Книга: латеральная логика. головоломный путь к нестандартному мышлению — гарет мур

Критика

Методы Де Боно основаны на нескольких десятилетиях прикладной работы в различных организациях. Они не были досконально проверены научными техниками. Это связано с тем, что многие идеи психолога метафоричны и не являются тем, что можно легко «протестировать». Некоторые из его идей согласуются с обоснованными эмпирическими исследованиями и в этом смысле имеют некоторую косвенную поддержку. Существует, например, четкая поддержка преимуществ отложенного суждения и перехода от одного способа мышления к другому, что, конечно, полезно для «разного» мышления.

Профессор психологии университета Temple University и эксперт по творчеству Роберт Вайсберг очень критично относится к латеральному мышлению и утверждает, что оно не нужно для творчества. Он группирует «боковое мышление» с концепцией «дивергентного мышления» психолога Дж. П. Гилфорда, поскольку оба подхода имеют центральную идею о том, что преодоление старых привычек (т.е. гибкость, движение в боковом направлении) — это суть творческого мышления».

В своей книге «Creativity: Beyond the Myth of Genius»Р. Вайсберг утверждает, что в деятельности великих создателей очень мало доказательств такого мышления:

Что это такое?

Термин придумал психолог из Великобритании – признанный во всем мире эксперт по творческому мышлению Эдвард де Боно. Название происходит от английских слов «lateral» и «thinking», что означает «направленный в сторону», «поперечный» или «боковой». Так и латеральное мышление должно помочь «свернуть» с привычной прямой дорожки.

Идеально выстроенная в проекте конструкция, конечно, может рухнуть и сама по себе, в случае возникновения ошибки, к примеру, и тут на помощь тоже может прийти латеральное мышление. Оно позволяет находить необычные решения самых различных типов задач, находить для привычных предметов нестандартный вид применения.

Британский ученый доказывает, что креативность может помочь не только в бизнесе, но и в личной жизни. Для этого нужно лишь не пропустить мысль, которая порой приходит в самый неожиданный момент и которая так же скоро способна покинуть вас. И, конечно, ни в коем случае нельзя ограничивать себя. Знания и опыт, полученные в течение жизни, не только помогают, но и мешают. Один раз получив солнечный удар, мы больше не выходим на улицу в жару без головного убора. И это разумно. А вот то, что перестаем верить в любовь, после того как однажды испытали безответные чувства, губительно для нервной системы и для организма в целом.

Человеку в принципе свойственно обобщать. «Все собаки злые» – скажет тот, кого укусил бродячий пес в детстве. «Все женщины – обманщицы» – уверен обманутый сверстницей подросток. Все еще впереди, любой, даже самый горький опыт – это лишь один из миллиона вариантов развития событий, все в наших руках. Именно так ответит и тому, и другому индивид с ярко выраженной способностью к латеральному мышлению.

Латеральное мышление

Это комплекс креативных методик, предложенных Эдвардом де Боно для развития нешаблонного мышления. Позволяет придумывать все, что угодно!

Как это работает?

Нужно сделать 3 шага.

  • Шаг 1. Фокусируемся на задаче. Нужно найти направление или идею, от которой мы будем отталкиваться. Без отправной точки невозможно двигаться дальше.
  • Шаг 2. Придумываем абсурдные идеи с помощью латеральных сдвигов.

Рассмотрим три метода:

1. Метод провокации. Нарушение логики за счет введения абсурдных новых данных.

В основе метода провокации лежит идея о том, что новые концепции и верные решения возникают после того, как была допущена ошибка.

В момент выдвижения абсурдных идей ты сам не имеешь ни малейшего представления, куда они могут привести, но такой способ помогает выбить тебя из привычного русла и начать мыслить иначе.

2. Метод от обратного. Он заключается в том, что сначала мы рассматриваем «нормальное» утверждение, состояние, способ действий, а после переходим к прямо противоположному.

3. Метод преувеличения. Мы рассматриваем «нормальное» действие или состояние (количество, размер, вес), а после специально преувеличиваем значение нормы, утрируем.

Шаг 3. Выбираем одну идею, которая может стать реальной.

Прически на короткие волосы в этом году

Выявление противоречий

«Теория решения изобретательских задач» — методология советского инженера Генриха Альтшуллера. Изобретательская задача – сложная задача, которую можно решить с помощью выявления противоречия и устранения его.

Как это работает?

Ситуация

Посетители первых небоскребов столкнулись с одним неприятным, но, казалось, совершенно неизбежным физическим эффектом. В небоскребах лифтовые вентиляционные шахты, лестничные колодцы действовали как гигантские вытяжные трубы, создавая мощные воздушные потоки. Мощная тяга не давала открыть двери и окна. Чтобы вихрей не было, двери должны быть всегда закрыты. Чтобы люди могли входить, двери должны быть открыты.

Естественной идеей представлялось сделать шлюз, но им должен был кто-то управлять, дешево решить задачу не получалось. Идеально было бы добиться того, чтобы одни двери сами закрывались, когда открываются другие.

Формулируем задачу.

Придумать систему открытия и закрытия дверей.

Выявляем противоречие.

Дверь всегда закрыта относительно здания и открыта относительно человека

Обращаемся к типовым приемам.

Принцип универсальности (дверь может быть одновременно и закрытая, и открытая).

Получаем результат.

Анализируем и улучшаем: вращающаяся дверь.

Меню навигации

    • Методики

      • Методика совершенствования

        • Зрительное воображение
        • Тактильное воображение
        • Слуховое воображение
        • Вкусовое воображение
        • Обонятельное воображение
        • Запоминание цифровой информации
        • Запоминание текстовой информации
        • Совершенствование
        • Развитие непроизвольных навыков запоминания
        • Сброс внутренних зажимов
        • Запоминание иностранных слов
        • Дорожка
      • Другие методики

        Эффективные упражнения по развитию памяти

      • Авторские методики

        • Уильям Уокер Аткинсон
        • Франц Лёзер
        • Отто Эренберг
        • В. Козаренко. Джордано
        • Методика прямого обучения. Пауль Шелли
    • Информация

      • Научные статьи

        • Мозг. SCIENTIFIC AMERICAN September 1979
        • Журнал «Наука и жизнь»
        • Мозг и сознание. Альманах. SCIENTIFIC AMERICAN
      • Питание
      • Химические вещества, улучшающие умственные способности

        • Антиоксиданты
        • Ноотропы
        • Активаторы церебрального обмена веществ
        • Прекурсоры нейротрансмиттеров
        • Холинергетики
      • Физиология ВНД и сенсорных систем

        • Основы нейрофизиологии и ВНД
        • Уровни ВНД человека
        • Передача и переработка сенсорных сигналов
        • Психофизиология сенсорных процессов
        • Зрительная сенсорная система
      • Механизмы бодрствования и сна
      • Нейрофизиологические механизмы сна
      • Статьи медицинской тематики
    • Известные личности в области изучения мозга, нервной деятельности, психологии
    • Статьи на вольную тематику
    • Из архивов

      • Оценка результата обучения мнемотехнике
      • Колончатая организация новой коры: основная единица
      • Розовый ящик
      • Четко сформулируйте цели, которых хотите достигнуть
      • Слово — это переключатель сознания
      • Нешаблонное мышление в процессе применения
      • Несколько раз в день беседуйте с сами с собой для вдохновения
      • Память — необходимый метанавык
      • Упражнения в получении слуховых впечатлений
      • Естественные ассоциации

Как развить латеральное мышление

Не расстраивайтесь, если не получается мыслить нестандартно. Это умение можно развить. Есть ряд способов:

  1. Во всех сферах ищите новые идеи.
  2. Забудьте о стереотипах, используемых окружающими для принятия решений.
  3. Сомневайтесь.
  4. Рассматривайте сразу несколько вариантов решения проблемы.
  5. Уделяйте время на решение задач на латеральное мышление.
  6. Подумайте, как можно нестандартно использовать старые вещи.
  7. Творчески подходите к выполнению даже повседневных дел.
  8. Научитесь получать удовольствие от размышлений и поиска новых идей.

Интересно, что развитие латерального мышления быстрее всего происходит у маленьких детей. В их подсознании нет шаблонов и стереотипов, они действуют согласно интуиции, не боятся смеяться над собой и своими ошибками. А еще они часто предлагают абсурдные для взрослых людей вещи. Это и есть умение мыслить нестандартно.

Задачи на латеральное мышление

Попробуйте силы в интересных загадках:

  1. Представьте себе посетителя кафе, у которого в чашке кофе плавает муха. Он позвал официанта и попросил заменить заказ. Официант так и сделал. Но посетитель снова не доволен. Утверждает, что ему принесли тот же кофе. Как он это понял?
  2. Шахматисты сыграли на двоих пять партий. Каждый проиграл и победил одинаковое количество раз. При этом не было ни одной ничьи. Как так получилось?
  3. Итак, два человека на экскурсии в угольной шахте. Когда они вышли, оказалось, что у одного грязное лицо, а у другого нет. Тот, что был чистым, пошел умываться. А его друг нет. Почему?
  4. Двадцать участников симфонического оркестра играют для публики. Однако их никто не слушает. В чем причина?

Смогли ли ответить хотя бы на один вопрос? Проявите нестандартность мышления. Вы увидите, что все банально просто.

Обозначение направлений

Образования, лежащие ближе к срединной плоскости — медиальные, medialis, а расположенные дальше — латеральные, lateralis. Образования, расположенные на срединной плоскости называют срединными, medianus. Например, щека располагается латеральнее за крыло носа, а кончик носа — срединная структура. Если орган лежит между двумя соседними образованиями, его называют промежуточным, intermedius.

Образования, расположенные ближе к туловищу будут проксимальными по отдаленных, дистальных. Эти понятия справедливы также и при описании органов. Например, дистальный конец мочеточник проникает в мочевой пузырь.

Центральный -, что находится в центре тела или анатомической области; периферический — внешний, удаленный от центра.

При описании положения органов, залегающих на разной глубине, используют термины: глубокий, profundus, и поверхностный, superficialis.

Понятие внешний, externus, и внутренний, internus, используют при описании положения структур относительно различных полостей тела.

Сроком висцеральный, visceralis (viscerus — внутренность) обозначают принадлежность и близкое расположение с каким-либо органом. А париетальный, parietalis (paries — стенка) — значит таки, что имеет отношение к какой-либо стенки. Например, висцеральная плевра покрывает легкие, в то время как париетальная плевра покрывает внутреннюю поверхность грудной стенки.

Обозначение направлений на конечностях

Поверхность верхней конечности по ладони обозначают термином palmaris — ладонная, а нижней конечности по подошвы — plantaris — подошвенный.

Край предплечья со стороны лучевой кости называют лучевым, radialis, а со стороны локтевой кости — локтевым, ulnaris. На голени край, где располагается большеберцовая кость, называется большеберцовой, tibialis, а противоположный край, где лежит малоберцовая кость — малоберцовой, fibularis.

Латеральный разрыв

Придумывая идею, мы хотим пойти проторенной дорожкой. Наш мозг укладывает всю поступающую информацию в паттерны — это сильно упрощает нам жизнь, но мешает изобретать новые решения. Суть латеральной техники (автор термина — британский психолог Эдвард де Боно, разработавший множество алгоритмов генерирования новых идей) в том, чтобы преодолеть шаблонное мышление. В основе техники лежит трехэтапный алгоритм.

Точка А — , то есть выбираем какой-то один ее аспект. Чем ýже фокус, тем проще создать что-то новое. Не перегружайте его информацией: это тормозит творческое мышление.

Допустим, нам надо придумать концепцию ресторана. Варианты фокуса:

  • в ресторане люди заказывают еду;
  • в ресторан люди идут, чтобы не есть дома;
  • в ресторане люди выбирают еду по меню.

Точка B — , набор абсурдных провокационных идей для задачи. Есть 6 базовых методов, их проще объяснить на примере.

  •  фокус — люди заказывают еду; разрыв — люди заказывают еду и посуду.
  •  фокус — в ресторан люди идут, чтобы не есть дома; разрыв — в ресторан люди идут, чтобы есть дома.
  •  фокус — в ресторане люди выбирают по меню; разрыв — в ресторане нет меню.
  •  фокус — люди в ресторане сидят на стульях и диванах; разрыв — люди в ресторане сидят на одном стуле.
  •  фокус — люди заказывают еду у официанта; разрыв — люди заказывают еду у друзей.
  •  фокус — люди платят за еду, чтобы посидеть в ресторане; разрыв — люди сидят в ресторане, чтобы не платить за еду.

Это этап разрыва шаблона: получившиеся идеи невозможно применить в реальности. Чтобы «приземлить» абсурдное решение, в точке C мы с реальностью. Здесь тоже есть несколько способов:

  • извлекаем из абсурдной идеи ее  и дальше работаем только с ним;
  • ищем  идеи, то есть ее непосредственные выгоды и преимущества: какая ценность идеи видна с первого взгляда?
  •  сравниваем провокационную идею с привычным способом действия и находим основные различия. На этих отличиях от привычного шаблона мы можем выстраивать новую концепцию.

Критика

Методы Де Боно основаны на нескольких десятилетиях прикладной работы в различных организациях. Они не были досконально проверены научными техниками. Это связано с тем, что многие идеи психолога метафоричны и не являются тем, что можно легко «протестировать». Некоторые из его идей согласуются с обоснованными эмпирическими исследованиями и в этом смысле имеют некоторую косвенную поддержку. Существует, например, четкая поддержка преимуществ отложенного суждения и перехода от одного способа мышления к другому, что, конечно, полезно для «разного» мышления.

Профессор психологии университета Temple University и эксперт по творчеству Роберт Вайсберг очень критично относится к латеральному мышлению и утверждает, что оно не нужно для творчества. Он группирует «боковое мышление» с концепцией «дивергентного мышления» психолога Дж. П. Гилфорда, поскольку оба подхода имеют центральную идею о том, что преодоление старых привычек (т.е. гибкость, движение в боковом направлении) — это суть творческого мышления».

В своей книге «Creativity: Beyond the Myth of Genius»Р. Вайсберг утверждает, что в деятельности великих создателей очень мало доказательств такого мышления:

Лучшие латерали в мировом футболе

Хороших латералей в футболе очень мало, поэтому таких игроков в команде очень ценят. Наличие в команде хороших бровочников позволяет выбирать различные тактические схемы для игры.

Итак, выделим лучших игроков на позиции латераля в современном футболе:

Хуан Куадрадо («Ювентус» Италия)

Куадрадо до перехода в «Ювентус» играл на позиции крайнего атакующего полузащитника. С приходом в итальянскую команду Хуан освоил новую для себя позицию латераля. Сейчас колумбиец является одним из лучших латералей в мировом футболе.

Латераль Хуан Куадрадо

Жорди Альба («Барселона» Испания)

«Барселона» не играет по схеме 3-5-2, но левая бровка находится в полном распоряжении Жорди Альбы. Подключения испанца являются серьезным оружием каталонцев. Жорди отлично обостряет игру: делает опасные прострелы и нередко сам оказывается на ударной позиции.

Жорди Альба в составе «Барселоны»

В российском футболе лучшим игроком бровки является нестареющий Юрий Жирков, который несмотря на свой возраст продолжает показывать хорошую игру и вызываться в сборную России.

Юрий Жирков в составе «Зенита»

Критика

Обозначение направлений

Образования, лежащие ближе к срединной плоскости — медиальные, medialis, а расположенные дальше — латеральные, lateralis. Образования, расположенные на срединной плоскости называют срединными, medianus. Например, щека располагается латеральнее крыла носа, а кончик носа — срединная структура. Если орган лежит между двумя соседними образованиями, его называют промежуточным, intermedius.

Образования, расположенные ближе к туловищу будут проксимальными по отношению к более удалённым, дистальным. Эти понятия справедливы также и при описании органов. Например, дистальный конец мочеточника проникает в мочевой пузырь.

Центральный — находящийся в центре тела или анатомической области;периферический — внешний, удалённый от центра.

При описании положения органов, залегающих на различной глубине, используют термины: глубокий, profundus, и поверхностный, superficialis.

Понятия наружный, externus, и внутренний, internus, используют при описании положения структур по отношению к различным полостям тела.

Термином висцеральный, visceralis (viscerus — внутренность) обозначают принадлежность и близкое расположение с каким-либо органом. А париетальный, parietalis (paries — стенка), — значит имеющий отношение к какой-либо стенке. Например, висцеральная плевра покрывает лёгкие, в то время как париетальная плевра покрывает внутреннюю поверхность грудной стенки.

Конечности

Поверхность верхней конечности относительно ладони обозначают термином palmaris — ладонный, а нижней конечности относительно подошвы — plantaris — подошвенный.

Край предплечья со стороны лучевой кости называют лучевым, radialis, а со стороны локтевой кости — локтевым, ulnaris. На голени край, где располагается большеберцовая кость, называется большеберцовым, tibialis, а противоположный край, где лежит малоберцовая кость — малоберцовым, fibularis.
Проксимальный (от лат. proximus — ближайший) — термин, указывающий на расположение органа или его части ближе к центру тела или к срединной (медианной) его плоскости; противоположен термину дистальный, например, в руке человека плечо — проксимальный отдел, а кисть — дистальный.
—>

Русские народные весенние приметы

После долгой зимы наши предки, особенно живущие в деревнях, начинали готовиться к посевному периоду. Весенняя погода, количество осадков — это все старались учитывать люди для получения богатого урожая.

Народные весенние приметыподсказывали, когда следует копать, а когда — высаживать рассаду. Планирование посадок гарантировало урожайную осень и сытую зиму.

  • Не видно в небе звезд — жди дождя.
  • Если март сухой, апрель сырой, май холодный — это к богатому урожаю.
  • После дождя радуга пропала — будет ясная погода.
  • Поздно рябина зацвела — придет теплая осень.
  • Летает много майских жуков — быть засушливому лету.

Практическое применение

Понять открытие Эдварда де Боно помогут примеры латерального мышления.

В быту

Возьмём типичную для мужчины ситуацию — на белой рубашке остался яркий и жирный след губной помады. Задача — вывести его.

Как решает проблему логик — идёт в магазин, покупает какое-нибудь суперсредство для выведения самых трудных пятен и использует его по инструкции. Результат — слабый след всё-таки остаётся, потому что на сегодняшний день химическая индустрия ещё не создала формулу, расщепляющую жир и масла, содержащиеся в губной помаде и въевшиеся в волокна ткани.

Как решает проблему творческий человек — идёт в магазин, покупает тёмную краску для ткани и перекрашивает рубашку. Креативно и эффективно.

Как решает проблему человек с латеральным мышлением:

  1. Покупает суперсредство для выведения самых трудных пятен и использует его по инструкции.
  2. Ищет лайфхаки по удалению губной помады в Интернете и обзванивает знакомых.
  3. Анализирует собственный опыт и пытается применять имеющиеся знания.
  4. Использует Fairy, которое, как известно, удаляет жир.
  5. Не получилось — пускает в ход зубную пасту.
  6. Пробует смесь лимонной кислоты и пищевой соды.
  7. Наносит пену для бритья.
  8. Берёт у жены средство для снятия макияжа.

То есть он использует все возможные варианты. При этом точно не забудет ещё про глицерин и хозяйственное мыло. На каком-то из этапов у него всё-таки получится удалить пятно. А если будет заметно, что с рубашкой похимичили, он просто пойдёт и… купит новую, точно такую же.

В маркетинге

Несмотря на тот шквал критики, который обрушивается на теорию Эдварда де Боно о латеральном мышлении, она нашла своё практическое применение в современном маркетинге. Причём не стартаперами, а такими компаниями, как Pepsi&Co, Nestle и Google. Оформить это всё в систему смог Филип Котлер, которого называют отцом современного маркетинга. Он предлагает продвигать товары и услуги нетрадиционными методами, до которых не могут додуматься конкуренты. И тогда процветание бизнесу обеспечено.

Когда конкуренты мыслят вертикально (у них даже автоматическая воронка продаж устроена по такому принципу), они учитывают потребности целевой аудитории и пытаются удовлетворить их своими товарами и услугами. В это время латеральный маркетинг:

  • выявляет скрытые потребности своего потенциального клиента;
  • модифицирует свой товар так, чтобы удовлетворить их;
  • расширяет свой ассортимент за счёт этого;
  • генерирует новые идеи на основе уже произведённых изменений;
  • создаёт неожиданную рекламу — порой шокирующую, но всегда бьющую точно в цель.

Чтобы понять, как работает латеральный маркетинг, достаточно взглянуть на рекламные ходы и продукты от Google. Эта компания всегда, хоть на шаг, но оказывается впереди своих конкурентов, потому что смотрит дальше. И не только вверх или по сторонам — она охватывает потребности клиентов в формате 3D. Например, запуская проект «Карты Google», они знали, что это был рискованный эксперимент, но реализовали его и не пожалели. Сегодня миллионы людей ежедневно пользуются им, даже не подозревая, что это — продукт латерального маркетинга.

Мега Энергия в Покемон ГО – где взять Mega Energy

ТРИЗ — теория решения изобретательских задач

Хотя основоположник теории — советский ученый Генрих Альтшуллер — разрабатывал ее для решения технических задач, она отлично подходит для любого креатива.

ТРИЗ утверждает, что развитие любых систем постоянно утыкается в тупики — противоречия, которые на первый взгляд кажутся неустранимыми. Допустим, мы хотим разработать систему, которая позволит людям передавать развернутые текстовые сообщения в ситуации, когда у них в буквальном смысле заняты руки. Противоречие? В ТРИЗ для такого случая есть несколько приемов.

Например, прием экранирования предлагает использовать вариативность во времени. На срочные запросы можно отвечать готовыми текстовыми шаблонами, а подробности излагать позже.

Но идеальное конечное решение (ИКР) — это когда системы вообще нет, а ее функция выполняется. Например:

  • системы образования нет, а люди образованны — p2p-обучение;
  • такси нет, а пассажиры доставлены — шеринговые сервисы;
  • программистов нет, а игра написана — готовые игровые движки.

Для этого существует прием свертывания — совмещение функций нескольких систем в одной. В нашем примере это система распознавания голоса, которая делает так, что сообщение как бы печатает (и отправляет) себя само.

См. также

  • Эдвард де Боно
  • Шесть шляп мышления
  • Дивергентное мышление
  • Дж. Гилфорд
  • Креативность

Направления

У животных обычно на одном конце тела располагается голова, а на противоположном — хвост. Головной конец в анатомии называют краниальным, cranialis (cranium — череп), а хвостовой называется каудальным, caudalis (cauda — хвост). На самом же голове ориентируются на нос животного, и направление к его кончику называют Ростральная, rostralis (rostrum — клюв, нос). «Ростральная» описывает признак которая касается клюва (рострума), или которая имеет отношение к голове или передней части тела, в направлении рострума. Обычно является синонимом слова «передний», но не всегда. В описании особенностей человеческой головы, например, термин «передний» является неоднозначным а «краниальный» (по направлению к голове) является бессмысленный, поэтому на замену используется «клювовидный». Соответственно нельзя использовать термин «каудальный» (по направлению к хвосту) для обозначения противоположного направления. «Ростральная» предназначен для структур головы, и здесь нет никакого хвоста. Термин «затылочный», возможно, был бы более точным, но он практически не используется.

Поверхность или сторона тела животного, направленная вверх, против силы тяжести, называется дорсальной, dorsalis (dordum — спина), а противоположная сторона тела, оказывается наиболее близко к земле, когда животное находится в естественном положении, то есть ходит, летает или плавает, — вентральной, ventralis (venter — живот). Например, спинной плавник дельфина расположен дорсально, а вымя у коровы на вентральной стороне.

Для конечностей справедливые понятия: проксимальный, proximalis — для точки близкой к туловищу, и дистальный, distalis — для удаленной точки. Те же сроки для внутренних органов означают отдаленных от места начала данного органа (например: «дистальный отрезок тощей кишки»).

Права, dexter, и левая, sinister, стороны обозначаются, как они могли бы представляться с точки зрения исследуемой животного. Срок гомолатерально, реже ипсилатерально обозначает расположение на той же стороне, а контрлатеральный — расположен на противоположной стороне. Билатеральное — означает расположение по обеим сторонам.

Применение в анатомии человека

Все описания в анатомии человека основаны на убеждении, что тело находится в позиции анатомической стойки, то есть человек стоит прямо, руки опущены, ладони обращены вперед.

Области, расположенные ближе к голове, называются верхними; далее — нижними. Верхний, superior, соответствует понятию краниальный, а нижний, inferior, — понятию каудальный. Передний, anterior, и задний, posterior, соответствуют понятиям вентральный и дорсальный. Причем, сроки передний и задний относительно четвероногих животных некорректные, следует употреблять понятие вентральный и дорсальный.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector