Социальная роль в социологии
Содержание:
- Расширение Ролей.
- Типы социальных статусов
- Как связаны социальный статус и социальная роль
- Роль слова в жизни общества
- Четвёртая групповая роль — отвергаемый член группы
- «Слово — не воробей…»
- Социальное поведение в обществе РФ
- Роль денег в рыночных отношениях
- Родительский авторитет
- Понятие социальной роли
- Конфликты моделей социальных ролей
- Воспитание детей с ограниченными возможностями
- Первая групповая роль — лидер
- Значение социальной роли в жизни человека
Расширение Ролей.
В какой-то мере, вы уже тренировали первую часть этого упражнения: «Вхождение в Роль». Но теперь задача немного другая – сделать ваши Роли гораздо более гибкими. Впрочем, и вас тоже.Здесь дано описание работы с Мета-Ролью. В случае работы с ситуативной Ролью просто на первом шаге работа ведется с нею, а не с Мета-Ролью.
2. Новая Роль.
Подумайте, с какой Новой Ролью вы хотели бы поработать. Старайтесь, для начала, выбрать Роль противоположную той, которую вы больше всего играете по жизни. В этом случае нам будет проще работать.
Но выберите противоположную не формально, а качественно. Например, ваша обычная Роль – «Победитель». Формально противоположная тогда – «Проигравший». Ну, а качественно противоположная – «Свободный». Или «Спокойный». Это зависит только от вашего личного понимания этого качественного различия. И так же, как в первом шаге, дайте имя и придумайте метафору Новой Роли.
3. Образ Новой Роли.
Представьте себе образ наиболее, по вашим представлениям, соответствующий данному типажу. Либо вы в этом состоянии, либо человек, наиболее характерный в жизни в этой Роли, либо собирательный образ, как бы архетип: «Великая Мать», «Деловая Женщина», «Супергерой».
Поставьте этот образ на расстоянии шага от вас. И как только он станет достаточно четким, войдите в него. И отпустите свое тело. Разрешите ему действовать так, как оно сочтет нужным. Походите, прочувствуйте что изменилось в движениях, в восприятии мира. Поговорите. Послушайте, как меняется голос. Короче, вживитесь в эту Роль.
4. Выяснение отношений.
А.
А теперь обернитесь и посмотрите на образ своей старой Роли. Что вы о ней думаете? Что вы можете о ней сказать с позиции Новой Роли?Б.
Вернитесь в Старую Роль. Что вы можете сказать о вашей Новой Роли? Что ей посоветовать или о чем спросить?
5. Внешняя позиция.
Выйдите за пределы этих двух Ролей. Посмотрите на них со стороны. Что хорошего в каждой из этих Ролей? Что может дать Старая Роль Новой Роли? Что может взять Старая Роль у Новой?
6. Расширение Ролей.
А теперь приблизьте эти образы друг к другу, чтобы они соприкасались. Пусть они обменяются тем наиболее полезным и ценным, что у них есть. И посмотрите, как изменятся образы. После чего позвольте этим образам раствориться в вас. Проинтегрируйтесь с ними.Можно сделать это, посадив эти Роли себе на руки и медленно приблизив их так, чтобы ребра ладоней соприкасались. Но не сжимать их! А объединиться можно прижав руки к груди и «втолкнув» в себя образы изменившихся Ролей. А потом разрешите им раствориться в вас.
7. Проверка.
Подумайте, что изменится в вашей жизни после всех этих изменений. Что конкретно изменится. Попробуйте все это проговорить и представить.
Типы социальных статусов
Лучше всего для понимания различных социальных статусов и ролей подходит группа с жесткой социальной иерархией. Обычно ей свойственен недостаток ресурсов, а также внутри таких объединений наблюдаются проблемы с их справедливым распределением. Не последнюю роль в группах подобного рода играет низкая социальная зрелость ее вожака (или лидера). У него могут отсутствовать понятия о морали и ценностях. Место человека в группе с жесткой социальной иерархией обычно обозначается буквой греческого алфавита. В ней наблюдаются следующие роли:
- Альфа – это «вожак стаи». Лидер пользуется приоритетом в распределении благ, он обладает самым большим авторитетом.
- Бета представляет собой второе после лидера лицо в группе. Нередко бета бывает умнее альфы. Однако он не так энергичен. Он занимает второе место в иерархии и потому имеет соответствующее право на распределение благ. Нередко бета является своеобразным хранителем принятых в группе норм и правил.
- Гамма-1. Это приближенные лидера группы, его соратники.
- Гамма-2. Членов группы с таким статусом обычно больше всего. Они, как правило, инертны и нередко становятся объектами манипуляций со стороны более «высокопоставленных» членов объединения.
- Гамма-3. Эта подгруппа также вынуждена подчиняться, однако ее представители нередко бывают недовольны присвоенным им статусом. К ним члены с более высоким рангом применяют политику «кнута и пряника». В роли «пряника» обычно выступает возможность стать приближенным к высшим слоям группировки, а «кнут» — это лишение прав, уменьшение количества получаемого вознаграждения, иногда – изгнание из группы, а также физическая расправа.
- Гамма-4. Это своеобразный «шут», которому позволено делать критические и язвительные замечания в адрес других членов группы. Естественно, такое позволение ему дают представители высших рангов. Гамма-4 несет особую роль: он поддерживает видимость «свободы слова» и «демократии» в группе.
- Омега – это индивид, который принимает на себя всю агрессию объединения. Роль омеги нужна для того, чтобы группа была сплоченной. С помощью человека с данным статусом другие члены объединения обретают ощущение «мы». В том случае, если человек не согласен с этой ролью и покидает группу, в скором времени на эту позицию находится другой кандидат.
Как связаны социальный статус и социальная роль
Достаточно двух человек, чтобы создать иерархию. Группа людей – это уже ячейка, где каждому отведена своя роль. Многообразие группировок – общественный строй, в котором важны не только межличностные отношения, но и способность одних руководить, других – подчиняться.
Любое общество – пирамида, где каждой ступеньке присвоен определенный ранг (низкий, средний, высокий). Они и составляют иерархию, которой подчиняются группы. Но и в отдельно взятой прослойке существует свое ранжирование, определяющее место каждого члена сообщества.
Статус – мотивация к действию
Социальные роли и статусы связаны между собой. Именно положение человека в обществе трактует нормы его поведения и предопределяет взаимоотношения с окружающими. Иными словами, «что позволено Юпитеру, не дозволено Быку».
В ролевых играх не все так просто – человек одновременно обладает несколькими статусами. Их совокупность подразделяется на:
- родственные;
- гендерные;
- политические;
- экономические;
- религиозные;
- профессиональные.
Наряду с постоянными и основными статусами, существуют временные и эпизодические. В каждом ранге у индивида соответствующая роль. Она не везде занимает главенствующее место в иерархии. В подтверждение можно привести такой пример. Любимый отец семейства, обладающий в кругу родных авторитетом, бывает неприметным «серым винтиком» у себя на производстве.
Важно! Несовпадение статусов в разных сферах деятельности одного человека приводит к противоречиям во всех иерархиях, мешая индивиду выполнить хорошо свои роль. В целом все статусы предопределяют особенности социальных отношений
Ранги дают определенные привилегии и права, обозначают круг обязанностей. Они же диктуют модель поведения. Поэтому социальную роль можно представить, как статусную функцию, реализуемую в рамках определенного общества
В целом все статусы предопределяют особенности социальных отношений. Ранги дают определенные привилегии и права, обозначают круг обязанностей. Они же диктуют модель поведения. Поэтому социальную роль можно представить, как статусную функцию, реализуемую в рамках определенного общества.
Роль слова в жизни общества
Не секрет, что развитие общества было и остается долгим и трудоемким процессом, включающим огромное количество факторов. Общение — далеко не последний из них, потому как речевое взаимодействие является необходимым условием для существования социума и его прогресса. Оно обеспечивает передачу информации в окружающем мире, а благодаря этому возможно накопление знаний, их расширение, анализ, классификация, применение на практике и многое другое. В слова облекают мысли, которые порой содержат идеи, меняющие наш мир. И это просто невероятно.
Те же пословицы доказывают, что роль слова в жизни людей всегда высоко ценилась. Но не только она одна, а еще и его сила.
Есть так много поговорок, отвечающих на вопрос о том, какую роль слова играют в жизни. И этот ответ — большую, но не всегда положительную. Например, знаменитое «молчание — золото» или «болтун — находка для шпиона». Может, дилемма тут вовсе не в весомости, а в том, какое направление эта роль принимает? Мудрецы предупреждали, что сила слова слишком велика, настолько, что оно может быть опасным.
Четвёртая групповая роль — отвергаемый член группы
Да, к сожалению в каждой группе есть такой человек. Его необходимый и единственный признак, который и делает его актёром четвёртой роли — он отстаёт от группы в том, что группа считает важным, отстаёт и в совместной деятельности.
Отвергаемые члены группы отстают от группы по двум самым распространённым причинам:
- они не талантливы в том, чего требует группа,
- они чем-то отличаются от группы и это отличие делает их положение в группе двусмысленным.
Что же держит отвергаемого члена группы в группе?
Его держит в группе исключительно — страх покинуть группу и остаться вообще вне групп.
Страх и низкая самооценка делают человека заложником того места, где он оценивается ниже всех.
Зачем нужен такой член группы?
Чтобы самим не попасть на вакантное место козла отпущения.
Отвергаемый член группы в жизни может чувствовать себя весьма комфортно и именно благодаря группе. Лёгкое презрение и непризнание талантов — это та плата, которую он платит за блага, что даёт ему группа.
«Слово — не воробей…»
Слова везде. В каждодневном общении, в книгах, в песнях, в кино, в рекламе, в мыслях. И как ни велик словарный запас у конкретно выбранного человека, он не охватит всего языкового величия. И это только отдельного языка, что уж говорить о сокровищнице всего мира и всех времен!
Но этим величием, этим даром (а это определенно дар, хоть и не в буквальном смысле, ведь происхождение языка уже было рассмотрено в статье чуть выше) нужно уметь распоряжаться. Думать, что говоришь, значит, размышлять над каждым словом
Кроме того что необходимо изъясняться так, чтобы быть правильно понятым, важно еще внимательно слушать другого, чтобы и то, что хочет сказать собеседник, уловить. Искусство общения — это не шутки
Оно подразумевает диалог, взаимность.
Мастера красноречия — ораторы, люди, которые доказывают, что можно сделать при помощи слов. Поднять толпу на восстание, убедить в своей точке зрения, успокоить или, напротив, разозлить, направить, контролировать, полностью управлять.
Социальное поведение в обществе РФ
Модели поведения в российском социуме могут быть индивидуальными, коллективными и групповыми. При взаимоотношении индивидов субъекты приспосабливаются друг к другу и подстраиваются под форму их поведения. Социальное поведение характерно для всех сфер социума. Оно проявляется в политической, экономической, духовной, правовой и общественной жизни.
Современные общественные исследования обращают внимание на то, что взаимодействие субъектов, характеризующее рассматриваемое понятие, проявляется в виде поведенческих образцов или сценариев, соблюдать которые должен каждый индивид, обладающий самосознанием. В России люди имеют разные уровни образования, воспитания, сознания, интеллекта
Поэтому социум имеет разнообразные виды индивидов, с различными моделями поведения и отношения к окружающим людям. Государство старается внедрять социальные воспитательные программы, распространяемые учебными заведениями и СМИ, о приемлемых и допустимых социальных поведенческих нормах. При этом приводятся практические примеры и разбираются поступки, как известных лиц, так и отдельных правонарушителей
В России люди имеют разные уровни образования, воспитания, сознания, интеллекта. Поэтому социум имеет разнообразные виды индивидов, с различными моделями поведения и отношения к окружающим людям. Государство старается внедрять социальные воспитательные программы, распространяемые учебными заведениями и СМИ, о приемлемых и допустимых социальных поведенческих нормах. При этом приводятся практические примеры и разбираются поступки, как известных лиц, так и отдельных правонарушителей.
Воспитание российское гражданина начинается в семье и продолжается в детском саду, школе, ВУЗе, на предприятии. Семья оказывает одно из самых больших влияний на человека, так как на примере родителей ребенок строит свою жизнь, создает коммуникации с другими людьми и участвуют в социальном процессе. Модель семьи прочно входит в сознание человека и оставляет глубокий след в его душе на протяжении всей жизни.
На примере родителей, педагогов, окружения, приятелей ребенок строит взаимоотношения в обществе и определяет для себя наиболее приемлемую модель поведения. Коллективы не имеют воспитательной функции, как это было в советское время, они лишь принимают поведение субъекта или предлагают собственный образец. Человек сам решает, как вести ему себя в той или иной ситуации. При этом его поведенческие реакции могут осуществляться рефлекторно, по примеру или адаптировано.
Государство дает возможность выбора личности – получение образования и специальности, достижение статуса, положения, цели, которые личность может определить для себя сама. Участие в общественной жизни диктуется условиями, в которых индивид проживает, поэтому оно может быть активным или пассивным. Российское общество развивается и изучается общественными институтами.
Роль денег в рыночных отношениях
В продолжение изучения экономического поведения, обезьянам вручили другие «деньги» в виде серебряных дисков, с отверстием в середине. Через несколько недель капуцины усвоили, что за эти монетки можно получать пищу.
Экспериментатор, который в молодости увлекался марксизмом, не стал проверять, правда ли труд превращает обезьяну в человека. Он просто раздал обезьянам эти монетки и научил использовать их для покупки фруктов. Перед этим выяснили, кто что любит, чтобы установить для каждой из обезьян свою шкалу предпочтений.
Сначала такса была единой – за кислое яблоко и кисть сладкого винограда просили одинаковое количество монет. Естественно, яблоки не пользовались успехом, а запасы винограда таяли. Но картина резко поменялась, когда цена на яблоки вдвое снизилась.
После довольно долгого замешательства обезьяны решали практически полностью потратить свои монеты на яблоки. И только изредка позволяли себе полакомиться виноградом.
В один из дней, когда все подопытные животные в общей клетке уже знали, что одни предметы стоят дороже, а другие дешевле, одна из обезьян проникла в отсек, где хранилась коммунальная касса и присвоила все монетки себе, отбиваясь от людей, пытавшихся отобрать у нее металлическую добычу. Так обезьяны совершили первое «ограбление банка».
Прошло еще несколько дней и капуцины открыли для себя феномен проституции. Молодой самец дал монетку самке. Ученые думали, влюбился и сделал подарок. Ан нет, «девочка» вступила за деньги с кавалером в половую связь, а затем пошла к окошку, за которым дежурили ученые, и купила у них несколько виноградин.
Все остались довольны: и обезьяны, и ученые. Обезьяны освоили либерально-капиталистические отношения, а ученые защитили докторскую. А нам, прекрасный результат показывает, что познать деньги – не сложно. Главное иметь мотивацию, желание. О метафизических явлениях денег, нашей психологии, мы будем изучать уже в программах. Как видим роль денег не малая в обществе не только человека.
Что вы думаете о таком эксперименте? Поделитесь своим мнением.
описание эксперимента: www. zmescience.com
Родительский авторитет
Эффективность семьи как педагогической системы и социального института зависит от уровня родительского авторитета. Говоря об авторитете родителей, хочется обратиться к теории и классификации великого педагога А. С. Макаренко.
Автор выделял истинный авторитет, который подразумевает:
- достойную жизнь родителей;
- достойную работу родителей;
- их поведение;
- их знание жизни ребенка;
- помощь ребенку;
- чувство ответственности за воспитание ребенка;
- гражданское лицо родителей.
Вместе с этим Макаренко выделил несколько лжеавторитетов, пагубно влияющих на ребенка и взаимоотношения в семье.
- Подавление. Ребенок начинает врать, становится трусливым и жестоким.
- Расстояние. Семья не представляет для ребенка в итоге ценности.
- Чванство. Ребенок вырастает в высокомерного и авторитарного человека.
- Педантизм. Ребенок становится пассивным и покорным.
- Резонерство. Ребенок становится отчужден от семьи и, возможно, всего общества.
- Подкуп. Воспитывает безнравственного конформиста.
- «Любовь». Ненастоящая родительская любовь взращивает в ребенке лживость и эгоизм.
- «Доброта». Такая же «доброта» воспитывает авторитарного и эгоистичного человека.
- «Дружба». Попытки стать лучшими друзьями приводят к формированию циничного и беспринципного ребенка.
Понятие социальной роли
Замечание 1
В социологии понятие социальной роли впервые ввел Р. Линтон. Он считал, что роль – это обусловленное статусом человека ожидаемое поведение. Любая социальная организация или группа подразумевает наличие разных ролей.
Социальная роль – это модель поведения, определяемая нормами и правами, ориентированная на определенный статус.
Социальная роль:
- не зависит от личности и ее желаний;
- обладает своими поведенческими особенностями.
Каждый социальный статус включает несколько социальных ролей.
Связанные с социальной ролью нормативные требования, как правило, участникам ролевого взаимодействия известны, поэтому вызывают ролевые ожидания: участники общения ожидают друг от друга определенного, вписывающегося в контекст социальных ролей, поведения.
Замечание 2
Ролевые нормативные требования специфичны, являются элементом системы общественных норм и действительны только по отношению к тем лицам, которые занимают конкретную социальную позицию.
В состав социальной роли входят:
- ролевое ожидание;
- ролевое исполнение.
Между ролевыми ожиданием и исполнением нет полного совпадения. Качество исполнения социальной роли зависит от соответствия роли интересам, потребностям, индивидуальным особенностям личности.
Ролевые ожидания могут быть:
- формальные (законы, правила, предписания);
- неформальные (правила этикета, вежливости, стиль одежды и др.).
Любую социальную роль можно охарактеризовать при помощи признаков:
- масштаб,
- эмоциональность,
- мотивация,
- формализация,
- способ получения.
Конфликты моделей социальных ролей
В выполнении социальных ролей кроется немало конфликтов и, как следствие, психологические проблемы. Рассмотрим примерный перечень возможных конфликтов моделей социальных ролей:
- У каждого человека есть собственное ипредставление об общепринятых социальных моделях. Часто страх несоответствия принятым стандартам приводит к самоосуждению: «Я плохая мать, неквалифицированный специалист»;
- Личностно-ролевой конфликт проявляется, когда требования социальной роли противоречат жизненным стремлениям и принципам личности;
- Когда у одной личности одновременно несколько социальных ролей, которые имеют взаимоисключающие требования, или же индивид не имеет возможности выполнять свои роли полноценно, возникает межролевой конфликт;
- Если к исполнению одной и той же роли предъявляются разные требования, разными представителями общественных групп. В такой ситуации возникает внутриролевой конфликт.
Замечание 1
Неспособность выбрать себе подходящую общественную роль может привести к отказу индивида от выполнения любых социальных функций – что можно назвать самоустранением от социальной жизни.
Взаимоотношения личности и социума характеризуются следующей формулой: общество предлагает различные вариации моделей социальных ролей, а личность ищет и выбирает самостоятельно свое место, стараясь раскрыться, и реализовать максимально свои собственные интересы. При этом происходит созревание личности, которая демонстрирует и доказывает обществу, что находится на своем месте, и хорошо выполняет возложенную на него роль.
Воспитание детей с ограниченными возможностями
Семьи, где есть дети-инвалиды, считаются особенными. Воспитание подрастающего поколения в них требует особого внимания, оно радикально отличается от подхода к воспитательному процессу, применимому к здоровым детям.
Современное общество совершенно не подготовлено к нормальному взаимодействию с детьми, у которых имеются проблемы в развитии. Таких детей считают неполноценными, их социальные проблемы не решаются. Их умышленно или косвенно изолируют от общества. Обособление становится причиной осознания своей неполноценности, это приводит к проблемам в психоэмоциональном состоянии.
Для воспитания детей с ограниченными возможностями потребуется следующее:
- Создать атмосферу спокойствия, взаимопомощи и взаимопонимания.
- Содействовать в развитии, а не ограничивать.
- Воспринимать ребенка таким, какой он есть, завышенные требования к нему предъявлять нельзя. Но родители должны проявлять настойчивость при воспитательном процессе, тщательно соблюдать регулярность занятий, обязательно привлекать специалистов к образовательному процессу.
Воспитание детей с речевыми нарушениями должно проходить при особом режиме, для которого характерно благоприятное отношение, нормальное окружение, психотерапию и логопедические занятия. Огромное значение имеет правильная речь людей, которые его окружают
Важно, чтобы тон был спокойным, не стоит торопить малыша с ответом. Очень сложно закрепить полученные результаты формирования навыков правильной речи, поэтому лучше обратиться за помощью к специалистам
Воспитание детей с нарушениями слуха должно строиться на правильной методике обучения. Родителям, столкнувшимся с такой бедой, нужно для начала ответить на следующие вопросы:
- Как общаться с ребенком?
- Каким вы видите свое чадо в будущем?
- В какой школе планируется обучение малыша?
- Какую занятость вы видите для своего ребенка во взрослой жизни?
- Каких друзей вы планируете видеть рядом со своим чадом?
- Самый главный вопрос: сколько материальных, моральных, физических и душевных сил вы способны потратить на обучение своего ребенка с отклонениями в слухе?
Первая групповая роль — лидер
Ну, разумеется, лидер группы. Что делает лидер?
Во-первых, Лидер должен нравиться всей группе. Так, чтобы все завидовали ему без ненависти и хотели быть похожим на него. Лидер — это тот, кто весело скачет, как тренер по аэробике и бодрым голосом говорит: «Делай как я!». И группа совсем не обижается на то, что лидер стоит к ним спиной. Ведь он возглавляет авангард процессии.
Во-вторых, лидер должен уметь побуждать группу к каким-то действиям (а значит, в его голове должны роиться хоть какие-то идеи). Группа не может ничем не заниматься, ей нужен кто-то, кто придумает ей занятие по душе и такого она назовёт лидером.
В третьих, лидер должен уметь сделать всю группу смелой и отважной. Если человек не умеет приободрить и внушить оптимизм, он не станет лидером
Значение социальной роли в жизни человека
Вне общества существовать нереально. Чтобы влиться в него, необходимо соответствовать установленным нормам. К моделям поведения людей готовят с детства. С возрастом роли меняются (малыш превратился в школьника, затем – в студента и т.д.). На каждом этапе приходится приспосабливаться к новому статусу, входить в другую роль.
Параллельно возникает необходимость осваивать и другие образы. Вначале индивид – это просто чей-то сын и внук. Затем он называется женихом, впоследствии мужем и отцом.
На каждом этапе к личностным (неформальным) отношениям добавляются и другие. Ребенок посещает садик, школу, поступает в институт или идет работать. В каждой из таких групп существуют своя иерархия и определенные нормы поведения, соблюдения которых от него ожидают.
Чем больше ролевой репертуар, тем легче человеку адаптироваться к жизни. Сначала нужно освоиться с изобилием образов, что удается не всем. Важен динамический переход из одной возрастной группы в другую. В противном случае при выполнении ролей будут возникать конфликтные ситуации.
Нужно также научиться быстро адаптироваться в параллельных ячейках общества. Ведь не всегда модель поведения, выработанная в семье, соответствует должным образом нормам, определенным школьными правилами, трудовым статусом.
Обратите внимание! Если человек стремится достичь определенных высот в жизни, ему придется осваивать новые обязанности. Это хорошо – многообразие образов делает индивида высокоразвитым и повышает шансы на реализацию своих мотиваций