Влияние педагогического воздействия на развитие личности

По результатам воздействия:


м-д влияния, создающие нравственные
установки, мотивы, отношения, формирующие
представления, понятия, идеи.


м-д влияния, создающие привычки,
определяющие тот или иной тип поведения

5.
В настоящее время наиболее объективной
и удобной представляется классификация
методов воспитания на основе направленности
– интегративной характеристики,
включающей в себя в единстве целевую,
содержательную и процессуальную стороны
методов воспитания. Классификация
Щукина.
Выделяют 3 группы методов:


м-ды формирования сознания личности


м-ды организации деятельности и
формирования опыта общественного
поведения


м-ды стимулирования поведения и
деятельности

Виды педагогического воздействия

В рамках психологии педагогического воздействия по традиции рассматривают два основных вида: убеждение и внушение. Первое из них адресовано сознанию, воле ребенка и представляет собой логически аргументированное воздействие человека (группы лиц), принимаемое критически и выполняемое сознательно. Целью убеждения всегда является стремление добиться принятия взглядов, отношения и следования им в деятельности.

Определение 2

Внушение — это психологическое воздействие, отличающееся сниженной аргументацией. Оно принимается при наличии низкой степени осознанности и критичности. Суть такого воздействия состоит во введении в психику внушаемого человека установки, которая концентрируется на изменении психической деятельности, становящейся его внутренней установкой. Она регулирует психическую и физическую активность в случае наличия автоматизма.

В зависимости от способа воздействия выделяют прямое и косвенное внушение. Первое из них предполагает прямые и открытые распоряжения. Среди приемов педагогического воздействия необходимо выделить созидающие и тормозящие (приемы поощрения и наказания).

Поощрение представлено одобрением, похвалой (развернутое и аргументированное одобрение), благодарностью (групповая или индивидуальная форма положительной оценки), присвоением званий. Чаще всего оно выражено в материальной форме (например, подарок). Наказание выносится в форме неодобрения (отрицательный отзыв вербального или невербального характера), замечания, выговора, исключения из коллектива.

Материальная форма представляет собой опредмеченную материальным предметом похвалу. Она чаще всего подкреплена речевым обращением, которое способно усилить эмоциональное переживание ребенка. Лишение удовольствий представляет собой форму наказания, когда ребенка лишают предметов, которые дают ему положительные эмоции. Нельзя лишать возможности удовлетворять естественные потребности (в пище, сне и т.д.).

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Условия реализации опосредованного педагогического воздействия

Указанная форма педагогического влияния на личность требует создания особой воспитывающей среды, что требует реализации ряда условий, включая следующие:

  • организация, сплочение ученического коллектива;
  • создание благоприятной эмоциональной атмосферы, благоприятного эмоционального климата в коллективе;
  • интеграция обучающихся в реализацию групповых, коллективных форм деятельности;
  • развитие органов ученического самоуправления;
  • рациональная организация, эстетизация школьной жизни;
  • создание оптимальной предметно-пространственной среды;
  • организация взаимодействия, взаимосвязи между урочной и внеурочной видами деятельности;
  • координирование семейного, школьного и социального воспитания.

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Стили взаимодействия учителя и ученика

Взаимодействие учителя со своими учениками представляет собой важнейший процесс воспитательного влияния взрослого человека. Преподаватель должен иметь соответствующую подготовку к организации и поддержке взаимоотношений с учащимися.

Если обратиться к практической стороне, то отношения преподавателя и учащихся могут складываться не всегда оптимальным образом. В большей степени это зависит от стиля руководства, который заключается в присутствии характерной манеры и методик выполнения необходимых воспитательных функций.

Для преподавательской деятельности характерно 5 самых часто встречающихся стилей руководства:

  • Автократический,
  • Авторитарный,
  • Демократический,
  • Игнорирующий,
  • Непоследовательный.

Автократический стиль предполагает единоличное управление коллективом, исключая опору на актив. Ученикам не дают возможность высказывания своих взглядов, критических замечаний. Они не вправе проявлять инициатив или претендовать на решение вопросов, которые их касаются. Преподаватель в этом случае последовательно предъявляет к ученикам требования, жестко контролируя их выполнение.

Для авторитарного стиля руководства присущи базовые аспекты автократического стиля. Тем не менее, при нем ученикам уже можно принимать участие в обсуждении затрагивающих их проблем. Окончательное решение при этом будет в любом случае принимать учитель в зависимости от собственных установок.

В случае следования демократическому стилю руководства преподаватели берут за основу коллектив, стимулируя высокую степень самостоятельности учащихся. В организации работы учитель стремится занимать положение «первого среди равных», проявляя определенную терпимость к критике и вникая в личные дела и проблемы своих воспитанников. Учащиеся привлекаются к обсуждению проблем коллективной жизни и вправе сделать выбор, при этом итоговое решение формулируется учителем.

Игнорирующий стиль характеризуется тем, что преподаватель стремится по минимуму вмешиваться в жизнь и деятельность учащихся. Он почти устраняется от руководства и ограничивается формальным выполнением обязанностей и административных указаний.

Для непоследовательного стиля присуще использование учителем в зависимости от внешних обстоятельств или своего эмоционального состояния любого описанного выше стиля (чаще всего того, который будет более выгоден ему в этот момент).

Педагогическое воздействие с помощью стиля руководства способно накладывать отпечаток на всю систему школьных взаимоотношений, включая то, каким образом учитель будет воспринимать учеников, и то, насколько часто будут происходить его конфликты с учащимися.

Похожие термины:

  • действие, направленное на оказание психотерапевтической помощи читателю с использованием специально подобранных информационных материалов в качестве вспомогательного лечебного средства.

  • оказываемое на обучающегося – это результат осуществления учебной деятельности в информационно-коммуникационной предметной среде, которое ориентировано на развитие мышления, памяти, внимания,

  • information effect) – различного рода (психологическое, этическое, эстетическое, терапевтическое и др.) влияние информации на аудиторию.

  • media effect) – различного рода (психологическое, этическое, эстетическое, терапевтическое и др.) влияние медиа и медиатекстов на аудиторию.

  • особый вид деятельности педагога, направленный на достижение позитивных изменений психологических характеристик воспитанника.

  • влияние на человека в интересах достижения определенного результата в его воспитании.

  • процесс педагогического общения, характеризующийся умением учителя работать с аудиторией. Формы и методы информативно-речевого воздействия – рассказ, разъяснение, анализ, оценка, лекция, публич

  • педагогический процесс, направленный на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, на воспитание и развитие ребенка с речевым нарушением.

  • Регуляция поведения реципиента с помощью обращенной к нему речи (устной, письменной, через средства массовой информации). См. также суггестия, внушение.

  • действие, вызывающее изменение состояния (параметров, свойств) объекта управления. Имеет целью удовлетворение интересов и потребностей социальных объектов (общностей, групп, индивидов) и регулир

  • воздействие со стороны средств массовой информации, при котором содержание послания, сообщения постепенно внедряется в сознание аудитории. Психологическое противодействие посланию в конце конц

  • использование возможностей направленного воспитательного воздействия на человека с целью его исправления. Таким направленным воспитательным воздействием может быть организованная трудовая де

  • влияние социального педагога на сознание, волю, эмоции воспитуемых, на организацию их жизни и деятельности в интересах формирования у них требуемых качеств и обеспечения достижения заданных целе

  • система знаний, умений и навыков; усвоение нормы морали, потребности, чувства, поведение, способности, мировоззрение.

  • комплекс мероприятий, осуществляемый силами и средствами морально-психологического обеспечения в целях нейтрализации пропагандистского и психологического воздействия противника на личный сос

  • требует постоянного пополнения и расширения арсенала пед. методов и средств, которые позволяют каждую встречу с воспитанником сделать неординарной и запоминающейся.

  • трудности, проблемы, возникающие в воспитательном взаимодействии: кризис деятельности (процесс развития останавливается, т. к. все слишком налажено), кризис среды (то, что окружает ребенка, переста

  • особая мера государственного принуждения, применяемая к несовершеннолетним за совершение ими преступлений, носящая воспитательный (перевоспитательный) характер. К таким мерам относятся: предуп

  • своеобразные приемы воздействия на обучаемых в ходе педагогического процесса, куда входят: убеждение, внушение и заражение, «личный пример» и подражание, упражнения и приручения, обучение, стимул

  • метод) стратегия и процедуры, основанные на изменении поведения или подлежащих устранению предпосылок поведения. Реализуется через косвенное изменение личности.

Внеурочное педагогическое воздействие

Огромное значение в процессах развития личности отводится внеучебной деятельности, грамотная организация которой способствует реализации ряда актуальных функций, включая следующие:

  • организационная функция, организация внеурочной деятельности обучающихся;
  • интегрирующая функция, которая находит свое отражение в координации учебно-воспитательной работы, работы с общественностью и семьей с целью повышения эффективности обучения, воспитания и развития личности обучающегося;
  • компенсаторная функция – развитие личностно значимых качеств, актуализация внимания на качествах, которые не могут эффективно развиваться при реализации других видов деятельности.

Парадигмы педагогического воздействия

В педагогике и психологии выделяют несколько парадигм педагогического воздействия. Они включают:

  • Императивное воздействие,
  • Манипулятивную стратегию,
  • Развивающую стратегию.

Парадигма императивного воздействия отвечает за контроль поведения и установок человека, подкрепляя их и направляя в нужное русло. Она представляет собой функцию принуждения в отношении объекта воздействия и менее всего пригодна в педагогической практике, поскольку не учитывает актуальные состояния и отношения другого человека.

В основе манипулятивной парадигмы лежит проникновение в механизмы психического отражения. В этом случае знание используется для воздействия и формирования общественного мнения.

Психологическим условием развивающей стратегии является диалог. В ее основе лежит эмоциональная и личностная открытость партнеров, психологический настрой в отношении актуальных состояний друг друга, доверие и искреннее выражение чувств и состояний.

Виды педагогического воздействия

Современная педагогика накопила огромное количество форм и методов воздействия на личности. Выделяют следующие основные виды педагогического воздействия:

  • непосредственное влияние на воспитанников, основанное на перманентном изучении индивидуальных особенностей их развития, появления новых интересов и пр., реализуемое посредством практического внедрения в практику обучения и воспитания определенных форм, приёмов и методов;
  • опосредованное воспитательное воздействие;
  • коррекционное воздействие, которое осуществляется посредством коррекции влияния различных субъектов социальных отношений (использование воспитательного потенциала ученического коллектива, отдельных обучающихся, социума, семьи, СМИ и пр.) на личность воспитуемого с целью устранения возможных проблемных аспектов развития, поведения, взаимодействия.

Похожие материалы

Сравнение языков программирования на примере сортировки массива
Важность использования аутентичного материала при обучении чтению
Рейтинговая система оценивания деятельности преподавателей вуза
Методика проведения лабораторной работы по теме «Термическая обработка углеродистых сталей»
О проведении олимпиад по графическим дисциплинам

Педагогическое воздействие является неотъемлемой частью в процессе учебно-воспитательной работы . Методы педагогического воздействия — это средства вовлечения детей в активную общественно-полезную и педагогически целесообразную деятельность. В практике работы учителя требование является основным методом педагогического воздействия, который в качестве стимула осуществления ребёнком того или иного действия используют личные отношения, складывающиеся между педагогом и учащимися, а также между детьми в коллективе.

Помимо требования, следует выделять систему перспективных линий, как метода педагогического воздействия, который для вызова и активизации определенной деятельности, использует постановку ярких задач, перспектив, которые они стремятся достичь. К методам педагогического воздействия следует отнести поощрение и наказание.

Следует уяснить, что педагогическое требование может быть прямым и косвенным (просьба, совет, угроза, выражение доверия, одобрение, требование ).

В работе педагог использует самые различные требования: непосредственные и опосредованные.

Чтобы педагогическое требование было успешным инструментом педагогического воздействия на учащихся, следует знать правила предъявления требований:

  1. Любое требование должно быть доведено ло логического конца. В иоле внимания должны быть вес дети (пока не встанут все — не здороваться);
  2. По своему содержанию требование должно быть исчерпывающим: (закрой глаза, открой книгу):
  3. Требование должно быть инструктивным. Оно должно сопровождайся раскрытием способа выполнения;
  4. Требование должно быть позитивным, а не запрещающим. А. С. Макаренко утверждал, что в школе должно быть только 2 запрещающих правила: не бей стекла и не дерись. Вместо не кричи — будь сосредоточен; вместо — не подглядывай — сравни; вместо слова не списывай -развивай память.
  5. Требование должно быть доступным на данный момент. Чтобы оно выполнялось. Дети, классы находятся на разном уровне развития. Требование может и не выполняться. А это опасно, так как ученик привыкает не выполнять и социальные требования.
  6. При предъявлении требования надо выражать уважение к личности ребёнка.Здесь идёт речь о соблюдении педагогического такта.
  7. Соблюдение оптимизма но отношению к детям. Опора на положительное, в ребёнке.

Соблюдая эти правила, мы получили положительное отношение к требованию,учителю, школе, самому себе! Мы приучаем детей к нормам культуры, взаимоотношений, а эти отношения формируют и развивают ребенка. Следует ознакомиться с работой Л. С. Макаренко «Методика организации воспитательного процесса». С/Соч. М. 1958 Т5 стр 74-82.

В этой работе дается чёткая характеристика близких, средних и дальних перспектив, (это пели, которые ребёнок должен достичь). В воспитании необходима целая система перспектив, которые, сменяя друг друга, усложняясь, ведут детей вперед. Различные виды деятельности, в которые включается школьник, способствует его всестороннему развитию.

В практике использования методов поощрения и наказания следует знать, требования к условиям их применения в школе.

Поощрять следует лишь за действительные успехи. Вредно захваливание для ребёнка

Хотя неплохо иногда поощрять ребят авансом.
Не следует поощрять очень часто, так как частое поощрение не будет являться стимулом деятельности.
Необходимо добиваться поддержки поощрения учителя ученическим коллективом.
Важно обеспечить гласность поощрений.
Учитывать при выборе приёмов поощрения возрастные и индивидуальные особенности детей.

При использовании наказания, как метода педагогического воздействия, следует также соблюдать следующие условия их применения.

  • Сочетание разумной требовательности с уважением к ребёнку.
  • Справедливость в применении наказаний.
  • Соблюдение педагогического такта.
  • Опора на ученический коллектив.
  • Связь наказания с другими методами воспитания.
  • Сочетание наказания с убеждением.

При выборе методов педагогического воздействия педагогом целесообразно учитывать условия, время, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям учащихся в образовательно-воспитательной деятельности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector