Почему надо читать книги

Содержание:

Почему нужно читать книги

Здесь перечислены шесть аргументов о пользе чтения книг, с которыми нельзя не согласиться.

Повышение интеллекта

Книги – хранилище фактов, событий, знаний. Читая много литературных произведений разных жанров, вы улучшаете свою эрудицию. Несмотря на успехи современных технологий, чтение было и будет лучшим инструментом для обучения. Те, кто много читает, обладают широким кругозором.

Увеличение словарного запаса

Систематически читая, вы пополняете словарный запас. Например, если вы читаете произведения непривычного для вас жанра, вы встретите новые слова, которые сможете понять либо из контекста, либо воспользовавшись толковым словарем. Ваш словарный запас постепенно будет обогащаться.

Сохранение молодости

Немецкие ученые нашли способ сохранения умственной деятельности и молодости. Как сообщают ученые, активная работа головного мозга помогает сохранить не только интеллектуальную силу, но и физическую. Это относится к людям разных возрастов. Чтение может продлить жизнь!

Спокойный сон

Исследователи выяснили, что чтение перед сном – полезная привычка. Это помогает расслабиться и отвлечься от насущных проблем. Занимательная книга снижает уровень стресса и лечит депрессию.

Хорошая книга – недорогой и эффективный способ борьбы со стрессом и повседневным напряжением, а также лучшая замена снотворного.

Развитие памяти

Многочисленные исследования показали, что люди, регулярно читающие, тренируют и развивают память. Это не удивительно. Ведь заядлые книголюбы каждый день получают большой поток информации, который нужно обработать, организовать и запомнить.

Можно отметить и то, что читатель в стремлении уследить за сюжетными линиями, чтобы запомнить все имена, характеры героев — активирует свою память.

Улучшение коммуникации и эмпатии

Человек, который много читает, с большей вероятностью сможет четко и понятно выразить свои мысли. Читающие люди – интересные собеседники. Как минимум, это можно объяснить обширным списком тем для разговора.

Чтение художественной литературы дает возможность читателю представить себя на месте другого человека, за счет чего развивается способность к эмпатии.

Прочитывание хороших книг – полезное занятие. Стоит уделять этому больше времени, положительный результат не заставит вас ждать. Читайте больше, выбирайте произведения разных жанров, развивайтесь. Если у вас есть ребенок, младшие брат или сестра, внук, племянник, читайте вместе сказки

Это очень важно

Видео

Не пропустите дополнительную информацию, зачем нужно читать книги.

МирТесен

Научный взгляд

Момент, когда люди научились письменности и чтению, считается важнейшим шагом на пути развития цивилизации. Такого мнения придерживаются абсолютно все ученые, и делают они это не безосновательно. Влияние чтения на мозг уже давно исследуется по всему миру. За последние несколько лет было многократно доказано, что привычка читать в корне меняет жизнь человека, оказывая положительное влияние на мыслительные процессы.

Проведенные исследования дали однозначно положительный ответ на вопрос о том, верно ли утверждение о положительном эффекте от чтения для человека. Мозг того, кто длительное время практикуется в этом и делает это правильно, иначе воспринимает окружающий мир и работает гораздо «качественнее». Убедиться в этом помогут несколько исследований, описанных ниже.

Стэнфордский университет

Специалисты по когнитивной и нервной деятельности мозга с другими учеными провели исследование при американском университете и получили интересный результат. За основу был взят известный роман «Джейн Остин», который давали по очереди кандидатам наук по литературе в аппарате МРТ. Одни погружались в него для своего удовольствия, а другие тщательно анализировали.

Результат показал, что для мозга есть разница, как именно браться за текст. В первом случае были задействованы только участки, связанные с концентрацией мышления. Во втором же – активизировалась когнитивная функция, которая обычно не используется мозгом. Также было доказано, что при резком переходе от одного подхода к роману к другому сразу происходят перемены в нервной мозговой деятельности и кровообращении.

Исследование Станисласа Деэне

Группа ученых, во главе которой встал Станислас Деэне, провела исследование на 63 добровольцах. 31 из участников имели навыки чтения с детства, 22 научились этому взрослыми, а 10 были неграмотными. Все они получали разного рода тестовые задачи, требующие ответа от испытуемого.

Завершив исследование, ученые пришли к выводу, что чтение влияет на работу мозга крайне положительным образом. Как именно отличились грамотные люди по результатам испытания:

  • при распознавании текста активизируется зрительная зона мозга, а также области, обрабатывающие звуковую информацию, и некоторые другие центры;
  • при просмотре текста активно работают несколько зон коры мозга левого полушария в височной и затылочной области;
  • грамотные люди имеют отличную область соединения затылочной и височной доли.

Из журнала Neurology

В 2013 году в популярном научном журнале была опубликована статья о проведенном учеными под руководством Роберта Уилсона исследовании, отвечающим на вопрос о том, зачем нужно читать книги. Они отобрали почти 300 кандидатов пожилого возраста, которые целых 6 лет ежегодно проходили тесты.

Ученые смогли доказать, что регулярное чтение на протяжении всей жизни сводит к минимуму риск возникновения когнитивных расстройств у пожилых людей. Те, кто любил много читать, сумели избежать проблем с памятью и работой мозга даже в старости. Однако это актуально для тех, кто делает это всегда, а не до определенного возраста, т.к. процесс схож с физическими упражнениями – если перестать заниматься, то все результаты постепенно будут потеряны.

Другие исследования

Были проведено множество других исследований, которые привели ученых к очень интересным выводам, а именно:

  • Самым эффективным средством снятия стресса является именно времяпрепровождение с каким-либо романом;
  • Любители сочитать книги с едой стройнее тех, кто не любит так делать, так как увлеченность литературой заставляет жевать медленнее и тщательнее, из-за чего пища усваивается намного лучше;
  • Художественные произведения в туалете спасают от запоров. Лучше всего для этого подходят детективные и шпионские романы;
  • Математические книги, если увлекаться ими во время секса, способны продлить половой акт;
  • Поэзия вызывает сильные чувства возбуждения, а также задействует разделы мозга, отвечающие за автобиографическую память.

Полезно ли чтение книг? Конечно же, да. Описанные выше научные исследования доказывают это. Любовь к литературе является полезной для людей любого возраста.

Определение

Для начала стоит разобраться с терминологией. Согласно энциклопедии, чтение – это когнитивный процесс декодирования символов и знаков, в результате которого происходит понимание написанного текста или иной информации. Получается это на основе сложного процесса взаимодействия между читателем и текстом. Подобный процесс формируется на основе знаний, опыта и культурного понимания написанного.

Но одного вышеперечисленного не хватит. Так что такое чтение? Помимо всего, оно требует также критического мышления и творческого подхода. Проще говоря, без обладания определенными знаниями, фантазией и мышлением процесс понимания написанного будет затрудняться. Есть даже психологическое расстройство, при котором человек не может воспринимать печатный текст. Также процесс чтения — это способность понимать и запоминать прочитанную информацию независимо от источника, будь то бумажная книга или экран книги электронной. Так что теперь мы знаем, что такое чтение.

Как понимать художественную литературу

Важно понимать, что художественная литература глубоко субъективна и не дает единственно верных ответов на вечные вопросы. Не нужно пытаться искать в книге истину

К ней стоит относиться как к мнению конкретного человека, написавшего ее, которое можно сопоставить со своим опытом и подумать: согласны вы или нет? Поэтому и говорят, что литература расширяет кругозор, заставляя нас воспринимать непривычные точки зрения на жизнь.

Чтобы простимулировать размышления, задавайте себе вопросы во время и после чтения:

  • Как бы я пересказал суть книги другу, который ее не читал?
  • Чему я научился, читая книгу?
  • В чём главная идея автора?
  • Какие вопросы ставил автор и как на них отвечал?
  • Почему тот или иной персонаж поступает именно так?
  • Какие эмоции испытывают персонажи и почему?
  • Случалось ли в моей жизни что-то подобное?
  • Как бы я поступил на месте того или иного персонажа?
  • Каким бы могло быть продолжение произведения?

Поиск ответов на эти вопросы развивает мышление. На самом деле изначально идея школьных сочинений была именно в том, чтобы научить детей думать и спровоцировать дискуссии и споры. Но об этом как-то забыли. Вдумчивое чтение дает возможность пережить гораздо больше инсайтов, чем простое поглощение текста.

Характер понимания

Чтение – это процесс, который, будучи вполне последовательным и рациональным, помогает человеку добиться осуществления каких-либо поставленных целей. Однако перед тем как переходить к задачам, выполнение которых обеспечивается благодаря чтению, следует остановиться на такой категории, как «характер понимания», которая включает в себя:

  • точность понимания, адекватность соответствия получаемых и усваиваемых сведений изначальному замыслу писателя (качественная характеристика);
  • полноту понимания, то есть то, какая процентная часть от общего текста оказывается понята (количественный показатель);
  • глубину понимания, выражающуюся в способности анализировать и интерпретировать, выказывать собственное отношение к прочитанной информации, критически её осмыслять (качественная характеристика).

Только с оговоркой на эти пункты можно рассматривать чтение, определение которого было представлено выше как сознательный и необходимый человеку процесс. Если нет абсолютно никакой точности, полноты и глубины понимания, то польза чтения сходит на нет. Подобный бездумный акт не принесет ничего, кроме потери времени.

Чтение книг: определение

Чтение представляет один из основополагающих видов речевой деятельности человека. В зависимости от условий оно выступает или самоцелью, или вспомогательным средством обучения. Благодаря чтению человек с ранних лет приобщается к культурному и научному наследию человечества, знакомится с традициями, правилами, достижениями, произведениями искусства как своего, так и других народов. Самыми элементарными и лежащими на поверхности преимуществами процесса чтения являются обогащение активного и пассивного лексического запаса читающего, формирование у него грамматических навыков.

Одной из характерных, но далеко не специфичных особенностей чтения является выявление и активная обработка получаемой из книг информации. В этом чтение схоже с прочими формами сообщений, например слушанием, письмом и т. п. Качественным отличием от них будет то, что чтение – это операция, которая так или иначе сопровождается воссозданием звуковой формы речи. Несмотря на то что доведенное до механичности чтение превращается в достаточно свернутый, ускоренный и молчаливый процесс, стоит человеку наткнуться на незнакомое или сложное для воспроизведения в речи слово, он, возможно, негромко, неосознанно, но всё же перейдет к шепотному повторению. Здесь явно проступит первичная, изначальная форма чтения как воссоздания звуковой стороны слов, словосочетаний, предложений.

«Лекции по русской литературе», «Лекции по зарубежной литературе» Владимира Набокова

    
Для того чтобы лучше понимать современных авторов, попробуйте сначала понять писателей прошлого.
Однако если вам не хочется тратить свое время на детальное изучение жизни каждого, то попробуйте все и сразу, например, лекции по литературе

Среди самых известных сборников по теме стоит отметить, конечно же, ставшие уже классикой набоковские лекции по русской и зарубежной литературе, читаемые когда-то знаменитым писателем в Корнелльском университете американским студентам.
Особое внимание в своих лекциях автор популярной и по сей день «Лолиты» уделяет именно классикам литературы, чьи художественные приемы во многом влияли на всю последующую литературу. Так что если вы давно хотели разобраться, откуда же берутся все эти истории со злыми двойниками и при чем здесь вообще Стивенсон, то вам точно стоит прочесть Набокова. 
 

«Исповедь литературоведа. Как понимать книги от Достоевского до Кинга» Николая Жаринова

 

Существует ряд книг, где литераторы и журналисты просто признаются в любви своим же книжным полкам. Возможно, это не много добавит ценности вашей способности глубоко и полноценно анализировать текст, однако сможет стать неплохой мотивацией для того, чтобы пересмотреть отношение к уже прочитанному.
Так, Жаринов, которого можно скорее назвать литературным блогером (у него свой канал на YouTube), чем просто литературным критиком, рассказывает про свой персональный опыт «проживания» классической литературы. Во многом он, конечно же, критикует современное образование, которое предлагает детям в 15–16 лет понимать психологизм Достоевского и тонкий юмор Чехова, и на собственном опыте объясняет, как возвращался к прочтению этих произведений спустя много лет, чтобы наконец-то в них разобраться. 
 

С чего начать читать

Найти книгу

Не стоит читать, чтобы одолеть школьный список литературы. Чтение прекрасно вне школы и домашних заданий. Если ни одна книга из учебного списка не вызывает интереса, можно немного схитрить. В крайнем случае книги по программе можно послушать в аудиоформате и посмотреть экранизацию. Это не заменит вдумчивого чтения, но поможет написать сочинение.

Лучше выбирать книгу на основе собственных увлечений. Юному учёному наверняка будет интересно прочесть автобиографию нобелевского лауреата Ричарда Фейнмана «Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!». Любителям моды подойдут книги по истории костюма

Всем, кто хочет разобраться в себе и улучшить навыки общения, советуем обратить внимание на «Ты можешь больше, чем ты думаешь» Томаса Армстронга и другие книги этой серии

Найти писателя

Иногда стоит познакомиться с жизнеописанием автора, чтобы заинтересоваться его работой. Писатель Даниил Хармс, хоть и сочинял детские стихи, детей не любил. Ему нравились маленькие гладкошёрстные собачки, которым он выдумывал причудливые клички, например, «Бранденбургский концерт».

Выбрать время

«Жаворонки», как правило, начинают с книги свой день, а «совы» обычно читают перед сном. Вдобавок к этому лучше брать книгу с собой и открывать её каждый раз, когда появляется минутка полистать мемы в интернете. Если читать в дороге и в минуты ожидания в течение дня, удастся быстрее втянуться в чтение.

Удобно устроиться

Кто-то любит читать лёжа на кровати, а кто-то сидя в кресле с чашечкой какао. Телевизор и компьютер нужно выключить, а телефон поставить на беззвучный режим или вовсе убрать в другую комнату, чтобы точно не отвлекал.

Читать стихи и афоризмы

Если тома художественной прозы пугают начинающего читателя, подойдут сборники мудрых изречений и стихов. Кстати, стихи — отличный способ пробудить образное мышление, ведь всего в несколько слов автор умудряется уместить идею целого произведения. Понравившиеся остроумные афоризмы отлично запоминаются, и их можно использовать в сочинениях и устных высказываниях на уроках.

Посмотреть кино

Любопытно посмотреть экранизацию прочитанной книги: совпадут ли визуальные образы героев в воображении читателя с тем, что представил режиссёр? Какие сюжетные линии останутся в фильме, а какими сценаристы пренебрегут?

Перечень новинок кино может подсказать, какую книгу выбрать для прочтения, чтобы быть в тренде. В разное время экранизации «Гарри Поттера», «Властелина колец», «Хроники Нарнии» и «Алисы в стране чудес» вызывали всплеск интереса к одноимённым книгам. Когда читаешь модное произведение, всегда найдётся, с кем его обсудить.

Завести дневник

Читательский дневник будет полезен при подготовке к письменным работам. В старших классах его можно вести в любом удобном формате, например, в виде ментальной карты.

Важно помимо названия произведения и автора выписывать значимые цитаты, свои собственные вопросы и оценки, догадки, заметки на тему истории и искусства. При подготовке к экзамену по литературе отдельно стоит выписывать тезисный план произведения

Книги могут стать отличной темой для влога: при желании можно научиться интересно и ёмко давать рецензию или лаконично и остроумно пересказывать её содержание.

Обсуждать литературу

Даже школьник со скудным читательским опытом способен поддержать интересную беседу о литературе. Расспрашивать о книгах можно и членов семьи, и сверстников, и учителей, и случайных знакомых. Читает ли собеседник книги, почему да или почему нет? Какая произвела наибольшее впечатление и почему? Как он находит новые книги? Какую книгу обязательно советует прочитать каждому и зачем?

Дополнительные положения классификации

Кроме вышеупомянутых, в системе видов чтения иногда выделяется также чтение филологическое, которым занимаются преимущественно студенты профильных языковых вузов для того, чтобы проанализировать филологические составляющие текста, как правило, художественного.

Художественное чтение – это особая самостоятельная форма чтения, при которой произведения литературы исполняются публично. Этот вид относится к жанру эстрадного искусства, куда входит также устное творчество поэтов-импровизаторов, на ходу придумывающих стихи, прозу, публицистику и драматические отрывки перед собравшимися людьми. Сюда же относится и так называемое авторское чтение. Для декламации неимоверно велико значение слова. Чтения, последователями которых в России были многие поэты и писатели, часто устраивались, например, А. С. Пушкиным, А. Н. Островским, Н. В. Гоголем, а позже – В. В. Маяковским, С. А. Есениным и др. Авторы зачитывали произведения так, как понимали и видели, с нужными интонациями, паузами, повышениями тона и пр.

Искусство декламирования зародилось еще в античной Греции, после чего перекочевало в Рим и распространилось далее в Западную Европу, где прочно прижилось и использовалось такими выдающимися актерами, как И. Кайнц (Германия), братья Коклен, Г. Ирвинг (Англия). В России зарождение художественного чтения связано с именем М.С. Щепкина, а к выдающимся отечественным рассказчикам принадлежат И. Ф. Горбунов (импровизатор), М. Н. Ермолова, чьё чтение отличалось героическим тоном, В. Н. Андреев-Бурлак, который инсценировал на сцене произведения Гоголя и Достоевского. В советское время развитие этого вида речевого искусства также продолжилось: его обогатил мастер слова А. Я. Закушняк, последовавший по его стопам В. Н. Яхонтов, А. И. Шварц и многие другие.

Кроме этого, противопоставленными друг другу в классификации видами чтения являются чтение вслух и чтение про себя, которых мы уже немного коснулись в самом начале. Целью первого является максимально полное усвоение получаемой информации, для чего используется даже прием развернутого проговаривания; скорость чтения при этом равна скорости говорения. Само такое чтение не относится к видам речевой деятельности, а является приемом обучения. Задача второго типа чтения (silent reading) – получение информации благодаря свернутому, внутреннему проговариванию. Это настоящий вид речевой деятельности как он есть.

Самосовершенствование и самопознание

В самом процессе чтения абсолютно любой книги, человек всегда способен подчеркнуть наиболее нужное и самое важное для себя, найти наиболее подходящее решение и более подробно разобраться во всей своей жизни. Тем более, существуют определенные книги, которые способны вдохновлять большинство людей на реализацию своих возможностей, воодушевлять на поиск новых открытий и стремительно добиваться своих результатов

Таким образом, с каждым прочтением книги у человека формируется собственное мировоззрение, меняются и пересматриваются ценности и взгляды, что позволяет ему постоянно развиваться и самосовершенствоваться.

В заключении статьи стоит добавить, что помимо всех вышеперечисленных преимуществ, которое дает чтение книги, существуют и другие. Ведь каждый человек во время чтения книги, всегда получает какое-нибудь преимущество, полезные знания, навыки, опыт и т.д. Главное – это чтобы чтение книги было по желанию, а также, чтобы сам человек был заинтересован в процессе чтения.

Поделиться

Зачем читать медленно

В 1924 году в Советском Союзе вышла брошюра «Как читать книги». Ее автор, дореволюционный профессор логики и философии Сергей Иннокентьевич Поварнин, писал об опасностях быстрого, поверхностного чтения так:

Сегодня некоторые из утверждений Поварнина можно поставить под сомнение, но одно из них остается неоспоримым:

Что же это за польза?

Во-первых, медленное чтение — это активное занятие. Мы привыкли относиться к художественной и философской литературе как к еще одному источнику информации, которая автоматически записывается в наш мозг, пока мы читаем. Поэтому нам кажется, что чем больше книг мы проглотим, чем больше информации употребим, тем умнее станем — отсюда все эти курсы по скорочтению и списки «50 главных книг». К сожалению, это так не работает.

Медленное чтение развивает критическое мышление и умение думать. Активно работая с книгой, читатель самостоятельно ищет дополнительные сведения, сверяет источники, находит ключевые слова, сопоставляет идеи, оценивает суждения автора и продумывает свои аргументы. Всё это прекрасная школа мысли. Крупнейший европейский интеллектуал ХХ века Жак Деррида, критически отнесшийся к основаниям всей европейской культуры, в одном интервью признался, что из всей своей громадной библиотеки прочитал от силы три или четыре книги. «Но я прочел их очень, очень внимательно», — сказал он.

Жак Деррида показывает свою библиотеку

Во-вторых, серьезная и вдумчивая работа с книгой иногда приводит к настоящим озарениям. Медленное чтение заставляет нас долго концентрироваться на фрагменте текста, воспринимать его как проблему, требующую решения, и подбирать к ней ключи. Когда наш мозг после такой интенсивной деятельности переключается в пассивный режим, случаются творческие прозрения.

Взгляд на литературу как на источник готовой информации укрепляет и школьное образование. Вспомните, как часто учителя требовали от вас «знание текста» и «содержания», и при этом они обычно имели в виду сюжет. Но еще в начале ХХ века один из предшественников структурализма Владимир Яковлевич Пропп в своей работе «Морфология сказки» показал, что по большому счету все истории состоят из 31 варьирующейся функции и даже самые запутанные из них строятся по одним и тем же схемам.

Значит ли это, что сюжет не имеет значения? Нет, просто дело не только в нем. Авторы неспроста изводят бумагу и чернила, подбирая нужные эпитеты и выражения и сотню раз исправляя один и тот же абзац.

Художественное произведение раскрывает свой смысл в полной мере только тогда, когда его рассматривают как целостный эстетический объект, состоящий из системы образов, соответствий и переплетений. Каждая ветка сирени, рассеченная лягушка, грамматически неправильная фраза героя или его описание играют в произведениях великого автора свою роль. Пропустить их или не придать им значения — то же самое, что пролистать два параграфа в учебнике математики. Но чтобы эти детали заиграли красками и наполнились смыслами, во время чтения нужно использовать свое воображение. Не ленитесь думать о душевном состоянии героя, вместе с ним обхватывать широкий дуб или дорисовывать недостающие краски на обоях — всё это разовьет ваш эмоциональный интеллект и эмпатию и подарит драгоценный опыт тысячи непрожитых жизней.

Развлечься

Сложно заставить себя читать только потому, что это полезно. Научитесь получать удовольствие от книг — для этого нужно выбрать правильную историю.

  • Определите любимый жанр. Вспомните, какие фильмы вам нравятся больше всего, и найдите аналогичную книгу. Если детективы — попробуйте прочесть Агату Кристи или Ю Несбё, ужасы — Стивена Кинга или Говарда Лавкрафта, комедии — Чехова или Вудхауза.
  • Спросите совета. Если у вас сходятся вкусы с друзьями или родственниками, возможно, их любимые книги понравятся и вам.
  • Посмотрите списки лучших. Найти стоящую литературу можно в подборках. Например, «100 книг, которые должен прочитать каждый», «Лучшие романы с альтернативной историей», «Самые интересные новинки июля». Лайфхакер регулярно публикует такие списки.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector