Космополит — это… история возникновения и значение понятия

В поддержку космополитизма

Л. Н. Толстой высказывал мнение, что патриотизм — пережиток варварских времён, зло, неизбежно ведущее к агрессии и вражде:

Философ идеологического коммунитаризма Майкл Уолцер рассматривал коммунистическую идеологию СССР как «извращённый космополитизм».

Ярким сторонником космополитизма является Стив Харвиц. Философская платформа космополитизма получила развитие в трудах Жака Дерриды и Эммануэля Левинаса. Также космополитизм нашёл место в работах немецкого социолога и политического философа Ульриха Бека, в частности в его книге «Космополитическое мировоззрение».

В процессе глобализации, интернационализм в любом случае трансформируется в единую общечеловеческую культуру и единое мировоззрение эволюционным путем. При этом нужно отметить что критика космополитизма по доводу «насильственная ассимиляция» не возможна в принципе и не относится к данному термину, так как космополитизм затрагивает лишь национально-культурные различия, разность мировоззрений, на данном историческом этапе, и предполагает лишь слияние культур.

Примечания

  • Андерсон, Аманда (1998). «Космополитизм, Универсализм и Разделенные Наследства Современности». В Cosmopolitics: Взгляды и Чувство вне Страны, отредактированной П. Чеей и Б. Роббинсом. Миннеаполис и Лондон: University of Minnesota Press.
  • Аппиа, Кваме Энтони (2006). Космополитизм: Этика в мире незнакомцев. Нью-Йорк:W. W. Norton and Co.
  • Archibugi, Даниэле и Проводимый, редакторы Дэвида, (1995). Демократия Cosmopolitan. Повестка дня для Нового мирового порядка. Кембридж: Polity Press.
  • Приветствие, Ульрих (2005). Власть в глобальном возрасте, Кембридже: Polity Press.
  • Подлец, Джиллиан и Бригхаус, Гарри (2005) Политическая философия Космополитизма, отредактированного издательством Кембриджского университета.
  • Caney, Саймон (2010). «Космополитизм» в Дункане Белле (редактор)., этика и мировая политика (издательство Оксфордского университета)
  • Martell, Люк (2008). «Космополитизм и глобальная политика» политическое ежеквартальное издание
  • Мельник, Майкл Л. и Юри, Скотт, космополитизм редактора, Национализм и евреи Восточной Центральной Европы. ISBN 978-1138018525
  • Роббинс, Брюс (1998). «Сравнительный Cosmopolitanisms». В Cosmopolitics: Взгляды и Чувство вне Страны, отредактированной П. Чеей и Б. Роббинсом. Миннеаполис и Лондон: University of Minnesota Press.

Книги о космополитизме

Политика космополитизма привлекала многих исследователей из разных стран, каждый из них пытался найти свои аргументы «за» и «против» существующих теорий.

  1. Ю. Киршин «Космополитизм – будущее человечества». Автор раскрывает идеи космополитизма в Древней Греции, Китае и других странах, анализирует цели, которые важны для будущего.
  2. Цукерман Этан. Новые соединения. Цифровые космополиты в коммуникативную эпоху». Ученый и популярный блогер описывает социальные сети и новые технологии, которые изменят будущее.
  3. А. Потресов «Интернационализм и космополитизм. Две линии демократической политики». В книге поднимаются проблемы
  4. противостояния этих двух течений в партии меньшевиков, анализируется их роковое значение.
  5. Д. Наджафаров. «Сталин и космополитизм 1945-1953. Документы Агитпропа ЦК КПСС». Рассматривает кампанию против этой идеологии , как важную часть политики советского руководства.
  6. Фужере де Монброн. «Космополит или Гражданин мира». Автор описывает, как идеология отрывает от отечества, подчеркивая, что мир похож на книжку, и тот, кто знаком лишь со своей страной, прочел только одну из страниц.

Критика

«Космополитизм» стал риторическим оружием, используемым националистами против «чуждых» идей, противоречащих ортодоксальности. Европейских евреев часто обвиняли в том, что они «безродные космополиты». В своей речи 1946 года в Москве Иосиф Сталин подверг критике сочинения, в которых «положительный советский герой высмеивается и уступает всему иностранному, а космополитизм, с которым мы все боролись со времен Ленина, характерный для политических пережитков, многократно приветствуется». В Германской Демократической Республике , космополитизм был охарактеризован как буржуазно — империалистическая идеология , отрицающее право наций на независимость и национальный суверенитет . Говорилось, что космополитизм способствует разрушению национальных и патриотических традиций и национальной культуры . Утверждалось, что это пропагандируется англо-американским империализмом с целью установления мировой гегемонии ( Мирового правительства ), действующей в интересах монополистического капитализма . Его противоположностью был не шовинистический буржуазный национализм , а патриотизм ; любовь к родному месту, к своей стране. Любовь к Родине считалась одним из самых глубоких чувств трудящихся, выражавшимся в борьбе с завоевателями и угнетателями. В 21 веке этот эпитет стал оружием Владимира Путина в России, а также националистов в Венгрии и Польше. В наше время Стивен Миллер , старший политический советник администрации Трампа , публично критиковал репортера CNN Джима Акоста за проявление «космополитической предвзятости» во время обсуждения нового плана правительства по иммиграции.

Недостатки и положительные моменты учения

Такая интересная идеология, как космополитизм, не смогла остаться без внимания наших выдающихся современников и ученых прошлых лет. Главные положительные моменты, которые были выведены в ходе дебатов, споров, изучения и анализа трудов:

  • понятие «космополитизм» не отрицает любви к исторической Родине, а лишь помогает понять, что категория оценки всеобщего блага должна стоять превыше всего;
  • позитивный и актуальный сейчас момент — отрицание такого опасного и неприемлемого явления, как шовинизм, наделяющий только свою определенную нацию особыми и исключительными правами и полномочиями в мировом пространстве;
  • космополитизм стимулирует интерес к культурной истории и ценностям других народов.

Но наряду с положительными моментами, отмечаются и некоторые негативные акценты данной идеологии:

  • она стирает и нивелирует некоторые страницы истории отдельных государств, память предыдущих поколений, а также многие национальные и духовные сокровища в мировоззрении человека;
  • уменьшает чувство гордости именно за свою страну.  

Некоторые религиозные деятели считают, что космополиты следуют учению Иисуса Христа. Среднестатистический космополит — пацифист, не желающий воевать с другими народами и людьми, а наоборот, тонко чувствующий и развивающий внутреннюю связь со всем человечеством.

Он с радостью и гордостью осознает причастность ко всем людям, живущим на планете, и считает, что есть только одна земля и единая человеческая природа.

Значение слова Космополитизм по словарю Брокгауза и Ефрона:

Космополитизм (от κόσμος — мир и πολιτης — гражданин) — расширение идеи отечества на весь мир. Упадок политической жизни греческих городов после пелопонесской войны, совместно с развитием философской мысли, привели к отрицательному взгляду на требования ограниченного местного патриотизма. Если прежде человек понимался только как гражданин своего города, то, с потерей независимости и значения городов (особенно во время македонского, а потом римского владычества), он стал сознавать себя гражданином всего мира. Это сознание, впервые резко высказанное в школе кинической философии (см.), было далее развито стоиками (см.), особенно в римскую эпоху, чему способствовал и универсальный характер самого римского государства. В положительном своем смысле К. вытекает из сознания единства человеческого рода, в силу чего интересы отдельных государств и народов подчиняются общему благу человечества как целого. Реальное, хотя весьма несовершенное, выражение этой идеи во внешней истории мы находим в последовательных попытках к созданию всемирной монархии (см.), а также в политике папской теократии (см. Папство). Весьма часто К. берется лишь в отрицательном смысле, как простое отсутствие патриотизма или привязанности к своему народу и отечеству, как будто теряющему всякий интерес с точки зрения универсальных идей. Но такое понимание дела неправильно. Мысль о целом не упраздняет реального значения частей, и как любовь к отечеству не противоречит непременно привязанности к более тесным социальным группам, напр., к своей семье, так и преданность всечеловеческим интересам не исключает патриотизма. Вопрос лишь в окончательном или высшем мериле для оценки того или другого нравственного интереса. и, без сомнения, решительное преимущество должно здесь принадлежать благу целого человечества, как включающему в себя и истинное благо каждой части.

Телевидение и Радио

В 1997 году на волнах радиостанции Maximum начали регулярно появляться новостные блоки  и советы от журнала Cosmopolitan. В сентябре 2002 года журнал начал рекламироваться на телевизионных каналах: НТВ и МТV.

В 2003 году журнал Cosmopolitan стал спонсором показов сериала «Секс в большом городе» на НТВ. В перерывах во время трансляции сериала зрители видели заставку Cosmo с обложкой нового номера журнала.

В марте 2004 года журнал стал информационным спонсором шоу «Ты-супермодель» на канале СТС. В сентябре 2009 года издание спонсировало другое шоу канала MTV – «Самая умная модель».

В марте 2007 года на канале ТНТ была презентована телепрограмма «Cosmopolitan. Видеоверсия», которая информировала зрителей о новостях светской жизни. Каждую неделю в передаче можно было увидеть самых ярких звезд шоу-бизнеса и услышать их ответы на провокационные вопросы ведущих. Первыми ведущими шоу стали участник группы Иванушки International Андрей Григорьев-Апполонов и радиоведущая Анна Довлатова.

История

Космополитизм зародился в Древней Греции, мысли о мировом гражданстве высказывал ещё Сократ, но впервые провозгласил себя «космополитом» Диоген. В то время космополитизм развивался в учении киников, сильным импульсом для этого послужила Пелопоннесская война, приведшая к отрицательному взгляду на требования ограниченного местного патриотизма из-за потери независимости и значимости отдельных полисов. В дальнейшем теоретическое обоснование развивали стоики, особенно в римскую эпоху, чему способствовал универсальный характер империи.

В средние века космополитизм имел религиозный характер и просматривался в стремлении католической церкви создать папскую теократию, но не развивался в теоретическом плане. Начиная с XVI века космополитизм носит преимущественно светский характер. В 1544 году Гийом Постель заново изобретает термин «космополитизм», вкладывая в него не небесный, а земной смысл, представляя себе мировое государство как наднациональное и внерелигиозное братство, основанное на свободном выборе каждого. Тем не менее, космополитизм находился ещё в стадии становления, развиваясь в тайных обществах алхимиков и герметистов.

Масонство стало первым крупным очагом распространения космополитизма благодаря развитой структуре братства и политическому влиянию. Становление мировоззрения совпало с ростом пацифистских настроений уставших от войн европейцев, это привело к тому, что некоторые деятели эпохи Просвещения, такие как Монтескье и Вольтер, стали видеть решение проблемы в объединении Европы в единую республику, в которой страны должны стать провинциями. На этом пути важную роль сыграли проекты «Вечного мира» Бентама и Канта, предлагающие создать в Европе постоянно действующий конгресс, главной целью которого было бы объединение держав в деле мира. В своих размышлениях Кант шёл дальше и видел в космополитизме венец истории, считая его естественным состоянием человека.

Возрождение космополитизма произошло в XX веке на волне сильных общественных потрясений, связанных с мировыми войнами и революциями. В это время в Европе отмечалось развитие движения безнационализма, который можно считать радикальной ветвью космополитизма. В 1921 году Эжен Ланти основал Всемирную Вненациональную Ассоциацию (SAT), в задачу которой входили способствование исчезновению всех наций как суверенных союзов и использование эсперанто как единого языка культуры. В 1931 году опубликован основной документ ассоциации — «Манифест Безнационализма».

После Второй мировой войны космополитизм успешно развивается в капиталистических странах: 10 декабря 1948 года принимается «Всеобщая декларация прав человека», закрепившая в международном законодательстве естественные права каждого жителя Земли, а в 1954 году Гарри Дэвис основывает «Всемирное Правительство Граждан Мира» (World Service Authority), некоммерческую организацию, известную выдачей «Паспорта гражданина мира». Параллельно в СССР происходит «борьба с космополитизмом» — идеологическая кампания, направленная против части советской интеллигенции, рассматривавшейся в качестве носительницы скептических и прозападных тенденций.

В XXI веке космополитизм продолжает своё развитие на волне всеобщей глобализации. Часть либертарианцев и коммунитаристов в противостоянии нигилизму и индивидуализму рассматривает космополитизм как один из важнейших столпов свободы человека.

Космополиты-животные: кто они?

Если ареал распространения какого-либо таксона охватывает большинство территорий мира в подходящих местообитаниях, говорят о космополитическом распределении. Ряд исследователей считает, что более подходящим термином будет пандемия, однако он используется преимущественно к носителям заболеваний.

Космополитическое распределение не следует понимать буквально. Вид, имеющий такую характеристику, может и не встречаться экстремальных условиях:

  • Полярные регионы;
  • Пустыни;
  • Небольшие изолированные острова;
  • Океаны (для наземных животных) и суша (для обитателей моря).

Например, комнатная муха может быть смело названа пандемиком, хотя ни в море, ни в Антарктиде ее не встретить.

Нужно также отметить, что термин «космополит» в биогеографии применяется исключительно к видам, а не высшим таксонам. Семейство муравьиных львов встречается на всех континентах (кроме Южного полюса), но ни один из конкретных видов не имеет такого широкого ареала.

«Мой адрес не дом и не улица, мой адрес планета Земля». Именно этот девиз может взять на вооружение всякий, кто считает себя истым космополитом. Им быть гораздо легче, чем патриотом: нет необходимости знать историю своей страны, поклоняться флагу и учить государственный гимн. Нужно лишь придерживаться базовых гуманистических и человеколюбивых ценностей.

Видео о космополитизме

В данном ролике Олег Ложкин расскажет, кто такое космополиты, про их отличительные черты:

https://youtube.com/watch?v=f8Aq8RFerVQ

Дочерние издания

В 2001 году издательским домом Independent Media был запущен первый дочерний проект Cosmopolitan – журнал Cosmo-Магия. Так же, как и основной выпуск Cosmopolitan, Cosmo-Магия выходил раз в месяц. Издание было посвящено астрологии, гаданиям, хиромантии, эзотерике и фэн-шуй и предназначалось для женщин и девушек, которые увлекаются данными направлениями. Тираж издания – 185 тыс. экземпляров. Главным редактором стала Светлана Гуляева.

В ноябре 2002 года читательницам Cosmo был презентован новый удобный формат журнала размером 170 × 225 мм. Он получил название Cosmopolitan mini и стал точной копией полноформатного издания. По сравнению с основным журналом, цена на Cosmopolitan mini была значительно снижена. Тираж этого издания составил 80 тыс. экземпляров ежемесячно, что стало дополнением к тиражу крупномасштабного издания. Cosmopolitan mini занял первое место в рейтинге женских изданий Сити Пресс Сервиса и стал самым прибыльным журналом в России, обогнав свою крупномасштабную копию.

В сентябре 2003 года издательство  Independent Media запустило в продажу журнал Cosmopolitan Beauty, посвященный красоте, уходу за телом, макияжу и прическам. Было принято решение выпускать номера издания раз в сезон, перед выпуском основного номера журнала Cosmopolitan. В новом журнале читательницы смогли найти информацию о последних трендах в области макияжа и причесок, прочесть советы визажистов и парикмахеров, узнать о косметических новинках. Тираж издания – 185 тыс. экземпляров, формат – мини.

В октябре 2004 года состоялся запуск очередного дочернего издания журнала Cosmopolitan – гид по покупкам Cosmo Shopping. Журнал вышел почти одновременно в России и в США, где был запущен издательством Hearst. Cosmo Shopping стал единственным на тот момент изданием о покупках в России. В журнале содержится вся информация о новых коллекциях, магазинах, скидках и так далее. Тираж – 180 тыс. экземпляров. Формат – мини.

В мае 2007 года вышел первый номер обновленного журнала Cosmo-Магия. Новая концепция издания – «Твой личный психолог». В журнале содержатся советы известных психологов, он направлен на помощь в самосовершенствовании, информация в нем предоставляется по принципу «доступно о сложном».

Известные представители

Среди тех, кто выступал за ликвидацию национальных границ, встречались как весьма достойные, так и эпатажные личности:

  1. Эразм Роттердамский. Один из виднейших деятелей эпохи Возрождения, судьба и творческая деятельность которого прошла во всех великих европейских державах того времени: Франция, Швейцария, Англия, Священная Римская империя;
  2. Одним из известнейших граждан мира был Лев Толстой, никогда не питавших особенно теплых чувств к тому месту, в котором ему пришлось обитать;
  3. Архитекторов русской революции (Ленин, Троцкий, Бухарин) царская охранка также считала пасынками Родины. Прошло время, и новая власть стала трактовать их деятельность совершенно в ином ключе;
  4. Эксцентричная Валерия Новодворская, не скупившаяся на острое словцо для своего отечества, нередко подвергалась за это критике;
  5. Из более современных примеров – Павел Дуров, который сам себя неоднократно называл космополитом. В отличие от Новодворской, Дуров в своей критике не щадит ни Россию, ни Запад. Так, после откровений Сноудена он признался, что разочаровался в правительствах развитого мира.

Определение слова «Космополитизм» по БСЭ:

Космополитизм (от греч. kosmopolнtes — космополит, гражданин мира)идеология т. н. «мирового гражданства». реакционная буржуазная идеология, проповедующая отказ от национальных традиций и культуры, патриотизма, отрицающая государственный и национальный суверенитет.Со времени своего возникновения понятие К. имело различное определяемое конкретно-историческими условиями. Кризис античного полиса и создание государства Александра Македонского явились причиной появления разных по содержанию космополитических воззрений. Одни из них обосновывали расширение сферы эксплуатации (Александр Македонский, Марк Аврелий). К. киников Антисфена и Диогена Синопского выражал отрицательное отношение к полису. Стоики, главным образом Зенон из Китиона, в космополитическом идеале искали общественную форму, которая бы сделала возможной жизнь каждого человека по единому всемирному закону. К. киренаиков выражен в словах:«ubi bene, ibi patria» («где хорошо, там и отечество»).В эпоху феодализма основным носителем реакционных космополитических тенденций выступала католическая церковь. В период Возрождения идеи мирового гражданства были направлены против феодальной раздробленности (Данте, Т. Кампанелла). Абстрактно-гуманистический идеал мирового гражданства в эпоху Просвещения выражал идеи освобождения индивида от феодальных оков. В Германии, в противоположность феодально-партикуляристскому«патриотизму» и княжескому деспотизму, идеи мирового гражданства развивались у Г. Э. Лессинга, И. В. Гёте, Ф. Шиллера, И. Канта, И. Г. Фихте в своеобразном единстве с патриотическими идеями. Буржуазный К. отражает природу капитала, стремящегося туда, где его ожидает наибольшая прибыль.«Буржуазия путем эксплуатации всемирного рынка сделала производство и потребление всех стран космополитическим» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 427). Буржуазный К. не исключает национализма угнетающих наций, а возникает на его почве.Космополитические идеи получили распространение в эпоху империализма, отражая объективную тенденцию капитализма к интернационализации, действующую наряду с тенденцией к образованию национальных государств. К. представляет собой неотъемлемую часть идеологии империализма: буржуазной политической науки (проповедь мировой политической интеграции, наднациональных и межгосударственных монополистических организаций). экономической теории (реакционно-утопические проекты создания планируемой мировой капиталистической экономики). права (теории международной правосубъектности личности и т. н. мирового права, основанные на отрицании национального и государственного суверенитета). Космополитические идеи создания мирового государства или мировой федерации выдвигаются в современных условиях также представителями гуманистического пацифизма (например, предложение о превращении ООН в мировое государство). Однако подобные теории носят явно утопический характер, т. к. не учитывают существования государств с различным социальным строем, а также борьбы народов за национальное освобождение.Пролетарский Интернационализм противоположен буржуазному К. Космополитизм призывает к слиянию наций путём насильственной ассимиляции. Марксисты же рассматривают перспективу постепенного и добровольного сближения, а затем и слияния наций с точки зрения объективного хода общественного развития, свидетельствующего о том, что это длительный процесс, наступающий в результате освобождения и расцвета наций.Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Святое семейство, Соч., 2 изд., т. 2. их же, Немецкая идеология, там же, т. 3. их же, Манифест Коммунистической партии, там же, т.4. Ленин В. И., О праве наций на самоопределение, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 25. его же, Империализм, как высшая стадия капитализма, там же, т. 27. его же, О карикатуре на марксизм и об«империалистическом экономизме», там же, т. 30. Модржинская Е. Д., Космополитизм — империалистическая идеология порабощения наций, М., 1958. Кузьмин Э. Л., Мировое государство: иллюзии или реальность?, М., 1969. Социологические проблемы международных отношений, М., 1970.Е. Д. Модржинская.

История[править]


Diogenes (Jean Leon Gerome 1824—1904).

Впервые космополитом провозгласил себя киник Диоген. В дальнейшем для киников космполитизм означал превалирование интересов личности над государственными.

Упадок политической жизни греческих городов после пелопонесской войны, совместно с развитием философской мысли, привели к отрицательному взгляду на требования ограниченного местного патриотизма. Если прежде человек понимался только как гражданин своего города, то, с потерей независимости и значения городов (особенно во время македонского, а потом римского владычества), он стал сознавать себя гражданином всего мира. Это сознание, впервые резко высказанное в школе кинической философии было далее развито стоиками, особенно в римскую эпоху, чему способствовал и универсальный характер самого римского государства. В положительном своем смысле космополитизм вытекает из сознания единства человеческого рода, в силу чего интересы отдельных государств и народов подчиняются общему благу человечества как целого. Реальное, хотя весьма несовершенное, выражение этой идеи во внешней истории мы находим в последовательных попытках к созданию всемирной монархии, а также в политике папской теократии.

В философии стоицизма все люди являются гражданами единого мирового государства — Космополиса. В эпоху Возрождения и Просвещения идеал мирового гражданства был направлен против феодальной раздробленности (Данте, Т. Кампанелла), выражал идеи свободы индивида (Г. Лессинг, И. В. Гёте, Ф. Шиллер, И. Кант, И. Г. Фихте). В современных условиях космополитизм выступает в виде различных социально-политических ориентаций — от взаимодействия и сближения народов и государств до нигилистического отношения к национальной культуре и традициям.

С конца XVIII века главными проповедниками космополитизма стали иудеи и сходные им по духу члены масонских лож. Космополитизм стал одной из важных составляющих иудейско-масонской идеологии в борьбе с национальными государствами и патриотизмом.

В отечественной истории термин «космополитизм» известен в уничижительном смысле в рамках словосочетаний «борьба с космополитизмом», «безродный космополитизм», связанных с одноимённой идеологической кампанией в СССР в — годах.

Философский космополитизм

Философские корни

Космополитизм может быть прослежен до Диогена из Sinope (c. 412 до н.э.), отец-основатель движения Циника в Древней Греции. Из Диогена это сказано: «Спрошенный, куда он произошел из, он ответил: ‘Я — гражданин мира (kosmopolitês)’». Это было инновационным понятием, потому что самым широким основанием социальной идентичности в Греции в то время был или отдельный город-государство или греки (греки) как группа. Стоики, которые позже взяли идею Диогена и развили ее в полноценное понятие, как правило подчеркивали, что каждый человек «живет в двух сообществах – местное сообщество нашего рождения и сообщество человеческого аргумента и стремления».

Распространенный способ понять стоический космополитизм через модель круга Хирокльза идентичности, которая заявляет, что мы должны расценить нас как концентрические круги, первый вокруг сам, следующие ближайшие родственники, расширенная семья, местная группа, граждане, соотечественники, человечество. В пределах этих кругов люди испытывают чувство «близости» или «привязанности» к другим, которых стоики назвали Оикеиузисом. Задача мировых граждан становится затем, чтобы «нарисовать круги так или иначе к центру, делая всех людей больше как наши поддерживающие городские жители, и т.д».

Значение слова «космополит»

Идеология космополитизма в том виде, в котором ее понимают сегодня, зиждется на следующих положениях:

  1. Между всеми людьми, вне зависимости от социальной или политической принадлежности, существует единство на основе общей морали;
  2. Для осуществления идеи мирового сообщества необходимо построить свободное экономическое пространство, охватывающее все страны мира;
  3. Некоторые теоретики предлагают идею мирового правительства, способного претворять в жизнь идеи заботы о природе и противодействия национальных конфликтов. Индивиды должны продвигать свои интересы не косвенно (через государственные институты), а непосредственно;
  4. Планетарные гарантии соблюдения прав человека;
  5. Право народов на самоопределение;
  6. Низвержение доминирования какой-либо культуры или языка. Необходимо делать все для развития разнообразия и устранения ожесточенного национализма;
  7. Пропаганда базовых гуманистических качеств: помощь иностранцам, оказавшимся в беде (голод, война, природные катаклизмы);
  8. Космополит вовсе не обязан заниматься благотворительностью, но должен исходить в своих действиях из вненациональных ценностей для противодействия рабству, апартеиду и ущемлению прав женщин.

Шоу и конкурсы

В мае 1995 года журнал Cosmopolitan стал организатором и информационным спонсором Международного конкурса Top model of the World`95. В июне того же года редакция Cosmo и представительство компании  L`Oreal в Москве организовали финал конкурса моделей 1995 года в гостинице «Националь».

В мае 1998 года в Центральном Доме Художника состоялось первое в истории шоу The Cosmopolitan Show. Фестиваль был посвящен косметическим новинкам, средствам по уходу за лицом, телом и волосами, макияжу, одежде и аксессуарам.

Второе по счету The Cosmopolitan Show состоялось в декабре 2000 года в Центральном выставочном зале Манеж. С тех пор шоу стало ежегодным, а в его рамках проходят не только показы новых коллекций одежды, но и шоу визажистов, консультации со специалистами в разных областях, включая психологию, астрологию, трудоустройство и так далее.

В октябре 2001 года состоялось первое выездное шоу журнала Cosmopolitan в Санкт-Петербурге. В его рамках, помимо привычных мероприятий, был реализован проект «Свежий взгляд на две столицы». Его основная идея: обмен  двух девушек домами в столицах на одну неделю. Одновременно с фестивалем в Санкт-Петербурге состоялась презентация журнала Cosmopolitan-Санкт-Петербург.

В сентябре 2004 года редакциями журналов Cosmopolitan и Cosmopolitan Beauty была учреждена премия Cosmopolitan Beauty Awards, посвященная самым удачным косметическим новинкам.

История развития космополитизма

Ранние древние выражения космополитизма, вызванные необходимостью выживать в диких природных условиях, отмечаются в добровольном объединении племён, родов и народов по религиозному, идеологическому, экономическому признаку.

О рассматриваемой идеологии впервые заговорили в Древней Греции и первым, кто изложил мысли о мировом гражданстве, был Сократ, но Диоген его опередил и ранее успел объявить себя «космополитом».

В то время космополитизм прогрессировал в учении киников, и явным импульсом стала Пелопоннесская война, которая поспособствовала отрицательному взгляду на призыв к местному патриотизму по причине утраты независимости и важности отдельных полисов (городов-государств, объединяющих город и окружающие земли с сёлами). Впоследствии в римскую эпоху теоретическое подтверждение космополитизма продолжили стоики

В средние века космополиты были религиозными личностями и стремились создать папскую теократию в католической церкви

Впоследствии в римскую эпоху теоретическое подтверждение космополитизма продолжили стоики. В средние века космополиты были религиозными личностями и стремились создать папскую теократию в католической церкви.

С XVI века космополитизм приобретает светский характер. В 1544 году Гийом Постель в понятие «космополитизм» вкладывает не религиозный, а земной смысл, представляя себе мировое государство внерелигиозным и наднациональным братством, основанном на собственном выборе каждого. Впрочем, космополитизм пребывал тогда в стадии формирования, появляясь в тайных обществах герметистов и алхимиков. Благодаря развитой организации масонства это братство первым распространило космополитизм.

Формирование данного мировоззрения пришло на рост пацифистских настроений изнемогших от войн европейцев. В этом значимую роль сыграло учение «Вечного мира» Канта и Бентама, рекомендующее создать в Европе непрерывно действующий конгресс, который бы объединил государства в вопросах мира. Раздумывая, Кант усмотрел в рассматриваемой идеологии кульминацию истории, относя её к естественному состоянию человека.

Возобновление космополитизма случилось в XX веке на волне сильнейших социальных потрясений из-за мировых войн и революций. Для этого времени в Европе характерно развитие движения безнационализма, относящееся к радикальной ветви космополитизма.

В 1921 году Эжен Ланти создал Всемирную Вненациональную Ассоциацию (SAT). Перед ассоциацией ставилась задача содействовать исчезновению всех наций как самоуправляющихся союзов и применение эсперанто как общего языка культуры.

В 1931 году был издан документ ассоциации – «Манифест Безнационализма».

После завершения Второй мировой войны рассматриваемая идеология с успехом прогрессирует в капиталистических странах.

Принятая в декабре 1948 года «Всеобщая декларация прав человека» закрепила в мировом законодательстве права каждого жителя Земли.

В 1954 году Гарри Дэвис создаёт некоммерческую организацию «Всемирное Правительство Граждан Мира», знаменитую выдачей «Паспорта гражданина мира».

Одновременно в СССР отмечается «борьба с космополитизмом» – это мировоззренческая кампания, направленная супротив советских интеллектуалов, тяготеющих к сторонникам прозападных тенденций.

В XXI веке рассматриваемая идеология возобновляет своё развитие по причине тотальной глобализации.

В поддержку космополитизма выражал своё мнение Л. Н. Толстой, называя патриотизм пережитком варварских времён, злом, неминуемо ведущим к вражде и агрессии.

Явным адептом рассматриваемой идеологией является Стив Харвиц. Философская теория описываемого мировоззрения приобрела развитие в работах Жака Дерриды и Эммануэля Левинаса. Также космополитизм был описан в трудах немецкого политического философа и социолога Ульриха Бека, а именно в книге «Космополитическое мировоззрение».

Нередко рассматриваемая идеология попадает под критику за пропаганду равнодушия к национальным ценностям, безучастие к национальной культуре.

Итак, человека можно отнести к космополиту, если он лишён патриотизма, безучастен к интересам Отчизны, чужд своему народу, не причисляет себя к какой-либо национальности. Космополит нетерпим к унижениям, преследованиям, ущемлениям в правах по вероисповеданию, цвету кожи, умственным и физическим недостаткам, заблуждениям или убеждениям, личным пристрастиям, не выказывает отрицательного насильственного давления и влияния на других личностей, не препятствует их увлечениям и традициям.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Борьба с космополитизмом

Борьба с космополитами в середине прошлого века в Советском Союзе ярко проявилась в репрессиях против интеллигентов, которых считали сочувствующим идеям Запада. Кампания против сторонников этой идеологии проявлялась не только в дискуссиях, они получали ярлык «враг народа» вместе с ссылкой в лагеря, замеченных в подобном инакомыслии увольняли с работы, преследовали.

Второй виток борьбы с этой идеологией припал на период «холодной войны», когда народ требовалось сплотить верностью идеалам партии. Признание себя гражданином всех стран сразу, в том числе, и враждебных существующему строю, практически приравнивалось к измене. Периодически устраивались шумные кампании против космополитов, на эту роль почему-то всегда выбирали евреев. Хотя им чувство патриотизма и избранности своего народа присуще больше, чем остальным народностям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector