Психология познания. общая характеристика познавательной сферы человека семестр3. тема8. лекция10. — презентация
Содержание:
Как бороться с зависимостью от социальных сетей
Функции и структура
Функции:
- Прием, обработка сенсорной информации, которая поступает из внешнего мира.
- Грубая обработка первичных данных, составление общего представления о конкретной теме.
- Сохранение полученной информации, распределение ее по разным блокам памяти.
- Создание абстрактных понятий.
- Установление взаимосвязей между блоками информации.
- Создание перспективных задач.
- Формирование стратегий под разные виды деятельности.
Одна из функций, за которую отвечают познавательные процессы — прогностическая. С ее помощью человек вычисляет какой результат будет после выполнения определенного вида деятельности.
Структура познавательных процессов:
- Получения информации.
- Обработки данных на первичном уровне.
- Обобщения, синтеза, анализа, сравнения.
- Сохранения информации.
- Создания новых образов, понятий, знаний.
- Проведения сложных операций с усвоенной информацией.
Человеческое познание имеет иерархию, которая состоит из сложных, простых уровней когнитивных процессов.
Ссылки
- ^ Klemke, ED, Hollinger, R., and Kline, AD, (1980), Введение в книгу в ‘Вводные чтения по философии науки’: Buffalo, New York, Prometheus Books, стр. 11-12
Понятие «когнитивная сфера»
Определение 1
Когнитивная сфера – это сфера психологии человека, связанная с познавательными процессами и сознанием и включающая знания человека о мире и о самом себе.
Термин когнитивная сфера появился на фоне развития кибернетики во второй половине XX века, когда впервые человека сравнивали с биороботом сложного строения. Ученые в этот период моделировали психические процессы, происходящие в мозге человека, но попытки были не всегда удачными. Смоделированный психический процесс получил название когнитивного.
Психические функции человека, направленные на познание и изучение образуют когнитивную сферу человека. Основой процессов является последовательное и логическое восприятие информации и её обработка.
Когнитивную сферу отличают логика и рациональность
Внимание, память, восприятие новой информации, мышление, логически обусловленные действия относятся к когнитивной сфере. Когнитивные процессы не связаны с развлечениями, эмоциональными волнениями, привязанностями
Когнитивные процессы проявляются, например, в момент чтения, когда открывая книгу, человек воспринимает слова, буквы, информацию и соотносит с имеющимися у него знаниями. Когда речь идет о художественном произведении, человек может представить себе описанную в книге картинку.
Когнитивные процессы также активизируются при письме, писатель, например, представляет себе то, о чем будет писать, подключая при этом воображение. Для написания связного и красивого текста, необходимо запоминать ранее написанное, а это достаточно хорошо активизирует память.
Приобретение умений и навыков в процессе обучения без определенных когнитивных процессов не обходится.
К когнитивному процессу относится и внимание, потому что при получении новой информации на ней важно сосредоточиться, не отвлекаясь на что-то другое. Таким образом, память необходима для того, чтобы запомнить полученную информацию, а наглядно представить, о чем идет речь позволяет воображение
Когнитивные процессы проявляются и в повседневной жизни человека, например, желание сбросить вес, с одной стороны, и кусочек аппетитного торта – с другой стороны, заставляют женщину подумать: можно удовлетворить свое желание, а можно и вовремя остановиться.
Развитие когнитивных процессов происходит постепенно и на протяжении длительного времени
Ребенок обучается этим процессам с первых дней жизни и важно следить, чтобы уровень их развития соответствовал возрасту. У детей уровень развития этой сферы определяется с помощью структурированных, в зависимости от возраста, диагностических материалов, представленных разными заданиями
Диагностика когнитивной сферы
Психические познавательные процессы и уровень их развития лежат в основе диагностики когнитивной сферы
Эти познавательные процессы – внимание, восприятие, память, воображение, мышление – являются составной частью деятельности человека, обеспечивая её эффективность
Благодаря познавательным процессам человек способен заранее намечать планы своей деятельности и проигрывать мысленно её ход, предвидеть результаты, управлять своими действиями. Чем лучше развиты когнитивные процессы, тем большими способностями и возможностями обладает человек. От них зависит легкость и эффективность учения.
Диагностика когнитивной сферы помогает решить такие задачи:
- контролировать успешность интеллектуального развития детей;
- выяснять причины неуспеваемости в школе;
- выявлять нуждающихся в коррекции умственного развития;
- выявлять детей для обучения в спецшколах и спецклассах;
- оценивать эффективность учебных программ, методов обучения;
- оценивать эффективность работы учителей и школ;
- диагностировать при приеме на работу;
- оценивать интеллектуальное развитие детей, обучающихся по новым программам.
При диагностике общего уровня интеллектуального развития ребенка, надо помнить, что интеллект в детском возрасте развивается быстро и через каждые 2-3 года он может меняться, поэтому психодиагностические методы должны меняться и соответствовать возрасту ребенка.
Существует множество тестов для определения уровня развития когнитивной сферы, среди них:
- диагностика внимания, где используются методика Мюнстенберга, методика «корректурной пробы», кольца Ландольта;
- диагностика памяти, использующая пробу на запоминание 10 слов, подобранных так, что между ними нельзя установить связь, субтест Векслера, пробу на ассоциативную память;
- диагностика воображения, включающая тест Тулуза-Пьерона, тест Торренса, тест «Художник — Мыслитель».
Замечание 2
Данные тесты помогают составить примерное впечатление об аспектах когнитивной сферы.
Составляющие когнитивной сферы человека
В упрощенном варианте когнитивная сфера – это компетентность и знания, навыки и умения. Если данная сфера правильно функционирует, то человек имеет возможность не только воспринимать, но и запоминать информацию и обрабатывать её. Получается, что когнитивная сфера – это своеобразный механизм, который дает возможность обучаться и применять полученные знания.
Отсюда, когнитивными составляющими являются:
память,
воображение,
внимание. Внимание, как составляющая когнитивной сферы, заключается в способности человека из огромного количества информации отбирать нужную и на ней сосредотачиваться
Внимание, как составляющая когнитивной сферы, заключается в способности человека из огромного количества информации отбирать нужную и на ней сосредотачиваться. Внимание – функция основополагающая, потому что без него новая информация не может быть усвоена и обработана
Внимание может быть непроизвольным, не требующим от человека каких-либо усилий, произвольным, требующим определенных усилий для сосредоточения на выбранном объекте, послепроизвольным, поддерживаемом на сознательном уровне
Внимание – функция основополагающая, потому что без него новая информация не может быть усвоена и обработана. Внимание может быть непроизвольным, не требующим от человека каких-либо усилий, произвольным, требующим определенных усилий для сосредоточения на выбранном объекте, послепроизвольным, поддерживаемом на сознательном уровне
Основными характеристиками внимания являются устойчивость, концентрация, объем, распределение, переключаемость.
В когнитивной сфере ключевую роль играет память, которая является основным компонентом интеллекта. Видов памяти несколько, по критерию содержания выделяют:
- эмоциональную память, дополняющую все виды памяти и возникающую во всех ситуациях;
- двигательную память, необходимую для выполнения различных движений;
- словесно-логическую, являющейся памятью на мысли;
- образную память, связанную со слуховыми, обонятельными, вкусовыми образами.
Память может быть долговременной, кратковременной, рабочей, промежуточной.
Психический процесс создания образа предмета происходит с помощью воображения. Р.С. Немов, например, считает, что наиболее полно воображение работает тогда, когда в мозг человека поступает новая информация.
Такие понятия, как воображение и фантазия психология принимает как полные синонимы. Но, фантазия большее влияние оказывает на формирование «новых чувств», т.е. она в большей степени непроизвольна, по сравнению с воображением.
Воображение имеет свои виды, например, Мейс выделяет практическое воображение, языковое воображение, репрезентационное воображение.
Рисунок 1. Виды воображения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Отечественная психология классифицирует воображение на основании целенаправленности и представляет его как пассивное и активное, которое у конкретного человека может достигать разного уровня.
Уровень развития воображения говорит о содержательности образов, их жизненном значении для дальнейшей деятельности, новизне и оригинальности.
Воображение, считает ряд специалистов, формирует у человека чуткость, тактичность, сочувствие, сопереживание.
Среди видов воображения на особом месте находится мечта. Мечта является деятельностью воображения и проявляется в оптимистических замыслах будущего. Мечта связана с жизнью человека и прочно вплетается в неё. Это большая побудительная сила, сопровождающая человека с раннего детства до глубокой старости. От творческого воображения она отличается тем, что создает образы будущего, которые человек сам желает, она не дает немедленный продукт в виде какого-либо изобретения, произведения и др.
Замечание 1
Таким образом, когда когнитивная сфера хорошо развита, человек лучше воспринимает входящую информацию, быстрее её обрабатывает и лучше запоминает, а также делает правильные выводы.
Магазин детской одежды
- Контакты
- QR-Код
Категория:
Мужская одежда в Москве
- На карте
- Посмотреть на улицу
Активировать карту
Добавить отзыв
Добавить фото
Ошибка
- Описание
- Фотографии (0)
Ещё никто не добавил сюда описание. Вы можете это сделать: добавить описание.
Загрузить изображение
до 30 МБ (jpg, gif, png)
ПН | ВТ | СР | ЧТ | ПТ | СБ | ВС | |
---|---|---|---|---|---|---|---|
работает | 10:00–21:00 | 10:00–21:00 | 10:00–21:00 | 10:00–21:00 | 10:00–21:00 | 10:00–21:00 | 10:00–21:00 |
перерыв | – | – | – | – | – | – | – |
Местное время в Москве – 00:40, сейчас «Domina» не работает.
Пожалуйста, оставьте небольшой отзыв об этой организации: несколько слов о качестве работы и вашем общем впечатлении — помогите другим посетителям сделать правильный выбор.Большое спасибо!
Добавить отзыв
регистрация не требуется
- Похожее рядом
- Другое
Похожие места в Москве рядом:
Перемена, магазин детских товаров
Магазин детской одежды, ИП Варяница А.Р.
Бонтон, сеть магазинов детской одежды
Юла, магазин детской одежды
Ближайшее почтовое отделение:
Почтa с индексом 115597 в Москве Ясеневая улица, 36
Аварийно-технический центр Минатома России по адресу: Верхний 3-й пер (Парнас) 2
Гипроцемент-Наука по адресу: Бумажная 17
ИСТА-Комплект по адресу: Харченко 5 лит А
Диагностика познавательных процессов взрослых и детей
Для диагностики познавательных процессов в психиатрии существует очень много тестов и методик.
Тесты для детей делятся по возрасту – 3-6 лет, 7-16 лет, тесты для дошкольников от 3 до 6 лет.
Для диагностики наглядно-действенного мышления используется тест «Вырежи фигуры», объем внимания можно проверить тестом «Запомни и расставь точки».
Для проверки фонематического слуха – тест «Найди звук», а для диагностики образно-логического мышления – тест «Раздели на группы».
Психодиагностика мышления детей использует тест «Кому чего не достает?»
Вторая группа тестов предназначена для детей от 7 до 16 лет – так, например, для оценки развития приемов запоминания предлагается тест «20 слов», умение осуществлять аналитико-синтетическую деятельность можно проверить с помощью теста «Сравнение понятий».
Для взрослых разработаны свои тесты диагностики познавательных процессов – выявить уровень беглости абстрактно-логического мышления и комбинаторных способностей можно с помощью «Анаграммы – 2011. Форма А», исследовать процессы памяти позволяет тест «Заучивание слов по А.Р. Лурия», тест «Количественные отношения» применяется для оценки логического мышления, а помехоустойчивость и избирательность внимания проверяет «Тест Мюнстенберга».
Познавательные процессы можно тренировать, независимо от их уровня и желательно делать это постоянно.
Среди методов в области психиатрии и когнитивистики для изучения познавательных процессов можно назвать следующие:
- тактильная манипуляция и опознание фигур на ощупь;
- проба Поппельрейтера – зрительное опознавание реальных, контурных и расфокусированных, зашумленных изображений;
- восприятие объектов зрительно-пространственной переработки, например, контурная карта;
- узнавание портретов известных лиц;
- слуховое восприятие и оценка ритмических структур;
- методика «Пиктограмма» – выявление нарушений памяти.
Нарушение психического процесса выявляют обычно с помощью нескольких методик, т.е. необходимо комплексное диагностирование проблем.
Самое большое количество методик предназначено для исследования мышления, «Классификация предметов», например, является самой известной.
Также к известным относятся понимание переносного смысла метафор и пословиц, решение арифметических задач разных по сложности, сравнение и определение понятий.
Виды
Ученые выделяют три вида психологических процессов — познавательные, эмоциональные, волевые. Каждый из этих видов имеет несколько подвидов.
Познавательные
С помощью познавательных процессов человек усваивает новую информацию, развивает умения, получает опыт. Индивид собирает новые данные, перерабатывает их, хранит в памяти.
Ощущение
Ощущение — психическое отражение состояний, свойств окружающей среды. Чтобы человек мог получать информацию, на него должны воздействовать раздражители. Органы чувств имеют рецепторы, которые отвечают за прием и передачу нервных импульсов. Поскольку полученные данные не обрабатываются умом или культурой, они считаются натуральными, правдивыми.
Восприятие
Восприятие — психический процесс, с помощью которого формируются явления внешнего мира, образы предметов. Если сравнивать с ощущениями, восприятие можно назвать предметным, целостным.
На формирование общей картинки предмета или явление влияют:
- настроение;
- ожидание;
- сила желания;
- первичные данные о субъекте;
- фантазии.
Поэтому итоговый результат не всегда соответствует ожиданиям, его нельзя назвать полностью независимым.
Представление
Отражает явления, предметы, с которыми человек в данный момент не контактирует. Образы создаются по прошлому опыту. Поэтому результатом представлений можно назвать вторичный опыт.
Воображение
Погружение человека во внутренний мир. В нем создаются представления, картинки, образы. С помощью воображения можно увидеть образ, к которому не получается прикоснуться в реальном мире. Воображение связано с развитием памяти, творческих начинаний.
Мышление
Отвечает за возможность решать экстренные задачи. При этом подбираются такие пути решения сложившейся ситуации, которые не применялись ранее. Другой вариант трактовки понятия «мышление» — бесконечный поток различных смыслов, картинок, мыслей.
Память
Врожденная способность запоминать необходимую информацию, чтобы в нужный момент ей воспользоваться. Одна из составляющих памяти — забывание. Он нужен, чтобы быстро вспоминать нужную информацию. Если бы человек не умел забывать, у него бы появились проблемы с воспроизведением того, что требуется в определенный момент.
Внимание
Сложная система отбора информации. С ее помощью человек воспринимает только данные, которые ему нужны. Существует два вида внимания:
непроизвольное — человек обращает внимание на яркие цвета, громкие звуки, быстрые движения;
произвольное — выбор цели, на которую необходимо обратить внимание, выполняется самостоятельно.
Эмоциональные
Эмоции в психологии — процессы, которые отражают оценку, личную значимость внутренних, внешних ситуаций, влияющих на жизнедеятельность человека.
Активные
К активным эмоциональным психическим процессам относится аффект — кратковременное, сильное эмоциональное переживание, которое сопровождаются висцеральными, двигательными проявлениями. Аффекты начинают активно развиваться только в экстренных ситуациях, когда человек не может найти ни одного варианта адекватных решений.
Они являются доминантными, подавляют остальные психические процессы, навязывают стереотипные способы решения сложившейся ситуации.
Пассивные
К пассивным эмоциональным психическим процессам относятся чувства. Они отличаются от потребностей, настроений, эмоций. Чувства проявляются открыто только в особые моменты, при сильных переживаниях. Чаще они скрыты внутри человека, не проявляются.
Волевые
Сознательное регулирование своей деятельности, поведения. Активизируются с целью преодолеть внешние, внутренние барьеры, чтобы добиться необходимого, изменить себя.
Решение
Решение — это волевой акт. С его помощью человек вносит определенность в сложившуюся ситуацию, свои дальнейшие действия. Часто случаются ситуации, когда индивид не может понять, как ему правильно поступить.
Чтобы начать действовать, он ищет любые адекватные варианты решения.
Исполнение
Исполнение — активные действия. Начинаются, когда индивид получил информацию о ситуации, проанализировал ее, придумал способ решения проблемы.
Усилие
Чтобы усилить желание делать что-то, индивид должен быть мотивирован. Мотивация зависит от преобладающих потребностей, желаний.