Педагогическая деятельность, функции педагогической деятельности: структура и специфика
Содержание:
- Специфика
- Основные виды педагогического анализа и их функции
- — как наука — это совокупность знаний, которые лежат в основе описания, анализа, организации, проектирования и прогнозирования путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических систем.
- Педагогическое профессиональное образование
- Справочная информация
- Виды педагогической деятельности
- Сущность барьеров в педагогическом общении и причины их возникновения
- Основные функции педагогического общения
- Сущность педагогической деятельности
- Теоретические аспекты
- Функции педагогического общения
- § 1. Определение и общая характеристика затрудненного общения
Специфика
Педагогическое образование РФ характеризуется высокими требованиями к профессиональной деятельности, а также к личности самого преподавателя, воспитателя как субъекта учебно-воспитательного процесса и педагогического общения.
Поэтому к процессу подготовки квалифицированных кадров необходимо относиться очень серьезно. Современное педагогическое образование ориентировано на решение двух задач. Во-первых, нужно оказывать содействие социально-ценностному развитию личности будущего преподавателя, его гражданской и нравственной зрелости, общекультурной, фундаментальной подготовке. Во-вторых, необходимо способствовать специализации и профессиональному становлению в выбранной области педагогической деятельности. Можно сказать, что всестороннее развитие личности преподавателя – это цель, основа и условие, обеспечивающие эффективность обучения будущих педагогов.
Основные виды педагогического анализа и их функции
В настоящее время выделяют несколько видов педагогического анализа, каждый из которых имеет собственную цель, задачи, содержание и функции.
Комплексный педагогический анализ осуществляется в ходе фронтальной проверки деятельности образовательного учреждения, а также при разработке плана его дальнейшей работы и развития, сроком на один год и более.
Функции комплексного педагогического анализа:
- Выявление качества знаний и обученности учащихся за определенный промежуток времени.
- Определение уровня воспитанности учащихся.
- Определение соответствия педагогических кадров и поставленных воспитательно-образовательных задач.
- Определение уровня научно-исследовательской и методической работы, осуществляемой в образовательном учреждении.
- Определение уровня материальной и технической оснащенности образовательного учреждения, ее связей с окружающим социумом.
Параметрический педагогический анализ – это анализ, который проводится ежедневно с целью сбора необходимой информации о течении педагогического процесса, полученных в ходе него результатов.
Основной функцией данного анализа является осуществление ежедневного исследования отдельного урока или воспитательного процесса, текущей успеваемости учащихся, состояния образовательной организации. Все решения, принятые на основании этого анализа требуют от педагога незамедлительного выполнения.
Тематический педагогический анализ – это анализ, направленный на исследование чаще всего повторяющихся и устойчивых тенденций и зависимостей педагогического процесса.
Основная функция тематического анализа заключается в выявлении особенностей отдельных элементов и компонентов педагогического процесса, определение их взаимодействия друг с другом.
Итоговый педагогический анализ направлен на охват и исследование более значительных временных, содержательных и пространственных рамок.
Функция итогового анализа состоит в исследовании результатов педагогической деятельности, за конкретный временной промежуток (четверть, полугодие, год).
Кроме того, итоговый педагогический анализ является основной базой для организации последующих функций управленческого цикла в образовательной организации.
— как наука — это совокупность знаний, которые лежат в основе описания, анализа, организации, проектирования и прогнозирования путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических систем.
Функции педагогической деятельности
(функции (от лат.) — обязанность, назначение)
Обучающая Учитель, прежде всего, учит, то есть помогает учащимся овладеть обобщенным человеческим опытом, знаниями, а также способами их приобретения, приемами и методами учебной работы.
Развивающая Организация учебного процесса, общение учащегося с учителем, личность учителя, воспитательная работа — все это способствует развитию индивидуальности школьника.
Воспитывающая В процессе обучения, во вне учебной деятельности происходит формирование личности ребенка.
Общественно-педагогическая Учитель никогда не ограничивает свою деятельность только служебными рамками, выполняя общественные дела в стенах школы. Как правило, это общественная добровольная деятельность: участие в школьных мероприятиях, неформальное общение со своими воспитанниками, руководство кружками или секциями.
Функции педагога тесно взаимосвязаны. Кроме основных функций, названных выше, к ним добавляются: методическая, самообразовательная, исследовательская.
Список литературы
1. Рубинштейн С.Л. – Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2007.
2. Абрамова Г.С. Психология: Учебник для студентов вузов. — М.: Академический проект, 2001.
..
801
802
803 ..
Педагогическое профессиональное образование
Педагогическое образование не является исключением. Получение в частности педагогического образования регламентировано федеральным Законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и Законом РФ «Об образовании». В основе высшего и послевузовского педагогического образования лежат принципы непрерывности и преемственности всех ступеней образования, интеграции системы высшего образования России в мировую систему высшего образования.
С середины девяностых годов прошлого века в России в рамках проекта «Международный бакалавриат» были установлены ступени высшего профессионального образования, в том числе педагогического, с обозначением сроков освоения программ:
- бакалавр – не менее 4 лет,
- дипломированный специалист – не менее 5 лет,
- магистр – не менее 6 лет.
Освоение образовательной программы высшего профессионального педагогического образования определенной ступени в высшем учебном заведении, которое имеет государственную аккредитацию, служит основанием для занятия в государственной или муниципальной организации соответствующей должности, оклада и надбавок к нему.
Ступенями послевузовского профессионального педагогического образования являются:
- аспирантура;
- докторантура.
В аспирантуру принимаются граждане Российской Федерации, уже имеющие высшее педагогическое образование, а в докторантуру, имеющие степень кандидата наук. Срок обучения в аспирантуре и докторантуре составляет 3 года.
На сегодняшний день в России существует ряд педагогических учебных заведений, включающий: педагогические колледжи и лицеи, педагогические училища, педагогические институты и университеты.
Рис.1
Педагогические училища, лицеи и колледжи относятся к средним педагогическим учебным заведениям. Они в свою очередь подразделяются на:
- школьные,
- дошкольные,
- музыкально-педагогические,
- художественно-графические,
- прочие.
В педагогические училища принимаются граждане с девятилетним и средним образованием. Срок обучения в данном учебном заведении составляет три-четыре года. Помимо общеобразовательной подготовки в педагогических училищах, лицеях и колледжах много внимания уделяется изучению психолого-педагогических дисциплин и непосредственно педагогической практике.
Педагогические институты и университеты – это высшие учебные заведения, принимающие лиц со средним образованием. Срок обучения в педагогическом ВУЗе составляет от четырех до шести лет. Учебный план педагогического института или университета включает в себя три больших цикла:
- общественные науки,
- психолого-педагогические науки,
- специальные науки, которые определяют профиль специалиста.
Учебным планом предусмотрена также педагогическая практика.
Традиционно профессии подразделяются на специальности, которым присущ ограниченный вид деятельности в рамках одной профессии. В педагогической профессии – учитель, так же выделяется множество специальностей, в частности: учитель начальных классов, учитель математики, учитель русского языка и литературы и т.д.
Основанием для дифференцирования педагогических специальностей служит специфические особенности объекта и цели деятельности. Еще одним основанием служат возрастные периоды развития ребенка и особенности развития личности, обусловленные психофизическими и социальными факторами. Именно на основании этих факторов сформировались различные педагогические специальности: воспитатель детского сада, воспитатель детского дома; учитель начальных классов, учителя-предметники, практический психолог, социальный педагог, гувернер и другие.
Наблюдается тенденция по увеличению количества педагогических профессий и специальностей и их трансформации. Еще десять лет назад в России было очень мало социальных педагогов, сегодня ситуация кардинально изменилась. Стала востребованной профессия школьного педагога-психолога. Снижается потребность в воспитателях группы продленного дня, но при этом растет необходимость в освобожденных классных руководителях. Возрождаются профессии гувернера и домашнего учителя.
Сегодня в развивающейся системе российского образования проявляются две тенденции: усиление узкой специализации и одновременная интеграция профессиональной педагогической деятельности.
Педагог, владеющий несколькими смежными специальностями, имеет больше возможностей для реализации межпредметных связей, для налаживания контакта с воспитанниками.
Справочная информация
ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной
Виды педагогической деятельности
По традиции основными видами педагогической деятельности, реализуемой в рамках целостного педагогического процесса, являются воспитание и обучение.
Под воспитанием понимают целенаправленную воспитательную работы, под обучением подразумевают организованное преподавание.
Определение 2
Воспитательная работа – это целенаправленная педагогическая деятельность, подразумевающая организацию воспитания и управление различными видами деятельности детей (учащихся, воспитанников), направленных на решение задач по своевременному и гармоничному развитию личности.
Определение 3
Преподавание – это один из видов педагогической деятельности, направленный на организацию качественного управления познавательной деятельности детей.
Ряд авторов, считают, что воспитательная и педагогическая деятельность являются тождественными понятиями. Это связано с тем, что данное соотношение преподавания и воспитательной работы раскрывать смысл утверждения о единстве воспитания и обучения.
Преподавание, которое осуществляется в рамках любой из организационных форм, не только на учебном занятии, чаще всего имеет строго очерченные временные рамки, четкую цель, способы, методы, средства и приёмы её достижения. Одним из важнейших критериев эффективности реализованного преподавания является результативность по достижению поставленной учебной цели.
В отличие от преподавания, воспитательная работа, которая также реализуется в рамках любой их организационных форм, не преследует прямого достижения конкретно поставленной цели. Это связано с тем, что невозможно точно прогнозировать, сколько времени затратит педагог на прямое достижение воспитательной цели. Зачастую лишь у небольшого количества учеников воспитательная цель достигается непосредственно в процессе обучения в образовательном учреждении. В остальных же случаях результат воспитательной работы педагога может быть заметен в дальнейшей жизни учащихся, по окончанию образовательного учреждения. Это обусловлено тем, что не всегда до ребенка или подростка «доходит» значимость того, что говорит и «дает» детям педагога и только «выйдя» в самостоятельную взрослую жизнь они понимают ценность того, что «вкладывал» в них педагог. То есть, цель воспитательной работы может быть достигнута непосредственно во время ее реализации, либо же достижение может быть отсроченным.
В воспитательной работе возможно только лишь предусмотреть и проследить за последовательным решением конкретных воспитательных задач, каждая из которых ориентирована на достижение воспитательной цели. Одним из важнейших критериев эффективности решения воспитательных задач являются положительные изменения в сознании воспитанников, которые проявляются во внешних эмоциональных реакциях, деятельности и поведении.
Основными видами профессиональной педагогической деятельности учителя являются:
- Преподавательская деятельность – представлена организацией обучающего процесса и управлением познавательной деятельностью учащихся.
- Воспитательная деятельность – направлена на организацию эффективной воспитательной среды и управление всеми видами внеурочной и внеклассной деятельности учащихся.
- Социально-педагогическая деятельность – направлена на организацию успешной социализации ребенка в современном мире и осуществление его социальной защиты в рамках собственных полномочий.
- Культурно-просветительская деятельность – предполагает приобщение учащихся к общечеловеческой и мировой культуре.
- Научно-методическая деятельность – направлена на своевременное освоение педагогом инновационных технологий, современных научных и просветительских теорий в области обучения и воспитания, осуществление на их основе разработки собственных авторских подходов и способов организации воспитательно-образовательного процесса, написание научно-методических работ.
- Управленческая деятельность – представляет собой организацию разнообразных видов деятельности учащихся.
- Коррекционно-развивающая деятельность – направлена на выявление и своевременное устранение недостатков в личностном развитии учащихся.
Сущность барьеров в педагогическом общении и причины их возникновения
Педагогическое общение является важной составляющей педагогического процесса. Для организации эффективного педагогического общения, педагог должен обладать необходимой системой коммуникативных навыков и умений, а также социально-психологической компетенцией
Довольно часто, при организации педагогического общения возникают трудности, которые называют барьерами.
Возникновение барьеров педагогического общения связано в первую очередь с тем, что педагог – это, прежде всего, человек, который как элемент коммуникации обладает определенными психологическими особенностями и внутренними индивидуальностями.
Адекватность восприятия и передачи учебной информации во многом зависит от наличия или отсутствия барьеров в педагогическом общении. В том случае, если имеются барьеры, то передаваемая педагогом информация может быть искажена, потерян ее первоначальный смысл, а в ряде случаев она и вовсе может не дойти до учащихся.
Замечание 1
Барьеры педагогического общения – это ряд факторов, которые являются причинами конфликтов в общении или способствуют их возникновению.
По своей природе барьер в педагогическом общении – это своеобразное психологическое препятствие адекватной передачи учебной информации от педагога к детям.
Основными причинами возникновения барьеров в педагогическом общении являются:
- Возникновение в процессе общения отрицательной эмоциогенной ситуации, которая негативно сказывается на эмоциональном и психологическом состоянии педагога.
- Затруднения у педагога в действиях с предметом познания. В случае если педагог слабо владеет необходимой учебной информацией, то возникает эмоциональное напряжение в процессе педагогического общения.
- Возникновение противоречий между достигнутым знанием и его принятием со стороны ученика. В том случае, если переданная учебная информация воспринимается и понимается учащимися, но при этом в силу разных причин они отказываются принимать это знание.
- Отрицательная реакция на негативную оценку достигнутого результата.
Основные функции педагогического общения
В силу своей многоликости педагогическое общение полифункционально. Выделяют следующие функции педагогического общения:
- Информативная функция – направлена на осуществление процесса взаимодействия между детьми и педагогом, определенного учебными программами и планами. Суть данной функции заключается в передаче знаний учащимся (воспитанникам), формирование у них необходимых умений и навыков.
- Нормативная функция заключается в том, что в процессе педагогического общения, детям передаются нормы права и морали, через усвоение ими нравственного поведения, поступков, взаимоотношений между людьми.
- Познавательная функция направлена на формирование и развитие у детей умения аргументировано высказывать собственное мнение, уметь правильно и четко доносить до собеседника свою мысль или идею. В рамках данной функции дети учатся координировать свои знания, у них совершенствуются умения и навыки применения полученных ранее знаний в процессе общения со сверстниками и педагогами.
- Коммуникативная функция – направлена на установление межличностного взаимодействия и связей между детьми в группах, коллектива, класса, временных объединениях и т.д., а также установления контактов между детьми и взрослыми.
- Регулятивная функция направлена на установление разнообразных средств и форм стимулирования положительных поступков эстетического и нравственного поведения, а также отторжение и устранение негативных проявлений в собственном поведении.
- Воспитательная функция педагогического общения заключается в формировании и развитии у детей эффективных способов и форм взаимодействия и сотрудничества. Кроме того, данная функция направлена на выработку у детей культуры общения, уважительного отношения к личности собеседника.
-
Функция «открытия» ребенка на общение направлена на создание комфортных условий общения детей в рамках образовательной организации. Условия необходимо создавать во всех видах деятельности (трудовой, учебной, игровой, исследовательской и т.д.). Это необходимо для того, чтобы ребенок мог проявить себя в детском коллективе, установиться как личность. Для реализации данной функции педагогами используются специальные операции в процессе педагогического общения:
- Пластическая поза: направлена на то, чтобы показать ребенку открытость и готовность педагога к общению. Открытая поза предусматривает непринужденное положение тела педагога, небольшой наклон вперед, руки опущены, ладони раскрыты вперед.
- Подача педагогом любой информации, касающейся детского коллектива с позиции «МЫ». Педагогу необходимо дать понять детям, что все они часть единого коллектива.
- Установление личного контакта с каждым из детей. Осуществляется с использованием вербального, визуального и тактильного способов.
Вербальный контакт – устанавливается посредством словесного общения с ребенком, в рамках которого, педагог выстраивает доверительные и уважительные взаимоотношения с детьми.
Визуальный контакт – устанавливается глазами. В процессе общения с ребенком педагогу необходимо смотреть на ребенка, показывая свою заинтересованность и эмоции от общения.
Тактильный контакт – устанавливается с использованием жестов, касаний, поглаживаний и т.п. Тем самым педагог показывает свое расположение к ребенку.
Сущность педагогической деятельности
Деятельность
—
с
одной стороны это специфическая форма
общественно-исторического бытия людей,
а с другой — способ их существования и
развития.
Деятельность:
1) Обеспечивает
создание материальных условий жизни
человека, удовлетворение естественных
человеческих потребностей;
2)
Становится фактором развития духовного
мира человека и условием реаизации его
культурных потребностей;
3) Является сферой
достижения жизненных целей, успехов;
4) Создает условия
для самореализации человека;
5) Является источником
научного познания, самопознания;
6) Обеспечивает
преобразование окружающей среды.
Деятельность
человека —
необходимое
условие его развития в процессе которого
он
приобретает жизненный опыт, познает
окружающую жизнь, усваивает знания,
вырабатывает
умения и навыки — благодаря чему
развивается сам и его деятельность.
Деятельность
—
активная
форма отношения субъекта к объекту.
Профессиональная
деятельность учителя —
это
особый вид общественно необходимого
труда взрослых, направленный на подготовку
подрастающих поколений к
жизни.
Педагогическая
деятельность —
один
из видов практического искусства.
Педагогическая
деятельность — целенаправленная, т.к.
педагог ставит перед собой определенную
цель (воспитать отзывчивость, обучить
работе на швейной машинке) В
широком
смысле пед. деятельность направлена на
передачу опыта подрастающим поколениям.
Значит, педагогика как наука изучает
особый вид деятельности по приобщению
человека к жизни общества.
Пед.
деятельность представляет собой
воспитывающее и обучающее воздействие
на
учащегося, направленное на его личностное,
интеллектуальное и деятельностное
развитие.
Пед.
деятельность возникла на заре цивилизации
в ходе решения таких задач, как создание,
хранение и передача подрастающим
поколением умений и норм социального
поведения.
Школа,
училище, колледжи, являются ведущими
социальными институтами, основное
назначение которых —
организация эффективной педагогической
деятельности.
Пед.деятельность
профессионально осуществляют только
педагоги, а родители, производственные
коллективы, общественные организации
осуществляют общепедагогическую
деятельность.
Профессиональная
пед. деятельность осуществляется в
специально организованных
обществом образовательных учреждениях:
дошкольных заведениях, школах, ПТУ,
средних специальных и высших учебных
заведениях, учреждениях дополнительного
образования, повышения квалификации и
переподготовки.
Сущность пед.
деятельности А.Н.Леонтьев представлял
как единство цели, мотивов, действия,
результата. Цель — это системообразующая
характеристика.
Пед.
деятельность — это особый вид социальной
деятельности, направленный на передачу
от старших поколений младшим накопленных
человечеством культуры и опыта, создание
условий для их личностного развития и
подготовку к выполнению определенных
социальных ролей в обществе.
Структура
пед. деятельности:
1. цель деятельности;
2. субъект деятельности
(преподаватель);
3. объект-субъект
деятельности (ученики);
4. содержание
деятельности;
5. способы
деятельности;
6. результат
деятельности.
Цель пед.
деятельности.
Цель
—
это
то, к чему стремятся. Общей стратегической
целью педагогической деятельности
и целью воспитания является воспитание
гармонично развитой личности.
Цель
педагогической деятельности разрабатывается
и формируется как совокупность социальных
требований каждому человеку с учетом
его духовных и природных
возможностей, а также тенденций
общественного развития.
А.С.Макаренко
цель педагогической деятельности видел
в разработке и индивидуальных
коррективах программы развития личности.
Целью
профессиональной деятельности педагога
является цель воспитания: «Личность,
способная строить жизнь, достойную
человека» (Педагогика под ред.
П.И.Пидкасистого,
стр.69).
Достижение
данной цели требует от учителя высочайшего
профессионализма и тонкого педагогического
мастерства, и осуществляется только в
деятельности, направленной
на решение поставленных задач как частей
цели.
Теоретические аспекты
Психолого-педагогическое образование рассматривалось в фундаментальных трудах многих зарубежных и отечественных ученых психологов и педагогов: Ушинского К. Д., Макаренко А. С., Песталоцци И. Г
Образованию родителей уделяли внимание Змеева С. И., Газман О
С.
Сикорский А. И. рассматривал психолого-педагогическое образование в виде основного средства повышения просвещенности родителей.
На данный момент проведено множество исследований, которые были посвящены проблеме полноценного взаимодействия между школой и семьей. Несмотря на все эти исследования, психолого-педагогическое образование остается актуальной проблемой.
Функции педагогического общения
Педагогическое общение рассматривают как установление межличностных близких отношений, основанных на степени общности интересов, мыслей, чувств; установление дружественной, доброжелательной атмосферы между объектом и субъектом, обеспечивающей максимально эффективный процесс воспитания и обучения, психического и интеллектуального развития человека, сохраняющего неповторимость и индивидуальность личностных особенностей.
Педагогическое общение многогранно, где каждая грань отмечается контекстом взаимодействия.
Функции педагогического общения делятся на обозначающую, познавательную, эмотивную, фасилитативную, регулятивную, функции самоактуализации.
За заинтересованность в успехе учащегося, а также поддержание благожелательного контакта и атмосферы отвечает общение, что способствует самоактуализации и развитию в дальнейшем ученика.
Педагогическое общение должно обеспечить уважение к личности ребенка. Понимание и восприятие личности ученика педагогом — это познание духовного мира, физических состояний ребенка, индивидуальных и возрастных, психических, национальных и других различий, психических новообразований и проявления сензитивности.
Понимание личности учащегося учителем формирует атмосферу заинтересованного к нему отношения, а также доброжелательности, способствует в определении перспектив развития личности и их регуляции.
Функцию понимания и восприятия личности ученика педагогом следует рассматривать как важнейшую.
Информационная функция отвечает за психологический реальный контакт с учащимися, развивает процесс познания, дает обмен духовными и материальными ценностями, создает взаимопонимание, формирует познавательный поиск решений, положительную мотивацию в достижении успехов в учебе и самовоспитании, в становлении личности, устраняет психологические барьеры, устанавливает межличностные отношения в коллективе.
Информационная функция отвечает за организацию группового, индивидуального, коллективного общения. Индивидуальное общение способствует познанию личности, а также воздействию на ее сознание, поведение, а также на ее коррекцию и изменение.
Контактная функция — установление контакта для обоюдной готовности к передаче и приему учебной информации.
Побудительная функция — стимуляция активности ученика, направленная на выполнение учебных действий.
Эмотивная функция — побуждение в учащемся необходимых эмоциональных переживаний, а также изменение с его помощью собственных состояний и переживаний.
Педагогическое общение должно иметь ориентир на достоинство человека и большое значение в продуктивном общении играют такие этические ценности как: откровенность, честность, доверие, бескорыстие, милосердие, забота, благодарность, верность слову.
Мы в телеграм! Подпишитесь и узнавайте о новых публикациях первыми!
§ 1. Определение и общая характеристика затрудненного общения
Общая характеристика затруднений в общении
Сложной,
педагогически значимой проблемой
педагогической психологии, психологии
общения является проблема затруднений,
или «барьеров» общения, с которыми
человек сталкивается в деятельности,
в общении. Хотя само явление трудностей
понимания, интерпретации высказывания
(текста) и его порождения в диалогах и
публичном общении обсуждалось еще в
риторике древнего мира, например в
упомянутом трактате Цицерона, эта
проблема изучается в качестве объекта
специального исследования в контексте
коммуникативно-информационных теорий,
социально-психологической теории и
когнитивной психологии с середины
нашего столетия (Д. Катц, Л. Ли, Г. Лассвелл,
М. Андерсон, Е.С. Кузьмин, Б.Д. Парыгин,
Б.Ф. Ломов, Я.Л. Коломинский, Б.А. Климов
и др.).
В
педагогической деятельности затруднения
в процессе взаимодействия между учителем
(преподавателем) и учениками (студентами)
и между учениками (студентами) внутри
класса (группы) исследуются достаточно
интенсивно с целью определения факторов,
влияющих на них, вызывающих их причин.
Изучается также значение этих затруднений
для учебной деятельности (Н.В. Кузьмина,
А.А. Леонтьев, А.К. Маркова, В.А. Кан-Калик,
Е.В. Цуканова, В.В. Рыжов, Л.А. Поварницьша
и др.). Отметим, что «затруднение»,
«барьер» общения — это субъективное
образование, переживание субъектом
некоторой сложности, необычности,
нестандартности, противоречивости
ситуации. Поэтому то, что вызывает
затруднение у одного человека, может
быть даже не замечено другим.
Определение затруднения
Затруднение
в общении (в деятельности) — это
субъективно переживаемое человеком
состояние «сбоя» в реализации
прогнозируемого (планируемого) общения
вследствие неприятия партнера общения,
его действий, непонимания текста
(сообщения), непонимания партнера,
изменения коммуникативной ситуации,
собственного психического состояния
и т.д. Затруднения выявляются в форме
остановки, перерыва деятельности, самого
общения, невозможности их продолжения
(А.К. Маркова). С учетом того, что
возникновение в процессе деятельности
затруднения и его осознание, объективация
есть одно из условий возникновения
проблемной ситуации, которая является
предпосылкой и основой возникновения
и движения мысли (С.Л. Рубинштейн), в
педагогической деятельности оно может
рассматриваться и как фактор активации
интеллектуальной деятельности человека,
стимулирование нахождения новых средств
и способов выхода из создавшейся
«затрудняющей» ситуации. Соответственно
выделяют позитивную и негативную функции
затруднения (трудности) в процессе
педагогического общения.
Функции затруднения
Позитивная
функция затруднения (по А.К. Марковой)
«…имеет два значения: а) индикаторное
(привлечение внимания учителя; например,
внимательному учителю на его трудности
укажут ошибки его учеников); б)
стимулирующее, мобилизующее (активизация
деятельности учителя при анализе и
преодолении затруднений, приобретение
опыта)» . Показательна в этом
плане двойственность позиции учителей
относительно ошибки как следствия
неадекватного решения сложной
педагогической или коммуникативной
задачи. Одни считают недопустимыми
ошибки в этой деятельности, другие
рассматривают их как необходимый и
неизбежный элемент.
В
то же время А.К. Маркова фиксирует и
негативную функцию затруднения, также
имеющую два значения: «а) сдерживающее
(в случае отсутствия условий для
преодоления затруднений или наличия
неудовлетворенности собой, например
заниженной самооценки) и б) деструктивное,
разрушительное (затруднения приводят
к остановке, распаду деятельности,
желанию уйти из школы или из профессии)»
.
Обычно
в деятельности, в общении человек
фиксирует только то, что препятствует
дальнейшему нормальному осуществлению
этих процессов, тогда как для учителя
важно знать и сложности, которые он
преодолевает, не всегда осознавая их
как затруднения. Сложности, препятствия
в совместной деятельности, общении,
осознаваемые его субъектами как
затруднения, барьеры, проявляются, как
свидетельствуют результаты исследований
(Е.В
Цуканова), в поведении, «неадекватном»
ситуации общения и характеру деятельности,
в особенностях установления и поддержания
контакта, уровне психологического
комфорта общающихся людей, их эмоциональном
самочувствии. Затруднения могут
проявляться в одном из этих планов, но
чаще в нескольких из них одновременно.