Тема 2. история развития психологии

Примечания

История

Дрезна возникла в 1897 году как посёлок при прядильно-ткацкой фабрике. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 7 октября 1940 года Дрезне был присвоен статус города районного подчинения.

Практически всё развитие города и жизнь его жителей до 90-х годов XX века были связаны с Дрезненской прядильно-ткацкой фабрикой, где работало большинство местных жителей. Их дети учились в ПТУ (ранее ФЗУ, фабрично-заводском училище) при фабрике и приходили на смену своим родителям. Отсюда же дрезненцы уходили на фронт в годы Великой Отечественной войны.

До января 2018 года входил в Орехово-Зуевский район. В одноимённом Орехово-Зуевском муниципальном районе в ходе муниципальной реформы и в соответствии с Законом Московской области от 28.02.2005 года № 67/2005-ОЗ «О статусе и границах Орехово-Зуевского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований» город был единственным населённым пунктом в составе муниципального образования «городское поселение Дрезна», упразднённое 10 января 2018 года. Площадь городского поселения составляла 800 га. Оно граничило с сельским поселением Горское бывшего Орехово-Зуевского муниципального района (на севере, востоке и юге) и с сельским поселением Улитинское бывшего Павлово-Посадского муниципального района (на западе).

Органы местного самоуправления

Здание администрации города

Органами местного самоуправления городского поселения Дрезна являлись:

  • Совет депутатов города — выборный представительный орган местного самоуправления. В его состав входят 16 депутатов, избираемые на 5 лет;
  • Глава города — избирается гражданами сроком на 5 лет;
  • муниципальный контрольный орган;
  • Администрация города (исполнительно-распорядительный орган городского поселения). Главой администрации является глава города.

IV ЭТАП «Психология как наука, изучающая закономерности развития и проявления психики человека»

Краткие итоги

Психология – область научного знания, исследующая закономерности возникновения, формирования и развития психических процессов, состояний и свойств человека и животных.

Цель психологических исследований – изучение роли психических функций в индивидуальном и социальном поведении, а также физиологических и нейробиологических процессов, лежащих в основе познавательной деятельности и поведения людей.

Объект психологии – психика, предмет – основные закономерности порождения и функционирования психической реальности.

Психика – общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений. Выделяют четыре группы психических явлений: процессы, состояния, свойства личности и психические образования.

Методы психологических исследований: наблюдение, интроспекция, метод эксперимента, психодиагностические методы, анализ процессов и продуктов деятельности, моделирование, генетический метод и другие.

Основные направления современной психологии: психоанализ, бихевиоризм, когнитивная психология, гуманистическая психология.

Базовые категории психологии – понятия «личность», «индивид», «субъект», «индивидуальность».

Задания для самоконтроля

  1. Проведите сравнительный анализ и обобщите приведенные в лекции определения психологии как науки.
  2. Сформулируйте цель, объект и предмет психологии как науки. Изучите, каким образом в исторической перспективе развивались взгляды ученых на предмет психологии.
  3. Дайте определения понятиям «психика» и «психические явления», опишите основные группы психических явлений и подходы к их классификации.
  4. Проанализируйте методы психологических исследований, укажите области их применения.
  5. Раскройте место психологии в системе научного знания, опишите взаимосвязи между отдельными отраслями психологической науки и смежными научными дисциплинами.
  6. Опишите основные этапы становления и развития психологии, назовите ученых, внесших значительный вклад в развитие психологического знания на каждом этапе.
  7. Дайте определения базовых категорий психологии: индивид, субъект, личность, индивидуальность; опишите их характеристики.

Диспозиционные теории личности

Диспозициональная теория личности Гордона Олпорта

Основа диспозиционной теории по Олпорту лежит в спектре двух основных идей. Первая заключается в наделении людей максимальным набором всевозможных предрасположенностей, в соответствии с которыми они реагируют на те или иные изменения в окружающей обстановке. Вторая идея – это утверждение в том, что нет в мире двух людей, которые могли бы в точности быть похожи один на другого. Каждому индивиду свойственны свои, персональные черты личности.

Рэймонд Кеттел: структурная теория личности

Данный специалист предложил иное, нежели Олпорт, направление изучения черт личности. Был применен статистический метод, получивший известность под названием «факторный анализ». Его сторонники полагают, что все основополагающие аспекты личности являются общими для всех людей. Это универсальный набор, на основе которого формируется в дальнейшем структура.

В результате проведенных Кеттелом исследований были изучены и раскрыты многие основные черты личности и сделан следующий вывод:

Личность – это не что иное, как способ подсказать поведение человека в конкретной ситуации.

Ганс Айзенк: теория типов личности

Данная теория базируется на трех суперчертах, которые получили название типов. Иерархическая организация предусматривает формирование следующей структуры:

  • общий уровень – это типы;
  • чуть выше – черты;
  • ниже расположены привычные реакции;
  • в самом низу находятся специфические реакции.

Д. Н. Узнадзе и его теория установки

Д. Н. Узнадзе полагал, что основным фактором, определяющим особенности внимания, является установка. Что обозначает данный термин? Проще всего истолковать его смысл на примере. Испытуемому дают в руки два шара, вес которых отличается, однако объем одинаков. Через некоторое время ему снова дают два других шара одинакового объема, но различного веса. Даже если их вес будет одинаков — все равно шар в той руке, где ранее был более легкий шар, воспримется также как более легкий. Сработает эффект установки, связанный с восприятием веса.

В обыденной жизни мы также нередко сталкиваемся с подобным феноменом. Например, некто меняет сферу деятельности, получив образование стоматолога. У него формируется особая установка на восприятие и оценку состояния зубов. После смены профессии этот некто обнаруживает, что в любой ситуации в первую очередь оценивает состояние зубов собеседника — даже если данная ситуация не связана с профессиональной деятельностью.

Психология в античные времена

В развитии психологии во времена Древней Греции выделяются 3 стадии:

  • появление и становление (VII–IV вв. до н.э);
  • классическая античная теория (III–II вв. до н.э);
  • эпоха эллинизма (II в. до н.э, III–IV вв. н.э).

Рассмотрим более подробно две последних.

Античная психология неразрывно связана с философией и именем Пифагора. Он основывался на отсутствии равенства душ. Все люди обладают разными способностями и умениями. Он признавал необходимость искать наиболее способных индивидуумов и обучать их. Такие мысли существенно повлияли на платоновское учение об идеальном социуме. Пифагор пришел к мысли, что душа бессмертна, ее развитие происходит по собственному пути, а целью является ее очищение.

Ученый Гераклит в VI–V вв. до н.э. считал, что развитие мира, природы и человека происходит по определенным законам, которые не может изменить никто. Изначально они выражаются в слове. Это явление называется судьбой. Гераклитом введена идея, что все непрерывно развивается и изменяется. Он предположил, что знания обрабатываются в 2 этапа — через ощущения и разум. Второе понятие гораздо выше. Мыслитель рассуждал, что душа зарождается, вырастает и самосовершенствуется, затем медленно стареет и умирает.

Софистами назывались учителя мудрости. Они обучали общим гуманитарным наукам. К ним относятся такие ученые:

  1. Протагор. Ему принадлежит фраза «Человек есть мера всех вещей». Он рассуждал об относительности и субъективности человеческих знаний, о неоднозначности определений добра и зла. Философ большую роль отводил ораторскому искусству.
  2. Демокрит (470-370 гг. до н.э). Трудом его жизни является книга «Большой мирострой». Все состоит из атомов. Из них образованы человеческие тело и душа. Одним из главнейших жизненных процессов является дыхательный. Благодаря ему, атомы души подвергаются постоянному обновлению, что позволяет поддерживать здоровье человека в области соматики и психики. Душа умирает, после этого она просто распадается в воздухе. Она располагается в нескольких частях тела. Все человеческие ощущения связаны с контактами. В своей теории истечений Демокрит пытался объяснить явление восприятия. Он разделяет познавательный процесс на 2 уровня: ощущение и мышление, возникающие в одно время и развивающиеся параллельно. В процессе мышления человек познает гораздо больше, чем на основе ощущений. Демокритом введены термины изначальных и производных качеств вещей. К изначальным относятся физические свойства предметов: масса, форма, рельеф. К производным— цвет, запах, вкусовые качества, придуманные человек для удобства обозначения. По мнению философа, случайностей не бывает, все предопределено.
  3. Гиппократ (460–370 гг. до н.э.). Благодаря ему, получило развитие учение о темпераментах, которое связано с течением четырех ликворов организма: крови, слизи, черной и желтой желчи. Он впервые поднял тему о личностных различиях людей.

Доктрина П. Я. Гальперина

П. Я. Гальперин полагал, что особенности развития внимания стоит изучать в рамках постепенного развития других умственных функций психики. Например, любое действие — не только умственное, но и любое другое — включает в себя ориентировку в пространстве и исполнение самого действия

Внимание, как полагал Гальперин, представляет собой один из вариантов ориентировочной деятельности. Оно является психологическим действием, цель которого — исследование особенностей определенного образа, составляющего содержимое психики

Также одной из важных функций внимания является контроль данного содержимого. Гальперин отмечал, что внимание отличается от других психических действий тем, что у него отсутствует какой-либо конечный продукт. Внимание всегда является направленным на содержимое — объект внимания.

2.Принципы и подходы к изучению истории психологии.

Принципы:

1.
Принцип детерминизма

(причинно-следственная обусловленность)
закономерная и необходимая зависимость
психических явлений от порождающих их
факторов.

Нет
ни одного факта в истории психологии,
которому бы не предшествовали определенные
причины. Любое событие на всем протяжении
исторического хода формирования
психологической науки является
результатом, следствием многообразной
череды предшествующих явлений или
причин и, в тоже время, выступает как
одна из предпосылок последующих событий.
При этом следует иметь в виду системный
характер этих причинно-следственных
зависимостей.

2.Принцип
единства логического и исторического

в понимании генезиса развития
психологического знания, который
отражает понимание соотношения
внутренних, внутринаучных и внешних,
социокультурных причин в ходе реального
процесса исторического развития
психологии. Другими словами, данный
принцип фиксирует взаимосвязь теории
и истории психологии.

3.Принцип
системности

предполагает понимание истории развития
психологических идей, проблем и
направлений как многоуровневого
(фундаментальный и прикладной уровни),
многокачественного (обыденное, научное,
художественно-образное, религиозное
знания), многомерного (научное творчество
отдельного ученого, научных коллективов
и школ, регионального психологического
сообщества, сторонников той или иной
парадигмы, теории или концептуального
подхода) и многообразного по своим
проявлениям (донаучное, научное и
паранаучное состояния) процесса.

4.Принцип
объективности

историко-психологического исследования,
определяющий позицию историка психологии
в его отношении к изучаемому объекту.
Данный принцип предполагает, что при
процедуре оценки значимости тех или
иных идей и результатов творчества
необходимо исходить не только из
современного состояния знания, но и
учитывать то реальное место, которое
занимают рассматриваемые идеи в
психологии и культуре своего времени
(«героя судят по законам его времени»).
Таким образом, в соответствии с данным
принципом, перед ученым стоит задача
в ходе историко-психологического
исследования выдержать позицию
объективного, не предвзятого в отношении
конечного результата наблюдателя по
отношению к исследуемому объекту.

5.Принцип
конструктивно-позитивного анализа

основан на выявлении в совокупности
историко-психологических фактов,
событий, теорий и концепций того
позитивного, конструктивного и
прогрессивного, что сумела достичь
психологическая мысль данного периода;
ориентация не на критику несовершенного,
а на поиск рационального и перспективного.

Однако
это не означает отказа от реалистической
оценки (включая и ее критические моменты)
тех или иных идей, взглядов, подходов.
При этом критический анализ из самоцели
становится средством научного познания.

6.Принцип
периодизации и преемственности
развития

психологического знания, который
предполагает наличие качественно
различных этапов и периодов (содержательно
и логически связанных между собой) в
динамике единого и непрерывного процесса
научного познания.

7.Принцип
единства прошлого, настоящего и будущего

фиксирует понимание роли и целевой
функции историко-психологических
исследований. Лишь прошлое, рассмотренное
в контексте современности, позволяет
очертить проблемное поле будущих
исследований.

8.Принцип
единства коллективного и индивидуального
творчества в развитии психологического
знания

предполагает пониманиеистории
психологии как результата деятельности
не только отдельных, хотяи
выдающихся ученых, но как совокупного
усилия всего научногосообщества.
Этот принцип ориентирует исследователя
на выявление всехпредпосылок
формирования той или иной идеи, анализ
того контекста,который
в конечном итоге привел к оформлению
в трудах конкретногоученого
определенной концепции или теории

История психологического знания

Представления о психологии, которая называлась наукой о душе, сформулировали ещё античные философы.

Мир в представлениях Демокрита был движущейся материей. Платон понимал душу как особую сущность и считал её бессмертной, а Аристотель написал первую работу – трактат «О душе» и считал душу формой тела, как отпечаток предмета на воске.

Его сочинение долгое время было главным руководством по психологии, а сам Аристотель считался её основателем. По мнению Аристотеля, душа является целесообразно работающей органической системой.

В средние века на душу в Европе установились христианские взгляды. Новая эпоха в развитии психологического знания начинается в XVII веке. В это время существуют попытки осмыслить духовный мир человека с общефилософских позиций.

В конце XIX века психология исходит из постулата Декарта – он утверждает, что первое в себе человек обнаруживает собственное сознание, а основная задача психологии состоит в том, чтобы анализировать состояния и содержания сознания. Психология начинает рассматривать сознание как основной предмет. Это был второй этап развития психологии.

По мнению Декарта, человек с детских лет впитывает в себя многие заблуждения и различные утверждения и идеи принимает на веру. В поисках истины, считает ученый, необходимо сначала всё подвергнуть сомнению, включая достоверность информации, получаемой органами чувств.

Замечание 3

Сомнение – это признак мышления, а отсюда известное выражение Декарта – «Мыслю, значит существую».

Развитие психологии сознания в конце первой четверти XX века по ряду причин начинает замедляться, а во втором десятилетии этого же века предмет психологии изменился. На место сознания приходит поведение человека и животных.

Во время кризиса психологии происходит формирование влиятельных школ психологической науки – бихевиоризм, гештальтпсихология, психоанализ. Основы бихевиоризма были заложены американским ученым Д. Уотсоном, гештальтпсихология возникла в Германии, а австрийский психиатр и психолог З. Фрейд заложил основы психоанализа.

Отечественным основоположником психологии считается И.М. Сеченов, который выяснил, что схема психологических процессов имеет сходство с рефлексами.

В развитие отечественной психологии большой вклад внесли В.М. Бехтерев, И.П. Павлов, Г.И. Челпанов, создавший в России психологический институт.

Экспериментальные направления в психологии развивал В.М. Бехтерев, а И.П. Павлов изучал условно рефлекторные связи в деятельности организма.

Психоанализ (Фрейдизм)

Под этим термином объединены различные школы, которые разделяли постулаты, отражённые в учении австрийского психиатра Зигмунда Фрейда. Сторонники течения говорят о том, что в психике любого человека борются между собой сознательное и бессознательное начало. Сам основоположник этой теории утверждал, что любое действие индивида – это результат глубинных побуждений, которые не поддаются осмыслению.

Его метод основан на анализе человеческих сновидений, ассоциаций, оговорок и т. п. Фрейд был убеждён, что причина той или иной поведенческой модели индивида находится в детстве человека, а основную роль в формировании личности играют сексуальные инстинкты личности и влечение к противоположному полу.

Концепция Л. С. Выготского

Отечественный ученый Л. С. Выготский полагал, что существует два типа внимания — заложенное природой и обусловленное культурой

Ребенок растет, и по мере этого процесса общество направляет его внимание в то или иное русло. Иными словами, внимание развивается опосредованно, через определенные знаки и символы

Природное внимание также присутствует в жизнедеятельности ребенка, но все же гораздо большую значимость несет символико-знаковое воздействие. К наступлению школьного возраста внимание, опосредованное внешне, становится внутренним. Постепенно именно внутреннее опосредованное внимание становится важнейшим.

2.3История становления отечественной психологии

2.1.
Первые
психологические представления
обозначились в древнем
мире в связи с попытками мыслителей
того времени дать ответ на вопрос: что
такое душа?Душа понималась
как независимая от тела сущность,
управляющая всеми живыми и неживыми
предметами- анимизм
(лат.
анима – дух, душа) – древнейшими
взглядами, согласно которым у всего,
что существует на свете, есть душа.. При
этом выделились различные подходы к
изучению сущ­ности души —
материалистический и идеалистический.
Согласно древнегреческому философу
Платону (427-347 гг. до н. э.), душа у человека
существует, прежде чем она вступает в
соединение с телом. Она есть образ, и
истечение мировой души.

Сторонник первого
подхода Демокрит (около 460-370 до н. э.)
утвер­ждал, что душа состоит из
подвижных атомов, которые приводят тело
в движение. Со смертью тела погибает и
душа.

Платон (428-348 до н.
э.), напротив, утверждал, что душа
бессмерт­на. Цель души — познание
идей, которые существуют вечно и сами
по себе, образуя особый мир, противостоящий
миру материи.

Идеи античных
философов были систематизированы и
развиты Аристотелем (384-322 до н. э.) в
трактате «О душе». Этот трактат был
первым собственно психологическим
трудом, в связи, с чем Аристотеля часто
называют основателем психологии. В его
представлении душа — бестелесная
сущность живого тела, посредством
которой человек чувст­вует и мыслит.

В
средние века в результате

усиления позиций религии душа
рас­сматривается в основном как
божественное, сверхъестественное
начало, руководящее человеком в его
поисках высшего смысла жизни.

В то же время
накапливается знание об анатомо-физиологических
осо­бенностях организма человека как
одной из основ психики. В связи с этим
особо следует отметить деятельность
арабских ученых Ибн-Сины (Авиценны,
980-1037), Ибн-Рушды (Аверроэса, 1126-1198), а
также вы­дающегося деятеля эпохи
Возрождения Леонардо да Винчи (1452-1519).

Второй
этап в становлении
психологии
связывают с развитием есте­ственных
наук в XVII
в., когда ведущие ученые того времени
пытались сформировать новые представления
о мире и человеке, рассматривая психологию
как науку о сознании. Так, французский
ученый Р. Декарт (1596-1650) в своих трудах
предпринял попытку раскрыть механизмы
поведения человека, используя в качестве
аналога законы механики и введя новое
понятие — «рефлекс». Декарт считал,
что человек с детства впитывает в себя
очень многие заблуждения, принимая на
веру различные утверждения и идеи.
Поэтому для того, чтобы найти истину,
по его мнению, сначала надо все подвергнуть
сомнению, в том числе и достоверность
информации, получаемой органами чувств

Душа, по Декарту,
приравнивалась к сознанию как способности
ин­дивида путем самонаблюдения, или
интроспекции (от лат.— гляжу внутрь),
получать знание о собственных психических
явлениях.

Большую
роль в развитии психологии на этом этапе
сыграли ученые Б. Спиноза (1632-1677) и Г.
Лейбниц (1646-1716), которые разрабатыва­ли
вопросы о соотношении физиологического
и психического, а также Дж. Локк
(1632-1704), который ввел в психологию понятие
ассоциации
— связи между явлениями, при которой
возникновение одного из них вызывает
появление другого.

3-й
этап
(вторая
половина XIX века – 10-е годы XX века) –
психология выделяется из философии в
самостоятельную науку
.

Начало
этапа было обусловлено расширяющимся
применением экспериментальных методов
исследования психических явлений и
стремлением ученых ввести в их анализ
количественные оценки. Первые результаты
принципиально нового характера были
представлены в книге И.М.Сеченова
«Рефлексы головного мозга» (1866), что
считается началом этапа объективной
психологии. В 1879 году в Лейпциге (Германия)
была создана первая научная лаборатория,
исследующая психофизиологические
явления. Спустя десять лет в Париже
прошел 1-й Международный психологический
конгресс.

Одновременно
для изучения психических явлений
зарубежными исследователями широко
используется метод интроспекции
(самонаблюдения), позволивший В.Вундту
и Э.Титченеру
прийти к выводу, что человеком управляет
не душа, а сознание, обладающее особой
психической причинностью

В то же время
Д.Уотсон
предложил отказаться от изучения
сознания и сосредоточить основное
внимание психологии только на том, что
доступно методу наблюдения – на поведении
человека, обусловленному совокупностью
связей «стимул-реакция». Попытки
преодолеть эти и некоторые другие
противоречия между научными взглядами
ученых привели к формированию в зарубежной
психологической науке нескольких
самостоятельных, зачастую противопоставленных
друг другу направлений и школ (психоанализ,
бихевиоризм, когнитивизм, гештальтпсихология
и др.)

Именно это позволяет многим
исследователям истории психологии
сделать вывод о формировании и последующем
углублении кризиса в зарубежной
психологической науке.

4-й этап
(с 20 годов XX века) — предметом
психологии становятся закономерности
и механизмы функционирования психики
человека, а также групповых психологических
явлений
,связан со становлением
отечественной психологической школы.

Перспективы психологии

Психологи изучают поведение с разных психологических точек зрения, каждая из которых основана на общем наборе предположений о том, что важно изучать и как это изучать. Некоторые проводят подробные биологические исследования мозга, другие исследуют, как мы получаем информацию, другие анализируют роль эволюции, а третьи — влияние культуры и общества

Некоторые проводят подробные биологические исследования мозга, другие исследуют, как мы получаем информацию, другие анализируют роль эволюции, а третьи — влияние культуры и общества.

Классическими современными взглядами в психологии на принятие научных стратегий были бихевиористы, которые славились своей зависимостью от контролируемого лабораторного эксперимента и неприятием любых невидимых или подсознательных сил в качестве причин поведения.

Позже когнитивная психология также приняла этот строгий, научный, лабораторный подход в применении к памяти, восприятию, когнитивному развитию, психическим заболеваниям и многому другому.

Теория А. А. Ухтомского

Отечественный физиолог А. А. Ухтомский разработал знаменитую концепцию доминанты, которая определяет человеческое поведение — в том числе и направленность внимания. Доминанта — это очаг возбуждения в головном мозге. Она является своего рода физиологической установкой организма на выполнение одного вида деятельности и блокировки других процессов, реакций

Внимание человека, согласно данной теории, направлено на то содержимое, которое является актуальным для определенной доминанты. К примеру, если во время прогулки доминанта возникает в результате чувства голода — скорее всего, человек будет обращать внимание не на парикмахерские, а на кафе и рестораны

Каждая из теорий внимания рассматривает его с разного ракурса, учитывает различные факторы

Невозможно без управления вниманием познать окружающий мир и самого себя, достичь успеха в профессиональной области. Но при этом не у всех и не всегда получается управлять вниманием

Марсель Пруст в свое время приказал обить стены своего кабинета слоем из пробкового дерева — чтобы в комнату не мог проникнуть малейший шум. И даже в таких условиях он не мог сосредоточиться. Научиться управлять вниманием как раз и позволяет понимание тех механизмов, посредством которых реализуется данная функция.

Список использованных источников:
  • 1. Коробкова С. Н. Доминантная теория А. А. Ухтомского в контексте реалистического мировоззрения // Соловьевские исследования. – 2015. – №. 2 (46).
  • 2. Гуревич П. С. Психология: учебник / П. С. Гуревич. — М.: Юнити-Дана, 2012.
  • 3. Козьяков Р. В. Психология и педагогика. Ч. 1. Психология : учебник / Р. В. Козьяков. — М.: Директ-Медиа, 2013.
  • 4. Шевцов А. Теории внимания. – Litres, 2019.

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector