Перспектива в рисунке. уроки рисования

Литература[править]

  • Раушенбах Б. В. Пространственные построения в живописи: Очерк основных методов. — М.: Наука, 1980.
  • Раушенбах Б. В. Системы перспективы в изобразительном искусстве: Общая теория перспективы. — М.: Наука, 1986.
  • Штелер Т. Обратная перспектива: Павел Флоренский и Морис Мерло-Понти о пространстве и линейной перспективе в искусстве Ренессанса // Историко-философский ежегодник 2006 / Ин-т философии РАН. — М.: Наука, 2006, с. 320—329
  • Панофский Э. Перспектива как «символическая форма». Готическая архитектура и схоластика / Пер. с нем., англ., лат., др.греч. И. Хмелевских, Е. Козиной, Л. Житковой, Д. И. Захаровой. — СПб.: Азбука-классика, 2004. — 336 с.
  • Глазунов Е. А., Четверухин Н. Ф. Аксонометрия — М.: ГТТЛ, 1953.
  • Штелер Т. Обратная перспектива: Павел Флоренский и Морис Мерло-Понти о пространстве и линейной перспективе в искусстве Ренессанса // Историко-философский ежегодник 2006 / Ин-т философии РАН. — М.: Наука, 2006, с. 320—329
  • Флоренский П. А. Обратная перспектива
  • Де-Лиондэ, Ф.Г. Методическое руководство к скицированию и техническому рисованию: для механиков, строителей, землемеров, геологов и пр.; руководство для техникумов и втузов. — Изд. 2-е. Москва-Ленинград, Гос. изд-во, 1929. — 156 с. На тит. л.: I. Параллельно-техническая перспектива. II. Наблюдательная (коническая) перспектива.

Краткий исторический экскурс

Испокон веков человек интересовался рисованием и делал попытки запечатлеть окружающую реальность. Начиная с примитивных наскальных зарисовок, сделанных по интуитивным ощущениям, изобразительное искусство развивалось на основе наблюдения, а затем и научного обоснования закономерностей окружающих форм и явлений.

Первые упоминания о геометрическом построении перспективы встречаются во времена Древней Греции в трудах Эвклида. Затем, в Средневековье, эта наука была временно утеряна. До начала эпохи Возрождения в искусстве не существовало понятия построения перспективы, художники изображали пространство интуитивно.

С наступлением Ренессанса началось активное развитие науки, люди стали интересоваться теоретическими обоснованиями окружающих явлений, в том числе и перспективных искажений. По некоторым свидетельствам, впервые теория перспективы была описана архитектором Филиппо Брунеллески (1377—1446) и быстро прижилась в живописи, как впечатляющий визуальный эффект.

«Влюбленный в практику без науки — словно кормчий, ступающий на корабль без руля и компаса: он никогда не уверен, куда плывет.» (Леонардо да Винчи)

Эскиз перспективы заднего плана картины «Поклонение волхвов» (Леонардо да Винчи)

Рассмотрим некоторые виды графических построений перспективы.

Как нарисовать дом с перспективой на практике

  1. Сначала намечаем размеры и расположение объекта (композицию) обобщенно «на глаз»
  2. Уточняем пропорции измерением карандашом
  3. Смотрим, где находится наша линия горизонта относительно дома
  4. Учитесь видеть простые формы в объектах, и как они соединены (но не все объекты сводятся к простым)
  5. На практике точки схода лежат за границами листа, и мы направляем сходящиеся линии “на глаз”
  6. Чтобы найти середину прямоугольника с учетом перспективы, надо провести диагонали (помогает рисовать крыши и тому подобное)
  7. Не пытайтесь нарисовать все линии идеально ровно, как чертеж. Так можно делать, но в лучшем случае будет выглядеть как работа в определенном стиле, а в худшем – как неестественный, мертвый рисунок. Это видно, если попытаться нарисовать все доски дома одинаковыми (у художников это называется “пересчитать доски”). Если вы сделаете линии немного неровными, где-то пожирнее, а где-то потоньше, без перебарщивания, рисунок будет выглядеть живо.
  8. Не старайтесь заканчивать линии там, где они заканчиваются на натуре. Рисуйте навылет (“на прострел”). Нет ничего страшного в том, чтобы легонько продолжить линию чуть дальше. Это поможет избежать «дыр» в объектах и не заморачивать свою голову тем, чтобы вывести линию ровно в точку. В конце концов, хвостики линий, сделанные легонько на начальном этапе никак не испортят ваш рисунок, даже если Вы очень любите педантичные рисунки.
  9. Внизу дома можно специально немножко погнуть линию низа, там же неровная земля (но все равно линия низа дома должна сходиться к горизонту, если Вы не хотите нарисовать дом, стоящий на пригорке).

Практическое использование оптических иллюзий

Воспринимая объект, человеческий мозг сначала концентрируется на небольших и более ярких пятнах. Чем контрастнее изображение, тем быстрее определяется его форма и размеры. Этим пользуются многие животные, маскирующиеся под окружающую среду. Из-за особенности расположения глаз, человеческий мозг точнее воспринимает горизонтальные плоскости, а вертикальные искажает в большую сторону. Такой эффект хорошо известен модельерам и большинству женщин. Стараясь скорректировать объемы своей фигуры, зрительно вытянуть ее и сделать более стройной, дамы подбирают себе одежду с вертикальными полосками и широкими вставками по бокам, которые не только стройнят, но и помогают создать четкую линию силуэта.

Атмосферная перспектива

Атмосферная перспектива, также называемая воздушной перспективой, передает глубину через вариации значений (свет и тьма), цвета и ясность элементов. Элементы переднего плана в композиции имеют более ценные контрасты, более интенсивные цвета и большее определение деталей. На расстоянии значения и цвета становятся нейтральными, детали менее определены, а элементы приобретают тусклый сине-серый вид.

Атмосферная перспектива возникает, потому что частицы в воздухе, такие как водяной пар и смог, влияют на то, что видно. Формы, просматриваемые с расстояния, не так определены и имеют меньший контраст, поскольку в атмосфере между формами и зрителем больше частиц. Аналогично, на длину волны цвета влияет расстояние. Блюз отскакивает, в то время как более длинные цветные длины волн не влияют на частицы одинаковым образом. В результате блюз остается более заметным, чем другие цвета в спектре.

Значения  (values) — это светлые и темные оттенки композиции. Значения могут влиять на впечатление глубины в сцене. Высококонтрастные значения, как правило, проявляются в направлении значений с небольшой контрастностью.

Освещение сцены (lighting) влияет на тени и значения форм. Это также может повлиять на восприятие этих форм.

При рисовании глубина может быть выражена как в линейной, так и в атмосферной перспективе, а также путем использования цвета. Объединение всех трех будет давать оптимальные результаты. 

Утолщение с расстоянием: ставя атмосферную перспективу, формы на переднем плане будут иметь большую ясность, чем фоновые формы. Туманный сине-серый вид дерева справа, с его скучными цветами и ценностями, показывает, что он является самым далеким из трех деревьев.

Основы перспективы в рисунке

Вот основные понятия, используемые в теории:

  • точка схода;
  • главный луч зрения;
  • линия горизонта;
  • предметная плоскость;
  • картинная плоскость;
  • угол зрения.

Прежде чем начать выяснять, что все это значит, давайте немного отвлечемся и вспомним, например, грамматику. Никто, кроме разве что специалистов, особенно не интересуется грамматикой. Мы признаем, что это помогает нам лучше выразить себя (при условии, что нам не нужно тянуться к учебнику, прежде чем мы осмелимся открыть рот). Мы спрягаем глаголы и строим предложения полностью автоматически, не думая об этом. Мы можем сделать это, потому что мы слышали те же самые грамматические конструкции буквально тысячи раз.

То же самое и с перспективой. Сама по себе наука перспективы мало интересует большинство из нас. Мы заинтересованы в ней только в той мере, в какой она может помочь нам лучше рисовать. Другими словами, есть два пути приближения к перспективе: научный или теоретический путь и практический путь. С теоретическим подходом вы узнаете набор абстрактных правил, и можете быть уверены, что это вам очень быстро надоест.

Поэтому, имеет смысл подойти к вопросу художественной перспективы с практической точки зрения.

Конечно, можно было бы обойтись совсем без перспективы, но это было бы не совсем верно. Перспектива — самый мощный путь для придания реализма и глубины вашим рисункам, что делает их более живыми и естественными. Без нее художественные инструменты в вашем распоряжении (а значит, и ваши результаты) будут ограничены, и вот почему.

Перспектива — это скрытый, но жизненно важный элемент пейзажа, объекта или портрета. Это, на самом деле, оптическая иллюзия, которая применяется ко всему, что вы видите. Помните, что рисунок — это не то же самое, что скульптура. Перед вами стоит задача воспроизвести на плоском листе бумаги то, что на самом деле обладает третьим измерением: глубиной. Итак, перспектива — это всего лишь оптическая иллюзия, применяемая ко всему, на что вы смотрите. Вот почему мы должны знать немного о том, как наш мозг выстраивает картинку.

Исторически художникам потребовалось некоторое время, прежде чем они пришли к соглашению насчет перспективы. Многие средневековые произведения искусства очень красивы, но они показывают вещи такими, какие они есть, а не такими, какими их видит глаз.

Посмотрите, например, на эту иллюстрацию. Шахматная доска видна без рельефа, но фигуры на доске изображены в профиль и повернуты в направлении, в котором они установлены на доске. Колонны развернуты под каким-то странным углом. И женщины довольно любопытно расположены. Другими словами, в одной картине есть несколько разных «точек зрения», и это, скорее, отталкивает.

Две испанские дамы играют в шахматы. Из книги Альфонсо X Мудрого, 1283 г.

Эта персидская средневековая миниатюра является еще одним примером частичного отсутствия перспективы. Здесь несколько различных точек зрения объединены в одну картину. И мы замечаем, что люди и лошади на дальнем плане такие же большие, как и те, что расположены ближе к нам. В перспективе они, конечно, будут меньше.

Мужество Джалаледдина. Масуд ибн Осмони Кухистани, «Тарихи Абулхайр», 1541г.

А на этой фотографии дорога, кажется, становится все меньше и меньше, когда она отдаляется от нашего взгляда. На самом деле, конечно, ширина всегда одинакова – в противном случае не было бы достаточно места для автомобилей!

Линейная перспектива, пример

При взгляде на это фото создается впечатление, что два рельса в конечном итоге объединились вместе. Визуально говоря, это правда, но только визуально. Разум и глаз находятся в постоянном конфликте: разум подсказывает мозгу: «эти рельсы параллельны и горизонтальны». Глаз отвечает: «как видите, рельсы поднимаются к небу и становятся тоньше к вершине». Мозг говорит: «рельсы всегда параллельны, иначе поезда сошли бы с рельсов».

Линейная перспектива, пример

Но если мы хотим научиться хорошо рисовать, нам нужно перестать «думать о мире», а вместо этого начать слушать, что говорят нам наши глаза. Как вы увидите, всегда трудно забыть наши знания о вещах, когда мы пытаемся их расшифровать. И все же мы должны научиться концентрироваться исключительно на зрительном восприятии. Вы сталкиваетесь с пейзажем, простирающимся перед вашими глазами к горизонту. Ваш мозг регистрирует глубину, которая движется от переднего плана вдаль. У вас нет проблем в размещении, с определением того, что вы видите слева и справа на соответствующих сторонах листа бумаги. Но как вы собираетесь визуализировать глубину?

Подготовка к построению перспективы с двумя точками схода

Построение угловой перспективы начинается с выбора высоты линии горизонта. От этого будет зависеть, какая часть предмета, верхняя или нижняя, окажется более открытой и видимой для зрителя. Низкое расположение линии горизонта еще называют «лягушачьей перспективой», а высокое – «с высоты птичьего полета». При построении угловой перспектива дома в первом случае сам объект будет как бы возвышаться над зрителем и лучше всего будет видна его нижняя часть – стены и основание, а во втором – крыша. Затем нужно замерить диагональ картинной плоскости – это поможет правильно отложить точки схода.

Практическое использование оптических иллюзий

Воспринимая объект, человеческий мозг сначала концентрируется на небольших и более ярких пятнах. Чем контрастнее изображение, тем быстрее определяется его форма и размеры. Этим пользуются многие животные, маскирующиеся под окружающую среду. Из-за особенности расположения глаз, человеческий мозг точнее воспринимает горизонтальные плоскости, а вертикальные искажает в большую сторону. Такой эффект хорошо известен модельерам и большинству женщин. Стараясь скорректировать объемы своей фигуры, зрительно вытянуть ее и сделать более стройной, дамы подбирают себе одежду с вертикальными полосками и широкими вставками по бокам, которые не только стройнят, но и помогают создать четкую линию силуэта.

Как произвести впечатление глубины

В изобразительном искусстве для создания оптической иллюзии применяются разные трюки, такие как наложение двух рисунков, использование тени, рельефа и, конечно, перспективы. Также возможно совмещение нескольких методов. Два наиболее часто выбираемых художниками — рельеф и перспектива. При совместном использовании они придают удивительное ощущение реалистичности рисунка.

Куда бы вы ни посмотрели, вы «бросаете» визуальный луч в этом направлении. Луч перемещается по прямой от вашего глаза к центру изображения, которое он воспринимает и перемещает глазами. Прицеливайтесь с воображаемой винтовкой по мишени. Главный луч зрения (ваш визуальный луч) соответствует траектории полета пули. Точка, в которой пуля достигает цели, называется точкой схода.

Прямая линейная перспектива, пример

Наше зрение более или менее коническое. То есть, когда мы смотрим в определенном направлении, ширина нашего зрения составляет около 20 сантиметров на переднем плане и несколько сотен метров на дальнем. Чем дальше вы смотрите, тем шире поле вокруг точки схода. В зависимости от ориентации нашего визуального луча, объекты кажутся искаженными для наших глаз, подчиняясь законам оптики и перспективы.

Поэтому, когда вы начинаете рисовать, важно определить высоту и ориентацию вашего визуального луча и сохранить его. Это означает выбор единой точки зрения

Если вы пропустите эту точку и объедините несколько точек зрения, ваши объекты и фигуры будут казаться очень нереалистичными, рисунок начнет «разваливаться».

Представьте себе горизонтальный диск, расположенный вокруг головы на уровне глаз и простирающийся до бесконечности. Этот диск дает представление о главном элементе перспективы: плоскости горизонта.

Плоскость горизонта — это воображаемая линия, расположенная на уровне глаз и уходящие в бесконечность. Вы, конечно, увидите только ее часть — горизонтальную линию, расположенную на 360°. Эта линия называется линией горизонта. Теперь предположим, что вы передвигаете себя вместе со своим воображаемым диском к береговой линии. Это то, что вы увидите. Можно заметить, что линия точно разделяет ландшафт между небом и водой, сливаясь с тем, что мы обычно называем горизонтом.

Теперь представьте, что вы поднялись на самую высокую кокосовую пальму на острове и посмотрите, прошел ли естественный горизонт ниже диска, который вы держали на уровне глаз. Вы заметите, что это не так. Горизонт, горизонтальная плоскость, линия горизонта и ваш глаз поднимаются и опускаются вместе

Важно помнить, что линия горизонта всегда находится на уровне глаз

То же самое и с фотографией. Горизонт поднимается вместе с камерой.

Плоскость горизонта художника, связанная с его точкой зрения, определяет высоту естественного горизонта. Когда вы выбираете высоту горизонта на рисунке, вы определяете эту точку зрения для любого, кто смотрит на картину. Ваш выбор определит, находится ли зритель в доминирующей ситуации по отношению к субъекту.

Если вы смотрите на изображаемую фигуру сверху вниз, то вы как бы доминируете над ней.

Центрированная композиция, линия горизонта, расположенная на средней высоте, придает изображению симметрию, которая убирает человеческий аспект.

В случае, если точка зрения находится снизу, изображаемое доминирует над вами. Оно как бы приобрело определенное господство, и вы, в каком-то смысле, в его власти.

Таким образом, перспектива в рисунке — это не просто инструмент для точного представления чего-то, это также средство для расширения вашего художественного словаря. Но не нужно путать точку зрения с композицией. Одна и та же сцена, рассматриваемая с одного и того же места, может быть нарисована по-разному, это вопрос эстетического выбора. Точка зрения определяет перспективу, тогда как композиция «задает рамку».

Линейная перспектива

Визуальная глубина выражается через линейную и атмосферную перспективу, а также использование цвета. С линейной перспективой глубина достигается по линиям, размерам и расположению форм. И хотя композиции могут различаться по сложности, основные термины и определения, описанные в этом разделе, присущи линейным перспективным чертежам.

Горизонт (horizon) — линия, на которой небо встречается с землей или водой. Высота горизонта будет влиять на размещение точки схода, а также уровня обозрения сцены.

Точка исчезновения, точка схода (vanishing point) — место, где параллельные линии появляются вместе на расстоянии. На рисунке ниже вы можете увидеть, как параллельные линии дороги отступают и визуально сливаются, чтобы создать единую точку схода на горизонте. Сцена может иметь неограниченное количество исчезающих точек.

Плоскость земли (ground plane) — горизонтальная поверхность ниже горизонта. Это может быть земля или вода. На изображении ниже плоскость заземления находится на уровне. Если он был наклонным или холмистым, точка схода, созданная параллельными линиями пути, может не опираться на горизонт и может казаться, будто она находится на наклонной плоскости.

Ортогональные линии (orthogonal lines)- это линии, которые направлены в точку схода; например, параллельные линии железнодорожных путей. Слово «ортогональный» на самом деле означает прямой угол. Он относится к прямым углам, образованным линиями, такими как угол куба, показанный в перспективе.

Преимущественной точкой (vantage point), которую нельзя путать с точкой схода, является место, из которого просматривается сцена. На точку зрения влияет размещение горизонта и точек схода. 

Одноточечная перспектива (One-Point Perspective). Линейная перспектива с одной точкой схода — одноточечная. Точка исчезновения, как правило, появляется в центральной части сцены.

С этой точки зрения вы смотрите на плоскость земли к горизонту на расстоянии. Параллельные линии железнодорожных путей сходятся в точке схода на горизонте. Если бы линии коробки были отведены назад к горизонту, они сходились бы в той же точке схода, что и железнодорожные пути, потому что линии ящика параллельны железнодорожным путям

Обратите внимание, что все линии в этой сцене либо сходятся в точке схода, либо вертикальны (перпендикулярно к плоскости заземления) или горизонтали (параллельно горизонту). 

Двухточечная перспектива (Two-Point Perspective). Линейная перспектива, использующая две точки сбрасывания, называется двухточечной перспективой. Сцены в двухточечной перспективе обычно имеют точки схода, расположенные в крайнем левом и правом углу. 

Вот двухточечная перспектива, смотрящая через плоскость земли к горизонту на расстоянии. Параллельные линии железнодорожных путей и ящика сходятся в точке схода в крайнем правом углу. Другие линии коробки, которые параллельны железнодорожным путям, имеют одну и ту же точку схода в крайнем левом углу. Все линии этой сцены сходятся либо в левой, либо в правой точке схода или вертикальные линии (перпендикулярно плоскости земли). 

Многоточечная перспектива (Multi-Point Perspective). Линейная перспектива не должна ограничиваться одной или двумя точками исчезновения. Сцена может иметь несколько точек исчезновения в зависимости от сложности предмета. Например, трехточечная перспектива похожа на двухточечную перспективу; она имеет левое и правое исчезающие точки на горизонте. Кроме того, есть третий пункт исчезновения ни ниже, ни выше горизонта.

Помимо наличия точек слева и справа, эта сцена имеет дополнительную точку исчезновения ниже объекта. С этим рисунком горизонт находится над предметом. Каждая строка объекта является ортогональной линией и переходит в одну из трех точек сбрасывания. 

С двухточечной перспективой эти вертикальные линии остаются прямо вверх и вниз перпендикулярно плоскости заземления. С точки зрения трех точек зрения, точка обзора либо смотрит вниз, либо вверх на объект. Вместо вертикальных линий она имеет третий набор ортогональных линий, которые сходятся в третьей точке исчезновения. 

Peters Cartridge Factory, акварель на бумаге, 8″ x 11″. Точки исчезновения этой трехточечной перспективной сцены можно расположить, продолжая линии зданий и окон за периметром сцены до трех мест конвергенции.

Особенности зрительного восприятия человека

В восприятии человека предмет, находящийся ближе – всегда больше, а дальше — меньше. Соответственно, более близкий предмет кажется самым большим. Этим принципом часто пользуются фотографы, чтобы сделать снимок с оптической иллюзией, например, с солнцем или с маленьким человечком, находящимся в ладони. Такой эффект искажения реальности возникает из-за особенностей строения человеческого глаза и обработки информации мозгом. Зрительное восприятие – сложный механизм, в процессе работы которого могут возникать ошибки. Попадая в область восприятия человека, объекты обрабатываются и интерпретируются мозгом с учетом уже полученных знаний. При недостатке информации он выбирает наиболее оптимальный вариант, и в результате реальность может искажаться. Но благодаря этой особенности процесса обработки зрительных образов человеческий мозг можно заставить увидеть на картине не плоское изображение, а объемный предмет, визуально очень схожий с настоящим. При правильном построении перспективы объекты на картине будут воспринимается как дополнительная реальность.

Как выбрать высоту горизонта

Следующий этап построения – определение точки зрения. На линии горизонта откладывается расстояние, равное диагонали картинной плоскости – крайние точки этого отрезка и будут точками схода. Расположение зависит от того, где находится наблюдатель – чем ближе он к картине, тем ближе друг к другу точки схода. Они не всегда находятся внутри рабочей области и могут выходить за границы листа, если смотрящий находится далеко. При слишком близком расположении точек схода объект «угрожающе» приближается и начинает вызывать напряжение у зрителя. Дальнее их расположение позволяет избежать искажений рисунка. Наиболее оптимального вида можно достичь, располагая хотя бы одну точку схода за пределами картинной плоскости.

Способы получения перспективы

Помимо множества видов, существует еще и несколько способов получения изображения перспективы на плоскости. Геометрический и фотографический способы.

  1. Геометрический способ предполагает перспективное изображение, полученное путем проведения лучей к точкам изображаемого объекта из любой точки Евклидова пространства – из так называемого центра перспективы. Перспективные изображения параллельных прямых пересекаются в точках схода, а параллельных плоскостей – в так называемых линиях схода.
  2. Фотографический способ позволяет создавать изображения с большим углом обзора. Поскольку между «панорамной» и «широкоугольной» фотографией нет ясной границы, последняя из них, как правило, относится к типу объектива. Определение панорамы включает в себя понятие, что ширина снимка должна быть больше высоты кадра как минимум вдвое, но при этом современное понятие панорамы намного шире.

Итак, в данной статье были рассмотрено понятие, виды перспективы в изобразительном искусстве и способы ее получения.

Масштаб и построение метровой сетки

Перед тем как нарисовать угловую перспективу комнаты или любого другого интерьера, на вертикали нужно отложить метры

Важно выбрать удобный масштаб – это поможет точно перенести размеры помещения, например, принять 1 см за 1 метр пространства. Масштаб для рисунка в угловой перспективе зависит от размера картинной плоскости

Определив высоту потолка и отмерив ее по вертикали, через верхнюю и нижнюю точки на отрезке проведите линии, соединяющие их с точками схода. Теперь на рисунке должна получиться комната в угловой перспективе – две стены, пол и потолок. Затем через эти же точки на вертикали проведите еще две линии – они должны быть параллельны линии горизонта. На них тоже откладываются метры в заданном масштабе. Это позволит создать сетку с шагом в 1 м на полу, стенах и на потолке комнаты. После того как все отметки расставлены, остается лишь соединить их с точками схода.

Правила игры классической мафии

 Posted 19.03.2018
 In Обучение игре

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector