Понятие агрессии, агрессивности и агрессивного поведения в психологии

Содержание:

Агрессивность у женщин

Женская агрессия имеет совсем другую природу своего проявления и возникновения. Зачастую агрессивность у женщин появляется в пассивной форме. Они стараются скрытыми способами доставить боль другому человеку, например, путем распускания сплетен или наведения порч.

Нередко агрессивность проявляется у представительниц прекрасного пола по причине того, что они находятся в нервном или психическом напряжении. Усталость от работы, постоянных конфликтов, криков детей заставляет женщину раздражаться. Более того, неудовлетворенность жизни или любовными отношениями тоже заставляет проявлять агрессию.

Часто агрессивными становятся женщины в преклонном возрасте. Это связано с деменцией, изменением характера, а также отсутствием каких-либо внутренних ограничений в выражении чувств. Нередко под влиянием обстоятельств у женщины меняется характер в отрицательную сторону, из-за чего она становится злой.

Другими факторами женской агрессивности являются:

  1. Врожденная или гормональная недостаточность.
  2. Детские травмы, негативный опыт, который основан на эмоциях.
  3. Психические патологии.
  4. Отрицательный опыт с другими мужчинами.
  5. Негативное отношение к матери, к примеру, которая подавляла свою дочь.

Агрессивность у женщин зачастую является эмоциональной. Любая мелочь может стать причиной для раздражения. Сюда можно отнести неоправданные ожидания, которые женщина возлагала на себя, мужчину, детей и жизнь в целом. Если она не реализовала всех своих желаний, тогда в более преклонном возрасте может испытывать гнев на окружающих.

Типы личности агрессивного человека

Неограниченно-агрессивный

Неограниченно-агрессивный тип личности склонен к открытой агрессии, которая не всегда имеет объективные причины. Такое поведение принято называть асоциальным. Эти люди могут легко впадать в ярость, они не думают о последствиях своих действий, не чувствуют опасности. Они импульсивны, склонны к риску, могут нанести тяжелый ущерб другому человеку (как моральный, так и физический), не испытывая при этом угрызений совести.

Чаще всего такие личности становятся преступниками, т. к. отказываются подчиняться нормам и правилам, установленным в обществе. Они несдержанны и непредсказуемы, в связи с чем представляют угрозу для других людей. Такие индивидуумы не склонны подчиняться даже в тех случаях, когда от этого зависят их собственные интересы.

Направленно-агрессивный

Направленно-агрессивный тип личности отличается тем, что устремляют свою агрессию в ту область, где ее проявление может считаться приемлемым (спорт, армия, бизнес, силовые структуры и т. д.). Люди такого типа стараются не выходить за рамки уголовного кодекса, но им не всегда это удается. Они могут причинить вред окружающим, если чувствуют, что останутся безнаказанными.

Садистический

Садистический тип отличается от всех остальных тем, что получает удовольствие от причинения боли окружающим. Если другие типы агрессоров конечной целью ставят свои интересы и победу над оппонентом, то садистическая личность наслаждается самим процессом причинения боли и унижений. Они также любят подчинять своей воле других людей, но если остальные типы личностей считают причинение вреда человеку издержками борьбы, то у садистов это основная цель.

Хищнический (психопатический)

Хищнический или психопатический тип личности является наиболее опасным для общества. Эти люди — искусные манипуляторы, которые изучают слабые места своих жертв, чтобы в подходящий момент совершить нападение. У них отсутствует понятие совести, морали и т. п. Они могут быть жестокими и безжалостными по отношению к другим.

В отличие от остальных типов, они маскируются под добропорядочных граждан, могут быть обаятельными и располагающими к себе личностями. Распознать такое поведение не всегда представляется возможным. Они используют людей в своих целях, считая себя выше всех остальных. Они воспринимают других людей как средство осуществления своих намерений.

Скрыто-агрессивный

Скрыто-агрессивный тип редко проявляет агрессию в прямой форме. Он понимает, что тем самым может оттолкнуть от себя людей и вызвать негативную реакцию в ответ на свои действия. Такие люди злопамятны.

Особенности молодежного сленга

В современном русском языке «молодежные» слова чаще всего представляют собой английские заимствования (мёрч, хайп, стримить), сокращения (агриться, ЧСВ, шмот) или слова, образованные по созвучию (ауф, лойс). Сильное влияние на молодежный сленг оказывает компьютеризация: интернет и мемы постоянно привносят новые выражения в «оффлайновый» язык.

Молодежный сленг выполняет целый ряд функций. С его помощью юношество отделяет «своих» от «чужих»; противопоставляет себя старшему поколению и официальным институтам общества; самовыражается в юморе и творчестве; обозначает понятия, для которых нет адекватных слов в литературном языке.

В отличие от устойчивых профессиональных жаргонов, молодежный сленг быстро меняется. Вероятно, это самая подвижная часть языка. Постоянно появляются неологизмы, а прежние слова выходят из моды и уже через несколько лет позволяют безошибочно опознать «старпера» — представителя прошлого поколения.

Редакция Anews предупреждает: не пытайтесь использовать новомодные словечки, чтобы «говорить с подростками на одном языке». В их глазах нет ничего глупее, чем молодящийся бумер или миллениал.

Агрессия у детей

Статистика свидетельствует, что в последние годы школьники, особенно младших классов, становятся всё более агрессивными. У них появляется агрессивное поведение, направленное как на одноклассников и друзей, так и на учителей и родителей. Среди наиболее актуальных причин называют:

  • пребывание в нестабильном психологическом климате в семье (родители не ладят между собой, проявляют агрессию к своему сыну или дочери)
  • плохое воспитание (когда один день ребенку что-то разрешают, а на второй день немотивированно наотрез отказывают в это же; это вызывает непонимание ребенка и злость)
  • плохая успеваемость в школе
  • ссоры и отсутствие общего языка с одноклассниками
  • предвзятое отношение учителя, воспитателя
  • излишняя требовательность учителя, куратора, родителей

Агрессивное поведение у ребенка 2 лет может быть спровоцировано запретом чего-либо. Когда они не получают желаемого, может начаться истерика или проявления агрессии. Дети такого возраста еще не понимают, что их поведение имеет определенный результат, который может существенно отражаться на окружающих. Например, они могут толкнуть другого ребенка, не понимая, что тот может удариться головой или даже сломать себе что-либо. Агрессивных детей в возрасте 2 лет лучше не ругать. Объясните ему, в чем он был не прав, какие последствия несут его поступки

При истерике постарайтесь переключить его внимание на что-либо

Также агрессия у детей 2 лет может говорить о том, что они испытывают базовые физические потребности, о которых пока не могут сказать (или не могут даже их осознать). Например, ребенок может хотеть пить, кушать, спать, отдыхать.

В три года у ребенка наступает первый возрастной криз. Нельзя проявляться ответную агрессию, нужно действовать спокойными разговорами, объяснениями ситуации. Если это не помогает, нужно обязательно обратиться на консультацию к квалифицированному детскому психологу.

Агрессивное поведение дошкольников может иметь такие возможные причины:

  • биологические
  • наследственные, особенности характера
  • соматические болезни
  • патологии головного мозга

В 7 лет у ребенка наступает еще один криз становления личности. Поступая в первый класс, они сталкиваются с новыми ограничениями. Отсюда может исходить грубость по отношению к родителям, ссоры с друзьями и товарищами, игнорирование просьб и приказов учителя. Если родители в ответ на такое поведение будут кричать на ребенка, наказывать его, это приведет к усугублению криза.

Агрессию у ребенка 7 лет может спровоцировать нездоровый психологический климат в семье, физические наказания за проступки и низкую успеваемость, жестокие компьютерные игры, постоянный просмотр фильмов, где герои проявляют агрессию (в основном это триллеры и боевики), установки воспитания (когда ребенка учат в ответ на агрессию от другого ребенка самому действовать агрессивно, прибегая к физическим методам).

Агрессивное поведение школьников может быть связано с навязыванием ощущения элитности родителями. Дети из богатых семей требуют к себе повышенного внимания со стороны учителей, почета и даже поклонения со стороны одноклассников. Они чувствуют свою избранность, считают себя «выше других». Когда окружающие нарушают их иллюзию, не подтверждают имеющиеся установки, у ребенка начинается агрессивное поведение.

Причины

Психические и психологические причины агрессивного поведения у взрослых и подростков:

  • употребление снотворных лекарств
  • злоупотребление препаратами из группы антидепрессантов
  • проблемы на работе
  • неполадки в личной жизни
  • отсутствие отдыха при интенсивной рабочей загруженности

Мотивы агрессии могут быть такие:

  • враждебные (гнев, ненависть, ярость, эмоциональный срыв)
  • патологические (это следствия психических нарушений: галлюцинации, бред, психозы)
  • авторитарные (связанные со стремлением к власти, человек стремится быть выше окружающих, контролировать их и подчинять)
  • гедонистические (агрессия приносит человеку удовлетворение: моральное или физическое)
  • психической саморегуляции (агрессия помогает человеку обрести психологический комфорт и внутреннюю гармонию)
  • отрицания (агрессивное поведение в таких случаях — способ нарушения существующих правил, норм, законов)

Отдельно некоторые исследователи рассматривают мотивы следования, приобретения и достижения, защитные мотивы агрессии.

Теории агрессивного поведения

Таких теорий существует множество. Наибольшее распространение получили теории Эриха Фромма, Зигмунда Фрейда и Конрада Лоренца. Агрессию делят на 4 категории:

  • потребность, которая вызвана внешними факторами (этот механизм объясняется фрустрационной теорией)
  • врожденная особенность (объясняется теорией влечения)
  • форма поведения в обществе
  • познавательные и эмоциональные процессы

Особенности агрессии детей и подростков

Основные причины агрессивности людей коренятся в детстве.

С помощью агрессии ребёнок получал желаемое: отбирал заветную игрушку, прогонял кого-нибудь с удобного места — модель агрессивного поведения успешно закреплялась в сознании.

Жёсткое поведение значимых людей: родственников, педагогов, старших сверстников становилось образцом для подражания.

Несправедливость по отношению к себе ребёнок привыкал отражать агрессией: обзывался, дрался, кусался.

Получая мало внимания со стороны родителей, дети стараются обратить на себя внимание с помощью агрессии. Шаблоны агрессивного поведения закрепляется на подсознательном уровне — в дальнейшем ребёнок будет применять его автоматически

Так, девочка 4 лет проявляла свою агрессию тем, что со свирепым лицом впивалась ногтями в кожу соперника, не выпуская его. Оказалось, что в возрасте двух лет ей пришлось отнимать игрушку у кошки, и та её поцарапала. Девочка усвоила этот метод защиты и стала его активно использовать

Шаблоны агрессивного поведения закрепляется на подсознательном уровне — в дальнейшем ребёнок будет применять его автоматически. Так, девочка 4 лет проявляла свою агрессию тем, что со свирепым лицом впивалась ногтями в кожу соперника, не выпуская его. Оказалось, что в возрасте двух лет ей пришлось отнимать игрушку у кошки, и та её поцарапала. Девочка усвоила этот метод защиты и стала его активно использовать.

Осознанно добиваться желаемого через агрессивное поведение дети начинают с 2 лет: кусаются, закатывают истерики, швыряют игрушки. К 4 годам дети уже контролируют свои действия, следят за реакцией окружающих — будет ли иметь успех тот или иной метод агрессии. В возрасте 5 лет происходит разделение на мужские и женские методы агрессии. Мальчики самоутверждаются через физическое нападение: дерутся, толкаются. Девочки переходят на вербальные формы: обзывают, насмехаются, угрожают.

Младшие школьники проявляют агрессию спонтанно, в ситуациях, когда у них что-либо не получается

Здесь важно следить, на кого направлена агрессия и каковы её причины. Нападки на родителей происходят из-за дефицита внимания или, наоборот, как протест против ограничения свободы

Драки со сверстниками говорят о желании самоутвердиться и стать лидером. Агрессия против учителей — протест против правил школьной жизни. Без своевременного влияния родителей агрессивность младших школьников может из способа эмоциональной разрядки стать чертой характера.

У подростков формы агрессии ужесточаются. Задача родителей — свести приступы агрессии к минимуму. Надо понимать, что выплеск негативных эмоций в это время необходим, т. к. их сдерживание приводит к проблемам со здоровьем.

С интересами подростка приходится считаться — авторитарный стиль в этом возрасте недопустим. Все требования родителей должны быть обоснованы, их поведение должно доказывать подростку, что его любят и о нём заботятся несмотря ни на что.

Памятная монета Банка России

20 апреля 2017 года Банк России выпустил в обращение памятную монету номиналом 10 рублей серии «Древние города России»: г. Олонец, Республика Карелия (1137 г.).

Использование материнского капитала: изменения

Признаки агрессивности

Агрессивность имеет признаки своего проявления. Обычно они выражаются в отношении, поведении и форме проявления агрессии. К примеру, признаками агрессивности могут стать доминирование, отсутствие кооперации и патологическая конфликтность человека с окружающими. При этом отмечается болезненное восприятие критики в свой адрес. Человек не приемлет негативных высказываний в свой адрес, даже если речь идет всего лишь о выражении личной точки зрения.

Сайт психотерапевтической помощи psymedcare.ru отмечает, что агрессивность ярко проявляется в поведении человека:

  • Хлопает дверью.
  • Отвечает криком или нецензурными словами.
  • Применяет физическую силу.
  • Бьет посуду.
  • Ругается.
  • Кусается.
  • Рвет вещи или ломает мебель.

Здесь ярко проявляются формы агрессивности:

  • Физическое насилие.
  • Косвенные попытки причинить боль.
  • Раздражение, переходящее в грубость и вспыльчивость.
  • Обида, основанная на реальных и вымышленных действиях окружающих.
  • Готовность к борьбе и сопротивлению.
  • Подозрительность и недоверие, поскольку человеку кажется, что люди ему намерены навредить.
  • Чувство вины и самобичевание, когда человек убежден, что он плохой.
  • Словесные выражения – крики, угрозы, проклятия, визги и т. д.

Агрессивность часто сопровождается уверенностью в собственной правоте, а также приливе сил, когда человек способен на все. Психологи отмечают, что пока человек слаб духом и своими убеждениями, он не склонен к злости. Он готов к тому, что может в чем-то ошибаться или заблуждаться. Агрессия же появляется в тот момент, когда человек стопроцентно убежден в собственной правоте.

Агрессивность считается социальным явлением, поскольку часто связана с интересами и желаниями людей. Если человек может поступиться своими интересами, тогда проявляет мягкость в поведении, в отличие от ситуаций, когда он не готов пойти на уступки.

Причины агрессивности

У агрессивности есть свои причины возникновения. Она не проявляется просто так, обычно для агрессии нужен объект, на который она будет направлена после того, как вызовет соответствующую эмоцию.

В процессе развития агрессивности участвуют личностные качества человека:

  • Рассеянность, вдумчивость.
  • Склонность к импульсивности.
  • Враждебная интерпретация ситуации, то есть восприятие поведения людей или влияние окружающей среды как агрессивное.
  • Эмоциональная восприимчивость, неудовлетворенность, ранимость, чувство дискомфорта.

На агрессивное поведение могут влиять психические и нервные заболевания. Так, психически больные люди, например, шизофренией или маниакально-депрессивным психозом могут неправильно воспринимать посылы окружающей среды, из-за чего вести себя агрессивно.

Агрессивное поведение не является редкостью среди обычных, здоровых людей. Здесь всегда присутствуют провоцирующие факторы, которые способствуют или вызывают агрессию:

  1. Злоупотребление психотропными препаратами или алкоголем.
  2. Частые конфликтные ситуации.
  3. Неустроенность личной жизни.
  4. Интимные проблемы.
  5. Употребление наркотиков.
  6. Чувство одиночества.
  7. Наличие проблем личного характера.
  8. Строгое воспитание.
  9. Переутомление.
  10. Отказ от отдыха.
  11. Просмотр фильмов с агрессивной тематикой.

Однако не следует относиться к агрессивности исключительно отрицательно. Там, где нужно использовать физическую силу, чтобы достичь положительных результатов, данное качество приходится кстати. Так, например, агрессивность хороша в спортивных соревнованиях, поскольку дает энергию.

Проявления агрессии у женщин

Как слабый пол, женщины подавляют свою агрессию по отношению к мужчине, но вымещают её на детях. Поэтому так много взрослых детей обижены, прежде всего, на мам. Часто женщины проявляют агрессию для эмоциональной разрядки, не желая никому вреда: крик на пределе, плачь навзрыд, истерика — всё для того, чтобы быть услышанным.

Но мужчину такое поведение раздражает, детей пугает — и женщина остаётся один на один со своими проблемами. Женская агрессивность больше, чем у мужчин, зависит от гормонального фона, её вспышки обусловлены гормональными изменениями: ПМС, беременностью, лактацией, климаксом.

Рождение ребёнка резко увеличивает физическую и психическую нагрузку на женский организм. Она приходит в отчаяние от того, что не имеет личного времени, становится раздражительной, вымещая свой гнев на ребёнке.

Тесты

Профессиональный тест на агрессию А. Басса и А. Дарки

Чаще всего используется психотерапевтами, чтобы выявить степень и коэффициент агрессивности и враждебности у пациента.

Инструкция:

Прочитайте утверждение.
Подумайте, насколько оно соответствует вашему образу жизни, стилю поведения, отношению к тому или иному явлению, восприятию людей, эмоциям и чувствам.
Оценивайте себя, исходя из своего обычного поведения, т. е

как вы поступаете чаще всего.
Ответьте: «да» или «нет».
Особое внимание обратите на утверждения, содержащие частицу «не». Если отвечаете «да», значит, соглашаетесь с тем, что вы этого НЕ делаете

И наоборот.

Тест:

Ключ:

*К — коэффициент.

Подсчёт:

  1. Сложите количество баллов по каждой шкале.
  2. Умножьте на коэффициент, указанный в таблице для каждой шкалы отдельно.
  3. Посмотрите, какое чувство преобладает:

Физическая

Применение физической силы против партнёра/оппонента при несовпадении жизненных принципов, интересов, мнений.

Вербальная

Демонстрация негативных чувств через ссору, скандал, обидные слова, обзывания, грубые ответы, угрозы, проклятия.

Косвенная

Подрыв авторитета партнёра/оппонента посредством сплетен, интриг, слухов, злых шуток. Демонстрация неконтролируемых, слишком бурных эмоциональных реакций (крик, стук кулаком по столу, топот ногами).

Негативизм

Оппозиция против общеутверждённых правил, требований, начальства.

Раздражение

Под воздействием любого эмоционального возбуждения — демонстрация негативных чувств: грубое поведение, резкие высказывания, нахмуренное лицо.

Подозрительность

Вера в то, что обмануть может каждый. Тотальное недоверие всем.

Обида

Ярко выраженная демонстрация неудовольствия вследствие реальных или вымышленных действий окружающих. Продиктована завышенными ожиданиями.

Аутоагрессия

Уверенность (часто надуманная) в негативности своих поступков. Постоянные угрызения совести (относящиеся к действительным или мнимым прегрешениям). Отрицательное отношение к самому себе.

Чтобы подсчитать индекс (∑) агрессивности, суммируйте баллы по 1, 3 и 7 шкалы. Норма — 21 ± 4 балла. Чтобы подсчитать индекс (∑) враждебности, суммируйте баллы по 5 и 6 шкалам. Норма — 7 ± 3 балла.

Методика Ассингера

Более простой тест.

Инструкция:

  1. Прочитать утверждение.
  2. Выбрать вариант ответа.

Подсчёт баллов проводится по 2 шкалам.

Шкала «Уход от тестирования»: если вообще нет ответа на какие-то вопросы, каждый такой случай оценивается в 1 балл. Если набрано от 0 до 4 баллов, результат тестирования достоверен. Если больше — нет.

Шкала «Агрессивность»:

Интерпретация:

Агрессивное поведение у детей

Психологи отмечают, что агрессивное поведение у маленьких детей (до 3 лет) естественный процесс, который не должен пугать их родителей. Причинами агрессивного подведения у ребенка может быть перевозбуждение, усталость, голод или жажда, плохое самочувствие. При правильном подходе родителей ребенок и при отсутствии биологического фактора агрессивного поведения, ребенок впоследствии перерастает агрессивное поведение.

[], []

Агрессивное поведение у ребенка 2 лет

Двухлетние дети активно познают мир, они очень любознательны и открыты. Именно в этом возрасте любые запреты и неполучение желаемого вызывает у ребенка бурную агрессивную реакцию. В этом возрасте дети не могут оценить последствия своих действий. Толкнул товарища по песочнице, тот упал и больно ударился. Ругать ребенка, проявившего агрессию, психологи и педагоги не советую

Лучше спокойно объяснить ситуацию и переключить внимание своего малыша на что-то другое. Истерика часто свидетельствует не о скверном характере, а об усталости, голоде или жажде

[], [], []

Агрессивное поведение у ребенка 3 лет

Три года – это период первого возрастного криза у детей. Психологи считают, что в этом возрасте детская злость, гнев, истерика и агрессия не должны вызывать у родителей желание наказать и перевоспитать, а только помочь, понять и разъяснить. Поводом для тревоги может стать жестокое отношение ребенка к животным. Для коррекции поведения лучше обратится к детскому психологу.

[], [], []

Агрессивное поведение у ребенка 7 лет

Семь лет – период еще одного кризиса в становлении личности ребенка. В 6-7 лет дети идут в школу, попадают в совершенно незнакомый мир рамок и ограничений, тем самым кризис становится глубже. «Семилетки» ссорятся со сверстниками, грубят родителям и нередко игнорируют авторитет педагога. Парадокс, но психологи уверены, что подавлять агрессию у детей не стоит. Зло порождает зло. Когда родитель наказывает ребенка за проявление агрессии, то тем самым только усугубляет ситуацию.Агрессию в ребенке семи лет провоцирует нервная обстановка в семье, частные ссоры между родителями; применения физического наказания к ребенку; секции борьбы, просмотр боевиков и триллеров; неправильная мотивация разрешения конфликтных ситуаций –«а ты его ударь в ответ».

[], [], []

Агрессивное поведение дошкольников

Причиной проявления агрессии у детей дошкольного возраста могут быть факторы наследственно-характерологические, биологические факторы, а также заболевания головного мозга, соматические.

Психологи единодушны – если в семье царит любовь и доверие, дружеская остановка, то ребенок никогда не станет проявлять агрессию. Семья, окружающие дети и средства массовой информации – эти три фактора (если ребенок физически здоров) влияют на уровень агрессии у дошкольника.

[], [], [], [], []

Агрессивное поведение младших школьников

Учителя отмечают, что с каждым годом число агрессивных детей неуклонно растет. Тем не менее, именно младшая школа оказывает максимальное влияние и воздействие на ребенка. То есть, квалифицированный педагог, безусловно, при участии родителей, может справиться с агрессией, проявляемой учениками 1-4 классов. В возрасте 6-10 дет происходит становление личности ребенка, определение его места в коллективе, нередко, дети пытаются доказать свою значимость посредством агрессии.

[], [], [], [], []

Агрессивное поведение школьников

Как известно, школа накладывает на учеников серьёзные ограничения в поведении. И если учащиеся младших классов воспринимают это как норму, то старшеклассники порой протестуют. Нередко сложности возникают, когда материальное положение ученика намного выше его педагога и ребенок знает об этом. Дети из состоятельных семей чувствуют себя особенными и требуют такого отношения, как от сверстников, так и от педагогов. Причин, которые провоцируют агрессию в школьников, достаточно много

Важно, чтобы родители и педагоги не закрывали на проблему глаза, а пытались ее решить, привлекая психологов и психотерапевтов

[], [], [], [], [], [], [], []

Агрессивное поведение подростков

Агрессия в подростковой среде растет с каждым годом. Социально-экономическое неравенство, неблагополучная ситуация в семье, проблемы в учебе, средства массовой информации, фильмы, в которых преобладает насилие — это далеко не весь список того, что заставляет подростков проявлять агрессию.

[], [], [], [], [], [], [], []

Природа агрессивного поведения

Агрессивные реакции появляются в поведении тогда, когда человек терпит неудачу в удовлетворении значимых для него потребностей. Если вам не достался билет на концерт группы, к которой вы равнодушны — это проходит почти незаметно для психики. Но если вы фанат, и попасть на этот концерт — предел ваших желаний, тогда включаются в работу механизмы агрессии, чтобы любой ценой добиться цели.

Центры агрессии в нашем мозгу

В центральной нервной системе за модель активного поведения в неблагоприятных ситуациях ответственны три центра:

1 Миндалина правого полушария головного мозга принимает всю негативную для организма информацию и предаёт её в гипоталамус.

2 Гипоталамус обеспечивает гормональный ответ на сигналы опасности, поступившие из миндалины.

3 Поясная извилина и лобные доли коры головного мозга отвечают за выбор поведения в данной ситуации, просчитывает шансы на успех и возможные последствия. Чем сильнее развита у человека эта «думающая» зона головного мозга, тем менее он склонен к проявлению агрессии — энергетически затратному и разрушительному способу удовлетворения потребностей.

У агрессивных людей сильнее выражена работа миндалины — в этом центре хранится память о негативных эмоциях прошлого опыта: страх, злоба, гнев. Они быстро овладевают нервной системой и провоцируют немедленные действия. Про таких людей принято говорить: «без царя в голове» — они спешат развязать конфликт, а уж потом думать о разбитых горшках.

Какие гормоны руководят агрессивным поведением

Агрессивное поведение готовят гормоны, которые выделяют надпочечники по сигналу из гипоталамуса.

Норадреналин — «гормон ярости», пробуждающий в человеке льва. Действие этого гормона передаётся формулой: «нападай или защищайся». Блокируются центры торможения, сужаются сосуды, повышается давление, быстрее бьётся сердце — организм готовится к драке за свои интересы.

Рецепторы норадреналина сконцентрированы в «голубом пятне» головного мозга, если от рождения этот центр сильно развит, человек генетически предрасположен к активному поведению и агрессии.

Адреналин — «гормон страха», заставляющий побыстрее избавиться от опасности. Его называют ещё «гормоном кролика» с девизом: «бей и беги». Адреналин так же, как и норадреналин, действует на вегетативную нервную систему, ускоряет обменные процессы. Когда опасность минует, эти гормоны стимулируют выработку положительных эмоций, переживание успеха.

Тестостерон — мужской гормон, а, как установлено, мужчины в большинстве своём ведут себя агрессивнее женщин. Но прямой связи между увеличением тестостерона и повышением агрессивности исследователи не обнаружили.

А вот выброс норадреналина и адреналина приводит организм в состояние полной боевой готовности. Приток кислорода, концентрация глюкозы в крови ускоряют выработку энергии. Человек ищет, куда бы её выплеснуть, его «тянет на подвиги».

Блокируется развитие имеющихся патологий: прекращаются кровотечения, воспаления, аллергии, устраняются спазмы мышц и отёки. Немощный и расслабленный человек может на глазах преобразиться в субъекта, который кричит, машет руками, совершает самые непредсказуемые поступки. Такие приступы, если они случаются часто, приводят к болезням:

Гипертонии с её логичным завершением — инсультом или инфарктомАритмииПочечной недостаточностиНарушению функций щитовидной железы

Заключение

Надеемся, что нам удалось ответить на накопившиеся у читателя вопросы. Узнать больше о том, в каких случаях оправдана установка коллектора водоснабжения, вам поможет видео в этой статье. Успехов!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector