Основные сферы жизнедеятельности человека и их значение

Бизнес-идеи для будущих социальных предпринимателей

Не все эти бизнес-идеи реально воплотить прямо сейчас, но, возможно, с усилением поддержки социального предпринимательства их можно будет реализовать. А некоторые уже успешно действуют в российских городах. К интересным вариантам можно отнести:

  • Открытие магазина с максимальными скидками на товары первой необходимости.
  • Передача учебников и книг нуждающимся от бывших студентов.
  • Беспроцентное микрокредитование.
  • Ресторан, где нуждающихся кормят бесплатно за счет обеспеченных посетителей.
  • Социальные фитнес-клубы с профессиональными тренерами.
  • Обучающие кружки для детей из семей, которые не могут платить репетиторам.
  • Курсы переобучения профессиям для людей с ограниченными возможностями.
  • Выездные мини-ателье и парикмахерские для тех, кому сложно выходить из дома.
  • Производство и установка устройств альтернативной энергетики для развития удаленных регионов.

Уже сейчас открываются новые клининговые организации, пансионаты для тяжелобольных и престарелых, социальные компании, предоставляющие услуги нянечек и сиделок.

Но и проверенные временем проекты тоже забывать не стоит. Еще в СССР успешно работали фабрики, где трудились люди с ограниченными возможностями. Они изготавливали картонную тару, розетки, шили одежду. Если организовать такие предприятия и оборудовать современными станками, это не только даст рабочие места инвалидам, но и облегчит их труд.

Как развивают социальное предпринимательство в Казахстане – на видео:

Продукты жизнедеятельности: биология

В любом живом организме в результате метаболизма образуются органические вещества, которые называются экскрементами. Их большая часть удаляется во внешнюю среду с помощью специализированных органов. Этот процесс направлен на поддержание постоянства внутренней среды. В учебниках по биологии этот процесс называют гомеостазом.

Некоторые вещества, которые выделяют организмы, используются другими видами. Так, продуктом жизнедеятельности растительной клетки является кислород. Этот газ — основа существования всего живого на планете. Некоторые животные являются копрофагами. Это значит, что они питаются экскрементами. Их примерами являются жуки — навозники, личинки двукрылых насекомых, кролики, зайцы и шиншиллы.

Всем известны и полезные продукты жизнедеятельности пчел: мед, воск, прополис, перга, маточное молочко. Эти вещества обладают противомикробным, иммуностимулирующим и антиаллергенными свойствами.

Аксиологическая сфера

Действуя в различных сферах жизни, люди занимаются еще и созданием ценностей и оцениванием результатов труда, процесса активности, взаимоотношений между людьми. Человек в различных сферах жизнедеятельности определяет значимость тех или иных явлений и вещей. Он оценивает, насколько они способствуют удовлетворению потребностей человека и общества, как помогают людям реализовать их потенциал и достичь поставленных жизненных целей. Деятельность по формированию ценностей обычно бывает групповой, но при этом сформулированные ценности влияют на жизнь каждого отдельного человека. Они позволяют людям сделать свою жизнь значимой и осмысленной.

Углекислый газ

90 % диоксида углерода удаляется через легкие. На клеточном уровне газообмен осуществляют красные клетки крови — эритроциты. Они переносят кислород от легких к клеткам, а углекислый газ в обратном направлении. С этими веществами гемоглобин эритроцитов образует нестойкие соединения. Поэтому движение крови — необходимое условие жизни.

Поступая в клетки, кислород сразу вступает в реакции окисления органических веществ. Вследствие этого образуется углекислый газ. Благодаря диффузии он поступает в тканевую жидкость, а затем в капилляры. Здесь образуется его неустойчивое соединение — карбгемоглобин. Далее кровь по поступает в правое предсердие, потом в правый желудочек и легкие. Здесь карбгемоглобин распадается, высвобождая углекислый газ, и выдыхается из организма.

Вода

Не все продукты жизнедеятельности удаляются из организма. Некоторые из них необходимы для нормального функционирования клеток. А вот от излишков таких веществ организм обязательно должен избавиться.

Начнем с воды. 20 % этой жидкости испаряется через кожу вместе с потом, 15 % выдыхается через легкие. Вода также содержится в каловых массах и удаляется из организма посредством кишечника.

Больше всего жидкости выводится через почки вместе с мочой — до 1,5 литра в сутки. Это половина от общего количества воды. В процессе образования мочи выделяют два этапа: фильтрация и реабсорбция. За сутки у человека через почки проходит 1500 литров крови. В результате фильтрации из нее образуется 150 литров первичной мочи. Она на 99 % состоит из воды. Путем реабсорбции образуется вторичная моча — 1,5 литра в сутки. Этот процесс происходит в канальцах нефрона. Здесь из первичной мочи назад в кровь всасываются все необходимые вещества — глюкоза, аминокислоты, минеральные соли, витамины. Количество воды во вторичной моче уменьшается до 96 %.

Кожа выполняет целый ряд важных функций: выделительную, обменную, терморегуляционную. Через потовые железы выводится не только вода, но также излишек солей и мочевины. При этом в окружающую среду выделяется тепло. Особенно интенсивно это происходит при физической нагрузке или высокой температуре воздуха.

Структура и характер деятельности

В отличие от поведения животных, сознательная активность человека обладает определённой структурой.

Различные виды деятельности человека состоят из нескольких этапов:

  • Процесс принятия решения.
  • Вовлечение в деятельность.
  • Целеполагание.
  • Проектирование программы действий.
  • Осуществление программы действий.
  • Анализ результатов действий и сравнение их с поставленными целями.

В процессе своей активности человек осознаёт себя и свои действия, сравнивает свои потребности со своими возможностями и в соответствии с этим строит программу действий. При получении новых знаний и опыта программа действий может корректироваться и изменяться. Все эти компоненты отсутствуют в поведении животных: так, кошка будет пытаться забраться на дерево даже в том случае, если ей отстригли когти. Инстинктивный характер деятельности животных можно проиллюстрировать одним известным примером: петух, которому отрезали голову, но сохранили жизнь с помощью искусственного введения пищи, пытался клевать зерно, кукарекать и производить другие действия, характерные для его «здоровых» собратьев. Головной мозг в его жизнедеятельности оказался не нужен (сохранён был лишь шейный отдел мозга).

Питание

В зависимости от типа питания все организмы делятся на авто- и гетеротрофы. К первой группе относятся растения и некоторые виды бактерий. Они способны самостоятельно производить органические вещества. Для этого растения используют солнечную энергию, за счет которой в хлоропластах синтезируется моносахарид глюкоза. Поэтому их также называют фототрофами. Бактериям источником питания служит энергия химических связей органических соединений. Такие одноклеточные организмы также называют хемотрофами.

Животные и грибы усваивают только готовые органические вещества. Они являются гетеротрофами. Среди них выделяют несколько групп, которые отличаются характером источника пищи. К примеру, хищники нападают на свою жертву и умерщвляют ее, а сапротрофы потребляют разлагающуюся органику. К особой группе относятся миксотрофы. При наличии благоприятных условий они синтезируют углеводы самостоятельно, а при необходимости переходят к гетеротрофному питанию. Примерами миксотрофов являются эвглена зеленая, омела, роголист, вольвокс.

Примеры деятельности человека

Казалось бы, деятельного человека видно сразу. Он может строить дома, лечить людей, писать картины, читать лекции. Отличать «деятельного» от «бездеятельного» человека мы привыкли по наличию в его действиях какой-либо пользы. Но как правило, под пользой мы нередко понимаем только собственную выгоду либо выгоду для тех, у которых мы находимся в зависимости: занятия «государственными делами» мы считаем полезными, хотя выгоду от них получают чаще всего лишь госслужащие; точно так же когда-то крепостной крестьянин считал полезными занятия, удовлетворяющие желания его господина.

Слишком заигравшихся детей (нередко ими могут быть и взрослые) мы часто именуем бездельниками, хотя в действительности это некорректно. Игра может приносить огромную пользу для самих играющих, способствуя формированию у них каких-то важных знаний и навыков; а это, в свою очередь, может в дальнейшем принести пользу и окружающим.

Таким образом, какая-то конкретная человеческая деятельность может и не приносить сиюминутной пользы, но без неё может сильно осложниться в дальнейшем существование всего человечества. Представим себе первобытного человека, который развлекался тем, что кидал куски глины в разведённый костёр. Казалось бы, он занимается сущей ерундой, вместо того чтобы выполнять задачи по обеспечению своего племени запасами еды и другими необходимыми вещами. Однако этот «бездельник» с помощью своего развлечения открыл основы производства посуды, кирпича, орудий труда, мощного оружия и других вещей, без которых мы не можем обойтись даже в наше время.

Порой мотивы жизнедеятельности человека скрыты от глаз наблюдателя и не соответствуют внешним проявлениям. Известны случаи, когда полные люди приходили работать на кирпичный завод, чтобы сбросить вес. Широко известна притча о трёх людях, которые ворочали камни; когда их спросили, что они делают, то первый ответил: «Горбачусь», второй – «Деньги зарабатываю», а третий, устремив взор на небо, сказал – «Храм строю». Чисто внешне они занимались одной и той же работой, но конечная цель этих действий для каждого из них была разной.

Даже человек, занимающийся «имитацией бурной активности», всё равно является деятельным, ибо его действия имеют совершенно определённый смысл (обычно это сокрытие от начальства своей некомпетентности, принципиального нежелания заниматься данной работой или лени).

В настоящее время чрезвычайно важным видом человеческой деятельности является информационная. В различные занятия этого рода вкладываются существенные денежные и материальные ресурсы, тогда как финансирование многих других профессий уменьшается. Однако реальная значимость «информационных» профессий неодинакова: получение и обнародование научных знаний, к примеру, имеет выраженную общественную значимость, а вот производство рекламы направлено в основном лишь на получение личной выгоды. Производство полезной информации соседствует с производством «информационного шума».

Психология

Социальная деятельность (организации, личности, общества) играет важную роль, и не только потому, что она способствует развитию человека и его навыков. Вовсе нет. Есть еще куда более значимый момент. Дело все в том, что социальная деятельность формирует психологию человека. То есть, оказывает прямое влияние на его развитие и восприятие окружающего мира. Только потом уже присваиваются те или иные ценности, культура, появляются навыки общения. Деятельность, которая зовется социальной, формирует не только психологию, но еще и характер человека.

Так что, еще в детском возрасте данному направлению следует уделить должное внимание. Нужно больше общаться с ребенком, позволять ему учиться общению со сверстниками и взрослыми

Так и только так получится вырастить здоровую и зрелую личность.

Нередко происходит у ребенка отторжение социума. Мизантропия или социопатия — это отклонения, которые губительны для социальной деятельности. Тем не менее, все это лечится. Более того, иногда отверженность от общества будет во благо. Но только в меру. Бить панику, если ребенок социально адаптироваться не торопится, не нужно, но и полностью упускать данную особенность из виду тоже не стоит.

Сферы жизнедеятельности

Есть несколько подходов к выделению базовых областей, в которых реализует себя человек и в которых он обеспечивает себя необходимыми ресурсами и средствами для существования. Традиционный подход обнаруживает пять сфер:

  • материальное производство;
  • аксиологическая;
  • научная, или производство теоретического знания;
  • политическая или управления общественными процессами;
  • социальная сфера жизнедеятельности человека.

Каждая из выделенных сфер имеет свои специфические черты и играет различную роль в жизни человека.

В психологии принято выделять следующие области деятельности человека: физическая, социальная, интеллектуальная и духовная. Социологи к вышеперечисленным сферам добавляют еще правовую и политическую. У каждой из обнаруженных областей человеческой деятельности обнаруживается особая значимость в жизни человека. В теории самореализации человека выделяют 7 ключевых сфер его деятельности: духовный и личностный рост, здоровье, карьера, финансы, отношения и яркость жизни.

