1506,постмодернизм в литературе

Ответим на ваш вопрос!

ФИО

Электронная почта

Ваш вопрос

Нажимая кнопку «Отправить», вы даете согласие на обработку своих персональных данных

Отправить

Философия постмодернизма

Главной сутью постмодернизма в философии является представление о том, что реальность не может быть познана или описана объективно. Это контрастирует с модернистским взглядом, согласно которому реальность можно понять объективно.

Философии постмодернизма присущи следующие особенности:

  • правда и заблуждение являются синонимами (то, что сегодня является фактом, завтра может быть ложью);
  • само-концептуализация и рационализация (логика и объективность отвергаются, они опираются на мнения, а не на факты);
  • абсолютной истины не существует (понятие истины является искусственной иллюзией, которую люди используют для получения власти над другими);
  • традиционная власть ложна и коррумпирована (они выступают против ограничений религиозной морали и светской власти);
  • глобализация и интернационализация (национальные границы являются помехой для человеческого общения, а национализм вызывает войны);
  • защита окружающей среды;
  • коллективная собственность (по мнению постмодернистов, этот способ был бы лучшим способом управления товарами и услугами);
  • разочарование в модернизме (они сожалеют о невыполненных обещаниях науки, техники, правительства и религии);
  • мораль — личное дело каждого (этика — это что-то относительное, мораль — этический кодекс каждого человека, нет необходимости следовать традиционным ценностям и правилам);
  • все религии действительны (имеют право на существование);
  • либеральная этика (они поддерживают феминисток и гомосексуалистов).

Мы в VK

Орден Отечественной войны — самая массовая награда военного времени

Постмодернизм в архитектуре

Постмодернистский архитектурный стиль возник в конце 1960-х годов как реакция на модернизм.

Постмодернистская архитектура отошла от формальностей модернизма, стала включать игривую и символическую стилистику, с использованием таких методов как: разные формы, цвета и оптическая иллюзия, применение разных элементов и структурных форм (от классической архитектуры до современного дизайна).

Постмодернистская архитектура имеет тенденцию быть очень декоративной, причудливой и считается эстетическим китчем; часто сосредотачивается на форме, а не на функции.

Строения в основном имеют метафорическую природу.

Примером является храм Лотоса в Нью-Дели, в форме цветка лотоса, построенный в 1986 г.,
архитектор Фариборз Сахба.

Архитекторы стремились соединить элементы дизайна из нескольких стилей, ломая границы между ними. Поэтому постмодернизм часто хвалят за его эклектичный и радостный стиль.

Постмодернизм в зарубежной литературе XX века

Литературные концепции французских постструктуралистов вызывают особый интерес у американского писательского сообщества. Именно на его фоне формируются западные теории постмодернизма.


(Портрет — коллаж из мозаики произведений искусств)

Точкой невозврата к модернизму становится статья Лесли Фидлера опубликованная в «Плейбое». В самом заголовке текста кричаще демонстрируется сближение  противоположностей – «Пересекайте границы, засыпайте рвы». В ходе формирования литературного постмодерна тенденция преодоления границ между «книгами для интеллектуалов» и «рассказами для невежд» набирает всё большие обороты. В результате развития, между зарубежными произведениями просматриваются определённые характерные черты.


(Digital Art)

Некоторые особенности постмодерна в произведениях западных авторов:

  • Деканонизация официальных норм;
  • Ироничное отношение к ценностям;
  • Наполнение цитатами, короткими высказываниями;
  • Отрицание единственного «я» в пользу множества;
  • Нововведения форм и способов изложения мыслей, в ходе изменения жанров;
  • Гибридизация приёмов;
  • Юмористический взгляд на бытовые ситуации, смех как одна из сторон жизненного беспорядка;
  • Театральность. Игра с сюжетами, образами, текстом и читателем;
  • Принятие разнообразности жизни через смирение с хаотическими событиями. Плюрализм.

Дон Делилло / Don DeLillo (1936)

Автор 17 романов и лауреат всех возможных премий (за исключением разве что Нобеля), в последнем романе которого персонаж едет в украинский добровольческий батальон и погибает под Константиновкой. Так же, как и Бартелм, он называет Сэмюэля Беккета важным для себя писателем, хотя они заимствуют у него совершенно разные идеи. От романа «Американа» (1971) до романа «Ноль К» (2016) Делилло различными, однако всегда отстраненно уязвимыми и предупреждающими, голосами предсказывает опасность грядущего от терроризма до трансгуманизма. Начав писать уже в достаточно зрелом возрасте, он выстраивает «романы-системы», где даже реальные газетные совпадения на одной полосе победы бейсбольной команды и успехов советской атомной программы (как в его большом романе «Изнанка мир», 1997) являются признаком приближения неизбежного апокалипсиса.

История возникновения

Русский постмодернизм в литературе приходится на вторую половину 20 века, когда на людей, воспитанных на реалистической литературе, он оказывал шок и недоумение. Ведь нарочитое не поклонение законам литературного и речевого этикета, употребление нецензурной лексики не были присущими для традиционных направлений.

Постмодернизм как явление

В литературе

Литературный постмодернизм – это не объединения, школы, течения, это группы текстов. Определяющие черты в литературе – ирония и «черный» юмор, интертекстуальность, приемы коллажа и пастиша, метафикция (письмо о процессе письма), нелинейный сюжет и игра со временем, склонность к технокультуре и гиперреальности. Представители и примеры:

  • Т. Пинчони («Энтропия»),
  • Дж. Керуак («На дороге»),
  • Э. Олби («Три высокие женщины»),
  • У. Эко («Имя Розы»),
  • В. Пелевин («Generation P»),
  • Т. Толстая («Кысь»),
  • Л. Петрушевская («Гигиена»).

В философии

Философский постмодернизм – противостояние гегелевской концепции (антигегельянство) , критика категорий этой концепции: единого, целого, универсального, абсолютного, бытия, истины, разума, прогресса. Самые известные представители:

  • Ж. Деррида,
  • Ж.Ф. Лиотар,
  • Д.Ваттимо.

Ж. Деррида выдвигал мысль о размывании границ философии, литературы, критики (тенденция эстетизации философии), создал новый тип мышления – многомерное, разнородное, противоречивое и парадоксальное. Ж.Ф. Лиотар считал, что философия не должна заниматься какими-то конкретными проблемами, должна отвечать только на один вопрос: «Что такое мыслить?». Д .Ваттимо утверждал, что бытие растворяется в языке. Истина сохраняется, но понимается исходя из опыта искусства.

В архитектуре

Архитектурный постмодернизм  вызван исчерпанностью модернистских идей и социальным заказом. В городской среде отдается предпочтение симметричной застройке с учетом особенностей окружающей среды. Особенности: подражание историческим образцам, смешение стилей, упрощение классических форм. Представители и примеры:

  • П. Айзенман (Коламбус-центр, Виртуальный дом, Мемориал жертв Холокоста в Берлине),
  • Р.Бофиль (аэропорт и здание Национального театра Каталонии в Барселоне, головные офисы компаний Cartier и Christian Dior в Париже, небоскрёбы Shiseido Building в Токио и Dearborn Center в Чикаго),
  • Р.Стерн (улица Central Park West, небоскреб Carpe Diem, Президентский центр им. Джорджа У. Буша).

В живописи

В картинах постмодернистов главенствовала основная идея: между копией и оригиналом нет особой разницы. Поэтому авторы переосмысливали свои и чужие картины, создавая новые на их основе. Представители и примеры:

  • Й. Бойс («Деревянная девственница», «Дочь короля видит Исландию», «Сердца революционеров: Прохождение планеты будущего»),
  • Ф. Клементе («Сюжет 115», «Сюжет 116», «Сюжет 117),
  • С.Киа («Поцелуй», «Атлеты»).

В кино

Постмодернизм в кино переосмысляет роль языка, создается эффект достоверности, сочетание формального повествования и философского наполнения, приемы стилизации и ироничных ссылок на предыдущие источники. Представители и примеры:

  • Т.Скотт («Настоящая любовь»),
  • К. Тарантино («Криминальное чтиво»).

В музыке

Музыкальный постмодернизм характеризуется сочетанием стилей и жанров, самокопанием и ироничностью, стремлением стирать границы между элитарным и массовым искусством, главенствует настроение конца культуры. Появляется электронная музыка, приемы которой стимулировали развитие хип-хопа, пост-рока и других жанров. В академической музыке главенствуют минимализм, прием коллажа, сближение с популярной музыкой.

  1. Представители: Q-Bert, Mixmaster Mike, The Beat Junkies, The Prodigy, Mogwai, Tortoise, Explosions in the Sky, Дж. Зорн.
  2. Композиторы: Дж. Кейдж («4′33″»), Л. Берио («Симфония», «Опера»), М. Кагель («Инструментальный театр»), А. Шнитке («Первая симфония»), В. Мартынов («Opus posth»).

«Пост» в интернете

Мемы, стримы, обзоры на фильмы и книги – это все переработка первичного продукта. Мы иногда чаще смотрим Женю Badcomedian и летсплеи, чем смотрим русские фильмы и проходим игры. А мемы — это вообще идеальное объяснение «что такое постмодернизм». Тут и единство форм, и бесконечное цитирование, и чёрный юмор, и высмеивание всего и вся, и быстрая сменяемость инфоповодов, и, конечно же, наши любимые отсылки.

Именно поэтому не только постмодернисты, но и мы все, живем в обществе постмодерна. Спойлер на будущее: на самом деле скоро миром будет править уже метамодерн: люди потихоньку устают от бесконечного смеха и возвращаются к человеческим переживаниям – так и рождается метамодерн, от постмодерна немного назад – к модерну.

Постмодернизм в зарубежной литературе

Постмодернизм, как явление, зародился после Второй Мировой войны. Постмодернизм охватывает всю вторую половину двадцатого века, олицетворяет стабильное развитие каждой страны, общий духовный и культурный подъем после упадка. В это время работают такие писатели, как: Эрих Мария Ремарк, Альберт Камю, Владимир Набоков.

Так, постмодернизм — это литературное направление послевоенного времени, получившее достаточно широкое распространение. Постмодернизм в свою основу ставит новые принципы, отличные от модернизма — в нем новаторство умело сочетается с реализмом и «старыми» устоями. Так, постмодернизм является некой «смесью» старых и новых принципов в зарубежной литературе. Постмодернизм включает в себя следующие направления:

  • Антиутопии и утопии. Это скорее, жанр, чем направление, однако, именно антиутопиями характеризуется постмодернизм.
  • Фантастическая литература получила свое широкое направление именно в период постмодернизма в зарубежной литературе.
  • Хорроры и триллеры — все эти жанровые направления стали развиваться в послевоенное время, то есть, во времена постмодернизма.

Все эти направления означали одно: стремление нового человека двадцатого века к чему-то большому, надежда на светлое будущее, которое представлялось чем-то фантастическим. Именно в это время начинаются первые космические полеты, создаются ракеты, активно прогрессирует медицина. Все эти события и наталкивают писателей на произведения фантастического характера.

Также в постмодернизме имеют место быть послевоенные произведения. Однако, в отличии от модернизма, в них нет отчаянной романтической безнадежности. Произведения о Второй Мировой войне потрясают своей пронзительностью. Люди начинают понимать, что любая война – это зло, которое несет только смерти и разрушения.

Таким образом, постмодернизм характеризовал целую эпоху, ставшую для людей оплотом надежного и стабильного будущего.

Модернизм в зарубежной литературе

Эпоха модернизма началась в конце девятнадцатого-начале двадцатого века и имела очень большое значение для зарубежной литературы. Какие же направления выделялись в эпоху модернизма и какое значение для зарубежной литературы в целом она имела? Ответы на эти вопросы можно найти, если внимательно изучить историю развития зарубежной литературы. Итак, литературные направления и их отличительные характерные особенности в эпоху модернизма в зарубежной литературе таковы:

  1. Модернизм – как литературное направление возник в начале двадцатого века. Модернизм в зарубежной литературе отличался новаторством, его принципы лежали в основе всего нового, никак не связанного с прошлым. Это, прежде всего, отрицание старого, отрицание консерватизма. Писатели и поэты решили, что литературе нужны новые герои, новые произведения и новые рифмы.
  2. Символизм – одно из направлений, которые включал в себя модернизм. К символизму относится то, что одним из главных принципов в нем являлось выражение действительности не через образы, а через символы. Символизм в какой-то мере противоположен реализму.
  3. Имажинизм – направление модернизма, основной характеристикой которого являлся образ, через который выражались чувства поэта и писателя. Имажинизм был очень субъективен, что не могло не сказаться на его не долгосрочном существовании.
  4. Экспрессионизм – литературное направление, которое характеризуется выражением действительности через призму чувств и переживаний автора. Экспрессионизм получил довольно-таки широкое направление в литературе и искусстве в двадцатых годах двадцатого века.
  5. Импрессионизм – это литературное направление, характеризующееся как выражением впечатления. Импрессионизм синонимичен слову импринтинг – запечатление. Все это нашло сове широкое распространение в зарубежной литературе начала двадцатого века.
  6. Футуризм – литературное направление, которое характеризуется как выражение модернизма через реалистические образы. Футуризм делится еще на несколько направлений, не получивших широкого распространения.
  7. Авангардизм – литературное направление, которое характеризуется как синонимичное модернизму. Авангардизм – это стремление сделать что-то новое, разрушая и уничтожая при этом процессе старое.
  8. Сюрреализм, хоррор – данные литературные направления получили свое распространение в период двадцатых-тридцатых годов двадцатого века. Именно благодаря им зарубежная литература приобрела свои особенности.

Таким образом, исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать вывод о том, что модернизм в зарубежной литературе делится на несколько синонимичных направлений. Все они ставили во главу угла разные проблемы, однако, были схожи в одном: зарубежной литературе необходимо было нечто новое и яркое.

Модернизм стал своеобразным началом эпохи перемен. Новая мода проникла всюду: в кино, в театр, в изобразительное искусство, в литературу. Все это стало культом, олицетворяющим новое время, новое поколение.

Писатели, творившие в эпоху модернизма: Готфрид Бенн, Джозеф Конрад, Хильда Дулитл, Фрэнсис Скотт Фицджеральд, Франц Кафка, Эрнест Хемингуэй, Эрих Мария Ремарк и многие другие.

Замечание 1

Эпоха модернизма стала расцветом литературы, культуры и науки. Люди стремились создавать новое, начисто разрушая старое. Писатели и поэты хотели вдохновлять людей на эти свершения.

В эпоху модернизма были созданы повести и лирические произведения послевоенных лет. Здесь могут служить примером произведения Ремарка («Станция на горизонте»). Авторы изображали людей потерянного поколения, но с верой в искусство. Именно отчаяние, безнадежность и «жизнь одним днем» характеризовали модернизм того времени.

Метамодернизм в сопоставлении с постмодернизмом. Проблема разграничения

Дэвид Фостер Уоллес / David Foster Wallace (1962-2008)

Автор двух завершенных романов и одного незавершенного, двух, наверное, лучших сборников эссе в ХХ веке, а еще многочисленных очерков и рассказов. Первый роман «Метла системы», по его свидетельству, это охудожествленная диссертация, откуда все обычно почему-то вспоминают только первую фразу: «У большинства довольно привлекательных девушек достаточно неприглядные стопы». Самое известное его произведение — «Бесконечная шутка» (1996) — едва ли не сразу после публикации получило статус культового и подвело итоги американских 90-х. Хотя для самого автора это была попытка ответить на вопрос, как все же живется в США в конце второго тысячелетия. Если несколько сократить авторский ответ на поставленный вопрос (в романе 1079 страниц), то он будет таков: плохо живется. Уоллес придумывает недалекое будущее, где года называются именами спонсоров (пакетов для мусора или мыла), США объединились с Мексикой и Канадой в О.Н.А.Н. (Организация Норт-Американских Наций) с забавным гербом, на котором изображен орел в сомбреро с метлой и баллончиком дезинфицирующих средств в одной лапе и кленовыми листьями в другой. В романе много членов семьи Инкаденца, канадских сепаратистов, наркотиков и авторских примечаний к примечаниям, а также видеокартридж, от просмотра которого может оторвать только смерть.

md-eksperiment.org

Понятие модернизма

Под модернизмом принято понимать идейное течение в искусстве конца 19-ого начала 20-ого века. Главной отличительной чертой модернизма принято считать его уход от классических стандартов. Писатели той поры хотели найти нечто новое в отношении форм и содержания произведений, старались ввести новые литературные стили. Модернизм стоит между реализмом и постмодернизмом. Он меняет все классические концепции художественного произведения. Во-первых, автор произведения перестает быть носителем некой объективной истины. Сюжет произведения теряет свою линейность, доминирует обрывочность и хаотичность повествования.

Метамодерн

Культура

Метамодерн двигается благодаря раскачиванию между противоположностями (осцилляции). Он не занимает определённую позицию. Он воспринимает мир и культуру как один общий поток смыслов, которые есть части общей истины, где каждая единица важна и самодостаточна. В нём нет места снобизму, элитизму, нет высокой и низкой культуры.

Метамодерн — это то состояние, когда вы можете испытывать честное удовольствие от всего. Вы можете читать Достоевского и всерьёз слушать Киркорова, любить сагу «Сумерки» и музыку Чайковского. Вы всё это любите не только честно, но и с иронией. Благодаря этому новому чувству, мы можем не зацикливаться на больших метанарративах, а искать собственную цель. Таким образом, раскачивание между модернистской серьёзностью и постмодернистской иронией поднимает метамодерн над ними. Примером могут служить вечеринки вроде «Дикого Диско!», где ирония, ностальгия и искренность накладывается на российскую треш-попсу.

Культ невежества: я не знаю и горжусь этим

Метамодерн стремится найти смысл культуры и искусства, наделить произведения глубиной. Но это глубина иного порядка, чем в постмодерне. Искусство метамодерна стремится к многомерности, как, например, в картинах художника Адама Миллера. В своём цикле «Среди руин» Адам использует приёмы классической иконографии для актуализации экологических и гуманитарных проблем. Другой художник, Митч Гриффит, в цикле картин «Несокрушимая свобода» использует аналогичные приёмы для актуализации проблем личности и свободного общества.

Политика

Политика в метамодерне будет находиться в ещё большей связи с культурой, чем прежде. Медиа и интернет-технологии в целом выступают единой средой для взаимодействия не только отдельных людей, но и институтов. Вполне вероятно, что через некоторое время под воздействием метамодерна политика станет не только более личной, но и менее элитарной.

Победа Дональда Трампа на президентских выборах в США показала, что человек без политического бэкграунда вполне может сесть в кресло президента. Хиллари Клинтон, которая занимается политикой всю свою жизнь, проиграла выборы какому-то яппи из 80-х! Но что будет, если в будущем на выборах в США победит Сергей Брин или Марк Цукерберг? Илон Маск? Деэлитизация политики может пойти на пользу обществу. Как и в крупных компаниях нового типа, политика может взять за основы корпоративные принципы XXI века. Звучит идеалистично, но в победу Барака Обамы тоже никто не верил.

Мы говорим, в первую очередь, о США, потому что это страна, которая порождает глобальные тренды — было бы глупо с этим спорить. Поэтому то, что происходит в политической жизни Америки, со временем может стать ориентиром или даже нормой для других стран.

Философия

В отличие от модерна и постмодерна метамодерн не является инструментом, философией или идеологией. По словам его создателей Вермюлена и Аккера, метамодерн — это структура чувства. Дело в том, что используя какую-то определённую когнитивную модель, человек радикализирует мир, ставит его в рамки. Метамодерн же призван встать над этими рамками. Это обстоятельство не позволяет считать метамодерн четкой философской системой.

Тимотеус Вермюлен и Робин ван ден Аккер.
Голландские философы
— У метамодерна нет цели, он движется ради самого движения, пробует, несмотря на неизбежный провал; бесконечно ищет истину, которую никогда не ожидает найти. Если вы нам простите такую банальную метафору, метамодерн преднамеренно берёт на вооружение двойное послание типа «морковка и осёл». Как и осёл, он преследует морковку, которую он никогда не съест, поскольку морковка всегда вне досягаемости. Но в точности из-за того, что он никак не может съесть морковку, он никогда не прекращает преследовать её.

Основатели русскоязычного сайта о метамодерне Артемий Гусев и Мария Серова в интервью журналу «Stenograme» рассказали о новой парадигме так: «Речь идёт о радикальной открытости, о всепринятии. И здесь открывается ещё один тонкий момент. Практика осцилляции (раскачивания) производит ощутимый побочный эффект — она даёт понимание того, что ты стационарно не связан ни с одним явлением, не отождествлен ни с чем. Путь индивидуальности — наблюдать эти раскачивания, но не делать своим пространством траекторию их колебания».

Мария Серова
Исследовательница метамодерна
— Метамодернизм предлагает взять цель, нечто лежащее за системами и религиями, как константу, способ достижения которой человек должен найти самостоятельно. Это и есть принцип индивидуальности, духовный аристократизм, творческая мораль как индивидуальное откровение, о котором так много говорили Бердяев и Зиновьев.

Однажды философия распалась из общего знания о мире на ряд отдельных дисциплин, занимающихся своими предметами. Это случилось тогда, когда Гегель придумал всё, что только можно. В своё время Карл Маркс хотел описать и осознать мир лучше Гегеля, но у него не получилось

Теперь же метамодерн возвращает людей к общему потоку гуманитарного знания, где важно всё

Первые примеры постмодернизма в литературе

Уже в 1969 году была опубликована статья под названием «Пересекайте границы, засыпайте рвы», которая в данном отношении оказалась знаковой. Автором этой нашумевшей статьи был Лесли Фидлер, известный литературовед. В этой статье ярко можно было видеть весь пафос совмещения языка массовой литературы с языком модернизма. Оба совершенно разных полюса совместили и сблизили друг с другом для того, чтобы появилась возможность стереть границы между беллетристикой, которую презирали эстеты, и литературой элитарной и модернистской.

Идеи постструктуралистов из Франции, мигрировавшие в то время в США, не только позволили намного лучше понять все процессы, возникающие в искусстве США, но и добавили новые импульсы к дискуссиям, касающихся постмодернизма.

Это интересно: 1508,Потемкинские деревни — описываем подробно

Джон Барт / John Barth (1930)

Теоретик и практик постмодернизма, который объяснил почему и как закончился один художественный метод ( «Литература исчерпания», 1967) и начался другой ( «Литература восполнения», 1979), к которому принадлежал он сам. По мнению критиков, Барт прошел путь от культового автора к классику (тогда как Пинчон наоборот), экспериментируя со всеми эпическими жанрами (от эссе и писем и до «Большого американского романа»), начав как представитель довольно условной «школы черного юмора» (два первых романа), миновав «метапрозу» ( «Заблудившись в комнате смеха», «Химера»), исторический роман ( «Торговец дурманом») и дойдя до вполне реалистического стиля, об истечении которого он сам же когда-то и объявил.

Постмодернизм в русской литературе XX века

                Противопоставление авангардизму и модерну, где чувствовались настроения Серебряного века,  в Русском постмодернизме выражалось отказом от реалистичности. Писатели в своих произведениях описывают гармонию как утопию.   Они находят компромисс с хаосом и космосом. Первым независимым откликом постмодерна в России является «Пушкинский дом» Андрея Битова. Однако читатель смог насладится им лишь спустя 10 лет после выхода, так как на его печать был наложен запрет.

(Андрей Анатольевич Шустов «Баллада»)

                Российский постмодернизм обязан многогранностью образов отечественному соцреализму. Именно он является отправной точкой для размышления и развития персонажей книг этого направления.

Представители

                Идеи сопоставления противоположенных понятий ярко выражены в творчестве следующих писателей:

  • С. Соколов, А. Битов, В. Ерофеев – парадоксальные компромиссы между жизнью и смертью;
  • В. Пелевин, Т. Толстая – соприкосновение реального и фантазийного;
  • Пьецух – граница устоев и абсурда;
  • В. Аксёнов, А. Синявский, Л. Петрушевская, С. Довлатов — отрицание любых авторитетов, органичный хаос, сочетание на страницах одного произведения нескольких направлений, жанров и эпох.

(Назим Гаджиев «Восемь» (семь собак, одна кошка))

Направления

Базируясь на понятиях «мир как текст», «мир как хаос», «авторская маска», «двойной ход» направления постмодернизма по определению не имеют конкретных границ. Однако анализируя отечественную литературу конца XX века, выделяются некоторые особенности:

  • Ориентация культуры на саму себя, а не на реальный мир;
  • Тексты берут начало у стоков исторических эпох;
  • Эфемерность и призрачность, наигранность действий,
  • Метафизическая замкнутость;
  • Нонселекция;
  • Фантастическая пародия и ирония;
  • Логика и абсурд сочетаются в едином образе;
  • Нарушение закона достаточного обоснования и исключения третьего смысла.

Это интересно: 1505,Последствия феодальной раздробленности на Руси — упадок могущественного славянского государства

Основные принципы

Определение

Основная идея постмодернизма, если утрировать, отрицание модернизма, т. е. отказ от прежних идеалов. Но вот в чем новаторство постмодернизма — отказавшись от старых идеалов, они не предлагают новых. Постмодернизм в принципе не создает идеалы, потому что это вводит в рамки и отвлекает от самой жизни. Постмодернисты не стремятся решить вопросы бытия, создать свою философию, они хотят сделать жизнь проще и понятнее, рефлексируя на уже созданное культурное наследие.

Жакк Дерида выделяет 2 ключевых понятия для понимания сути постмодернизма как явления:

  1. Деконструкция — полный отказ от старого, создание нового за счет старого;
  2. Децентрация – рассеивание твердых смыслов любого явления.

Концепция

Как и любое историческое явление, постмодернизм не стоит рассматривать в отрыве от политического, культурного и экономического состояния общества. А оно было вот какое: модернисты возвели в культ все новое, новаторское, «не такое, как было раньше», а культура за последнее время сильно коммерциализировалась и превратилась в массовую. Реакцией на это и стал постмодернизм:

  • отказ от создания нового;
  • нивелирование границ между массовым и элитарным искусством;
  • попытка не искать и не утверждать какие-либо истины.

Философия

Сам по себе постмодернизм философией не является, зато в мире 20-21 веков распространены другие виды современной философии – экзистенциализм, иррационализм, постструктурализм, аналитическая философия и т. д.

Современная философия отказалась от притязаний на статус науки и перестала транслировать свои постулаты как единственно верные. Очень краткий ликбез по видам современной философии постмодернистского общества:

  1. Экзистенциалисты утверждали превосходство человека над силами природы или Богом. Ницше, «Бог умер», пустота, трансцендентальность и другие прелести экзистенциализма – прочитать про это подробнее можно здесь.
  2. Постструктурализм – это философская основа постмодернизма. М. Фуко, Р. Барт, Ж. Деррида и другие постструктуралисты разочаровались в науке и социальном прогрессе и обвиняли своих предшественников в догматизме. В этой философии решают структуры, особенно языковые, а ещё постструктуралисты любят парадоксы, которые возникают при «объективном» познании человека.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector