Аннушкин: русская культура

Содержание:

Качества хорошей речи

Еще античные философы, такие как Теофраст, Гермоген, Цицерон, Дионисий, говорили о достоинствах речи и выделяли среди них точность, правдивость, ясность, красоту, уместность. Многие из этих характеристик, безусловно, заслуживают нашего внимания.

Среди современных трудов следует отметить учение, разработанное Борисом Николаевичем Головиным. Качества речи в своем определении он соотносит со следующими процессами:

1) правильность, богатство, чистота языка;

2) логичность, ясность, простота мышления;

3) объективность картины мира;

4) уместность высказываний;

5) эстетическое оформление речи.

Рассмотрим более подробно отдельные качества речи.

Правильность речи — это соблюдение ее общепринятых норм:

1) ударения;

2) произношения;

3) лексические нормы, регулирующие правила употребления слов и их сочетаемости;

4) стилистические нормы, регулирующие выбор речевых средств в определенных сферах общения;

5) нормы словообразования;

6) синтаксические нормы, требующие соблюдения правил согласования и расположения слов в предложении.

  • Богатой считается речь, разнообразная по языковой структуре, которая обеспечивается словарным запасом.
  • Чистота подразумевает отсутствие нелитературных, жаргонных, просторечных слов, придающих речи грубый характер.
  • Логичность — это последовательность характера повествования, соответствие высказываний законам логики.
  • Ясность речи заключается в использовании языковых средств, делающих повествование более понятным. Она зависит во многом от корректного использования различных терминов. Употребляя новое слово, необходимо хорошо понимать его значение.
  • Простота. Она заключается в отсутствии вычурных, неестественных слов.
  • Краткость речи – это отсутствие лишних слов и повторений, затрудняющих понимание.
  • Точность речи — это соответствие употребляемых слов тем явлениям, которые они обозначают.
  • Выразительность — это умение использовать выразительные средства, способные воздействовать на сознание слушателей.
  • Уместность речи — это соответствие ее содержания целям передаваемого сообщения. Она регулирует все речевое поведение человека.
  • Эстетическое оформление речи – это оптимальность языкового высказывания, его гармоничность.

Подводя итог, необходимо сказать, что работа над грамотностью речи – это трудоемкий процесс, требующий постоянного самосовершенствования, расширения кругозора, анализа собственных высказываний.

Не начинайте речь со слова «Итак»

Когда вы начинаете речь с этого слова, вы как будто настойчиво просите, чтобы вас услышали. Можно сказать, вы в метафорическом смысле поднимаете руку.

Вот чем можно заменить «итак» в начале речи:

  • Назовите имя человека, к которому обращаетесь. Вместо «Итак, вот общий план», лучше скажите «Иван, вот общий план».
  • Обратитесь ко всей аудитории. Если вы обращаетесь к группе людей скажите: «Большое спасибо, что помогли организовать эту встречу».
  • Сделайте паузу, прежде чем начать речь. Глубоко вдохните и говорите целенаправленно. Вы будете выглядеть задумчиво и уверенно.
  • Заранее придумайте первое предложение. К примеру, можно начать с главной цели собрания: «Сегодня мы собрались, чтобы убедиться в том, что общий план действий соответствует целям, которые мы перед собой поставили».

Среднелитературный тип

Носителями среднелитературного типа общения является большинство жителей нашей страны. Это люди, получившие высшее или среднее образование. Такое общение является воплощением упрощенной культуры.

Отличительной особенностью такого типа речи является удовлетворенность ее обладателей собственными знаниями, нежелание совершенствовать свою культуру речи или проверять источники, из которых поступает информация.

Основные качества хорошей речи носителем среднелитературного типа общения были приобретены в учебных заведениях и далее забывались, не совершенствовались самостоятельно. Это приводит к системным ошибкам речи. Иногда такие люди настолько уверены в своей правоте, что готовы даже отстаивать свое видение правил речи, которое нередко отличается от общепринятого эталона

В лучшем случае при замечании на ошибку носитель среднелитературного типа общения не обратит на это внимание, а в худшем воспримет критику агрессивно

Основную информацию такие люди получают из высказываний в газетах, в популярных журналах, на радио или телевидении. Эти знания воспринимаются как фундаментальные, на них равняются.

Это недоработанный элитарный тип, в котором критерии и качества хорошей речи соблюдаются, но не полностью.

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

2.1 Слова-паразиты

Наиболее часто встречаются в речи и, безусловно, засоряют ее слова-паразиты, которые еще называют «навязчивыми словами», словами-пустышками и т.п.

Их особенностью является то, что сами по себе они, как правило, входят в состав общеупотребительной лексики литературного языка, но если они используются в речи, не неся обычной своей смысловой нагрузки, то засоряют речь своей пустотой и бессодержательностью. Словами-паразитами являются, например: это самое, так сказать, ну это, вот, значит, примерно, типа, как бы и др. Словами-паразитами их делает употребление «не к месту» в любой части фразы, тем более их неоднократное (часто даже в пределах одного предложения) повторение.

Употребление слов-паразитов, за исключением передразнивания или пародирования, всегда оценивается слушателями негативно, поскольку словами-пустышками прикрывается либо содержательная пустота, либо трудности с подбором слов. Поэтому слова-паразиты, несмотря на их общеупотребительные омонимы, находятся за пределами норм литературного языка и свидетельствуют о низкой культуре говорящих в целом (не только речевой).

Последствия невнимательного отношения к точности речи

Если человек не уделяет должного внимания точности своей речи вообще и значению слова в частности, это порождает такое негативное речевое явление, как многословие в двух его разновидностях – это плеоназм и тавтология.

Так, тавтология – это случай, когда в речи необоснованно повторяются одни и те же слова или слова однокоренные. Что касается плеоназма, то это случай, когда человек использует в словосочетании два слова, одно из которых включает в себя значение второго.

Выбор слов также необходимо делать с учетом того, что их семантика и стилистика могут изменяться со временем – у некоторых слов появляются новые значения, другие приобретают дополнительную или даже противоположную коннотативную окраску.

Что же нужно для того, чтобы поэтическая речь была точной?

Как в любом другом деле, точность и выразительность речи являются результатом постоянного труда. Автору, который хочет, чтобы читатель его легко понимал, необходимо быть внимательным и чутким к словам. Для этого следует читать проверенную литературу, пополнять лексикон новыми словами и выражениями, при необходимости выяснять значение и правильное написание слов в толковых и орфографических словарях. Не рекомендуется вводить в свою речь слова, смысл которых не полностью ясен

Поэту или писателю важно регулярно обращаться к справочным материалам, чтобы не допускать фактических ошибок, и проверять информацию о тех вещах и процессах, которые становятся предметом изображения

Лексические ошибки, нарушающие точность речи

Словарный состав русского языка очень широк. В нём много слов, имеющих не одно, а несколько значений, есть синонимы, омонимы, паронимы. Со всеми этими явлениями могут быть связаны лексические ошибки, которые мешают речи быть точной.

Например, из нескольких синонимов часто можно выделить несколько нейтральных и несколько экспрессивно окрашенных (книжных, пренебрежительных и т.д.). В этом случае употребление неподходящего синонимы с экспрессивной окраской мешает понять смысл высказывания.

Пример: «Иванов был один из плеяды хулиганов и двоечников».

Слово «плеяда» допустимо употреблять, если речь идет о группе хороших, выдающихся людей («плеяда поэтов пушкинской поры»), а в данном случае было уместно слово «ряд» или «группа».

Омонимы – это слова, которые одинаково звучат и пишутся, но имеют совершенно разные значения. Употребляя в речи омонимы, надо внимательно следить за тем, не будет ли высказывание двусмысленным, и, если это так, следует подбирать другие слова или описательные выражения.

Например, в выражении «Брат решил оставить эту работу» непонятно, решил ли он оставить себе (принять, присвоить) или оставить где-то (отдать, отказаться) – и что: вариант трудоустройства или результат труда (допустим, художественное полотно).

Особенно много ошибок, нарушающих точность речи, связано с паронимами.

Паронимы – это слова, которые имеют сходное звучание и написание, но различаются по смыслу. Они могут быть как однокоренными (одеть – надеть), так и с разными корнями (экскаватор – эскалатор). Неразличение паронимов часто приводит к тому, что речь делается непонятной. В таких условиях говорить о точности не приходится.

Классический пример – высказывания типа «Здесь нужна роспись директора». Какая роспись? Хохломская? Вероятно, директор все-таки не распишет, а подпишет документ и нужна, следовательно, его подпись.

Случается, говорящий или пишущий употребляет слова, значения которых он не знает. Конечно, и в этом случае речь делается неточной, а то и приобретает комических эффект. Например, «Дядя Фамусова любил ходить цугом». Дядя никак не мог так поступать, поскольку «цугом» можно только ездить – это вариант упряжки лошадей вереницей.

Что значит говорить красиво и уверенно

Слушая речь собеседника, человек сразу может определить: красивая это речь или же нет. Этот вывод основывается на субъективных суждениях и общепринятых “негласных” правилах. Слова неосязаемы. Их невозможно определить взглядом, и поэтому собеседники полагаются исключительно на слух.

Давайте разберемся, что значит “говорить красиво”.

  1. Говорящий чувствует себя уверенно. Он разбирается в теме разговора и может ответить на вопросы. Следовательно, ему не требуется время, чтобы выудить нужную информацию из своей памяти. Отсутствуют паузы, долгое молчание, скомканные ответы. Мысли выражаются четко и грамотно.
  2. Речь поставлена правильно. Убраны все отвлекающие моменты: паузы, слова-паразиты, перескакивание с темы на тему. Чистая речь помогает доносить информацию и выражать свои мысли так, чтобы быть правильно понятым.
  3. Нейтральный или дружелюбный тон. Умение завоевать доверие одной только интонацией – настоящее искусство. Оно дается сложно, но придает колоссальную уверенность. Говорить красивым голосом приятно, а собеседнику не хочется прекращать разговор.

Сложно изменить уже сформировавшееся мнение о себе. Поэтому стоит формировать позитивные связи сразу. Для этого работают харизма и правильная речь.

Тавтология и плеоназм

Речевая избыточность появляется от неумения копирайтера подобрать точные слова для выражения различных понятий. Писатели и хорошие авторы перебирают несколько вариантов, пока не остановятся на наиболее удачном термине, позволяющем точно, ёмко, лаконично выразить мысль.

Многие копирайтеры не занимаются подбором точных слов и их шлифовкой, поэтому пускаются в долгие объяснения. Им требуется намного больше слов и предложений, чтобы донести идеи/мысли до читателя. Так появляется речевая избыточность. Две её главные разновидности — плеоназм и тавтология.

Классный пример в картинках попался на глаза. Захотелось сплагиатить, чтобы показать райтерам, как не следует повторяться. Избыточность легко увидеть самостоятельно!

Плеоназм

Плеоназм переводится с греческого как излишество. Термином обозначают употребление близких по смыслу слов, отсюда и проистекает избыточность. Самый распространённый плеоназм: так, например. Или фольклорные сочетания: на море-океане; путь-дорожка.

Иногда автор использует осознанно «мнимый плеоназм» (Не вернётся вспять время), чтобы усилить выразительность речи. Но не все читатели и заказчики это понимают. Хотя нарочитое несоответствие используется намеренно для привлечения внимания в надежде усилить эффект подобным выразительным приёмом.

Тавтология

Разновидность или частный случай плеоназма, когда повторяются однокоренные слова: «На остановке остановите, пожалуйста», «Я сейчас загадаю загадку». Дословный перевод термина тавтология — «то же самое слово».

Тавтологические ошибки проявляются, когда автор применяет слова, не зная их точного значения. Поэтому вычитка текста не поможет выявить и исправить допущенные неточности.

Не всегда повторы нужно устранять. Иногда исключение однокоренного слова и его замена синонимом придаст тексту ещё большую нелепость, исказит смысл. Например, как иначе можно описать деятельность «варить варенье».

Слово «варенье» заменить на «джем» или «конфитюр»? Это искажение, а не полезная замена.

Стилистически оправдано употребление однокоренных слов, находящихся в близком контексте, и применение терминологических выражений, если к ним невозможно подобрать синонимы: словарь словообразования русского языка.

Точность речи

Точность речи чаще всего связывают с точностью словоупотреб­ления.

Точность словоупотребления зависит от того, насколько говоря­щий знает предмет речи, насколько он эрудирован, умеет ли логи­чески мыслить, знает ли законы русского языка, его правила.

Таким образом, точность речи определяется:

— знанием предмета,

— логикой мышления,

— умением выбирать нужные слова.

Нарушение логической последовательности, отсутствие логики в изложении приводит к неточности речи.

Рассмотрим, в каких случаях нарушается точность речи в резуль­тате недостаточного знания особенностей языка. Наиболее типичны из них:

— употребление слов в несвойственном им значении;

— не устраненная контекстом многозначность, порождающая двусмыс­ленность;

— смешение паронимов, омонимов.

Каждое знаменательное слово выполняет номинативную функ­цию, т. е. называет предмет или его качество, действие, состояние

Это обязывает говорящих обращать внимание на значение слов, пра­вильно их использовать. Небрежное отношение к языку может при­вести к непониманию, неверным действиям, выводам, к нарушению речевой этики, а иногда даже к ссоре

Например, в русском языке есть глаголы: выходить, сходить, сле­зать, вылезать, спускаться. Какое действие называет каждый из них? Чем они отличаются по значению? Как правильно спросить:

— (на катере) Вы на следующей пристани …?

— (на электричке) Вы на следующей станции …?

— (в автобусе, троллейбусе, трамвае) Вы на следующей останов­ке …?

Когда пароход, катер, причаливает к пристани, то кладут сходни и по ним пассажиры сходят. Когда едешь на поезде, электричке, то приходится сходить по ступенькам. Поэтому и в том и другом слу­чае принято говорить: «я схожу, вы сходите». В автобусе, троллей­бусе, трамвае есть вход (задняя дверь) и выход (передняя дверь), поэтому едущие в городском транспорте входят и выходят. Однако допустим и вопрос: «Вы сходите на следующей остановке?», посколь­ку и в данном случае приходится сходить по ступенькам.

Снижает точность речи незнание о существовании в языке паро­нимов и омонимов, неумение нейтрализовать эти явления в речи.

Паронимами (para — рядом, onima — имя) называются слова, близкие по звучанию и написанию, но разные по значению. Напри­мер: адресант — адресат, экскаватор — эскалатор, кворум — форум, контракт — контакт, факт — фактор, описка — отписка, внеклас­сный — внеклассовый.

Паронимы встречаются и среди собственных имен: Эйзенштейн — Эйнштейн, Капри — Кипр, Швеция — Швейцария.

Австрийский географ Людвиг Кренек, вспоминая о своем пребы­вании в Индии, рассказывает: «Мы давно уже перестали называть себя австрийцами, потому что об Австрии никто здесь и понятия не имел, и все принимались сразу говорить об Австралии». В данном случае паронимами будут: Австрия — Австралия, австрийцы — ав­стралийцы.

Наличие в языке паронимов приводит к тому, что в устной и пись­менной речи одно слово ошибочно употребляется вместо другого. Вот какие факты смешения паронимов приводит А. М. Горький:

«Верней клади ступень ноги, советует один поэт, не замечая неко­торого несходства между ступней ноги и ступенью лестницы… Про­заик пишет: Он щелкнул щиколоткой калитки вместо щеколдой. Ког­да Б. Пильняк пишет, что «дочь за три года возрастом догнала мать», нужно убедить Пильняка, что возраст и рост не одно и то же».

Употребление в речи омонимов, т. е. слов, различных по значению, но одинаковых по написанию и звучанию, может так же привести к смысловой неточности, двузначности высказывания. Например, предложение «Издали закон об упразднении транспортных судов» звучит двусмысленно из-за наличия в языке омонимов; судов — фор­ма родительного падежа множественного числа существительного суд и судов — форма родительного падежа множественного числа су­ществительного судно. Возникает вопрос, что упразднили — транс­портные суды или транспортные суда? Неудачное употребление омонимов может привести к комическому эффекту. Так, фраза «со­вместный отдых, как и труд, спаивает людей» обязательно вызыва­ет нежелательную реакцию.

Опасна в речи и синтаксическая омонимия. Например, предложе­ния «Назначение председателя всем показалось удачным» и «Харак­теристика Климова точно соответствовала действительности» заклю­чают в себе двойной смысл. Непонятно: председателя назначили или председатель кого-то назначил; характеристика, данная, Климову или Климовым? По разному может быть воспринято и предложение «Газеты сообщили об отъезде гостя из Англии (отъезд английского гостя или лица, гостившего в Англии).

Как научиться красиво говорить

Чтобы в совершенстве овладеть ораторским мастерством, необходимо долго обучаться. Но, если нужно немного подтянуть свои коммуникабельные навыки, вам помогут советы специалистов.

Не бойтесь выражать свое мнение

Прежде всего вам необходимо перестать бояться говорить то, что вы думаете. Конечно, далеко не все люди будут согласны с вами. Но это вовсе не означает, что вы не должны высказывать свое мнение

Важно делать это вежливо, четко донося свою мысль до собеседника

Говорите громко

Тихий голос способен сделать неубедительной даже самую хорошую речь. Старайтесь не мямлить, а говорить громко настолько, чтобы собеседники вас хорошо слышали. Громкий голос позволит вам выглядеть более уверенно. Однако речь должна быть не только громкой, но и внятной, чтобы люди понимали, о чем вы говорите.

Во время разговора смотрите на слушателей

Зрительный контакт во время беседы или выступления очень важен. Во-первых, этим вы выражаете вежливое отношение к слушателям, а во-вторых, призываете их слушать вас более внимательно. К тому же вы видите, какую реакцию у них вызывают ваши слова.

Повышайте уверенность в себе

Если вы неуверенный человек, то вам обязательно нужно работать над собой, повышая уровень уверенности. Это поможет вам общаться с людьми и выступать перед публикой, не чувствуя скованности. Существует множество способов для повышения уверенности в себе. Советы психологов, специальные книги и тренинги помогут в этом.

Позвольте себе ошибаться

Если вы допустили во время выступления ошибку, не переживайте и не нервничайте. Спокойно продолжайте свою речь. Каждый человек может ошибаться. В этом нет ничего страшного и ужасного

Просто не акцентируйте на этом внимание, и вашу ошибку никто не заметит

Преодолевайте застенчивость

Поначалу вам будет очень сложно чувствовать себя перед публикой спокойно и раскованно. Однако отчаиваться не стоит. Пробуйте снова и снова, и постепенно ваша застенчивость заметно уменьшится.

Хорошо изучите тему, на которую собираетесь говорить

Не поленитесь и всесторонне изучите тему, на которую вам нужно делать доклад. Чем лучше вы будете осведомлены, тем меньше будет неуверенности в голосе.

Тренируйте речевые навыки

Если у вас не очень хорошо поставлена речь, тренируйте ее. В этом вам помогут упражнения, которые можно найти в специальной литературе. Разучивайте скороговорки, учитесь правильно произносить сложные слова. Все это поможет вам чувствовать себя уверенно.

Правильно дышите

Дыхание имеет большое значение во время выступления. Если вы правильно дышите, то речь будет плавной, размеренной, без ненужных пауз. Не торопитесь, не запинайтесь. Выберите темп, в котором вы сможете говорить комфортно, не сбиваясь и не задыхаясь. В паузах между словами делайте глубокий вдох. Не произносите окончание фразы на последнем дыхании. Если чувствуете, что не хватает воздуха, начинайте говорить медленнее.

Избавьтесь от слов-паразитов в речи

Слова паразиты в речи выступающего режут слух. Старайтесь избавляться от ненужных слов и междометий, таких как «так сказать», «в общем», «кхм» и «э-э-э». Если вы забыли, что хотите сказать, сделайте паузу, вспомните, а затем спокойно продолжите свою речь.

Выбирайте выгодную позу

Во время выступления перед публикой важно не только красиво говорить, но и правильно стоять. Поза даже больше, чем слова, выдает неуверенность человека

Чтобы выглядеть уверенно, держите спину прямо, не сутультесь, не напрягайте мышцы. Улучшайте свою осанку, чтобы спина была ровной. Перед выступлением отрепетируйте позу перед зеркалом, чтобы потом не переживать, красиво ли вы смотритесь со стороны.

Старайтесь поддерживать интерес аудитории

Хороший оратор умеет не просто красиво говорить. Он поддерживает интерес аудитории, подает информацию так, как нравится слушателям. Это очень важный навык, которому нужно учиться. Если вы будете видеть, что ваш рассказ интересен людям, ваша уверенность в себе повысится.

Выработайте уверенный голос

Голос оратора имеет большое значение. Человека с хорошо поставленным голосом приятно слушать. Подготавливаясь к выступлению, запишите свою речь на диктофон или на камеру и послушайте, как она звучит. Устраните недочеты, которые вам не нравятся. Отследите тембр, интонации, произношение слов. Поработайте над выявленными проблемами, чтобы сделать голос увереннее. Зная, как звучит ваш голос со стороны, вы будете чувствовать себя более комфортно.

Понятность речи

Среди требований, предъявляемых к языку говорящего или пи­шущего, выделяется требование понятности. М. М. Сперанский (1772—1839) в «Правилах высокого красноречия» подчеркивал, что говорить так, чтобы нас не понимали, «есть нелепость, превосходя­щая все меры нелепостей».

Соблюдение данного требования важно потому, что оно связано с действенностью, эффективностью устного слова. По мнению исследователей, общепонятность языка определяет­ся прежде всего отбором речевых средств, а именно необходимостью ограничить использование слов, находящихся на периферии словар­ного состава языка и не обладающих качеством коммуникативной общезначимости

По мнению исследователей, общепонятность языка определяет­ся прежде всего отбором речевых средств, а именно необходимостью ограничить использование слов, находящихся на периферии словар­ного состава языка и не обладающих качеством коммуникативной общезначимости.

Огромный словарь русского языка с точки зрения сферы употреб­ления можно разделить на две большие группы —лексику неогра­ниченной сферы употребления, в которую входят общеупотреби­тельные, понятные для всех слова, и лексику ограниченного употребления, в которую включены профессионализмы, диалектиз­мы, жаргонизмы, термины, т. е. слова, употребляемые в определен­ной сфере — профессиональной, территориальной, социальной.

18.3. Чистота речи

Чистота речи
обеспечивается исключением языковых
элементов, чуждых литературному языку,
а также отвергаемых нормами нравственности.
Чистота речи предполагает последовательное
соблюдение стилистических и этических
норм.
     Необходимость
внимательного отношения к чистоте речи
в языке средств массовой информации
объясняется тем огромным влиянием,
которое оказывает печатное, и тем более
произнесенное с телеэкрана слово на
массовую аудиторию. Публицистическая
речь формирует речевую культуру всего
общества.
     Именно
поэтому филологи, деятели культуры и
вообще все люди, обеспокоенные будущим
языка и нравственным состоянием общества
полагают недопустимым употребление в
публичной речи слов и выражений из
уголовного жаргона, что стало модным в
газетах самой разной политической
направленности (в качестве примера
можно отметить «Московский комсомолец»),
постоянное употребление бранных слов,
ругательств.
     Нарушение
чистоты речи подрывает авторитет средств
массовой информации, вызывает неуважение
к журналистам и политикам, которые
позволяют себе подобную стилистическую
смелость.

  • Чистота речи
    предполагает также стилистически
    оправданное употребление иноязычных
    слов и терминов, при этом главным
    критерием является понятность термина
    адресату сообщения. Взаимопонимание
    в обществе возникает только тогда,
    когда говорящий делает свою речь удобной
    для восприятия собеседником.
         В
    последние годы в газетах и на телевидении
    часто употребляются такие новые
    иноязычные слова, как бартер,
    брокер, инвестиции, клиринг, лизинг,
    фьючерс, монетаризм, дайджест, импичмент,
    саммит, брифинг, ноу-хау, форс-мажор,
    эксклюзивный

    и многие другие.
         Социолингвистические
    исследования показали, что даже
    представители образованных кругов
    населения далеко не всегда правильно
    понимают значения этих слов. Было
    установлено, в частности, что некоторые
    понимают «брифинг» как совещание,
    заседание, «круглый стол», дискуссию,
    дайджест
    как мнение, эксклюзивный
    как актуальный или лучший.
         Неточное
    восприятие аудиторией употребляемых
    в средствах массовой информации слов
    может порождать в общественном сознании
    искаженные представления об окружающей
    экономической и политической реальности.
    Неточность понимания делает невозможным
    разумный диалог в обществе. Такая
    ситуация требует от тех, кто обращается
    к широкой общественности, позаботиться
    о понятности своей речи.
         Иноязычные
    слова и термины, вполне допустимые в
    специальных научных журналах, неуместны
    в информационных публицистических
    жанрах. Профессор В.В. Колосов по поводу
    термина писал, что термин всегда по
    значению точен, но многие обычно не
    знают его значения. В разговорной речи
    точность термина утрачивается — и слово
    запутывает нас, становясь опасным.

  • Нарушением чистоты
    речи является также использование
    шаблонов — словосочетаний, возникших
    как метафоры, но обессмысленных и
    эмоционально потускневших вследствие
    многократного употребления. Вот
    некоторые примеры шаблонов:
         постоянная
    прописка (не о людях), самые разные,
    глубинка, добрые (традиции, перемены),
    отдельные (недостатки, лица), с предельной
    ясностью, слагаемые успеха, свершения,
    полюбившийся, своеобразный, сложный,
    весомый, компетентные органы, прямо
    скажем, если хотите, подпитка, амбиции,
    сопричастность, не панацея, новый
    импульс, настрой, не секрет, не случайно,
    традиционный.

  • Нередко в речи
    журналистов встречается выражение
    глубоко
    символично

    по отношению к ситуациям, в которых нет
    ничего символичного, а есть только
    желание увидеть символику.

  • От шаблонов
    отличаются речевые клише — устойчивые
    выражения, необходимые для краткого и
    точного изложения информации, например
    осенняя
    сессия, введение санкций, подготовка
    визита, экономическое сотрудничество,
    согласительная комиссия, глава
    государства

    и т.п.
         Таким образом,
    главные опасности для чистоты речи —
    это бюрократизация языка и натиск
    канцелярского стиля, наплыв заимствований,
    жаргонизация и вульгаризация общения.

Заключение

Улучшая свою речь, помните, что это помогает повысить качество жизни. Умение излагать мысли неминуемо повышает самооценку, включает критическое мышление, расширяет круг знакомств. Невозможно вступить на новый уровень развития как личность, не обладая ясным умом, правильной речью и четким желанием перемен.

Новый взгляд на речь и общение поможет по-новому оценить свое место в этом мире. Представление о природе своего характера может сильно измениться в зависимости от постановки своей значимости. К примеру, человек всегда считал себя интровертом. Но убрав речевые барьеры, он смог осознать свою экстравертную натуру. Существуют еще признаки, которые описывают экстравертов.

До новых встреч!

Заключение

Таким образом, чистота речи служит показателем не только речевой и общей культуры человека, но и его вкуса, чувства языка, чувства меры.

Нарушение чистоты речи отражает ее шаблонность, приводит к обедненности речи, косноязычию, засорению нелитературными элементами. Причем это относится и к употреблению без нужды иноязычным словам, и, как это ни парадоксально, к сниженным элементам речи. Данную особенность этих полярных пластов отметил лингвист Б.Н. Головин. По его словам, коммуникативное качество речи — ее чистота — получает истолкование и может быть описано на базе соотношения речи с литературным языком и нравственной стороной сознания человека. Чистой можно назвать такую речь, в которой нет чуждых литературному языку элементов (прежде всего слов и словосочетаний) и нет элементов языка, отвергаемых нормами нравственности.

Основная масса современных нарушений чистоты речи связана с употреблением грубых, просторечных слов, ненормативной лексики, варваризмов, жаргонизмов, слов-паразитов, канцеляризмов, диалектизмов, которые, однако, в последнее время редко встречаются в речи горожан.

Наиболее часто встречаются в речи и, безусловно, засоряют ее слова-паразиты, которые еще называют «навязчивыми словами», словами-пустышками и т.п. Их особенностью является то, что сами по себе они, как правило, входят в состав общеупотребительной лексики литературного языка, но если они используются в речи, не неся обычной своей смысловой нагрузки, то засоряют речь своей пустотой и бессодержательностью.

Основным пластом русского литературного языка являются слова общеупотребительные, межстилевые. На фоне этой стилистически нейтральной лексики резко выделяется лексика с пониженной стилистической окраской

просторечия. Просторечные слова располагаются по оценочной шкале с такими основными координатами: книжное — просторечное — бранное. Если бранные слова стоят на границе и часто за границей литературного языка, то просторечные слова не теряют статуса литературных, но в книжный пласт лексики им доступ закрыт. Особенно ярко это проявляется в том, что в просторечии нет такой основополагающей черты литературного языка, как функциональная дифференциация. И поэтому, когда носитель просторечия должен общаться не в обыденной, а, например, в официальной деловой обстановке, его низкий уровень владения литературным языком проявляется особенно ярко.

Если просторечия находятся на границе русского литературного языка вследствие своей осознаваемой сниженности, то варваризмы,

на первый взгляд, выполняют прямо противоположную функцию — они «кричат» об образованности автора речи и порой употребляются одинаково часто как в устной, так и письменной речи. Однако варваризмы не в меньшей степени засоряют речь, потому что представляют собой иноязычные вкрапления, употребляемый в русской речи неоправданно, часто под влиянием своеобразной моды.

Жаргон — социальная разновидность речи, используемая узким кругом носителей языка, объединённых общностью интересов, занятий, положением в обществе. В современном русском языке выделяют молодёжный жаргон, или сленг (англ. Slang- слова и выражения, употребляемые людьми определённых профессий или возрастных групп), жаргоны профессиональные, в местах лишения свободы используется и лагерный жаргон.

Бюрократизация всех форм жизни нашего общества в застойный период привела к тому, что в русском языке чрезмерно усилилось влияние официально — делового стиля. Элементы этого стиля, неоправданно употребляемые за его пределами, называются канцеляризмами.

В диалектах запечатлелся самобытный язык русского народа. В отдельных чертах местных говоров сохранились реликтовые формы древнерусской речи, которые являются важнейшим источником восстановления исторических процессов, затронувших когда — то наш язык. В настоящее время диалектизмы бытуют, в основном, в устной речи крестьянского населения; в официальной обстановке носители диалектов обычно переходят на общенародный язык, проводниками которого являются школа, радио, телевидение, литература.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector