Лекция на тему «межличностная коммуникация»
Содержание:
- Готы
- Процесс межличностного общения с примерами
- В соответствии с чувствами участвующих
- Корейская волна (халлю)
- Критика
- Типы коммуникации
- Проблемы и трудности, которые могут возникать
- ссылки
- Какие выделяют составляющие
- Межличностное общение
- Формы межличностной коммуникации
- В зависимости от количества и характеристик участников
- По преднамеренности
Готы
Название «гот» произошло от английского «gothic», что значит «варварский, грубый». Неизвестно, кого имел в виду Глеб Самойлов, когда пел: «Я крашу губы гуталином, я обожаю черный цвет», но его слова метко описывают портрет современного гота. В отличие от предыдущих миролюбивых направлений, субкультура готов не столь безопасна. Она проповедует разрушительные тенденции для человеческой психики: в почете черная магия, мрачный пессимизм, романтическое восприятие смерти.
Культивирование и эстетизация смерти не означает, что готы к ней стремятся. Большинство поклонников этой мрачноватой субкультуры любят жизнь, как и все нормальные люди, а темные образы — всего лишь эпатаж.
Внешний вид
Образ гота хорошо узнаваем: эта субкультура разработала довольно сложную готическую моду, главное в которой — черный цвет в сочетании с серебряными украшениями. Серебро для готов — символ Луны, покровительствующей потусторонним силам. Каноничный образ таков: молодой человек в черной одежде, с темными волосами и губами, контрастирующими с болезненно белым лицом. Могут присутствовать ирокезы, зачастую кислотных оттенков или частичная выбритость волос.
Процесс межличностного общения с примерами
Примеры межличностного общения можно взять в любой сфере жизни. Например, императивный вариант часто встречается в рабочих коллективах, в отношениях директор – наемный служащий. В тот момент, когда директор дает наемному служащему на выполнение некое задание, происходит яркий пример императивных отношений. В этом случае цели четко озвучиваются лидером и без возражений принимаются пассивной стороной.
Еще один пример императивных отношений выделяется на предприятиях, связанных с военной деятельностью, в армии, на полигонах. Как и в прошлом случае, активная сторона четко и ясно отдает приказы, пассивная – их обязана выполнить. Пассивная сторона не имеет права высказывать претензии.
К манипулятивным примерам отношений можно отнести взаимодействие партнеров в бизнесе или любой деловой сфере. Особенно хорошо видна манипуляция в пропаганде, к примеру, выборы президента в стране. Любая партия проводит агитацию, т.е. есть она пытается воздействовать на общество посредством манипулятивного общения, дабы социум отдал свои голоса за лидера именно этой партии.
Важно! Манипулятивное общение может применяться в любой сфере жизни. Оно не всегда приносит комфорт каждой из сторон
Особенно неприятны манипуляции в романтических или семейных отношениях, так как основная задача одного из личностей такого общения заключается в использовании другого в качестве исполнителя определенных действий. Многие психологи утверждают, что манипуляторы незнакомы с таким чувством, как эмпатия, что они циничны, лживы и довольно примитивны.
Диалогическое общение также весьма популярно в наше время. Его часто можно встретить в различных школах саморазвития, на психологических тренингах и т.д. Такой форме общения следует учиться. Не всегда начальная стадия общения остается в такой же форме на конечной стадии. Диалогическое общение предполагает уважительное отношение к партнеру, его знаниям, развитию и мыслям.
Диалогическое общение
Межличностное общение в молодежной среде
Часто общение среди подростков заканчивается конфликтными ситуациями. Это происходит потому, что у молодежи социализация развита не настолько хорошо, насколько она развита у взрослых, самостоятельных людей. У подростков возникают как формальные конфликты, так и неформальные.
Формальное конфликтное общение – это общение в школе, с преподавателями. Неформальные конфликты возникают в семье или между индивидами, связанными дружескими отношениями. На первоначальных этапах решать такие конфликты могут сами подростки, но в более сложных ситуациях не могут помочь даже родители. Это может значить, что нужна помощь психолога. Такие конфликты проходят в процессе взросления, так как именно в пубертатный период возникает гормональный дисбаланс, который провоцирует неустойчивые поведенческие реакции. После окончания процесса формирования личности проблемы исчезают.
В соответствии с чувствами участвующих
Благодаря наличию пяти сенсорных каналов люди могут передавать и получать информацию как с каждым из них в отдельности, так и с помощью комбинации нескольких или всех из них одновременно. В зависимости от сотрудника, свойства связи будут немного отличаться.
Визуальное общение
Этот стиль общения предполагает получение информации через зрение. Таким образом, оно может включать как действия, так и разговор на языке жестов, чтение книги или статьи или созерцание произведения искусства, такого как скульптура или картина.
Кроме того, такие важные части непосредственного общения, как невербальный язык, осанка или проксемика, обнаруживаются визуально. На самом деле обработка изображений занимает непропорционально большую часть нашего мозга.
Слуховое общение
Слуховое общение предполагает передачу и прием информации с использованием слуха. В этой категории вы можете найти любой тип разговора, используя речь, прослушивание музыкального произведения или интерпретацию шума автомобиля, чтобы узнать, что вы приближаетесь.
Хотя слух не так преобладает у людей, как зрительный, это канал, который имеет большое значение в наши дни.
Сенсорное общение
Прикосновение, хотя и не столь важное в нашей повседневной жизни, как зрение или слух, дает нам ценную информацию во многих ситуациях. Будь то через физический контакт с говорящим или с помощью этого чувства для изучения любого элемента нашей среды, сенсорный позволяет нам общаться более эффективно
Будь то через физический контакт с говорящим или с помощью этого чувства для изучения любого элемента нашей среды, сенсорный позволяет нам общаться более эффективно.
Примерами тактильного общения могут быть ласка для любимого человека, а также рукопожатие, которое позволяет нам интуитивно понять характер нашего собеседника, или даже чтение текста Брайля.
Обонятельное общение
Передача информации через запахи является одним из наиболее важных для многих видов животных, таких как собаки. Хотя у людей это не так фундаментально, эксперты считают, что бессознательно мы получаем много информации через это чувство.
Таким образом, существует теория, что люди производят феромоны, химические вещества, которые передают другим людям данные о нашем состоянии здоровья, нашем настроении и других подобных элементах. Тем не менее, это чувство является одним из наименее известных.
Вкусовое общение
Наконец, чувство вкуса, вероятно, является наименьшим вниманием, которое мы уделяем в повседневной жизни. Тем не менее, благодаря этому мы можем получать фундаментальную информацию о нашей окружающей среде, как о еде, которую мы едим (фундаментально для нашего выживания), так и о людях, которые к нам ближе
Таким образом, каждый из четырех основных ароматов (сладкий, соленый, горький или кислый) передает ряд данных, которые интерпретируются на подсознательном уровне. В то же время, когда мы целуем кого-то, это чувство дает нам информацию об их химическом состоянии, которое может влиять на то, как мы относимся к этому человеку..
Гибридная связь
До сих пор мы видели типы общения, которые включают один сенсорный канал; Но в реальном мире большинство ситуаций вовлекают несколько чувств одновременно. Таким образом, информация, которую мы получаем, является гораздо более сложной и полной.
Например, в личной беседе большая часть обмена происходит на слуховом уровне; но также такие элементы, как внешний вид другого человека, его запах и возможный физический контакт, который может возникнуть между собеседниками.
Корейская волна (халлю)
Одна из самых современных субкультур зародилась в Южной Корее и нашла в России благодатную почву. Она состоит из фанатов корейских музыкальных групп (K-POP). Название «корейская волна» родом из Китая, на который она нахлынула гораздо раньше нас. Сегодня халлю вовсю теснит субкультуру анимешников (отаку) — поклонников японской мультипликации анимэ и комиксов манга.
В чем же секрет такой неимоверной популярности корейских групп во всем мире? Во-первых, их довольно массовый состав: от 5 до 10 человек. Между участниками коллективов существуют сложные отношения, следить за которыми можно как за сериалом. В среде поклонников K-POP ценятся постеры с изображением кумиров. «Корейская волна» также включает в себя увлечение кухней, видео-играми, фильмами и языком Южной Кореи.
Как узнать?
Идеальная внешность для поклонников субкультуры выражается понятием «ольджан», что переводится как «красивая мордашка». Так называют людей с огромными глазами, маленьким носом и губами. Кукольные пропорции лица достигаются, как правило, благодаря пластической хирургии и фотошопу.
Критика
В структуре межличностной коммуникации в качестве обязательных компонентов традиционно выделяются следующие: кто передает информацию (отправитель), что передается (содержание информации), кому передается информация (получатель), каким способом передается информация (канал), обратная связь (непосредственная или опосредованная). В отличие от других исследователей В.П. Конецкая считает данную структуру недостаточно полной, и выделяет еще два компонента – результативность коммуникации и ее ситуативную обусловленность (окружение, число участников, временные и пространственные характеристики и т.п.). Первый компонент не всегда поддается объективному определению, поскольку результативность для каждого коммуниканта может иметь свою оценку.
Типы коммуникации
Помимо системного и уровневого представления, коммуникация может быть рассмотрена с точки зрения ее функциональной масштабности. Основой типологии
служит социально обусловленная масштабность общения. По этому признаку различают массовую коммуникацию (в обществе в целом), ограниченную (в рамках социальных групп — компаний, организаций), локальную (в микрогруппах типа ассоциаций, профессиональных коллективов) внутригрупповую (в малых группах, в семье), межличностную, или интерперсональную (между двумя индивидами) и даже внутриличностную или интраперсональную (между индивидом и электронными средствами передачи информации).
Предполагается, что для каждого из этих типов коммуникации, характерна своя функция. Но попытки построить типологию на функциональной основе оказались неэффективными, поскольку функциональные признаки перекрещиваются и часть из них совпадает.
Имеются и другие подходы к типологии коммуникации. Так, на основе способа установления контакта выделяют прямую, или непосредственную, коммуникацию и косвенную, или опосредованную (дистантную). В первом случае коммуникация актуализируется в форме беседы или публичного выступления перед аудиторией, что позволяет оказывать непосредственное эмоциональное воздействие, поскольку происходит обмен смысловой и оценочной информацией с одновременным использованием вербальных и невербальных средств. Непосредственная
коммуникация характерна для межличностного общения и имеет различные сферы
актуализации, начиная от обмена деловой информацией и кончая сугубо личной. Опосредованная коммуникация носит главным образом односторонний характер и
актуализируется при помощи средств массовой информации и технических средств,
Современные технические средства позволяют осуществлять эффективную двустороннюю
коммуникацию.
С учетом временного фактора — длительности самого коммуникативного процесса
различают краткую, непродолжительную коммуникацию и постоянную,
обусловленную частым общением в профессиональных коллективах и дружеских
группах.
Кроме того, коммуникацию различают по частным социальным параметрам -. демографическим признакам: <горизонтальным> — между индивидами одного
Проблемы и трудности, которые могут возникать
В межличностных отношениях часто возникают проблемы и трудности. Это связано с тем, что в России не изучается даже краткий курс культуры общения. Бывают ситуации, в которых один собеседник обладает культурой коммуникации, а второй даже не знает, что это такое. Проблемы общения делятся на 2 группы:
- Субъективно переживаемые;
- Объективно переживаемые.
Каждая из этих групп, в свою очередь, делится на первичную и вторичную подгруппу. К первичным относится несоответствие темпераментов и характеров у субъектов общения, к вторичным – память неудачных межличностных отношений.
Во время общения люди узнают много новой информации, меняют свое настроение, делятся горестями и радостями, реализовывают себя. Единственный способ чувствовать себя комфортно в любом обществе – изучать нормы поведения и повышать культуру межличностной коммуникации.
ссылки
- «28 видов общения» в: Психология и разум. Получено: 09 февраля 2019 г. от Психологии и Разума: psicologiaymente.com.
- «35 видов общения и их характеристики» в: Маркетинг и Интернет. Получено: 9 февраля 2019 г. из Маркетинга и Сети: marketingandweb.es.
- «Типы общения» в: Типы О. Восстановлено в: 09 февраля 2019 Типы: tiposde.online.
- «Вербальное и невербальное общение» в кн .: Дифференциатор. Получено: 09 февраля 2019 г. от Дифференциатора: diferenciador.com.
- «Что такое общение и какие виды общения существуют?» В: Leti Buendía. Получено: 9 февраля 2019 г. от Лети Буендии: letibuendia.com.
Какие выделяют составляющие
Примечание
Стоит различать факторы, которые влияют на уровень общения (словарный запас собеседников, их личностные черты, особенности ситуации, условия и т.п.), и составляющие компоненты уровня общения. При этом существует тенденция отождествлять оба понятия в рамках отдельных уровневых типологий.
Набор составляющих может отличаться в зависимости от подхода в изучении феномена общения и его структурных особенностей. Важно понимать, что уровни общения тесно связаны с формами общения, стратегиями коммуникации и выбором того или иного стиля общения (паттерна). Все вместе они образуют интегрированные системы речевого (и не только) взаимодействия, а их характер непосредственно влияет на составляющие признаки уровня общения
Отношение к собеседнику и взаимовосприятие
Это определение каждым из участников своей роли в акте и соответствующее формирование отношений к друг другу в зависимости от избранных формы общения, его стратегии и паттерна. Данный компонент также дает основания судить о положении собеседников (равное/неравное, партнерское/враждующее и т.д.). Отношение и выбор ролей задают тон всему последующему контакту и зависят от множества факторов: настроения собеседников, опыта предыдущего общения, текущей обстановки и т.п.
Общая реакция на акт коммуникации
Свидетельствует о характере отклика на стимулы другого и рецепции информации каждым из собеседников (пассивное восприятие, активное восприятие, игнорирование). Общая реакции выступает следствием избранной тактики общения. Она также свидетельствует о том, насколько собеседники понимают друг друга, эффективно ли они взаимодействуют в рамках отдельного контакта.
Характер передачи информации
Характер передачи зависит и от двух предыдущих компонентов, выступая следствием реакции собеседников на акт взаимодействия в зависимости от избранных ролей. Сюда можно включить темп речи, ее стиль и тон, уровень выражения мыслей собеседниками. Если человек желает избавиться от навязываемого другим взаимодействия, то его темп речи, к примеру, будет быстрым, а тон — неуважительным. От уровня выражения мыслей одного из участников зависит то, насколько другой сможет понять посыл и адекватно отреагировать, чтобы акт коммуникации был успешен.
В некоторых структурах дополнительными компонентами могут выступать цель общения и социальная дистанция.
Межличностное общение
Межличностное общение – это взаимодействие индивида с другими индивидами. Межличностное общение отмечается неизбежностью, а также закономерностью возникновения в различных реальных группах. Межличностные субъективные отношения выступают отражением общения между членами одной группы, которые служат предметом изучения для социальной психологии.
Основной целью исследования межличностного взаимодействия или взаимодействия внутри группы выступает углубленное изучение разнообразных социальных факторов, различных взаимодействий индивидов, входящих в эту группу.
Если не будет контакта между людьми, то человеческая общность не сможет осуществлять совместную полноценную деятельность, поскольку не будет между ними достигнуто должного взаимопонимания.
Например, чтобы учитель смог обучить учеников, то для начала ему необходимо вступить в общение.
Психология межличностного общения
Общение выступает одним из центральных в психологической науке и стоит наряду с такими категориями, как «мышление», «поведение», «личность», «отношения».
Межличностное общение в психологии — это процесс взаимодействия, направленный на взаимное установление, познание, развитие взаимоотношений, а также предполагающий взаимовлияние на состояния, поведение, взгляды, регуляцию совместной деятельности всех участников процесса. В социальной психологии за последние 25 лет исследование проблемы общения получило одно из центральных направлений изучения в психологической науке.
Под общением в психологии понимается реальность человеческих отношений, предполагающая разнообразные формы совместной деятельности индивидов.
Общение не выступает только предметом психологического исследования, и одним из методологических принципов раскрытия этой взаимосвязи есть идея единства деятельности и общения. Но характер этой связи по-разному понимается.
Иногда общение и деятельность рассматриваются как две стороны социального бытия человека; в других же случаях общение воспринимается как элемент различной деятельности, а деятельность рассматривается как условие общения.
Проблемы межличностного общения зачастую отмечаются в мотивационных, а также операциональных затруднениях, которые соотносятся с двумя сторонами общения — интерактивной и коммуникативной. Проблемы проявляются в аффективной, когнитивной и поведенческой сферах.
Для них характерно отсутствие стремления понять собеседника, особенностей его личности, внутреннего состояния, интересов.
Проблемы межличностного общения могут отмечаться в следующем: извлечение выгоды от собеседника с применением лести, запугивания, обмана, пускания пыли в глаза, демонстрации заботы и доброты.
Культура межличностного общения
Развитие культуры общения включает развитие умений и способностей правильно воспринимать окружающих, в общем виде уметь определить характер человека, его внутреннее состояние и настроение в конкретной ситуации при взаимодействии.
И уже из этого подобрать адекватный стиль, а также тон общения.
Поскольку одни и те же слова, жесты, могут быть уместны в разговоре со спокойным и доброжелательным человеком и способны спровоцировать нежелательную реакцию у собеседника возбужденного.
Культура межличностного общения предполагает развитие культуры общения, которая опирается на развитие речи, психических свойств, специфические социальные установки, особенности мышления. Высока потребность в глубоком эмоциональном, а также содержательном общении.
Эта потребность удовлетворяется, когда личности присуща эмпатия, под которой понимается способность эмоционально отзываться на переживания других людей, а также понимать их переживания, чувства, мысли, проникать в их внутренний мир, сопереживать, а также сочувствовать им.
Культура межличностного общения опирается на открытость, нестандартность плана действий, гибкость
Очень важно владеть большим запасом слов, образностью и правильностью речи, точно воспринимать устные слова, а также точную передачу идей партнеров, уметь корректно ставить вопросы; точно формулировать ответы на вопросы
Формы межличностной коммуникации
На основании того, каким способом взаимодействуют коммуниканты в процессе межличностной коммуникации, коммуникативная лингвистика выделяет формы речевого общения.
Диалог – это самая активная форма межличностной коммуникации, в которой два коммуниканта обмениваются собственными высказываниями. Диалогическая речь тесно связана с непосредственной конкретной ситуацией общения, где собеседники объединены тематической общностью и коммуникативными мотивами. Каждый из участников коммуникации чередует роль слушателя и говорящего, создает или воспринимает реплики в определенной временной последовательности. Интеракция осуществляется именно в диалоге.
Г. Буш разделяет диалоги на группы:
- эроматический – «вопрос – ответ», при чем активность собеседников может быть разной согласно ситуации общения;
- эристический – дискуссионное облегание определенной проблемы;
- риторический – передача и обсуждение конкретной темы;
- карнавальный – свободная непринужденная коммуникация между собеседниками.
В.Л. Скалкин, исследуя коммуникативные особенности языка, добавляет к диалогу как форме межличностной коммуникации трилог – разговор трех человек.
Монолог – развернутая функционально-коммуникативная речь одного коммуниканта, которая является результатом его активной речевой деятельности, построенная как высказывание собственной позиции в определенном вопросе или проблеме, и в основном не рассчитана на непосредственную реакцию других участников коммуникации. Монолог существует в устной и письменной форме речи. Монолог является одной из вербальных форм коммуникации.
Полилог – это форма межличностной коммуникации между многочисленными коммуникантами (больше трех).
В зависимости от количества и характеристик участников
Еще одна из наиболее распространенных классификаций типов общения — это те, которые связаны с людьми, участвующими в обмене информацией. Далее мы увидим самые важные типы.
Индивидуальное общение
Этот тип связи происходит только между отправителем и получателем. В нем два человека обмениваются информацией непосредственно между ними, без каких-либо претензий на воздействие третьих сторон или возможной аудитории. Некоторые из его характеристик заключаются в том, что он является прямым и, как правило, более эффективным, но обычно он также медленнее.
Примерами индивидуального общения могут быть такие сценарии, как беседа между двумя людьми, обмен личными сообщениями через приложение или общение по почте или электронной почте..
Коллективное общение
Отличительной чертой коллективного и индивидуального общения является в основном намеренность эмитента. При таком типе обмена информацией любой, кто создает сообщение, намерен влиять не только на одного собеседника, но и на нескольких людей одновременно..
Эти другие участники процесса общения могут быть как непосредственными получателями, так и зрителями обмена сообщениями. Таким образом, некоторые примеры коллективного общения могут включать групповые разговоры, а также прямую трансляцию по телевидению или видео на YouTube..
Внутриличностное общение
Внутриличностное общение отличается от других типов тем, что в нем отправитель и получатель — это одно и то же лицо. Это происходит, когда человек разговаривает сам с собой, либо внутренне (посредством мыслей и внутренних образов), либо вслух, либо письменно (например, с помощью дневника)..
Внутриличностное общение происходит постоянно и сильно влияет на наше поведение. Однако некоторые эксперты сомневаются в том, что форма передачи информации действительно может быть рассмотрена, поскольку в ней участвует только один человек..
Межличностное общение
Этот тип общения будет противоположностью внутриличностному. В нем передача информации дается как минимум между двумя лицами
Важно отметить, что он может быть как индивидуальным, так и коллективным, в зависимости от конкретного сценария, в котором
Таким образом, например, разговор между двумя людьми будет примером индивидуального межличностного общения; но один в группе будет коллективным межличностным.
внутригрупповой
Этот тип общения происходит, когда два или более члена одной группы обмениваются информацией или идеями. Из-за различных психологических эффектов динамика, возникающая, когда собеседники принадлежат к одной и той же группе, сильно отличается от той, которая проявляется в других случаях..
межгрупповых
В отличие от предыдущей категории, межгрупповое общение происходит, когда происходит обмен информацией между членами двух разных групп. Этот стиль общения происходит, например, в дебатах, на переговорах или в классе.
В зависимости от взаимоотношений участвующих групп друг с другом, динамика, присутствующая в этом типе общения, будет совершенно разной в каждом случае.
Массовая связь
Последний тип общения по словам участников — это тот случай, когда один отправитель передает сообщение большому количеству анонимных получателей. Основное отличие этого стиля в том, что отправитель не знает, кто прибывает, и, в принципе, нет намерения получить ответ..
Примерами массовой коммуникации могут быть политическая речь, транслируемая по телевидению, публикация в социальной сети, такой как Facebook, статья в газете или публикация книги..
По преднамеренности
Одним из наиболее важных аспектов общения является цель, которую вы хотите достичь с его помощью. В этом разделе мы увидим, какие наиболее распространенные причины мы можем найти за коммуникативным актом.
Информативное общение
Основной причиной большинства коммуникативных обменов является передача информации. Такого рода общение происходит, например, в разговоре группы друзей о том, что произошло в последние дни, а также о том, что происходит при просмотре определенных типов видео на YouTube или чтении романа..
С другой стороны, информативное общение может быть как беспристрастным, так и частичным, в зависимости от степени субъективности, которой обладает эмитент. Однако, если субъективность очень высока, во многих случаях мы можем говорить об убедительном общении.
Развлекательное общение
Наименее формальным типом общения является тот, который включает в себя просто обмен информацией с целью развлечения и развлечения, без более сильной цели. Это дано в контексте, подобном информативному, но обычно является менее формальными вариантами.
Например, при несущественном разговоре с другим человеком, просмотре юмористического видео или посещении шоу главной целью общения обычно является развлечение.
Образовательное общение
Этот тип коммуникации происходит, когда эмитент намеревается помочь своим собеседникам сформировать новые знания. Это может происходить как в формальной (например, в аудитории института или университета), так и в неформальной обстановке (например, конференция, групповой семинар или простой разговор)..
Убедительное общение
Основная цель убедительного общения — изменить мысли, эмоции или отношение человека или группы так, чтобы они были больше похожи на те, которых хочет достичь отправитель. Большая часть информационных обменов, в которых мы участвуем ежедневно, относится к этой категории.
Так, например, дебаты между друзьями могут легко стать убедительной ситуацией общения; но политические митинги, телевизионные новости или статьи из газет или цифровых СМИ также могут быть частью этой категории..