Наука. основные особенности научного мышления. естественные и социально-гуманитарные науки

Задачи прикладной науки

Говоря об этой сфере научного знания, следует отметить, что она, как и фундаментальная, призвана служить человеку и решать его проблемы. Собственно, этим и занимаются прикладные науки. В широком аспекте их задачи должны формироваться как социальный заказ общества, позволяющий решить насущные проблемы. Однако на практике, учитывая конкретный характер прикладных задач, все видится иначе.

Как уже отмечалось, развитие прикладных наук может быть построено на основе фундаментальных. Существующая тесная, почти генетическая связь между ними не позволяет проводить здесь чёткую границу. И поэтому задачи прикладных наук обусловлены совершенствованием фундаментальных исследований, которые состоят в следующем:

  • возможности открытия неизвестных фактов;
  • систематизации полученных теоретических знаний;
  • формулировке новых законов и открытий;
  • формировании теорий на основе введения в науку новых понятий, концепций и представлений.

В свою очередь, прикладные науки используют полученные знания для следующих целей:

  • разработки и внедрения новых технологий;
  • проектирования различных устройств и приспособлений;
  • исследование влияния химических, физических и других процессов на вещества и предметы.

Список будет продолжаться до тех пор, пока существуют человек и наука как особая форма познания реальности. Но главной задачей прикладной науки видится её служение человечеству и его потребностям.

Основные функции науки

Функции науки делятся на категории в зависимости от сферы и способа применения научных знаний и задач, которые они решают.

Познавательная

Познавательная функция науки является ее основным предназначением. Ее главнейшие признаки:

  1. Познание окружающего мира, его законов и явлений, закономерностей.
  2. Теоретическое постижение мира. 
  3. Рациональное объяснение наблюдаемых явлений и процессов. 
  4. Производство нового научного знания на основе познавательно-прогностической деятельности.

Мировоззренческая

Мировоззренческая функция тесно связана с предыдущей. Главной целью являются:

  1. Разработка специфического научного мировоззрения и основанной на научных знаниях целостной картины мира.
  2. Изучение отношения человека к миру с точки зрения рационализма. 
  3. Доказательство научного представления о мире. 

Здесь ученые наряду с философами вырабатывают мировоззренческие постулаты и ценностные ориентиры для человека.

Производственная

Производственная функция находится на стыке науки и производства. Она помогает внедрить инновационные разработки, новые технологические процессы взамен устаревших, новые формы организации производства. Наука превращается в своего рода производительную силу, которая разрабатывает и внедряет новые идеи.

Культурная

Проявление культурной функции науки заключается большей частью в продвижении и популяризации идей образования и саморазвития. Научные достижения положительно влияют на структуру и содержание учебно-воспитательного процесса, формы и методы обучения. Мало того, наука и сама по себе является культурным феноменом общества. Эта функция реализуется через просветительную деятельность ученых, современную систему образования, публицистику и средства массовой информации.

Культурная функция науки раскрывает себя как процесс формирования личностных качеств человека. Научное знание в современной жизни является одной из основ формирования мировоззрения общества, оно стало неотъемлемой частью социальной среды, служащей становлению и развитию личности.

Общественная

Наука оказывает огромное влияние на общественную жизнь, на развитие экономики и социальное управление обществом. Общественную (или социальную) функцию науки можно раскрыть через ее участие в процессах социального развития общества, в формировании социальных институтов, оказывающих влияние на поведение людей через устанавливаемые ими правила.

Примеры таких социальных институтов:

  • семья;
  • школа;
  • религия;
  • различные общественные организации;
  • государство.

История возникновения феномена науки

Вопрос о том, что такое наука, задавали еще люди древнего мира. По мнению историков, первые научные знания наши предки получали в ходе естественного наблюдения за миром природы. Благодаря появлению письменности эти знания стали передаваться по наследству. Накапливаясь, знания рождали новый опыт, который потом лег в основу науки.

Зародилась наука одновременно в разных точках нашей планеты. Можно говорить об античной науке (физике, геометрии, математике, языкознании) и о науке стран Востока (арифметике, медицине и прочее). Считается, что родоначальницей науки стала философия. Поэтому древнегреческие мыслители, пытавшиеся узнать первооснову материального мира, и стали первыми учеными на земле (Фалес, Демосфен и т. д.).

Широкое развитие наука получила в эпоху Возрождения в Европе благодаря стечению нескольких обстоятельств: во-первых, было уже достаточно накоплено знаний и мире природы, мире вещей и деятельности людей, а, во-вторых, в отличие от мусульманского востока, накладывающего запрет на познания творения Аллаха, христианская Европа стремилась к активному преобразованию мира.

Наука как феномен человеческой культуры

В современном понимании науку принято рассматривать как одну из составляющих (наряду с искусством, моралью, правом, идеологией, религией и т. д.) духовной культуры человечества.

Кроме того, под наукой понимается совокупность социальных институтов, в рамках которых осуществляется данное производство.

В строгом смысле слова наука как явление культуры появилась в XVII в., что было связано с возможностью опытным путем проверять истинность получаемых знаний. Наука и общество взаимосвязаны. Наука не может ни возникнуть, ни развиваться вне общества. В свою очередь, современное общество уже не может существовать без науки, которая способствует удовлетворению потребностей во всех сферах жизни общества, выступает фактором социального развития. На основе знания законов функционирования и эволюции рассматриваемых объектов наука осуществляет прогноз будущего данных объектов в целях практического освоения действительности.

Научное познание руководствуется определенными идеалами и нормами научной деятельности, которые представляют собой определенные подходы, принципы, установки, свойственные ученым на разных этапах развития науки и изменяющиеся со временем (таков, например, переход от физики И. Ньютона к физике А. Эйнштейна). Единство идеалов и норм научного познания, господствующих на определенном этапе развития науки, выражают понятием «стиль научного мышления».

Развитие научных знаний

Американский историк науки Т. Кун проанализировал характер развитии научных знаний. Он определил периоды, когда наука развивается постепенно, накапливая факты, когда доказываются теоремы в рамках уже существующих теорий. Это состояние науки, развивающейся на основе признанных в научном сообществе норм, правил, методологических установок, Кун назвал «парадигма». По мере развития науки в рамках определенной парадигмы неизбежно накапливаются факты, не укладывающиеся в рамки существующих теорий. Рано или поздно приходится для их объяснения менять основания научного знания, основополагающие принципы, методологические установки, т. е. научные парадигмы. Смена парадигм, по Куну, представляет собой научную революцию.

Научная картина мира

Научная революция влечет изменение научной картины мира — целостной системы понятий и принципов об общих свойствах и о закономерностях действительности.

Различают общенаучную картину мира, которая включает представления обо всей действительности (т. е. о природе, об обществе и о самом познании), и естественно-научную картину мира. Последняя в зависимости от предмета познания может быть физической, астрономической, химической, биологической и т. и. В общенаучной картине мира определяющим элементом выступает картина мира той области научного знания, которая занимает лидирующее положение на конкретном этапе развития науки.

Каждая картина мира строится на основе определенных фундаментальных научных теорий, и по мере развития практики и познания одни научные картины мира сменяются другими. Так, естествен но-научная и прежде всего физическая картина строилась сначала (в XVII в.) на базе классической механики (классическая картина мира), затем (в начале XX в.) на основе электродинамики, квантовой механики и теории относительности (неклассическая картина мира), а в настоящее время на основе синергетики (пост-неклассическая картина мира). Научные картины мира выполняют эвристическую роль в процессе построения фундаментальных научных теорий. Они тесно связаны с мировоззрением, являясь одним из важных источников его формирования.

Гуманитарные науки


1:06:44

Мария Елифёрова

Слова, слова, слова или не только
Лекторий издательства «Альпина нон-фикшн»  • 04.06


58:03

Александр Пиперски

Александр Пиперски — язык, мемы и эмодзи
Лекторий Фонда «Траектория»  • 28.06


1:10:19

Полина Кривых, Марина Евланова

Где мои очки, и другие истории о нашей памяти
Лекторий Культурно-просветительского центра «Архэ» • 14.12.2019


1:23:03

Светлана Бурлак

Как изучать то, что было давно и больше не повторится
Лекторий издательства «Альпина нон-фикшн»  • 14.07


52:04

Максим Кронгауз, Александр Пиперски

Screenlife, или Наша жизнь и коммуникация на экране (Карантинные диалоги №3)
Лекторий премии «Просветитель» • 15.05


48:52

Максим Кронгауз, Александр Пиперски

Карантинные диалоги №2. Зачем мы перешли на ты?
Лекторий премии «Просветитель» • 24.04 •

Показать еще

Архив новостей

По темам

Антропология, Арахнология, Археология, Астрономическая научная картинка дня, Астрономия, Астрофизика, Биоакустика, Биоинформатика, Биология, Биология развития, Биомеханика, Бионанотехнологии, Бионика, Биотехнологии, Биофизика, Биохимия, Ботаника, Видообразование, Вирусология, Вулканология, Генетика, География, Геология, Геофизика, Геохимия, Геронтология, Герпетология, Гидродинамика, Гляциология, Гравитационная линза, Демография, Зарождение жизни, Затмения, Зоология, Иммунология, Информационные технологии, История, История науки, Ихтиология, Карцинология, Климат, Когнитивная наука, Космические исследования, Космология, Космос, Кристаллография, Лингвистика, Математика, Материаловедение, Медицина, Методология науки, Микология, Микробиология, Минералогия, Молекулярная биология, Нанотехнологии, Наука в России, Наука и общество, Наука и техника, Науки о Земле, Нейробиология, Нейроинформатика, Нейролингвистика, Нобелевские премии, Океанология, Онкология, Оптика, Орнитология, Палеонтология, Палеоэкология, Палеоэнтомология, Паразитология, Политология, Почвоведение, Психология, Систематика, Социология, Стволовые клетки, Телескопы, Темная материя, Фармакология, Физика, Физиология, Химия, Циркадные ритмы, Черные дыры, Эволюция, Эволюция галактик, Экзопланеты, Экология, Экономика, Эмбриология, Энергетика, Энтомология, Этнография, Этология

Свернуть

Все темы

По авторам

Айк Акопян, Валентин Анаников, Ольга Баклицкая-Каменева, Дарья Баранова, Вера Башмакова, Александр Бердичевский, Александр Березин, Антон Бирюков, Максим Борисов, Варвара Бусова, Ольга Вахрушева, Варвара Веденина, Александр Венедюхин, Кирилл Власов, Михаил Волович, Эдуард Галоян, Михаил Гарбузов, Алексей Гиляров, Ольга Гилярова, Дмитрий Гиляров, Сергей Глаголев, Михаил Гопко, Евгений Гордеев, Анастасия Горелова, Николай Горностаев, Екатерина Грачева, Владимир Гриньков, Анна Гусева, Дмитрий Дагаев, Ира Демина, Татьяна Долгова, Мария Елифёрова, Юрий Ерин, Анастасия Еськова, Дмитрий Жарков, Андрей Журавлёв, Дмитрий Замолодчиков, Никита Зеленков, Денис Земледельцев, Игорь Иванов, Сергей Измалков, Вячеслав Калинин, Анна Каспарсон, Павел Квартальнов, Анастасия Кириллова, Мария Кирсанова, Дмитрий Кирюхин, Дмитрий Кнорре, Александр Козловский, Сергей Коленов, Людмила Колупаева, Юлия Кондратенко, Андрей Коньков, Артём Коржиманов, Ольга Кочина, Юлия Краус, Леонид Кузьмин, Владимир Кукулин, Георгий Куракин, Аркадий Курамшин, Виталий Кушниров, Иван Лаврёнов, Алексей Левин, Дмитрий Леонтьев, Андрей Логинов, Полина Лосева, Сергей Лысенков, Лейла Мамирова, Александр Марков, Мария Медникова, Елизавета Минина, Александр Мироненко, Юлия Михневич, Вадим Мокиевский, Григорий Молев, Тарас Молотилин, Антон Морковин, Марат Мусин, Вера Мухина, Максим Нагорных, Елена Наймарк, Антон Нелихов, Александра Нечаева, Алексей Опаев, Алексей Паевский, Андрей Панкратов, Анастасия Пашутова, Пётр Петров, Александр Пиперски, Константин Попадьин, Сергей Попов, Роман Ракитов, Жанна Резникова, Татьяна Романовская, Александр Самардак, Наталия Самойлова, Вероника Самоцкая, Александр Сергеев, Андрей Сидоренко, Илья Скляр, Виктория Скобеева, Даниил Смирнов, Павел Смирнов, Олег Соколенко, Дарья Спасская, Михаил Столповский, Владислав Стрекопытов, Любовь Стрельникова, Дмитрий Сутормин, Алёна Сухопутова, Алексей Тимошенко, Александр Токарев, Кристина Уласович, Антон Ульяхин, Елена Устинова, Ольга Филатова, Александр Храмов, Мария Шнырёва, Илья Щеглов, Динар Юнусов, Александр Яровитчук, Светлана Ястребова, Сергей Ястребов

Свернуть

Все авторы

По месяцам

2020
I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII, IX, X, XI

2019
I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII, IX, X, XI, XII

2018
I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII, IX, X, XI, XII

2017
I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII, IX, X, XI, XII

2016
I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII, IX, X, XI, XII

2015
I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII, IX, X, XI, XII

2014
I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII, IX, X, XI, XII

2013
I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII, IX, X, XI, XII

2012
I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII, IX, X, XI, XII

2011
I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII, IX, X, XI, XII

2010
I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII, IX, X, XI, XII

2009
I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII, IX, X, XI, XII

2008
I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII, IX, X, XI, XII

2007
I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII, IX, X, XI, XII

2006
I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII, IX, X, XI, XII

2005
I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII, IX, X, XI, XII

Свернуть

Все даты

Классификация наук

Сложную, но очень важную проблему представляет собой классификация наук. Разветвленная система многочисленных и многообразных исследований, различаемых по объекту, предмету, методу, степени фундаментальности, сфере применения и т. п., практически исключает единую классификацию всех наук по одному основанию.

В самом общем виде науки делятся на естественные, технические, общественные (социальные) и гуманитарные.

К естественным наукам относятся науки:

  • о космосе, его строении, развитии (астрономия, космология, космогония, астрофизика, космохимия и проч.);
  • Земле (геология, геофизика, геохимия и др.);
  • физических, химических, биологических системах и процессах, формах движения материи (физика и т. п.);
  • человеке как биологическом виде, его происхождении и эволюции (анатомия и т. д.).

Технические науки содержательно основываются на естественных науках. Они изучают разлииные формы и направления развития техники (теплотехника, радиотехника, электротехника и проч.).

Общественные (социальные) науки также имеют ряд направлений и изучают общество (экономика, социология, политология, юриспруденция и т. п.).

Гуманитарные науки — науки о духовном мире человека, об отношении к окружающему миру, обществу, себе подобным (педагогика, психология, эвристика, конфликтология и др.).

Между блоками наук имеются связующие звенья; одни и те же науки могут частично входить в разные группы (эргономика, медицина, экология, инженерная психология и др.), особенно подвижна грань между общественными и гуманитарными науками (история, этика, эстетика и проч.).

Особое место в системе наук занимают философия, математика, кибернетика, информатика и т. п., которые в силу своего общего характера применяются в любых исследованиях.

Следующая классификация предполагает выделение фундаментальной и прикладной науки. Критерием их выделения оказывается степень удаленности от практики.

Одна из классификаций видов наук отражает этапы формирования современной науки:

  • классическая наука — наука, сформировавшаяся в XVII-XIX вв. Отличительная ее черта — предельный объективизм, то есть принципиальное исключение из научного знания всего, что связано с познающим субъектом и средствами познания;
  • неклассическая наука, сложившаяся в первой половине XX в. Исходит из того, что субъект и объект познания образуют единую систему и, более того, сам акт познания изменяет исследуемый объект. Пример неклассической науки — квантовая физика;
  • постнеклассическая наука, появившаяся во второй половине XX в. Эта наука требует учета ценностных и целевых установок исследователя, оценки социальной значимости полученных результатов. К числу таких наук могут быть отнесены экология, генная инженерия и др.

В ходе исторического развития наука из занятия одиночек (Архимед) постепенно превращается в особую, относительно самостоятельную форму общественного сознания и сферу человеческой активности. Она выступает как продукт длительного развития человеческой культуры, цивилизации, особый общественный организм со своими типами общения, разделения и кооперирования отдельных видов научной деятельности.

Роль науки в условиях научно-технической революции постоянно растет. Среди ее основных функций необходимо назвать следующие:

  • мировоззренческая (наука объясняет мир);
  • гносеологическая (наука способствует познанию мира);
  • преобразующая (наука выступает фактором общественного развития: она лежит в основе процессов современного производства, создания передовых технологий, существенно увеличивая производительные силы общества).

НАУКА КАК РЕЗУЛЬТАТ

В этом смысле наука определяется как система
достоверных знаний о природе, человеке и
обществе

Важно подчеркнуть в этом определении
два существенных признака:
— наука рассматривается как взаимосвязанная
совокупность знаний по всем известным на
сегодняшний день человечеству вопросам и
отвечает требованиям полноты и
непротиворечивости;
— речь идет только о достоверных знаниях — в
отличие от бытовых, житейских знаний каждого
человека.
Необходимо отметить следующие свойства
науки как результата:
1. Кумулятивный характер развития научного
знания — за каждые десять лет объем научных
знаний удваивается.
2

Дифференциация науки. Накопление научных
знаний приводит к дифференциации, к дроблению
наук. Появляются новые и новые отрасли научного
знания, например: социальная психология,
гендерная психология и т.д.
3. По отношению к практике наука как система
знаний имеет следующие функции:
• описательная — сбор и накопление данных,
фактов. С этой функции начинается любая наука,
так как она может базироваться только на большом
количестве фактического материала. Так,
например, научная химия могла появиться только
тогда, когда ее предшественниками — алхимиками
был накоплен огромный фактический материал о
химических свойствах различных веществ;
• объяснительная — объяснение явлений и
процессов, их внутренних механизмов;
• обобщающая — формулирование законов и
закономерностей, систематизирующих и вбирающих
в себя многочисленные разрозненные явления и
факты. В качестве классических примеров можно
привести классификацию биологических видов К.
Линнея, теорию эволюции Ч. Дарвина или тот же
периодический закон Д.И. Менделеева;
• предсказательная — научные знания позволяют
заблаговременно предвидеть неизвестные ранее
процессы и явления. Так, например, «на кончике
пера» были совершены открытия планет Уран,
Нептун, Плутон, с точностью до секунд астрономы
могут рассчитать столкновение Земли с какой-либо
кометой и т.д.;
• предписывающая, или нормативная, — научные
знания позволяют, например, оптимально
выстраивать государственные стандарты на те или
иные изделия или технологии, которые становятся
обязательными для выполнения на производстве, в
школе и пр.

Научная деятельность (наука как процесс)

Если практический работник в своей деятельности преследует достижение высоких результатов, то задачи науки подразумевают, что исследователь должен стремиться получить новое научное знание. Сюда входит и объяснение того, почему результат в том или ином случае получается плохим или хорошим, а также предсказание, в каких случаях он будет тем или иным. Кроме того, если практический работник учитывает комплексно и одновременно все стороны деятельности, то исследователь, как правило, интересуется глубокой проработкой лишь одной стороны. Например, с точки зрения механики человек — это тело, которое имеет определенную массу, обладает некоторым моментом инерции и т. д. Для химиков он представляет собой сложнейший реактор, где протекают одновременно миллионы разных химических реакций. Психологов интересуют процессы памяти, восприятия и т. д. То есть каждая наука исследует различные процессы и явления относительно определенной точки зрения. Поэтому, кстати, полученные результаты можно интерпретировать только как относительные истины. Абсолютная истина в науке недостижима, это цель метафизики.

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Античное философское отображение метафизики

Античная философия — философия древних греков и римлян, зародилась около 2500 лет назад, явилась истоком западной философии, и почти всех ее последующих школ. Во все времена, вплоть до сегодняшних дней, европейская культура, философия, наука возвращаются к античной философии как своему первоисточнику и образцу мышления. Сам термин «философия» пришел к нам из античной философии. Философ – человек, стремящейся к мудрости, ищущий и любящий истину.

В развитие античной философии внесли неоценимый вклад Сократ, Платон, а позже Аристотель. Аристотель, будучи учеником Платона, во многом не разделял мнения своего учителя. В частности, он подверг критике платоновскую теорию идей, что сыграло важную роль в дальнейшем развитии философии. Аристотель считал ошибочным разделение на идеи и вещи, аргументируя тем, что идеи — это копии чувственных вещей и родственны им по содержанию. Отделяя идеи от вещей, мы удваиваем то, что должно быть познано и объяснено.

Аристотель считал, что каждая вещь представляет собой единство “материи” и “формы” из которых она состоит. Форма — это реализованная возможность материи. Например, серебро будет материей для серебряного кубка. В тот момент, когда его отольют (то есть реализуют возможность материи), он примет форму. Это же серебро может быть не оформлено (не стать кубком или стать кольцом), но в потенциале содержать форму. При этом возможен переход как от материи в форме, так и наоборот. Соотношение формы и материи относительны. Так серебро может быть как материей по отношению к одному предмету, и формой относительно другого. По мнению Аристотеля существует высшая форма, являющаяся конечной, за которой не следует ни форма, ни материя. Последней формой является перводвигатель, то есть Бог.

Его рассуждения о форме и материи вылились во множество рукописей, которые позже были обнаружены и систематизированы Андроником Родосским в 14 томов, получивших название метафизика.  В дальнейшем, в слово «метафизика» стали вкладывать особый смысл, определяя его как учение о принципах и сущности бытия, основанных на умозрительных, онтологических положениях, из которых выводятся другие философские положения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector