Взаимосвязь возрастного развития и деятельности. понятие ведущей деятельности. динамика ведущего вида деятельности в онтогенезе

Фитнес

Характеристика ведущей деятельности в раннем детстве

Определение 1

Раннее детство – это возраст детей от 1 года до 3-х лет.

Для ребенка этого возраста характерна самостоятельность в познании окружающего мира, начинается ситуация разрушения неразрывного единства ребенка и взрослого.

Раннее детство – это совместная деятельность на правах сотрудничества, которая по Д.Б. Эльконину раскрывается в отношениях ребенок – предмет – взрослый.

Развитие психики ребенка определяют степень овладения речью, телом, развития предметной деятельностью, которые являются основными его достижениями.

Замечание 1

Основным видом деятельности ребенка является предметно-манипулятивная деятельность.

Предметное действие ребенка, считает Д.Б. Эльконин, развивается в двух направлениях:

  1. переход к самостоятельному исполнению и выделению взрослого как образца действия – ребенок начинает сравнивать себя с взрослым;
  2. в условиях осуществления предметного действия идет развитие средств и способов ориентации самого ребенка.

Зарождаются внутри предметной деятельности новые виды – рисование, лепка, конструирование. Вертикальное положение дает возможность ребенку расширить круг общения с предметами, которые его интересуют, проявлять самостоятельность и делать выбор.

Что касается речи ребенка раннего детства, то её развитие идет от примитивных называний до осознанного выражения мысли. Речь развивается в двух направлениях – понимание речи взрослых совершенствуется и идет формирование собственной активной речи.

Речь развивается не только в процессе непосредственного общения с взрослыми, но и включается в практическую деятельность по освоению предметов. Идет формирование коммуникативной и обобщающей функции речи. Выполняя требования и инструкцию взрослого, ребенок формирует регулирующую функцию речи.

Кроме этого появляется ситуативная и описательная речь.

Речевой и социальный опыт ребенка обогащается в процессе чтения литературных произведений, рассказов взрослого и на третьем году жизни речевая активность ребенка возрастает. Речь в это время становится главным средством общения.

Замечание 2

Среди психических функций в этом возрасте доминирует восприятие, это означает, что от восприятия остальные психические функции имеют определенную зависимость. Восприятие, по мнению Л.С. Выготского, является важнейшим новообразованием раннего детства.

Предметное восприятие формируется как центральная познавательная функция. Ребенок может подбирать предметы, соединяя их части в соответствии с размерами, цветом, формой – развивается зрительное и слуховое восприятие.

Через восприятие, с его помощью и вокруг него развиваются все высшие психические функции.

Основной формой мышления ребенка этого возраста является наглядно-действенное мышление, формируется знаково-символическая функция сознания, что проявляется в графических действиях и рисунках.

Появляются новые мыслительные операции – сравнение и обобщение.

В активном восприятии – узнавании — проявляется память – преобладающей является эмоциональная, двигательная и частично образная память.

Новым процессом памяти является воспроизведение.

На втором году жизни ребенка возникают предпосылки воображения, которое появляется в игре при возникновении воображаемой ситуации и игровом переименовании предметов. Первые собственные сочинения у ребенка появляются к концу раннего детства.

Внимание у ребенка младшего возраста развивается при освоении ходьбы, речи, предметной деятельности. Развивается и самосознание, и подлинная самостоятельность

Личным новообразованием раннего детства является гордость за собственные достижения. Возникает личное желание и личное действие «Я сам».

Общение младенцев со взрослыми

Первый год жизни ребенок полностью зависит от окружающих взрослых. Его базовая потребность — чувство защищенности. Именно это ощущение дает малышу понять, что с ним все в порядке, нет угроз. Если эта потребность удовлетворена полностью, он открыт к миру, готов к полноценному контакту с ним.

В психологии для этапа младенчества введено понятие «Диада мать-дитя» или «Пра-мы». Оно определяет психическую общность младенца и заботящегося о нем взрослого. Ребенок в этот период не осознает себя, неспособен не только выделить свое Я, но и собственные конечности воспринимает как посторонние предметы. Поэтому взрослый становится центром взаимодействия с ребенком и ребенка с миром.

Для первого полугодия характерно ситуативно-личностное общение между младенцем и мамой. Оно проявляется как комплекс оживления, который знаменует завершение кризиса новорожденности

Для него характерно сосредоточение взгляда на лице мамы, приветственная улыбка, активные движения, привлекающие внимание взрослого. Это исключительно эмоциональное общение

Доброжелательность мамы к малышу в этот период — залог нормального психического и когнитивного развития в дальнейшем.

Для второй половины периода характерно ситуативно-деловое общение. Оно закладывает основы предметной деятельности. Ребенок переходит на этот этап после того, как научится хватать предметы. В процессе контакта со взрослым он использует не только мимику и звуки, но и жесты, позы, различные вещи. Он может показывать, приближать, удалять, бросать, требовать какую-либо игрушку. Малыши начинают испытывать потребность в совместной с мамой деятельности.

В этот период происходит формирование привязанности. Она является залогом психологического здоровья малыша. Выделяют три этапа ее становления:

  1. Младенец ищет контакт и близость с любым взрослым в поле зрения.
  2. Начинает отличать «своих» от «чужих».
  3. Формируется привязанность к наиболее значимым взрослым.

Именно полноценное общение с младенцем позволяет ему успешно развиваться физически, психически, умственно.

Души

События

Социальная ситуация развития

Определение 1

В психологии раннее детство – это возрастной период от 1 года до 3 лет.

Это возраст в личностном развитии, познавательной и социальной сферах, возраст формирования новой социальной ситуации развития, когда возникает совместная деятельность ребенка и взрослого и становится предметной. Совместная деятельность связана с тем, что взрослый человек учит ребенка правильно пользоваться предметами, объясняет их необходимость.

В раннем детстве социальная ситуация выглядит так – «ребенок – предмет -взрослый»

В этом возрасте для ребенка важным является предмет, который становится для малыша главным и на этом предмете сосредотачивается всё внимание – это может быть машинка, кукла, стул и др. Фактически это не совсем так, потому что овладеть человеческими способами употребления предметов ребенок без помощи взрослого ещё не может

Мотив деятельности заключается в предмете и способе его употребления, поэтому совместная деятельность становится предметной. В этом возрасте идет интенсивное развитие общения, которое становится не только эмоциональным, но и речевым.

В конце первого года жизни ребенок становится на ноги, что имеет очень большое значение, а сам этот период получил название ходячее детство. Прямохождение является задачей, связанной с сильными переживаниями, и для её решения важна поддержка, участие и одобрение взрослого человека.

Постепенно малыш начинает ходить уверено, увеличивается его автономность от взрослого и с внешним миром складывается более свободное и самостоятельное общение. Доступными становится большее количество предметов, появляется ориентировка в пространстве и определенная самостоятельность. Возникает желание потрогать всё своими руками, повертеть тот или иной предмет, ребенок требует внимания к себе и совместной игровой деятельности.

Разворачивается новая форма общения – ситуативно-деловое. Взрослый становится для ребенка раннего возраста соучастником игры и предметной деятельности, образцом для подражания, который оценивает знания и умения ребенка, эмоционально его поддерживает.

Полноценное общение – это доверчивость и эмоциональность, которую проявляет ребенок, чувствительность к оценке взрослого и перестраивание своего поведения исходя из поведения взрослого, активное использование во взаимодействии речи.

Ребенок в этом возрасте должен усвоить логику предметного действия, которую выделил Д.Б. Эльконин. Например, двухлетний малыш не может спускаться с дивана, пытаясь делать это вниз головой или боком. Взрослый должен повернуть ребенка головой к спинке дивана, спустить сначала одну ножку, а затем другую, приговаривая – вот так, вот так. После нескольких попыток ребенка надо только поддерживать и поощрять. Образец действия взрослого является главным звеном обучения маленького человека.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Текст слайда:

Самостоятельная работа

1. Самооценка2. Престижные потребности3. Общество в узком смысле

1. Потребности2. Потребности в безопасности3. Общество в широком смысле

Слайд 2

Текст слайда:

1 вопрос

Биологической сущностью человека обусловлена его потребность в 1) самопознании 2) самореализации 3) самосохранении 4) самообразовании

Слайд 3

Текст слайда:

2 вопрос

Что характеризует человека как личность? 1) тип темперамента 2) черты внешнего облика 3) принадлежность к определённой расе 4) качества, проявляющиеся в общении

Слайд 4

Текст слайда:

3 вопрос

В. 45 лет. Она высокая стройная брюнетка. Эти качества характеризуют её прежде всего как 1) индивида 2) работника 3) личность 4) потребителя

Слайд 5

Текст слайда:

4 вопрос

Какая потребность присуща как человеку, так и животным? 1) в самореализации 2) в самосохранении 3) в познании мира 4) в успехе

Слайд 6

Текст слайда:

5 вопрос

Человек, в отличие от животного, может 1) действовать сообща с себе подобными 2) осознавать цель своих действий 3) обучать потомство 4) поддерживать нормальный теплообмен

Слайд 7

Текст слайда:

Человек и его деятельность

Обществознание 6 класс.

Слайд 8

Текст слайда:

1. «Птицу узнают по полету, а человека по работе.»

Деятельность – это осознанное занятие человека, направленное на достижение цели, получение результата с помощью определенных средств

Слайд 9

Текст слайда:

Деятельность

— это то, что присуще только людям Деятельность отличает человека от животных.

Слайд 10

Текст слайда:

Только человек способен к осознанной деятельности

Животные руководствуются инстинктами

Слайд 11

Текст слайда:

Отличительные черты деятельности человека:

Определение целиСпособность к сознательным действиям

Слайд 12

Текст слайда:

Что из перечисленного можно отнести к деятельности?

Заполните табличку

Слайд 13

Текст слайда:

1.Собака сторожит дом, 2. мальчик катается на велосипеде, 3. композитор сочиняет оперу, 4. мама готовит обед

Слайд 14

Текст слайда:

5. Белка делает запасы 6. Бобер строит платину7. Строитель строит дом

Слайд 15

Текст слайда:

Структура деятельности

ЦельСредстваРезультат

Слайд 16

Текст слайда:

«Пчела мала, да и та работает»

Цель определяет действия человека. Они всегда направлены на получение какого –то результата.Чтобы добиться цели нужно учиться.

Слайд 17

Текст слайда:

Цель определяет действия человека.

-Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?- спросила Алиса-А куда ты хочешь попасть? – ответил Кот.-Мне все равно… — сказала Алиса.-Тогда все равно, куда и идти,- заметил Кот. Л. Кэрролл

Слайд 18

Текст слайда:

1. Игра

— помогает детям узнать много нового, подготовиться к взрослой жизни. (стр 29 история о Петре I )

Слайд 19

Текст слайда:

2. Учение

— первый шаг в достижении любой цели.

Слайд 20

Текст слайда:

3. Труд

— основная деятельность человека.

Слайд 21

Текст слайда:

4. Общение.

— важный вид деятельности. Без, которого сложно представить другие виды деятельности.

Слайд 22

Текст слайда:

Определяем виды деятельности

У меня сестренок семь.
Помогать я буду всем:
С Пашей сеять,
С Дашей жать,
С Леной куклу наряжать,
С Нюрой стряпать,
С Шурой шить,
С Верой сено ворошить,
Песни петь с Марусенькой,
Самою малюсенькой.

Слайд 23

Текст слайда:

Решите кроссворд.

1

2

3

4

Слайд 24

Текст слайда:

Если все слова разгаданны верно, по вертикали получится слово, которое характерезует один из видов деятельности.

1. Устное народное …2. Труд иначе …3. Бывает в школе…4. То, чему время, когда потехи час.

Игра – как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте

На этапе дошкольного детства развитие происходит в ситуации познания человеческих отношений под влиянием все более возрастающей потребности их имитировать. Поэтому ведущей для малышей 3-7 лет становится игровая деятельность. К концу возрастного периода она формирует очень важные новообразования в психике дошкольника:

  1. правильная речь;
  2. непроизвольная память;
  3. анализирующее восприятие;
  4. наглядно-образное мышление;
  5. творческое воображение;
  6. зачатки произвольной памяти;
  7. словесное мышление;
  8. эмоциональная регуляция поведения.

Все они имеют крайне важное значение для дальнейшего становления полноценной личности человека. Такое большое количество новообразований появляется в процессе последовательной смены видов игровой деятельности на протяжении 4 лет

Игра для ребенка является способом выразить полученный жизненный опыт. Таким образом он старается войти в манящий мир взрослых, строя свою модель социальных отношений на основе подражания существующей. Игра в процессе развития личности малыша проходит вместе с ним несколько ступеней эволюции.

Игра предметная

В период раннего возраста значима предметная игра. Она не является ведущим видом деятельности, но очень важна для развития ребенка. Малыш активно пытается знакомые предметы опробовать в новых для них условиях. Он одинаково увлеченно кормит с ложки всех подряд: маму, машинку, лошадку, куклу. А ложкой может быть обычная палочка от эскимо. Она же спустя пять минут станет расческой, или градусником для больного. Любая баночка может превратиться в лодку, чайную чашку. В итоге все понарошку пьют чай из этой чашки, где в воображаемой воде помешивают воображаемой палочкой-ложкой такой же воображаемый сахар. Именно так, посредством предметной игры, карапуз учится логике действий.

Игра сюжетно-отобразительная

К трем годам ребенок накопил достаточно опыта и впечатлений при познании окружающего материального мира, а также мира человеческих отношений. Ведущая деятельность в дошкольном возрасте на этом этапе – сюжетно-отобразительная игра. Дитя играет самостоятельно с теми игрушками, которые у него есть. Они преображаются в главных героев придуманного маленьким режиссером спектакля.

Привычные куклы становятся мамами или детьми, врачами или пациентами. Ребенок неспособен еще выделить отношения между ними: не мама игрушечная кормит своего сыночка, а сам малыш-кукловод это делает для них обоих. Но зато карапуз уже четко обозначает особенности поведения человека в реальности: игрушки у него капризничают, злятся, просят прощения. То есть, игра теперь имеет сюжет и отображает взаимоотношения между людьми.

Сюжетно-ролевая игра

Для старшего дошкольника наступает пора самого сложного вида ведущей деятельности в детстве – сюжетно-ролевой игры. Ее особенность и одновременно сложность: участниками становятся уже несколько детей. Они не только отображают взаимоотношения в сюжете игры, но и в реальности обучаются им. Бывает так, что из игры вырастает конфликт, поэтому ребятам приходится учиться распределять и сменять роли, помогать друг другу, делиться, доказывать свою правоту. На этом этапе ведущая деятельность в дошкольном возрасте формирует деловые качества человека, ведь надо суметь договориться с другими, уступить или настоять на своем.

Все ближе подходит пограничный возраст дошкольного детства, сюжетно-ролевая игра становится все более отвлеченной от окружающей обстановки: ребята, пользуясь воображением, отправляются в космос, спасают людей на необитаемом острове, тушат пожары и т.д. Им приходится устанавливать правила более жесткие, требующие детального и четкого исполнения.

Постоянно усложняющиеся виды игры требуют присутствия и внимания взрослых, которые должны будут руководить ею. Нет, менторские указания раздавать ни в коем случае не следует.

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Периодизация ведущей деятельности в развитии ребенка

Периодизация и разграничение ведущей деятельности происходит на основании возрастной периодизации и смене психологических возрастов. Каждая такая трансформация происходит через прохождение кризисной трансформации, где человек может застрять или пройти ее быстро. Также разнятся и способы преодоления, у кого-то смена деятельности происходит мягко и органично, а у других она похожа на местный апокалипсис. Выделяют разновидности переломных моментов: кризисы отношений (трех и двенадцати лет), происходящие от изменения социальной позиции и взаимодействия, и кризисы мировоззренческой концепции (одного года, семи и пятнадцати лет), сталкивающие личность с изменением своего смыслового пространства.

Периоды, характеризующиеся определенным типом ведущей деятельности, подразделяются на:

— Младенчество (2 месяца — 1 год): ведущий вид деятельности производится неосознанно, подчиняясь первичным инстинктам, проявляется в эмоциональном общении с окружением.

— Ранний возраст (1 — 3 года) отличает преобладание предметно-орудийной (манипулятивной) деятельности, принимающей социальный контекст, т.е. подразумевает именно социальный способ овладения предметом. Происходит множество экспериментов с качествами предметов.

— Дошкольный возраст (3 — 7 лет) – главная деятельность развития психических новообразований сводится к изучению и интериоризации социальных ролевых межличностных взаимодействиях. Осуществляется через сюжетно-ролевые игры, для понимания отношений, задач, мотивов различных действий в зависимости от принятой социальной роли и используемого предмета. Тут же усваиваются нормы и правила, особенности культуры и социума, развитие умения общаться со сверстниками. Столь ранее формирование данного социального пласта обусловливает тяжесть в изменении этих параметров в дальнейшем.

— Младший школьный возраст (7 — 11 лет) – ведущей является учебная деятельность, причем рассматривается любая, позволяющая усваивать новые знания.

— Подростковый возраст (11 — 15 лет) – происходит смещение приоритетов в сторону интимного и личностно-ориентированного общения, и если на предыдущем этапе общение выполняло функциональную роль для обучения, то теперь обучение становится площадкой для общения.

— Юность (окончание школы) характеризуется учебно-профессиональной деятельностью, где происходит установление новых задач и систем ценностей, оттачивание необходимых навыков.

Деятельность любого этапа многогранна и в ней присутствует мотивационная и операционная сторона. Может преобладать один из этих компонентов, поскольку их развитие не синхронизировано, а своими темповыми характеристиками обязаны именно выполняемой деятельности. Замечено, что происходит чередование деятельности с преобладанием, либо мотивационного, либо операционного компонента. Например, если в младенчестве максимально задействована мотивационная сторона и эмоциональный аспект взаимодействия, то на следующем этапе начинает преобладать операционное взаимодействие с миром и его изучение. Потом опять происходит дальнейшая смена и чередование. Подобные чередования всегда ориентированы на опережение, создавая таким разрывом условия для развития в дальнейшем. Высокий уровень мотивации приводит ребенка в те условия, где он начинает чувствовать недостаток операционных умений, и тогда включается следующий вид деятельности. На этапе полного освоения операционных моментов определенного периода начинает ощущаться недостаток мотивации, что не позволяет оставаться на достигнутом уровне и соответственно начинается новая фаза развития, с преобладающим мотивационным компонентом. Конфликт мотивации достижения и уровня присутствующих возможностей является внутренним элементом запуска развития.

Важно понимать, что подобное противостояние ведущих компонентов не означает присутствие только одного из них, скорее их влияние неразрывно, просто сменяется фокус внимания с операционной стороны на мотивационную и обратно

Кризисы этого возраста

На протяжении всего периода раннего возраста ребенка родители сталкиваются с двумя возрастными кризисами, которые связаны с переходом ребенка к новому этапу развития – кризис 1 года и 3 лет. Каждый имеет свои определенные особенности.

Кризис 1 года.

В зависимости от темпов развития ребенка кризис может начать проявляться с 9 месяцев и продолжаться до полутора лет. Малыш уже хорошо ходит и чувствует себя независимым от родителей.

Характерными признаками являются:

  • требование внимания к себе;
  • упрямство;
  • повышенное стремление к самостоятельности;
  • бурная реакция на замечания родителей;
  • капризы;
  • противоречивость поведения.

Ребенок раннего возраста с каждым днем становится все более самостоятельным, но он все равно нуждается в похвале и поощрении. Кроме того, многие действия еще не до конца сформированы, и некая беспомощность может быть причиной плохого поведения малыша. Например, он хочет достать игрушку, но она находится высоко, он ее не может достать и начинает кричать и капризничать.

Способы, как преодолеть кризис:

  • не наказывать его за проступки и капризы;
  • создать такие условия, чтобы запретов возникало как можно меньше;
  • если запреты касаются безопасности ребенка, каждый из них следует объяснять малышу;
  • спокойно настаивать на своем.

Дети раннего возраста уже умеют использовать манипуляционный крик и плач. Нужно научиться правильно реагировать на такое поведение: дать малышу определенную самостоятельность

Некоторые моменты лучше превратить в игру или просто переключить внимание малыша на другое занятие или предмет

Кризис 3 лет.

Примерно в этом возрасте у ребенка возникает осознание себя как отдельной личности, это качественно меняет его психику и отражается на поведении.

Признаки кризиса:

  • негативизм, то есть малыш стремится делать все не так, как ему говорят;
  • упрямство;
  • настойчивость;
  • самостоятельность (причем даже если ничего не получается, он все равно делает сам);
  • обидчивость;
  • хвастовство.

Для того чтобы преодолеть кризис, следует проявить максимальное терпение, спокойствие и позитивное отношение к ситуации. Срывы на провокационное поведение ребенка только ухудшат ситуацию.

Не стоит сравнивать малыша с другими детьми, ругать за мелкие оплошности. Его лучше в этот период развития хвалить за достижения, одобрять его самостоятельные действия, даже если они взрослому кажутся элементарными

Говорить ему о своей любви к нему и о том, что им гордятся — это очень важно слышать каждому ребенку

По возможности обеспечить его самостоятельностью, к которой он стремится. Например, разрешить ему самостоятельно выбрать наряд на прогулку – даже если футболка не совсем подходит к штанишкам, следует надеть их, потому что самостоятельность и уверенность ребенка важнее, чем одежда не в тон.

История изучения и последователи

Выявить общие закономерности удалось А. Бернштейну, П. Анохину. Психологи изучали организацию движений, активность мозга, направленную на движения. Это послужило основой для создания теории функциональных систем, которая объясняет структуру целенаправленной деятельности.

Согласно теории, целенаправленная деятельность должна состоять из последовательных элементов. Побуждению к началу действия становится мотив — осознаваемая потребность.

Впервые описание мотива встречается в работах К. Обуховского, В. Ковалева. Они провели ряд экспериментов, которые показывали, что мотив влияет на готовность индивида совершить целенаправленное действие. Отсутствие мотива — причина отказа от действия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector