Мудрость народа — афоризмы: примеры в литературе

«Я мыслю, следовательно, я существую»

Автор 
Рене Декарт

Контекст

«Наконец, принимая во внимание, что любое представление, которое мы име­ем в бодр­ствую­щем состоя­нии, может явиться нам и во сне, не будучи действи­тельностью, я решился представить себе, что всё когда-либо приходив­шее мне на ум не более истинно, чем видения моих снов. Но я тотчас обратил внимание на то, что в это самое время, когда я склонялся к мысли об иллю­зор­но­сти всего на свете, было необходимо, чтобы я сам, таким образом рассуж­даю­­щий, дей­стви­тельно существовал

И, заметив, что истина «Я мыслю, следовательно, я суще­ствую» столь тверда и верна, что самые сума­сброд­ные предположения скептиков не мо­гут ее поколебать, я заключил, что могу без опасений принять ее за пер­вый принцип искомой мною философии».  Р. Декарт. Сочинения в 2 т. Т. 1. М., 1989.

Как принято понимать

Фразу сегодня чаще всего употреб­ляют, призывая собеседника к раз­мышле­нию. К сути высказывания относятся с юмо­ром: мало кто всерьез сомневается в соб­ственном существовании.

Что хотел сказать автор

Декарт считал сомнение в собствен­ном бытии отправной точкой для любых рассуждений. В своем труде «Рассуждение о методе…» философ предлагает новый универсальный способ добычи научного знания. Этот метод должен стать альтер­нативой существующему научному методу, применение которого привело к тому, что доводы наделенных авторитетом ученых стали цениться выше объективной истины, постичь которую способен даже человек без акаде­мического образования. Для этого при исследо­ва­нии мира он должен следовать ряду правил (например, двигаться от мень­шего к большему, разбивать слож­ные задачи на несколько более простых и так далее). 

Наиболее ярко смысл высказывания Декарта, впервые появившегося в публика­ции 1637 го­да, был раскрыт в работе «Разыскание исти­ны посредством естест­венного света» 1641 года. В лучших античных тради­циях Декарт проиллюстри­ровал свои рассуждения с помощью полилога между тремя мыслите­лями: Полианд­ром, Эпистемоном и Евдоксом.

Евдокс — альтер эго самого Декарта, «чело­века посредственного ума, суждение кото­рого, однако, не извра­щено никакими предубеждениями и чей разум сохра­­­няет всю свою первозданную чистоту», — принимает у себя в гостях чрезвычайно образо­ван­ного и начитанного Эпистемона и никогда ничему не учившегося Полиандра. В ходе беседы Евдокс обращается к Полиандру и до­казы­вает ему, что чувства, с помощью которых мы познаем окружающий мир и судим о нем, часто обманывают людей. У нас нет никакого инстру­мента, кото­рый позволил бы нам понять, например, что мир бодрство­вания более реален, чем мир снов. И доверчивый Полиандр, и скепти­чески настроенный Эпи­стемон вынуждены согласиться с Евдоксом, который предлагает ставить под сомнение все доступное человеку знание об окружаю­щем мире. Вскоре в своих размышлениях Полиандр доходит до сомнения в собствен­ном сущест­во­вании. Тут-то Декарт–Евдокс и указывает на парадокс, который должен убе­дить собеседни­ков в том, что они суще­ствуют: Полиандр сомневается во всем — но не может усомниться в собствен­ном сомнении. Он открыто и глу­боко переживает чувство сомнения, чего, конечно, не смог бы сделать, если бы его не существовало. Таким образом, для Декарта мышление и вытекаю­щее из него сомнение — неотъемлемые атрибуты человека.

Далее в работе Декарт предполагает, что не­которые могут подумать, что для то­го, чтобы быть уверенными в истинности фразы «Я мыслю, следо­вательно, я существую» или «Я сомне­ваюсь, следовательно, я суще­ствую», нам необхо­димо знать, что такое сомнение, мышление и суще­ствова­ние. По это­му поводу философ заме­чает: «…не воображай, что для позна­ния этих вещей необ­ходимо насило­вать свой ум… Такое занятие достойно того, кто желает высту­пать в роли классного наставника или вести диспу­ты в школах; тот же, кто хочет иссле­довать вещи сам, судя по тому, как он их воспринимает, не мо­жет обладать столь ничтожным умом, чтобы не понять, внима­тельно иссле­дуя вопрос, что такое сомнение, мышление и существование; для это­го у него доста­­точно разума, и ему нет нужды выучи­вать все эти различения». 

Таким образом, для Декарта вопрос о мы­шле­нии являлся основопола­гающим для любых дальнейших рассуждений о мире. Существование человека для фи­лософа было очевидно, поскольку он мыслит и не может усомниться в своем мышлении.

Когда применяется цитирование и как правильно его оформить

С помощью цитат можно упростить себе работу

Цитату можно использовать при формулировании проблемы в сочинении, эссе и так далее.

Это упрощает работу и уменьшает количество ошибок.

Для введения цитаты можно использовать следующие клише:

  1. Как говорил <имя>: «цитата». Пример: «Как говорил Ленин: «Учиться, учиться и ещё раз учиться!».
  2. Не могу не согласиться с мнением <имя>, что «цитата». Пример: «Не могу не согласиться с высказыванием, прочитанным в книге Рэя Брэдбери, что «есть преступление хуже, чем сжигать книги. Например — не читать их».
  3. По словам <имя>, «цитата». Пример: «По словам Белинского: «Апатия и лень – истинное замерзание души и тела».
  4. «Цитата», — так говорил <имя>. Пример: «Иногда промедление смерти подобно», — так говорил Ломоносов.
  5. «Начало цитаты, — говорил <имя>, — конец цитаты». Пример: «Стыдиться своей безнравственности», — говорил Ницше, — «Это первая ступень лестницы, на вершине которой будешь стыдиться своей нравственности».

Обратите внимание на то, что точка ставится за пределами кавычек, но восклицательный и вопросительный знак ставится внутри. Бывает такое, что цитату нужно привести не полностью

То есть либо в начале, либо в середине, или же в конце есть лишние слова, которые не несут смысловой нагрузки. В таком случае их можно не писать, а вместо них использовать многоточие

Бывает такое, что цитату нужно привести не полностью. То есть либо в начале, либо в середине, или же в конце есть лишние слова, которые не несут смысловой нагрузки. В таком случае их можно не писать, а вместо них использовать многоточие.

Пример: «Как писал Пушкин: «… Но счастие есть лучший университет», «Лев Толстой говорил: «… самый худший сорт человека — который живёт чужими мыслями и своими чувствами…».

Если вы цитируете стихотворение, кавычки ставить не надо, но нужно соблюдать стихотворную строку, то есть каждую строфу начинать с новой строчки, как в оригинале.

Пример:

«Эту проблему поднимал ещё Вертинский в своём стихотворении «Кокаинеточка»:

«Что Вы плачете здесь, одинокая глупая деточка, Кокаином распятая в мокрых бульварах Москвы? Вашу тонкую шейку едва прикрывает горжеточка. Облысевшая, мокрая вся и смешная, как Вы…»

Также можно привести цитату в качестве доказательства вашей точки зрения. Использование цитат всегда ставит вас в выгодное положение в глазах читателя. Это создаёт образ начитанного и образованного человека, немногие могут по памяти воспроизвести какие-то высказывания.

Но цитата – это не всё доказательство, это лишь подтверждение правильности того, что вы приводите в качестве доказательства. Не забудьте сказать ещё пару слов о своей позиции помимо цитаты.

«Я»-высказывания

Если цель высказывания – это выражение своего мнения, чувств, эмоций, то забывать про поиск подхода к собеседнику тем не менее нельзя никогда. Бросить короткое обвинение на «ты» куда легче, но на положительную реакцию от собеседника в таком случае можно не рассчитывать, ведь кокон ответной эмоциональной защиты не позволит до него достучаться. Поэтому действеннее будет всё же попробовать технику «Я»-высказываний, которая покоится на определенных принципах.

Первым делом необходимо не обвинять собеседника, а выразить собственную эмоциональную реакцию по поводу произошедшего. Хотя другое лицо не знает, о чем пойдет речь далее, интуитивно оно окажется предрасположенным к проблемам товарища и будет готово проявить участие и заботу.

Например, можно сказать:

  • Мне грустно.
  • Я в негодовании.
  • Я растерян.
  • Я готова разрыдаться.

Далее необходимо объяснить, что вызвало подобные эмоции. Опять действуем только через форму «Я»:

  • Я опоздала на работу, и босс сделал мне выговор.
  • Я ждала тебя и не могла позвонить, так как сеть плохо ловила.
  • Я просидел под дождем целый час и весь промок.

Наконец, следует привести пояснение того, почему то или иное действие вызвало определенную реакцию:

  • Для меня это мероприятие было крайне важным.
  • Я слишком устаю и не справляюсь с навалившимися обязанностями.
  • Я приложил много стараний к этому делу и в результате ничего не получил!

На предпоследнем или заключительном (в зависимости от ситуации) этапе нужно выразить пожелание или просьбу. Человек, к которому собеседник обратится после такого подробного описания чувств, должен получить определенные рекомендации и советы для дальнейшего поведения. Примет он их к сведению или нет – его личный выбор, который продемонстрирует реальное отношение:

  • Я бы хотел, чтобы ты выходила из дома раньше.
  • Предлагаю договориться: мы будем заниматься бытовыми обязанностями через день.

Необязательным, но в некоторых случаях необходимым пунктом является предупреждение о своих намерениях, а именно:

  • Боюсь, я больше не смогу одалживать тебе машину на выходные.
  • Я буду напоминать тебе о домашнем задании, если ты будешь забывать.

Использование цитирования при написании сочинения ЕГЭ

Цитата—точная, достоверная выдержка их текста, помогающая при написании сочинения убедить в выдвигаемых положениях и придающая достоверность сказанному.

Цитировать надо точно, воспроизводя текст слово в слово. Неточность цитирования или искажение цитаты приведут к фактической ошибке и к тому, что аргумент будет не засчитан.

Выпускникам целесообразно дать следующие советы.

1. Если вы помните только часть цитаты, эту часть и заключайте в кавычки, пересказав остальное своими словами.

2. Если же цитата приводится в сокращенном виде, то вместо пропущенных слов ставьте многоточие. Например: «Онегин был…ученый малый, но педант».

3. Графически цитаты выделяются кавычками. Исключение составляют стихотворения, написанные с соблюдением размера (столбиком). Отрывки из стихотворений объемом от одной строчки до трех можно писать в строку, тогда кавычки необходимы.

4. Цитируя высказывание, укажите, кому принадлежать эти слова и источник, откуда они взяты.

5. Цитируя слова персонажей (особенно в отношении драматических произведений, построенных на высказываниях действующих лиц), укажите, кому принадлежит высказывание. Помните, что мнение персонажа, позиция автора и ваша собственное точка зрения могут не совпадать с приводимой цитатой, поэтому необходимы ссылки, например: «В «вертопрахе» Хлестакове, по определению городничего, ничего не было похожего на ревизора—«ни на полмизинца». Если же мысли, высказанные персонажем, разделяются писателем, оговорки о том, кому они принадлежат, не обязательны. Например, взгляды Д.Фонвизина отражаются в словах Стародума «Вот злонравия достойные плоды!»

6. Цитату можно фиксировать в виде прямой речи, например, «Славный был малый»,—говорит о Печорине Максим Максимыч; либо используя сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным ( «Рассказывая историю Бэлы, Максим Максимыч замечает, что Печорин «славный был малый»)

7. Включая цитату в предложение, необходимо следить за тем, чтобы она была грамматически связана с ним.

8

Обращайте внимание на форму глагола. Если цитата является самостоятельным предложением, в ней сохраняется первое и второе лицо глагола и местоимения

Если входит в состав другого предложения, то второе лицо должно быть изменено на третье. Например: «Онегин говорит Татьяне, что он «не создан для блаженства», его душа «ему чужда».

9. Если в цитате присутствует местоимение, должно быть понятно, какое слово оно заменяет.

10. Помните, что назначение цитаты—подтвердить сказанное, но не повторять его.Итак, сочинение показывает умение учащегося изложить свои мысли. При правильном употреблении и оформлении цитат знание произведения становится очевидным. Ценность сочинения определяется показанными выпускниками знаниями литературы и умением раскрыть предложенную тему (проблему).

Источник статьи: http://4ege.ru/russkiy/6303-ispolzovanie-citirovaniya-pri-napisanii-sochineniya-ege.html

Какие знаки препинания используются при цитировании?

Между словами цитирующего и следующей за ними цитатой:

а) ставят двоеточие, если предшествующие цитате слова цитирующего предупреждают о том, что далее следует цитата:

Пастернак писал: «Существует психология творчества, проблемы поэтики. Между тем изо всего искусства именно его происхожденье переживается всего непосредственнее, и о нем не приходится строить догадок». 

б) ставят точку, если внутри цитаты или за нею находятся слова цитирующего, вводящие цитату в текст фразы:

Хорошо сказал об этом Пастернак. «Существует психология творчества, проблемы поэтики. Между тем изо всего искусства именно его происхожденье переживается всего непосредственнее, и о нем не приходится строить догадок», — писал он в «Охранной грамоте».

в) не ставят никаких знаков, если цитата выступает как дополнение или как часть придаточного предложения:

Пастернак писал, что «изо всего искусства именно его происхожденье переживается всего непосредственнее».

В конце фразы после закрывающих цитату кавычек:

а) ставят точку, если перед закрывающими кавычками нет никаких знаков. Если непосредственно за цитатой следует ссылка на источник, то точка переносится за ссылку:

Б. Л. Пастернак подчеркивал: «Самое ясное, запоминающееся и важное в искусстве есть его возникновенье, и лучшие произведенья мира, повествуя о наиразличнейшем, на самом деле рассказывают о своем рожденьи» (Пастернак 2000, 207)

Внимание! Точка всегда ставится после закрывающих кавычек, но не перед ними. Многоточие, вопросительный и восклицательный знак ставятся перед закрывающими кавычками

б) ставят точку, если цитата не является самостоятельным предложением, а выступает как часть придаточного (даже если перед закрывающими кавычками стоит многоточие, вопросительный или восклицательный знак):

Б. Л. Пастернак подчеркивал, что «самое ясное, запоминающееся и важное в искусстве есть его возникновенье…». в) не ставят никаких знаков, если перед закрывающими кавычками стоит многоточие, вопросительный или восклицательный знак, а заключенная в кавычки цитата является самостоятельным предложением (таковы, как правило, все цитаты после двоеточия, отделяющего их от предшествующих им слов цитирующего):

в) не ставят никаких знаков, если перед закрывающими кавычками стоит многоточие, вопросительный или восклицательный знак, а заключенная в кавычки цитата является самостоятельным предложением (таковы, как правило, все цитаты после двоеточия, отделяющего их от предшествующих им слов цитирующего):

Глава заканчивается словами: «Прощай, философия, прощай, молодость, прощай, Германия!»

Если фраза не заканчивается цитатой, то после цитаты ставят запятую (если цитата входит в состав деепричастного оборота или завершает первую часть сложного предложения) или тире (если цитата заканчивается многоточием, восклицательным или вопросительным знаком, а также если по условиям контекста отделять последующий текст запятой не нужно).

После стихотворной цитаты в конце стихотворной строки ставят знак препинания, который относится ко всему тексту с цитатой.

Не только знаки препинания в русском языке должны служить для передачи цитаты

Для пишущего научный или литературный труд автора, цитата — это убедительный и экономный прием, который позволяет представить факты читателю, провести их обобщение и, конечно же, подтвердить свою мысль ссылкой на авторитетные источники.

В ненаучных текстах цитата часто является средством эмоционального воздействия. Но нельзя забывать, что приводимый отрывок должен передаваться точно. Ведь даже в определении понятия «цитата» подчеркивается, что это дословно переданная выдержка из какого-либо текста. А из этого следует, что не только сам текст, но и знаки препинания, имеющиеся у автора, а также выделения, которые есть у него, должны быть воспроизведены без искажений.

И это в равной мере можно отнести как к официальным документам, так и к эмоциональным выдержкам из художественной литературы. Лишь помня об этом, можно до конца понять, что такое цитата. Пример бережного отношения к цитируемому материалу — это прежде всего уважение к автору, написавшему приводимые вами строки.

Нередко в сочинениях и других текстах требуется привести дословно чьи-либо слова или выдержки из текста. Это делается для подтверждения своего мнения, для большей выразительности сказанного. Такая выдержка из других текстов называется цитатой.

Цитата — это дословно приведенные чьи-то слова. Если вы пользуетесь чужими словами для пояснения и подкрепления своих мыслей, цитату надо уметь правильно оформлять. не все знают, поэтому часто пользуются чужими словами, выдавая их за свои, а это Чтобы этого не произошло, при использовании цитаты

Слова, взятые у другого автора, нужно обязательно заключать в кавычки или оформлять как прямую речь. Можно использовать цитирование в виде косвенной речи, тогда авторские слова начинаются с маленькой буквы. Иногда применяются вводные конструкции: «По мнению…», «По словам…», «Автор считает, что…» и другие. Стихотворные строки в кавычки не заключаются, а пишутся с соблюдением правил стихосложения.

Что такое цитата в Интернете? В электронном виде цитату можно выделять жирным шрифтом или угловыми скобками, кроме того, в Интернете принято обязательно указывать ссылку на источник, из которого была взята эта цитата. Иногда используется значок копирайта, чтобы указать, что эта фраза заимствована у кого-то.

Что такое цитата, знает каждый школьник. Ни одно сочинение, особенно по литературе, не напишешь без их использования. Ведь — это тоже цитата. Как правильно расставлять при использовании цитат, в школе изучают, а как оформлять само цитирование, известно не всем.

Авторский текст следует передавать дословно, без искажения смысла. Если вы сокращаете цитату, используя не все слова, то вместо пропущенных слов нужно ставить многоточие. Ни в коем случае нельзя передавать своими словами поэтический текст. Его нужно воспроизводить дословно, обязательно указывая автора и название произведения. Иногда цитата оформляется как в таком случае допустимо менять немного форму слов, чтобы они вписывались в контекст. Нежелательно использовать слишком объемные цитаты, лучше выбрать из них те слова, которые нужны вам для подтверждения вашей мысли, а вместо пропущенных слов поставить многоточие.

Чаще всего цитирование применяется в научных работах, ведь в них всегда требуется точность изложения. Обычно в таких случаях в конце перечисляются источники, из

которых взяты цитаты, а в самом тексте можно только указать имя автора. Школьное сочинение — это тоже работа, в которой обязательно используются цитаты, школьники с их помощью подтверждают свои мысли. Даже художественные произведения не могут обойтись без цитат: используя в эпиграфе чьи-то слова, автор старается более ярко и точно выразить свои мысли

Умная цитата помогает и ораторам привлечь внимание слушателей, и точнее выразить свою мысль. Часто цитаты используются для того, чтобы противопоставить свое мнение чужому

Что такое цитата, нужно знать всем, кто пишет различные работы и сочинения или выступает на публике с докладами. Школьники, студенты, писатели и обычные люди должны знать, как правильно оформить цитату в тексте и в речи.

Цитаты представляют собой дословные выдержки из высказываний третьих лиц либо текстов. Цитаты это один из видов прямой речи в русском языке.

Цитирование мы можем применять в научно-исследовательских работах и сочинениях с целью подкрепить достоверность собственного мнения путем ссылки на более авторитетные источники, что делает лингвистическую работу научно обоснованной, подчеркивает ее оригинальность.

В русском языке цитирование начало применяться в 1820 году и до сих пор успешно используется.

Стандарты оформления ссылок

  • Российская Федерация ГОСТ Р 7.0.5-2008
  • Harvard referencing
  • MLA referencing

Источники для ссылок

Ссылка на первоначальные источники (первоисточники) позволяет корректно использовать чужие разработки и показать оригинальность вашей работы

Большое внимание необходимо уделять качеству цитируемых источников. Не рекомендуется ссылаться на энциклопедии, учебники, справочники, так как материал, опубликованный в них не является первоисточником

Рекомендуется ссылаться на индексируемые научные издания, статьи, монографии.Основными требованиями к источникам являются:

  • авторитетность,
  • соответствие исследуемой тематике,
  • широта круга читателей (чем более «международным» является источник, тем лучше),
  • год издания (чем новее, тем лучше).

Списки литературы статьи является научным основанием вашей работы, он демонстрирует вашу эрудицию, информированность о текущих исследованиях в данной области, поэтому цитируемые публикации должны обладать как можно большим научным уровнем.Уровень литературы -> Уровень статьи -> Уровень издания

Способы цитирования

В русском языке существуют три основные способы цитирования.

1) Цитата применяется как прямая речь.
При таком способе цитирования, знаки препинания следует расставлять так же, как и в предложениях с прямой речью.

К примеру: Юлий Цезарь говорил: «Лучше умереть сразу, нежели всю жизнь провести в ожидании смерти». Либо же другой вариант: «Лучше умереть сразу, нежели всю жизнь провести в ожидании смерти», — так говорил Юлий Цезарь.

2) Ввести цитату можно и путем косвенной речи с применением союза «что»
. Цитата в таких случаях также берется в кавычки и пишется со строчной буквы.

Например: Ф. Раневская говорила, что «одиночество это состояние, о котором некому рассказать».

3) Для введения цитаты в текст могут быть использованы специальные вводные слова
: как говорил, по словам, как писал, как считал, либо же без них вводные слова заменяются знаками препинания или кавычками.

Например: Как говорил Гораций, «Гнев это кратковременное безумие».

Либо же: Л.Бетховен «не знал иных признаков человеческого превосходства, кроме доброты».

4) Цитирование стихотворений
не требует вспомогательных знаков препинания, в частности, кавычек. Достаточно указать автора и название стихотворения, которое следует писать с красной строки. Например:

А.Грибоедов. «Горе от ума»

Что может предоставить мне Москва?

Сегодня бал, а завтра два.

Литература

Собрания афоризмов

  • Бабкин А. М., Шендецов В. В. Словарь иноязычных выражений и слов. A-J. М.: Наука, 1981.
  • Бабкин А. М., Шендецов В. В. Словарь иноязычных выражений и слов. K-Z. М.: Наука, 1987.

Литература об афоризмах

  • Успенский Л. Коротко об афоризмах, в сборнике: Афоризмы, сост. Е. С. Райзе, Л., 1964;
  • Asemissen H. U. Notizen uber den Aphorismus, «Trivium», , 1949, № 2.
  • Geary J. The world in a phrase: a brief history of the aphorism. New York: Bloomsbury, 2004
  • В. В. Афоризм // Литературная энциклопедия: В 11 т. — , 1929—1939. Т. 1. — : Изд-во Ком. Акад., 1930. — Стб. 279—280.
  • Туманова Е. О. Афоризм во фразеологии и фразеологизм в афористике современного немецкого языка: лингвокультурологический аспект: дисс. кандидата филологических наук: 10.02.04 / Моск. пед. гос. ун-т. — Москва, 2012. — 293 с.
  • Нефедова Л. А. Прецедентные тексты современных немецких афоризмов (на материале книги заметок и афоризмов Элмара Шенкеля/ Нефедова Л. А.// Филологические науки. — 2005. — N 4 — С. 84 — 93
  • Королькова А. В. Русская афористика в контексте фразеологии : автореферат дис. … доктора филологических наук : 10.02.01 / Елец. гос. ун-т им. И. А. Бунина. — Елец, 2006. — 34 с.
  • Онипенко Н. К. Грамматика крылатых выражений/ Н. К. Онипенко, Е. Н. Никитина// Русская словесность. — 2006. — № 4. — С. 56-63
  • Кулишкина О. Н. Русский афоризм XIX — начала XX веков: эволюция и сферы влияния жанра : автореферат дис. … доктора филологических наук : 10.01.01 / С.-Петерб. гос. ун-т. — Санкт-Петербург, 2004. — 41 с.
  • Рехлова О. А. Афористика в газете/ О. А. Рехлова// Русская речь. — 2007. — № 3. — С. 62-68
  • Землянская Е. В. Структурно-семантические и функциональные особенности стилевой интертекстуальности в англоязычном афоризме : автореферат дис. … кандидата филологических наук : 10.02.04 / С.-Петерб. гос. ун-т. — Санкт-Петербург, 2004. — 18 с.
  • Ваганова Е. Ю. Афоризм как тип текста в аспекте интертекстуальности : На материале немецкого языка : диссертация … кандидата филологических наук : 10.02.04. — Калининград, 2002. — 261 с.
  • Шумакова А. П. Французский афоризм как текст : диссертация … кандидата филологических наук : 10.02.05. — Смоленск, 2006. — 241 с.
  • Хельге Хессе История в афоризмах. М., Текст, 2009.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector