Что такое поведенческие факторы

Содержание:

Бихевиористский подход в психологии

Бихевиоризм в психологии возник на основе методологии философии позитивизма, которая считает целью науки изучение непосредственно наблюдаемого. Отсюда и предметом изучения психологии должно стать поведение человека, которое существует реально, а не сознание или подсознательное, которое невозможно пронаблюдать.

Термин «бихевиоризм» происходит от английского behaviour и означает «поведение». Таким образом, целью изучения этого направления в психологии и является поведение — его предпосылки, формирование и возможность им управлять. Поступки и реакции человека есть единицами изучения бихевиоризма, а само поведение строится на известной формуле «стимул — реакция».

Бихевиористский подход личности стал совокупностью знаний, которая базируется на экспериментальных исследованиях поведения животных. Приверженцы этого направления в психологии создали свою методологическую базу, цель, предмет, методы изучения, а также способы коррекции поведения. Некоторые тезисы бихевиоризма стали основой для других наук, целью которых является изучение поступков людей. Но особо большой вклад сделан в теории и практике обучения и воспитания детей.

Терапевтический процесс[править]

Схема терапевтического процесса:

  1. Анализ поведения, выявление неправильно сформированного способа деятельности.
  2. Составление плана терапии.
  3. Поэтапная коррекция посредством привития нового навыка. Отработка, тренировка.
  4. Завершение терапии. Проверка, насколько успешно она может применяться в реальной жизни.

Методы поведенческой терапии:

  1. Имитационное научение — при использовании этого метода клиенту предлагается наблюдать и имитировать желательные паттерны поведения.
  2. Ролевой тренинг — методика, используемая для научения определённым типам поведения (например, тренинг навыков общения), является разновидностью ролевой игры. При применении этой техники пациент и терапевт разыгрывают проблемную ситуацию. Эта техника может быть также использована в групповой терапии. Чаще всего пациент играет самого себя, но иногда это делает терапевт или кто-то из членов группы, что позволяет пациенту увидеть свою проблему со стороны, а также понять, что в этой проблемной ситуации можно действовать по-другому.
  3. Биологическая обратная связь — методика, в которой используется аппаратура, отслеживающая признаки стресса у пациента. По мере того как пациенту удаётся достичь состояния мышечного расслабления, он получает положительное зрительное или звуковое подкрепление (например, приятная музыка или изображение на экране компьютера).
  4. Методы отучивания (аверсивная терапия) — это терапия, направленная на то, чтобы вызывать у человека с пагубной зависимостью неприятные ощущения от вредной привычки.
  5. Систематическая десенсибилизация. Основной принцип метода заключается в том, что антагонистическая по отношению к страху реакция, которая может быть сформирована во время действия стимулов, вызывающих страх, постепенно подавляет его реакции.
  6. Имплозивная терапия. Сущность лечения состоит в намеренном погружении пациента в травмирующие воспоминания с целью реинтеграции (восстановления) подавленных эмоций.
  7. Шейпинг — моделирование поведения.
  8. Метод аутоинструкций — использование внутренней речи в регуляции поведенческих актов.
  9. Стресс-прививочная терапия — обучение приёмам самоконтроля, помогающим справляться со стрессовыми ситуациями.
  10. Метод «остановки мысли».

Проблемы, возникающие в ходе терапии:

  1. Склонность клиента к многословной вербализации того, что он думает и чувствует, а также к стремлению найти причины своих проблем в том, что он пережил в прошлом.
  2. Страх клиента по поводу того, что коррекция его эмоциональных проявлений превратит его в «робота».
  3. Пассивность клиента или страх перед усилием, необходимым для выполнения упражнений.
  4. Иногда у клиента присутствуют дисфункциональные убеждения и установки, мешающие его вовлечению в терапевтический процесс. К этим установкам относятся: * Нереалистические или негибкие ожидания в отношении методов и результатов терапии. * Убеждённость в том, что за успех терапии ответственен лишь терапевт, а клиент не может и не должен прикладывать какие-либо усилия. * Драматизация проблемы, например: «У меня слишком много трудностей, я никогда не справлюсь с этим». * Страх осуждения: клиент стесняется рассказывать терапевту о некоторых своих проблемах, и это препятствует выработке эффективного и реалистического плана терапевтической работы.
  5. Одним из препятствий к достижению успеха является недостаточная мотивация клиента. При этом терапевт не должен забывать, что неуспех терапии может быть связан не с дисфункциональными установками клиента, а со скрытыми дисфункциональными установками самого терапевта и с ошибками в применении методов поведенческой терапии. По этой причине необходимо постоянно использовать самонаблюдение и помощь коллег, выявляя, какие искажённые когнитивные установки и проблемные типы поведения мешают терапевту добиться успеха в работе.

Противопоказания к применению поведенческой психотерапии:

  1. Психозы в стадии обострения.
  2. Тяжёлые депрессивные состояния.
  3. Глубокая умственная отсталость.

В этих случаях основной проблемой является то, что пациент не способен понять, для чего он должен выполнять упражнения, которые рекомендует психотерапевт.

Коренной недостаток теории поведенческой терапии заключается не в признании важной роли условного рефлекса в нервно-психической деятельности человека, а в абсолютизации этой роли.

6 Этап: Психология как наука о бессознательном.

Параллельно
науке о поведении, развивалась наука о
бессознательном — том, что находится
за пределами сознания человека.
Основателем этого направления в
психологии считается Зигмунд Фрейд,
выдвинувший концепцию трехуровнего
строения психики человека.

Согласно
З. Фрейду, психика состоит из трех
компонентов: огромного темного
бессознательного, которое никогда не
будет до конца познано человеком («Оно»),
из осознаваемого, рационального
компонента («Я» или «Эго») и социального
цензора («Сверх-Я» или «Супер Эго»).

Бессознательное
(«Оно») является наиболее древней основой
психики, в котором
господствуют первичные потребности.
Здесь локализованы инстинкты (в первую
очередь, по мнению Фрейда, сексуальный
и агрессивный). Контакт с этой частью
своей психики человек может осуществлять
во время сна, медитации, гипноза и
некоторых других формах измененного
сознания.

Вторая
часть сознания человека – «Эго» в
большей степени соответствует
представлению человека о себе, и выполняет
две важные функции: во-первых, руководит
контактом с реальностью, а, во-вторых,
осуществляет связь с бессознательным.

Наконец,
третий компонент нашего сознания –
«Супер Эго» — совесть человека, его
внутренний сторож, который осуществляет
надзор как бы изнутри сознания. Фрейд
считал, что «Супер Эго» является
видоизмененным родительским авторитетом,
сублимацией строгого, но справедливого
Отца, который в детстве следил за
ребенком, контролировал его поступки
и наказывал за нарушение правил.

Для
выявления этих трех компонентов психики
З. Фрейд разработал новый метод –
психоанализ,
позволяющий вступать в контакт с
бессознательным за счет ослабления
контроля сознания, используя метод
«свободных ассоциаций».

Текущие формы

Поведенческая терапия, основанная на принципах оперантности и респондента, имеет значительную доказательную базу в поддержку ее использования

Этот подход остается жизненно важной областью клинической психологии и часто называется анализом клинического поведения. В последние годы поведенческая психотерапия становится все более контекстной

Поведенческая психотерапия в последние годы стала проявлять больший интерес к расстройствам личности, а также уделять больше внимания принятию и концептуализации сложных случаев.

Функционально-аналитическая психотерапия

Одной из современных форм поведенческой психотерапии является функционально-аналитическая психотерапия . Функциональная аналитическая психотерапия — это более продолжительная поведенческая терапия. Функциональная аналитическая терапия фокусируется на использовании подкрепления во время сеанса и в первую очередь является терапией, основанной на отношениях. Как и большинство поведенческих психотерапевтов, функциональная аналитическая психотерапия контекстуальна по своему происхождению и природе. и в значительной степени опирается на радикальный бихевиоризм и функциональный контекстуализм .

Функциональная аналитическая психотерапия опирается на исследовательскую модель процесса, что делает ее уникальной по сравнению с традиционной поведенческой терапией и когнитивно-поведенческой терапией .

Функциональная аналитическая психотерапия пользуется серьезной исследовательской поддержкой. Недавние исследования в области функциональной аналитической психотерапии сосредоточены на ведении агрессивных стационарных пациентов.

Методы, используемые в когнитивно-поведенческой психотерапии

Все сеансы терапии по данному методу проходят в виде беседы, в ходе которой пациенту предлагается провести эксперименты и ответить на ряд вопросов. Это может быть индивидуальная терапия или групповые сеансы, которые больше напоминают тренинг, направленный на улучшение психологического состояния пациента сейчас и в будущем.

Когнитивно-бихевиоральная терапия психических расстройств проводится с использованием таких методов:

  1. Когнитивная реструктуризация позволяет снизить тревожность пациента. Это достигается путем оценки своих страхов и реальности. Клиент психотерапевта самостоятельно заполняет таблицу, в которую вписывается пугающая его ситуация. Затем ему предлагается спрогнозировать несколько наихудших вариантов развития событий. Когда этот этап будет завершен, необходимо вспомнить похожие ситуации из прошлого и описать реальный их исход. Для большей наглядности, страхам присваивается коэффициент вероятности в процентах, после чего пациент может увидеть, что его самые страшные опасения были не оправданными.
  2. Сократовский (сократический) диалог может использоваться не только в ходе психотерапии, но и в любой другой беседе. Этот метод использовал Сократ в ходе занятий со своими учениками. Сначала необходимо согласиться с оппонентом, затем поставить под сомнение его правоту, после чего аргументировать свои мысли. Умелое использование этого метода позволяет разрешить любую спорную ситуацию.
  3. Когнитивный континуум позволяет работать с полярным мышлением. Условно говоря, пациенты уверены, что бывает только белое и черное, но в ходе сеанса выясняется, что существует много оттенков серого.
  4. АВС-анализ. Каждая ситуация, происходящая с нами в жизни (А) приводит к возникновению мыслей и внутреннего разговора (В). В зависимости от внутренних убеждений возникает реакция (С). В схеме А→В→С главную роль играют наши убеждения, именно от них зависят мысли, возникающие в ответ на ситуацию, приводящие к негативным или положительным эмоциям.

Также психотерапевты, практикующие когнитивно-бихевиоральный метод коррекции психических расстройств, используют и другие методы в своей работе. Данное направление активно развивается, появляются новые труды, разработки и методики.

Автор статьи

Царенко Мария Арменовна

Психиатр, Психотерапевт, Психоэндокринолог, Диетолог.

Врачебный стаж: 9 лет

Записаться на прием

Какая теория правдивее?

На этот вопрос вообще нет и не может быть правильного ответа. Обе теории одинаково верны, и правильность той или иной зависит от менталитета людей, их способностей и навыков, от опыта и от рода деятельности. В действительности до сих пор есть такие организации, в которых практикуется авторитарная система лидерства. Многие сотрудники действительно элементарно не приучены к порядку и самоконтролю, они всячески отказываются работать, поэтому за подобные промахи их нужно штрафовать и подвергать взысканиям. Как правило, так ведут себя люди с низким уровнем интеллекта, и встречается такое явление по большей степени в малоразвитых странах. Более прогрессивное общество чаще всего работает по схеме Y — то есть начальник является частью коллектива, связующим звеном, а не цербером. Каждый из сотрудников прекрасно понимает, что успех компании в любом случае отразится на его успехе, поэтому не ленится, а трудится и прилагает к этому все силы, задействует творчество и практические навыки.

Бихевиоризм и эксперименты над животными

Чтобы реализовать эту концепцию и применить ее к изучению поведения человека, поведенческая психология использует метод, впервые протестированный на животных.

Э. Л. Торндайк внес огромный вклад в изучение поведения животных. Его работы до сих пор играют большую роль, в том числе и в психологии поведения человека.  

Торндайк обнаружил два основных явления:

  • Обучение животных осуществляется только методом проб и ошибок;
  • В процессе исследований у всех видов животных происходит постепенное снижение нежелательного поведения. Торндайк каждый раз выводил один и тот же график обучения независимо от того, какое животное изучалось.

Позднее, основываясь на этих исследованиях, Уотсон пришел к выводу, что с помощью методов изучения психологии животных можно создавать законы, которые предсказывают и контролируют поведение человека.

Но цель поведенческой психологии не только в том, чтобы управлять поведением, но и в том, чтобы “создавать” его.

Исследования Павлова

Самым громкими исследованиями по изучению формирования нового поведения были и остаются работы И.П. Павлова по обусловливанию собак.

С 1914 года Уотсон (основатель бихевиоризма) начал интересоваться работами И.П. Павлова по обусловливанию собачьих рефлексов. Действительно, во время своих работ Павлов установил целый свод законов об обусловливании.

Обусловливание — это форма взаимосвязи между стимулом и рефлексом (поведением).

Именно Павлов открыл это явление. В своем исследовании он заметил, что запаха еды, взгляда на еду или даже взгляда на человека, который обычно приносил еду, достаточно, чтобы вызвать выделение слюны у собак.

Павлов назвал это явление условным рефлексом (или условным ответом), то есть рефлексом, который зависит от условий окружающей среды.

В конечном итоге Павлов стал рассматривать условный рефлекс как основу всего обучения животных. После этого открытия Павлов посвятил все свои исследования изучению условных рефлексов.

Он доказал, что любой стимул может стать условным стимулом (то есть стимулом, вызывающим условный рефлекс), если он связан с безусловным стимулом (звук, свет, вибрация и т.д.).

Процесс, посредством которого нейтральный стимул превращается в условный стимул, называется условной реакцией.  

Lolo Zoua – It s My Fault

Артём Баусов

Как изменить паттерны?

Передача поведенческих паттернов из поколения в поколение усложняют человеку задачу по избавлению от того или иного принятого стереотипа. Но это все поправимо. Сознание и подсознание человека – мощные силы, которые могут помочь мыслить и вести себя по-новому. Мышление играет огромную роль и может явиться как препятствием на пути освобождения от неэффективных паттернов, так и помощником.

Как изменить паттерны мышления?

Что значит — паттерн деструктивный? Это те мысли и установки, мешающие успешно решать любые жизненные задачи. Чтобы выработать новые эффективные паттерны мышления, можно попробовать следовать рекомендациям психолога:

Опыт или ситуация при ближайшем рассмотрении видится как негативная, но если изменить угол зрения и попытаться рассмотреть плюсы, то может родится новое решение проблемы.
Только так и не иначе, либо черное либо белое, добро и зло – все это можно назвать поляризованным или крайним мышлением, характерным для многих людей, воспитывающихся в строгости, перфекционистов, но жизнь многограннее, и не все можно вписать в рамки.
Раздувание проблемы до катастрофических масштабов. Стоп! Пора остановиться, выдохнуть и не углубляться в панику, а поразмышлять: «Что я могу сейчас сделать, какой шаг, чтобы решить проблему, нужна ли мне помощь или справлюсь сам(а)?». Этот способ помогает выйти из состояния беспомощности и развивает творческую предприимчивость.
Фиксация на себе или персонализация. Многие люди всерьез думают, что все проблемы в их близком окружении связаны с ними

«Я опять его разозлила», «Ей плохо из-за меня!» Здесь важно понять, что люди имеют право на свои чувства, и это их ответственность.

Как изменить паттерны поведения?

Изменение паттернов поведения – сложная и трудоемкая работа над собой. Для этого нужно начать отслеживать свои мысли и реакции на события, происходящие вокруг. Что вызывает страх или ступор, а что агрессию. Проанализировать: «А как я могу реагировать по-другому?». Все эти первичные реакции и есть паттерны, которые нуждаются в пересмотре и замене

Важно помнить следующее:

  • устоявшиеся реакции не есть единственно правильными;
  • применить другую реакцию на событие, лучше сесть и подробно написать, как «я буду по-другому реагировать»;
  • при удобном случае повторять новый паттерн в поведении для закрепления, смотреть как он работает, менять нюансы (новая привычка закрепляется в течение месяца).

Концептуальные положения

Бихевиоризм в классическом понимании исследует преимущественно внешние проявления поведенческих реакций, при этом практически нет разделения между рефлексами человека и других живых существ. Вся психическая деятельность приравнивается к ответным двигательным реакциям организма. Умственная деятельность и мышление отождествлялось с речевой и двигательной активностью, а эмоциональные проявления характеризовались через призму внутренних процессов индивида или другой живой особи.

В рамках этого течения не уделялось внимания изучению сознания, поскольку не представлялось возможным разложить его проявления на двигательные акты.

Личностная концепция также не была сформулирована, поскольку считалось, что формирование личности представляет собой процесс научения: подкрепление одних вариантов поведения и устранение других. Важным для бихевиористского подхода было проанализировать: как происходило научение индивида в предшествующем опыте и какие условия способствовали сохранению демонстрируемого поведения в настоящий момент.

На развитие бихевиоризма в 20 веке существенное влияние оказали естественные науки и физика. Родоначальники направления и их последователи стремились использовать в своих разработках методы естествознания.

Были выдвинуты следующие методологические подходы:

  • наблюдение за поведением в лабораторных, искусственно создаваемых и поддающихся управлению условиях;
  • наблюдение поведенческих реакций в естественной среде.

Основные эксперименты проводились с использованием животных, а полученные данные и выявленные закономерности также считались свойственными человеку. Впоследствии такая методика была подвергнута острой критике в особенности по причинам этического характера.

Основные положения

Основоположником бихевиоризма Уотсоном были сформулированы основные положения, на которых базировалось и развивалось это направление.

  • Предметом изучения психологии является поведение и реакции живых существ.
  • Психологические и физиологические аспекты жизнедеятельности индивида определяются посредством поведения.
  • Поведение живых существ рассматривается в качестве комплексных реакций организма на внешние раздражители (стимулы).
  • Выявив характер стимула, можно предугадать поведенческую реакцию на него и определенным образом контролировать поведение не только животных, но и людей.
  • Все реакции можно разделить на два вида: условные рефлексы, которые формируются в процессе жизни, и безусловные — передающиеся по наследству.
  • В результате обучения происходит закрепление успешного реагирования на конкретные раздражители и, путем многократного повторения, переход этих поступков в автоматизмы. Таким образом, благодаря условным рефлексам осуществляется формирование навыков.
  • К навыкам следует относить также мышление и речь.
  • Память — это механизм, с помощью которого происходит запоминание и удержание необходимых навыков.
  • На протяжении всей жизни человека в зависимости от изменений условий окружающей среды происходит процесс формирования новых психических реакций.
  • Не существует установленных закономерностей в становлении психики детей на разных возрастных этапах. Таким образом, отрицается возрастная периодизация развития.
  • Эмоции являются лишь реакциями на различные стимулы внешней среды.

В современной психологии теории бихевиористов не пользуются популярностью, при этом широко применяются направления, которые сформировались на основе бихевиоризма и необихевиоризма, например, когнитивная психология, рационально-эмоционально-поведенческая терапия, поведенческая психотерапия и т. п.

Как работает когнитивно‑поведенческая терапия

Основная идея этого вида психотерапии заключается в следующем Therapy for Anxiety Disorders . Ваше психологическое состояние зависит не от стрессовой ситуации как таковой, а от того, как вы к ней относитесь. Терапевт научит вас различать разные типы эмоций, понимать, как ваше сознание переключается между ними, и фокусироваться на позитивных.

Вот простой пример: вас пригласили на вечеринку. По этому поводу у вас могут возникнуть такие мысли и переживания:

  1. «Звучит заманчиво! Там будут мои друзья, а ещё я смогу познакомиться с новыми интересными людьми». Переживание: предвкушающее, счастливое, возбуждённое.
  2. «Вечеринки — это всё же не моё. Сегодня новый эпизод любимого сериала выходит, лучше останусь дома, не хочу пропускать». Переживание: нейтральное.
  3. «Я никогда не знаю, что делать и что говорить на этих мероприятиях. Меня снова заставят тост произносить, я выставлю себя дураком, и надо мной опять будут смеяться». Переживание: тревожное, негативное.

Итог: одно и то же событие может приводить к совершенно разным эмоциям. Какую из них выбрать, зависит только от вас. Вы должны сделать процесс выбора осознанным. Как в магазине: вам предложены эмоции, стоят одинаково — какую возьмёте?

Чтобы помочь вам почувствовать себя рациональным «покупателем эмоций», психотерапевт сделает следующее Cognitive Behavioral Therapy .

Научит выявлять негативные мысли

То есть отлавливать, о чём конкретно вы думаете, когда начинаете испытывать беспокойство. Например, тезис «Надо мной будут смеяться» является негативным.

Поможет оценить и оспорить негатив

Оценить — это значит задаться вопросами: «А точно ли то плохое, что меня пугает, произойдёт? И если произойдёт, действительно ли это будет иметь катастрофические последствия? Может, всё не так страшно?»

Научит заменять негативные мысли реалистичными

После того как вы выявите беспокоящие мысли и проанализируете, их надо будет заменить более рациональными и реалистичными утверждениями. Например: «Да кто меня заставит говорить тост? Я вообще не пью и не планирую поднимать бокалы».

Юлия Михаиловна Эрц

супервизор

Бихевиоризм в повседневной жизни

Обусловливание можно заметить во многих областях жизни: от школ до психбольниц, от мира спорта до мест лишения свободы.

Когда идеи бихевиоризма используются в естественной среде, можно говорить об естественном изменении поведения.

Примеры изменения поведения

Цель изменения поведения состоит в том, чтобы заменить деструктивное поведение на более продуктивное.

Ниже несколько эффектов от применения методов позитивной психологии. Бихевиоризм — примеры из жизни:

Исправление речи

Поведенческая психология позволяет детям с аутизмом, которые вообще не говорят, развить словарный запас из нескольких сотен слов. То же самое относится к людям, которые перенесли повреждение мозга.

Самостоятельность

Поведенческое направление в психологии помогает взрослым с ограниченными интеллектуальными возможностями общаться с окружающими и быть более самостоятельными. Это позволяет им развивать социальные навыки, выполнять повседневные задачи и даже удерживать хорошую работу.

Обучение детей

Принцип изменения поведения очень часто применяется при воспитании детей. Приучение к горшку — хороший пример.

Обучение музыке или спорту

Приобретение новых навыков осуществляется за счет повторений определенных действий.

Избавление от нежелательного поведения

Поведенческая психология эффективно помогает избавиться от вредных привычек.

Формирование нового поведения

Большинство примеров, упомянутых выше, относятся к изучению “сложного” поведения, то есть действий, которые не могут происходить спонтанно (играть на пианино, говорить и т.д.) Для такого типа поведения обучение осуществляется путем формирования новых навыков и привычек.

Результаты такого обучения превосходны и иногда очень удивительны. Например, Б. Ф. Скиннер, инициатор этого метода, сумел научить голубей играть в пинг-понг своими клювами!

Более серьезно: поведенческая психология обычно применяется для обучения собак-поводырей, для обучения детей чистоте и общению со сверстниками и т.д.

Скидки на обучение

Программа лояльности

*Оплата 2-ух программ до начала обучения.Также возможно предоставление индивидуального коэффициента снижения стоимости по заявлению поступающего. Коэффициенты снижения стоимости не суммируются друг с другом.

Все скидки регламентируются приказом о коэффициенте снижения стоимости.

Суть метода[править]

Поведенческая (бихевиоральная) психотерапия состоит из трех основных теорий:

  1. Теория условного рефлекса И.П.Павлова.
  2. Теория оперантного обусловливания (Скиннера и Уотсона).
  3. Теория социального научения (А. Бандура).

Бихевиоризм изучает формирование поведения человека и животных. Теории поведенческой психотерапии получили подтверждение с помощью множества научных экспериментов, а практические методы неоднократно доказывали свою эффективность.

Суть этого подхода, состоит в модификации поведенческих стереотипов через использование принципов теории научения.
В основе этой формы психотерапии лежит идея, что симптомы некоторых психических расстройств обязаны своим появлением неверно сформированным навыкам. Поведенческая психотерапия ставит своей целью устранение нежелательных форм поведения и выработку полезных для клиента навыков поведения.

Поведенческая терапия может применяться как самостоятельно, так и в комплексе с когнитивной психотерапией.
Поведенческий подход предполагает, что всё поведение состоит из рефлексов, реакций на определенные стимулы в среде, а также последствий индивидуальной истории, таких как подкрепление и наказание, совместно с настоящим мотивационным состоянием индивида и контролирующими стимулами.

Поведенческий подход предполагает изменение поведения человека путём поощрения и подкрепления желаемых форм поведения и отсутствия подкрепления нежелательных форм.

Поведенческая психотерапия представляет собой директивную и структурированную форму психотерапии.

«Терапия пограничного расстройства личности»

— Глеб, когда речь заходит о лечении пограничного расстройства, специалисты зачастую советуют когнитивно-поведенческий подход (КПТ). Мол, именно иррациональные установки лежат в основе (само)деструктивного поведения, и, меняя мысли, мы меняем способ реагирования. Отличается ли диалектико-поведенческая терапия от этой формулы?

— Диалектико-поведенческую терапию (DBT) часто называют «дочерью» КПТ, но это новый и немного другой подход. Он ориентирован именно на пограничное расстройство личности (ПРЛ). Мы учим сдерживать импульсивные поступки, конструктивно решать проблемы, то есть определять наиболее эффективное поведение в той или иной ситуации и воплощать его в жизнь.

Когнитивно-поведенческая терапия подразумевает критический взгляд на когнитивные искажения клиента. У людей пограничной организации (и ПРЛ входит в это определение) много таких иррациональных убеждений — о себе, о мире в целом. И ввиду особой биологической чувствительности им сложно сталкиваться с прямой критикой этих мыслей, это «подпитывает» их негативное отношение к себе.

КПТ-метод тоже работает, но диалектико-поведенческая терапия будет более эффективной именно при пограничном расстройстве. При DBT ниже риск того, что клиент сбежит с терапии, а сам терапевт профессионально выгорит.

— Что означает приставка «диалектико-»?

— Это когда клиент не меняет свои мысли, а осознает, что существует много точек зрения на одну ситуацию, которую он привык воспринимать как безвыходную.

Я бесконечно сочувствую своим пациентам и полностью принимаю их такими, какие они есть. Но в то же время понимаю, что, если они не изменятся, их жизнь всё так же будет похожа на ад. Да, для изменений требуется масса усилий, но без них невозможно изменить жизнь к лучшему.

Благодаря диалектическому подходу к ситуации клиент учится взвешивать все «за» и «против», а затем выбирать тот взгляд на проблему, который позволит ему вести себя наиболее благоприятным образом — без причинения вреда себе.

— То есть вместо опровержения иррациональной мысли человек принимает спектр разных точек зрений и возможностей и затем выбирает оптимальное решение?

— Да, людям пограничной организации свойственна импульсивность в принятии решений. Такие люди чувствуют мир иначе, они уязвимы даже перед небольшими стрессовыми колебаниями. На эту тему есть меткая фраза:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector