Игры, в которые играют люди. люди, которые играют в игры (сборник) — эрик берн (2006)

Анализ «игр»

Э. Бёрн писал: «основной принцип теории игр состоит в следующем: любое общение (по сравнению с его отсутствием) полезно и выгодно для людей. Этот факт был подтвержден экспериментами на крысах: было показано, что физический контакт благоприятно влиял не только на физическое и эмоциональное развитие, но также на биохимию мозга и даже на сопротивляемость при лейкемии. Существенным обстоятельством явилось то, что ласковое обращение и болезненный электрошок оказались одинаково эффективным средством поддержания здоровья крыс».

Рассмотрим некоторые психологические игры более подробно.

«Должник»- игра, основным тезисом в которой является: «если бы не долги, то…». Эта игра может нести серьёзные проблемы для человека, хоть тема денег и не несет собой каких- то глубинных трансформаций. Дело в том, человек относиться поверхностно к вещам, которые требую ответственного подхода. Если обратится к массовой культуре, то можно рассмотреть игру «Должник» на примере фильма «Шопоголик», режиссера П. Дж. Хогана. Главная героиня фильма, главная и абсолютно взаимная любовь которой – это походы по магазинам, живет в состоянии постоянно бегства от финансового инспектора. Когда героиня фильма (Реббека Блум) встречает мужчину своей жизни, ситуация с кредиторами заставляет лгать этому человеку. Ценой этой лжи становится потерянное доверие.                                       

«Ударь меня»- игра, участниками которой становятся люди с внутренними установками на роль жертвы. Например, в любой школе есть ученик без какого-либо авторитета, он становится изгоем и мишенью для всякого рода насмешек. Существует подвид этой игры, который называется «поношенное платье». Женщина делает все, чтобы выглядеть никчемной и жалкой, находит всевозможные причины, чтоб оставаться в «материальной яме». Такая женщина, как будто, притягивает людей и ситуации, помогающие ей продолжать эту игру. К примеру, женщина выходит замуж за человека, которого ей приходится содержать, и чтобы не происходило, будь, то рукоприкладство, моральные унижения или алкоголизм партнера, она находит всевозможные причины для того, чтобы продолжать эти «больные отношения».

«Какой ужас!» — игрок ищет причины выплеснуть эмоции другому человеку посредством жалоб. В этой игре всегда участвует три субъекта. Например, мужчина, женщина и подруга женщины, которой он плачется в жилетку, обсуждая несправедливые, по отношению к ней, действия и слова мужчины.

Любая психологическая игра — это, прежде всего, цепочка действий, имеющих предсказуемый ход. Ключевым моментом психологической игры является скрытая мотивация, это тот самый «крючок», который является пусковым механизмом для получения в процессе игры той или иной эмоции. Игрок, даже не всегда осознает, зачем совершает то или иное действие, но есть и те, кто действует осознано, с целью получить определенные эмоции и подпитаться энергией, как правило, это представители публичных профессий и хорошие провокаторы.

Анализ игр помогает пациенту понять участником, какой психологической игры он является, ответить на его главный вопрос: «почему так со мной происходит или почему это ситуация постоянно со мной происходит, как будто по циклической спирали?». А также найти выход из сложившейся ситуации. Иногда очень сложно выйти из состояния игры без посторонней помощи. Поэтому, человек как «наркоман» жаждет получения новых эмоций, иногда, в ущерб собственному здоровью.

Литература:
  1. Берн Э. «Игры в которые играют люди и люди, которые играют в игры»;
  2. Кабрин Э. «Транскоммуникация и личностное развитие»;
  3. Макаров В.В., Макарова Г.А. «Игры, в которые играют… в России. Психологические игры новой России»;
  4. Клод Штайнер. «Сценарии Жизни Людей. Школа Эрика Берна»;

Текст публикуется в авторской редакции

  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate

Формы общения

Эрик Берн. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы.

Необходимо видеть место игр в структуре человеческих взаимоотношений и отличать их от других форм общения.

Процедура – это серия простых дополняющих Взрослых транзакций, направленных на изменение действительности. Обычно имеет место на работе.

Ритуал — повторяющаяся серия простых дополняющих транзакций, заданных внешними социальными условиями. Может быть как религиозным, так и светским, например, прослушивание гимна страны.

Времяпрепровождение — серия простых, полуритуальных дополнительных транзакций, сгруппированных вокруг одной темы, целью которой является структурирование определённого интервала времени. Начинается и кончается этот интервал обычно процедурами и ритуалами. Времяпрепровождением обычно занимаются на вечеринках или в период ожидания перед началом официальных встреч и собраний. Времяпрепровождение может принимать форму «болтовни», а может превратиться в более серьёзное, аргументированное обсуждение.

Игра — серия последовательных дополняющих скрытых транзакций, приводящих к чётко определённому предсказуемому исходу. Игры отличаются от процедур, ритуалов и времяпрепровождения двумя важнейшими признаками: 1) скрытыми мотивами и 2) наличием «выигрыша», конечного вознаграждения, ради которого ведётся игра.

Операция — простая транзакция или набор транзакций, предпринятых с определённой, заранее сформулированной целью. Если кто-то откровенно просит утешения и получает его, это операция. Но если кто-то просит утешения, а получив его, тут же обращает его против дающего, это игра.

Близость — спонтанное, свободное от игр чистосердечное поведение человека, который со всею искренностью живёт в настоящем, сознавая происходящее, свободно, воспринимая мир глазами неиспорченного Ребёнка.

Кирилл Карпенко. Игры, в которые играют в школе: ЛитРес, MyBook, Bookmate.

Город засыпает, просыпается мафия

Преступление, тревога, совещание, голосование, наказание — все эти части игрового процесса никогда не наскучивают. Зелёный (у игроков есть имена, но все используют цвета, как в «Бешеных псах») уверяет, что видел, как Синий зарезал Красного. Синий же настаивает, что Красный помер у него на глазах, но разделался с ним Зелёный. Похоже, один из них врёт, но кто? Бирюзовый почти уверен, что следом за будущей жертвой отправился Оранжевый, но Фиолетовый твердит, что Оранжевый не отходил от него ни на шаг. Жёлтого видели около вентиляционной решётки, Розовый сразу побежал в противоположном от всех направлении, а Чёрный просто какой-то подозрительный. Против кого будем голосовать?

Ещё один мем, подаренный игрой: sus, от слова suspicious — то есть, «подозрительный». Частенько быть «sus» достаточно, чтобы вылететь за борт

Подобные моменты всегда способны удивить и отлично смотрятся на трансляциях: именно благодаря стримерам и ютуберам, которые искали, что новенького показать утомлённым карантином зрителям, Among Us всплыла из небытия в топы просмотров. В отдельные моменты игра превращается в чистокровный детектив с напряжённым противостоянием обвинителей и поиском алиби, в битву умов, которая позволяет предателю отсидеться в сторонке, пока прочие ожесточённо выбрасывают за борт собственных союзников. В этой игре нет одинаковых партий, как и нет строго заданных правил — в любой момент может случиться что угодно, и это нормально.
Не случайно первое, с чем обычно сравнивают Among Us — знаменитое салонное развлечение под названием «Мафия».

Часть 3. Вне игр

Чаще всего игры разыгрываются людьми, страдающими психическими расстройствами либо этакими Буками, Занудами и Болванами. Они были научены этому с детства, так как воспитание на самом деле подразумевает обучение детей выбору игр, в которые следует играть. Однако каждый индивидуум должен стремиться к автономии, то есть, к восстановлению трёх способностей: восприим­чивости, спонтанности и близости.

В полной мере этим обладают дети, поэтому самым важным из трёх эго является Ребёнок. Дети живут здесь и сейчас, они спонтанны и свободно выражают свои чувства, а также откровенны и наивны. Автор уверен, что достижение этого состояния и есть «конечный этап развития», который составляет часть жизни, свободной от игр.

С чего начать

Заработок на видеоиграх — такая же работа, как и все остальные. Многие, в том числе и я, совершают большую ошибку: думают, что если нравится играть, то понравится и работать в этой сфере.

Киберспортсмены получают тысячи долларов не просто за то, что играют в свое удовольствие: перед соревнованиями их ждут изнурительные тренировки с жестким графиком. Даже любимая компьютерная игра может надоесть, если играть в нее каждый день по 12 часов.

Разработчикам видеоигр зачастую нужны глубокие познания в алгебре, геометрии и физике. Стримерам и блогерам пригодится идеальное знание русского и английского языка, сценарного мастерства, навыки монтажа и операторской работы.

Чтобы понять, как на самом деле обстоят дела в индустрии, советую прочитать несколько книг:

  • Джейсон Шрейер «Кровь, пот и пиксели. Обратная сторона индустрии видеоигр»;
  • Роланд Ли «Киберспорт. Good Luck Have Fun»;
  • Пименов Михаил, Токарев Павел «Наша игра. История. Бизнес. Возможности».

Как найти преподавателя

Записаться в шахматную школу или клуб

Единственная проблема, которая может у вас появиться, — это ограничение по возрасту. Но и её можно решить.

Когда я попыталась записаться в ближайшие шахматные школы, мне отказали из-за того, что на обучение берут только малышей. Зато вместо этого предложили прийти и попробовать договориться с преподавателем о частных уроках.

Даже если в вашем городе есть только одна шахматная школа, идите туда и попробуйте найти себе тренера.

Ещё есть шахматные клубы. Чаще всего в них играют люди постарше, объединённые большим желанием и страстью к игре. Это классный выбор для тех, кто любит шахматы, но не всегда хороший вариант для новичка.

Найти друга-шахматиста

Что же касается моего личного опыта, среди своих знакомых и друзей я нашла одного, который оказался кандидатом в мастера спорта по шахматам. Мы быстро договорились об уроках, и я ещё немного приблизилась к поставленной цели.

Нанять преподавателя

Не связываясь с организациями, школами, клубами и кружками, можно просто найти учителя для частных уроков. Постарайтесь встретиться с ним лично до того, как вы договоритесь о первом уроке, чтобы убедиться: с этим человеком вы сможете учиться и не побоитесь переспрашивать у него по нескольку раз непонятные моменты. Если почувствуете дискомфорт, стеснение, неловкость, попробуйте найти другого преподавателя.

«Любой, кто играет лучше вас, уже может научить. Вот только преподаватель не должен быть занудой. И тратиться на суперпрофессионалов сразу не стоит», — советует Владимир Хлепитько.

Peter Miller/Flickr.com

Часть 1. Анализ игр

Люди склонны на протяжении жизни изменять свои взгляды, разыгрывать друг с другом игры, часто бессознательно. В ходе исследования эго было выявлено три вида человеческого поведения: Родитель, Взрослый и Ребёнок. В разных жизненных ситуациях, проявляется одно из состояний.

Родитель — это психоло­гическое состояние, при котором человек ведёт себя так же, как его родитель вёл себя с ним. Он может быть активным и влияющим.

Взрослый — состояние, при котором окружающий мир воспринимается без каких-либо предубеждений. Взрослый всегда контролирует ситуацию, особенно между Родителем и Ребёнком.

Ребёнок — состояние, при котором Взрослый либо Родитель ведут себя по-детски.

Все эти стороны эго имеют право на уважение.

Взаимодействие трёх структурных состояний человеческой психики происходит во время коммуникации посредством вызова взаимодействия и ответа на него. Взаимодействие бывает дополни­тельное и перекрёстное.

Коммуникация всегда дополнительна, так как она отражает взаимодействие двух равноправных состояний эго: Взрослый — Взрослый (тип коммуникации Один), Родитель — Родитель (тип коммуникации Два). Если она перекрёстная, то разговор обрывается и начинается игра. Это происходит, когда роль Родителя либо Взрослого занимает Ребёнок.

Пример дополни­тельной коммуникации: Взрослый — Взрослый.

Пример перекрёстной коммуникации: Взрослый — Ребёнок.

Выровнять взаимодействие можно только в том случае, если Ребёнок вновь станет Взрослым, либо Взрослый станет Родителем.

Существует также реакция обратного перенесения. При ней проявляются скрытые взаимодействия. Они-то и лежат в основе игр. При скрытой коммуникации участвуют два состояния эго. Угловые взаимодействия требуют присутствия трёх состояний эго (характерны для торговцев). Двойные скрытые взаимодействия — четырёх состояний эго (характерны для флирта).

Автор выделяет манипули­рование статической и динамической действи­тельностью, искажённые и действенные процедуры, а также програм­ми­рование поведения. Игры относятся к общественно програм­ми­руемому поведению. Ритуалы характерны для эго Родителя.

В качестве основопо­ла­гающего взаимодействия для установления контакта друг с другом, автор приводит в пример важнейший американский ритуал приветствия — поглаживание. Суть его заключается в том, что при приветственном разговоре каждый вызов взаимодействия и ответ на него оценивается в одно поглаживание.

Пример диалога между Господином «Д» и Господином «Г».

В этом диалоге 8 поглаживаний, благодаря которым участники диалога чувствуют себя весь остальной день замечательно. Отсутствие поглаживаний или, наоборот, их избыток могли бы вызвать резонанс у собеседников. Исследуя ритуалы более детально, автор выяснил, что наиболее популярны ритуалы слияния вины и акты поиска вознаграждения.

Виды психологических игр

Психологические игры, используемые в межличностных отношениях, рассмотрены на основе социологической классификации, так как она является наиболее практичной.

Виды игр

«Игры на всю жизнь» оказывают на игроков наиболее сильное влияние по сравнению с другими играми, рассчитаны на несколько участников. Типичные игры «Попался, сукин сын», «Алкоголик», «Должник». Игру «Попался, сукин сын» можно наблюдать на примере игры в покер.

У одного из игроков выигрышные карты. Если это игрок в «Попался, сукин сын», то его будет интересовать не выигрыш в покер, а сам факт того, что другой игрок находится в его власти. Игра «Попался, сукин сын» отчасти является криминальной игрой. Берн описывает в своей книге, как наблюдая за игрой в покер, он понял механизм другой психологической игры «Я только пытаюсь вам помочь».

«Игры на вечеринках» позволяют разным игрокам найти друг друга. Одна из игр на вечеринках «Какой ужас!»

Игрок постоянно попадает в неприятные ситуации, рассказывает о своих проблемах и страданиях, пытается привлечь к себе внимание и получить сочувствие

«Супружеские игры», как и любые другие, могут присутствовать в семейной жизни. Одной из распространенных является игра «Если бы не ты».

Женщина выходит замуж за деспотичного мужчину, который не позволит ей попадать в пугающие ситуации. В таком браке жена жалуется на запреты и ограничения, из-за чего муж чувствует себя неловко. В результате жена получает вознаграждение в виде сочувствия, внимания, возможности играть с подругами в игру «Если бы не он».

«Сексуальные игры» связаны с супружескими играми, инициатором часто выступает женщина, если водящим является мужчина, то такие игры относятся уже к группе криминальных игр.

Игра «Ну-ка подеритесь» основана на соперничестве двух мужчин за женщину. Сюжет является основой для произведений литературы, театра и кино. Возможны три варианта развития игры.

В романтическом варианте после победы в состязании женщина и ее герой живут долго и счастливо. Драматический сценарий разыгрывается, если побеждает не тот, кого выбрала женщина. В комедии женщина бросает обоих.

«Криминальные игры», например «Полицейские и воры», связаны с мошенничеством, насилием и другими преступлениями. Каждая криминальная игра в своей основе нечестна и незаконна.

Психологические “Криминальные игры”

Такие игры проходят под руководством «Взрослого», то есть планируются профессиональными преступниками.

«Психологические игры» можно наблюдать не только в кабинете психолога, но и в других ситуациях, связанных с социальными отношениями. Типичная игра «Я только пытаюсь вам помочь».

Консультант дает профессиональный совет клиенту. На следующей встрече клиент сообщает, что последовал совету, но не достиг нужного результата. Консультант принимает известие о неудаче и предлагает новый вариант решения проблемы. Консультирование клиента может длиться бесконечно долго.

Игрок в «Я только пытаюсь вам помочь» заранее уверен, что помощь не будет принята, игроку не нужен быстрый результат. В этой ситуации консультант испытывает раздражение, но старается его подавить. Он понимает, что формально следует установленной процедуре, другие консультанты поступают также и он всегда получит поддержку начальства.

Игроков в «Я только пытаюсь вам помочь» следует отличать от профессионалов, которые действительно оказывают помощь.

«Позитивные игры». Поиск положительных игр является трудной задачей, так как все игры основаны на скрытой мотивации и корысти. Хорошая игра приносит пользу одновременно всем участникам. Например, «Трудовой отпуск» становится позитивной игрой, если для игроков содержание работы вторично и работа выполняется ради другой цели.

Некоторые игры несут в себе творческий потенциал. Другая часть игр основана на обмане и конфликтах, поэтому такие игры не доставляют радости и удовольствия игрокам, а их развязка может завершиться настоящей драмой. В своем исследовании Э. Берн постоянно подчеркивает, что игры не могут заменить реальной жизни.

Вам будет интересно почитать:

  • Как избавиться от любви к женатому мужчине. Что делать чтобы изменить ситуацию в свою пользуКак отучить ребёнка от соски правильно. В каком возрасте лучше отучать ребёнка от соски без плача и травмВозрастные кризисы у ребенка: в год, в 3 года, в 7 лет. Советы психолога, как вести себя в периоды детских возрастных кризисовКак перестать смотреть сериалы и начать жить своей жизнью? Есть ли у вас сериальная зависимость и как с ней бороться

Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры (сборник) — Эрик Берн читать онлайн бесплатно полную версию книги

123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051525354555657585960616263646566676869707172737475767778798081828384858687888990919293949596979899100101102103104105106107108109110111112113114115116117118119120121122123124125126127128129130131132133134135136137138139140141142143144145146147148149150151152153154155156157158159160161162163164165166167168169170171172173174175176177178179180181182183184185186187188189190191192193194195196197198199200201202203204205206207208209210211212213214215216217218219220221222223224225226227228229230231232233234235236237238239240241242243244245246247248249250251252253254255256257258259260261262263264265266267268269270271272273274275276277278279280281282283284285286287288289290291292293294295296297298Перейти

Eric Berne, M. D.

GAMES PEOPLE PLAY

The Psychology of Human Relationships

WHAT DO YOU SAY AFTER YOU SAY HELLO

The Psychology of Human Destiny

1964 by Eric Berne. Copyright renewed 1992 by Ellen Berne, Eric Berne, Peter Berne and Terence Berne. This translation published by arrangement with Random House, an imprint of Random House Publishing Group, a division of Random House, lnc.

Перевод. А. Грузберг, 2006

Издание на русском языке. Оформление. ООО «Издательство „Эксмо“», 2014

* * *

ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ

Психология человеческих взаимоотношений

Предисловие

Эта книга была первоначально задумана как продолжение моей работы «Трансакционный анализ в психотерапии», но я надеюсь, что ее все-таки можно прочесть и понять, не будучи знакомым с предыдущей публикацией. В первой части излагается теория, необходимая для анализа и понимания игр. Часть вторая содержит описания игр. В третьей части изложен новый клинический и теоретический материал, который позволяет расширить наши представления о том, что значит быть свободным от игр. Те, кого заинтересуют более подробные сведения, могут обратиться к указанной выше работе. Читатель обеих книг заметит, что вдобавок к новым теоретическим сведениям несколько изменились терминология и точка зрения, что явилось результатом дальнейших размышлений, чтения и новых клинических материалов.

Студенты и слушатели моих лекций часто просили меня продиктовать список игр или подробнее рассмотреть те игры, которые упомянуты в лекциях в качестве примера. Это убедило меня в необходимости написать эту книгу

Я благодарю всех студентов и всех слушателей, в особенности тех, которые обратили мое внимание и помогли выделить и назвать новые игры

Для краткости игры описываются преимущественно с мужской точки зрения, если только они не являются специфически женскими. Таким образом, главный игрок именуется «он», но я не вкладываю в это никаких предубеждений, поскольку та же ситуация может быть отнесена и к «ней», если только не сделана специальная оговорка. Если женская роль существенно отличается от мужской, она описывается отдельно. Точно так же я без всякой задней мысли обычно называю психотерапевта «он». Терминология и способ изложения ориентированы преимущественно на подготовленного читателя, однако надеюсь, что книга покажется интересной и полезной всем.

Трансакционный анализ игр следует отличать от его подрастающего научного «брата» — математического анализа игр, хотя некоторые используемые ниже термины, например «выигрыш», признаны и математиками.

Введение

Процесс общения

Теорию общения между людьми, достаточно подробно рассмотренную в «Трансакционном анализе», можно вкратце свести к следующим положениям.

Установлено, что младенцы, в течение длительного времени лишенные физического контакта с людьми, необратимо деградируют и в конце концов погибают от той или иной неизлечимой болезни. В сущности, это означает, что явление, которое специалисты называют эмоциональной депривацией, может иметь смертельный исход. Эти наблюдения привели к идее о сенсорном голоде и подтвердили, что наилучшими лекарствами от нехватки сенсорных раздражителей являются разного вида прикосновения, поглаживания и т. п. Что, впрочем, известно практически всем родителям из собственного повседневного общения с младенцами.

Похожие книги

Психология согласия Роберт Чалдини

Удивительные Люди Икс. Одарённые Питер Дэвид

Дочковедение. Отцы, воспитывающие дочерей Найджел Латта

Психология влияния. Как научиться убеждать и добиваться успеха Роберт Чалдини

Продано! Искусство и деньги Пирошка Досси

Как быть счастливым всегда. 128 советов, которые избавят вас от стресса и тревоги Мринал Гупта

Вступление или Зачем вообще нужно этому учиться?

Шахматы- это древняя интеллектуальная игра родом из Индии. Эту игру можно сравнить с компьютерными играми RPG, где для победы необходимо не только знание правил, но и умение предугадывать шаги соперника, выстраивать наиболее выгодные стратегии. Любой человек в этой игре находит то, что ему ближе всего.

Одних привлекает возможность реализовать сложную и красивую комбинацию. Другим нравится ощущать себя полководцем, ведущим свои войска к победе, получать особое удовольствие, когда простая пешка, пройдя через всю доску, превращается в самую сильную фигуру – королеву. Третьи любят шахматы за объективность.

Роль судьи в этой игре практически равна нулю. Важна только победа. Научиться играть можно в любом возрасте. Все, что для этого нужно — это доска, фигуры и желание. Вы можете записаться к тренеру, обратиться к родным или самостоятельно изучить правила. Про игру в шахматы написано множество книг, изложено немало статей в интернете.

Уже через год или два вы выработаете очень важные качества:

  • Логика, мышление. В процессе игры все время тренируется мозг, ведь приходится мысленно просматривать разные варианты ходов в поиске самого лучшего. Со временем все процессы проходят быстрее, и каждый новый уровень способствует развитию мышления.
  • Память. В ходе игры шахматист рассчитывает множество вариантов, четко представляя позицию. Профессиональные шахматисты могут играть с закрытыми глазами, делая каждый ход в уме. Память развивается и тогда, когда шахматист осваивает дебюты (начало игры).
  • Внимательность и усидчивость. Вы можете вести всю партию, но, расслабившись лишь на минуту, потерять преимущество, поэтому бдительность и концентрацию необходимо сохранять на протяжении всей игры.
  • Планирование. Играя в шахматы, всегда нужно просчитывать 2-3 хода наперед. Это тоже отражается на мышлении. К примеру, просыпаясь по утрам, я машинально просчитываю, как эффективнее и быстрее все успеть. Поэтому позволяю себе спать немного дольше.
  • Воображение. Размышление в уме развивает воображение и фантазию. Ведь неспроста шахматы считают не просто спортом, но и целым искусством. Богатая фантазия — это основа творчества.

После того, как вы почувствуете себя уверенно на доске, можно принимать участие в турнирах. Обычно турнир проходит по швейцарской системе с неограниченным количеством участников, где в 9 турах определяется победитель. Это целый мир со своими взлетами и падениями, и где каждый новый тур – новое испытание.

В начале, скорее всего, вы будете статистом турнира, который набирается опыта и знаний. Анализ каждого поражения будет основой будущих побед, и через какое-то время, возможно, вы станете победителем.

На этом этапе шахматист развивает в себе новые качества:

  • Конкурентоспособность. Турнир, в котором принимают участие сотни шахматистов, где одно поражение лишает золота, определяет самого лучшего спортсмена.
  • Стрессоустойчивость (умение проигрывать). К турниру вы готовитесь месяцами, некоторые соревнования проходят раз в год и прежде, чем победить один раз, вы проиграешь 10 (здесь я имею в виду крупные турниры, к примеру, самый значимый для себя турнир я победил лишь с 11 раза). После такой школы проблемы в учебе или на работе кажутся цветочками.
  • Распределение временем. Шахматы бывают 3 видов: классические, активные и блиц. В классических шахматах каждому противнику дается по 2 часа времени, в активных – полчаса, в блиц – 5 минут. Если вы не успели уложиться во время, то вы проиграли. Таким образом шахматы учат правильно распределять время, а это важный фактор на каждой школьной контрольной работе и для каждого задания от работодателя.
  • Работоспособность, выдержка. Во время домашних тренировок вы развиваете тактическое и позиционное понимание. Во время турнира вам предстоит колоссальная нагрузка. Полупрофессиональный шахматист на одну игру тратит около 4-5 часов, на подготовку 2-3 часа, и таких туров 9-11 подряд.
  • Воля, характер. Как и другие виды спорта, шахматы закаляют характер и силу воли. В вас зарождается новая мечта. Вы учитесь достигать её, терпеть удары (поражения) и не сдаваться.

Добавлю еще один пункт. Данный навык шахматы не развивают, но это тоже является частью жизни любого спортсмена:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector