Виды коммуникаций

Почему стартапы проваливаются

Групповое взаимодействие

Оно возникает в процессе непосредственного общения небольшого количества субъектов, которые хорошо друг друга знают и постоянно обмениваются информацией. В качестве нижнего предела такой коммуникации обычно выступает диада или триада. Первая предполагает взаимодействие двух, а вторая – трех индивидов. Верхний предел будет зависеть от характера деятельности группы. Все формы коммуникации в группе, кроме информативной, реализуют и другие функции. Например, при взаимодействиях формируется согласие, обеспечивается единство действий, складывается определенная культура.

Приемы эффективной коммуникации

Любой человек живет в обществе и зависим от него. Даже самые отчаянные домоседы, возможно не напрямую, но вступают в межличностные связи. И для работы, и для бытовых социальных связей будет полезна эффективная коммуникация. Приемы и навыки общения можно развить и улучшить – это сделает жизнь любого человека намного проще.

Хотите в процессе общения получать позитив? Вам будет полезно узнать некоторые приемы повышения эффективности коммуникации:

  1. Научитесь внимательно слушать то, что говорят. Следует не просто смотреть на собеседника во время разговора, но и слегка наклониться, кивать головой, задавать уместные наводящие вопросы. Этот прием позволит максимально точно понять точку зрения собеседника.
  2. Говорите четко, кратко и по существу. Чем яснее сформулирована мысль, тем больше вероятности, что ее поймут и воспримут правильно.
  3. Включайте в свой арсенал не только вербальную, но и невербальную коммуникацию. Примите такую же позу, как и собеседник, старайтесь использовать только открытые жесты, не касайтесь лица во время беседы.
  4. Следите за эмоциональной окраской речи. Она должна быть умеренной, но настолько, чтобы собеседник понял вашу заинтересованность в вопросе.
  5. Овладейте приемами ораторского искусства. Умение владеть голосом позволяет ускорить развитие эффективной коммуникации. Четкая артикуляция, правильный тембр и выверенная громкость сделают позитивным любое сообщение.
  6. Овладейте техническими средствами коммуникации. Любому взрослому человеку необходимо уметь пользоваться телефоном, факсом, “Скайпом”, электронной почтой. Навык письменного общения следует развивать регулярно.

Это лишь основные приемы, предназначенные для облегчения и улучшения межличностного общения.

СМК

В массовой коммуникации используются специальные средства, которые представляют собой каналы и передатчики, посредством которых информация распространяется на значительные территории. Современная система включает в себя несколько звеньев. В частности, в СМК входят СМИ, информатика и телекоммуникация. Первые включают в себя прессу, аудиовизуальные каналы (радио, телетексты и пр.), информационные службы. СМИ состоят из технических средств фиксации, тиражирования, копирования, хранения данных, а также постоянного, системного распространения больших объемов музыкальных, словесных, образных сведений.

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Определение функции социальной коммуникации. (Взаимодействие с целью обмена и передачи инф-ции и воздействия посредством этой инф-ции на индивида или общество).

Функции
коммуникации: (надо соотнести с фразой
выше)

Эмотивная
(экспрессивная) функция

 связана с
адресантом и имеет целью выражение его
отношения к тому, что он говорит.

Конативная
функция

 отражает
ориентацию на адресата. Сюда подпадают
в числе прочего такие формы речи как
звательный падеж и повелительное
наклонение. Она выражает непосредственное
воздействие на собеседника.

Фатинеская
функция

 сориентирована
на контакт, для нее важна не передача
информации, а поддержание контакта. Это
разговоры о погоде, разговоры во время
празднования дня рождения, где самым
важным становится не новизна информации,
а процесс поддержания контакта. Мы часто
проверяем контакт словами «Ты
слушаешь?»

Метаязыковая
функция

 связана с кодом:
не знал слова, мы можем спросить о его
значении и получить ответ. Ответ может
быть дан описательно, с помощью других
слов, а может и просто с помощью показа
предмета.

Поэтическая
функция

 направлена на
сообщение

Это центральная функция для
словесного искусства, для которого
характерно большее внимание к форме,
чем к содержанию сообщения. Наша бытовая
речь более сориентирована на содержание.

Референтивная(денотативная,
когнитивная) функция

 сориентирована
на контекст и представляет собой отсылку
на объект, о котором идет речь в сообщении.

Средства общения

Средства общения можно разделить на две больших группы:

  1. Невербальные — неречевые способы взаимодействия с социумом (жесты, прикосновения, мимика и т. д).
  2. Вербальные — речевые навыки.

Структура вербального общения имеет 3 составляющих:

  1. Речевые звуковые явления. Это модуляция высоты голоса, темпа и ритма речи, тональности и тембра голоса, дикции, интонации.
  2. Смысл, значение слов, отдельных фраз. Человек должен уметь выстраивать фразы из слов, чтобы они были понятны слушателю. Нужно подбирать правильную интонацию.
  3. Выразительные качества голоса. Это специфические звуки, которые могут возникать при общении — шепот, смех, плач, вздохи, хмыканье и т. д.

Ученые доказали, что ежедневное общение человека только на 45% состоит из речевых навыков. Невербальные навыки занимают 55%.

Невербальные средства общения можно разделить на 2 большие группы — паралингвистические и экстралингвистические. Они делятся на отдельные подгруппы.

Паралингвистические:

  1. Графемика — умение писать. Зависимо от эмоционального фона, личных переживаний, может изменяться манера письма.
  2. Кинесика — движения, применяемые при общении с другими людьми (мимика, жесты).
  3. Просодика — компоненты, которые дополняют речь (глубина голоса, сила, тембр, расставление ударений, характер пауз, длина слов).

Паралингвистические средства общения должны быть привязаны к речи.

Экстралингвистические:

  1. Сенсорика — с помощью органов чувств человек воспринимает собеседника. Он откликается на любые запахи, прикосновения, визуальное восприятие.
  2. Экстралингвистика — эмоции (вздохи, недовольное урчание, вскрики, покашливания) передаются с голосом, но не привязываются к речи.
  3. Проксемика — контроль дистанции. Когда собеседники общаются друг с другом, они могут находиться на разном расстоянии. Дистанция зависит от доверия.
  4. Такесика — неосязаемые сигналы (поцелуи, похлопывания, объятия, рукопожатия, поглаживания), которые передаются между людьми при общении.
  5. Хронемика — распределение времени. Например, можно отложить звонок или спешить на личную встречу. Можно уменьшить длительность разговора или упорно ждать момента, когда собеседник освободится.

Жесты психологи делят на несколько отдельных подгрупп:

  1. Эффекторы — неровная походка, сгорбленная фигура, опущенное вниз лицо.
  2. Адаптеры — касания, подергивания, почесывания, поглаживания.
  3. Эмблемы — сжатые руки, поднятые над головой или скрещенные на груди. У каждого подобного жеста своя трактовка.
  4. Регуляторы — целенаправленные движения руками, кивки, улыбки, направление взгляда.
  5. Иллюстраторы — отмашки, движения телом, указывания.

Также можно выделить микрожесты, которые зависят от эмоционального состояния — увеличение количества морганий глаз за минуту, покраснение щек, движения глаз, подергивание губ.

Как определить свою целевую аудиторию за 3 шага

Правила для эффективной коммуникации

Любое межличностное общение должно соответствовать определенным нормам. Их нарушение ведет к отсутствию понимания между собеседниками, конфликтам и даже к разрыву отношений.

Правила эффективной коммуникации:

  1. Говорите на языке собеседника. Это правило следует понимать как необходимость учитывать уровень образования, социальный статус, возраст и другие параметры. Чтобы быть услышанным и понятым, надо формулировать свои мысли, опираясь на особенности аудитории.
  2. Подготовьтесь к общению. Если беседа не спонтанна, следует заранее узнать, с кем, и по какому поводу предстоит встретиться. Возьмите наглядные материалы и технические средства. Разработайте план беседы.
  3. Научитесь приемам активного слушания, это поможет расположить собеседника и лучше понять его точку зрения.
  4. Говорите четко, в меру громко и уверенно, не растягивайте слова, но и не частите.
  5. При написании письма придерживайтесь выбранного стиля.
  6. Перед звонком по телефону или «Скайпу» заранее составьте план беседы и вопросы, которые необходимо обсудить.

Коммуникация: высокий и низкий уровень

Множество недоразумений и даже человеческих трагедий происходит из-за того, что объект не умеет правильно оформить и передать информацию, или же ее восприятие субъектом неполное или искаженное.

Наиболее высокий уровень коммуникации наблюдается там, где ее объект и субъект:

  • Умеют легко устанавливать межличностные контакты.
  • Обладают культурой общения с отдельными людьми, с их группой или большой массой.
  • Испытывают интерес к теме общения и к его результатам.
  • Не безразличны друг другу.

Самый высокий уровень коммуникации наблюдается, когда партнеры связаны родственными, дружескими, духовными узами.

Качество общения зависит, конечно, и от того, как говорит или слышит человек, от его эмоционального состояния. Невнятная речь, неграмотная, насыщенная незнакомой лексикой, плохой слух или его отсутствие у слушателя, неумение понимать невербальные сигналы говорящего и неправильное их толкование, предвзятое или враждебное отношение к партнеру — причины искажения информации при ее передаче или восприятии. Другая причина — отсутствие интереса к предмету обсуждения, когда, например, слушатель засыпает на скучной для него лекции. То есть это признаки низкого уровня коммуникации.

Модели коммуникации

К настоящему времени в учебной и специальной литературе накопилось множество моделей коммуникации. Большинство из них описано исследователями в 20 веке. Однако еще Аристотель предложил первую из известных нам моделей. На основании ее можно определить задачи, функции коммуникации и ее значение. В своих работах «Риторика» и «Поэтика» мыслитель представил следующую модель: «оратор-речь-слушатель». Он указал на то, что данная классическая модель является универсальной, так как в полной мере отражает акт коммуникации как в письменной, так и в устной формах.

Тем не менее в первой половине 20 века, когда начали развиваться такие средства массовой информации, как кино, радио, телевидение, классическая модель была несколько изменена. В 21 веке, в связи с развитием компьютерной техники, экономической интеграцией и политической глобализацией данная модель требует еще более углубленного толкования. Вновь перед исследователями встает задача определить основные функции массовой коммуникации.

Эффективность коммуникативных связей

Выражения «плохие отношения», «натянутые отношения» обозначают непродуктивные отношения или их отсутствие.

Не всякое общение заканчивается удовлетворением интересов всех его участников: кто-то полностью достиг поставленных целей, кто-то — частично, а у кого-то переговоры закончились вовсе безрезультатно. Однако первый участник получил желаемое, но перессорился со всеми остальными. Второй и третий, будучи недовольными результатами, сохранили нормальные деловые контакты и намерены в дальнейшем поддерживать их. Соответственно, именно для них коммуникативные связи оказались эффективными, поскольку сохранены отношения. В дальнейшем это позволит им объединять усилия для решения других задач.

Как продвигать бизнес в инстаграм: полный обзор

Технология педагогического общения

Под ним подразумевается характер взаимодействия учителя и его подопечных. Стиль является устойчивой системой приемов, способов, которые проявляются в зависимости от конкретной ситуации.

Подробнее рассмотрим этапы педагогического общения, которые реализуют в виде техники общения (сумме коммуникативных умений слушать и говорить). Для работы педагог использует следующие средства: проблемные ситуации, занимательные сведения, эмоциональную и образную речь, исторические аспекты, отрывки из литературы.

Прогностический этап состоит в моделировании будущего общения в рамках подготовки педагога к мероприятию или уроку.

Для того чтобы общение было максимально результативным, нужно учитывать конкретный класс, настраиваться на позитив в общении к детским коллективом. Учитель подбирает стиль общения в соответствии с теми задачами, которые ставит перед ним государство по новым федеральным образовательным стандартам.

Педагог должен избегать психологических стереотипных установок в отношении детей, пытаться ощущать планируемую на уроке атмосферу. Только в этом случае можно рассчитывать на успех.

Для «коммуникативной атаки» важно уточнить стиль в обновленных коммуникативных условиях. На этапе управления общением в рамках педагогического процесса педагог оперативно реагирует на начальный контакт с классом, переходит от организационных моментов (приветственного момента, усадки) к личностному и деловому общению

На этапе управления общением в рамках педагогического процесса педагог оперативно реагирует на начальный контакт с классом, переходит от организационных моментов (приветственного момента, усадки) к личностному и деловому общению.

История развития коммуникации как науки

Исследования коммуникации выделяются в самостоятельную область общественных наук в связи с развитием технических средств инфокоммуникации, особенно радио в 1920-х гг., а также позднее с развитием техники в целом, в том числе появлением телевидения и компьютеров, а кроме того — с развитием крупных корпораций и процессами глобализации. Развитие теории коммуникации связано со становлением кибернетики, информатики, семиотики, с усложнением математикии инженерных наук.

Первая кафедра коммуникации была открыта в 1940-х гг. в США

Как отмечает А. В. Назарчук, осмысление коммуникационной проблематики шло, как минимум, по трем направлениям:

англо-американским, направленном на лингвистический анализ и «прояснение языкового опыта» (Л. Витгенштейн)

французским, не ограничивающимся языковой коммуникацией, но включающей различные социальные проблемы коммуникации современного общества, такие как осмысление идеологии и власти, критика капитализма, и осмысление дискурса.

— «философией диалога» (М. Бубер, Э. Левинас, М. Бахтин, Ф. Розенцвейг, Ф. Эбнер, О. Розеншток-Хюси, М. Библер и др.).

Исследовательская школа со своими особенностями и традициями сложилась в Германии. Немецкая коммуникативистика выросла из изучения газетного дела в начале 20 в. (т. н. Zeitungskunde), которое после 1945 г. было переименовано в Publizistikwissenschaft (всё, что связано с изучением различных средств коммуникации: книг, фильмов, газет, радио и пр.), а позднее — в Publikations- und Kommunikationswissenschaft. Вплоть до 1950-х годов исследования были посвящены изучению истории предмета, после чего возобладал социологический теоретико-эмпирический подход. Параллельно в 1970-е годы в Германии возникает новое научное направление — Medienwissenschaft (букв. «наука о средствах коммуникации»), которое также изучает политическую коммуникацию. Kommunikationswissenschaft и Medienwissenschaft часто использовались как взаимозаменяемые понятия. В настоящее время принято единое обозначение Kommunikations- und Medienwissenschaft, что предполагает понимание коммуникации как предмета исследования применительно к различным исследовательским направлениям (об этом см. сайт Германского общества по изучению средств коммуникации и коммуникаций).

Ф. И. Шарков использует неологизм «коммуникология» как средство редукции исследований коммуникации к предлагаемому им пониманию коммуникации, поскольку коммуникология для него — это «система сформированных знаний и деятельность по получению новых знаний о коммуникации, синтезирующие в единое знание (науку): 1) теорию коммуникации; 2) теории различных коммуникаций, разработанные различными авторами (например, теории массовой коммуникации, теории межкультурной коммуникации, многие теории социолингвистический коммуникации, теория эгалитарной коммуникации, и пр.); 3) науки и научные направления, изучающие различные коммуникации (социология коммуникации, психология коммуникации и др.); 4) теорию и практику коммуникативной деятельности в различных сферах общества с помощью различных средств и с различными субъектами».

Комплекс исследований коммуникации по отношению к другим наукам

Теория коммуникации развивается в рамках других наук.

Так,

  • этнография изучает бытовые и культурологические особенности коммуникации как общения в этнических ареалах.
  • психология и психолингвистика рассматривает факторы, способствующие передаче и восприятию информации, процесс межличностной и массовой коммуникации, а также различные аспекты коммуницирующих субъектов — коммуникантов.
  • лингвистика занимается проблемами вербальной коммуникации — нормативным и ненормативным употреблением слов и словосочетаний в речи — устной и письменной, диалогической и монологической и др. её типах.
  • паралингвистика рассматривает способы невербальной коммуникации — жесты, мимику, и другие несловесные коммуникативные средства.
  • социолингвистика рассматривает социальную природу языка и особенности его функционирования в различных сообществах, механизмы взаимодействия социальных и языковых факторов, обусловливающие контакты между представителями различных групп.
  • социология коммуникации изучает социальную коммуникацию, и в частности — функциональные особенности общения представителей различных социальных групп в процессе их взаимодействия и в результате воздействия на их отношение к социальным ценностям данного общества и социума в целом.

Понятие об уровнях коммуникации

Этот вопрос по-разному рассматривается в научной литературе. Одни авторы определяют уровень коммуникации по числу участников процесса: межличностный, в малой группе или массовый. Другие (Конецкая В. П., 1977 г.) — по способам общения:

  1. Знаковый, или семиотический уровень — передача информации с помощью общепринятых условных знаков, воспринимаемых зрительно, на слух. Например, венки у памятников героям — знак уважения и памяти о них; изображение солнца в прогнозе погоды обозначает солнечный день; сирена на переезде предупреждает о приближающемся поезде.
  2. Словесный, или лингвистический. Слово — устное или письменное — главный способ общения людей.
  3. Межъязыковой, или металингвистический уровень коммуникации. Характерен для научной области, где преобладает употребление специальных терминов, понятных узкому кругу людей.
  4. Околоязыковой, или паралингвистический уровень. Информация передается с помощью не словесных средств и их сочетаний: жест, движение, взгляд, междометия, высота голоса и пр. Они могут использоваться намеренно и неосознанно для большего воздействия на собеседника.
  5. Искусственный (синтетический) уровень. Передача экспрессивной информации с помощью разнообразных визуальных и невизуальных видов искусства — кино, графики, музыки и пр. Ее цель — формирование эстетических и нравственных чувств, переживаний, знаний.

На практике происходит не изолированное, а смешанное использование этих способов, форм коммуникации с целью компактной передачи и максимально понятной для объекта информации.

Виды массовой коммуникации

Основополагающим принципом подразделения массового взаимодействия является возможности восприятия человека – слуховое, чувствительно, зрительное, тактильное. Из этого следует два вида массовых взаимодействий: невербальный – несловесный и вербальный – словесный. А если положить в основу классификации массовых коммуникаций базовые установки, то можно расширить перечень видов: художественная, мифологическая, перформанская коммуникация.

Анализируя каналы распространения информации можно выделить следующие виды массовых коммуникаций: неформальной и формальной. К формальной относят коммуникацию в форме текстов. К неформальной относят устную коммуникацию в виде различных слухов, анекдотов, сплетен, баек, песен, которые циркулируют вне официально-признанного социального и культурного циклов. На эффективность данного вида коммуникации оказывает огромное влияние индивиды, которые распространяют данную информацию – так например «лидеры мнения».

Нынешние средства массовой коммуникации подразделяются на СМИ, информатику и телекоммуникацию. К СМИ относят организационные технические комплексы, которые позволяют осуществлять скоростную передачу информации, ее массовое тиражирование. СМИ подразделяется на прессу, аудиовизуальные средства (например, радио и телевидение) информационные средства (ассоциации, телеграфные агентства и т.д.).

К прессе относят массовые регулярные печатные издания. Пресса – это единственное СМИ, которое дает потребителю возможность мониторинга динамики освещаемых событий, направления их развития.

Радио относится к аудиальному СМИ. Его уникальность лежит во вездесущности и общедоступности. Радио – значимое средство социального контроля, за счет которого можно управлять поведением, сознанием одновременно большого количества людей. Еще одним видом аудиального СМИ является телевидение.

Информатика – это определенная система средств, обрабатывающих данные с помощью вычислительных машин. В этом виде все массовые взаимодействия объединены в единой открытой информационной среде – интернете.

Виды невербальной коммуникации

Невербальной коммуникацией называют общение при помощи мимики, жестов, телодвижений и других различных средств, исключающих речевые средства. У различных народностей такой вид коммуникаций обладает определенными специфическими характеристиками.

Средства общения невербального характера нужны для регулирования течения процесса общения, а также создания психологического контакта, обогащения значений, информации, передаваемой при помощи слов, направления правильного понятия слов, отражения истолкования ситуации и выражения эмоций. Однако, такие средства общения, в основном, самостоятельно не могут передавать точно смысл. Обычно, вербальные и невербальные средства выступают строго скоординировано между собой.

Виды межкультурной коммуникации невербального характера: кинесика, тактильное поведение, сенсорика, проксемика, хронемика, паравербальная.

Кинесика – это совокупность жестов, телодвижений, поз, которые используются для дополнения выразительности средств  коммуникации. К основным элементам кинесики относят мимику, позы, жесты, взгляды, которые имеют социокультурное и физиологическое происхождение. Это означает, что жесты, которые применяются, должны разуметься однозначно.

Тактильное поведение основывается на использовании при общении разнообразных типов прикосновений к собеседникам, находящихся рядом. Тактильные прикосновения обладают различным характером таких прикосновений и разным уровнем значимости и эффективности. Условно тактильное поведение подразделяется на любовное, дружеское, ритуальное, профессиональное. Каждый из перечисленных типов прикосновений служит для усиления или ослабления коммуникативного процесса взаимосвязи. Однако следует учитывать, что в разных культурах невербальные механизмы могут иметь различные значения.

Сенсорика – это один из видов невербальных коммуникаций, основой которого является чувственное восприятие. Отношение к участнику общения состоит из ощущения органами чувств индивида запахов, вкуса, цветовых и звуковых сочетаний, тела, тепла, которое из него исходит.

Проксемика основывается на использовании пространственных отношений. Такой вид коммуникаций основывается на непосредственном влиянии территорий и расстояний на демонстрацию межличностных отношений и их проявление. Существует четыре зоны невербальных пространственных коммуникаций: публичная, социальная, личная, интимная. Так, например, нарушение интимной зоны индивида, коллегой по работе, вызовет у такого индивида чувство дискомфорта, неприятия.

Хронемика основывается на применении временных рамок при невербальных коммуникациях.

Паравербальная коммуникация заключается в проявлении уровня ритма, тембра, интонаций голоса, используемых при непосредственной передачи слов, информации, высказываний. Виды невербальных коммуникаций позволяют лучше понять возможные способы их проявления.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector