сознание содержит большое количество образов. Новые образы и идеи рождаются на основе уже имеющейся информации. А чтобы накопить богатый опыт надо:
- читать книги разных жанров (фантастика будет особенно полезна);
- посещать выставки, музеи;
- ходить на театральные постановки, в кино;
- путешествовать;
- общаться с разными людьми;
- осваивать новые навыки.
Способы
Чтобы воображение заработало еще активнее, воспользуйтесь следующими способами.
Развивайте наблюдательность
Обращайте внимание на все, что вас окружает: вывески магазинов, цветочные клумбы, фасады зданий, а особенно люди. Присмотритесь к прохожим или попутчикам в общественном транспорте
Какая у них может быть судьба? Придумайте о них рассказ или историю.
Займитесь творчеством. Не обязательно обладать талантом, чтобы начать творить. Рисование, сочинение стихов или прозаических произведений, лепка – и это еще далеко не все, что помогает улучшить воображение. Выбросьте из головы шаблоны и стереотипы! Выдумывайте и создавайте свои необычные творения.
Используйте свободное время, чтобы помечтать. Когда вы остаетесь наедине с собой, начинайте фантазировать. Воображение быстро разгонит скуку. Мысленно рисуйте свои мечты. Это лучше, чем смотреть телевизор или листать соцсети. Ведь вы будете творцом, а не потребителем.
Ищите новые впечатления. Их можно получить, осваивая новое занятие, посещая места, в которых вы еще ни разу не были. Для обучения рисованию, шитью, выпечке и прочим навыкам не надо далеко ехать. Все это доступно в любом городе.
Чем чаще вы будете использовать свое воображение, тем больше решений для любого вопроса придумаете. Мышление человека без воображения ограничено узкими рамками. Ему сложно придумать нестандартное решение проблемы, потому что он привык мыслить стереотипами.
Упражнения
Я хочу предложить вам несколько несложных упражнений на развитие воображения.
- Игра “Крокодил”. Думаю, вы знакомы с этой игрой. Она очень веселая и хорошо подходит для больших компаний. А еще она здорово развивает творческое воображение. Напомню правила. Один участник шепотом говорит слово второму участнику. Задача второго – объяснить это слово с помощью жестов остальным игрокам.
- Разгадывание друдлов. Друдлы – это визуальные загадки, которые не имеют однозначного значения и правильного ответа по содержанию. Верными будут все образы, которые рождаются в вашей голове. И чем их будет больше, тем лучше.
- Буриме. Еще одна коллективная и веселая игра. Первый игрок пишет на листе бумаги несколько рифмованных строчек. Затем заворачивает лист так, чтобы было видно только последнюю строчку, и передает листок следующему участнику. Участник должен продолжить стихотворение таким же образом. В конце игры лист разворачивается и полученная “поэма” зачитывается вслух.
А еще я советую посмотреть небольшое, но очень содержательное видео по теме статьи.
Развитие воображения у детей
В целом для развития воображения у детей и взрослых используются примерно одинаковые способы
Однако стоит принять во внимание особенности дошкольного возраста
В дошкольном возрасте психика малышей наиболее чувствительна:
- дети мыслят преимущественно образами;
- открыты всему новому и необычному;
- их образы живые и красочные;
- они свободны от стереотипов и шаблонов мышления, которые свойственны взрослым.
Это относится к несомненным преимуществам детской психики. Однако есть и отрицательные особенности, которые стоит учитывать.
- У детей пока нет в памяти большого объема информации, необходимого для формирования воображения. Поэтому для начала лучше начинать развивать фантазию и восприятие. Учить ребенка быть наблюдательным и замечать необычное в простых вещах.
- Малыши быстро устают, часто отвлекаются. Им тяжело долго заниматься умственной деятельностью и концентрироваться на чем-то одном. Любые развивающие занятия должны нравиться ребенку и выполняться с большим желанием. А самый лучший способ развить воображение – это, конечно же, игры и чтение книг.
Мы, взрослые, своим примером и энтузиазмом можем увлечь ребенка – вместе играть, выполнять упражнения, фантазировать и таким образом развиваться. Особенно эффективны совместные занятия во время прогулок или длительных поездок.
Способы
Самый лучший способ развивать воображение у ребенка – это заразить его собственным примером. Ребенку должно быть интересно фантазировать. Покажите ему, как это здорово придумывать что-то новое и необычное. Малыш всегда стремится быть похожим на своих родителей и поэтому во всем им подражает.
- Читайте вместе книги, написанные в жанре фантастики. Надо не просто прочитать ребенку произведение, а еще обсудить его, проанализировать. Детям до 7 лет лучше всего читать сказки и небольшие фантастические рассказы. С подростком уже можно читать более серьезные научно-фантастические романы, например, романы Жюля Верна, братьев Стругацких и т. д.
- Задавайте ребенку необычные вопросы. Например, спросите его, какой суперспособностью он бы хотел обладать и для чего.
- Предлагайте ребенку затруднительные задачи. Например, ребенок очутился на необитаемом острове. Что ему надо делать, чтобы выжить?
Упражнения
Лучше всего развивать воображение, сочетая предложенные выше способы и различные упражнения, построенные на оттачивании приемов творческого мышления.
- Оживший рисунок. Представьте, что вы обладаете особым даром. Все, что вы нарисуете, сразу оживет. Пофантазируйте вместе с ребенком, во что бы вы хотели вдохнуть жизнь.
- Превращение. Человек превращается в птицу, зверя, насекомое, растение, в неживой природный объект, в другого человека. Что он будет чувствовать, делать. Это упражнение хорошо развивает эмпатию – способность смотреть на мир глазами другого объекта.
- Антропоморфизм. Этот способ предполагает наделение одушевленных и неодушевленных предметов человеческими свойствами. Например, говорящие животные. Придумайте вместе с ребенком 10 подобных примеров. Можете вместе сочинить сказку с придуманными образами.
- Житель с другой планеты. Предложите ребенку нарисовать обитателя далекой планеты, на которой совсем не такие условия жизни, как на Земле. Например, планета полностью покрыта льдом или атмосфера состоит из горящих газов.
- Новые вещи. Предложить ребенку усовершенствовать обычные вещи, наделив их новыми качествами или соединив между собой. Это может быть все что угодно: расческа, зубная щетка, кастрюля, светильник, подушка и т. д.
- Великан и коротышка. Представьте вместе с ребенком, что вы стали величиной с 5-этажный дом. Какие недостатки и преимущества у вас появятся? Что будете делать? Лучше всего сочинить рассказ на основе этого сюжета. А потом представьте обратную ситуацию – вы с ребенком уменьшаетесь до размера мышки. Что произойдет?
Функции воображения
Иногда воображение выполняет защитную функцию
Мозг человека не может долго оставаться в бездействии, потому люди предаются мечтам.
Для работы воображения необязательно наличие новой информации или решение каких-либо задач.
Известно, что человеку очень сложно остановить воображение и прекратить мыслить по своей воле.
В течение жизни человеческое воображение исполняет множество функций, основные из которых:
- регуляционная – планирование будущего, представление путей достижения целей, регуляция и программирование деятельности и ее результата;
- познавательная – знакомство с окружающим миром через концентрацию внимания, памяти и мышления, активизируемые воображением;
- приспособительная – представление сложных явлений и образов через более простые;
- психотерапевтическая – создание психологической защиты;
- аффективная – изменение эмоционального состояния, снятие напряжения.
Используя свое воображение, человек контролирует процессы, происходящие в организме, а также подстраивается под различные ситуации. Известно, что благодаря воображению можно изменять частоту сердцебиения, показатели давления и температуры тела.
Силу воображения можно развить специально с помощью различных упражнений и психологических приемов. Занятия творческими видами деятельности тренируют воображение человека самопроизвольно.
Выполняя специальные упражнения, можно достичь полного расслабления тела или избавиться от болезненных ощущений.
Что это за явление
Агглютинация в психологии представляет собой самый важный предмет оценки личностного самочувствия и то, как определенный человек или группа людей видят реальный мир. Редко, но все же это явление можно найти у людей, страдающих шизофренией, и у людей с расстройством речи. Так что такое агглютинация на самом деле?
Рекомендуем: Как найти свой талант?
Сейчас под термином «агглютинирование» принято понимать не что иное, как воображение. В этом воображении чаще всего соединяются несколько предметов, которые окружают человека в его настоящей жизни. Этот особенный тип объединения вроде бы не объединяемых в реальности вещей все чаще встречается в настоящее время.
В литературе можно найти многочисленные яркие примеры агглютинации. Так, всем известный мифологический персонаж кентавр является неким объединением некоторых характеристик человека и коня. Другие примеры – сфинкс и русалка. Все эти образы являются результатом агглютинации. Как можно догадаться, если бы у человека не было такой богатой фантазии, вряд ли появились бы все эти герои и данное понятие тоже.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Существует точка зрения, что данное явление представляет собой определенный прием, с помощью которого происходит становление воображения у человека. Следовательно, агглютинирование связано с разнообразными комбинациями и перестановками компонентов реальных вещей в наших фантазиях.
Рекомендуем: Что такое конфабуляция?
Довольно распространённый способ использования данного явления – это применение его в творческой деятельности или научных исследованиях. Рассматриваемое явление не носит случайного характера, это всегда целенаправленный процесс. Как показывает практика, если у человека большой жизненный опыт, то и придумывать новые образы ему легче – следовательно, его фантазия будет богаче, чем у других.
Гипербола в литературе, примеры из художественных произведений и из бытовых бесед
Литературные тропы — это художественные приёмы, слово или выражение, используемые автором для усиления выразительности текста и усиления образности языка.
К тропам относятся метафора, сравнение, эпитет, гипербола, литота. В этой статье пойдёт речь о гиперболе и её антониме — литоте.
В википедии говорится, что гипербола — это слово из греческого языка и обозначает преувеличение. Первая часть слова «гипер» есть во многих словах со значением преувеличения, превышения: гипертония, гипергликемия, гипертиреоз, гиперфункция.
Гипербола в литературе — это художественное преувеличение. Кроме того, понятие гипербола есть в геометрии, и там она обозначает геометрическое место точек.
В данной статье будет идти речь о гиперболе с литературной точки зрения. Её определение, как давно она известна, кем и где употребляется. Она встречается повсюду: в литературных произведениях, в ораторских речах, в повседневных разговорах.
Гипербола в художественной литературе
Она известна с давних времён. В древнерусских былинах часто встречается преувеличение при описании героев-богатырей и их подвигов:
- Богатырский сон на 12 дён.
- На пути богатыря стоят вражьи силы несметные: серый волк их за день не обскачет, чёрный ворон за день не облетит. Богатырь махнёт рукой — и среди врагов улица, махнёт другой — переулочек.
- От свиста Соловья-разбойника леса к земле приклоняются, а люди мёртвыми падают.
Гиперболы часто бывают в сказках и народных песнях: «то моё, моё сердечко стонет, как осенний лес гудит.»
Часто использует гиперболы автор древнерусской повести „Слово о полку Игореве“ Про князя Всеволода он пишет: „Ты можешь Волгу раскропить вёслами, а Дон шеломами вычерпать“, чтобы показать, какая многочисленная у него дружина. Здесь преувеличение применяется для возвышенной поэтической характеристики князя.
С этой же целью Н. В. Гоголь употребляет гиперболы для поэтического описания реки Днепр: „дорога, без меры в ширину, без конца в длину“. „Редкая птица долетит до середины Днепра.“ „И нет реки. равной ему в мире.“
Но чаще Гоголь использует её в сатирических своих произведениях с иронией и юмором, высмеивая и преувеличивая недостатки своих героев.
Гиперболы в монологах героев гоголевского»Ревизора“:
- Осип — «как будто бы целый полк затрубил в трубы.»
- Хлестаков — «…Тридцать пять тысяч одних курьеров», «как прохожу … просто землетрясенье, всё дрожит и трясётся», «меня сам государственный совет боится».
- Городничий — «В муку бы стёр вас всех!».
Часто Гоголь употребляет художественные преувеличения на страницах своего произведения «Мёртвые души».
«Бесчисленны, как морские пески, человеческие страсти…»
Эмоциональные и громогласные гиперболы в стихах В. Маяковского:
- «В сто сорок солнц закат пылал…»
- » Светить и никаких гвоздей! Вот лозунг мой и солнца»
В стихах А. Пушкина , С. Есенина и у многих других поэтов используются художественные преувеличения при описании событий и пейзажа.
- «Не видать конца и края
- Только синь сосёт глаза.»
- С. Есенин
В разговорной речи преувеличение употребляют повседневно не задумываясь. Особенно часто мы прибегаем к нему в состоянии аффекта, раздражения, чтобы собеседник лучше понял наши чувства:
- «Я уже сто раз звонила, представила тысячи неприятностей, чуть не умерла от беспокойства,»
- «Двадцать раз тебе объясняешь, а ты всё равно делаешь не так.»
- «Снова опаздываешь, опять целую вечность прождала.»
- Иногда при объяснении в любви:
- «Я люблю тебя, как никто любить не умеет, сильнее всех в мире.»
Литота и её значение
Антоним гиперболы — литота, художественное преуменьшение. В своей разговорной речи люди постоянно пользуются и преувеличением и преуменьшением.
Парадокс Буриданова осла
Согласно учению Жана Буридана (франц. философ 14 века), действия человека продиктованы его разумом. Если разум воспринимает существующее благо в качестве совершенного, то воля направляется к этому благу. Если разум признает одно благо низшим, а другое – высшим, то разум выберет последнее. В случае, если разум оба блага понимает, как равноценное, то не выбирает ни одно из них. Для иллюстрации этого учения философ приводил осла, который стоял около двух одинаковых кучек сена и не мог выбрать ни одну из них. Поэтому Буридановым ослом нарекают человека, который колеблется между двух равноценных желаний.
А вот немецкий психолог Барри Шварц взялся за исследование феномена, когда человек удовлетворяется результатом собственного выбора, исходя из того, сколько всего было вариантов. И, правда, чем больше, тем лучше. Но разница в количестве может исчисляться максимум 6-ю вариантами. А затем большое количество на выбор становится трудным и мучительным для человека. И даже после того, когда выбор сделан, человек мучается тем, правильно ли он поступил.
Что такое агглютинация?
Агглютинация в прямом своем значении подразумевает сплавление отдельных элементов в единое целое. Обычно речь идет об элементах, которые между собой не объединяются. Это могут быть слова, образы, мысли и пр. Так, благодаря агглютинации, были придуманы такие сказочные существа, как русалки, кентавры и пр. Человеческое воображение объединило животных, рыб, птиц с человеческими телами, из-за чего получило таких сказочных персонажей.
Психология активно изучает агглютинацию, поскольку она подразумевает мыслительный процесс каждого индивида. Агглютинация присуща всем людям. Чаще всего ее наблюдают у людей с различными психическими расстройствами, в частности, у шизофреников. Однако следует понимать, что агглютинация не означает больное воображение. Благодаря совмещению отдельных элементов из разных областей получается нечто новое. Так и были созданы все те предметы, которыми на сегодняшний день пользуется человек.
Психология обращается к агглютинации как к способу познания внутреннего мира отдельного человека. Его воображение направлено в конкретное русло. Если психолог обладает большим опытом работы с нереальным миром людей, тогда он может понять натуру каждого клиента.
Можно назвать своеобразной агглютинацией набор личностных черт в одном человеке, которые обычно не привычны в своем комплекте. Это может происходить под влиянием самой личности, которая занимается самосовершенствованием или изменением себя. Внешние обстоятельства могут создать личность, которая будет похожа на других индивидов, которые тоже сталкивались с подобными ситуациями. Однако у каждой личности есть выбор, как реагировать, каким быть, какие качества проявлять. Именно в такой ситуации человек становится уникальным. В нем обнаруживается такой набор качеств, который можно считать несовместимым, однако эти черты идеально вписываются в образ одного человека.
Психология воспринимает воображение как диалог человека с самим собой. Внутри человека живет много личностей:
- Дочка/сын, муж/жена, работник, друг/подруга и т. д.
- Идеальное «Я», желаемое «Я» и реальное «Я».
- Убеждения, мировоззрение, мысли, общественное мнение, правила и законы.
Все в человеке должно сочетаться настолько, чтобы оно могло помогать ему существовать в мире людей. Однако нередко человек сталкивается с противоречиями отдельных частей своего внутреннего «Я» или несовпадения внешнего с внутренним. Тогда возникает диалог. Человек с собой договаривается, рассуждает, обдумывает с разных сторон, фантазирует, представляет и т. д. В результате мыслительного процесса, в котором может участвовать опыт, знания, воображение, нереальные представления, появляется нечто новое. Либо человек пользуется тем, что уже известно и реально, то есть прибегает к имеющемуся опыту, либо начинает комбинировать отдельные части уже известного и реального, чтобы создать нечто новое.
Таким образом происходит поиск решения проблемы, когда уже предложенные варианты человека не устраивают. К примеру, предполагается, что человек будет выбирать между «или»-«или», а индивид решает все совместить – сделать «и»-«и».
Агглютинация считается сложным явлением для изучения в психологии, поскольку не имеет явных внешних проявлений. Можно услышать или увидеть только результат. Но сам процесс не виден.
Агглютинация используется также в медицине и лингвистике.
- В лингвистике под агглютинацией понимается слияние слов с изменением их морфологической структуры, но сохранением смысла. Таким образом создается новое слово.
- В медицине понимается под агглютинацией объединение клеток в новую клетку.
перейти наверх