Структура и составляющие

В независимых источниках приводятся самые разные теории о структуре социальной деятельности, однако все они сходятся в одном , в основе этой структуры лежат два фундаментальных критерия: практический и духовный.

Они дополняют и стимулируют друг друга, определяют составляющие любой активности человека. Как правило, роль этих составляющих играют:

  1. Мотив. Первичным мотивом любой деятельности живых существ является сохранение, поддержание и воспроизведение жизни. С развитием мышления и самосознания человека появились и более глубокие мотивы , самовыражение, самореализация, социальная значимость.
  2. Цель. Представляет собой конкретный образ, ментальную модель желаемого результата, на достижение которого и направлена деятельность человека. По значимости конкретных действий и поступков для социума цели условно делят на конструктивные и деструктивные, роль их качественного показателя играет так называемый ценностный смысл.
  3. Продуктивность. Учитывает все средства, задействованные человеком для достижения поставленной цели. Этап продуктивности завершается результатом, который может соответствовать или не соответствовать поставленной цели. Во втором случае деятельность нередко принимает цикличный характер.

Примечательно, что эти компоненты деятельности сформировались ещё на заре цивилизации, во многом именно они стали катализатором процессов создания и развития общества.

Все социальные преобразования, имевшие место в истории человечества, базируются на мотивах, целях и продуктивности.

Что такое обмен веществ

Еще из учебника по биологии каждый помнит, что процесс метаболизма состоит из двух взаимосвязанных частей. Это диссимиляция и ассимиляция. В первом случае происходит расщепление сложных органических веществ. Именно они являются источником энергии в организме. Так, при окислении 1 грамма белка и углевода высвобождается 17,2 кДж. При расщеплении того же количества жира энергии выделяется в 2 раза больше.

Суть ассимиляции заключается в образовании органических веществ, свойственных организму. Таким образом, обмен веществ — это процесс поступления в организм веществ, их превращения с образованием энергии и выведения из него продуктов распада.

Система выведения продуктов обмена

Структура выделительной системы организма зависит от уровня его организации, способа питания и особенностей среды обитания. У одноклеточных, губок и кишечнополостных продукты обмена удаляются через мембрану путем диффузии. Но для этого есть особые структуры. У простейших непереваренные остатки пищи выводятся наружу в любом месте клетки или через специальные образования в ее мембране. К примеру, инфузория имеет порошицу. Избыток воды и солей удаляется через сократительные вакуоли. Их действие регулирует и уровень внутриклеточного давления.

У беспозвоночных органами выделения являются специализированные трубочки или канальца, которые открываются наружу порами. Это могут быть нефридии, мальпигиевы сосуды или зеленые железы.

Из тела человека продукты жизнедеятельности выводятся наружу органами пищеварительной, дыхательной, мочевыделительной систем, а также через кожу. Каждый из них имеет свою специализацию, но только их совместная работа способна обеспечить эффективность обменных процессов. При этом нарушение одного органа влечет за собой изменение в механизме действия другого. К примеру, при повышенном потоотделении образуется меньше мочи.

Понятие жизнедеятельности

Данное понятие употребляют в связи с поддержанием и сохранением жизни человека. В этом смысле под жизнедеятельностью понимают совокупность процессов, обеспечивающих протекание биологических процессов в организме человека. Однако люди – это не только биологические индивидуумы, но и существа социальные. Поэтому понятие жизнедеятельности трактуется и как наша активность в рамках общественной жизни. В таком ракурсе выделяются разнообразные сферы жизнедеятельности человека. А понятие жизнедеятельности употребляется не только в своем буквальном значении, но и в расширенном понимании

В этом случае стоит обратить внимание на этимологию термина. Его первый корень обозначает форму существования материи, но кроме биологического значения у него есть более широкая трактовка

В этом случае под жизнью понимают период существования кого-то (например, жизнь человека с рождения до смерти). Есть и еще одно значение у этого слова – полнота проявления духовных и физических сил. В этом смысле жизнь противопоставляется существованию.

Второй корень рассматриваемого термина также многозначен. Под деятельностью в психологии понимают осмысленное и целенаправленное взаимодействие человека с миром. Выделяют несколько основных видов деятельности: общение, труд, игра, учение. Таким образом, данный термин можно трактовать как взаимодействие человека с миром, происходящее в разных формах на протяжении своего существования.

Понятие

Что такое социальная активность?

В общем смысле деятельность , это любое действие, направленное на изменение окружающего мира, как материального, так и духовного.

Объектом деятельности может служить любой предмет, процесс или идея, а её результатом становится преобразование этого объекта или создание новых объектов.

К примеру, профессиональной деятельностью в любом ремесле является создание целостного объекта из группы материалов с использованием инструментов, средств и знаний, которыми обладает мастер.

Понятие социальной деятельности несколько глубже. Оно учитывает взаимосвязь этого процесса с обществом, указывает на значимость активности человека в системе устоев и ценностей определённой группы людей.

Выделяют такие цели социальной деятельности:

  • удовлетворение жизненных потребностей человека, получение материальных или идеальных (не вещественных) ценностей,
  • построение субъективного образа окружающей действительности, стимуляция мышления,
  • преобразование действительности в рамках всего социума или его отдельной группы,
  • психологическое развитие и самореализация человека.

В конечном счёте, для каждого менталитета, характера и образа мыслей одна из целей становится основной, а остальные лишь дополняют её.

Тем не менее, эти цели тесно взаимосвязаны , исключив одну из общей системы, человек разрушает и остальные.

Его действия принимают деструктивный характер, результатом чего становится прекращение развития или деградация мышления, способностей и навыков.

К примеру, деятели искусства, лишённые возможности творчески развиваться, испытывают тяжёлые внутренние переживания, апатию и упадок сил, что не даёт им достигать иных социальных целей.

Мир циркадных ритмов

Жизнь на нашей планете во всех её проявлениях представляет собой чередующиеся циклы. Они зависят от активности Солнца, фаз Луны, магнитного поля Земли. Такие повторяющиеся процессы получили название циркадных ритмов. В идеале, режим жизнедеятельности человека – это биоцикл, подчиняющийся как вышеназванным факторам внешней среды, так и внутренним сигналам, исходящим из самого человеческого организма. Главными регуляторами в нем выступают нервная и эндокринная системы.

Результатом антропогенеза стал тот факт, что все виды активности человека коррелятивно связаны с внутренними ритмами. У взрослых в обычных условиях циклы их физиологической активности совпадают с общественно-экономическим способом жизни. Младенцы и дети раннего возраста вследствие высокой лабильности нервной системы склонны к нарушению фазы дневного бодрствования и ночного покоя. Поэтому режим жизнедеятельности в этот период особенно важен.

Что относится к социальному предпринимательству?

Социальное предпринимательство бывает чистым или с корпоративной социальной ответственностью. В первом случае вся прибыль идет на помощь нуждающимся. При бизнесе КСО на решение общественных проблем направляется только часть дохода.

К категориям людей, которым социальные бизнесмены оказывают помощь, относят:

  • инвалидов;
  • сирот и выпускников детдомов;
  • мам-одиночек с детьми до семи лет;
  • многодетные семьи;
  • пенсионеров;
  • бывших заключенных.

Также в эту категорию могут попасть люди, случайно оказавшиеся в тяжелой жизненной ситуации.

Деятельность предпринимателей затрагивает отрасли здравоохранения, физической культуры, туризма, социальное обслуживание, трудоустройство, культурное просвещение. Это также может быть помощь пострадавшим от стихийных и техногенных бедствий, вооруженных конфликтов, насилия.

Но в конце минувшего года Государственная Дума приняла соответствующий законопроект в первом чтении. В этом акте расписывается, как будет происходить правовое регулирование общественно значимой коммерции. Пока же в нишу входят только субъекты малого и среднего предпринимательства, действующие в сфере обслуживания людей с ограниченными возможностями, сирот, многодетных и других малозащищенных граждан. Однако социальный бизнес может охватывать различные сферы – от развлекательно-культурной области до охраны окружающей среды. 

Формы человеческой деятельности

Видов деятельности человека очень много, и все они подразделяются на две категории: практическую (материальную) и духовную.

Материально-практическая деятельность имеет целью изменение окружающего мира. А поскольку этот мир состоит из природы и общества, то и практическая деятельность может быть или производственной (изменяющей природу), или социально-преобразовательной (изменяющей структуру общества).

Духовная деятельность направлена на изменение общественного или индивидуального сознания. Она включает науку, искусство, организацию коллективной жизни, а также религию. Цели, стоящие перед духовной деятельностью — познание, определение жизненных ценностей, создание моделей будущего (прогнозирование) и т. д.

Между материально-практической и духовной активностью, однако, нет чётких границ. Это условное деление, и в реальности духовная и материальная стороны нашей жизни неразрывно связаны друг с другом. Любая деятельность человека имеет материальную сторону, поскольку она направлена на взаимодействие с окружающим миром и использует некие материальные средства, и духовную, поскольку предполагает целеполагание, создание программы действий, оценку результатов действий и т. д.

Кто такой социальный предприниматель?

Социальный предприниматель – это субъект малого или среднего бизнеса, формирующий особую бизнес-модель. Она должна быть направлена не только на достижение коммерческого успеха, но и на помощь социально уязвимым и малоимущим гражданам, решение значимых общественных задач. Это может быть производство продукции или предоставление услуг, создание льготных рабочих мест, защита экологии.

Можно сказать, что социально значимый бизнес стоит на пяти «китах»:

  • Цель. Задача такого коммерсанта – решить одну из общественно важных проблем либо хотя бы смягчить ее действие.
  • Социальный результат. Не абстрактный, а измеримый и позитивный.
  • Инновационные методы. Для достижения целей необходимы новые подходы, чтобы вовлечь в проект заинтересованных людей, готовых инвестировать в предприятие. 
  • Стабильность в финансах и окупаемость проекта. Вливания со стороны не могут быть бесконечными. Даже выданный правительством грант рано или поздно закончится. Социальное предприятие должно выйти на самоокупаемость.
  • Возможность расширения. Чтобы проект был успешным и помог многим людям, его нужно масштабировать – как структурно, так и путем распространения опыта. Несколько общественно значимых предприятий всегда лучше, чем одно.

Сам же предприниматель, решивший заняться социальной коммерческой деятельностью, должен обладать особым чутьем. Он обязан видеть пустующие и проваленные ниши на рынке, уметь сосредоточить ресурсы и силы для достижения цели, действовать нестандартно в сложных ситуациях. Общественно значимые проекты в большинстве своем долгосрочные, и от умения стратегически мыслить, в какой-то мере предсказывать будущее, зависит успех предприятия.

Особенности режима дня детей

Такие разделы медицины, как возрастная анатомия, физиология и гигиена, являются основой для правильного составления распорядка жизни детей с учётом их возраста. Именного от него и будут зависеть все особенности питания, сна, двигательной активности и отдыха ребенка. Современные работающие родители вынуждены переложить функцию привития навыков соблюдения распорядка дня на детский сад, гувернанток или бабушек. Хорошо, если мама и отец находят время, чтобы проконтролировать, какие же навыки соблюдения режима приобрело их чадо

С началом посещения школы актуальность выполнения правил распорядка дня становится особенно важной, ведь нарушение режима сразу сказываются как на здоровье, так и на успеваемости

Многие родители считают, что в выходные дни о режиме можно забыть. Но как же тяжело приходится их ребенку в школьный понедельник. Он плохо выспался, опаздывает, перевозбужден и невнимателен. Как следствие – замечания по поведению и низкие балы в дневнике. Нужно ли в этом винить ребенка? А может, стоит проанализировать ваше собственное отношение к соблюдению режиму дня сына или дочери и приложить максимум усилий для его организации. Соблюдение правил, входящих в распорядок дня обязательно нормализует сон, работоспособность и здоровье вашего ребенка.

В данной статье мы постарались ответить на вопрос: «Режим жизнедеятельности человека — что это такое?», а также выяснили, какие условия необходимо соблюдать, чтобы надолго сохранить активный образ жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector