Индивидуальные особенности мышления
Содержание:
- Способы развития
- Речь как инструмент мышления и средство общения
- Понятие «мышление» в истории философии
- Современные концепции мышления
- Формы мышления в психологии, их описание
- Воображение
- Критика теории непосредственности
- Характеристика основных видов мышления
- Процессы
- Операции мышления. Индивидуальные особенности мышления
- Особенности
- Что это такое?
- Понятие как форма мышления
- Характеристика видов мышления
- Основные функции мышления
- Продуктивное мышление
Способы развития
Мышление начинает формироваться в раннем детстве. Примерно к году появляются зачатки мыслительных процессов. Младенец познаёт окружающий мир, тем самым накапливает необходимые компоненты, нужные для умственной деятельности. Скорость и качество формирования мышления зависят от вложенных родительских усилий
Очень важно регулярно заниматься с ребёнком
Начальный этап связан с наглядно-действенным мышлением. Для развития мыслительной деятельности крохе надо выполнять простейшие задачи: достать игрушку, открыть баночку, принести какую-нибудь вещь. Следующий этап тесно связан с обобщением. Передача опыта через речь взрослых облегчает обучение.
Когда ребёнок начинает пользоваться собственной речью, он начинает фантазировать. В это время формируется образное мышление, способствующее развитию творческих способностей. Основным средством развития мыслительных процессов является обучение, в том числе формирование речи и получение сведений путём словесной передачи данных.
В школьные годы ребёнок может делать выводы на основании логических цепочек и накопленных ранее знаний. Он оперирует понятиями. Если ему недостаточно знаний о предмете или явлении, использует умозаключения. Чтение книг способствует развитию воображения.
Речь как инструмент мышления и средство общения
Мышление
органично связано с речью и языком. Их
возникновение и развитие знаменуют
собой появление новой особой формы
отражения действительности и управления
ею
Важно отличать язык от речи. Язык
—
это система условных
символов, с
помощью которых передаются сочетания
звуков, имеющие для людей определенные
значение и смысл
Речь
— это совокупность произносимых или
воспринимаемых звуков,
которые имеют тот же смысл и то же
значение, что и соответствующая им
система письменных знаков. Язык
един для
всех людей, пользующихся им, речь
— индивидуальна.
В речи выражается психология отдельно
взятого человека или общности людей,
для которых данные особенности речи
характерны; язык отражает в себе
психологию народа, для которого он
является родным, причем не только ныне
живущих людей, но и предшествующих
поколений. Речь
без усвоения языка невозможна, в то
время как язык может существовать
и развиваться относительно независимо
от человека,
по законам, не связанным ни с его
психологией, ни с его поведением.
Связующим
звеном между языком и речью выступает
значение слова, поскольку оно выражается
как в единицах языка, так и в единицах
речи.
Речь
выполняет ряд функций:
-
выражает
индивидуальное своеобразие психологии
человека; -
выступает
носителем информации, памяти и сознания; -
является
средством мышления; -
выступает
регулятором человеческого общения и
собственного поведения; -
является
средством управления поведением других
людей.
Главная
функция речи у человека состоит в том,
что она является инструментом
мышления. В слове как понятии заключено
гораздо больше информации, чем может
нести в себе простое сочетание звуков.
Тот факт, что мышление человека неразрывно
связано с речью, прежде всего
доказывается психофизиологическими
исследованиями участия голосового
аппарата в решении умственных задач.
В самые сложные и напряженные моменты
мышления у человека наблюдается
повышенная активность голосовых связок.
Эмоционально-мыслительные вспышки, как
правило, вызывают повышение речедвигательной
активности. В этих случаях мыслительные
операции и речедвигательные реакции
выполняются в единстве и взаимозависимости.
В речевом мышлении постоянно объединены
слово и мысль.
Речь
является основным средством человеческого
общения.
Без нее человек не имел бы возможности
получать и передавать информацию,
которая несет большую смысловую нагрузку
или фиксирует в себе то, что невозможно
воспринять с помощью органов чувств
(абстрактные понятия, непосредственно
не воспринимаемые явления, законы и
правила). Без письменной речи человек
был бы лишен возможности получить
информацию о жизни предыдущих поколений,
у него не было бы возможности передать
другим свои мысли и чувства. Благодаря
речи как средству общения индивидуальное
сознание человека, не ограничиваясь
личным опытом, обогащается опытом других
людей, причем в гораздо большей
степени,
чем это могут позволить наблюдение и
другие процессы неречевого, непосредственного
познания, осуществляемого через
органы чувств: восприятие, внимание,
воображение, память и мышление. С помощью
речи психология и опыт одного человека
становятся доступными другим людям,
обогащают их, способствуют их развитию
Понятие «мышление» в истории философии
Понятие мышления находится в тесной связи с понятиями «бытие», «материя», «человек», «познание», «знание», «идея» и другие. Оно является фундаментальным в концептуальных системах знания философов прошлого и современности. Понятие мышления (гр. Νους — разум) и взаимосвязанные с ним понятие — «отражение», «образ», «ощущение», «понятие», «знание» — были сформированы античными философами (Гераклит, Анаксагор, Демокрит, Эпикур, Сократ, Платон, Аристотель и др.)
По Аристотелю мышления является частью души, другой ее частью являются ощущения. Как часть души, мышления является специфической способностью рассуждать, постигать мнением мир и самого себя, то есть душу. Мышление является деятельностью, направленной на познание, постижение родов сущего. Исследуя мышление, Аристотель создал логику — науку о мышлении, сформулировал законы и формы мышления.
В концептуальных системах философов Нового времени (Джон Локк, Фрэнсис Бэкон, Клод Адриан Гельвеций, Дэвид Юм) мышление — это деятельность, направленная на познание и практические действия; оно разрабатывает метод, то есть средство, прием познания и практических действий. Философы выделяют проявления мышления — ощущение, созерцание, воображение, рефлексия, уровни мышления — рассудок, разум; проявления деятельности мышления — сомнение, вера, замысел, принятия решений, понимания, мнимые операции.
В концептуальных системах представителей классической немецкой философии (Кант, Фихте, Шеллинг, Георг Гегель) мышление рассматривается как акт самодеятельности субъекта, порождает различные интеллектуальные, мнимые феномены — понятие, принципы, законы, идеи, идеалы, то есть знания.
Кант отмечал спонтанность актов мышления, априорный характер его деятельности, направленность на познание с помощью понятий, выделил уровне мышления — интуиция, рассудок, разум; типы и виды мышления — формально-логическое (благоразумное) и диалектическое (разумное), конкретное и абстрактное, практическое и теоретическое. Е. Кант определил односторонность, ограниченность рассудка и антиномичнисть ума, установил связи «чистого» мышления с чувственностью, с внешним миром.
Гегель определяет мышление как деятельность субъекта, направленная на познание мира в форме понятий (категорий). Высшей формой познания является наука (философия), которая познает Абсолютный дух. Мышление является познанием в понятиях (категориях) Абсолютного духа, в результате чего формируется всеобщее знание.
Современные концепции мышления
На современном этапе мышления человека является объектом исследования многих наук: психологии, социологии, логики, теории искусственного интеллекта и др.
- Психологическая концепция мышления строится на принципах единства деятельности и мышления, социоисторичнои и культурной детерминации, развития, системности, отражения. Современная психология выделяет в мышлении интеллектуальные процессы (планирование, проектирование, оценка, понимание и т.д.) и интеллектуальные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.).
- Социологическая и социально-психологическая концепция мышления.
- Логико-философская концепция мышления.
- Информационно-кибернетическая концепция мышления.
- Эвристическая концепция мышления.
Формы мышления в психологии, их описание
За основу разделения и классификации форм мышления психологи взяли такие понятия, как возможность и функциональность. Выделяют следующие формы мышления:
Наглядно-действенное
Основано на изучении конкретных объектов и их взаимоотношений. Восприятие объектов происходит в реальной действительности. Данный вид мышления связан с практической деятельностью человека. Направлен на решение технических задач от идеи до воплощении и получения конкретного результата. В работу включаются умственные и практические навыки. Для наглядно-действенного мышления характерны внимательность, наблюдательность, образность, способность переключения с теории на практику.
Образное
Образное или наглядно-образное мышление основано исключительно на образах и представлениях, для этого типа характерно анализирование, проведение сравнительных операций, обобщение данных. Например, человек запланировал ремонт. В его воображении уже складывается описание комнат после проведения работ: цвет стен, штор, фактура ковра, мебели, разделение на функциональные зоны.
Индуктивное
Данный вид предполагает выстраивание единого субъективного мнения на основе частных образов. К примеру, на основе рассказов и публикаций о деталях массового праздника человек создает общее представление о мероприятии.
Дедуктивное
Дедуктивное мышление подразумевает выведение деталей и конкретных суждений из общих известных сведений. Например, зная общие данные о проведении массового мероприятия, человек представляет его этапы и моменты.
Абстрактно-логическое
Имеет в основе логические понятия и их практическое применение. С помощью такого мышления ученые выявляют законы природы, политики принимают важные социальные решения, научные сотрудники выдвигают новаторские теории и проекты.
Воображение
167. Творческая деятельность, основанная на создании новых образов, называется:
168. Механизмом эмпатии как необходимого условия творческого воображения выступает:
г) все ответы верны
169. Воспроизведенный субъектом образ предмета, основывающийся на прошлом опыте этого субъекта и возникающий в отсутствие воздействия предмета на органы чувств, называется:
г) все ответы верны
170. Представления от восприятии отличаются:
а) меньшей яркостью
г) все ответы верны
171. Между представлениями разных людей всегда есть различие по степени:
г) все ответы верны
172. Пассивное и активное воображение различают по:
а) предмету отражения
б) форме существования материй
в) направленности отражения
г) степени психической активности
173. Основанием классификации воображения на зрительное и слуховое является;
а) ведущий анализатор
б) предмет отражения
в) форма существования материи
г) активность субъекта
174. Воссоздание зрительных образов, непосредственно не воспринимаемых органами чувств, характеризует:
в) репрезентативное воображение
г) все ответы верны
175. Отражение реальной действительности в иных, неожиданных, непривычных сочетаниях и комбинациях – это:
176. Мечта – это ________ воображения.
177. «Склеивание» различных, в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств частей называется:
178. Увеличение или уменьшение предмета, изменение количества частей предмета или их смещение известно как:
179. ……. воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи.
180. Мыслительной операцией, участвующей в процессе создания образов воображения являются
г) все ответы верны
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО КОНТРОЛЯ
Экзаменационные вопросы по курсу «Познавательные процессы»
1. Организация человеческого восприятия. Феномены, сенсорная очевидность познавательных феноменов.
2. Основные проблемы психологии познания. Ограничения, связанные с органами чувств. Проблема адекватного познания реальности.
3. Целостность познавательной деятельности и проблема выделения познавательных процессов. Образ мира как теоретический конструкт, позволяющий организовать изучение познавательных процессов.
4. Основные теоретические подходы к изучению познания.
5. Основные критерии классификации познавательных процессов: предметное содержание (структура), функции, генезис
Универсальные («сквозные») психические процессы: память, внимание, воображение
6. Приспособительная роль психики в биологической эволюции. Гипотеза о возникновении чувствительности как элементарной форме психического отражения. Представление об эволюции психического отражения. Основные стадии развития психики и поведения животных.
7. Сущность процесса ощущения. Роль ощущений в жизнедеятельности человека. Ощущение в свете теории отражения.
8. Психофизиологические теории ощущений. Физиологические механизмы ощущений. Рефлекторный характер ощущений. Рецепторы и анализаторы.
9. Классификация ощущений.
10. Понятие о чувствительности личности. Общие закономерности ощущений: адаптация, сенсибилизация, синестезия. Развитие чувствительности. Компенсаторные возможности в области ощущений.
11. Понятие о восприятии. Проблема генезиса восприятия. Роль моторных компонентов в процессах восприятия. Оперативные единицы восприятия и проблема сенсорных эталонов.
12. Перцептивные действия: задачи перцептивных действий, средства осуществления перцептивных действий, перцептивные операции, ориентировочная основа перцептивных действий.
Источник статьи: http://smekni.com/a/277954-16/poznavatelnye-protsessy-16/
Критика теории непосредственности
Среди современных психологов немало и таких, которые не считают обя зательным усматривать причины психических явлений исключительно в психических же явлениях. Они отмечают, что на психику также могут воздействовать физичес кие и другие непсихические процессы. Однако примечательно то, что и для них «теория непосредственности» продолжает оставаться аксиоматичным положением. Дело в том, что, по их мнению, физическое воздействует на психику также пря мо и непосредственно, как и, наоборот, психическое на физическое. Например, укол иглой (физический процесс) непосредственно вызывает чувство боли, а это последнее (психический процесс), со своей стороны, — соответствующее движе ние тела.
Одним словом, согласно теории непосредственности, действительность — будь то физическая или психическая — воздействует на нашу психику прямо, без участия какого-либо опосредующего звена. Стало быть, психика находится в непосредствен ной связи с действительностью — именно она действует на действительность, и она же получает исходящее от этой последней воздействие.
Однако общеизвестно, что человек, как и всякий живой организм, сформиро вался и развился в процессе взаимодействия с внешней средой. Согласно теории не посредственности, предполагающей, что с действительностью взаимодействует не человек, а психика, именно эта последняя и является единственной силой, направ ляющей это развитие и создающей всю историю человека.
Разумеется, неприемлемость такого отрыва психики от целостного организма, целостной личности, недопустимое игнорирование значения роли этой последней не могло остаться незамеченным и в западной психологии. Конечно же, ею было при знано то, что с действительностью взаимодействует субъект, а не оторванная от него психика. Однако понять этот несомненный факт с позиций теории непосредственно сти можно, лишь попытавшись свести человека как активную сущность, как лич ность к психике, доказав, что субъект по сути не представляет собой ничего иного,
Характеристика основных видов мышления
В настоящее время в психологии выделяют следующие виды мышления:
-
Предметно-действенное мышление – это вид мышления, которое опирается на непосредственное восприятие предмета.
Данный вид мышления направлен на решение определенных задач, которые могут возникнуть в ходе таких видов деятельности как производственная, конструктивная, организаторская и иная практическая. Одной из особенностей этого вида мышления является то, что оно, прежде всего, конструктивное (техническое), то есть успешность во многом зависит от того, умеет ли индивид самостоятельно решать различные технические задания. Именно в данном виде мышления в большей степени проявляется единство воли и мысли.
-
Наглядно-образное (конкретно-образное, художественное) мышление – это вид мышления, который характеризуется тем, что оно опирается на определенные образы и представления.
Данный вид мышления характеризуется тем, что различные обобщения и отвлеченные мысли индивид способен воплотить в определенные образы. Особенностью этого мышления является то, что человек, им обладающий, в полной мере имеет способности к визуализации и воображению.
-
Абстрактное (словесно-логическое) мышление – это вид мышления, который осуществляется посредством выполнения ряда логических операций с понятиями.
Особенностью данного вида мышления является то, что оно направлено на выявление и нахождение общей закономерности в окружающей природе или человеческом социуме.
Абстрактное мышление еще принято называть теоретическим, так как оно отражает общие закономерности, отношения и связи. В основном при этом виде мышления индивид оперирует широким спектром понятий и категорий, в то время как образы имеют вспомогательную функцию.
Замечание 2
Все три вида мышления находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. Как показывают психологические исследования, у большинства людей все три вида развиты в равной мере. Однако, при решении конкретной задачи на первый план «выходит» именно тот вид мышления, который «способен» максимально быстро и точно решить данную задачу.
Процессы
Структура мыслительного процесса содержит 3 основные формы.
- Понятие включает в себя представление об объектах и реалиях, которые наблюдает субъект. Индивид может узнать их по общим признакам. Конкретная модель означает истинные объекты, такие как дом, стол, автомобиль. Относительная модель не имеет постоянной величины и зависит от индивидуального восприятия. Например, слова «красота», «счастье», «печаль» каждый объясняет по-своему. Содержание всех определений раскрывается через речь.
- Суждение представляет собой отрицательное или утвердительное высказывание о действительности. В процессе участвуют слуховое, зрительное, обонятельное типы восприятия.
- Умозаключение складывается в результате формирования новой точки зрения на базе существующих мнений. Субъект выстраивает различные цепочки идей. Основными методами умозаключения являются индукция и дедукция. Индуктивный метод строится по принципу от частных понятий к общему представлению о чём-либо: определённое обстоятельство выводит общий закон, характерный для всех подобных существ. Если какая-то конкретная сова способна видеть в темноте, то и другие совы тоже видят в темноте. Дедукция основывается на движении от общего представления к частному случаю. Если все совы могут видеть в темноте, то и какая-то конкретная сова тоже видит в тёмное время суток. Подсознанию человека свойственно только дедуктивное мышление. Сознание личности знает закон и ищет обстоятельства. В то же время индивид, узнав о любом случае, на бессознательном уровне выискивает закон. Параллель между двумя видами мыслительного акта очевидна.
Сначала создаётся конкретная ситуация, затем происходит сбор информации, её анализ. Дальше субъект решает поставленную перед ним задачу, ищет пути выхода из сложившейся ситуации, прогнозирует варианты развития событий.
- Анализ предполагает мысленное раздробление целого на части, вычленение действий, свойств, признаков, сторон, отношений.
- Синтез подразумевает умственный процесс, служащий объединению отдельных частей, свойств, отношений в одно целое.
- Сравнение помогает установить сходства и различия между понятиями, их качественными характеристиками.
- Классификация позволяет делать мысленную систематизацию собственных представлений, распределяя их по группам, подгруппам в зависимости от сходств и различий.
- Абстрагирование подразумевает мысленное отвлечение (уход в сторону) от незначительных признаков, чтобы изолировать объект изучения от всех остальных и лучше познать его сущность.
- Обобщение заключается в выявлении общих сторон объектов, выражающихся в виде правил, законов, формул, понятий.
- Конкретизация помогает раскрыть содержание с помощью возвращения мысли от общего и абстрактного понятия к единичному, более конкретному случаю.
Весь процесс имеет следующие этапы:
- подготовка;
- поиск путей разрешения вопроса;
- вдохновение к его достижению;
- проверка результатов.
Операции мышления. Индивидуальные особенности мышления
Мыслительные задачи решаются с помощью мыслительных операций.
Анализ
– мыслительная операция, посредством которой производится разделение целого на составляющие его части.
Синтез
– мысленное объединение отдельных частей в единый целостный образ.
Сравнение
– мыслительная операция, благодаря которой происходит сопоставление предметов и явлений для обнаружения сходства и различия между ними. Абстракция – мыслительная операция, в процессе которой выделяются значимые, существенные свойства предметов и явлений, при этом отвлекаются от несущественных свойств. Обобщение – мыслительная операция, объединяющая явления и предметы по существенным, наиболее общим признакам. Конкретизация – мысленный переход от общих понятий, суждений к единичным, соответствующим общим. Наличие у человека выделенных мыслительных операций свидетельствует о хорошем уровне развития мышления.
Каждый человек отличается от другого разнообразными качествами мышления.
Подробнее остановимся на их рассмотрении.
Широта ума
– это способность человека видеть задачу в целом, масштабно, но при этом не забывать о важности деталей. О человеке, обладающем широтой ума, говорят, что у него широкий кругозор
Глубина ума
– умение человека разбираться в самой сущности вопроса.
Противоположным отрицательным качеством является поверхностность мышления, когда человек, обращая внимание на мелочи, не замечает главного, важного, существенного. Самостоятельность мышления
Самостоятельность мышления
– способность человека выдвигать и решать новые задачи без помощи других людей.
Гибкость мышления
– умение человека отказаться от выработанных ранее способов решения задач и нахождение более рациональных способов и приемов.
Противоположным отрицательным качеством является косность (стереотипность, ригидность) мышления, когда человек следует ранее найденным способам решения, несмотря на их непродуктивность.
Быстрота ума
– способность человека в короткий срок разобраться в поставленной задаче, найти эффективные пути решения, сделать правильные выводы. Часто наличие этого качества определяется особенностями функционирования нервной системы.
Про таких людей говорят – сообразительные, находчивые, смышленые.
Однако следует отличать быстроту мышления от торопливости, когда человек бросается решать задачу, до конца не обдумав ее, а выхватив лишь одну какую-то сторону.
Критичность ума
– способность человека давать объективную оценку себе и окружающим, всесторонне проверяя все существующие решения.
Примером критичности можно считать высказывание Сократа, который говорил: «Я знаю только то, что ничего не знаю».
Таким образом, каждый человек обладает своими индивидуальными особенностями, характеризующими его мыслительную деятельность.
Особенности
Творческое продуктивное мышление хоть и считается бессистемным и нелогичным, но все же, чтобы его квалифицировать, были выведены некоторые особенности.
- Владение логическими операциями. Только человек, который умеет размышлять и будет использовать логику в своих проектах, может претендовать на то, что он мыслит творчески. Любое свое детище творческая личность должна как-то интерпретировать и преподнести зрителям и окружающим людям.
- Наличие новизны. Творческое мышление не будет являться таковым, если в нем не будет присутствовать чего-то нестандартного. Именно наличие новизны отличает репродуктивное мышление от продуктивного.
- Понимание рациональных вещей. Человек должен не только пользоваться логикой, но и понимать то, что он делает и для чего он творит. Делать какие-либо действия только для того, чтобы что-то делать — это великая глупость.
- Знание способов создания гармонии. Любой творец должен придерживаться не только логики и здравого смысла, но и элементарных законов прекрасного, которые действуют в его области компетенции. Например, художник не может рисовать картину, не используя никаких правил композиции.
Что это такое?
Мышлением именуют активный познавательный процесс, который проявляется в опосредованном и обобщённом отражении объективного мира.
В психологии существует следующее определение: мышлением называется совокупность мыслительных работ, включающих восприятие, внимание, образование ассоциативных цепочек, рассуждения, умозаключения. Умственная деятельность является одним из высших проявлений психического процесса личности и представляет собой внутреннюю систему моделирования закономерностей, существующих в мире, возможность прогнозирования различных вариантов развития событий, анализа и аккумуляции своеобразной истины
Во время умственного акта задействованы эмоционально-волевые стороны индивида. Они проявляются в виде мотивов и побуждений, во имя которых субъект готов размышлять, рассуждать, искать пути решения проблем. Обществознание считает мыслительный процесс сложным социально-историческим явлением, совершенствование которого связано с увеличением абстрагирования и обобщения.
В философии рассматривается соотношение материи и мыслительного акта. Это значит, что философия ищет возможности и пути познания окружающей среды через мышление, которое неразрывно связано с трудовой и речевой деятельностями, потому что отражение различных отношений между понятиями осуществляется в словесной форме. Язык, мышление и культура настолько тесно переплетены, что функционировать друг без друга не могут.
Главной особенностью умственной деятельности является способность человека мыслить и решать те или иные задачи, возникшие во время познания или практической деятельности. С этой целью личность прибегает к применению законов, правил, понятий. Культура мышления зависит от степени овладения личностью приёмами и нормами умственного процесса, а также от умения чётко формулировать проблемы, находить эффективные пути их решения, делать обоснованные выводы.
Мыслительному процессу присущи некоторые особенности:
- он носит опосредованный характер: при установлении связи и отношений между предметами и явлениями личность опирается на собственные ощущения и восприятия, а также на свой опыт;
- в процессе умственной работы субъект использует существующие знания об общих положениях и закономерностях действительности;
- человек имеет свойство представлять отражение связей и отношений между явлениями отвлечённо и обобщённо;
- мышление находится в неразрывном единстве с языком и культурой;
- умственная работа опирается на общественную практику индивида и его труд.
Понятие как форма мышления
Понятие отображает любые характерные признаки окружающих человека предметов и явлений. По объему в понятии выделяют общие и единичные признаки. Примеры общих: умение говорить, двигаться, читать, писать. Примеры единичных: манера говорить, жестикулировать, фигура, походка.
По содержанию в понятии приводят конкретные и абстрактные признаки. Примеры конкретных: объекты, имеющие право на самостоятельное существование (страна, уклад).Примеры абстрактных: дополнение, изменение, характеристика признака (отзывчивость, внимательность).
Различают также непосредственное и опосредованное понятие. Первое относят к происходящему в данный момент, второе является результатом споров и дискуссий.
Формулировка понятия всегда выражается словами либо словосочетаниями. Понятийный процесс формируется за счет образования терминов, отражающих суть объектов или явлений. Пример: «Психологическая дисциплина» сформулировала термины «личность», «сознание», «характер», «темперамент».
Понятию свойственны познавательная и коммуникативная функции
Немаловажное значение имеет способность осознавать полученную информацию
Характеристика видов мышления
Основными видами являются:
- наглядно-образное. Пример: мы смотрим на парковочное место и пытаемся наглядно представить, уместится ли туда наша машина;
- наглядно-действенное. У маленьких детей является основным видом мышления. Чтобы понять, им нужно предмет потрогать. У взрослых людей этот вид мышления задействован, например, когда мы начинаем вертеть что-то в руках, пытаясь разобраться, как это работает;
- словесно-логическое (или абстрактное). Например, решение логических задач. Когда нам нужно представить ситуацию, даже если мы её на своём опыте не пережили.
Встречаются и другие классификации видов мышления:
Творческое и репродуктивное (или критическое) мышление
Творческое — характеризуется мыслительной деятельностью без шаблонных знаний, которые обычно сдерживают нашу креативность. Пример: создание нами уникальных задумок, идей.
А репродуктивное — это мышление-анализ. Мы обдумываем, анализируем и критикуем уже имеющиеся знания.
Интуитивное и аналитическое мышление
Интуитивное — строится на нашей интуиции, шестом чувстве. В этом случае мы практически и не мыслим, а, скорее, ощущаем интуитивно, неосознанно.
Например, когда мы заблудились и выбираем, пойти налево или направо, исходя из нашей интуиции.
Аналитическое мышление же, наоборот, предполагает структурированный анализ всего мыслительного процесса.
Например: человек столкнулся с проблемой низких продаж. Он начинает размышлять: выявляет причину, смотрит данные за предыдущие месяцы или годы, анализирует причины спада продаж.
Про таких людей говорят, что у них аналитический склад ума.
Теоретическое и практическое мышление
В основе теоретического мышления лежат наши знания. Мы строим догадки, делаем умозаключения, выдвигаем версии или теории.
Практическое мышление всегда предполагает применение полученных результатов мышления на практике.
Сравните: чтобы построить дом, в теории нужно вырыть котлован, заложить фундамент, а затем ставить столбы и возводить стены.
Практическое мышление будет комбинироваться с действиями: поехать на участок, оценить качество земли. Если на участке будут камни — поразмыслить, как их можно использовать в строительстве.
Реалистическое и аутистическое мышление
Реалистическое мышление связано с действительностью, реальной жизнью. В то время как аутистическое предполагает побег внутрь себя и концентрацию на внутренний мир и эмоции.
Произвольное и непроизвольное мышление
Произвольное мышление активируется, когда мы поставили перед собой задачу решить какую-то проблему.
Результаты непроизвольного мышления рождаются в процессе другой деятельности.
Например, когда мы занимаемся спортом и в нашу голову приходит решение. Или когда мы занимаемся творческой деятельностью (рисуем, вышиваем) и вдруг находим ответы для задач.
Основные функции мышления
- Познавательная (отображение мира и самоотражения)
- Проектировочная (построение планов, проектов, моделей практической и теоретико-познавательной деятельности)
- Прогностическая (прогнозирование или предвидение последствий своих действий, своей деятельности, прогнозирования будущего)
- Информационная (усвоение информации о знаниях и ее смысловое переработки)
- Технологическая (разработка правил, норм, стандартов, рецептов життедияльнсти человека и общества в различных формах и проявлениях)
- Рефлексивная (самопознание разума, самоанализ)
- Интерпретаторский (толкование, осмысления продуктов человеческой культуры)
- Аналитическая и синтетическая
- Постановка и решение различных задач и проблем
Продуктивное мышление
Мышление, в результате которого появляется новый продукт, в итоге влияющий на развитие ума, принято считать продуктивным мышлением. Его плоды – и глубокое усвоение знаний, и их применение на практике, в новых условиях. Итогом продуктивного мышления является появление какого-то нового продукта мышления – отсюда и название. Продуктивное мышление отличает конкретность формулировок. Например, разница между «я буду бегать по утрам» и «я завтра выйду на пробежку» заключается в том, что первое утверждение носит общий характер, а второе представляет собой конкретное намерение, являясь продуктивным.
Продуктивное мышление позволяет глубоко и быстро усваивать знания, переносить их в новые условия, самостоятельно решать возникающие новые проблемы, не прибегая к заимствованию готовых решений извне. Апофеозом продуктивного мышления является творческое мышление.
Продуктивное мышление приводит к возникновению новых знаний, формирующих новую систему связей, которые, в свою очередь, затем помогут в решении подобных задач. Следующим этапом станет усвоение, осознание найденного пути решения задачи, анализ, проверка – всё это происходит на основе репродуктивного мышления. Как видим, эти два вида мышления очень тесно взаимосвязаны, и продуктивное мышление опирается на репродуктивное.