Нигилизм и нигилисты в жизни и литературе (в романе «отцы и дети»)
Содержание:
Черты характера
Самой яркой и заметной чертой его характера является простота
Тургенев часто акцентирует на этом внимание, через слова друзей и знакомых Базарова, например, его друга Аркадия
Стоит отметить незаурядный ум героя. Он проявляется не только в изучении медицины, но и в других его занятиях. Понимая это, Базаров становится весьма самоуверен, убеждаясь в личностном превосходстве над остальными людьми. Это становится причиной резкой критики и едких замечаний в адрес собеседников. Еще Евгения можно назвать самолюбивым. Павел Петрович (дядя его друга) отмечает, что человек с таким характером не сможет быть хорошим врачом. Базаров же считает его человеком положительным, но неинтересным. В сложной ситуации Евгений умеет держать себя в руках. Образ Базарова весьма интересен его тягой к противоречию. Взгляды его на большинство вещей нестандартны, отличны от общепринятых. Изначально кажется, что он просто отрицает любые традиции и взгляды старшего поколения, но затем мы видим, что его позиция всегда аргументирована, он может доказать свою правоту. Базаров — человек конфликтный. Он часто затевает споры с любым собеседником, несмотря на его положение и возраст. Своего оппонента он всегда слушает и анализирует его слова.
Даром красноречия этот герой не отличается — он любит говорить просто и грубовато, часто используя пословицы и поговорки. К простому народу Базаров относится довольно пренебрежительно, высмеивая его неграмотность и набожность. Несмотря не это, Евгений все-таки ближе к простым людям, чем к дворянам. Он жалеет мужиков из-за их сложного материального положения.
Трагедия Базарова в романе Ивана Тургенева Отцы и дети
Образ Базарова противоречив и сложен, его раздирают сомнения, он переживает душевные травмы, в первую очередь из‑за того, что отвергает естественное начало. Теория жизни Базарова, этого крайне практичного человека, медика и нигилиста, была очень проста. В жизни нет любви – это физиологическая потребность, нет красоты – это всего лишь сочетание свойств организма, нет поэзии – она не нужна. Для Базарова не существовало авторитетов, он и веско доказывал свою точку зрения до тех пор, пока жизнь не переубедила его. Кроме того, для нигилиста не существовало понятие культурного наследия и необходимости его хранить для потомков. Он считал это пережитком прошлого и ненужным рудиментом.
В своих спорах с Павлом Петровичем Базаров говорил о ненужности поэтов, о необходимости ученых. Он отрицал духовную красоту и вообще духовную сторону жизни человека. Его категоричность несколько однобока. Он действительно пока не видит практической выгоды от абстрактных ценностей. Но постепенно, шаг за шагом, Базаров прозревает. Первым этапом была встреча с Одинцовой, когда жизнь опровергла его первый постулат о том, что любви не существует. Герой понял, что любовь есть, от этого осознания его переполняют самые разные эмоции – дискомфорт от осознания собственной неправоты, злость на себя за мимолетную слабость, злость на Одинцову за то, что она появилась в его жизни. Базаров испытывает все что угодно, только не радость бытия, любовь его мучает, он горит в собственном огне. Его деятельная и логичная натура не может найти объяснения происходящему, и это раздражает его еще больше.
Желая стать народным героем, Базаров только отрывается от народа. Он желает получить уважение от тех, кого презирает, а такое невозможно. Трагичность образа Базарова заключается в его противоречивости. С одной стороны, он жаждет любви и хочет быть любимым, но не может себе этого позволить. Он чувствует себя несколько виноватым, что предал свою идею, и своим поведением, резким и грубым отталкивает Одинцову. Точно так же он желает добра своему народу, но совершенно не принимает в расчет глубокую духовность народа, его сложившуюся веками высокую культуру. Желая разрушить, «расчистить место» для новой жизни, как он говорит, Базаров бесцеремонно пытается перечеркнуть тысячелетний опыт человечества, что в принципе невозможно в данных условиях. До определенной степени Базаров прав. Наука необходима для продуктивного прогресса, для новых достижений, для облегчения жизни людей, но нельзя делать из нее самоцель, отрывать от потребностей простых людей.
Базаров – очень сильная и незаурядная личность. Но, как часто случается, его благие намерения не всегда приводят к ожидаемому результату. Противоречивость образа Базарова – лишь одна из граней трагичности. Другая проблема этой личности – сила, которая не находит выхода, Базаров одинок в своем нигилизме. Всех этих окружающих его так называемых единомышленников типа Кукшиной и Ситникова даже не стоит принимать в расчет. Эти персонажи – жалкая пародия на Базарова. Аркадий тоже не годится на роль последователя‑нигилиста. У Аркадия совсем иной путь, чем у Базарова, возможно, менее трудный и противоречивый, но не менее нужный. Судьба Аркадия лишена той надрывной трагичности, которая присутствует у Базарова. Но в жизни Аркадия Базаров сыграл огромную роль. Он заставил Аркадия как минимум, задуматься о своем жизненном пути и о пути России в целом.
Долгое время роман «Отцы и дети» в критической литературе вызывал разночтения и порождал диаметрально противоположные точки зрения. Так, очень часто либералы и консерваторы читали произведение как оправдание собственной мягкотелости, обличение резкости суждений молодежи, а революционеры находили близкие темы для себя. Такая однобокость угнетала писателя, но он ничего не мог поделать. Осознание противоречивости произведения пришло в критику уже многие годы спустя после смерти автора.
Сочинение рассуждение
Иван Тургенев, является автором произведения под названием “Отцы и дети”. В данном произведении каждый из главных персонажей, высказывает своё личное мнение по поводу понятия нигилизм. Главным источником, нигилизма служил Евгений Базаров. С одной точки зрения, в произведении ощущается конфликт двух поколений, старшего и младшего, они никак не могут прийти к единому мнению и выводу.
В рассказе Тургенев, дал каждому шанс высказаться по поводу нигилизма, По мере чтения всего произведения, можно узнать у каждого главного героя, его мнение по поводу этого понятия. Например, Аркадий, считает что это, в первую очередь проявление своего отрицательного отношения к чему-либо. Следующий персонаж по имени Павел Петрович, рассуждал об этом понятии с философской точки зрения, он думал что это прежде всего отказ от какого-то своего мнения и устоявшегося принципа.
Главный сторонник данного направления, считал что это прежде всего, проверка всех естественных наук на практике, на протяжении всей своей жизни он не проводил времени впустую, он что-либо делал и постоянно что-то изучал
Это был не глупый человек, он постоянно занимался своим здоровьем, уделял внимание своему питанию и физическому здоровью. Помимо этого он увлекался медициной, науками, иностранными языками и был весьма образованным человеком
По его мнению это философия была самой верной, для того чтобы прожить свою жизнь счастливо. Однако по истечении некоторого времени, он начинает понимать, что всё в чём он был уверен, является неверным. В первую очередь, он начал сомневаться именно тогда, когда испытывал свои первые чувства к Анне Одинцовой. Особенно признания в чувствах самому себе, показало главному персонажу, что любовь не должна поддаваться сомнению.
По мере чтения рассказа, мы можем встретить также и псевдонигилистов, которые думают что, являются сторонниками этой философии жизни. В большинстве случаев, они стараются лишь быть похожими, на главного персонажа, который кажется уверенным и деловитым человеком со стороны. Возможно так и есть, однако посторонние люди не смогут быть похожими на своего кумира.
Со стороны читателя, можно увидеть насколько нелепо выглядят персонажи, которые питаются быть на стороне этой философии. Например, такой персонаж как Ситников, пытается быть похожим на Базарова, однако главный персонаж, видит все его тщетные старания и никак не хочет его воспринимать, наоборот он не считает его не серьезными сторонником этого направления. Помимо этого молодого человека в произведении присутствует такая персона как Кукшина. Это совершенно развязная и невоспитанная дама, от которой в свое время сбежал муж, после чего она приняла решение стать сторонницей нигилизма.
Студент-нигилист Базаров: образ в романе «Отцы и дети»
Евгений отрицает риторику, для него умение красиво говорить становится негативной характеристикой человека. «Я нахожу, что говорить красиво – неприлично» – говорит он.
Отрицает Базаров не только то, что имеет влияние на общественный строй, но и окружающие его явления, принятые с давних времен за истинное счастье каждого человека. Базаров не верит в любовь, на женщин он смотрит как на кусок мяса, который можно увидеть в анатомическом театре.
Если Павел Петрович Кирсанов, представитель дворянства, имеет собственные принципы, то Базаров отрицает их существование. Главный герой «не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». Отрицание становится смыслом жизни Базарова: он отрицает и дворянство, и самодержавие, и вековые традиции, и патриархальное общество. Все, что касается политической стороны жизни, не принималось Базаровым. Он считал, что для развития общества необходимо «очистить место» и только потом начинать все сначала.
Нигилистические принципы
Евгений Базаров считал себя нигилистом, отрицающим все общепринятые нормы и авторитеты. Нигилизм не позволял Базарову верить в любовь, он отрицает ее.
Главный герой называл любовь белибердой и непростительной дурью. Базаров не верил в то, что между мужчиной и женщиной есть духовная связь, все отношения нигилист объясняет физиологией.
Базаров иронизирует над выражением «загадочный взгляд», который свойственен влюбленным. Он говорит о том, что с точки зрения анатомии глаз не может выражать загадочность, ведь все это «романтизм, чепуха, гниль, художество».
Базаров упрекает Павла Петровича за то, что тот «раскис» из-за неудачи в любви: «А я все-таки скажу, что человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек – не мужчина, не самец».
Базаров и его мнимые единомышленники
Базаров и его мнимые единомышленники.
Нас не так мало, как вы полагаете.
Базаров Е.В
Показав в своем романе «Отцы и дети» тип нового героя — разночинца, демократа, материалиста и нигилиста Базарова, И.С. Тургенев должен был отразить в произведении и то, насколько это явление в жизни единично, случайно или же закономерно. Для этого необходимо было показать, есть ли у Базарова единомышленники.
Один из них — его друг Аркадий Кирсанов
, полностью разделяет убеждения героя, но, как выясняется, не надолго. Его увлечение нигилизмом поверхностно. А.К. привлекают в этом учении ощущение свободы, независимость от традиций и авторитетов, право на самоуверенность и дерзость. Герой не задумывается над сутью «нигилизма». Вначале, во многом под влиянием Базарова, А.К. скрывает свои истинные качества, стремиться подражать своему кумиру – Базарову. Из-за этого у него даже возникает конфликт с отцом. Но позже различия между отцом и сыном сглаживаются. А.К. становится все более похожим на своего отца. Он готов вступать в компромиссы с жизнью. Дворянское происхождение и воспитание, неумение отказаться от родственных чувств, а затем и влияние Кати вынуждают героя вернуться к традиционным ценностям своего круга.
Ситников
– псевдонигилист, считающий себя учеником Базарова. Он пытается, так же, как и его кумир, быть свободным и дерзким. Однако его подражание выглядит комичным. Нигилизм позволяет герою почувствовать свою значительность, причастность к «великому» делу. Ситников — сын винного откупщика, человека, разбогатевшего на содержании трактиров. Это не уважается в обществе, и, Ситников стыдится своего отца. В его портрете автором подчеркнута неестественность поведения героя: тревожное и беспокойное выражение лица, «и смеялся он беспокойно: каким-то коротким, деревянным смехом». Ситникову свойственно «тревожное и тупое напряжение» и собачья преданность вождю-Базарову, несмотря на то, что тот его откровенно презирает: «Ситниковы нам необходимы… мне нужны подобные олухи. Не богам же в самом деле горшки обжигать» Несмотря на это он говорит, что обязан Базарову своим «перерождением», не замечая ни напыщенности своих слов, ни логических противоречий. Услышав от Базарова, что «не должно признавать авторитетов», он почувствовал «восторг» по отношению к самому Базарову: «Наконец нашел я человека!» Прогрессивные взгляды для Ситникова — путь к самоутверждению за чужой счет, как и для госпожи Кукшиной.
Кукшина Авдотья Никитишна
– эмансипированная помещица и псевдонигилистка. В нигилизме она находит отдохновение, ощущение занятости «важным делом». У нее не сложилась личная жизнь, она разъехалась с мужем, внешне не красива, у нее нет детей. В ее поведении тоже все было, как говорит автор, «не просто, не естественно»
Чтобы привлечь к себе внимание, она примкнула к прогрессивному течению, но для нее это только повод показать себя, продемонстрировать другим широту ее интересов. Всемирно известную писательницу Жорж Санд она называет «отсталой женщиной» за якобы незнание ею эмбриологии, зато никому не ведомый Елисеевич — «гениальный» господин, написавший какую-то статью
Кукшина интересуется всем и сразу: химией, женским вопросом, школами, — но больше всего ее беспокоят не сами проблемы, а желание продемонстрировать их знание собеседникам. Она «роняет» свои вопросы один за другим, не дожидаясь на них ответов, да им и нет места в самодовольном монологе Кукшиной. Она критикует всех женщин за то, что они «дурно воспитаны», а Одинцову за то, что нет у нее «никакой свободы воззрения», но, скорее всего, она просто завидует ее красоте, независимости и богатству. Это особенно заметно на бале, куда Кукшина явилась «в грязных перчатках, но с райскою птицею в волосах»: она была «глубоко уязвлена», что на нее не обращают внимания.
Базаров к Ситникову и Кукшиной относиться чисто потребительски:. Почувствовав к себе пренебрежение, Ситников обсуждает Базарова и Кирсанова с Кукшиной, считая их «Противными гордецами и невежами». Однако после смерти Базарова Ситников в Петербурге продолжает, по его уверениям, «дело» Базарова. Автор с иронией описывает, как вместе с «великим» Елисеевичем Ситников тоже готовится «быть великим». С такой же иронией Тургенев говорит о том, что Кукшина, наконец попавшая в Гейдельберг, изучает теперь архитектуру, «в которой, по ее словам, она открыла новые законы».
В тургеневском романе Базаров концентрирует в себе как лучшие, так и худшие черты русской революционной молодежи конца 50-х — начала 60-х годов XIX века — самого кануна эпохи Великих реформ.Базаров умер, а воинствующее, самодовольное невежество процветает, опошляя прогрессивные идеи, за которые подлинные борцы были готовы отдать жизнь.
Внешний конфликт в романе
Как отмечалось выше, роман Тургенева многоплановый, в нем можно выделить два уровня конфликта: внешний и внутренний. На внешнем уровне конфликт представлен спорами Павла Петровича Кирсанова с Евгением Базаровым.
Споры с Павлом Петровичем Кирсановым касаются разных сторон человеческой жизни. Наиболее непримиримым Базаров является по отношению к искусству, в первую очередь поэзии. Он видит в ней лишь пустой и никому не нужный романтизм. Второе, о чем ведут диалог герои — это природа. Для таких, как Николай Петрович и Павел Петрович, природа — это божий храм, в котором человек отдыхает, они восхищаются ее красотой. Базаров (цитаты персонажа это подтверждают) категорически против такого воспевания, он считает, что природа — «это мастерская, и человек в ней работник». В конфликте с Павлом Петровичем герой часто проявляет себя довольно грубо. Нелестно он отзывается о нем в присутствии племянника — Аркадия Кирсанова. Все это показывает Базарова не с самой лучшей стороны. Именно за такое изображение героя впоследствии пострадает Тургенев. Базаров, характеристика которого во многих критических статьях сказывается не в пользу Тургенева, оказался незаслуженно поруган автором, некоторые считают даже, что Тургенев клевещет на все молодое поколение, незаслуженно обвиняя его во всех грехах. Однако не стоит забывать о том, что старшее поколение также отнюдь не восхваляется в тексте.
Направления нигилизма
Развиваясь и видоизменяясь вместе с эпохами и культурами, это течение предстает в нескольких разновидностях:
- Мировоззренческое или социальное, касающееся общих морально-культурных ценностей и идеалов.
- Мереологическое, утверждающее, что нет объектов, которые бы состояли из частей.
- Метафизическое, вообще не считающее обязательным существование объектов в действительности.
- Эпистемологическое, отрицающее существование знаний и учений как таковых.
- Правовое, нивелирующее обязанности человека в любом из проявлений и не считающее необходимым соблюдение законодательных норм.
- Моральное, или метаэтическое – в нем отрицается общее представление об аспектах, касающихся морали и нравственности.
- Культурное, появление которого связывают преимущественно со второй половиной прошлого века, когда представителями контркультуры отвергалась массовая культура.
- Юношеское, проявляемое на этапе взросления, осмысления себя, своего неповторимого «я».
- Географическое – относительно новое понятие, отрицающее воздействие географической составляющей на общественное развитие.
В чём суть нигилизма
► Приверженцам этой философии присуще ясное понимание и чёткое изложение своих позиций. Они следуют законам логики и подчиняются определённым принципам.
Принципы нигилизма:
️ Бога нет, как и другой высшей силы, управляющей судьбами людей, поскольку нет неопровержимых доказательств её существования;
️ Морали и нравственности тоже не существует, всё это плод социума, созданный ограничивать свободу;
️ В жизни нет ничего важнее, чем всё остальное.
► Взгляды нигилистов подразумевают непреклонное следование фактам и скептицизм. Это даёт возможность не принимать что-то на веру, без доказательств и логического объяснения. Ещё одна черта, присущая нигилистам – рационализм. Они не приемлют вкладывание смысла в рутинные вещи и действия, полагая, что миру не нужны люди и их «выдуманные» идеалы.
► Изучая литературные произведения классиков и их героев, а также наблюдая за приверженцами философии в наши дни, исследователи выделили сильные и слабые стороны нигилизма. Впрочем, все достоинства и недостатки относительны и быстро меняются местами в определённых обстоятельствах. Поэтому разделение на плюсы и минусы имеет условный характер.
► Стоит отметить, что одна из главных черт нигилизма – его практичность и рациональность, как было сказано выше. Это служит залогом внутренней целостности личности. Человеку, идущему к цели, ничего не мешает – он собран, сосредоточен и отметает все сомнения и лишние мысли.
► Именно поэтому задуманное осуществляется с максимальным эффектом. В данном случае это непросто способ достичь цели, это жизненная необходимость. Любое зерно сомнения, посеянное в мыслях у нигилиста, напрочь лишит его сил для достижения цели. Упорство, сила воли и целеустремлённость в сочетании с рационализмом – эти качества можно условно назвать положительными.
► К недостаткам философии можно отнести тот же рационализм, возведённый в абсолют. Отметая всё ненужное, носители идей приобретают чёрствость и бесчувственность. Они перестают замечать то прекрасное, что есть вокруг и превращаются в холодных исполнителей. Для них чужды высокие полёты поэзии, порывы чувств, красота окружающего мира. Холодный разум побеждает, истощая внутренне богатство, уничтожая эмоциональную составляющую духовного мира.
► В итоге нигилистические идеи могут привести к эмоциональному истощению и депрессии. Отрицание чувств лишь ставит им заслон, но не в состоянии их уничтожить. Психика – сложный инструмент, которым невозможно управлять одним лишь разумом. Человек имеет сознание, эмоции, чувства, мысли и способность мыслить. Всё это находится в определённом равновесии. При его нарушении происходит внутренний дисбаланс и приобретение психологических проблем.
► Именно этим опасен нигилизм и его последствия. Философия хороша как временное явление для подростков и юношей, которые используют её для самовыражения. Данный период в жизни должен иметь свои рамки, и повзрослевший человек рано или поздно выходит из него, набравшись опыта и приобретя ценные качества. Печально, если это длится годами.
► В таком случае личность лишается многих жизненных ценностей и делает это добровольно. Нормальным людям свойственно жить с эмоциями, испытывать и выражать чувства. Если их отрицание происходит успешно, и личность живёт одним лишь разумом без эмоций, это может означать не просто мировоззрение, но и глубокие психологические или даже психические проблемы. К счастью, нигилизм бывает разных видов и обычно затрагивает какой-либо один аспект жизни (исторический, географический, религиозный и т. д.).