Негативные факторы производственной среды, их классификация и влияние на людей

Основные признаки утомления

Рассматриваемое состояние является физиологическим. Зарождается оно как результат различного рода деятельности. Однако первичная симптоматика утомления довольно разнообразна, что обусловлено генезисом состояния. Так, например, усталость породила интенсивная интеллектуальная работа, то признаки умственного утомления включают: ухудшение памяти, невозможность сосредоточиться, снижение быстроты трансформации информации, возникновение ощущение пустоты в голове. Появление описываемой клиники обусловлено продолжительной и напряженной интеллектуальной работой (студенческая сессия, бухгалтерские квартальные отчёты).

Если профессиональная сфера деятельности индивида предполагает физическую нагрузку, ранние признаки физического утомления следующие: сонливость, понижение работоспособности и продуктивности труда, апатия, появление автоматизма в операциях (то есть индивид выполняет задачи бездумно, механически), сбой координации, увеличение расхода энергии, нарушение внимания, рост количества брака. Среди вегетативных проявлений можно акцентироваться на таких: увеличение потоотделения, учащение пульса, гиперемия дермы, потребность сделать вдохи более глубокими и участить их.

При перегрузках любой этиологии меняется состав крови, а у организма возникает потребность ускорить её передвижение в капиллярах. За выполнение этой задачи ответственна сердечно-сосудистая система. Поэтому интенсивная физическая деятельность, прежде всего, затрагивает функционирование миокарда, поскольку увеличиваются объёмы крови, растёт уровень заполнения и опорожнения его желудочков. Организм тем временем вынужден затрачивать больше усилий, сжигая больше ресурсов, дабы получить необходимую энергию для функционирования мышц.

Основным элементом восполнения энергии и питания является кислород, поступающий через дыхательные органы. В состоянии бездействия человеческому организму надобно в минуту до 300 см3 воздуха (количество обусловлено половой принадлежностью и возрастом). При интенсивных физических операциях потребность в О2 приумножается в разы, что приводит к увеличению объёмов вентиляции лёгких.

Ранними признаками физико-химических изменений можно считать оседание в волокнах мускул токсинов, молочной кислоты и иных продуктов метаболических процессов.

Признаки утомления условно подразделяют на объективные проявления и ощущения субъективного характера.

К первым причисляют:

– учащение дыхания;

– понижения продуктивности деятельности;

– ослабление чувства осторожности;

– нарушение восприятия;

– рост давления;

– учащение сердечного ритма;

– спад концентрации.

Среди субъективных ощущений выделяют такие:

– понижение мышечного тонуса;

– локальная усталость (индивид ограничено чувствует усталость, например, в нижних конечностях);

– появляется огромное желание прекратить всякую деятельность;

– при физическом труде в конечностях возникает лёгкое подёргивание и слабость.

Помимо перечисленных категорий проявлений, существуют ещё и внешние признаки утомления, а именно:

– изменение оттенка кожных покровов (тон дермы может варьироваться от тускло розового цвета до пунцового с ярко выраженным цианозом, что обусловлено интенсивностью нагрузки);

– усиление функционирования потовых желез (при незначительной интенсивности нагрузки наблюдаются крошечные капли пота, преимущественно в лобной зоне лица, при тяжёлом труде – потоотделение довольно обильное, также могут появляться солевые пятна на месте потения);

– нарушения в координации двигательных операций (вначале деятельности движения индивида скоординированы и требуют меньших энергетических ресурсов, при утомлении двигательные акты становятся рассогласованными, возникает тремор, покачивание).

Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на них организма студентов

Существуют объективные и субъективные факторы обучения, отражающиеся
на психофизиологическом состоянии студентов, объективным факторам относят
среду жизнедеятельности и учебного труда студентов, возраст, пол, состояние
здоровья, общую учебную Нагрузку, отдых, в том числе активный. К субъективным
факторам следует отнести: знания, профессиональные способности, мотивацию
учения, работоспособность, нервно-психическую устойчивость, темп учебной
деятельности, утомляемость, психофизические возможности, личностные качества
(особенности характера, темперамент, коммуникабельность), способность
адаптироваться к социальным условиям обучения в вузе.

Учебное время студентов в среднем составляет 52—58 ч в неделю,
включая самоподготовку), т.е. ежедневная учебная нагрузка равна 8––9 ч,
следовательно, их рабочий день один из самых продолжительных. Значительная
часть студентов (около 57%), не умея планировать свой бюджет времени,
занимаются самоподготовкой и по выходным дням.

Студентам сложно адаптироваться к обучению в вузе, ведь вчерашние
школьники попадают в новые условия учебной деятельности, новые жизненные
ситуации.

Критический и сложный для студентов экзаменационный период — один из
вариантов стрессовой ситуации, протекающей в большинстве случаев в условиях
дефицита времени. В этот период интеллектуально-эмоциональной сфере студентов
предъявляются повышенные требования.

Совокупность объективных и субъективных факторов, негативно воздействующих
на организм студентов, при определенных условиях способствует появлению
сердечно-сосудистых, нервных, психических заболеваний.

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Как устранить умственное истощение

Правильная стратегия борьбы с умственным истощением будет зависеть от ее причины. Например, человек, который чувствует себя выжженным на работе, нуждается в другой поддержке, чем тот, который чувствует себя истощенным после долгого восстановления после травмы.

Стратегии, которые могут помочь

  1. Изменение условий труда: когда работа вызывает чувство усталости, изменения трудовой жизни могут улучшить ситуацию. Например, уменьшение нагрузки или поддержка со стороны коллег.
  2. Здоровый образ жизни: физические упражнения, здоровая диета, полноценный сон — все это может улучшить жизнестойкость. Это помогает облегчить симптомы умственного истощения или предотвратить наступление.
  3. Практика осознанности, такая как медитация, помогает лучше осознавать свои эмоции. Данная методика помогает облегчить управление эмоциональным выгоранием, усталостью и депрессией.
  4. Человек может обнаружить, что некоторые лекарственные средства, включая антидепрессанты, вызывают чувство усталости. Необходимо проконсультироваться с врачом о том, может ли другой препарат быть более полезным.
  5. Поиск терапии: поддержка психического здоровья, такая как посещение психотерапевта, может помочь лучше справиться со стрессом. Психотерапевт может рекомендовать позитивные изменения образа жизни, чтобы уменьшить влияние стресса.
  6. Обращение за психиатрической помощью: пациенты с психическими расстройствами, такими как тревога или депрессия, нуждаются в лечении. Они не могут самостоятельно выйти из этого состояния, а отсрочка лечения может фактически усилить истощение.

Тема 3 Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья (2 часть)

  1. Образ
    жизни в общей иерархии факторов
    укрепления здоровья составляет:

  • 20%,

  • 30%;

  • 40%;

  • 50%.

  1. Оптимальная
    двигательная активность в день –

  • 1,5
    часа;

  • 0,5
    часа;

  • 3
    часа;

  • Более
    3 часов.

  1. По
    результатам опроса, что занимает ведущее
    место в иерархии потребностей человека

  • Работа;

  • Деньги;

  • Здоровье;

  • Любовь.

  1. Что
    является более результативным в
    укреплении здоровья

  • Укрепить
    состояние самого организма;

  • Использовать
    высококалорийное питание;

  • Принимать
    более качественные лекарства;

  • Изменить
    наследственность.

  1. Какой
    фактор играет решающую роль при
    заболеваниях сердца и сосудов

  • Экология;

  • Образ
    жизни;

  • Наследственность;

  • Здравоохранение.

  1. За
    время обучения в вузе состояние здоровье
    у основной массы студентов:

  • Улучшается;

  • Не
    изменяется;

  • Ухудшается;

  • Улучшается
    только у преподавателей физической
    культуры.

  1. Норма
    сна для студентов:

  • 6
    часов;

  • 7
    часов;

  • 8
    часов;

  • 9
    часов и более.

  1. При
    занятиях спортом (развитие выносливости)
    необходимо увеличить в рационе:

  • Белок;

  • Жир;

  • Углеводы;

  • Минеральные
    вещества.

  1. Что
    не является обязательным элементом
    закаливания:

  • Систематичность;

  • Постепенность;

  • Самоконтроль;

  • Моржевание.

  1. Какие
    методы используются для уменьшения
    воздействия стресса?

  • Аутогенная
    тренировка;

  • Дыхательная
    гимнастика;

  • Регулярная
    умеренная физическая нагрузка;

  • Совокупность
    всех перечисленных методов.

Умственная деятельность

Умственная деятельность ( как и мышечная) — это деятельность прежде всего центральной нервной системы, ее высшего отдела — коры человеческого мозга.

Умственная деятельность, включающая в себя процесс моделирования, развивается на основе функционирования и взаимодействия трех образований коры головного мозга: сенсорного, нейронного и оперативного полей коры мозга. Закономерности функционирования указанных образований мозга отражаются на моделирующей деятельности человека. Это значит, что в процессе построения новой модели проявляются особенности функционирования оперативного поля, различная скорость и полнота проявления информации, хранившейся в следах памяти различной прочности, а также состояние последействия, которое возникает в — корковых следах, охваченных умственными операциями.

Умственная деятельность, — из этого исходит Пиаже, — не является всецело деятельностью логической.

Направленно-организованная умственная деятельность в процессе поиска оптимального решения позволяет отчетливо видеть ход решения поставленной задачи, анализировать данные в связях и отношениях, организовывать свои действия исходя из существа задачи.

Целенаправленная умственная деятельность по 11 часов в день является весьма напряженной и, конечно, утомительной. Но, во-первых, утомление от умственной активности, если оно не чрезмерно, — нормально, как и всякое утомление от работы. Во-вторых, современные общие и специальные требования к специалисту настолько велики, что едва хватает и этих 11 часов напряженной ежедневной работы.

Умственная деятельность конструктора не позволяет нормировщику быть свидетелем возникновения, развития и созревания конструкторского замысла. Он может лишь зафиксировать время, потребовавшееся конструктору для реализации того или иного замысла в чертежах, причем в каждом отдельном случае — разное.

Умственная деятельность машиниста непосредственно включена в практические трудовые действия и протекает в неразрывной связи с ними. Для него характерна высокая работоспособность, сопротивление усталости в условиях трассы при определенной физической нагрузке и заданном темпе работы.

Умственная деятельность машиниста непосредственно связана с его трудовыми действиями. У него должно быть хорошо развито практическое оперативное мышление для самостоятельного решения различных технологических задач.

Умственная деятельность машиниста крана-трубоукладчика непосредственно связана с его практическими действиями.

Умственная деятельность операторов разных профессий различна по составу и структуре. В типичных ЧМС нефтегазодобывающего производства оператор выполняет перечисленные виды умственной деятельности с разной интенсивностью, при разных затратах времени, информации, энергии.

Для умственной деятельности требуется тонко дифференцированное возбуждение ограниченных участков коры головного мозга и одновременное торможение других, рядом расположенных участков. Сильные чувства связаны с высоким уровнем возбуждения подкорковых центров. Импульсы из подкорки бомбардируют кору мозга, приводя к ее разлитому возбуждению, и интеллектуальная деятельность ухудшается. Такова нейрофизиологическая основа закона Еркеса — Додсона.

Особенности умственной деятельности в руководящем коллективе определяют и особенности психологического климата в нем.

При умственной деятельности на фоне шума происходит снижение темпа работы, ее качества и производительности.

Логичность умственной деятельности руководителя характеризуется последовательностью в его изложении мыслей и концентрацией ума на четко определенном предмете или явлении.

Рассматривая умственную деятельность человека, направленную на восприятие и переработку информации, необходимо ознакомиться с основными структурными образованиями головного мозга, без которых невозможно понять психический процесс.

«Я видел случаи, когда это приносило очень много денег»

— Вы упомянули, что многие университеты заинтересовались онлайн-курсами как средством получения дохода. Действительно ли это в итоге приносило деньги?

— Я видел примеры ситуаций, когда это приносило очень много денег. Но только в том случае, если речь шла о самой примитивной форме образовательных продуктов. Это курсы, которые создавались для того, чтобы распространяться в массовом порядке. Фактически их создание оплачивалось один раз, и дальше они сами себя окупали без каких-либо дополнительных затрат. Но это образование в своей самой низшей форме — только тогда такие курсы приносят доход университетам. На самом деле создание качественного курса предполагает большие расходы и может оказаться даже дороже обычных занятий в классах: здесь вы должны платить специалистам, разработчикам, вы должны оплачивать работу учителей, скорее всего, вам также потребуются подрядчики и специалисты техподдержки для клиентов.

Самая серьезная проблем

Фото: ТАСС/Кирилл Кухмарь

— С какими сложностями в основном сталкиваются университеты, которые пытаются развивать онлайн-образование?

— До пандемии самой серьезной проблемой была подготовка учителей. У нас просто не было достаточного количества учителей, обладающих необходимыми навыками для того, чтобы преподавать в онлайне. И здесь нужно понимать, что человека мало научить, как создать квиз, тест или дискуссию. Они также должны понимать, как вообще строится процесс преподавания, как строится взаимодействие с учениками, как установить с ними контакт через экран. Вот такой подготовки для учителей катастрофически не хватает.

Я не знаю, как в России, но в Штатах учителям практически не рассказывают о том, как преподавать. Для того чтобы работать в университете, тебе просто достаточно знать свой предмет, понимание самого процесса от тебя не требуется. Так что ключевая проблема в данном случае — подготовка учителей.

— И какие навыки в этой ситуации для них важны?

— Цифровая грамотность. Но цифровая грамотность для меня это в первую очередь не про умение пользоваться инструментами. Это о том, чтобы понимать, что вообще происходит и что меняется, когда мы выходим в онлайн. Вне зависимости от того, какой инструмент вы используете, нужно уметь быть гибким в обращении с ним. Вам также потребуется понимание того, что даже в онлайне мы по-прежнему продолжаем взаимодействовать с людьми. И цифровая грамотность позволяет вам не только смотреть на экран, но и взглянуть за него. Кроме того, цифровая грамотность означает, что вы понимаете, что происходит с вашей личностью, с вашей ролью в целом, когда вы выходите в онлайн. Многие учителя этого не понимают. Так что цифровая грамотность вообще очень важна, что бы вы ни делали, и особенно важна, если вы в онлайне преподаете.

Кроме того, преподавателям нужно уметь подходить к процессу творчески. Они должны быть в состоянии импровизировать. Собственно, с технической стороны по большей части образование в онлайне сводится к умению освоить новую платформу. Кроме того, тут есть момент с большим количеством возможностей — всевозможные открытые ресурсы и так далее. Но в любом случае вы должны понимать, кем вы являетесь как учитель и что вы привносите в это пространство как учитель. То есть в целом учитель прежде всего должен четко представлять себе свою роль и свои задачи как профессионала — и то, как изменится среда, в которой он работает, когда он выйдет в онлайн.

Самая серьезная проблема

Фото: ТАСС/Наталия Федосенко

— Могут ли педагоги в возрасте, которые привыкли к классической манере, в полной мере освоить эти навыки? Или дело все-таки уже за молодыми?

— Я думаю, что эти навыки могут освоить все. Не думаю, что это вопрос возраста. Мне пятьдесят лет, и я встречал преподавателей старше меня, которые освоили преподавание в онлайне и отлично понимали, как им пользоваться. Главное здесь опять же — не знание технологий, а понимание своей роли как учителя.

Какой вид спорта выбрать

В раннем или позднем возрасте, человек задумывается о том, какой вид спорта для себя выбрать. Ведь порой, правильный выбор спорта, может сыграть судьбоностную роль в жизни человека, поменяв ее полностью. Привычный, сидящий жизненный уклад изменяется на спортивный: периодические сборы, соревнования, выступления, регулярные тренировки, приглашения жить другой город и прочее.

Но прежде чем выбирать себе спорт, необходимо знать, что он принципиально делится на два основных вида это профессиональный и любительский. В первом случае, вы испытываете на себе огромные физические перегрузки, употребляете, если это потребуется анаболические стероиды, ваш тренировочный план расписан поминутно, вы стремитесь к высшим достижениям, то есть выполнить разряд мастера спорта и выше. Во втором случае, вы занимаетесь в свое удовольствие, не ставя себе грандиозные цели установить, побить рекорды, вы занимаетесь для здоровья.

Особое внимание при выборе спорта следует обратить на следующие моменты ниже

Финансовые возможности

В зависимости от вашего денежного благосостояния выбирается тот или иной вид спорта, например, в фигурном катании, теннисе, плавании, особенно в хоккеи и футболе амуниция, аксессуары стоят приличных денег).

Также необходимо знать, что стоимость обучения, например, в плавании, и в большом теннисе будут стоить в спортивной секции разных денег, если в первом случае сумма составит порядка 2-4 тыс. руб в месяц, то во втором уже 8-12 тыс. руб.

Деньги и спорт

Характер человека

Одни любят командный вид спорта, другие индивидуальный, где результат целиком и полностью будет зависит только от себя самого. Найдите тот вид, который вам ближе. Например, вспыльчивые и резкие холерики довольно успешны в единоборствах, боксе, а флегматики в шахматах, бильярде.

В любом случае выберите тот спорт, который вам нравится, не смотря на свой характер.

Спортивная злость

Используйте свои сильные стороны

Каждый из нас в чем-то хуже, в чем-то лучше генетически. Одни лучше разбираются в технике, другие запоминают стихи в два счета, одни сконы к набору жира, другие худощавые, жилистые, у одних конечности тонкие и хрупкие, у других массивные и мощные

Важно, изучить себя, найти в себе объективно сильные стороны, и использовать их как свое преимущество в спорте

Например, в пауэрлифтинге, если взять двух одинаковых атлетов, с одинаковой массой, больше будет жать штангу от груди тот атлет, у которого руки короче, тянуть становую тягу атлет с длинными руками, а приседать со штангой с короткими ножками, в бодибилдинге успеха быстрее всего добьется типичный мезоморф, которого генетика наградила быстрым обменов веществ, прочными костями, широкими плечами, узкой талией, быстрым откликом роста мышечной массы на силовую нагрузку в тренажерном зале.

Яркий пример Олег Жох (украинский армрестлер) — левая рука была с рождения шестипалой (шестой палец удалили, а связки остались)

Если вы никогда не занимались спортом, то сейчас именно тот день, когда надо подняться с дивана и начать бегать, ходить в тренажерный зал, бассейн, и вы поймете всю пользу здорового образа жизни, который закалит ваше тело и дух.

Как полюбить спорт?

Мой друг, сегодня говорим о спорте как об очень важной составляющей жизни успешного человека. Я приведу тебе десяток доказательств, а ты, как и прежде, сделаешь выбор! Начну с того, что занятие спортом помогает отвлечься от проблем и снизить уровень стресса

Это доказано великими умами и на практике тысячами успешных людей.

Спорт (англ. sport, сокращение от первоначального старофранц. desport — «игра», «развлечение») — организованная по определённым правилам деятельность людей (спортсменов), состоящая в сопоставлении их физических и (или) интеллектуальных способностей.

Спорт — это активное движение. Человечество различает профессиональный и любительский спорт, как вид физической культуры. Давай определим, почему спорту уделяют так много внимания в разных странах, и, почему его считают отдельным стратегическим направлением целых наций.

Забота о развитии физической культуры и спорта — крайне важная составляющая социальной политики любого государства. Почему? Потому что спорт обеспечивает воплощение в жизнь неких идеалов, ценностей и норм, которые открывают простор для выявления способностей людей, для удовлетворения их интересов и потребностей. Таким образом, в мире наблюдается устойчивая тенденция повышения социальной роли физической культуры и спорта.

Вспомни Олимпийские игры. Вспомни медали, квартиры и денежные премии, которые получают чемпионы

Думаю, тебе родители или бабушки рассказывали о важности спорта в жизни нации. И почему спортсмены так ценились государством

Я веду к тому, что, чем здоровее и сильнее люди физически, тем сильнее и влиятельнее страна! Но я пишу это всё не для того, чтобы ты отправился сейчас заниматься профессиональным спортом, ты должен прежде осознать важность спорта в своей жизни.

Как начать заниматься спортом с удовольствием и постоянно? Выбрать свою любимую активность и наслаждаться ей!

Причины

Наиболее встречаемым фактором, вызываемым утомление, является несоответствие периодов отдыха и времени, затраченного на деятельность. Довольно часто люди отдают работе намного больше времени, нежели уделяют полноценному отдыху, не давая, таким образом, возможности организму восстановить ресурсы.

Следовательно, основной причиной усталости является продолжительная интенсивная рабочая нагрузка.

Среди дополнительных факторов, ускоряющих развитие рассматриваемого состояния, можно выделить такие:

– плохие условия деятельности;

– неблагоприятные условия быта;

– воздействие негативных факторов среды (например, шума);

– эмоциональный стресс;

– физическая нагрузка перед совершением основных задач либо чрезмерная по силе умственная деятельность.

Также можно выделить факторы, являющиеся предрасполагающим компонентом к зарождению усталости, а именно:

– нарушение адекватного режима питания, распорядка дня;

– продолжительные промежутки между деятельностью;

– остаточные функциональные расстройства после затяжных недугов;

– недостаточная физическая подготовка;

– вредные привычки;

– недостаточный уровень физического развития.

Помимо того, рассматриваемое состояние может наступать при таких условиях:

– продолжительной деятельности независимо умственной направленности либо требующая физических усилий;

– монотонном или однообразном труде;

– длительном воздействии раздражителей (слабая освещённость, сильный шум);

– неблагоприятном микроклимате в профессиональной среде;

– отсутствии заинтересованности, как в деятельности, так и в её результатах;

– изнуряющем длительно текущем заболевании;

– отсутствии полноценного питания.

Также утомление может настать по причине недостаточности сна, воздействия стрессоров, недостатка физической активности, психического перенапряжения.

Группой риска считаются спортсмены, люди, характеризующиеся неустойчивой психикой, подвергающиеся непомерным физическим нагрузкам.

Помимо перечисленных факторов, возникновение утомления нередко бывает обусловлено употреблением лекарственных средств, например, противокашлевых, антигистаминных препаратов, противопростудных микстур. Признаки усталости могут обнаруживаться у лиц, принимающих наркотические вещества или злоупотребляющих спиртосодержащими жидкостями.

Умственное утомление является частым спутником, сопровождающим студентов в самое «страшное» для них время – время сессии.

Эмоциональное утомление появляется вследствие коммуникативного взаимодействия с большим числом незнакомых лиц.

Сенсорное утомление зарождается вследствие неоптимальных условий труда (например, при избыточном освещении или наоборот недостаточном, при сильном шуме, в холодном помещении).

Помимо известных факторов существует ряд теорий, объясняющих появление утомления. В ходе произведения физических упражнений происходит продукция молочной кислоты, поступающей в мускулы и кровь, тем самым провоцируя утомление.

Концепция истощения энергии гласит что, выполняя физические упражнения либо интеллектуальную деятельность, индивид утрачивает энергию, вследствие чего уменьшается мышечный объем, что и порождает усталость.

Ещё одно толкование объясняет утомление нарушением регулирования функционирования нервной системы, расстраивается координация процессов возбуждения и торможения. Усталость как результат длительного процесса торможения является защитной функцией, предохраняющей ЦНС от изнурения.

Некоторые личности ненавидят свою работу, характеризуются хроническим недовольством собственным бытием, семейными взаимоотношениями, склонны завидовать, что незаметно, но уверенно катализирует наступление утомления.

Почему возникает усталость?

Независимо от вида усталости, она связана с нервной системой. Именно поэтому физическое и умственное утомление очень похожи по ощущениям. Когда человек длительное время занимается физической работой, у него происходят изменения в центральной нервной системе, а также в тканях мышц. На протяжении всего трудового процесса мозг посылает сигналы, за счет которых выполняются различные движения. Человек этого, конечно, не замечает, все действия происходят автоматически. Однако даже для минимального движения пальцем руки требуется, что мозг подал соответствующую команду.

В ходе умственной работы телу обычно приходится долгое время пребывать в одинаковом положении. Из-за этого возникает усталость скелетных мышц статического типа. Также в частях тела, которые не двигаются, происходит застой крови и жидкости, содержащейся в тканях. Именно это вызывает чувство физической усталости. Таким образом, усталость не зависит от характера проделанной работы, но может отличаться по симптомам.

Когда человек устает, независимо от причины, снижается эффективность его работы и это вполне нормально. Если труд был физическим, уменьшается выносливость мышц, показатель силы, возникает слабость в теле. Также ухудшается координация движений, а организм начинает тратить больше ресурсов на выполнение одинаковых действий.

При умственных нагрузках мозг страдает в первую очередь. Он начинает медленнее обрабатывать поступающую информацию. Человеку становится все труднее запоминать, концентрироваться на одном деле и переключаться между разными задачами. Хуже усваивается теоретический материал, что должно быть особенно хорошо знакомо каждому студенту.

Регулирование работоспособности и профилактика утомления у студентов в процессе учебного года

В
процессе длительной и напряженной
учебной деятельности наступает состояние
утомления,
как нормальная реакция организма на
выполняемую работу.
Объективно она характеризует снижение
возможностей организма успешно продолжать
ее. Утомление
часто подменяется другим понятием –
усталостью,
считая ее легкой степенью утомления.
Усталость
это психическое явление, переживание,
вызванное утомлением.
Степень усталости и утомления может не
совпадать из-за положительного
эмоционального фона деятельности.

Усталость может
нарастать при неудовлетворительности
работой, непонимании ее значения,
неудачах в ней. При успешном течении
дел, завершении работы или какого-то
этапа, наоборот, наблюдается снижение
чувства усталости. Чувство усталости
можно снять эмоциями, сосредоточением
внимания, усилением интереса к работе.

При утомлении
деятельность внешних органов чувств
или заметно повышается, или до крайности
ослабевает. Наступление утомления не
всегда обнаруживается в одновременном
ослаблении всех сторон умственной
деятельности. В связи с этим условно
различают местное и общее утомление.

Эффективными
средствами профилактики эмоционального
и психофизического утомления студентов
являются
физические упражнения.
Это обусловлено положительным их
влиянием на состояние мышечной,
дыхательной, сердечно-сосудистой систем,
активизацией сенсомоторной зоны коры
головного мозга, поднятием тонуса всего
организма. Кроме того, оптимально
дозированная физическая нагрузка
повышает общий эмоциональный тонус,
создавая устойчивое бодрое настроение,
которое служит наиболее благоприятным
фоном для умственной деятельности.

Таким
образом, достижение наибольшего
профилактического эффекта при
эмоциональном
и психофизическом утомлении студентов,
возможно при соблюдении следующих
условий:

  • оптимальная
    физическая нагрузка;

  • исключение
    длительной монотонной физической
    работой;

  • активное
    использование физических упражнений
    на стадии слабой степени утомления.

Благоприятное
профилактическое воздействие оказывают
упражнения циклического характера
умеренной интенсивности (при ЧСС 120-140
уд/мин.). Этот эффект тем выше, чем больше
мышечных групп вовлекается в активную
деятельность. После экзамена, чтобы
ускорить восстановительные процессы
и снять нервное напряжение, полезно
выполнять умеренные циклические
упражнения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector