Когнитивное развитие дошкольников картотека

Факторы, обеспечивающие когнитивный потенциал человека

Для полноценного восприятия, обработки, хранения и использования информации головным мозгом важны все нижеперечисленные факторы, без которых невозможно функционирование высших мозговых центров и формирование нормальных когнитивных реакций.

Оптимальная работа и функционирование всех имеющихся у человека органов чувств, с помощью которых мы воспринимаем всю информацию, поступающую в организм. Как известно, к этим органам относят зрительные, слуховые, осязательные анализаторы, а также обоняние и вкус.

Способность понимать речь (письменную, устную), общаться с окружающими, письмо, чтение, передача информации различными способами являются важной составляющей нормальных когнитивных реакций. Способность запоминать полученную различными путями информацию, а также вспоминать (воспроизводить) эту информацию в различных ситуациях также является важнейшей когнитивной функцией головного мозга

При многих заболеваниях центральной нервной системы, сосудистых заболеваниях мозга одной из первых начинает страдать именно функция запоминания, появляется забывчивость или эта функция полностью утрачивается (амнезия)

Способность запоминать полученную различными путями информацию, а также вспоминать (воспроизводить) эту информацию в различных ситуациях также является важнейшей когнитивной функцией головного мозга. При многих заболеваниях центральной нервной системы, сосудистых заболеваниях мозга одной из первых начинает страдать именно функция запоминания, появляется забывчивость или эта функция полностью утрачивается (амнезия).

Способность к приобретению разнообразных двигательных навыков, с помощью которых осуществляется жизнедеятельность, перемещение, защита от опасности и так далее. Двигательные навыки при оптимальной работе нервной системы и достаточно развитых когнитивных способностях на протяжении жизни совершенствуются, сохраняются. При различных тяжёлых органических заболеваниях центральной и периферической нервной систем двигательная функция также может страдать, что может говорить о связи данной патологии с когнитивным дефицитом.

Способность к сознательному управлению и развитию важнейших познавательных функций, воля, интеллектуальное развитие, возможность ставить перед собой определённые интеллектуальные задачи, находить решение и решать их — также неотъемлемая часть работы высших нервных центров головного мозга, характеризующих нормальные когнитивные способности.

Когнитивистика и развитие мышления: краткая история

Первые зафиксированные попытки понять, что такое разум и мышление, встречаются у Платона и Аристотеля, причем у последнего четко прослеживались попытки научно связать теории о психических процессах с наблюдениями, избегая абстрактных рассуждений. Французский философ и математик Рене Декарт в XVII веке популяризировал представление о том, что тело и разум следует рассматривать, как два отдельных объекта: «Res Extensa» и «Res Cogitans».

Философ Джон Локк, которого иногда называли «интеллектуальным вождем XVIII века», в своей работе «Опыт о человеческом разумении» рассматривал человеческую идентичность, социализацию и мышление как неотъемлемые составляющие. Именно Локк стал одним из первых выделять человека как личность, обладающую не только сознанием, но и самосознанием, что позволяет идентифицироваться в разное время и при различных обстоятельствах.

Но самые главные события для дисциплины произошли в ХХ веке. Во-первых, появилась одна из самых распространенных теорий западной психологии о бихевиоризме (основной упор на то, что каждое наше действие есть не что иное, как рефлекс на «раздражитель»), которая была выдвинута Джоном Уотсоном. Но к 1950 годам становилось все более очевидным, что физическая структура мозга гораздо сложнее, чем цепочка «заложенных» реакций.

Бихевиористы к тому моменту так и не смогли объяснить, как крысам удается находить выход из лабиринтов, не говоря уже об объяснении того, как происходит человеческое обучение, например, при использовании языка. Кстати, несмотря на отсутствие развития этой теории, именно бихевиористы достигли существенных результатов в лечении фобий: подмена “страха” на положительные эмоцие.

Толчком к изменениям послужили и создание цифровых компьютеров, а также популярность идеи Ноама Хомского. Американский лингвист был убежден, что лингвистические способности подразумевают соблюдение бессознательных грамматических правил, и что часть из них являются врожденными. 

Исследователи Герберт Саймон, Аллен Ньюэлл, Марвин Мински и Джон Маккарти стали пионерами в новой области искусственного интеллекта, которая была основана на научной конференции в Дартмутском колледже в 1956 году с конечной целью создания компьютеров и роботов, способных выполнять задачи, аналогично интеллекту человека. 

Сам термин «когнитивная наука» был введен в обиход Кристофером Лонгует-Хиггинсом в 1973 году, когда он комментировал работу «Lighthill report», касающуюся состояния исследований об искусственном интеллекте. В том же году было основано Общество Когнитивистики (Cognitive Science Society), а после появился и журнал «Cognitive Science».

Формы познания

Говоря о формах познания, выделяют прежде всего научное и ненаучное познание, причём к последнему относятся обыденное и художественное познание, а также познание мифологическое и религиозное[источник не указан 644 дня].

Научное

Основная статья: Научный метод

Научное познание, в отличие от других многообразных форм познания — это процесс получения объективного знания, направленного на отражение закономерностей константной действительности. Научное познание имеет троякую задачу и связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений наблюдаемой действительности.

Философское

Философское познание представляет собой особый тип целостного познания мира. Спецификой философского познания является стремление выйти за пределы фрагментарной действительности и найти фундаментальные принципы и основы бытия, определить место человека в нём. Философское познание основано на определённых мировоззренческих предпосылках. В его состав входят: гносеология, онтология и этика. В процессе философского познания субъект стремится не только понять бытие и место человека в нём, но и показать, какими они должны быть (аксиология), то есть стремится создать идеал, содержание которого будет обусловлено избранными философом мировоззренческими постулатами.

Мифологическое

Мифологическое познание характерно для первобытной культуры. Такое познание выступает как целостное дотеоретическое объяснение действительности при помощи чувственно-наглядных образов сверхъестественных существ, легендарных героев, которые для носителя мифологического познания предстают реальными участниками его повседневной жизни. Мифологическое познание характеризуется персонификацией, олицетворением сложных понятий в образах богов и антропоморфизмом.

Синоним к слову когнитивный

КОГНИТИВНЫЙ — [ Словарь иностранных слов русского языка

КОГНИТИВНЫЙ — (от лат. cognitio знание, познание), познаваемый, соответствующий познанию. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983 … Философская энциклопедия

когнитивный — Познавательный [http://www.lexikon.ru/sexology.html] Тематики сексология … Справочник технического переводчика

когнитивный — прил. Связанный с изучением сознания и мышления. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

когнитивный — познавательный … Толковый переводоведческий словарь

когнитивный — когнит ивный … Русский орфографический словарь

когнитивный — прил. познавательный … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

когнитивный — … Орфографический словарь русского языка

когнитивный — ая, ое. . Книжн. Связанный с познанием, с мышлением; познавательный. К. анализ (исследование процессов познания человеком окружающего мира, а также способности человека приобретать новые знания). К. система… … Энциклопедический словарь

Источник статьи: http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_synonims/226018/%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B9

Слова, жесты, взгляды

— Какие направления актуальны для современной когнитивной лингвистики?

В последнее время когнитивная лингвистика стала активно изучать мультимодальность — то, как люди общаются друг с другом не только словами, но и интонацией, темпом и громкостью речи, жестами рук, движениями головы, мимикой, направлением взора.

Это направление меня сейчас особенно интересует.

Пять лет я вел проект российского научного фонда «Язык как он есть», где мы изучали мультимодальный, или мультиканальный, дискурс: то, как люди одновременно задействуют множество коммуникативных каналов и как информация делится между этими каналами. Этим занимаются и мои зарубежные коллеги-когнитологи. Например, американец Алан Ченки, профессор Свободного университета Амстердама и заведующий лабораторией в МГЛУ, вместе с московскими специалистами работает на стыке когнитивной лингвистики и мультимодальности, изучая, в частности, жестикуляцию носителей русского языка.

Да, конечно — на одной из недавних конференций мы с коллегами рассказывали о результатах нашего исследования, как слушающие следят за жестами говорящего.

Во время речи люди в среднем примерно половину времени жестикулируют

По тому, куда смотрит слушающий, можно судить, на что он обращает внимание. Чтобы отследить глазодвигательную активность участников, мы использовали айтрекинговые очки, и выяснилось, что практически постоянно люди смотрели на лицо говорящего — в глаза и на рот, но какую-то долю времени и на руки

Значит,

При этом есть довольно серьезное индивидуальное варьирование: разные люди в разной степени обращают внимание на жестикулирующие руки, но в целом доля времени заметная

Основные идеи когнитивной психологии

Базовые научные предположения строятся на том, что все собранные человеческие знания трансформируются в схемы, сохраняющиеся в память. Однако процесс познания от этого не становится статичным. Человек получает новые знания, поэтому познавательная деятельность происходит беспрерывно.

Сохраненные в памяти шаблоны отыскиваются при необходимости и используются. Так закрепляется опыт применения накопленных знаний. Совокупность полученных познаний подлежит постоянному обновлению. Основной задачей когнитивной психологии в связи с этим становится поиск результативных методик работы психики для получения и обработки информации.

Итак, основополагающие идеи когнитивной психологии:

Основная цель исследований сосредоточена на содержании и принципах действия познавательных процессов: памяти, речи, мышления, воображения. Дополнительно когнитивная психология затрагивает эмоциональную сторону развития личности, потому что без нее создание поведенческих схем невозможно.
Научные положения занимаются искусственным интеллектом, трактуют познавательные процессы с точки зрения вычислительного устройства. Психологи проводят параллель между человеческим мозгом и компьютером, находя общее в механизмах получения, сохранения, обработки информации.
Третий аспект связан с теорией поэтапной обработки информации: работа проводится в несколько этапов. Значительная часть процесса происходит бессознательно.
Человеческая психика имеет емкость, пределы. Наука ищет категории, которые позволят эффективно хранить и обрабатывать полученную информацию.
Следующая идея связана с понятием обработки данных. Любая информация закрепляется как особый код, который закрепляется и направляется в отдельную ячейку.
Последняя рассмотренная идея находит отражение в изысканиях, связанных с хронометрическими средствами

Внимание ученых занимает время, которое человек посвящает поискам решения поставленной задачи.

Моторное познание

Основная статья: Моторное познание

Понятие моторного познания охватывает явление познания, воплощенного в действии, при котором моторная система участвует в том, что рассматривается как умственная обработка, включая процессы, обеспечивающие социальное взаимодействие

Моторное познание принимает во внимание подготовку и производство действий, а также процессов, участвующих в распознавании, предсказании, имитации и понимании поведения других людей. Основная единица моторной парадигмы познания — действие, выраженное как перемещения, произведенные, чтобы удовлетворить намерение определённой моторной цели, или выраженное в реакции на значимое событие в физических и социальных средах

Эта парадигма получила большое внимание и эмпирическую поддержку в последние годы со стороны множества грандов исследования (Соммервиль Ж. А., Десети Дж.), включая психологию развития, познавательную (когнитивную) нейробиологию и социальную психологию.

Применение когнитивной психологии в современном мире

Когнитивная психология — значительная область в современной психологии как в науке. В качестве точного метода исследований используется лабораторный эксперимент. Он проводится в искусственных условиях и отличается от картины реальной жизни. Ключевым результатом считается отсутствие дисгармоничного состояния. Совместно с лабораторными экспериментами используется тестирование, опрос, наблюдение, корреляционное исследование.

Подобные факторы создают и фиксируют условия, в которых выполняется деятельность испытуемого. Экспериментатор предлагает условия и задачи, а затем отмечает результаты, делает выводы. Так лабораторные эксперименты раскрывают особенности испытуемого.

Методы когнитивной психологии применяются в практической работе психологов, занятых методологией направления. А так же к ним прибегают специалисты когнитивно-поведенческой психотерапии. Внутренние психические процессы расшифровываются с помощью правил и алгоритмов, применяемых в моделях обработки информации и формах искусственного интеллекта.

Современное направление объединяет различные концепции, объясняющие поведение человека. Широкомасштабные исследования затрагивают проблемы психологии развития когнитивных структур, языка и речи, разработки теорий человеческого и искусственного интеллекта. Конечной целью исследований становится решение вопросов, связанных со свойствами человеческой психики.

Медицинский подход

В среде специалистов наиболее распространен
медицинский (клинический, симптоматический,
«негативный») подход к психотерапии
кризисных состояний, который рассматривает
кризисное состояние как заболевание,
которое надо устранить любыми способами.
Его главная задача — это борьба с
болезненными симптомами. Слово
«медицинский» не означает, что в данном
подходе используются исключительно
медицинские средства. Этот подход
популярен не только среди психиатров
и психотерапевтов, но также среди многих
психологов. Например, термин
«психокоррекция», означающий «исправление»,
явно возник в рамках медицинской модели.
Многие психотерапевтические методы
(аутогенная тренировка, гипноз и др.)
направлены именно на устранение
нежелательных симптомов: чувство вины,
страх, тревожность и пр.

Конечно, негативное восприятие кризисного
состояния характерно в первую очередь
для самих клиентов. Воспринимая кризис
как нечто болезненное, человек «бежит»
от своих переживаний, отвлекается,
уходит в работу, принимает соответствующие
лекарственные препараты. И такой
симптоматически-ориентированный подход
помогает. Причем часто, в случае, например,
фармакотерапии, он практически сразу
помогает снизить эмоциональную рекцию
на травму. А после проведенного курса
лечения человек чувствует себя
«вернувшимся в нормальное русло». Однако
при этом, особенно в случае сильных
психических травм, развиваются так
называемые посттравматические
стрессовые расстройства
, проявляющиеся
через 0,5-1 и более лет.

Возможно, медицинский подход оправдан
в двух крайних случаях: во-первых, когда
кризисная реакция настолько незначительная,
что не затрагивает личность человека,
его Я-концепцию; во-вторых, когда кризисная
реакция настолько сильная, что делает
человека совершенно невменяемым и
недоступным психотерапевтическому
контакту. Однако в подавляющем большинстве
случаев медицинскому подходу есть
реальная альтернатива — психологический
подход.

Когнитивные расстройства

Даже малейшие травмы в итоге могут привести к различным нарушениям когнитивных функций. Естественно, что по уровню выраженности эти нарушения различаются от легкой до тяжелой формы.

Если всмотреться в причины появления этих нарушений, то факторы, приводящие к нарушениям, можно разделить на:

  1. Дегенеративные болезни – болезнь Паркинсонизм, Альцгеймер.
  2. Болезни сосудов – инфаркт, инсульт, атеросклероз.
  3. Проблемы с метаболизмом — гипогликемия, печеночная или почечная энцефалопатия, употребление лекарств (бензодиазепины, холинолитики), гипо- или гипертиреоз.
  4. Нейроинфекции.
  5. Различные травмы головного мозга.
  6. Опухоль мозга.

А что касается вида нарушений, то это будет зависеть от того места, где находится воздействующий фактор. Однако, это не значит, что при нарушении нужно опускать руки. Отнюдь, ведь нарушения легкой формы и даже средней тяжести даже у людей в возрасте могут восстановиться, если правильно и своевременно принять меры и лечить их.

Несколько слов напоследок

Когнитивные функции – это способности, которые связаны с мозгом человека и находятся в зависимости от человеческого организма в целом. Именно это и становится причиной того, что в разных нарушениях, повреждении мозга или же организма и под воздействием сильных эмоций наблюдаются сбои в качестве когнитивных функций. Когда эти сбои достигают заметных пределов, то эти понижения качества называют когнитивным расстройством.

А это, в свою очередь, влияет на всю жизнь человека, сказываясь в его разных сферах: от простых бытовых до социальных и профессиональных сферах индивида.

Благо на сегодняшний день есть много способов для борьбы с когнитивными нарушениями. Поэтому, если вы чувствуете, что у вас возникли какие-то проблемы, мелкие нарушения когнитивных функций: провалы в памяти, трудности с восприятием и т.п., то необходимо бороться с ним, используя ту или иную методику.

Критика

Отсутствие сплоченности

Некоторые наблюдатели предположили, что по мере того, как когнитивная психология стала движением в 1970-х годах, из-за сложности исследуемых явлений и процессов она также начала терять единство как область исследования. В книге «Психология: Пифагор в настоящем» , например, Джон Мэлоун пишет: «Изучение учебников конца двадцатого века, посвященных« когнитивной психологии »,« человеческому познанию »,« когнитивной науке »и т. П., Быстро обнаруживает, что существует очень много разновидностей. когнитивной психологии и очень мало согласия относительно того, что может быть ее областью «. Это несчастье породило конкурирующие модели, ставящие под сомнение подходы к обработке информации для когнитивного функционирования, такие как принятие решений и поведенческая наука .

Отсутствие эмпирической поддержки

В первые годы когнитивной психологии критики- бихевиористы считали, что эмпиризм, которого она преследовала, несовместим с концепцией внутренних психических состояний; но когнитивная нейробиология продолжает собирать доказательства прямой корреляции между физиологической активностью мозга и предполагаемыми психическими состояниями, подтверждая основу когнитивной психологии.

Однако между нейропсихологами и когнитивными психологами существуют разногласия . Когнитивная психология создала модели познания, которые не поддерживаются современной наукой о мозге . Часто бывает, что сторонники разных когнитивных моделей формируют диалектические отношения друг с другом, что влияет на эмпирические исследования, при этом исследователи поддерживают свою любимую теорию. Например, сторонники теории ментальных моделей пытались найти доказательства того, что дедуктивное рассуждение основано на образном мышлении , в то время как сторонники теории ментальной логики пытались доказать, что оно основано на вербальном мышлении , что привело к беспорядочной картине результатов исследований. изображения головного мозга и исследования поражений головного мозга . Если отбросить теоретические утверждения, данные показывают, что взаимодействие зависит от типа проверяемой задачи, будь то визуально-пространственная или лингвистическая ориентация; но есть также аспект рассуждения, который не покрывается ни одной теорией.

Точно так же нейролингвисты обнаружили, что исследования с использованием изображений мозга легче понять, если оставить в стороне теории. В области изучения языкового познания генеративная грамматика заняла позицию, согласно которой язык находится внутри своего частного когнитивного модуля , в то время как идет к противоположной крайности, утверждая, что язык не является независимой функцией, а действует на общие когнитивные способности, такие как как зрительная обработка и моторика . Консенсус в нейропсихологии, однако, занимает среднюю позицию, согласно которой язык является специализированной функцией, но перекрывается или взаимодействует с обработкой изображений. Тем не менее, большая часть исследований в области языкового познания по-прежнему разделяется по направлениям генеративной грамматики и когнитивной лингвистики; и это, опять — таки, влияет на смежные научные направления , включая развитие языка и овладение языком .

Что такое когнитивная психология

Когниция (cognitio) буквально переводится с латинского языка как знание, познание. Поэтому термин «когнитивный» употребляется в значении познавательный.

Когнитивная психология — научная ветвь, занимающаяся человеческим сознанием и его познавательными процессами. Направление изучает содержание и механизмы познания. Исследует характеристику методов переработки информации в знания.

Поиск результатов в этой области обычно связан с вопросами изучения познавательных процессов:

  • памяти;
  • чувств;
  • внимания;
  • воображения;
  • логического мышления;
  • представления информации;
  • способности к выбору решения.

Отрасль считается молодой: характер исследований сформировался в 1960-х гг. Выводы, сделанные в ходе исследований познавательных процессов, применяются в социальной и педагогической психологии, психолингвистике, теории искусственного интеллекта.

История создания

История возникновения связана с исследованиями американских ученых, которые занимались человеческим сознанием. Итоги первого этапа подвел американский психолог У. Найссер в монографии «Когнитивная психология». В своем труде основоположник направления говорит о том, что процессы познания проявляются в любом акте человеческой деятельности. Познание — основной фактор развития личности, через него человек воспринимает окружающий мир, формирует целостные образы, вырабатывает стимулы поведения.

Когнитивная сфера личности у ребенка

Жан Пиаже был первым, кто обратил внимание на когнитивное развитие. В своих трудах он много излагал мыслей о том, что людям необходимо развивать память, воображение и другие познавательные процессы

Дополнительная информация. Он считал, что мыслительные процессы дошкольников ничем не отличаются от взрослых. Поэтому все сознательные действия, которые они выполняют, ведут к развитию когнитивных способностей. Чем больше малыш тратит времени на познание окружающего мира, тем легче ему становится усваивать сложную информацию.

Помимо Пиаже, когнитивную сферу изучали такие известные психологи, как А.А. Леонтьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубенштейн. Они считали:

  • основой развития познавательной сферы являются язык и речь;
  • благодаря восприятию разговоров взрослых и сверстников, малыши развивают собственные речевые навыки.

Когнитивную сферу детей младшего дошкольного, школьного и подросткового возрастов можно проверить так же, как и у взрослых – при помощи тестов. Своевременное выявление проблем помогает исправить неуспеваемость в школе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector