Психология познавательных процессов

Общие особенности делового стиля

Отличительная особенность официального языка – строгое соответствие литературным нормам. В деловых документах никогда не используются лексико-фразеологические средства разговорного или просторечного характера. Официальная лексика исключает диалектные и профессионально-жаргонные слова.

В документах не используются неологизмы. Или встречаются, но лишь в том случае, если обладают терминологическим смыслом. Специальные слова не могут быть изменены или заменены профессионализмами или жаргонизмами.

В деловом стиле существуют значительные различия между подстилями и жанрами. Но, несмотря на это, деловой стиль может сливаться и с другим – публицистическим.

Сергей Леонидович Рубинштейн

Замороженные ягоды на зиму — подготовка, правила заморозки

Исследование бинокулярного зрения

Закуска под вино и шампанское

Категория:
Закуски Закуски из сыра

Закусок есть великое множество, но пробовали ли вы, как чудесно сочетается сыр с яблоками или грушами к винам? Очень просто на первый взгляд, но очень вкусно! Попробуйте — не пожалеете. Вроде не нашла подобное на сайте. Есть с камембером и с добавлением меда.

Не ходить по улице и соцсетям одновременно

Правильная привычка: «Не ходить по улице и соцсетям одновременно».

Ощущения.

Ощущение —
отражение в сознании человека отдельных
свойств и качеств предметов, непосредственно
воздействующих на органы чувств.

Ощущение
не дает человеку целостной картины
отражаемых объектов. Если, например,
человеку завязать глаза и предложить
прикоснуться кончиком пальца к незнакомому
ему предмету (столу, компьютеру, зеркалу),
то ощущение даст ему знание лишь отдельных
свойств предмета (например о том, что
это предмет твердый, холодный, гладкий
и т.п.).

Физиологической основой
ощущений выступают процессы, протекающие
в анализаторах.

Анализатор
состоит из 3 частей:
— рецепторов
(органов чувств), расположенных на
поверхности тела, внутри организма и в
мускулах, именно они воспринимают
раздражение;
— проводящих путей
(нервов), по которым возбуждение,
возникающее в рецепторах, передается
в соответствующие участки коры больших
полушарий головного мозга человека;

отделов мозга соответствующих участков
коры головного мозга (анализаторов),
перерабатывающих нервные сигналы,
поступающие от рецепторов.

Рецепторы
преобразуют энергию раздражителя в
нервные импульсы, которые затем поступают
в мозг и преобразуются в ощущения света,
звука, вкуса и т.д.

Основные
свойства анализаторов:
Высокая
чувствительность к адекватным
раздражителям
.
Количественной мерой чувствительности
является пороговая интенсивность, то
есть наименьшая интенсивность
раздражителя, воздействие которого
нарушает ощущение.

Адаптация
— способность
анализаторов приспосабливать уровень
своей чувствительности к интенсивности
раздражителя. При входе в темную комнату
мы вначале ничего не видим. Но через
некоторое время начинаем различать
предметы. Глаз адаптируется к темноте
в течение 4-5 минут частично, 40 минут —
достаточно и 80 минут полностью. Это
особенно необходимо учитывать при
вождении автомобиля в ночное время.

Тренируемостъ
анализаторов — повышение чувствительности
и ускорение адаптационных процессов
под влиянием самой сенсорной деятельности.

Последовательные
образы
— способность
анализаторов некоторое время сохранять
ощущение после прекращения действия
раздражителя.

Постоянное
взаимодействие

анализаторов в условиях нормального
функционирования. Например, след от
взгляда на солнце сохраняется некоторое
время и после закрытия глаз.

Минимальный
порог ощущений

наименьшая сила раздражителя, вызывающая
ощущение (нижняя граница ощущения высоты
звука составляет 15 гц, света-0,001 свечи).

Максимальный
порог ощущений

определенный предел величины и силы
раздражителя, сверх которого он перестает
адекватно ощущаться. (Звуковое колебание
силой более 120 дцб ощущается уже как
болевое).

Порог
различия
— наименьшее
изменение силы раздражителя или отличие
одного раздражителя от другого, которое
замечается органом чувств. (Величина
прибавки силы раздражителя, необходимая
для ощущения едва заметной разницы,
составляет в звуке 1/10, свете 1/100, давлении
1/30 исходной величины).

Диапазон
чувствительности определяет пропускную
способность анализатора. Он равен
«рабочей зоне», лежащей между минимальным
и максимальным порогами ощущений.
Каждому человеку свойственен свой
диапазон чувствительности. При помощи
соответствующих тренировок он может
расширяться. В процессе профессиональной
деятельности он также может либо
расширяться, либо сужаться.

Синестезия
— процесс одновременного возникновения
нескольких ощущений при действии одного
раздражителя. Например, композитор
Скрябин воспринимал разные нотные звуки
окрашенными в разные цвета.

Сенсибилизация
— повышение чувствительности в результате
взаимодействия анализаторов и
соответствующих тренировок. (Слабый
звук обостряет зрение).

Для
характеристики ощущений используются
такие их свойства, как качество,
длительность, интенсивность и др.

Ощущения
возникают с некоторой (очень малой)
задержкой после действия раздражителя.
Это запаздывание называется латентным
(скрытым) периодом ощущения.

Он
влияет на пропускную способность
анализаторов и взаимодействие между
ними. Это влияние носит как положительный,
так и отрицательный характер. Исходя
из этого, можно сделать вывод о том, что
наша психика
«не работает в режиме
реального времени». Это зачастую
обуславливает так называемый «человеческий
фактор» абсолютного большинства аварий
и техногенных катастроф.

Как
правило, снижение чувствительности
одного из анализаторов влечет за собой
повышение чувствительности других. У
людей, потерявших полностью или частично
зрение, как правило, обострены слуховые,
тактильные ощущения, обоняние. Это
механизм компенсации.

Психология познавательных процессов

Человеческая психика – сложнейшая структура, которая обеспечивает получение и обработку новой информации; она позволяет руководить поведением человека, принимать верные (равно как и ошибочные) решения и создаёт наш внутренний мир. Познавательные процессы связывают человеческую личность с реальным миром и позволяют с ним взаимодействовать.

Можно сказать, что всё содержание психики человека – это результат его познавательной деятельности. Психика – это отражение окружающего мира, а именно тех его элементов, с которыми эта личность взаимодействовала.

Чтобы понять важность познавательных процессов для человека, следует вспомнить, какая часть мозга за них отвечает. Это прежде всего серое вещество, которое обеспечивает высшую нервную деятельность

Эта структура является отличительной частью мозга позвоночных животных, и по мере эволюционного развития доля серого вещества неуклонно росла. У низших позвоночных (рыб, земноводных) серое вещество занимает небольшую часть мозга и действует как своеобразная надстройка, способствующая лучшей выживаемости животного. А вот у высших приматов, в том числе у человека, серое вещество представляет собой основную часть мозга, по сравнению с которой более «древние» части имеют незначительные размеры. Эти высшие представители животного мира отличаются и чрезвычайно высоким уровнем психических познавательных процессов. Познание реальности и управление ею из «приятного бонуса» превратилось в жизненную необходимость и основной вид психической деятельности.

Нарушение познавательных процессов действительно делает человека в той или иной степени неполноценным, несамостоятельным. Лёгкие нарушения не позволяют человеку занять достойное место в обществе, получить хорошую работу и достичь приемлемого уровня жизни. А более серьёзные нарушения и вовсе могут угрожать физическому здоровью и жизни.

Сенсорно-перцептивная сфера

Это сфера элементарных познавательных процессов, к ним относятся ощущение и восприятие. С одной стороны, они самые древние из всех когнитивных функций, с другой – они основа познания мира, так как обеспечивают поступление в мозг любой информации.

Ощущения

Разнообразные воздействия, которые оказывает мир на человека, называют сигналами, соответственно, органы чувств, отвечающие за прием этих сигналов – это приемники-рецепторы. Ощущения называют еще сенсорными процессами (sensor – с англ. датчик, чувствительный элемент). В ощущениях мы отражаем отдельные свойства, качества предметов, например, цвет, звук, температуру, характер поверхности, вкус и т. д. Ощущения фрагментарны, так как не дают целостной картины мира, и сиюминутны, так как возникают только в момент воздействия раздражителя на орган чувств. Прекратился контакт, и исчезло ощущение.

Мы привыкли считать, что есть пять чувств в соответствии с пятью основными сенсорными каналами, по которым поступает в мозг информация из внешнего мира. Это слух, зрение, обоняние, осязание (тактильные ощущения) и вкус. Ну, иногда мы можем порассуждать о каком-то таинственном шестом чувстве. На самом деле видов ощущений значительно больше пяти. В психологии их разделяют на три группы.

  • Экстерацептивные – это как раз те пять видов ощущений, которые мы все знаем. Они возникают от воздействия внешних раздражителей и связаны с работой рецепторов, расположенных на поверхности тела.
  • Интерацептивные или органические – это результат обработки сигналов от наших внутренних органов, например, ощущения голода, жажды, сердцебиения, боли.
  • Проприцептивные ощущения связаны с работой рецепторов, расположенных в мышцах и связках. Они несут информацию о положении тела, движении (кинестетические ощущения), напряжении мышц и т. д.

Наряду с этими тремя группами иногда обособленно рассматривают, например, вибрационные ощущения – очень древний вид психических явлений, своеобразный атавизм. В процессе эволюции из вибрационных ощущений развилась кожная чувствительность и слух.

Несмотря на важность ощущений, мы практически никогда не имеем дела с ними в чистом виде, точнее, редко осознаем их. Для нас познание начинается с возникновения в головном мозге целостного образа явления

А отвечает за это другой процесс – восприятие.

Восприятие

Данный познавательный процесс называют еще перцепцией и, соответственно, процессы, связанные с ним, – перцептивными. В отличие от ощущений, восприятие – это отражение мира в целостных образах, хоть и оно носит сиюминутный характер. То есть мы воспринимаем, например, дерево, только пока видим его. Стоит отвернуться, как образ восприятия исчезает. А что же остается? То, что сохранилось в памяти.

Так же как и ощущение, восприятие связано с основными сенсорными каналами, поэтому принято говорить о слуховых, зрительных, обонятельных, осязательных и вкусовых образах. Впрочем, более или менее изучены лишь первые два вида. А остальные в психологии исследованы меньше.

Кроме этих пяти видов восприятия, выделяют еще несколько:

  • восприятие времени;
  • восприятие движения;
  • восприятие пространства.

Правда, последнее имеет отношение к визуальным образам, но имеет свою специфику и носит несколько иной характер, чем формирование других зрительных образов.

Восприятие – более сложный, нежели ощущение, когнитивный процесс. Он основан на аналитико-синтетической деятельности мозга, предполагает активность различных его отделов и имеет несколько этапов или стадий:

  • обнаружение воздействия;
  • различение – собственно восприятие;
  • идентификация – сравнение с имеющимися в памяти образами;
  • опознание – создание целостного образа.

Восприятие связано с деятельностью и общим психическим состоянием человека. Эта связь называется апперцепцией. В разном эмоциональном состоянии мы воспринимаем одни и те же объекты по-разному – это знакомо всем нам. И чем богаче сенсорный опыт человека, чем больше образов хранится в его памяти, тем богаче и разнообразнее его восприятие. Он видит нюансы оттенков облаков на закате, замечает пение птиц даже среди шума города, ощущает прохладу ветерка и ароматы цветущего луга, в которых может выделить запахи разных цветов.

Внимание и память

Процесс познания можно представить в виде лестницы, восхождение по которой начинается с ощущений, затем переходит к восприятию, мышлению, воображению и завершается на вершине, которую представляет творчество. Но два когнитивных процесса стоят особняком

Это внимание и память. Они играют вспомогательную роль и существуют только в связи с другими процессами познания

Но с другой стороны, никакая разумная деятельность человека без них невозможна.

Внимание

Это концентрация сознания на внешних объектах и явлениях или на внутренних процессах. Чтобы воспринимать что-то, мы должны на этом сосредоточиться, а объекты, не попадающие в сферу внимания, нами просто не замечаются, то есть и не включаются в процесс познания.

Выделяют два основных вида внимания: произвольное и непроизвольное.

Непроизвольное внимание возникает само по себе, под воздействием специфических раздражителей. Такое сосредоточение независимо от нашего желания вызывают какие-то сильные, яркие, необычные объекты и явления или те, что имеют для нас значение, связаны с нашими интересами и потребностями.
Произвольное внимание – осознанная деятельность, направленная на поддержание сосредоточения на объектах, не вызывающих интереса

Значимость этих объектов обусловлена целями и задачами деятельности, а не их яркостью и необычностью. Например, чтобы сосредоточиться на сложном тексте учебника, надо приложить усилия. Произвольное внимание часто вызывает затруднение, поэтому необходимо развивать навыки осознанной концентрации.

В психологии внимание рассматривается и как динамическая сторона познания, и как его направляющая. Именно этот процесс определяет избирательность нашего сознания, причем не только в плане познания, но и в психической деятельности в целом

Внимание также связано с повышенной активностью различных центров головного мозга и делает любую нашу деятельность, в том числе познавательную, эффективной и продуктивной. А утрата способности к концентрации и сосредоточению, непроизвольная потеря внимания – это серьезное психическое заболевание.

Память

Вы уже знаете, что возникающие в процессе восприятия образы неустойчивы. Чтобы они сохранились и стали частью опыта и материалом для нашего мышления, необходима работа памяти

Так же как и внимание, она не является самостоятельным психическим процессом. Не существует памяти в чистом виде, вне, например, процессов восприятия, которое поставляет информацию, или мышления, которое работает с тем, что в памяти сохранено

Весь наш опыт, в том числе и профессиональный, и чувственно-эмоциональный – это заслуга памяти. Но она выполняет и другие важные функции, не только формируя опыт, но и устанавливая связь между настоящим и прошлым. А утратив память, человек вместе с воспоминаниями и накопленным опытом теряет и собственную личность.

В памяти выделяют 4 взаимосвязанных процесса:

  • запоминание;
  • сохранение информации;
  • ее воспроизведение;
  • забывание.

Последний процесс тоже важен не только в сфере познания, но и для сохранения эмоционального равновесия человека.

Запоминание и сохранение данных тесно связано не только со всеми познавательными процессами, но и со сферой деятельности. Чтобы знания легче запомнились и дольше сохранялись, они должны быть включены в деятельность: повторение, осмысление, анализ, структурирование, использование в практике и т. д.

Память носит ассоциативный характер, то есть эффективное запоминание происходит через установление связи (ассоциации) с уже имеющейся у нас информацией. Из этого следует очень интересный и важный вывод: чем больше мы знаем, тем легче запоминаем новое.

Таким образом, познавательные процессы – это сложная система психических явлений, которые обеспечивают полноценное существование человека и его взаимосвязь с окружающим миром.

Основание черепа

Такой удар может вызвать повреждения позвоночника. Наносите его только в крайнем случае.

Пройдите курс обучения чему-то новому.

Наши знания нас меняют. Приумножая свой внутренний багаж знаний, вы расширяете свои горизонты и напоминаете себе о том, что еще много чего не знаете об этом мире и что существует много разных способов изменить свое мировоззрение.

Сгорела заживо

Добычей преступников стали 15 тысяч реалов, посуда и золотой диск, который Лоалва Браз получила за свою зажигательную «Ламбаду». Сама Браз погибла в огне. Как сообщили полицейские, скорее всего, она находилась в сознании, когда автомобиль охватило пламя, то есть по сути женщину сожгли заживо.
Убийцы бразильской исполнительницы были пойманы и сознались в содеянном. Одним из бандитов оказался бывшим сотрудником мини-отеля, принадлежавшего Лоалве.
Через 4 месяца Лоалва Браз отметила бы свое 64-летие.

Классификация и закономерности

Познавательные процессы делятся на две больших группы:

  • специфические;
  • неспецифические.

Каждая группа включает несколько процессов.

Специфические

Это познавательные процессы, принцип работы которых невозможно точно описать, охарактеризовать.

Ощущения

Ощущения – сенсорные процессы, которые отвечают за отражение отдельных свойств разных предметов — вкус, цвет, характер поверхности, температура. Ощущения исчезают, когда заканчивается контакт с внешним объектом. Они делятся на три группы зависимо от расположения рецепторов:

  1. Интероцептивные — расположены внутри организма, считывают информацию с работы внутренних органов.
  2. Экстероцептивные — к ним относятся пять основных видов ощущений, о которых знает любой человек. Расположены на поверхности тела.
  3. Проприоцептивные — расположены внутри мышечных волокон, связок.

Несмотря на важность ощущений, человек не осознает их полностью.

Восприятие

Второе название — перцепция. Восприятия помогает отражать мир в целостных образах, но они сиюминутны. Например, человек точно представляет машину, пока смотрит на нее. Если от нее отвернутся, изображение сохранится в памяти, а прямое восприятие прекратится.

Виды восприятия:

  • слуховое;
  • обонятельное;
  • зрительное;
  • вкусовое;
  • осязательное;
  • восприятие пространства, движения, времени.

Восприятие строится на аналитико-синтетической деятельности головного мозга.

Мышление

Мышление — процесс отражения действительности. С его помощью человек обрабатывает поступающую информацию. Мышление представляет собой сложную деятельность, которая организуется, управляется сознательно.

Мыслительные операции:

  1. Анализ — обработка полученной информации, выделение из нее главных элементов, качеств.
  2. Сравнение полученных данных, отдельных моментов.
  3. Обобщение образов.
  4. Синтез — распределение информации по отдельным блокам для формирования новых теоретических знаний.

Мышление бывает абстрактно-логическим, наглядно-образным, наглядно-действительным.

Неспецифические

Представляют собой познавательные процессы, которые полностью осознает и может охарактеризовать человек.

Память

Память позволяет преобразовывать сохраненную информацию для активной работы мышления, но ее нельзя назвать самостоятельным психическим процессом, поскольку она не существует в чистом виде.

Опыт, которые накапливает человек в течение жизни является памятью. Если человек ее утратит, он потеряет опыт, собственную личность. Память состоит из 4 процессов:

  • забывания;
  • запоминания;
  • воспроизведения;
  • сохранения информации.

Внимание

Внимание — концентрация сознания на внешних объектах. Чтобы правильно выполнять работу правильно, нужно на ней сконцентрироваться

При этом окружающие факторы уходят за грани визуального восприятия. Виды внимания:

Произвольное — осознанная деятельность, при которой индивид концентрирует внимание на малоинтересном.
Непроизвольное — внимание концентрируется на объекте под воздействием различных раздражителей.

Психологи рассматриваются внимание как направляющую мышления.

Воображение

Воображение отвечает за рождение новых образов. Это человеческая форма познания окружающего мира. Элементарное мышление присуще высшим животным, но воображение им недоступно.

Воображение можно назвать сложным психическим процессом, во время задействования которого комбинируются различные элементы из прежнего опыта и создаются новые образы.

Воля

Воля — умение человека, позволяющее контролировать желания, поведение, деятельность зависимо от поставленных задач. С помощью воли индивид может преодолевать сложности, выстраивать продуктивную целенаправленную деятельность.

Представление

Представление – это процесс воспроизведения прошлых образов. Результаты представления – это вторичные образы, то есть извлеченные из памяти «первые сигналы». Представления воспроизводят прошлые первичные образы. Это образы объектов, которые в данное время не действуют на рецепторную поверхность анализатора. Представления воплощают в себе один из видов памяти (образную память), что определяет их важнейшее значение в структуре психических процессов. Представления есть необходимое связующее звено между первосигнальными психическими процессами (образы ощущений и восприятий) и второсигнальными мыслительными и речемыслительными процессами. Представления накапливают в себе признаки различных единичных образов. На основе этих признаков строится «портрет класса объектов», и тем самым обеспечивается возможность понятийно-логического отображения структуры этого класса.

Характеристики представлений:

    1. Панорамность – выход за пределы перцептивного поля.
    2. Взаимообособление фигуры от фона.
    3. Выпадение абсолютных величин (несохранение числа однородных элементов; нарушение воспроизведения абсолютных размеров).
    4. Преобразование геометрической формы в топологическую схему; схематизация образа.
    5. Превращение последовательного образа в одновременную структуру.
    6. Сдвиги в воспроизведении длительности. Это свойство обобщено С. Л. Рубинштейном в виде эмпирического закона заполненного временного отрезка. Этот закон определяет закономерность отклонения психологического времени воспоминания прошлого от объективного времени.
    7. Большая прочность сохранения образа временной последовательности по сравнению с временной длительностью.
    8. В зрительных представлениях происходят сдвиги образа в сторону основных цветов спектра; отдельные конкретные оттенки выпадают.
    9. Вторичные образы являются менее яркими, более бледными по сравнению с первичными образами.
    10. Неустойчивость представлений, хорошо известная каждому по собственному опыту. Она выражается в колеблемости, текучести вторичных образов. Можно назвать это свойство дефицитом константности представлений.
    11. Фрагментарность представлений – непредставленность отдельных сторон, черт, частей предмета, образ которого дан в представлении (выражение дефицита целостности по сравнению с образами восприятия).
    12. Обобщенность представлений имеет свою специфику – это обобщенность не только единичного предмета, но и класса или категории аналогичных предметов.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector