Дезорганизация мышления и речи

Клиническая картина

Расстройства мышления в психологии обладают разными проявлениями в зависимости от вида нарушения.

Ускорение

При этом наблюдается беспрерывный поток ассоциаций и речевых выражений. Мысли и слова не имеют связи друг с другом. У человека под воздействием раздражителя или без него. Больной может продолжительное время вести какую-то беседу. Это состояние иногда длится до полной потери голоса, но речь не лишена определенного смысла.

В случае ускоренного мышления у человека:

  • быстро и хаотично появляются ассоциации;
  • он легко отвлекается, спонтанно отвечает;
  • во время разговора усиленно жестикулирует.

Но при этом больной полностью осознает действия, понимает ошибки и сохраняет способности их исправить, анализировать и осмысливать манипуляции.

Инертность

При данном нарушении ассоциативные процессы происходят медленно, мысли могут полностью отсутствовать. У человека возникают трудности с ответом на вопросы, он отвечает кратко, односложно, задерживается речевая реакция, трудно переключиться на новые темы.

Непоследовательность

К расстройствам мышления относится неустойчивость суждений. Процесс выполнения ассоциаций чередуется с правильными и ошибочными способами. Но человек остается способным анализировать, обобщать, усваивать инструкции. Подобные состояния наблюдаются при:

  • патологических процессах в сосудах головного мозга;
  • травмах головы;
  • психозах, вызванных депрессивными состояниями;
  • шизофрении в период снижения выраженности проявлений.

Откликаемость

При тяжелом течении заболеваний сосудов мозга больные начинают называть объекты, которые видят. Колеблются умственные достижения, свойства предмета переносят на изображение. Больной с трудом ориентируется во времени и месте, не помнит имена, даты и важные события. Речь становится несвязной, а поведение несуразным.

Соскальзывание

Люди, с диагнозом шизофрения, во время мышления отклоняются от линии рассуждений. Они могут возвращаться к первоначальной теме, но не исправляют ошибки. Эпизоды подобных проявлений возникают внезапно.

Снижение уровня обобщения

При этом нарушении больному трудно обобщить признаки. Возникают трудности с отбором свойств и признаков, которые характеризуют определенное понятие

Вместо обобщений, человек обращает внимание на отдельные признаки, случайные стороны явления, конкретные межпредметные связи

Искажение обобщения

При этом человек не может установить связь между предметами. Он замечает только второстепенные связи и случайные стороны. Больной объединяет предметы в зависимости от цвета, материала и формы, независимо от назначения и функций.

Данная проблема свойственна шизофрении, психопатии.

Разноплановость

При этом действия пациента не обладают целенаправленность. Он не классифицирует предметы и не выявляет общие признаки, но обладает способностью сравнивать, обобщать, воспринимать инструкции, но не выполнять их. Суждения при этом необъективны.

Резонерство

Человек длительное время бесцельно рассуждает, не подкрепляя свои суждения конкретными идеями. При резонерстве больной постоянно теряет нить рассуждений, мыслит разорвано. Длительные мудрствования не имеют связи между собой, не обладают смысловой нагрузкой. При этом полностью отсутствует объект мысли. Оратор не нуждается во внимании и реакции собеседников, высказывается преимущественно риторически.

Такое расстройство мышления – это один из проявлений шизофрении.

Некритичность

Мышление поверхностное и незавершенное. Мысли человека не движутся целенаправленно. При этом наблюдаются неконтролируемые действия и поступки.

Бред

При этом у человека наблюдаются идеи, которые не имеют связи с окружающим миром. Больной пытается уйти от реальности и уходит в бредовое состояние. Ему невозможно доказать, что его идеи ошибочны, он уверен в правдивости своих суждений. Существует множество разновидностей и форм бреда.

Для современного мира актуальной является проблема анорексии, являющейся одной из форм бреда. При этом человеку кажется, что у него лишний вес и беспокоит маниакальное желание от него избавиться.

Навязчивость

В таком состоянии у человека непроизвольно возникают мысли, переживания и фобии, которые не получается осмысленно контролировать. Это состояние является расстройством личности. Под воздействием навязчивых мыслей больной вынужден выполнять определенные ритуалы. Например, когда ему кажется, что окружающий мир грязный, он постоянно моет руки после прикосновения к чему-либо.

Разноплановость мышления

Под разноплановостью
мышления
понимается
протекание сужде­ний в разных руслах.
Классификация, выполненная больным,
стра­дающим разноплановостью суждений,
не имеет единого характера. Во время
выполнения одного и того же задания
больные объеди­няют карточки на
основании то свойств самих изображенных
предметов, то личных вкусов и установок.
Процесс классификации протекает у
испытуемых в разных руслах. Г. В. Биренбаум
указыва­ла, что мышление у таких лиц
течет как бы по различным руслам
одновременно. Она определяла этот
симптом как «минование сущ­ности».
Например, больной объединяет в группу
карточки со сле­дующими изображениями:
лопата, кровать, ложка,
автомобиль, самолет, корабль
и
дает им объяснение: «Железные. Предметы,
сви­детельствующие о силе ума
человеческого». Больные часто подме­няют
выполнение задания выявлением
субъективного к нему отно­шения.
Например, тот же больной, объединив
шкаф, стол, эта­жерку,
уборщицу
и лопату
в одну группу, объясняет
это таким об­разом: «Мебель. Это группа
выметающих плохое из жизни. Ло­пата-эмблема
труда, а труд несовместим с жульничеством».

Парадоксальность установок, смысловая
смещенность приво­дят к глубокому
изменению структуры любой деятельности.
В ка­честве существенного при этом
выступает то, что соответствует измененным
парадоксальным установкам больных.

Резонерство

Резонерство
это бесплодное мудрствование,
непродуктивные многоречевые рассуждения.
Резонерские рассуждения больного
определяются не столько нарушением его
интеллектуальных опе­раций, сколько
повышенной аффективностью, неадекватным
от­ношением, стремлением подвести
любое, даже незначительное явление под
какую-то концепцию.

Резонерство выражается в претенциозно-оценочной
позиции больного и склонности к большему
обобщению по отношению к мелкому объекту
суждений. Аффективность проявляется в
самой форме высказывания: многозначительной,
с неуместным пафо­сом. Грамматический
строй речи отражает эмоциональные
осо­бенности резонерства: своеобразен
синтаксис, лексика резонер­ских
высказываний, часто используются
инверсии и вводные сло­ва. Разноплановость
и резонерство больных находят свое
отраже­ние в речи, которая приобретает
характер «разорванности». «Разорванная»
речь больных лишена основных, характерных
для человеческой речи признаков. Она
не является ни орудием мысли, ни средством
общения между людьми.

Нарушение критичности
мышления

Нарушения мышления могут
возникнуть и в тех случаях, когда выпадают
постоянный контроль за своими действиями
и коррек­ция допущенных ошибок. Выделяя
качества ума, Б. М. Теплов указывал на
критичность и
оценивал ее как умение строго оцени­вать
работу мысли, тщательно взвешивать все
доводы за и про­тив. При выполнении
больными экспериментальных заданий
об­наруживается группа ошибок,
связанная с:

бездумным манипулированием предметами;

безразличным отношением к собственным
ошибкам.

И.И.Кожуховская отмечает, что именно
градация отношений больного к допускаемым
ошибкам может служить в какой-то сте­пени
показателем критичности мыслительной
деятельности боль­ных.

Больные шизофренией в основном безучастны
к собственным ошибкам. Это объясняется
нарушением мотивации мышления этих
больных. Больные эпилепсией, напротив,
чрезвычайно остро пере­живают свои
неправильные ответы и ошибки, однако
оценить каче­ство ответа они не могут.
Их болезненная реакция, скорее, связана
с оценкой их ответа экспериментатором,
чем с содержанием ответа.

Виды

В психологии известны 3 типа ригидной личности.

Когнитивная

Людям с ригидной мыслительной деятельностью трудно осваивать и применять инновационные технологии. Новая информация воспринимается ими через силу. Они не корректируют ранее выверенные схемы в соответствии с постоянно обновляющимися сведениями. Составление нового плана не предусматривается. Обладателю данного мыслительного типа трудно взглянуть на мир под другим углом. Самостоятельное принятие решений ему не под силу.

Аффективная

Излишняя сосредоточенность на каком-нибудь явлении или предмете не позволяет ригидным людям уловить связь между реальными событиями и фантазией. Субъект идёт по пути проверенного ранее алгоритма, включая предыдущий опыт испытанных переживаний. Склонность к зацикливанию на одном объекте или действии нередко приводит к застреванию на навязчивых идеях, к психопатии.

Мотивационная

Ригидным личностям несвойственно обретать новые мотивы. Им трудно отказаться от ранее установленных потребностей и методов их удовлетворения. Признание собственной ошибки и её исправление даются с огромным трудом, как и познание неизведанных сторон жизни. Отсутствует желание корректировать любые мотивации при решении ранее поставленных задач. Например, обанкротившийся предприниматель по инерции продолжает жить на широкую ногу, погрязая в долгах и кредитах.

О мышлении

Мышление является специфической особенностью, которой обладает человек. Посредством мыслительной деятельности люди устанавливают существующие взаимосвязи между различными внешними объектами и явлениями. Также этот процесс позволяет определить субъективное отношение человека к предметам и событиям реального мира. В результате за счет мышления формируется определенное восприятие окружающей действительности (точка зрения), выразить которое люди могут при помощи речи.

По сути, данный процесс позволяет человеку не только составить представление о реальном мире, но и понять его. Причем мыслительная деятельность связана не только с конкретными объектами, но и с абстрактными понятиями.

В последнем случае речь идет о процессе обобщения текущих реалий: стихийные бедствия, мебель и так далее. В ходе эволюционного развития у человека сформировалась способность объединять несколько объектов или явлений по определенному признаку. Такие умения носят название абстрактное мышление.

Формирование картин внутреннего и внешнего мира происходит за счет анализа причинно-следственных связей. При этом человек, опираясь на собственные способности, подвергает полученные в ходе мыслительного процесса результаты проверке, основываясь в своих суждениях на ранее приобретенном опыте. Например, если ребенок, приблизившись к краю кровати, упал, то в будущем, достигнув той же точки, он сможет представить дальнейшее развитие событий и принять соответствующее решение.

Нарушение мышления диагностируется при условии, если человек не соответствует следующим критериям:

  1. Он способен адекватно обрабатывать поступающую информацию.
  2. Оценки человека должны соответствовать принятым в социуме эмпирических оснований.
  3. Выводы и суждения должны соответствовать нормам формальной логики, принятым в обществе.
  4. Мыслительный процесс отвечает законам системной регуляции.
  5. Мышление является сложноорганизованным. В случае, если большинство суждений человека носят примитивный характер, то это обстоятельство может указывать на наличие некоторых расстройств психики.

Важно отметить, что приведенные критерии являются общими. То есть, не соответствие одному из них не может считаться отклонением в рамках принятых эмпирических, логических и иных оснований

Например, установлено, что еда после 9 вечера вредит здоровью. Если большинство людей соблюдают это правило, а несколько человек отказываются, то поведение последних не считается признаком психических расстройств.

В медицинской практике принято выделять следующие виды нарушения мышления:

  • динамики мышления;
  • логического (личностного) мышления;
  • ассоциативного (операционного) мышления.

Ввиду того, что мышление представляет собой сложноорганизованный процесс, который подвергается изменениям под влиянием множества факторов, определить наличие нарушений не всегда удается даже опытному специалисту.

Нарушение мышления

Нарушение мышления является одним из наиболее часто встречающихся симптомов при различных психических и неврологических заболеваниях. Патопсихологическим обследованием выявляются чрезвычайно многообразные клинические варианты расстройства мышления. Некоторые из них считаются типичными для той или другой формы болезни.

Выделяют следующие три вида патологии мышления:

1) нарушение операционной стороны мышления,

2) нарушение динамики мышления,

3) нарушение личностного компонента мышления.

Нарушение оперативного мышления

Мышление как обобщенное и опосредованное отражение действительности выступает практически как усвоение и использование знаний.

Патопсихологическое обследование мышления больных, страдающих различными заболеваниями мозга, обнаружили, что нарушения операциональной стороны мышления принимают различные формы. При всем их разнообразии они могут быть сведены к двум крайним вариантам: а) снижение уровня обобщения, б) искажение процесса обобщения.

Снижение уровня обобщения состоит в том, что в суждениях больных доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях; оперирование общими признаками заменяется установлением сугубо конкретных связей между предметами. Нарушение процесса мышления, обозначенное как искажение процесса обобщения, является как бы антиподом снижения уровня обобщения.

Нарушение личностного компонента мышления

В клинике психических заболеваний наблюдаются нарушения мышления, обусловленные нарушениями личности. К ним можно отнести разноплановость мышления, нарушение критичности и саморегуляции.

Нарушение динамики мыслительной деятельности

Признание рефлекторной природы мышления означает признание его как процесса. Об этом писал еще И. М. Сеченов, указывая, что мысль имеет определенное начало, течение и конец.

Лабильность мышления. Характерная особенность этого нарушения заключалась в неустойчивости способа выполнения задания. Уровень обобщения больных в основном не был снижен; больные правильно обобщали материал; операции сравнения, переноса не были нарушены. Однако адекватный характер суждений больных не был устойчивым.

Инертность мышления. Антиподом описанного нарушения является тип нарушений мыслительного процесса, в основе которого лежит инертность связей прошлого опыта. В этих случаях больные не могут менять избранного способа своей работы, изменять ход своих суждений, переключаться с одного вида деятельности на другой.

Мышление отражает адекватно объективную действительность, когда сохранна не только его операциональная сторона, но и его динамика. Одной из форм нарушений динамики познавательной деятельности является нарушение саморегуляции.

Нарушение процесса саморегуляции

Нарушения саморегуляции играют особо важную роль в осуществлении познавательной деятельности, эти нарушения выражаются в невозможности целенаправленной организации своих мыслительных действий.

Результаты применения методик патопсихологического обследования, направленных на выявление тех или иных характеристик целеобразования психических больных, показывают, что в условиях развертывания процессуальной регуляции мышления наблюдаются специфические особенности его функционирования. Эти особенности являются динамическими.

Во-первых, их проявление зависит от общей иерархии целей при решении задач.

Во-вторых, они отражают складывающиеся актуально в процессе решения взаимоотношения между направленностью, побудительностью и произвольностью конечных целей.

Значение обследований для заключения врача

Разрешая практические задачи в области психоневрологии, данные патопсихологических обследований могут оказаться полезными и при разрешении теоретических вопросов психиатрии. Данные патопсихологических обследований позволяют подойти к механизмам симптомообразования, вскрывая их синдромальную структуру. Агнозия, часто трудно распознаваемое психическое состояние.

Нарушения динамики мышления

Мышление протекает во времени, поэтому имеет изменчивую динамику. Мысль, по мнению И.М. Сеченова, имеет начало, течение и конец.

Проявлением мышления является цепь умозаключений, которая затем переходит в рассуждение.

Динамическими нарушениями мышления являются лабильность и инертность.

Для лабильности характерно чередование адекватных и неадекватных решений. Больные в состоянии правильно обобщить материал, не нарушают операцию сравнения и переноса, но, адекватный характер суждений может быть неустойчивый.

Во время экспериментального задания больные легко усваивают инструкцию, используют способ адекватный заданию, но, через определенное время его утрачивают и сбиваются на путь случайных сочетаний.

В ряде случаев нарушение динамики мышления может носить стойкий характер, изменяя, при этом, само строение мышления.

Такие нарушения встречаются у больных с маниакально-депрессивным психозом и характеризуются повышенным аффективным состоянием и психомоторным возбуждением – они громко говорят, смеются, жестикулируют, могут выкрикивать отдельные слова.

Внимание их разбросано и очень неустойчиво. Во время выполнения задания отсутствует определенная стратегия мышления, ассоциации носят хаотический характер и сосредотачиваются на задании короткое время

При лабильности мышления, таким образом, неадекватным оказывается течение умственной деятельности.

Инертность мышления – это антипод лабильности, больные не могут изменить ход рассуждений и переключиться с одного вида деятельности на другой. Такие нарушения можно встретить у больных эпилепсией.

Как показывают экспериментально-психологические исследования, у больных этой группы интеллектуальные процессы замедленны и малоподвижны.

Если условия исследования меняются, возможности обобщения материала у них затрудняются.

Инертность связей прежнего опыта снижает операции обобщения и отвлечения. Например, больные, во время предметной классификации, затрудняются однородные объекты объединить в одну группу.

Отчетливое проявление инертности мышления наблюдается и в ассоциативном эксперименте, когда появляется много запаздывающих ответов – ответы даются не на то слово, которое предъявляется, а на прежнее.

Такая ситуация складывается потому что большее сигнальное значение имеет следовой раздражитель, а не актуальный.

Например, больные к слову «пение» противоположным словом называют «молчание», а к слову «колесо» – называют слово «тишина».

Замечание 1

Таким образом, мыслительная деятельность будет полноценной тогда, когда будет сохранена ее общенациональная и личностная стороны, а также их динамика.

Динамический компонент мышления:

  • Непоследовательность суждений. Неусточивость способа выполнения задания. Происходит сбой, а затем опять приходит в норму. Невнимательность из-за колебания работоспособности. Логические связи подменяются случайными. Образование одноименных групп. Органические поражения головного мозга, МДП, черепно-мозговые травмы.
  • Лабильность мышления. Скачка идей. Стойкий характер нарушений. При указании на ошибку могут ее исправить. Возникающие ассоциации носят хаотический характер и не оттормаживаются. При ассоциативном эксперименте Больного просят написать 60 слов. Напишет очень быстро. Если просят ответить на слово ассоциацией, они будут не верны. Больному тяжело выполнить инструкции. Скачка идей поверхностна и смысл присутствует. Маниакальные состояния.
  • Откликаемость. Утрированная форма неустойчивости способа выполнения работ. Легкая отвлекаемость Больного, неспособность удерживать ход мышления в установленном направлении. Реагируют на любой раздражитель. После того как отвлекся тяжело вернуться к предыдущему заданию. «Полевое» поведение. Теряется целенаправленность Деятельности. Мыслительные операции доступны. Сосудистые заболевания, черепно-мозговые травмы.
  • Инертность мышления. Заключается в инертности связей прошлого опыта и выражается в том, что Больные не могут менять выбранного способа работы, менять свои суждения. Не могут переключаться с одного вида Деятельности на др. Стремление отразить все сразу. Тяжело спровоцировать изменить свое мнение и не видят возможности др. Эпилепсия, органические поражения головного мозга.
  • Соскальзывание. Больной неожиданно сбиваются с правильной мысли на ложную ассоциацию, а затем Больной вновь способен на правильный ход рассуждений, не повторяя допущенную ошибку, но и не исправляя ее. Сосудистые больные.

Нарушения, затрагивающие динамику мышления

Разноплановость темпа мыслительной деятельности, последовательность и спонтанность характеризуют динамику процесса, субъективно отражающего реальность. Существует несколько признаков, свидетельствующих о нарушении динамической стороны мышления.

  • Соскальзывание. При нормальном и последовательном рассуждении о чем-либо, не теряя обобщение, больные начинают говорить об абсолютно других вещах. Они могут соскользнуть на другую тему, не завершив предыдущую, мысля по неадекватным ассоциациям или рифмам. При этом воспринимая такие оговорки как норму. Из-за этого процесса нарушается нормальный и логичный ход мысли.
  • Откликаемость. Процесс, при котором пациент откликается на все внешние раздражители. Он сначала может рассуждать критично и адекватно, но потом воспринимать все абсолютно раздражители как адресованные к нему, считать подручные предметы одушевленными, которым обязательно требуется помощь или его участие. Такие люди могут потерять ориентацию в пространстве и времени.
  • Непоследовательность. Больной человек отличается непоследовательными суждениями. При этом сохранны все основные свойства мышления. Человек может непоследовательно выражать логичные суждения, анализировать и обобщать. Такая патология очень часто встречается у людей с сосудистыми заболеваниями, травмами головного мозга, МДП, а также бывает это нарушение мышления при шизофрении, но составляют около 14% из общего количества болезней.
  • Инертность. При сохранных функциях и свойствах мыслительного процесса темп действий и суждений заметно замедлен. Переключаться на другое действие, цели, действовать не по привычке для человека крайне сложно. Часто инертность встречается у людей, больных эпилепсией, МДС, эпилептоидной психопатией, а также может сопровождать депрессивные, апатичные, астеничные состояния.
  • Ускорение. Слишком быстро возникающие идеи, суждения, которые даже влияют на голос (он может охрипнуть из-за постоянного речевого потока). При такой патологии возникает повышенная эмоциональность: когда человек что-то рассказывает, он слишком жестикулирует, отвлекается, подхватывает и выражает низкие по качеству идеи и ассоциативные связи.

Нарушения в рамках операционного мышления

  • Пониженный уровень обобщения. Такое нарушение характеризуется затрудненность в обобщении признаков, то есть пациент не способен к отбору признаков и свойств, которые в целом бы смогли охарактеризовать какое-либо понятие. Построение обобщений сводится к замене их отдельными признаками, специфическими связями с предметами, случайными сторонами в определенных явлениях. Такое явление характерно для эпилепсии, энцефалита, олигофрении.
  • Искажение обобщения. Такого типа нарушение мышления заключается в неспособности к установлению основной определяющей связи, применимой к конкретным предметам. Человеком выделяются только случайные стороны в конкретном явлении и связи второстепенного масштаба между объектами. Культурных и общепринятых определений для больного не существует в принципе. Объединение объектов может производиться на основании формы, материала или цвета, то есть с исключением целевого их назначения и присущих функций. Перечисленные особенности нарушения мышления присущи таким заболеваниям, как психопатия и шизофрения.

Нарушения мышления: ускорение

Ускорение — эти нарушения мышления формируются беспрерывным потоком речи и ассоциаций. Мысли вместе с речью все время скачут и не имеют между собой связи. Происходит спонтанное возникновение ассоциаций, образов и умозаключений. У них поверхностный смысл и их может вызвать любой раздражитель. Речь человека льется без остановки, из-за этого он может охрипнуть или произойти полная потеря голоса. Но, по сравнению с бессвязным мышлением, здесь высказывания обладают определенным смыслом. Ускоренное мышление проявляется в следующем:

  1. Быстроте и хаотичности ассоциаций.
  2. Повышенной отвлеченности и спонтанности ответов.
  3. Экспрессивной жестикуляции и мимике.
  4. Осознанности действий, понимании ошибок и способности их исправления.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector