История кулачного боя

Кулачный бой в искусстве

В.Васнецов «Кулачный бой»

«Повесть временных лет» рассказывает историю Яна Усмошвеца (Кожемяки), убившего перед поединком с печенегом голыми руками быка, а после этого победившего и печенега.

В «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова
описывается кулачный поединок между опричником царя Кирибеевичем и купцом Калашниковым. Степан Парамонович Калашников победил, отстояв честь жены, оскорблённую Кирибеевичем, и «постояв за правду до последнева», но был казнён царём Иваном Васильевичем.

Художник Михаил Иванович Песков отразил популярность кулачного боя во времена Ивана Грозного в своей картине «Кулачный бой при Иване IV».

  • Сергей Тимофеевич Аксаков описал увиденные им кулачные бои в Казани, на льду озера Кабан в своём «Рассказе о студенческой жизни».
  • Мария Семёнова в книге «Бусый волк» описывает кулачный бой между двумя племенами веннов.
  • У Виктора Михайловича Васнецова, в числе других иллюстраций к лермонтовской «Песне про купца Калашникова» (1891 г.), есть рисунок углем на бумаге «Кулачный бой», находящийся в настоящее время в Русском музее.
  • Б. М. Кустодиев. «Кулачный бой на Москве-реке».
  • Максим Горький в романе «Жизнь Матвея Кожемякина» так описал кулачный бой: «Городские ведут бой с хитростями… выдвинут из своей „стенки“ против груди слобожан пяток хороших бойцов, и когда слобожане, напирая на них, невольно вытянутся клином, город дружно ударит с боков, пытаясь смять врага. Но слободские привыкли к этим ухваткам: живо отступив, они сами охватывают горожан полукольцом…»
  • Василий Иванович Иголкин (1886-1944) в историко-бытовой повести «Ржевитянка» (М., 2015) так описывал кулачный бой: «На льду реки Волги происходили «кулачки», или стенки, где ржевитяне упражнялись в особом спорте, развивая силу удара кулака. Начиналось по обыкновению с малого возраста. Кучка сопливых мальчишек одной стороны доходила до середины реки и орала в воздух, окликая таких же мальчишек, живущих по ту стороны Волги: «Давай, наша пошел! Давай, пошел!» Это был условный вызов. Оттуда кубарем с горы летела с таким же воплем орава сорванцов…»

Черный список мошенников

Интернет-мошенники очень расчетливы и пойдут на все, чтобы получить свое. Основная их цель – получение материальной выгоды. Но встречаются случаи, когда женщины подвергаются сексуальному насилию или моральному гонению. Чтобы избежать таких случаев, мы и создали портал, где пострадавшие от рук аферистов могут рассказать свои истории, а также опубликовать снимок в фотогаллерее «несостоявшегося мужа».

В основном, чтобы произвести впечатление, злоумышленники рассказывают душещипательные истории о своей нелегкой доле. В конце они обязательно приписывают, что как только увидели именно вас, то сразу влюбились. Фото мошенников на сайтах знакомств похожи на реальные, поэтому легко попасть в ловушку. Эти мужчины пошли по этому же пути.

Марк Коллинз Эресман (Mark Collins Ehresman) — очередной американский военный аферист, который на снимке запечатлен с множеством наград.

Но если присмотреться, то можно заметить, что никакого отношения к форме американской армии его наряд не имеет, а ордена – муляж. Не исключено, что он решил использовать данный подход, чтобы заинтересовать свою «избранницу».

При первой переписке он рассказывает о том, что он вдовец и один воспитывает ребенка, причем пол ребенка постоянно меняется. После своей истории он начинает писать о том, что ему надоело быть одному и хочется обрести настоящую семью. И герой США даже готов бросить борьбу с терроризмом и уйти на пенсию.

Mark Collins Ehresman может даже несколько раз выйти с вами на связь с помощью Skype, постоянно писать комплименты и пр. Но потом вдруг ему понадобятся деньги, естественно для благих намерений. После получения желаемого просто испаряется. Продолжает черный список мошенников William G. Boykin. Он также представляется американским военным, готовым прекратить свою карьеру. Знакомится он с взрослыми женщинами и рассказывает, что он приближенный Барака Обамы. Его цель – финансовая выгода, поэтому будет рассказывать все, что его «спутница» захочет услышать.

Далее в списке аферистов следует Celvny Holly, США. Своей историей поделилась Екатерина. На уловки на не повелась, но решила предупредить своих подруг по несчастью.

Все эти мошенники из США, поскольку именно туда хотят переехать многие представительницы слабого пола.

«Моряк» против «Пулеметчика»

Этот бой является самой просматриваемой схваткой на голых кулаках в русском YouTube: на момент написания этой статьи там набралось уже 9,1 млн просмотров. Что интересно, бой Евгения «Моряка» Курданова и Зелемхана Дукаева с прозвищем «Пулеметчик» не носил конфликтный характер. До боя все ожидали победы «Пулеметчика», которого в интернете так прозвали за быстрые нокауты. Тем больнее было видеть его фанатам, как с ним в доминирующей форме расправился какой-то ноунейм. Что первый участник, что второй в бою показали ловкость, проворство и силу духа. Уважение к сопернику проявил лишь один из них: самолюбию Зелемхана был нанесен сильный удар. В это время Евгений Курданов за свое спортивное поведение получил народную любовь и признание на тренерском поприще.

Подражание Топтыгину

Интересно, что даже в XIX веке жители Российской империи придавали обрядовое значение кулачным состязаниям. Например, перед поединками многие бойцы совершали нечто, напоминающее ритуальный боевой танец – так называемое «ломание». Мужчины начинали двигаться, подражая действиям медведя, собирающегося вступить в схватку с противником. Бойцы символически призывали на свою сторону силы природы, которым поклонялись в языческие времена. Например, в Псковской области такое ломание называли «пляской горбатого», опасаясь даже упоминать имя тотемного животного.

После утверждения христианства на Руси Церковь начала борьбу с языческими обрядами. Под ее прицелом оказалась и традиция проведения кулачных боев. Но этот «бой» она проиграла, так же, как и в случае с Масленицей: слишком сильны были данные верования в народе.

Примечательно, что сам легендарный летописец Нестор сурово осуждал такую языческую потеху. В «Повести временных лет» (XII в.) есть такие строки: «Себо не погански ли живемъ…нравы всяческими льстими, превабляеми отъ Бога, трубами и скоморохи, и гусльми, и русальи; видимъ бо игрища уточена, и людей много множество, яко упихати другъ друга позоры деюще от беса замышленаго дела». Наряду со скоморохами и музыкантами христианский автор, сторонник аскетического образа жизни, порицает участников различных массовых игрищ, которые «пихают» (то есть бьют) друг друга, поскольку полагает, что все это идет «от беса».

Культура кулачного боя

Ритуальные поединки в честь языческих богов и в первую очередь Перуна – покровителя славных воинов, были той основой, из которой возникла культура кулачных боев. Они проводились на праздники, особенно массовые ристалища устраивались на Масленицу. Каждый молодец мог проявить здесь свою удаль, бои проходили как в формате единоборств, так и «стенка на стенку».

Доктор исторических наук Борис Владимирович Горбунов в своей научной работе «Традиционные рукопашные состязания в народной культуре восточных славян ХIХ – начала ХХ века» отметил, что участники кулачных боев не испытывали никакой ненависти друг к другу. Их целью было лишь проявление воинского духа.

Не желая причинить серьезный вред противникам, бойцы придерживались следующих основных правил:

  • не бить человека, присевшего на корточки, тем более лежачего
  • не пользоваться тяжелыми предметами, увеличивающими силу удара
  • окровавленный боец автоматически выбывает из боя
  • не делать подножек и подсечек
  • нельзя захватывать одежду, удерживать руки противника
  • запрещено бить ногами

Разумеется, всегда находились те, кто стремился нарушить правила, но их осуждали.

История Стеношных боев

Особой любовью в России пользовался сохранившийся до наших дней так называемый стеношный рукопашный бой. О популярности именно стеношной формы кулачного боя, о так называемых боях «стенка на стенку», свидетельствуют и воспоминания очевидцев – Пушкина и Лермонтова, Бажова и Гиляровского, а также изыскания первых русских этнографов, описателей народной жизни – Забелина и Сахарова, строки полицейских протоколов и государственных указов. В архивах хранится изданный Екатериной I указ от 1726 года «О кулачных боях», определявший регламент рукопашных схваток. Так же существовал указ «О небытии кулачным боям без позволения полицмейстерской канцелярии». В указе говорилось о том, что желающие участвовать в кулачных боях, обязаны выбрать представителей, которые должны сообщить в полицию о месте и времени боя и отвечать за его порядок. Выдержка из воспоминаний М. Назимова о кулачных боях в Арзамасе объясняет, какое значение имели данные указы и каким образом относились в провинции к кулачным боям в начале XIX века.

«Местные власти, кажется, смотрят на этот… обычай сквозь пальцы, не имея, вероятно, в виду положительных предписаний начальства, а может быть и сами исподтишка были зрителями подобных побоищ, тем более, что многие значительные в городе люди поборники старины, считали эти забавы весьма полезными для развития и поддержания физической силы и воинственных наклонностей народа. Да и мудрено было арзамасскому градоначальнику, то есть городничему, справиться при помощи 10-15 будочников и даже полной инвалидной команды в 30-40 человек со сборищем бойцов, которое, кроме подзадоривающих их многочисленных зрителей, простиралось, по словам очевидцев, до 500 человек.

Указ о повсеместном и полном запрещении кулачных боев был включен в свод законов Николая I в 1832 году. В томе 14, часть 4-я, статья 180 кратко говорит:

«Кулачные бои как забавы вредные вовсе запрещаются.»

То же дословно было повторено и в последующих изданиях этого свода законов. Но, несмотря на все запреты, кулачные бои продолжались. Они проводились в праздничные дни, иногда каждое воскресенье.

Название «стенка» произошло от традиционно установившегося и никогда не менявшегося в кулачных боях боевого порядка, в котором стороны бойцов выстраивались в плотную линию из нескольких рядов и шли сплошной стеной на «противника». Характерная черта стеношного боя – линейные построения, необходимость которых диктуется задачей состязания – вытеснить противоположную партию с боевой площадки. Отступивший противник перегруппировывался, собирал новые силы и после передышки снова вступал в бой. Таким образом, бой состоял из отдельных схваток и длился обычно по несколько часов, до тех пор пока одна из сторон окончательно не одолевала другую. Стеношные построения имеют прямые аналогии с построениями древнерусской рати.

Масштабы массовых кулачных боев были самыми различными. Бились улица на улицу, деревня на деревню и т.п. Иногда кулачные бои собирали по несколько тысяч участников. Везде, где происходили кулачные бои, имелись постоянные традиционные места для боя. Зимой обычно бились на льду реки. Этот обычай биться на замерзшей реке объясняется тем, что ровная, занесенная снегом и утрамбованная поверхность льда была удобной и просторной для боя площадкой. Кроме того, река служила естественной границей, разделявшей город или район на два «лагеря». Излюбленные места для кулачных боев в Москве в XIX столетии: на Москве – реке у Бабьегородской плотины, у Симонова и Новодевичьего монастыря, у Воробьевых гор и др. В Петербурге бои происходили на Неве, Фонтанке, у Нарвской заставы.

У «стенки» был предводитель. В разных областях России его называли по разному: «башлык», «голова», «староста», «боевой староста», «предводитель», «старый чоловик». Накануне боя руководитель каждой стороны вместе с группой своих бойцов разрабатывал план предстоящего боя: например, выделялись сильнейшие бойцы и распределялись по местам вдоль всей «стены» для руководства отдельными группами бойцов, составлявших боевую линию «стены», намечались резервы для решительного удара и маскировка в построении главной группы бойцов, выделялась особая группа бойцов для того, чтобы выбить из боя какого-нибудь определенного бойца со стороны противника и т.п. Во время боя руководители сторон, непосредственно участвуя в нем, подбадривали своих бойцов, определяли момент и направление решительного удара. У П.П. Бажова в сказе «Широкое плечо» приведено наставление башлыка своим бойцам:

«Расставил бойцов, как ему лучше показалось, и наказывает, особенно тем, кои раньше в корню ходили и за самых надежных слыли.

История

В России существуют собственные традиции боевых единоборств. Славяне были известны всей Европе как доблестные войны.Так как войны на Руси были частым явлением, каждому мужчине следовало владеть ратными навыками. Начиная с самого раннего возраста дети с помощью разнообразных игр, таких как «царь горы», «на ледяной горке» и «куча-мала», борьбы и метания постепенно приучались к тому, что нужно уметь постоять за Родину, семью и самих себя. Когда дети становились взрослыми, игры перерастали в настоящие поединки, известные как «кулачные бои».

Первые упоминания о таких поединках были сделаны летописцем Нестором в 1048 году:
«Себо не погански ли живемъ… нравы всяческими льстими, превабляеми отъ Бога, трубами и скоморохи, и гусльми, и русальи; видимъ бо игрища уточена, и людей много множество, яко упихати другъ друга позоры деюще отбеса замышленаго дела.»

Жертвоприношение Перуну

В каждом человеке есть агрессия, и она периодически требует выхода. Желание проявить свою «силушку богатырскую», если нет другой возможности отличиться, вполне естественно для мужчин. И сегодня тысячи людей с интересом следят за поединками единоборцев: боксеров, каратистов, сумоистов и т.п.

С древнейших времен во всех странах развивались различные стили боевых искусств. Русские кулачные бои помогали подросткам и молодежи освоить навыки, которые впоследствии могут пригодиться в жизни. Но изначально такие поединки были обрядовым действом, проводившимся на языческих праздниках, свадьбах, похоронах и во время других важных мероприятий. Даже появилась поговорка — «Без бойца – нет венца».

Сражаясь в кулачных боях, жители Древней Руси отдавали дань уважения верховному божеству славянского пантеона – Перуну. Далекие предки верили, что он управляет молниями и громом, покровительствует доблестным воинам – князю и его боевой дружине.

Время и место

Традиционным временем проведения кулачных боёв были важнейшие православные праздники, а также значимые календарные даты в период между Рождеством и Троицей, в некоторых регионах до Петрова дня. Но разгул «кулачек» наблюдался во время масленичных гуляний, когда в драке участвовал практически каждый мужчина, поскольку воспринимал это как дело чести. Поводом, чтобы схлестнуться с соперником и получить эмоциональную разрядку, было завершение сезона уборки урожая, когда у крестьян появлялось свободное время.

Казаки вступали в схватки во все вышеперечисленные времена, но в отличие от мужиков, отмечали кулачными боями важные события в жизни общины, к примеру, возвращение станичников со службы, потому как они были частью военно-траурных обрядов. В этом случае организовывалась серия состязаний, длившихся на протяжении месяца. У таких событий всегда было много зрителей, поскольку они имели торжественный характер.

Все кулачные бои подразделялись на «праздничные» и «будничные» и проводились на нейтральной территории.

Мужики мерились удалью на рыночных площадях, а казаки на плацу, но и те и другие при схватке с представителями других деревень или станиц в качестве места боя выбирали находящиеся в приграничных зонах поля, луга и реки.

«Автомат» Гаджи против «Тайца» Ремыги

Редко можно видеть бой тяжеловесов на голых кулаках: все-таки это очень опасно для самих спортсменов. Тем не менее, смельчаки находятся. В одном из российских промоушенов есть тяжеловес, который каждый свой поединок превращает в истинное шоу. Имя ему Гаджи «Автомат» Наврузов — чемпион мира по версии К-1 и чемпион мира по тайскому боксу. В данный момент он не знает поражений, а руководство промоушена всерьез озадачено тем, чтобы найти своему бойцу достойного соперника. Конкретно этот бой выбран из-за его скандальности, хотя в целом под определение «зрелищный» попадает каждая схватка Гаджи. В поединке против «Тайца» тот был нокаутирован дважды, но судья по какой-то причине не остановил избиение. Вместе с тем Гаджи Наврузов не забыл про спортивную этику и искренне недоумевал, почему поединок еще не прекращен.  Во время одного из нокаутов он даже приподнял ноги своего соперника, дабы тот быстрее пришел в себя. Уважение.

Правила и виды кулачного боя

Кулачные бои обычно проводились по праздникам, а разгул боёв начинался во время Масленицы. По количеству участников они делились на: «улица на улицу», «деревня на деревню», «слобода на слободу». Летом бой проходил на площадях, зимой — на замёрзших реках и озёрах. В боях участвовал и простой народ и торговцы.

Существовали виды кулачного боя: «один на один», «стенка на стенку». Считающийся видом кулачного боя «сцеплялка-свалка», в действительности — самостоятельное единоборство, русский аналог панкратиона, бой без правил.

Самый древний вид боя — «сцеплялка-свалка», который часто назывался «сцепным боем», «свалкой врассыпную», «свальным боем», «сцепельной схваткой». Представляла собой противостояние бойцов, дравшихся без соблюдения строя каждый сам за себя и против всех. По упоминанию Н. Разина: «Здесь нужно было обладать не только ловкостью и сильным ударом, но и особым хладнокровием».

Самым распространённым видом кулачного боя был «стенка на стенку». Бой делился на три этапа: сначала дрались мальчишки, после них — неженатые юноши, а в конце стенку ставили и взрослые. Не разрешалось бить лежачего или присевшего, хватать за одежду. Задача каждой стороны состояла в том, чтобы обратить сторону противника в бегство или хотя бы заставить отступать. Стенка, проигравшая «поле» (территорию на которой шёл бой), считалась побеждённой.У каждой «стенки» был свой руководитель — «вожак», «атаман», «боевой староста», «предводитель», «старый чоловик», который определял тактику боя и подбадривал товарищей. У каждой из команд также существовали бойцы «надежы», которые предназначались для того, чтобы разорвать строй противника, вырывая оттуда сразу несколько бойцов. Против таких воинов использовалась специальная тактика: стенка расходилась, впуская «надежу» внутрь, где его ожидали специальные бойцы, и сразу смыкалась, не давая проход стенке противника. Воины, встречавшие «надежу» были опытными мастерами боя «сам на сам».

«Сам на сам» или «один на один» был самым почитаемым видом боя.Он напоминал старый бокс голыми руками в Англии. Но русский вид боя был более мягким, так как существовало правило, запрещающее бить лежачего, тогда как в Англии оно было введено только в 1743 году. Бои «один на один» могли организовываться специальным человеком, а могли быть и стихийными. В первом случае бой назначался на определённый день и время, а вторая разновидность могла проходить в любом месте, где собирался народ: ярмарки, праздники. Поединки «сам на сам» при надобности служили для подтверждения правоты ответчика в судебном деле. Этот способ доказать свою правоту назывался «поле». «Поле» просуществовало до смерти Ивана Грозного. Бойцы использовали только удары кулаками — что нельзя сжать в кулак, то не кулачный бой. Использовались три ударных поверхности, что соответствует трём ударным поверхностям оружия: головки пястных костей (укол оружием), основание кулака со стороны мизинца (рубящий удар оружием), головки основных фаланг (удар обухом). Бить можно было в любую часть тела выше пояса, но старались попадать в голову, в солнечное сплетение («в душу»), и под рёбра («под микитки»).Никогда не использовалось продолжение поединка на земле (борьбa в партере). Существовали определённые правила, по которым было нельзя бить лежачего и человека с кровотечением, использовать любое оружие, следовало драться голыми руками. За несоблюдение норм строго наказывали. Несмотря на строгие правила, поединки иногда заканчивались плачевно: участник мог получить увечье, бывали и смертельные исходы.

Свидетельства очевидцев

Идеализируя стародавние времена, многие люди рассматривают кулачные бои как простую забаву – безопасное развлечение, после которого все дружно веселились. Однако многочисленные очевидцы говорят об обратном. Например, патриарх Иоасаф I, возглавлявший Русскую православную церковь с 1634 по 1640 год, писал: «Многие люди, не токмо что младые, но и старые в толпе ставятся и бывают бои кулачные великие и до смертного убойства». Впрочем, он был руководителем христианской церкви, которая выступала против языческих обрядов. Но вот свидетельство иностранца – австрийского дипломата Сигизмунда фон Герберштейна. В книге «Записки о Московии», изданной в 1549 году, он отобразил следующую картину: «Начинают они борьбу кулаками, а вскоре без разбору и с великой яростью бьют руками и ногами по лицу, шее, груди, животу и детородным частям, и, вообще, каким только можно способом, состязаясь взаимно о победе».

Но это было в XVI веке. Может, со временем нравы смягчились? Как выясняется, не особо. Советник правления Московского университета Михаил Назимов оставил рассказ о том, как проходила эта народная потеха в его родном Арзамасе. В работе «В провинции и в Москве с 1812 по 1828 год. Из воспоминаний старожила» можно прочесть, что в Арзамасе в кулачных боях на Масленицу участвовали примерно 500 человек, и проводились они при массовом скоплении людей. А местные власти ничего не могли с этим поделать. Некоторые чиновники даже высказывали мысль о пользе таких побоищ для «поддержания физической силы и воинственных наклонностей народа».

Если напали грабители

В XI—XV веках на Руси орудовали банды ушкуйников – грабителей и профессиональных наемников, которые нападали на всех без разбора. Путешествуя по рекам на быстрых парусно-гребных лодках, эти лихие люди наводили настоящий ужас на скандинавов, русских и татар.

Зародившись как своеобразные отряды специального назначения Новгородской республики, впоследствии ушкуйники потеряли связь с этой средневековой демократией, обосновавшись в Волго-Вятском регионе. Их центральной базой стал город Хлынов (Вятка), где грабители организовали собственную вечевую республику, аналогичную Новгородской.

Во время своих лихих набегов на прибрежные села и города ушкуйники не ограничивали себя никакими джентльменскими правилами, били мужиков и баб, пытавшихся оказать им сопротивление, чем и как придется. Ногами тоже.

Интересно, что именно в Волго-Вятском регионе, где долгое время находилась центральная база ушкуйников, этнографы зафиксировали в научных работах старинную народную игру, которая способствовала тренировке техники владения ногами. Парни демонстрировали свою молодецкую удаль и ловкость, сбивая колпаки с голов своих противников прицельными ударами нижних конечностей.

Русский кулачный бой

Теперь много говорят о том, что русского стиля не существовало. Но это сказано людьми, не обладающими элементарными знаниями и понятиями в истории.

Конечно, многого мы к сожалению об этом не знаем, так как в то далекое время специальных записей на эту тему делалось мало, но кое-что, восстановленное по сохранившимся записям, мы предлагаем Вашему вниманию. Я не хочу обсуждать, насколько эффективен этот стиль, а просто предлагаю Вам на рассмотрение.

Так бились предки (русский стиль рукопашного боя)

Предлагаем на рассмотрение засечный стиль, или, как его еще называли тогда – сечу. Этот стиль в данное время культивируют многие секции и клубы любителей славянских единоборств.

Немного истории. Психология сечи, механика нанесения ударов — особые, существенно отличающиеся от восточных. Эти особенности техники связаны с боевым искусством.

Вспомните, славянам часто приходилось иметь дело с многочисленными противниками. Из истории мы знаем, что Русь никогда не знала тяжелых доспехов. Именно поэтому славянские воины полагались больше на собственные силы и искусство воина. И бились они в бешеном темпе, держа оружие в обеих руках.

Что такое бешеный темп, мне наглядно продемонстрировали в конце восьмидесятых в ленинградской школе. Мастера наносили по 7 ударов в секунду. В таком немыслимо бешеном темпе мастер мог работать по минуте – полторы. Ну да, Вам не показалось. 7 ударов в секунду.

Дело в том, что во время боя, при увеличении количества непосредственно атакующих противников должно было расти и число ответных ударов. Но, как ни странно, в таком случае главной помехой становится само оружие. Меч, сабля. Это и есть механика боя. Ведь во время нанесения удара левой рукой главной помехой ему является клинок сабли, зажатой в правой руке. Поэтому, воин должен был бросить оружие, и наносить удары кованым наручем и чревцами, которые защищали руку от кисти до локтя. Но это немного позже. А в более древние времена подобием наруча было плетение сыромятных кожаных ремней, которыми оплетали руку от кисти до локтя.

Некоторые школы славянского кулачного боя до сих пор, отдавая дань традициям, используют кожаный наруч. Хотя удар, нанесенный в наруче, всегда более увесист, несмотря на кажущуюся легкость техники выполнения.

Ноги воина защищали поначалу кожаные, затем кольчужные поножи, а немного позже их изготавливали из металлических кованных пластин – бутурлуков. Часто к поножам крепились всевозможные крюки и щипы. Защищенная и вооруженная таким образом нога являлась грозным оружием.

По русским традициям сеча называлась рукопашным боем, но никогда не объединяла кулачный бой и борьбу, которые теперь именуются рукопашным боем. В переводе со старославянского «опаш» — это размахивание. То есть, рукопашный бой – это бой размахиванием рук, то есть, сеча.

Вам приходилось слышать фразу: «удар со всего плеча»? Не нужно воспринимать плечо в буквальном смысле, как часть тела. Плечо в славянских школах боя — это растяжка удара, то есть, его глубина, которая равна половине окружности.

А теперь техника русского стиля

Рассмотрим стойки. Они имеют некоторые особенности, и отличаются от стоек, которые применяются в восточных школах. Одна из основных базовых стоек, можно сказать, главная базовая стойка, называется «уключный сустав». Именно в ней и происходит бой.

Одной из характерных ее особенностей является относительная свобода положения корпуса. Постановка ног также не требует жестких ограничений. Стойка не является статичной, и боец в ней — это комок энергии, готовый к действию.

Корпус немного наклонен вперед, руки согнуты в локтях перед грудью так, чтобы предплечья были выставлены на одно расстояние. Мышцы шеи слегка напряжены. При положении противника на дальней дистанции, постановка локтей как на рисунке.

Это положение рук идеально для раскрута горизонтальной серии ударов. Но следует учесть, что такое положение рук оставляет открытыми ребра и почки, а значит, при малейшей опасности сближения с противником следует принять стойку с опущенными руками, как на рисунке.

На рисунке видно напряжение и готовность бойца. Но это скорее защитная стойка. В ней нельзя застывать надолго и нельзя нанести столь быструю серию ударов. Ноги в этой стойке стоят на глубине устойчивого шага. Такая позиция называется пята. Это устойчивая зона пространства.

По материалам: Атлетизм.com.ua

Подробности
Просмотров: 9037
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector