Что такое мотивация: основные виды и характеристики

Содержание книги А. Маслоу

Абрахам Маслоу является автором теории позитивного взгляда на деятельность человека, которого так не хватает современному обществу. В книге имеется 4 раздела, каждый из которых состоит из нескольких глав. Данный труд раскрывает нюансы формирования желаний и ценностей личности, способствует раскрытию собственных потенциалов, развивает мотивацию к той или иной деятельности. У ведущих специалистов и разработчиков BrainApps книги Абрахама Маслоу являются настольными библиями, помогающими делать ресурс полезным и интересным для любого человека.

Теория мотивации

Первый раздел книги Маслоу состоит из 6 глав и повествует о личности в целом и распределении ее потребностей. Автор оказался настолько смелым, что раскритиковал устоявшееся бихевиористское направление в изучении человека. Он не только предложить исследовать личность как единое целое, но и доказал целесообразность таких перемен в практической психологии.

Бихевиоризм – это направление, которое изучает поведение животных и людей. В его основу входит теория о том, что первичным и главным является именно поведенческий профиль, а не сознание личности.

  • Формирование гуманистической теории мотивации (объяснение ее принципов, предпосылок);
  • Подробное разъяснение таблицы потребностей, согласно которой без удовлетворения примитивных потребностей нет  здоровьем и другими составляющими личности;
  • Исследование инстинктов (автор доказывает, что данная составляющая личности достаточно незначительная, в сравнении стой же наследственностью или влиянием окружения);
  • Рассмотрение потребностей человека в рамках формирования мотивации и достижения счастья;
  • Наличие у человека экспрессии и артистизма (примечательно, но бихевиоризм вообще не включал данные составляющие в структуру личности).

Данный раздел поможет вам лучше узнать себя и скорректировать некоторые черты характера. После этого можно вспомнить о саморазвитии, которое находится на вершине пирамиды Маслоу. Начать совершенствоваться можно с посещения BrainApps, где вы найдете множество интересных тренажеров для мозга.

Психопатии и нормальность

Второй раздел полностью направлен на изучение психопатологических синдромов. Абрахам Маслоу тщательно исследовал их и развеял некоторые сомнительные предположения о патологии, а также всесторонне и понятно разобрал многие плохо аргументированные факты.

Здесь вы сможете прочитать о следующем:

  • Отличия патологической фрустрации от нормальной (понятие представляет собой несоответствие возможностей потребностям, из-за чего возникает острое неудовлетворение);
  • Положительное влияние негативных факторов (как ни странно, но такое тоже бывает);
  • Особенности агрессии (сведение к минимуму агрессивных проявлений при хорошем окружении, а также зависимость данной черты от внешних факторов и ситуации в целом);
  • Влияние межличностных отношений на удовлетворение большого количества потребностей человека.

Второй раздел книги Маслоу «Мотивация и личность» также подразумевает препарирование понятия «нормальность» и его подробный анализ. Уточняются известные в обществе критерии, особенности данного понятия в разных культурах и так далее.

Самоактуализация

Третий раздел книги посвящен исследованиям самоактуализации. Вы узнаете, как заставить себя подняться с дивана и начать развиваться. Кроме того, Маслоу разбирает организацию самоактуализации и дополнительно вспоминает о креативности. В своих исследованиях автор много внимания уделяет любви – по его мнению, сильному двигателю мотивации и альтруизма.

Прочитав раздел можно узнать: как научиться нестандартно мыслить, как организовать собственную деятельность, что двигает нашими поступками и многое другое.

Немного о методологии гуманитарных наук

Последний раздел в книге Маслоу А «Мотивация и личность» уделяется внимание общим понятиям личности. Наиболее интересные факты, которые раскрываются в этих главах:

  • Необходимость в творческом подходе к научной деятельности;
  • Остановка развития психологии из-за чрезмерного зацикливания на средствах, однако методики и оборудование не открывают ничего нового;
  • Любая составляющая личности должна изучаться в комплексе, а не отдельно, и только так получится ее правильный анализ;
  • Достоинства и недостатки разных видов мышления и варианты борьбы со слабыми сторонами (саморазвитие и еще раз саморазвитие).

Теория Д.Мак-Клелланда

Теория Д.Мак-Клелланда известная как теория потребностей, она исходит из того, что с развитием экономических отношений и совершенствованием методов менеджмента возрастает роль потребностей высших уровней: потребности успеха, власти и соучастия. Эти потребности автор не располагает иерархически, но указывает, что они заметно влияют одна на другую.

Потребность успеха удовлетворяется процессом доведения работы до успешного завершения. Мак-Клелланд понимал потребность успеха как стабильную способность стремиться к достижениям и успехам. Он установил, что люди, стремящиеся к достижениям:

  • идут на хорошо взвешенный риск;
  • предпочитают задания средней сложности, но такие, которые отличаются новизной и требуют личной инициативы и творческого подхода;
  • больше концентрируются на работе, нежели на сотрудниках, не любят перерывов в работе;
  • предпочитают рабочие ситуации, когда можно самостоятельно работать и принимать решения;
  • требуют непосредственной обратной связи, частых оценок результатов труда (как со стороны, так и собственных);
  • ощущают большое удовлетворение от процесса труда (внутренняя мотивация);
  • деньги для них в большей степени служат индикатором оценки достижений.

Если организация не обеспечит человеку возможностей для проявления инициативы и соответствующего вознаграждения, она никогда не добьется успеха.

По Мак-Клелланду, мотивация успеха – это условие успешной деятельности менеджера. Многочисленные исследования показали, что для менеджеров характерна более высокая мотивация к достижениям и успехам, нежели для других профессиональных групп с соответствующим образованием. Установлено также, что менеджеры, которые достигли больших успехов, соответственно имеют более высокую мотивацию к достижениям, нежели те, кто таких успехов не достиг.

Потребность власти проявляется, как желание влиять на других людей. Менеджмент привлекает людей тем, что позволяет проявить и реализовать власть. Люди с высокой потребностью во власти получают удовлетворение в ситуациях, когда они несут ответственность за действия и поведение других людей. Они предпочитают занимать должности, позволяющие подчеркнуть свой статус, вести конкурентную борьбу, увеличивать собственное влияние и престиж путем постоянного повышения эффективности своей работы.

Потребность в соучастии проявляется в желании быть в кругу друзей, налаживании товарищеских отношений, помощи другим (работа способствует удовлетворению этих потребностей). Эти люди предпочитают в работе кооперацию, а не конкуренцию, стремятся к установлению отношений с высоким уровнем взаимопонимания.

Наблюдения и опросы большого числа работников позволили получить данные о том, как сами работники оценивают различные условия и характеристики своей работы. Исследовались две группы факторов: факторы повышения, стимулирующие интенсивность труда, и факторы, которые делают работу более привлекательной.

Факторы, стимулирующие интенсивность труда, ранжируются работниками таким образом:

  • хорошие возможности для служебного роста;
  • хорошая заработная плата;
  • связь заработной платы с результатами труда;
  • одобрение и признание руководством хорошо выполненной работы;
  • содержание работы, стимулирующее развитие личных способностей;
  • сложная, напряженная и трудная работа;
  • работа, которая позволяет думать самостоятельно;
  • высокая степень ответственности за порученную работу;
  • работа, требующая творческого подхода.

Среди факторов, которые делают работу более привлекательной, названы, прежде всего, такие:

  • работа без излишнего напряжения и стрессов;
  • удобное расположение места работы;
  • чистота, отсутствие шума на рабочем месте;
  • доброжелательные отношения с сослуживцами;
  • хорошие отношения с непосредственным начальником;
  • хорошая информированность о положении дел в организации;
  • гибкий режим и темп работы;
  • значительные дополнительные льготы.

Таким образом, в основе рассмотренных содержательных теорий мотиваций лежит анализ потребностей людей и их влияние на мотивы, побуждающие человека к действиям.

Теория мотивации по Маслоу

Человек мотивирован в своей жизнедеятельности потребностями, итак, ниже сами потребности от первостепенных и главенствующих, до высокоуровневых:

1. Физиологические потребности

Физиологические потребности выражены в позывах, не осознанных, полуосознанных или явных, направленные на обеспечение жизнедеятельности организма (тела) человека в целом.

В большинстве (но не всегда), это мотивация на удовлетворение голода, жажды,  потребность во сне … и др.

Прежде всего, человек стремится удовлетворить именно эти потребности. Т.к. они первостепенны, он не будет думать о любви, пока очень голоден, пока организм для своей нормальной жизнедеятельности не удовлетворит физиологические потребности.

Помыслы и поступки человека, чьи физиологические потребности не удовлетворенны, будут направлены полностью на их удовлетворение. Затронута будет вся психология личности в целом. Так такой человек целью своей жизни сделает именно эту потребность

Но как только он ее удовлетворит, произойдет смещение его внимание на удовлетворении более «высшей» потребности…

2. Потребность в безопасности

Это следующий уровень потребности после удовлетворения физиологических потребностей.

Желания личности (все усилия разума) будут направлены на обеспечения охраны своей жизни и интересов.

Обычно, сюда относят: саму потребность в безопасности человека в целом (защита от невзгод связанные с жизнедеятельностью),  в желании к стабильности и постоянству (свободе от страхов и тревог), потребность в структуре, порядке, законе… и др. (базируются, отчасти, как и первая потребность – на так называемых – инстинктах самосохранения)

Доминировать над всеми остальным потребностями  будет только в самых критических ситуациях, когда личность осознает высокую степень опасности, как угрозу для своей жизни.

3. Потребность в принадлежности и любви (социальные потребности)

Это следующий уровень желания личности (его мотивации) после удовлетворения потребности в  безопасности.

Цели в жизни такого человека: не быть одиноким, быт любимым и воспринятым обществом. Быть понятым им, найти родственную душу, или свою половинку (хотя этот случай в себе может содержать и другие потребности). Желание принадлежать группе, нации …

Маслоу о социальных потребностях высказывается как о стадных инстинктах – лежащих в основе этой потребности.

Если она не будет удовлетворена, то может привести к плачевным психологическим травмам и последствиям… А если происходит успешное ее удовлетворение – появляется уверенность личности в своих силах, в своей значимости…

4. Потребность в самоактуализации

Удовлетворив все вышеперечисленные потребности, человек ищет ту среду и деятельность в которой он может проявить себя, выразить весь свой потенциал, отличный от способностей и талантов других людей. Это и есть самоактуализация.

У каждой личности это может происходить по разному. Кто-то жаждет достижения огромных высот, а кому-то и малого достаточно.  Некоторая связь наблюдается с интеллектом самой личности. Чем этот человек более интеллектуален – тем более претенциозные его желания, тем уникальней потребности в самоактуализации.

Желание, тяга к свободе, демократии – это проявления такой потребности. Ибо только в свободной среде, со свободой слова, дела – можно достаточно гибко проявить себя.

5. Потребность в познании и понимании

По другому  можно выразить – как любопытство и желание ее удовлетворить, желание к систематизации и обобщению информации. Следующая ступень после удовлетворения потребностей, выше перечисленных.

С одной стороны любопытство – это желание найти новую информация, которая помогла бы удовлетворить более низкие потребности или улучшить их качество. Такое познание – это черта всех высокоразвитых млекопитающих.

С другой стороны, процесс обучения и принятие нового — сам по себе не связан с другими потребностями, эмоционально насыщен, вызывающий душевные чувствительные переживания.

Если раннее описанные потребности: может наступить в определенный момент — момент насыщения, то потребность в познании и понимании – не ограничена как  по времени, так и по достижению.

6. Эстетические потребности

Мало изученная потребность, по другому, потребность в красоте и правильности, правде, истины… Четко отделить ее от других потребностей весьма проблематично. На ее существование указывают  косвенные улики.

Мотивация и личность Маслоу

В своих работах Абрахам Маслоу о взаимосвязи мотивации ссылается на то, что человек вечно желающее существо. У него редко возникает ощущение полного удовлетворения, а если же и возникает, то ненадолго. Удовлетворив одно желание, сразу возникает другое, третье и так бесконечно. Непрекращающиеся желания выступают характерной особенностью человека, а также выступают, в качестве мотивации на протяжении всей жизни. Внешнее проявление одного частного мотива зачастую зависит от общей удовлетворенности, а также неудовлетворенности потребностей организма. Например, если человек голоден или изнывает от жажды, если ему каждодневно угрожают землетрясения или наводнения, если он все время ощущает ненависть окружающих, то у него не возникнет желание написать картину, красиво одеться, украсить свой дом.

А. Маслоу утверждает, что множественная мотивация поведения руководит человеком. В подтверждение этому выступают физиологические исследования пищевого или полового поведения. Психологи знают, что зачастую один и тот же поведенческий акт выражает самые разные импульсы. Например, человек ест, чтобы исчезло чувство голода, но существуют и другие причины. Иногда человек ест для удовлетворения и других потребностей. Занимаясь интимом, человек удовлетворяет не только половое влечение. Одни самоутверждаются; другие чувствуют власть, ощущают себя сильными; третьи ищут сочувствия и тепла.

Теория А.Маслоу

Теория А.Маслоу известна под названием иерархической теории потребностей, или «пирамиды потребностей». В основе ее лежит изучение потребностей человека. Сторонники этой теории (возникла в 40-х годах ХХ ст.) считают, что поведение человека определяют его потребности. Все потребности человека Маслоу разделил на пять групп в строгой иерархичной последовательности в виде пирамиды (основание – физиологические потребности, вершина – духовные потребности):

физиологические, или базовые потребности (пища, вода, воздух, тепло, одежда, жилище, сон, секс);
потребности в безопасности и уверенности в будущем – защита, безопасность, защищенность от страха, болезней, страданий, порядок, стабильность, уверенность в том, что базовые потребности будут удовлетворены: образование, страхование жизни, имущества, пенсия;
социальные потребности – потребности принадлежности и причастности (быть членом группы, участвовать в общественных мероприятиях, общаться с людьми, иметь поддержку и дружеские отношения, любить и быть любимым);
престижные потребности – потребности признания и самоутверждения (стремление к личным достижениям, самоуважение, внимание и уважение окружающих, престиж, слава, статус, должность, лидерство);
духовные потребности – потребности в самореализации (раскрытие творческих возможностей, таланта, стремление к наиболее полному использованию своих знаний, способностей, умений и навыков).

Пирамида потребностей Маслоу

Формы, в которых проявляются потребности, могут быть разными, здесь нет единого стандарта. У каждого из нас свои мотивации и способности. Поэтому, например, потребность в уважении и признании у разных людей может проявляться неодинаково: одному необходимо стать выдающимся политиком и завоевать одобрение большинства своих сограждан, а другому вполне достаточно, чтобы собственные дети признавали его авторитет. Такой же широчайший диапазон в рамках одной и той же потребности можно наблюдать на любой ступени пирамиды, даже на первой (физиологические потребности).

Основные положения теории Маслоу состоят в следующем:

  • первые две группы потребностей первичные, а три остальные – вторичные;
  • приоритетными для человека являются потребности низших уровней;
  • иерархия потребностей сходна с развитием человека с детства до старости;
  • исчезновение удовлетворенных потребностей и появление других в форме мотивации происходит неосознанно;
  • между всеми пятью уровнями потребностей существует определенное взаимодействие.

Существует также более подробная классификация. В системе выделяется семь основных уровней (приоритетов):

  1. (низший) физиологические потребности: голод, жажда, половое влечение и т.д.;
  2. потребность в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач;
  3. потребность в принадлежности и любви;
  4. потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание;
  5. познавательные потребности: знать, уметь, исследовать;
  6. эстетические потребности: гармония, порядок, красота;
  7. (высший) потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.

Расширенная пирамида потребностей Маслоу

Теория А.Маслоу является базовой для современных теорий мотивации.

Теория мотивации а. Маслоу

Абрахам Маслоу
разработал теорию мотивации, в основу
которой он поставил пирамиду потребностей.
Эта теория объясняет как возникают или
вызываются те или иные мотивы, как и
какими способами  мотивы приводятся
в действие, как осуществляется мотивация.

Не смотря на то,
что, говоря о трудах психолога, мы часто
используем слово «пирамида», ни в одной
его публикации такой схемы нет. «Пирамида
потребностей», введенная вероятно для
упрощенного понимания идеи иерархии
потребностей, впервые встречается в
немецкоязычной литературе 1070-х годов,
например, в первом издании учебника
У.Стоппа (1975 год)

Человек мотивирован
в своей жизнедеятельности потребностями.
Если нет потребности в чем либо, то не
будет и деятельности, направленной на
её удовлетворение. И, чтобы понять, какие
цели индивид ставит перед собой, нужно
понять какие потребности он имеет или
может иметь. Маслоу выделял несколько
групп потребностей, итак они представлены
ниже.

  1. Физиологические
    потребности

  2. Потребность
    в безопасности

  3. Потребность
    в любви

  4. Потребность
    в уважении

  5. Потребность
    в самоактуализации

  6. Потребность
    в познании

  7. Эстетические
    потребности

Согласно Маслоу
появление новой потребности ,объясняется
удовлетворением другой, более насущной.
« Удовлетворив потребность, особенно
нижнию, акцент внимания человека
смещается к желанию удовлетворить более
высокую потребность, при этом к
недавно удовлетворенной потребности
сам человек может уже испытывать от
апатии (равнодушия) до брезгливого
отношения (отвращения).» -из книги А.
Маслоу «Мотивация и личность»

Однако нижние
потребности являются для человека более
насущными и, если они не удовлетворены,
то другие потребности в данный момент
для него просто не существуют. Вся
активность будет направлена на
удовлетворение нижних потребностей.
Когда физиологические потребности
удовлетворены, они становятся для
человека менее насущными, наступает
очередь потребности в безопасности и
т.д.

Мотивами поступков
людей являются в основном не экономические
факторы, а различные потребности, которые
далеко не всегда могут быть удовлетворены
с помощью денег. Отсюда Маслоу сделал
вывод о том, что по мере удовлетворения
потребностей работников будет возрастать
и производительность труда.

Так же Маслоу
разделял иерархию потребностей еще на
две группы это базовые
и метапотребности
( эстетические, потребность в самореализации
и т.д.). Он описывал, что потребность
можно считать базовой, если она
удовлетворяет следующим условиям:

  1. Её
    отсутствие ведет к заболеванию.

  2. Её
    наличие предотвращает заболевание»1.
    Ее отсутствие ведет к заболеванию. 

  3. В
    ситуации свободного выбора субъект
    предпочитает удовление в первую очередь
    именноэтой потребности

  4. У
    здорового человека она может быть
    пассивна( функционировать на низком
    уровне)

Люди могут даже
не знать о своих базовых потребностях
. «У среднего человека, они на много чаще
не осознаются, чем осознаются …хотя
подходящие методики и искушенные люди
могут помочь осознать их.»- пишет Маслоу.

Что такое мотивы личности?

У мотивов личности есть множество определений. Главное из них – внутренняя сила, которая побуждает человека на совершение конкретных действий с целью достижения определенного результата. Но что есть сам мотив?

  1. Одни видят его как идею, которую человек реализовывает.
  2. Другие представляют ее в виде неких убеждений, которыми руководствуется человек при совершении действий.
  3. Третьи подразумевают под ней некий всплеск энергии, который возникает при наличии определенной цели.

Мотивация толкает человека на совершение действий. Если есть мотив, тогда у человека возникает энергия, которая ему необходима для совершения действий и достижения определенных результатов. Достаточно часто мотивировать приходится сотрудников на фирме. Так, руководители создают внешние мотивационные блага, которые должны настолько заинтересовать их сотрудников, чтобы те начали совершать нужные руководителям действия. Этими внешними мотивами могут быть:

  • Награда в денежном эквиваленте.
  • Повышение по карьерной лестнице.
  • Повышение заработной платы. И пр.

Мотив – это словно морковка перед лицом осла, который должен идти в том направлении, в котором нужно тому, что держит эту морковку.

Однако есть такое понятие, как внутренняя мотивация. И в сравнение с внешней внутренняя является намного сильнее. Другими словами, человек должен «загореться» внутренне, чтобы у него появилось столько энергии, чтобы можно было «горы свернуть». А внешние мотиваторы обладают меньшей силой воздействия.

Направленность и мотивация

В направленности личности следует выделять цели и мотивы. Цель – это то, к чему стремится человек, а мотив – это причина, по которой он к этой цели стремится. Одну и ту же цель личность может ставить по разным причинам – следовательно, разными будут и мотивы.

Например, кто-то хочет стать врачом, но не понимает, что конкретно его привлекает в этой профессии. Другой тоже хочет стать врачом, но при этом он осознаёт, что хочет лечить людей. Третий желает с помощью профессии врача сделать хорошую карьеру и добиться материального благополучия. Как видим, цель у всех одна, но мотивы разные, как и степень их осознанности.

При этом нужно осознавать, что поведение человека довольно редко диктуется каким-то одним мотивом. Конкретное действие чаще всего является следствием целого комплекса мотивов и побуждений. Так, человек может ходить на работу одновременно и из-за необходимости в деньгах, и из-за того, что данная деятельность ему нравится, и вследствие того, что она позволяет приобрести новых друзей. Если какой-то из этих мотивов перестаёт действовать, то меняется и поведение человека – например, он может перейти в другую организацию или постарается получить новую профессию.

«Испытание» личности и её направленности может происходить в момент столкновения с какой-либо трудной ситуацией. Действительно, все наши цели и мотивы существуют в нашем сознании, следовательно, они могут отличаться от действительной картины мира. Проблемная ситуация возникает, когда реальный мир имеет заметные несоответствия с нашим внутренним миром. Столкновение с проблемой может изменить иногда всю структуру личности. Такую ситуацию кто-то называет «просветлением» или «откровением».

Выделяют три варианта последствий трудного события для психики:

  • Если убеждения, установки и ценности человека предполагали такой вариант развития событий, то происходит их закрепление: человек понимает, что «он был прав».
  • Когда событие частично подтверждает установки и ценности, то происходит их дальнейшее развитие, они становятся богаче и разнообразнее. Человек как бы говорит себе, что «жизнь, оказывается, значительно лучше (хуже, страшнее, веселее), чем он думал».
  • Третий вариант – полное разрушение всех ценностных ориентиров и установок. Предшествующее личностное развитие человек признаёт напрасным, его постигает разочарование в жизни.

Разрушительное воздействие трудного события может даже привести к патологии, а также к самоубийству. Впрочем, это лишь самый крайний вариант исхода дела; нередко личность совершает огромные волевые усилия, стремясь вновь обрести себя. Существенную роль здесь играют именно волевые качества личности, её искреннее желание жить и занимать своё место в мире. Именно про такие ситуации Ницше говорил – «Всё, что нас не убивает, делает нас сильнее».

Нередко проблема возникает в том, что человек не подготовлен к изменчивости окружающего мира. Чётко поставленные цели были бы осуществимы в изначальной ситуации, но вот обстоятельства поменялись, и цель теперь не может быть достигнута прежними средствами. Бывает, конечно, и обратная ситуация: человеку внезапно представляется возможность сделать то, что до этого было только мечтой.

Теория Д.Мак-Грегора

Теория Д.Мак-Грегора сформулирована в виде теорий “Х” и “Y”, которые описывают два портрета человека, крайне отличающихся один от другого.

Теория «Х» формулирует философию управления и контроля традиционного менеджмента (управление через контроль): менеджер говорит работникам, что они обязаны сделать, и применяет наказание или поощрение в процессе работы. Действия менеджера при этом основываются на таких подходах:

  • человек испытывает отвращение к работе и, насколько это возможно, избегает  ее;
  • большинство людей следует принуждать к работе, контролировать и руководить ими, угрожая наказанием;
  • человек стремится избежать ответственности, не имеет сильных амбиций, предпочитает, чтобы им руководили, и желает, прежде всего, безопасности и спокойствия.

Теория «Х», таким образом, соответствует негативной мотивации и рассматривает только удовлетворение первичных (базовых) потребностей, не касаясь высоких.

Теория «Y» – база так называемого «менеджмента соучастия» (управление с помощью мотивации); она основывается на следующих допущениях:

  • труд – это естественный процесс, и обычные люди не испытывают неприязни к работе так же, как и при игре или отдыхе;
  • контроль и угроза наказания – не единственный способ заставить человека добросовестно трудиться: если люди приобщены к организационным целям, они стараются упорно работать, используя самоконтроль и самоуправление;
  • стремление человека к определенной цели зависит от вознаграждения, и наиболее важным вознаграждением является удовлетворение его самолюбия и стремления к самовыражению;
  • в определенных условиях человек не только готов взять на себя ответственность, но и стремится к ней;
  • способность к проявлению находчивости, воображения, творчества при решении проблем организации распространена среди работников;
  • в условиях современного производства потенциал среднего работника используется не полностью и должен быть максимально раскрыт.

Теория «Y» соответствует позитивной мотивации, касается неудовлетворенных и более высоких потребностей. Она способствует уменьшению затрат на контроль деятельности персонала, поскольку ориентирована на самоконтроль и сотрудничество.

Мак-Грегор утверждал, что работники в большинстве своем более склонны к поведению в соответствии с положениями теории «Y», однако организационные условия и методы управления, применяемые менеджерами, вынуждают их выбирать поведение в соответствии с теорией «Х».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector