Основные словари русского языка. виды словарей

Содержание

– это то, о чём повествуется в произведении.

Объективное — автор отображает общественно-историческую действительность с высоким уровнем правдивости. Герой воплощается в художественном тексте как человек своей эпохи, этноса и сословия.
Субъективное — тенденция противоположная предыдущей. Видна оценка автора, выражены не только мысли литературного героя, но и суждения автора. Читатель видит идейно-эмоциональное отношение автора к действительности. к ней (в опосредованной форме, при воссоздании жизненных ситуаций).
Непосредственное

— в книге приводятся реальные факты из человеческой жизни и непридуманные конкретные ситуации.

Тема – перечень событий и явлений в основе художественного произведения, область отражения реальности.

Проблематика – все проблемы, поднимаемые автором.

Проблема – точка напряженности между реальностью и желаемым. Из одной и той же темы можно вывести разные проблемы (тема крепостного права –проблема несвободы личности, развращения, социальной несправедливости).

Идея – суть отношения автора к жизни; обобщающая мысль в основе художественного произведения, авторское отношение к изображаемому.

Конфликт – столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и правил.

Историко-литературный процесс, роды и жанры литературы

Основные направления литературы

Классицизм
(конец XVII – нач. XIX вв.)
Правило «трех единств»: места, времени и действия (для драматических
произведений); утверждение в произведениях положительных ценностей и государственного идеала
Д.И. Фонвизин «Недоросль», Г. Державин «Памятник»
Сентиментализм (вторая половина XVIII в.)
Главенство чувства над разумом; интерес к внутреннему миру героев
Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»
Романтизм (конец XVIII — первая половина XIX вв.)
Противопоставление мечты и действительности; мотив одиночества; изображение исключительной личности в исключительных обстоятельствах.

В. Жуковский «Море», «Светлана»; ранние произведения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, поэмы «Мцыри», «Песня про купца Калашникова»; М. Горький «Старуха Изергиль»
Реализм (XIX век)
Изображение типической личности в типических обстоятельствах
А.С. Грибоедов «Горе от ума»; А.С. Пушкин «Медный всадник», «Евгений Онегин», «Капитанская дочка»; М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»; Н.В. Гоголь «Мертвые души», «Шинель», «Ревизор»; А.Н. Островский «Гроза»; И.С. Тургенев «Отцы и дети»; Л.Н. Толстой «Война и мир»; Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»; А.П. Чехов рассказы, «Вишневый сад»; И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник»; М. Горький «На дне»; М.А. Шолохов «Тихий Дон», «Судьба человека»; А.И

Солженицын «Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича»
Модернизм (XX век)
Символизм
Акмеизм
Футуризм
Поиск нового стиля; внимание к форме
А.Блок, О. Мандельштам, А

Ахматова, В. Маяковский

Роды литературы

Эпос Объективное описание событий и характеров Н.В. Гоголь «Мертвые души», И.А. Гончаров «Обломов», Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»
Лирика Изображение внутреннего мира человека, мыслей, чувств; имеет особую языковую организацию (рифму, ритм, размер) М.Ю. Лермонтов «И скучно и грустно», С.А. Есенин «Письмо матери»
Драма Произведение предназначено для постановки на сцене; состоит из монологов, диалогов, авторских ремарок М.Ю. Лермонтов «И скучно и грустно», С.А. Есенин «Письмо матери»
Лиро-эпос (лиро-эпический) Произведение в стихотворной форме, в котором сочетаются эпическое и лирическое изображение жизни А.С. Пушкин «Медный всадник», М. Ю. Лермонтов «Мцыри»

Эпические жанры

Рассказ И. Бунин «Чистый понедельник»
Повесть Н.В. Гоголь «Шинель», В.Г. Распутин «Прощание с Матерой»
Роман М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
Роман-эпопея Л.Н. Толстой «Война и мир»td>

Драматические жанры

Комедия Д.И. Фонвизин «Недоросль», А.П. Чехов «Вишневый сад»
Трагедия А. С. Пушкин «Борис Годунов»
Драма А. Н. Островский «Гроза»

Лиро-эпические жанры

Поэма Н.В. Гоголь «Мертвые души»
Роман в стихах А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
Легенда Жанр несказочной прозы в фольклоре, непосредственное повествование о фактах реальной действительности, содержащих элементы героики и фантастики. («Легенда о Данко» из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»)
Сказ Форма повествования, которая основана на имитации речевой манеры рассказчика, представляющего определённую общественно-историческую, сословную, профессиональную группу (Н.С. Лесков «Левша»)

Фигуры речи

В литературе используются также стилистические фигуры. Основные виды их отображает таблица:

Повтор В начале, конце, на стыке предложений Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы

Антитеза Противопоставление. Часто используются антонимы. Волос длинный – ум короткий
Градация Расположение синонимов в порядке нарастания или ослабления Тлеть, гореть, пылать, взрываться
Оксюморон Соединение противоречий Живой труп, честный вор.
Инверсия Изменения порядка слов Пришел он поздно (Он поздно пришел).
Параллелизм Сравнение в форме сопоставления Ветер зашевелил темные ветки. Страх зашевелился в нем снова.
Эллипсис Пропуск подразумевающегося слова За шапку и в дверь (схватился, вышел).
Парцелляция Разделение единого по смыслу предложения на отдельные И думаю я снова. О тебе.
Многосоюзие Соединение через повторяющиеся союзы И я, и ты, и все мы вместе
Бессоюзие Исключение союзов Ты, я, он, она – вместе целая страна.
Риторическое восклицание, вопрос, обращение. Используются для усиления чувств Какое лето!

Кто, если не мы?

Слушай, страна!

Умолчание Прерывание речи в расчете на догадку, для воспроизведения сильного волнения Мой бедный брат…казнь…Завтра на рассвете!
Эмоционально-оценочная лексика Слова, выражающие отношение, а также прямая оценка автора Прихвостень, голубка, балбес, лизоблюд.

Сюжет

Сюжет – сцепка событий, развивающая замысел, раскрывающая сущности и конфликт героев. С помощью сюжета в динамике обозначается сущность характеров и явлений. Сюжет – это поступки и связи, симпатии и антипатии, история роста или деградация персонажа. В традиционном понимании это ход событий книги, ее динамика во времени и пространстве.

Говоря о сюжете, необходимо упомянуть о его постоянных элементах: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, финал (эпилог).

Кажется, что все произведения строятся точно по этой схеме. В них обозначается круг лиц, выбирается центральное лицо, рассказывается о его быте и окружении, возможно, детстве и взрослении, далее постепенно нарастает накал: он ищет выход из сложившегося конфликта, и история чем-то заканчивается. Но этот каркас применяет не каждый писатель: иногда история начинается с гибели главного героя. Множество примеров историй, когда история внезапно обрывается (открытый финал). В последнем случае окончаний истории может быть несколько, их читатель додумывает сам.

Однако в любом авторском тексте всегда можно найти основной конфликт (фабулу), выражаемый в событиях, и главные точки, вокруг которых концентрируется сюжет, узловые точки – завязка, кульминация и развязка.

Жанры эпоса

К эпосу традиционно относят: малые прозаические формы (рассказ, очерк, письмо, новелла), средние прозаические формы (повесть, путешествие), большие прозаические формы (роман, роман-эпопея). Принадлежность жанра к той или иной группе определяется, главным образом, объемом текста. К малым формам эпоса, как следует из названия, относятся произведения небольшого объема, объектом изображения которых является единичное событие или изображение одного из аспектов жизни. Предметом изображения в эпосе является объективная действительность, то есть быт, характеры, события, природа – те условия, в которых могут существовать и взаимодействовать герои.

Рассказ является наиболее распространенной малой эпической формой. Здесь обычно один главный герой и одна сюжетная линия. Новелла, как и рассказ, имеет небольшой объем, но отличается от него финалом. В финале обычно происходит неожиданный поворот действия, которого не ожидают ни читатель, ни герой.

Что такое строфа?

Ритмической основой всего стихотворения, не зависимо от его размера, является строфа. Древние греки воспевали нежные чувства, сложные отношения между людьми, грандиозные  победы и именно тогда начитается история строф и появляется первое определение: строфа обозначает сочетание строк в стихотворной форме, объединенных единой интонацией. Именно строфа определяет ритм всего произведения, а рифма соединяет слова в приятные для слуха стихотворения.

Современные словари дают несколько определений, но в основе всех стоит понятие со времён Средневековья: строфа – это группа стихов, которые являются единицей деления стихотворного произведения. Как правило, размер строф в каждом конкретном стихотворении одинакова, но есть и астрофические примеры произведений: поэма А.Блока «Двенадцать». А знаменитый «Евгений Онегин» дал жизнь знаменитой онегинской строфе А.А.Пушкина.

В словаре Д.Н. Ушакова

СТРОКА́, строки, вин. строку, мн. строки, строкам, ·жен.1. Ряд, полоса (спец., ·обл. ). «По перепелу и бекасу желтые строки.» Даль.2. Ряд слов, букв или иных знаков (напр. нотных), написанных или напечатанных в одну линию. Быстро принялся считать строки и буквы рукописи, слюнявя пальцы. Мамин-Сибиряк . В строку писать (начинать другую строку без отступа). Под строкой. Красная строка (см. красный» title=’что такое красный, значение слова красный в словаре Ушакова’>красный).| перен., только мн. Письмо, сочинение, письменное выражение чего-нибудь. В прочувствованных строках он выразил свое соболезнование. Пишущий эти строки (говорится автором о себе). «Я прочла в «Онегине» чудные строки.» Некрасов.3. Ряд переплетенных лык в лапте. «Не всякое лыко в строку.» посл. (см. лыко» title=’что такое лыко, значение слова лыко в словаре Ушакова’>лыко).• Между строк читать — читать, догадываясь о том, что не досказал или что хотел скрыть автор. «Читая эти строки, читаешь и между строками.» Белинский. Приказная строка — см. приказный. Строка в строку (пересказать, списать и т.п.) — буквально, дословно.

Поэтика

Поэтика – важная часть литературоведения. Это учение о структуре художественного текста отдельного произведения и всего творчества автора (например, поэтика Л.Н. Толстого) или литературного направления (поэтика реализма), или целой литературной эпохи (поэтика литературы XIX века).

Эта отрасль тесно связана и с теорией, и с историей литературы, и с критикой.

Рассматривая теорию литературы, говорят о термине ОБЩАЯ ПОЭТИКА – науке о структуре произведения.

В истории литературы – ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОЭТИКА изучает художественные явления в развитии:

  • роды,
  • жанры,
  • мотивы,
  • сюжет и т.д.

Поэтика находит свое отражение и в литературной критике, там у нее свои определенные принципы и законы. Это ПОЭТИКА ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКИ.

Оксюморон

Оксюморон – литературный прием, при котором происходит сочетание слов с противоположным значением.

  • Сухая вода.
  • Богатый бедняк.
  • Живой труп.

Мы рассмотрели только самые распространенные литературные приемы, однако существует и немало других: инверсия, эллипсис, эпифора, гипербола, литота, перифраз, метонимия и т. д.

Как уже говорилось ранее, подобные синтактические приемы можно эффективно использовать не только в письменной, но и в устной речи.

Чем больше литературных оборотов вы освоите, тем лучше сможете придавать тексту яркости и объема. Однако следует не забывать, что во всем нужно знать меру. Злоупотребление литературными приемами может иметь обратный эффект.

Чтобы стать хорошим писателем или оратором, старайтесь как можно больше читать хорошей литературы

Обращайте внимание на то, каким образом авторы разных произведений используют те или иные литературные приемы. Это поможет понять, как добиться содержательного и увлекательного текста

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Что такое жанр в литературе?

В древние времена книг было крайне мало и в основном они носили религиозный характер, или это были произведения, описывающие исторические события. Со временем книги получили массовое распространение, а соответственно охватили все сферы жизни и множество интересов.

Еще Аристотель начал вводить первые формулировки относительно жанра в литературе, но с тех пор появилось множество жанров, которые регулярно обновляются и добавляются. На сегодняшний день литературных произведений в мире множество, и для того чтобы читатель мой найти интересующее его произведение, существует четкое определение жанров по трем критериям, но при этом одно и то же произведение можно отнести допустим как к комедии, так и к фентези и т.д.

Стоит отметить, что в разрез литературных жанров попадает как поэзия, так и проза. Произведение можно квалифицировать по одному из жанров вне зависимости от того, занимает ли оно страницу или несколько томов. Но при этом произведения будут относиться к разным формам литературных жанров. Также стоит помнить, что одно произведение может включать в себя несколько жанров.

Школьнику нужно много читать, чтобы понять какой жанр литературы ему по вкусу

Например, ярким примером рассказов является одноименный сборник Антона Чехова, при этом сборник также классифицируют произведением в юмористическом жанре. А вот над жанром произведения «Война и мир» Льва Толстого ведутся споры и сегодня. Это однозначно роман, но в нем воедино сотканы и семейно-бытовые, и любовные нити, и философия, и история и социально-психологические темы. Остановиться на одной невозможно, но критики периодически пытаются обосновать, что одно из направлений все-таки является ведущим.

Часто у молодых писателей возникает вопрос — стоит ли в начале произведения придерживаться одной линии жанрового направления? Действительно, только профессионалы могут охватить сразу несколько животрепещущих жанров и закрутить их в сюжет таким образом, что читатель будет ждать событий каждую следующую строчку. Но как сообщают знаменитые писатели, лучшие свои произведения они писали, ориентируясь на сюжет, желание указать на важную проблему и стремясь вдохновить читателя. И лишь в последнюю очередь ориентировались на жанр, так как его можно определить наверняка, когда произведение будет отправляться в печать.

Э

Эвфемизм — замена грубых выражений в поэтической речи более мягкими.

Эзопов язык — иносказательный, замаскированный способ выражать свои мысли.

Экспозиция — текст в начале произведения, который намечает исходную ситуацию: время и место действия, состав и взаимоотношения персонажей. Если экспозиция помещается в начале произведения, она называется прямой, если в середине — задержанной.

Эклога — небольшое стихотворение, описывающее жизнь в селе.

Экспозиция — исходная, вступительная часть сюжета. В отличие от завязки не влияет на ход последующих событий в произведении.

Экспромт — созданное быстро, без подготовки произведение.

Элегия — стихотворение, пронизанное грустью или мечтательным настроением.

Эпиграмма — короткое остроумно-насмешливое или сатирическое стихотворение.

Эпиграф — короткий текст, помешенный в начале произведения и поясняющий замысел автора.

Эпизод — одно из связанных между собой событий в сюжете, имеющее более или менее самостоятельное значение в произведении.

Эпило́г — заключительная часть, прибавленная к законченному художественному произведению и не обязательно связанная с ним неразрывным развитием действия. Эпилог знакомит читателя с дальнейшей судьбой действующих лиц.

Эпитет — образное определение.

SaladBeardFarms

Сохнут кончики листьев драцены

Часто внешний вид драцены сильно портят сухие кончики листьев. Это очень серьезная проблема, потому что к засыханию концов листовых пластин приводят множество факторов.

Иногда даже опытные цветоводы не в состоянии вернуть своему растению первоначальный внешний вид. Кончики листьев драцены могут сохнуть из-за низкой влажности воздуха, неправильного освещения, полива и подкормки, а также в результате поражения вредителями.

В словаре Фасмера Макса

I строка́I, укр. строка́, русск.-цслав. строка κέντρον, στίγμα, отсюда строчи́ть, -у́, др.-русск. строчити (Опись имущ. Бориса Годунова, 1589 г.; Срезн. III, 557 и сл.).Связано чередованием гласных со стрека́ть, поэтому первонач. значило «укол»; см. Мi. ЕW 325; Траутман, ВSW 289. Сравнивают с лтш. stracis «миг» (М.–Э. 3, 1080). Любопытно отметить строка́тый «пестрый», зап., южн. (Даль), первонач. «испещренный точками».II строка́II «овод, слепень» (Мельников 3, 265), с.-в.-р. (Барсов). Связано со стрека́ть; см. Преобр. II, 394 и сл.; Вс. Миллер, Этногр. Обозр. 25, 132.••(См. еще Мошинский, Zasiąg, стр. 124. Сюда же, далее, болг. щръ́клица, диал. штр̥̀кел «овод», с экспрессивным изменением с>ш. Ср. также срока́ «несѣкомое что»; см. Поликарпов, Лексикон 1704г. – Т.)

Место литературы

Расцвет литературы находится в определенной связи с подъемом познавательно-критического духа, характерного для Нового времени. Литература стоит как бы на грани искусства и умственно-духовной деятельности; именно поэтому те или иные явления литературы можно прямо сопоставить с философией, историей, психологией. Её нередко называют «художественным исследованием» или «человековедением» (М.Горький) за проблемность, аналитичность, пафос самопознания человека до сокровеннейших глубин его души. В литературе более, чем в пластических искусствах и музыке, художественно воссозданный мир предстает миром осмысленным и поднятым на высокую ступень обобщения. Поэтому она — наиболее идеологическое из всех искусств.

Что такое литературный прием

Литературный прием — это использование выразительных средств и техник, необходимых для создания хорошего текста. Грамотное применение литературных приемов позволяет автору выразить свой индивидуальный мир и придать произведению уникальную атмосферу. Они могут использоваться и в устной речи для усиления ее эмоциональности и образности.

Невозможно представить художественное произведение без многообразия литературных приемов, гармонично вплетенных в его композиционный строй. Они помогают автору раскрыть свою творческую индивидуальность, сделать произведение более выразительным и продемонстрировать искусное владение словом.

Задача художественных приемов в литературе состоит в отражении:

  • различных эмоциональных образов;
  • авторской индивидуальности;
  • отношения автора к написанному;
  • скрытых смыслов.

Виды комического

Юмор Добрый смех, незлобная насмешка Рассказы А. П. Чехова, В. М. Шукшин
Ирония Скрытая насмешка в речи повествователя В это время батюшка нанял для меня француза, мосье Бопре, которого выписали из Москвы вместе с годовым запасом вина и прованского масла. (А.С. Пушкин)
Сатира Беспощадное осмеяние общественно вредных явлений и человеческих пороков. Произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина, поэма Н.В. Гоголя
Сарказм Гневная, язвительная, открытая насмешка над изображаемым Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста где-то недокушанных, недоеденных щей; вот вы, женщина, на вас белила густо, вы смотрите устрицей из раковин вещей. (В. Маяковский)

Определение – что это такое

Слово «строфа́» происходит от греческого «поворот». Как термин оно стало употребляться в античности и прекрасно сохранилось до наших дней. Правда, в Древней Греции этим названием обозначали песнь хора, которая исполнялась во время движения хористов по сцене.

Когда хор завершал ход в одну сторону и поворачивал в обратном направлении, одна строфа заканчивалась и начиналась другая. Позже так стали называть чередующиеся парные сочетания рифмующихся строк (стихов).

В современном понимании строфа — это часть стихотворного текста, повторяющееся с определённой периодичностью сочетание стихотворных строк, связанных ритмико-интонационным строем, а в рифмованном стихотворении — и способом рифмовки.

По своим функциям строфа в поэзии напоминает абзац в прозе.

Тот, кто задастся вопросом «Строфа – это сколько строк?», не получит однозначного ответа.

Наиболее привычной формой строфы для русскоязычного читателя является четверостишие. Также существуют дву- , трёх- , пяти- , шести- , семи- , восьми- , девяти- , десятистишия и другие разновидности строф, о которых поговорим дальше.

Строфа и рифма

В рифмованных стихах выделить строфу проще, чем в нерифмованных.

На письме расстояния между строфами чаще всего обозначены пробелами (пустыми строками).

Но если автор или издатель забыли это сделать, «опознать» строфическую единицу можно самостоятельно.

Самый простой вид строфы – двустишие. Его образуют две строки с парной рифмовкой. Схема такой рифмовки: АА.

Сочетание двух двустиший – это уже четверостишие. В зависимости от использованных поэтом рифм, оно выстраивается по одной из схем:

  1. ААББ – парная;
  2. АБАБ – перекрёстная;
  3. АББА – опоясывающая (кольцевая)

Далее при усложнённом сочетании рифмующихся строк появляются шестистишия с возможным расположением рифм: АБАБВВ, АБВАБВ, ААББВВ, АББАВВ, ВВАББА и так далее.

Наконец, вершиной виртуозности можно считать октаву: восемь поэтических строк, зарифмованных по схеме: АБАБАБВВ.

В нерифмованных стихах строфы отделяются друг от друга по принципу чередования мужских и женских окончаний в словах.

В фольклорных текстах главным принципом стихотворной организации выступает синтаксический параллелизм – такой приём, когда предложения выстроены по одной схеме и иллюстрируют уподобление одного явления другому на основе их противопоставления:

«То не ветер ветку клонит, Не дубравушка шумит, — То моё сердечко стонет, Как осенний лист дрожит…»

Анализ литературных источников как метод исследования

Обзор литературы по конкретному вопросу может стать и самостоятельной темой научной работы – подобного рода исследования проводятся тогда, когда тема очень обширна, сложна для изучения и имеются сложности в систематизации источников или литературы по теме, напротив, очень мало.

Литературный обзор по теме исследования может строиться как ретроспектива, в которой рассматриваются основные теоретические работы по теме исследования, описываются основные школы, направления и течения, а также главные труды представителей этих школ.

Метод анализа литературных источников применяется на начальном этапе исследования, когда происходит первичное ознакомление с литературой. В дальнейшем работа с литературой становится более глубокой: автор обращается к литературе для уточнения, подтверждения или опровержения результатов, полученных в ходе исследования. Содержание аналитического обзора литературы позволяет судить об уровне компетенций, критическом мышлении, общем уровне знаний автора научной работы.

В

Версификация — система определенных правил и приемов построения стихотворной речи, стихосложения.

Верстка — один из этапов допечатной подготовки книги. Верстальщик размещает текст и иллюстрации так, как они будут выглядеть в книге. Версткой также называют pdf-файл, который отсылают автору, чтобы он мог ознакомиться с макетом книги.

Вольный стих — силлабо-тонический, обычно ямбический стих с неравным количеством стоп в стихотворных строках. Вольный стих часто называют басенным стихом из-за широкого использования его баснописцами, так как благодаря разностопности он легко передает интонации речи характерной для басни.

Воспоминания, или мемуары — произведения о прошлых событиях, написанные их участниками.

Вульгаризм — оборот, не принятый в литературной речи. Грубое слово.

Вымысел — фантазии писателя, плод воображения.

Литературный обзор для научной статьи

При подготовке публикаций для иностранных научных журналов включение обзора литературы в текст статьи является обязательным требованием каждого издания. Литературный обзор не является списком использованной во время работы над статьей литературы. Он представляет собой анализ использованной литературы, формулировку основных идей, тенденций, использование материала для обоснования теоретической базы исследования.

Однако следует помнить, что список литературы не тождественен библиографии, т.е. не весь материал, накопленный по выбранной теме. Это перечень тех работ, которые были привлечены автором для того, чтобы развить и обосновать свою аргументацию в рамках своей научной статьи, и которые, как следствие, цитируются в этой научной статье.

В литобзор для статьи, публикуемой в иностранном издании, необходимо включить работы ученых, известных своими достижениями в науке и имеющих большой процент цитирования своих трудов. Именно этот показатель может помочь определиться с тем, является ли работа фундаментальным трудом и содержит актуальные значимые идеи или же являет собой посредственную публикацию. Обзор и анализ литературы дается во введении к работе, в теле статьи или в разделе обсуждение – все зависит от структуры изложения материала, выбранной автором.

Первоначально обзор литературы позволяет исследователю оценить проработанность темы и скорректировать – сузить или расширить – объект своего исследования. В процессе библиографического поиска автор может выявить, что какой-то аспект науки проработан недостаточно, хотя является очень значимым по той или иной причине, и посвятить свой труд изучению этой темы.

Как писать литобзор?

К моменту написания серьезного научного труда авторы уже обладают навыками, необходимыми для эффективного поиска и обработки информации. Чтобы написать литобзор, необходимо:

  • уметь пользоваться традиционными каталогами библиотеки и базами данных, а также осуществлять онлайн-поиск;
  • обладать способностью анализировать и систематизировать материал;
  • правильно оформлять цитирование.

Литобзор не должен становиться пересказом содержания уже опубликованных работ – автору необходимо представить труды ученых в контексте вектора собственного исследования. Правила написания литературного обзора в научной работе можно отразить в следующих пунктах:

  • изучите массив литературы по выбранной проблеме;
  • выделите основные труды ученых-предшественников;
  • сопоставьте несколько воззрений на одну проблему, сравнив мнения представителей различных научных школ и течений;
  • определите недостатки и пробелы в существующей теории;
  • оцените необходимость и значимость собственного труда;
  • оформите текст, используя актуальные правила цитирования.

С анализа литературы желательно начинать работу над статьей, диссертацией, другим научным трудом: так вы сможете четко обозначить рамки и задать вектор своего исследования. Исчерпывающую информацию о том, как написать литобзор, вы можете получить в рамках обучающего курса «Как написать статью для публикации в изданиях, индексируемых в Scopus и Web of Science?».

В процессе обучения слушатели курса будут рассматривать вопрос «Обзор и анализ литературы». Первый модуль курса вы можете пройти бесплатно, чтобы оценить необходимость в получении подобных знаний.

Примеры развернутых сравнений

Иногда в качестве сравнений писатели и поэты используют не одно-два слова, а целые предложения. Это позволяет создать весьма яркий образ и более точно передать настроение всего произведения.

Вот один из ярких примеров – стихотворение Константина Заболоцкого «Голос в телефоне».

В самом стихотворении нет предмета, который сравнивают. Он спрятан в названии. А все четверостишья — это сплошное сравнение в совокупности с метафорами. И используя эти приемы, Заболоцкий очень красочно описывает прошедшую любовь. Ведь именно о ней, как вы могли догадаться, идет речь.

Огромные сравнения встречаются и в прозе. Вот, например, отрывок из знаменитой «Илиады» Гомера.

Здесь и вовсе сразу два сравнения. Одно «Аякс – лев», а другое получилось даже двойным «враги – овцы – дети». Причем заметьте, что основные слова звучат только в самом начале, а весь остальной и достаточно массивный кусок текста посвящен сравнению. И это очень поэтично описывает характер битвы.

Что же такое строфа

Тем же, кто так и не понял, чем строфа отличается от строки, скажем кратко: строфа – это как минимум 2 строки и как максимум – 14 строк. Это «кусочек стихотворения», в котором, как рыбка в пруду, плещется и играет законченная и отдельная поэтическая мысль. Удачи вам! До скорых встреч на страницах litfest.ru

Язык художественного произведения (тропы и фигуры речи)

Синтаксические средства

Риторический вопрос Вопрос, не предполагающий ответа и усиливающий эмоциональность и выразительность высказывания; скрытое утверждение Не так ли ты над самой бездной
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?
(А.С. Пушкин «Медный всадник»)
Риторическое восклицание Эмоциональное утверждение, передающие эмоциональное состояние героя Меж мной и честными сердцами
Порваться долго ты не дашь
Живому, кровному союзу!
(Н. Некрасов)
Риторическое обращение Условное обращение А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов…
(М. Лермонтов)
Повтор Повтор одинаковых слов для усиления смысла высказывания Жить, чтобы существовать? Но он тысячу раз и прежде готов был отдать свое существование за идею, за надежду, даже за фантазию. Одного существования всегда было мало ему; он всегда хотел большего
(Ф.М. Достоевский)
Анафора Повтор начального слова в нескольких смежных строках Нам и места в землянке хватало вполне,
Нам и время текло для обоих. (В. Высоцкий)
Эпифора Повтор слов в конце строк или смежных отрезков речи Фестончики, все фестончики: пелеринка
из фестончиков, на рукавах фестончики,
везде фестончики (Н.В. Гоголь)
Инверсия Нарушение привычного порядка слов в предложении И даль свободного романа
Я сквозь магический кристалл
Ещё неясно различал.
(А.С. Пушкин)
Градация Расположение слов и выражений, а также средств художественной изобразительности по возрастающей или убывающей значимости Барина холить, беречь, ублажать.
(Н. Некрасов)
Антитеза (контраст) Противопоставление Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой (А.С. Пушкин)
Параллелизм Одинаковое синтаксическое построение предложений Спит животное Собака,
Дремлет птица Воробей… (Н. Заболоцкий)
Умолчание Намеренный пропуск части предложения, имитация прерывистой речи И эту секунду
бенгальскую,
громкую
Я ни на что б не выменял, —
я ни на… (В. Маяковский «Облако в штанах»)

Фонетические приемы

Аллитерация Повтор согласных Вот в светлице стол накрыт
Белой пеленою;
И на том столе стоит
Зеркало с свечою (В. Жуковский)
Ассонанс Повтор гласных звуков Живи, да будет лик твой тих
И чист, как той весною ранней,
Среди оставшихся в живых
Воспоминаний
Поминаний;
Перед весной бывают дни такие,
И дома своего не узнаёшь (В. Соколов)

Изобразительно-выразительные средства (тропы)

Эпитет Образное определение Умный, робкий, наблюдательный, естественный взгляд. (Л.Н. Толстой)
Метафора Перенос свойств одного предмета или явления на другие по сходству или аналогии Наша пыль тебе глаза выест. (И.С. Тургенев)
Метонимия Перенос наименования по смежности Торговал только рынок. (И. Бунин)
Синекдоха Обозначение части вместо целого «Дожить до седых волос» вместо «дожить
до старости»
Олицетворение Одушевление неодушевлённых понятий Холодная дрожь прошла было по её телу. (Ф.М. Достоевский)
Сравнение Сопоставление двух предметов по общему признаку Порой в ущелии шакал
Кричал и плакал, как дитя. (М.Ю. Лермонтов)
Пухлые руки, как сахар, белы. (Н. Некрасов)
Гипербола Намеренное преувеличение предметов и явлений действительности для усиления художественного впечатления Дьявол был громаден, как утёс, но громаден был и корабль, многоярусный, многотрубный. (И. Бунин)
Литота Намеренное преуменьшение Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка… (А.С. Грибоедов)
Перифраз Замена слова описательным выражением Твоё лицо в его простой оправе
Своей рукой убрал я со стола. (А. Блок)
Оксюморон Соединение несовместимых понятий, противоречащих друг другу Грешно-скромная девушка с опущенными ресницами, с невинной причёской. (И. Бунин)
Аллегория Изображение отвлечённой идеи через конкретный образ Царский листвень не шелохнулся в ответ. Чуть склонившись, он, казалось, строго и внимательно смотрел на нижний край острова, где стояли материнские леса. (В. Распутин)

Фигуры речи

Перечислим синтаксические литературные приемы с примерами:

Художественный прием

Пример

Анафора

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Эпифора

Други его — не тревожьте его!

Слуги его — не тревожьте его!

Градация

Не жалею, не зову, не плачу.

Многосоюзие

И пращ, и стрела, и лукавый кинжал

Щадят победителя годы.

Бессоюзие

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица…

Эллипсис

Татьяна – в лес.

Медведь – за ней.

Синтаксический параллелизм

Я звал тебя, но ты не оглянулась,

Я слезы лил, но ты не снизошла.

Инверсия

Белеет парус одинокой

Антитеза

Ты богат, я очень беден;

Ты прозаик, я поэт;

Ты румян как маков цвет,

Я как смерть и тощ и бледен

Парцелляция

У Елены беда тут стряслась. Большая.

Риторический вопрос

Какой же русский не любит быстрой езды?

Риторическое восклицание

О времена, о нравы!

Риторическое обращение

Прощай, немытая Россия!

Умолчание

Нет, я хотел… быть может, вы… я думал…

Вопросно-ответная форма изложения

Что плохого в насмешливом взгляде? А все плохо!

Оксюморон

Живой труп

Фигуры речи не содержат дополнительной информации, а придают высказыванию различные эмоционально-экспрессивные оценки.

Что мы узнали?

К художественным приемам, которые используются в литературе, относятся тропы (эпитет, метафора, олицетворение, сравнение, метонимия, синекдоха, гипербола, гротеск, литота, перифраз, аллегория, ирония, аллюзия, реминисценция) и фигуры речи (анафора, эпифора, градация, многосоюзие, бессоюзие, эллипсис, синтаксический параллелизм, инверсия, антитеза, парцелляция, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, умолчание, вопросно-ответная форма изложения, оксюморон).

Тест по теме

  1. Вопрос 1 из 5

Начать тест(новая вкладка)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector