Из-за чего может появиться социальная ингибиция

Почему мотивировать сотрудников экономически выгодно

Мотивация, идеология компании и признание высоких профессиональных качеств каждого сотрудника – это ресурс, который помогает управлять. Подчёркивая, как вы цените работника, вы даёте ему уверенность в своих силах и мотивацию. А это нематериальные ресурсы, которые порой важнее, чем высокая заработная плата.

«Люди должны чувствовать свою значимость, – говорит начальник отдела рекламы и общественных связей Банка ВТБ Казахстана Татьяна Шевченко. – Мотивации в виде заработной платы уже недостаточно. Если люди понимают свою ценность, они делают работу охотнее, вкладывают в неё своё творчество, свою душу. Они понимают, что их проект – это продукт команды, и болеют за него».

История изучения

Первым исследования в области воздействия наблюдателей на поведение и психику личности провёл американский психолог из Института Индианы Норман Триплет: будучи любителем велогонок, он первый обратил внимание на то, что спортсмены-велосипедисты демонстрируют лучшее время, участвуя в групповых состязаниях, тогда как в одиночных гонках те же спортсмены показывали худшие результаты. Проведя дополнительные исследования, Триплет пришёл к выводу, что наличие соперника способствует высвобождению скрытой энергии, недоступной в обычных условиях

В исследованиях других учёных установлено, что при наличии наблюдателей испытуемые эффективнее совершают простые действия. Однако ряд последующих экспериментов выявил, что зрители не обязательно положительно влияют на выполнение работы, более того, определённый процент наблюдений показал, что наличие посторонних наблюдателей, напротив, негативно влияет на качество выполняемой испытуемыми деятельности.

Намного позже социальный психолог Роберт Зайенс, выдвинувший принципиально новую теорию активации, предположил, что оба феномена активируются благодаря возбуждению. В частности, он установил, что эффекты социальной ингибиции проявляются при решении интеллектуально сложных вопросов, эффективность исполнения простых действий лишь стимулируется наличием наблюдателей, в то время как во время работы над сложными задачами с неочевидными решениями возможность ошибки повышается. Усиление доминирующей реакции происходит в обоих случаях из-за возбуждения. Зайенс вместе с помощниками провёл около трехсот исследований с десятками тысяч добровольцев и подкрепил свою теорию практическими данными.

Воздействие на науку

Феномен социальной ингибиции изучен не до конца и с завидной регулярностью привлекает внимание исследователей, регулярно проверяя и перепроверяя различные аспекты процесса. Последнее крупное исследование проводили в 2014 году, были изучены особенности социальной ингибиции у больных аутизмом

Пока в целом о феномене можно сказать наверняка, что его нельзя рассматривать отдельно от случаев, в которых он проявляется.

Влияние на методики управления коллективом

Эффекты социальной ингибиции и фасилитации — одни из основных проблем методики управления коллективом. В коллективной работе значительную роль играет уровень развития группы. К примеру, наблюдение за высокоразвитыми как в психологическом, так и в социальном плане коллективами сказывается только положительно, особенно это касается сложных задач, имеющих разные варианты решения. То есть построение сильного команды является основным условием для работы с подобными задачами.

История изучения[ | код]

Первым исследования в области воздействия наблюдателей на поведение и психику личности провёл американский психолог из Института Индианы Норман Триплет: будучи любителем велогонок, он первый обратил внимание на то, что спортсмены-велосипедисты демонстрируют лучшее время, участвуя в групповых состязаниях, тогда как в одиночных гонках те же спортсмены показывали худшие результаты. Проведя дополнительные исследования, Триплет пришёл к выводу, что наличие соперника способствует высвобождению скрытой энергии, недоступной в обычных условиях

В исследованиях других учёных установлено, что при наличии наблюдателей испытуемые эффективнее совершают простые действия. Однако ряд последующих экспериментов выявил, что зрители не обязательно положительно влияют на выполнение работы, более того, определённый процент наблюдений показал, что наличие посторонних наблюдателей, напротив, негативно влияет на качество выполняемой испытуемыми деятельности.

Намного позже социальный психолог Роберт Зайенс, выдвинувший принципиально новую теорию активации, предположил, что оба феномена активируются благодаря возбуждению. В частности, он установил, что эффекты социальной ингибиции проявляются при решении интеллектуально сложных вопросов, эффективность исполнения простых действий лишь стимулируется наличием наблюдателей, в то время как во время работы над сложными задачами с неочевидными решениями возможность ошибки повышается. Усиление доминирующей реакции происходит в обоих случаях из-за возбуждения. Зайенс вместе с помощниками провёл около трехсот исследований с десятками тысяч добровольцев и подкрепил свою теорию практическими данными.

Фасилитация в педагогике

Классические общепризнанные методики обучения специфичны тем, что педагог владеет теорией и не применяет методы коллективного взаимодействия и рефлексии в качестве вспомогательных средств для достижения наибольшей результативности обучения.

При соблюдении ряда условий педагогическую деятельность можно рассматривать в качестве фасилитации учебной деятельности ученика. Здесь следует рассматривать фасилитацию с позиции участников учебного взаимодействия, зарождающихся между ними взаимоотношений, специфики обучающей и учебной деятельности. Проще говоря, от классического обучения методы фасилитации отличаются тем, что педагог не дает советов и строгих рекомендаций, а отыскивает решения сообща с членами группы, объединенной общей целью – обучением. Такой тренинг подразумевает наличие конкретной задачи и достижение ее в результате обучения.

Социально-педагогическую фасилитацию можно воспринимать в качестве интеграции деятельности субъектов педагогического процесса по приумножению продуктивности такой деятельности в ситуации затруднения. Социально-педагогическая фасилитация может выступать эффективным методом, способствующим решению проблем неуспеваемости школьников.

Фасилитация в педагогической деятельности, в первый черед, подразумевает коммуникативное взаимодействие всех участников процесса.

Фасилитация общения это планирование и реализация коммуникативного поведенческого реагирования в проблемных ситуациях, который требуют конструктивного подхода и творческих решений. Прежде всего, она предполагает благожелательную атмосферу общения, заинтересованность в успехе деятельности участников процесса, что способствует самоактуализации и личностному росту учеников.

Фасилитация общения это совместная коммуникативная деятельность учащихся и педагога. Она осуществляется преподавателем на уроке, но ученики в ситуациях вне класса в дальнейшем могут самостоятельно применять полученные ранее навыки, что ведет к росту мотивации.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Критика и альтернативные точки зрения

Критика и альтернативные точки зрения

В 2000-е годы получила популярность альтернативная гипотеза — модель отвлечения внимания — конфликта, согласно ей во время любой деятельности, за которой наблюдают, внимание индивида разрывается между аудиторией и контролем выполнения задачи. Подобное взаимодействие способно повысить возбуждение и улучшить либо ухудшить эффективность деятельности в зависимости от того, является ли знакомой задача человеку

Более того, сила феномена зависит от ряда причин.

Ещё одной альтернативным взглядом на вопросы социальной ингибиции является гипотеза перегрузки, согласно которой отвлекающие факторы ведут не к увеличению возбуждения, а к когнитивной перегрузке, во время которой у человека избыток информации в рабочей памяти

В отношении сложных задач производительность человека падает, так как он уделяет внимание посторонним факторам, теряя концентрацию на основной деятельности.

Основные принципы и условия посева в открытый грунт

Отношение к температуре

Показателем начала сева является температура почвы на глубине залегания основной массы корней определенной культуры. На ее изменение и скорость прогрева влияют снежный покров, подземные воды, тип почвы, ее влажность. Именно прогрев почвы в корнеобитаемом слое обеспечивает возможность получения раннего урожая. Если высеять семена в холодную почву, то даже холодостойкие культуры могут взойти, но сформировать урожай будут не в силах. Корни в холодной почве не могут нормально функционировать для обеспечения условий развития надземной массы. Чтобы сохранить посев, теплолюбивые культуры высевают только при наступлении постоянной теплой погоды без возвратных весенних заморозков. При их угрозе всходы укрывают любым покровным материалом (спанбондом, лутрасилом), который снимают на следующее утро с наступлением теплой погоды. Солнечный прогрев покрытой грядки может отрицательно сказаться на всходах и молодых сеянцах.

Естественно, что сроки посева по регионам могут не совпадать по числовым данным весенне-летних месяцев. Поэтому основным ориентиром начала посева в открытый грунт в регионах с коротким теплым периодом и ранним наступлением холодов будет температура почвы, интенсивность освещения и установление безморозного периода. В этих регионах овощные культуры южного происхождения, в основном, выращивают через рассаду, сроки высадки которой представлены в статье «Срок посева на рассаду овощных культур на рассаду для различных регионов».

Устойчивая, рекомендуемая температура почвы в течение нескольких дней – сигнал к началу сева. Чтобы не посеять овощные в холодную почву, используют разные способы определения ее температуры в корнеобитаемом слое.

1. При помощи термометров. Коленчатых термометров Савинова ТМ-5, вытяжных термометров и термометра-щупа.

Новичкам-огородникам удобнее определять температуру почвы послойно термометрами. Помните, что их используют только в теплый период, а при понижении температуры на глубине 5 см до 0°С – выкапывают и убирают в помещение. Методика проведения измерений указана в рекомендациях.

2. По растениям (состоянию кроны деревьев, надземной массы кустарников, наступлению цветения многолетних дикорастущих трав).

Возьмите на заметку:

  • Распустились почки у черной смородины, можно высевать овощные и цветочные культуры.
  • Развернулись почки у березы бородавчатой, значит почва на глубине 5 см хорошо прогрелась, настало время посева ранних зеленных, посадки раннего картофеля. Чуть развернулись листочки – пришло время сеять редис, морковь, другие корнеплоды. Готовится береза к цветению – почва прогрелась до 10 см глубины. Пора сеять томаты в открытый грунт.
  • Цветут одуванчики при прогреве температуры в 10 см слое почвы до +6…+8°С, а в слое 10-40 см – только до +3°С.
  • Цветет черемуха – пора высаживать картофель.

3. По физическому состоянию почвы. Этим способом чаще пользуются опытные огородники. Горсть земли сжимают в комок. Если на поверхности комка выступает жидкость – сеять рановато, а рассыпался комок – сеют ранние. Упал, да на комочки разлетелся – можно приступать к посадкам ранних капусты и картофеля, салатов, редиса.

Отношение к освещению

В комплексе главных условий следующим является свет. Он регулируется значительно большим перечнем требований: сроками посева, температурой воздуха, густотой стояния, своевременным прореживанием, уничтожением высокорослых сорняков, которые затеняют растения.

Каждый тип растений в природных условиях нормально растет и развивается при определенной длине светового дня.

1. Нейтральные. Культуры этой группы практически не реагируют на количество и период получаемой солнечной энергии. К ним относятся горох, фасоль, некоторые сорта томатов и огурцов, а также арбузы, спаржа и другие. Список постоянно пополняется селекционерами, которые новым сортам и гибридам «прививают» способность не реагировать на длину светового дня.

2. Короткодневные. В условиях укороченного дня (10-14 часов) растения быстрее зацветают и переходят к плодоношению. Это определенные сорта и гибриды томатов, фасоли, огурцов. В эту же группу входят другие тыквенные (кабачки, тыква, патиссоны), кукуруза, перец сладкий и горький, баклажаны. Быстро переходит к цветению (цветушность) группа зеленных (укроп, петрушка, салат, шпинат, щавель, лук на зеленое перо).

3. Длиннодневные. Растения этой группы при достаточной продолжительности освещения (более 14 часов) переходят к фазе цветения и плодоношения. В эту группу растений входят все виды капуст, редис, брюква, редька, репа северных сортов, пастернак, морковь, овощной горох, свекла. Если длиннодневным растениям создать условия короткого дня, используя ранний посев или затемнение, их развитие затормозится. Они не смогут перейти к фазам цветения и плодоношения. Останавливаются на формировании пышных розеток зелени (вегетативных органов).

История открытия

В 1989 г. психологом Норманом Триплеттом было подмечено, что велосипедисты способны добиться лучших результатов в тех случаях, когда соревнуются между собой. Все показатели спортсменов значительно снижаются, если во время тренировок они просто включают секундомер. Психолог провел целый ряд исследований, для того чтобы подтвердить свои догадки.

В дальнейшем эксперименты Триплетта стали одними из первых в социальной психологии. Они заключались в том, что детям предлагалось намотать леску на катушку спиннинга. Был подтвержден тот факт, что малыши работали намного энергичнее в том случае, когда рядом присутствовали другие люди. Намотать леску в одиночестве было для них более сложной задачей.

Подобный эффект, который психолог Флойд Оппорт назвал социальной фасилитацией, ученые наблюдали и у животных. Например, цыплята быстрее едят зерна, а муравьи роют ходы в земле, если рядом находятся другие особи.

Таким образом, социальная фасилитация в психологии – это влияние оценки социума на производительность. Подобное явление вызвало небывалый интерес в научных кругах. Это привело к тому, что исследования, начатые Норманом Триплеттом, были в дальнейшем продолжены. Несколько позднее был установлен тот факт, что если при выполнении определенной задачи возле исполнителя присутствуют пассивные наблюдатели, то эффективность его действий значительно снижается.

Это был момент, когда ученые были неспособны сопоставить два феномена, что и завело общую теорию в тупик.

Программа исследования социальной фасилитации была возобновлена лишь в 1965 г. За нее взялся Роберт Зейонц. Им была намного глубже исследована социальная фасилитация. Теория активации при этом, сформулированная им же, объяснила два, казалось бы, противоположных феномена. Роберт Зейонц высказал предположение того, что феномен социальной фасилитации возможен только в случаях выполнения наиболее простых, привычных и усвоенных человеком механических действий. Обратный же эффект, который получил название ингибиции, возникает в более сложных интеллектуальных ситуациях.

В основе подобного утверждения лежал установленный факт того, что появившееся возбуждение является активатором доминирующей реакции. Под возбуждением в данном случае понимается присутствие других людей, которые находятся рядом в процессе выполнения того или иного задания. Именно поэтому в случаях простых работ наиболее вероятной, доминирующей реакцией является побуждение к скорейшему выполнению необходимых действий. При этом для решения поставленной задачи зачастую существует единственный верный путь. В тех же случаях, когда правильный ответ не является столь очевидным, возбуждение, вызванное присутствием других людей, провоцирует неверные реакции.

Несколько позже имели место и другие предположения, объясняющие феномен социальной фасилитации и ингибиции. Это была, например, предложенная Робертом Барроном модель отвлечения-конфликта. Согласно ее теории, присутствие посторонних людей вызывает в любом человеке внутренний конфликт

Он заключается в том, что индивид не может определить, уделять ли ему внимание аудитории, или выполнять поставленную перед ним задачу. Такой конфликт, возникающий в связи с усилением возбуждения, либо помогает выполнить задачу, либо, наоборот, мешает этому

Исследования феномена: существующие теории

На протяжении изучения явления ингибиции и фасилитации ученые пытались выявить причину, чтобы объяснить природу различных поведенческих особенностей.

Одно из объяснений было предложено американским психологом Робертом Зайонцем.

Он считал, что в основе этой пары явлений лежит психофизиология и они непосредственно связаны с доминирующей реакцией. При повышении общего уровня возбуждения субъекта в присутствии наблюдателей происходит формирование определенной по ситуации доминирующей реакции. Если она выражается в активизации, тогда итогом становится социальная фасилитация. Если доминантой выступает торможение, то речь идет о ингибиции.

Ученый обратил внимание, что более ярко социальная ингибиция проявляется при решении сложных интеллектуальных задач. Присутствие зрителей при поиске ответа на вопросы, не имеющие очевидного ответа, приводит к увеличению шанса ошибки

Другое объяснение сути явление может быть выведено на основе психологического закона Йеркса-Додсона. Человек имеет свой оптимум эмоционального состояния для обеспечения максимальной степени активности.

Приближение к оптимуму приводит к увеличению активности, удаление влечет притормаживание. Ингибиция через призму этого утверждения – это отдаление от оптимального состояния эмоционального возбуждения.

Еще одной теорией, которая относится к альтернативным, является гипотеза отвлечения внимания и возникновения внутреннего конфликта.

Процесс наблюдения за деятельностью индивида приводит к распылению внимания субъекта между наблюдателями и выполняемой работой. Наблюдается усиление эмоционального состояния, которое может вылиться в повышение или снижение производительности.

Ученые, проводившие исследования в области социальной психологии считают, что данные проявления состоят в прямой связи с уровнем психологического давления на индивида. Это позволило дифференцировать степень давления и выявить типичные ситуации психологического воздействия:

  1. Человек находится в одиночестве. Отсутствие других приводит к повышению уверенности в собственных силах, укрепляет мысль, что о проводимой работе не узнают окружающие. Ситуация лишена проявлении давления.
  2. Человек один в текущий момент времени. Отсутствие окружающих не вселяет уверенности, что о деятельности никто не узнает. Минимальные проявления ингибиции.
  3. Субъекта окружают незнакомые люди. Ситуация слабого влияния окружающих приводит к возникновению давления в ослабленном виде.
  4. Индивида окружают знакомые люди, но они его не оценивают. Он практически не зависит от окружающих, поскольку их присутствие характеризуется средней степенью влияния. Средняя степень ингибиции и фасилитации.
  5. Человек в окружении оценивающих его людей. Наблюдается ситуация, при которой выставляемые оценки влияют на судьбу индивида. Присутствует ярко выраженное присутствие и сильная степень проявления психического давления.
  6. Человек совершает публичные действия и полностью зависит от окружающих. Наблюдатели выносят оценочное суждение действиям субъекта, что сказывается на его судьбе. Возникает сверхсильное проявление ингибиции или фасилитации.

Эффект социальной фасилитации проявляется чаще в. Социальная фасилитация

Социа́льная фасилита́ция  — эффект, при котором человек более успешно выполняет поставленные задачи в присутствии других людей, чем в одиночку. Сам механизм, то есть зависимость скорости, объёма и других показателей успешности действий от присутствия рядом особей своего вида, наблюдается не только у людей, но и у животных. Эффект обычно наблюдается при деятельности, связанной с хорошо усвоенными реакциями или привычными действиями. При выполнении сложных задач присутствие других особей может оказывать обратный эффект, который в социальной психологии получил название социальной ингибиции .

При труде в коллективе и отсутствии оценки индивидуального труда каждого участника проявляется противоположный эффект — социальная леность .

Эффект социальной фасилитации, тогда ещё не получившей такого названия, был впервые выявлен в 1898 году психологом Норманом Триплеттом. Он заметил, что во время велосипедных гонок спортсмены демонстрируют более высокие результаты не тогда, когда соревнуются с секундомером , а когда участвуют в коллективных заездах.
Чтобы проверить наблюдение, Триплетт провёл один из первых в истории социальной психологии лабораторный эксперимент , в котором детей просили как можно быстрее наматывать леску на катушку удочки. Результаты показали, что в присутствии соисполнителей дети справлялись с заданием быстрее, чем поодиночке.
Дальнейшие эксперименты ( Г. Олпорт , 1920, Dashiell, 1930, Travis, 1925) показали, что в присутствии других людей испытуемые быстрее решают простые задачи, такие, как примеры на умножение или вычёркивание из текста определённых букв.
Однако вскоре был выявлен обратный эффект (см. ниже), и поскольку данные разных экспериментов противоречили друг другу, учёные на некоторое время перестали заниматься этой проблемой.

В 1930-х годах были получены экспериментальные подтверждения того, что в некоторых случаях присутствие других людей мешает выполнению задач. Этот обратный эффект позже получил в социальной психологии название социальной ингибиции . Так, при действиях, не доведённых до автоматизма (например, заучивание бессмысленных слогов, прохождение лабиринтов, решение сложных арифметических задач) присутствие других людей снижало скорость их выполнения.
В 1966 году Роберт Зайонц попытался найти теоретическое обоснование для противоречащих друг другу данных. Он трактовал результаты с помощью общеизвестного в экспериментальной психологии правила: «возбуждение благоприятствует доминирующим реакциям»

Иначе говоря, социальное возбуждение, вызываемое присутствием другого человека, усиливает реакции, но снижает осторожность, вот почему простые действия, в которых маловероятна ошибка, выполняются успешнее, тогда как в сложных действиях, требующих сосредоточения, растёт количество ошибок, из-за чего они выполняются менее успешно

Около 300 исследований на 25 000 добровольцах подтвердили гипотезу Зайонца. Позднее было выявлено, например, что в присутствии наблюдателей студенты быстрее разбираются с лёгкими лабиринтами и труднее — со сложными, а хорошие игроки в бильярд показывают ещё более высокие результаты по количеству попаданий в лузу, тогда как плохие начинают играть ещё хуже.

Эффект социальной фасилитации неоднократно наблюдался и у животных: в присутствии других особей своего вида муравьи быстрее рыли песок, цыплята поедали больше зёрен, а спаривающиеся крысы проявляли большую сексуальную активность в присутствии других пар. У животных также наблюдалась и так называемая социальная ингибиция: тараканы, длиннохвостые попугаи и зелёные зяблики медленнее осваивали прохождение лабиринтов в присутствии особей своего вида.

Про мене

Критика и альтернативные точки зрения

Модель отвлечения внимания/конфликта

В последнее время популярной становится альтернативная гипотеза — модель отвлечения внимания/конфликта

Данная теория гласит, что во время любой деятельности, за которой наблюдают, внимание индивида разрывается между аудиторией и контролем выполнения задачи. Подобное взаимодействие способно повысить возбуждение и улучшить либо ухудшить эффективность деятельности в зависимости от того, является ли знакомой задача человеку

Более того, сила феномена зависит от ряда причин .

Гипотеза перегрузки

Еще одной альтернативным взглядом на вопросы социальной ингибиции является гипотеза перегрузки, согласно которой отвлекающие факторы ведут не к увеличению возбуждения, а к когнитивной перегрузке, во время которой у человека избыток информации в рабочей памяти

В отношении сложных задач производительность человека падает, так как он уделяет внимание посторонним факторам, теряя концентрацию на основной деятельности.

Социальная ингибиция в массовой культуре

Не подозревая о феномене, различные деятели культуры и искусства регулярно используют социальную ингибицию в своих работах.

Сидит над душой тут и надзирает. Терпеть не могу контроля
А. П. Чехов, «Репетитор»

Также у Дж. Оруэлла в его романе «1984» наблюдение за всеми слоями населения происходило регулярно, что вызывало эффект социальной ингибиции во всех сферах деятельности населения.

Ряд известных комедийных мультсериалов, таких, как «Симпсоны», «Гриффины» и «Южный парк» также используют феномен ингибиции в качестве сюжетных ходов для своих эпизодов.

Всегда лучше наблюдать за процессом, чем делать что-то самому
Гомер Симпсон, «Симпсоны»

Фасилитация и бизнес

Происходящие экономические изменения нередко ставят многочисленные вопросы как перед людьми, так и перед компаниями. Что делать? Что происходит? Как развиваться во время кризиса? Как подготовить себя к будущему росту? Конечно, готовых ответов на эти вопросы нет. Их поиском люди занимаются во время совместного обсуждения при проведении мозговых штурмов, стратегических сессий и рабочих встреч.

Однако нередко время на таких совещаниях тратится участниками впустую. Каждый из них настолько вовлечен в беседу, что происходит рост разногласий и резко снижается эффективность групповой работы. И здесь на помощь приходит социальная фасилитация, которая, попав в сферу бизнеса, приняла профессиональную форму. В переводе с английского facilitate — «помогать, облегчать». Именно поэтому под фасилитацией в бизнесе понимают оказание помощи, которая позволяет группе решать поставленную перед ней задачу. Такой процесс способствует повышению эффективности работы, раскрытию потенциала участников, повышению их заинтересованности.

При использовании технологии фасилитирования совещаний, сессий и мозговых штурмов исполнители направляются в русло более напряженной мыслительной работы.

Фасилитация в бизнесе является одновременно процессом и серией навыков, которые позволяют эффективно организовать беседу по обсуждению спорной ситуации и сложной проблемы, выполнив без потерь времени все намеченные повесткой собрания или совещания пункты. И все это становится возможным только в случае предварительной подготовки, планирования и конструктивного подхода.

Воздействие на науку

Феномен социальной ингибиции изучен не до конца и с завидной регулярностью привлекает внимание исследователей, регулярно проверяя и перепроверяя различные аспекты процесса. Последнее крупное исследование проводили в 2014 году, были изучены особенности социальной ингибиции у больных аутизмом

Пока в целом о феномене можно сказать наверняка, что его нельзя рассматривать отдельно от случаев, в которых он проявляется.

Влияние на методики управления коллективом

Эффекты социальной ингибиции и фасилитации —одни из основных проблем методики управления коллективом. В коллективной работе значительную роль играет уровень развития группы. К примеру, наблюдение за высокоразвитыми как в психологическом, так и в социальном плане коллективами сказывается только положительно, особенно это касается сложных задач, имеющих разные варианты решения. То есть построение сильного команды является основным условием для работы с подобными задачами.

Передплата на

Популярные материалы

Внесите полезный вклад

Если вы опоздали, то это не означает, что вам нужно уклоняться от активного участия в собрании. Старайтесь обсуждать все важные темы и принести максимальную пользу. Это компенсирует ущерб от вашего опоздания.

Но при этом не отвлекайте других людей. Не нужно выяснять у них ту информацию, которую вы пропустили из-за опоздания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector